Франчайзинг — это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров.
Франчайзор — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.
Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзором.
Франшиза — это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору.
Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:
Прямой франчайзинг. Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране.
Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу.
Договор :
Основные элементы
Франчайзинговый договор должен быть единым для всех франчайзи.
Франчайзинговый договор обычно включает определение «интеллектуальной собственности» франчайзора. Под интеллектуальной собственностью франчайзора понимается торговый знак, ноу-хау, специальные детали производственного процесса, торговые и производственные секреты и другая конфиденциальная информация. Рекомендуется, чтобы профессиональный юрист участвовал в проработке данного вопроса.
Успешная франчайзинговая структура состоит из четырехстороннего партнерства между франчайзором, франчайзи, другими франчайзи в системе и потребителем. Эти отношения должны быть детально изложены в договоре, защищая права всех сторон. Самым лучшим способом защиты интересов каждого отдельного франчайзи является жесткий контроль всей системы.
Три фазы
Франчайзинговый договор, по сути говоря, имеет дело с тремя фазами или этапами развития взаимоотношений между франчайзором и франчайзи.
Первая фаза. Первый этап взаимоотношений — это период, когда франчайзор нашел франчайзи, и франчайзинговый договор подписан и приведен в исполнение. В это время франчайзи проходит обучение, находит подходящее местоположение, занимается его обустройством и начинает вести свои дела.
Вторая фаза. Этот этап представляет собой период, в течении которого работает франчайзинговое предприятие. Если франчайзи и франчайзору удается успешно пройти этот этап, то их взаимоотношения могут продолжаться практически бесконечно.
Третья фаза. Здесь происходит окончание взаимоотношений между франчайзором и франчайзи. Тому могут быть множество причин: одна из сторон нарушила положения договора, смерть франчайзи и т.п.
Роль адвоката франчайзи
Каждая из фаз взаимоотношений между франчайзором и франчайзи должна быть оговорена в договоре. Необходимо тщательно продумать структуру взаимоотношений. Рекомендуется обратиться к профессиональному юристу, чтобы он квалифицированно подготовил договор, который бы максимально удовлетворял запросы франчайзингового предприятия. Франчайзинговый юрист должен обладать опытом во франчайзинге.
Франшиза как лицензия
Большая часть франчайзинговых договоров оговаривают лицензию, по которой франчайзи может пользоваться ноу-хау, торговым знаком и бизнес системой франчайзора. Детали бизнес системы находятся в производственном пособии.
Франчайзинговый договор содержит пункт, по которому франчайзор обязан раскрыть франчайзи все детали функционирования предприятия. Франчайзор также обязан обучить франчайзи вести данный бизнес. Договор должен обязывать франчайзи следовать всем стандартам производства. В отличие от франчайзингового договора операционное пособие (пособие по функционированию предприятия) может быть модифицировано и дополнено. Договор также предусматривает положение, по которому франчайзор может время от времени модифицировать и обновлять франчайзинговую систему. Этот момент, однако, не означает, что франчайзор может отклоняться от операционного пособия.
Финансовые обязательства
Большая часть франчайзинговых договоров предусматривают наличие первичного взноса за покупку франшизы. Эта первичная плата покрывает расходы франчайзора, связанные с обучением франчайзи и его персонала, открытием его предприятия и других расходов в этот период.
Франчайзи должен делать регулярные взносы франчайзору (называемые также сервисная плата, или роялти, или управленческая плата) за право пользования его системой и поддержку. Договор оговаривает, как эти регулярные взносы рассчитываются, выплачиваются и проверяются. Большинство франчайзоров предпочитают, чтобы взносы делались еженедельно, максимум ежемесячно.
Многие франчайзинговые договоры предусматривают выплату определенных сумм в общий рекламный фонд. Договор предусматривает, как эти деньги будут тратиться и кто их контролирует, а также формы отчетности франчайзора перед франчайзи за расходы по этой статье.
Срок договора
Франчайзинговый договор предусматривает срок, в течение которого он действует. Франчайзи может иметь право на продолжение договора, если во время его действия он не совершил серьезных нарушений.
