--PAGE_BREAK-- 2. Управление конкурентоспособностью молочной продукции ОАО «Хладокомбинат».
Объектом исследования является конкурентоспособность молочной продукции открытого акционерного общества «Хладокомбинат».
На рынке города Благовещенска существует большое разнообразие молочной продукции, как производимой местными предприятиями, так и привозной. В настоящее время основными производителями молочной продукции в городе являются ОАО «Молочный комбинат «Благовещенский» и ОАО «Хладокомбинат», конкуренция между ними постоянно возрастает. Сегодня удержаться на рынке молочной продукции можно, только завоевав симпатии покупателей. Поэтому так важно постоянно отслеживать конкурентоспособность производимой продукции, и постоянно искать пути ее повышения, устраняя существующие недостатки.
Проведем анализ управления конкурентоспособностью молочной продукции на примере молока «Фермерское», выпускаемого ОАО «Хладокомбинат».
Основной целью управления конкурентоспособностью молока «Фермерское» является адаптация продукции к требованиям потребителей по соотношению «качество-цена». Решения по такой адаптации принимаются аппаратом управления при помощи механизма управления конкурентоспособностью, который включает принципы, функции и методы обеспечения конкурентоспособности.
Принципами обеспечения конкурентоспособности на анализируемом предприятии являются:
1) ориентация на потребителя — основная задача ОАО «Хладокомбинат» заключается в удовлетворении требований потребителей. Стратегия деятельности предприятия направлена на обеспечение высокого качества производимой продукции, что является основной составляющей конкурентоспособности;
2) ориентация на продукцию — создание товара, соответствующего требованиям рынка;
3) непрерывность — процесс управления конкурентоспособностью является непрерывным, поскольку рыночная конъюнктура постоянно изменяется, что требует проведения систематических мероприятий по повышению качества продукции, а также снижения затрат на ее производство и реализацию.
Наиболее важной частью механизма управления конкурентоспособностью являются функции обеспечения конкурентоспособности.
К общим функциям управления конкурентоспособностью относятся: планирование уровня конкурентоспособности продукции; организация работ по его обеспечению; мотивация и контроль уровня конкурентоспособности продукции.
На предприятии не ведется стратегическое планирование конкурентоспособности молочной продукции. В основном составляются оперативные (ежегодные) планы, которые складываются из ежемесячных, еженедельных и ежедневных.
Направления изменения объема продаж молочной продукции определяются на основе анализа существующего спроса, а также возможностей предприятия расширить производство.
Что касается ценовой политики предприятия, ее суть заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы обеспечить намеченный объем прибыли и решать другие задачи предприятия. Ценовая политика предприятия реализуется через ценовые стратегии и рассматривается в контексте общей политики фирмы.
Под стратегией ценообразования следует понимать способы и формы реализации целей ценообразования на достаточно длительную перспективу. Для ОАО «Хладокомбинат» — это стратегия ценового прорыва или стратегия «вытеснения конкурентов». Фирма за счет массового производства выдерживает низкий уровень цен. Значительное внимание в ОАО «Хладокомбинат» уделяют исследованию цен на рынке. Один раз в месяц проводится мониторинг цен конкурентов, в ходе которого сравниваются цены продукции данного предприятия и конкурентов. Полученная информация анализируется и, если требуется, то вносятся необходимые коррективы.
К аппарату управления конкурентоспособностью относятся люди, принимающие решения по обеспечению конкурентоспособности, а также обеспечивающие процесс подготовки, принятия и реализации решений.
К основным звеньям организационной структуры обеспечения конкурентоспособности можно отнести следующие: отдел маркетинга; отдел сбыта; производственный отдел; отдел снабжения; финансово-бухгалтерская служба.
На предприятии важно обеспечить заинтересованность работников в выполнении своих обязанностей и в общих результатах работы коллектива. Эту задачу решает функция мотивации. Ее назначение состоит в том, чтобы создать у сотрудников фирмы внутренние побудительные мотивы к высокопроизводительному труду.
Для достижения поставленных перед работниками целей применяются следующие методы:
1) организационные (устав организации, организационная структура и штатное расписание, положения об отделах должностные инструкции, правила внутреннего распорядка);
2) распорядительные (приказы, распоряжения, указания, инструкции, нормирование труда, координацию работ и контроль исполнения);
3) экономические (своевременное и качественное выполнение заданий, проявление инициативы работниками вознаграждается денежными выплатами в форме премий);
4) социально-психологические методы (моральное поощрение — личная и публичная похвала, представление к благодарности, наказание — устное порицание, выговор и увольнение).
Также одной из функций управления конкурентоспособностью продукции в ОАО «Хладокомбинат» является обеспечение контроля, цель которого состоит в том, чтобы установить, насколько реальные результаты деятельности соответствуют необходимым. Задача контроля производства заключается в том, чтобы следить за ходом производственного процесса, соблюдением его технологического режима, а также установлением графиков производства и выпуска готовых изделий. Система контроля производства представляет собой единое целое с системой контроля качества. Однако сфера действия системы контроля качества шире, чем процесс производства, поскольку охватывает все стадии производственно-хозяйственной деятельности.
Процесс обеспечения надлежащего качества заключается в проведении ряда следующих действий:
1) выявление и анализ реальных и потенциальных потребностей и запросов в отношении потребительских свойств данного товара, а также создание новых видов;
2) анализ и оценка качества аналогичных товаров, предлагаемых конкурентами;
3) прогнозирование спроса и характеристик внешней среды и определение целесообразности создания товара с новыми показателями качества;
4) разработка новой продукции и проектирование ее качества;
5) планирование и разработка стандартов качества;
6) контроль качества сырья;
7) контроль производства;
8) контроль готовой продукции и ее реализации;
9) организация обратной связи с потребителями, получение и анализ отзывов, пожеланий со стороны потребителей.
Эффективное управление качеством наряду с прочим означает приемлемый уровень издержек производства, что, в свою очередь, предполагает наличие финансового контроля. Этот вид контроля на предприятии реализуется посредством бухгалтерского учета совместно с калькуляциями издержек производства, а соответствующая ему система включает специфические методы и процедуры, счетных работников и руководящий персонал финансово-бухгалтерской службы, а также необходимую счетно-техническую базу. Благодаря этому руководство организации получает возможность постоянно контролировать расходы, непрерывно получать информацию, необходимую для установления реалистических цен на продукцию, своевременно узнавать об отклонениях от нормативных издержек в любом производственном и сбытовом звене, получать регулярные отчеты о фактических прибылях и убытках, а также прогнозировать ожидаемые прибыли и убытки. Итоговые финансовые показатели отражаются в сводном балансе.
Оценка уровня конкурентоспособности продукции начинается с обоснования или уточнения цели и задач по ее достижению. Главной целью оценки конкурентоспособности молочной продукции ОАО «Хладокомбинат» является обеспечение постоянной ее привлекательности на рынке, наделение данной продукции преимуществами по сравнению с аналогичной по назначению продукцией конкурентов. В зависимости от конкретных условий на рынке и возможностей фирмы достижение этой цели может быть связано с решением различных задач, которые определяют содержание и объем необходимой информации о рынке, товаре и конкурентах.
Такими задачами являются:
1) выявление недостатков продукции, влияющих на ее конкурентоспособность;
2) разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности по отдельным параметрам товара.
продолжение
--PAGE_BREAK--