Важно, чтобы срок действия франчайзингового договора совпадал со сроком договора об аренде помещений, так как в противном случае франчайзи может оказаться в неприятной ситуации, когда договор с франчайзором прекращен, а он все еще должен нести расходы по аренде без возможности продолжать свой бизнес в этом помещении.
Обязанности сторон
Франчайзинговый договор включает положения, оговаривающие обязанности франчайзора и франчайзи. Эти положения излагаются очень детально и занимают большую часть договора.
Обязанности франчайзора
Установка всех выплат. Франчайзор должен установить все выплаты, связанные с франчайзинговой системой. Это включает первоначальный взнос, регулярно оцениваемый сервисный взнос за использования товарного знака, выплаты в рекламный фонд и другие взносы за предлагаемые франчайзором дополнительные услуги. Эти выплаты и платежные обязательства оговариваются во франчайзинговом договоре.
Передача деловой и технической информации. Франчайзор создал удачную бизнес концепцию, в основе которой лежит техническая информация. Для успешной деятельности франчайзингового предприятия это знание должно быть предано франчайзи через систему обучения и поддержки.
Документация всех правил и положений. Франчайзор, разрабатывая успешную деловую концепцию, должен стандартизировать все процедуры и положения, который сделали его бизнес успешный. После стандартизации все правила и процедуры должны быть документированы. Имея эту документацию франчайзор может тогда обеспечить каждого франчайзи практической инструкцией в бизнесе. Эта инструкция должна быть единой для всей франчайзинговой системы, что гарантирует высокое качество операций повсюду в системе.
Контроль качества. Франчайзор должен поддерживать репутацию франчайзинговой системы. Чтобы успешно сделать это, ему требуются система контроля качества, которая должно применяться ко всем действующим франчайзи в системе. Этот контроль качества обеспечивает метод для оценки работы франчайзи.
Обеспечение постоянной поддержки. Франчайзор должен обеспечивать постоянную поддержку каждому франчайзи, включая повышение квалификации, поддержку в управлении и оперативные услуги по требованию.
Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках. У франчайзора есть возможность вести переговоры о выгодных условиях поставок с крупнейшими поставщиками сырья и оборудования (например, муки для пекарен или кухонной мебели для специализированных магазинов). Эти специальные скидки дают возможность франчайзи значительно уменьшить свои затраты.
Уточнение графика развития. Франчайзор несет полную ответственность за выработку конкурсных условий для тех франчайзи, которые хотят владеть больше, чем одной франшизой. Эти условия находятся в зависимости о успехов конкретного франчайзи и должны контролироваться франчайзором для того, чтобы расширение франчайзинговой системы происходило за счет успешных франчайзи.
Предоставление защищенной территории. Франчайзор при подписании франчайзингового договора должен оговорить защищенную территорию, на которой франчайзи будет работать. Это делается для гарантии того, что на оговоренной территории не будет открыто других франшиз этой же марки.
Определение условий разрыва и продолжения контракта. Франчайзор определяет во франчайзинговом договоре положения о разрыве отношений с франчайзи. Эти положения должны быть стандартизированы и применяться одинаково во всей франчайзинговой системе. Франчайзор также разрабатывает условия продолжения договора с франчайзи, которые должны быть стандартизированы и применяться одинаково во всей франчайзинговой системе.
Обязанности франчайзи
Выплата первичного взноса. Как оговаривается в договоре, франчайзи должен внести первичный взнос за франшизу. Договор также оговаривает другие необходимые выплаты.
Выплата сервисного взноса. Франчайзи должен выплачивать все сервисные взносы, назначенные франчайзором, в указанные им сроки. Сроки условия оплаты оговариваются во франчайзинговом договоре.
Другие выплаты. Франчайзор может потребовать от франчайзи, чтобы он принял обязательства и по другим выплатам, которые поддерживают франчайзинговую систему. Эти выплаты могут включать периодичные отчисления в общий фонд рекламы и обязательства по первоначальной покупке оборудования, мебели, инвентаря и вывески. Эти выплаты оговариваются во франчайзинговом договоре и должны быть выплачены в оговоренные сроки.
Использование торговой марки. Франчайзи, при исполнении франчайзингового договора, соглашается использовать франчайзинговый торговый знак и/или брэнднейм. Это использование ограничено и должно проводиться в форме, удовлетворяющей франчайзора. Невыполнение этого пункта рассматривается как нарушение франчайзингового договора и может привести к разрыву отношений.
Следование производственным стандартам. Франчайзи, приобретая франшизу, соглашается следовать производственным стандартам, уставленным франчайзором. Эти стандарты предназначены для поддержки единообразия среди существующих франчайзи. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзором.
Следование программе франчайзора. Франчайзи должен следовать всем требованиям франчайзинговой программы. Эти требования являются условием единообразия предоставляемых услуг во всей франчайзинговой системе. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзором.
Перед тем, как подписать франчайзинговый договор важно, чтобы потенциальный франчайзи полностью понял основу франчайзинговых отношений. Обе стороны берут на себя обязательства при подписании договора. Обязанности в каждом конкретном случае могут быть различными, но всех их объединяет то, что они служат для успешного роста франчайзинговой системы.
Другие важные положения
Существуют несколько положений, которые также могут быть включены в договор. Вот некоторые из них.
Поставки. Франчайзинговый договор может включать положения, оговаривающие, как франчайзи осуществляет поставки. Франчайзи может быть обязан производить поставки только от одобренных франчайзором поставщиков. Если франчайзи может закупать только у франчайзора, он должен быть поставлен в известность об этом с самого начала. Франчайзор должен объяснить франчайзи, что он не получает от этого сверхприбылей.
Прекращение действия договора. Франчайзинговый договор должен содержать детальное описание прекращения взаимоотношений между франчайзором и франчайзи, которое может возникнуть в результате продажи предприятия, прекращения договора из-за серьезного нарушения обязанностей одной из сторон или из-за смерти франчайзора или франчайзи. Любое из этих событий влечет за собой серьезные последствия, и поэтому они должны быть детально оговорены в договоре.
Условия прекращения договора. Договор оговаривает условия, при которых франчайзинговый договор может быть прекращен. Положения договора о последствиях прекращение не менее важные, чем положения о самом расторжении договора. Франчайзи должен прекратить использование интеллектуальной собственности франчайзора. Франчайзинговый договор также часто ограничивает бывшего франчайзи в ведении подобного бизнеса на данной территории в течении определенного времени. Это ограничение, правда, необходимо тщательно проработать, чтобы им возможно было воспользоваться.
Вывод
Этот раздел осветил основные элементы франчайзингового договора. Важно отметь, что не все положения были освещены здесь, так как требования франчайзингового договора отличаются в зависимости от типа бизнеса. Исключительно важно, чтобы в подготовке договора участвовал профессиональный юрист по франчайзингу.
Известные компании-франчайзеры О франчайзинговой системе МакДональдс
Макдональдс, как франчайзинговая компания развивается с 1955 года и полагается на её франчайзи, которые играют важную роль в успехе системы. Макдональдс по-прежнему привержен франчайзингу, как преобладающему способу ведения бизнеса. Сегодня, франшизы McDonalds являются ведущей мировой розничной сетью общественного питания с более чем 30 000 ресторанами, расположенными в более чем 100 странах мира. Если вы подумываете о покупке франшизы McDonalds, вы, скорее всего, купите существующий ресторан франшизы. Большинство франчайзи входят в систему путем приобретения существующих ресторанов, либо от Макдональдс или франчайзи Макдоналдс. Очень небольшое количество новых операторов входят в систему открытием нового ресторана.
Финансовые требования и начальные затраты к открытию Макдональдс
Начальный взнос необходим, когда вы покупаете новый ресторан (40% от общей стоимости), либо существующий ресторан (25% от общей стоимости). Авансовый платеж должен быть не из заимствованных средств. Это должны быть личные ресурсы, которые включают в себя наличные деньги, ценные бумаги, облигации и долговые обязательства. Так как общая стоимость варьируется от ресторана к ресторану, минимальная сумма первоначального взноса будет меняться. Как правило, вам нужно не менее $ 300 000 не связанных с заимствованием, которые и будут рассматриваться в качестве аванса, чтобы открыть франшизу Макдональдс. Лица с хорошими финансовыми возможностями могут быть лучше подготовлены к покупке дополнительных предприятий, то есть сети ресторанов, что Макдональдс поощряет.
Другие требования к открытию Макдональдс
Хороший опыт ведения бизнеса - физические лица, которые продемонстрировали успешное владение или управление несколькими предприятиями.
Быстрый рост - Физические лица, которые обладают способностью быстро развиваться с Макдоналдс.
Бизнес-план - способность разрабатывать и выполнять бизнес-планы.
Хорошее управление финансами - Возможность управлять финансами, включая глубокое понимание финансовой отчетности.
Хорошие управленческие навыки - обязательно, опыт личного управления операционной деятельностью ресторанного бизнеса.
Обучение - готовность пройти программы обучения и овладеть всеми аспектами операционной деятельности ресторанного бизнеса Макдональдс.
Хорошее знание клиента - возможность эффективно управлять организацией, мотивировать сотрудников ресторана, оказывать исключительное качество обслуживания клиентов.
Хорошая кредитная история - приемлема кредитная история
Текущие сборы в Макдональдс
В течение срока действия франшизы, вы платите Макдональдс следующие сборы:
Стоимость услуги - ежемесячная плата основана на эффективности продаж ресторана (в настоящее время плата за услуги в 4,0% от ежемесячного объема продаж).
Рента - ежемесячная арендная плата или процент арендной платы, которую представляет собой процент от ежемесячных продаж. Макдональд, как правило, владеет имуществом, а также выступает в качестве арендодателя.
Франчайзинг от Шоколадницы
Предприятия питания
Сеть кофеен «Шоколадница» – один из самых успешных проектов в сфере ресторанного бизнеса в России и странах СНГ.
Сегодня «Шоколадница» динамично развивается: сейчас в России работают более 200 кофеен. География «Шоколадницы» включает Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Калининград, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Уфу, Сочи, Краснодар2006 год – начало активной экспансии сети в регионах. В 2006 году «Шоколадница» вышла на международный рынок, открыв первую кофейню в Киеве. Сегодня в столице Украины свои двери для гостей открыли уже 9 кофеен.2008 год стал поворотным для развития сети. В непростое кризисное время компания начала продажу франшизы. Программа лицензирования торговой марки «Шоколадница» – важное направление развития сети. Сегодня на правах франшизы работают 30 кафе «Шоколадница» в 17 городах (Кемерово, Пятигорск, Ульяновск, Волгоград, Волжский, Хабаровск, Череповец, Дмитров, Наро-Фоминск, Тюмень, Раменское, Королев, Чита, Воронеж, Ессентуки, Ереван, Севастополь)Гордость сети – два успешных франчайзинговых проекта в ближнем зарубежье: в Ереване (Армения) и Севастополе (Украина). В ближайших планах – открытие «Шоколадницы» в Алма-Ате (Казахстан), Нижневартовске, Сургуте, Туле, Одессе. Но сеть не собирается ограничиваться рынком стран СНГ, рассматривая потенциальные возможности выхода на мировой рынок. Сегодня идут переговоры о продаже франшизы на перспективные рынки в Китае, Греции и Индии.В 2007 году сеть запустила новый амбициозный проект – сеть японских кафе «Ваби Саби», один из самых «молодых» брендов среди сетевых ресторанов японской кухни в России.Первое японское кафе «Ваби Саби» открылось 3 июня 2007, и быстро завоевало устойчивые позиции в этом высококонкурентном сегменте сетевых ресторанов японской кухни на российском рынке.Сегодня сеть насчитывает 19 сетевых кафе и 2 кафе открытых по программе франчайзинг.В 2010 начался новый этап развития «Ваби Саби»: 1 июля в Севастополе (Украина) открылось первое кафе «Ваби Саби» на основе франшизы. В планах ближайшего развития – ежегодное открытие не менее пяти новых японских кафе.