Изображение Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».Автор: Толстой Л.Н.
Л.Н.Толстой в романе “Война и мир” намеренно избегал героизации образа русского полководца.
Кутузов является представителем народа, обычным русским человеком, способным понять желания и стремления народа. Народ боялся за своё будущее, за свободу и независимость своей страны. И в этой войне нужен был Кутузов, ведь именно народ выбрал его на пост главнокомандующего, вопреки воле царя.
Кутузов не придаёт значения собственной личности, он считает, что есть нечто, что гораздо сильнее и значительней его воли — это неизвестный ход событий. И он умел видеть этот ход, события, отрекаться от собственной воли ради общего блага, он утверждал, что “победили” даже если приходилось отступать за долго до начала Аустерлицкого сражения предсказал поражение.
Л.Н. Толстой изображает Кутузова как истинно русского человека, способного понять желания и стремления народа. Он не только великий полководец, но и прекрасный психолог, умудрённый жизненным опытом человек. Кутузов не стремился к славе, героизму, он чувствует, любит и верит в русских людей, солдат, которыми ему приходится командовать. Ему от природы дано понимать их нужды. Толстой написал о том, что нет величая там, где нет простоты, добра и правды. И всё это было у Кутузова.
Одним из первых в русской литературе Л. Толстой отошел от традиции изображения Наполеона как великой личности, которая своей волей изменила ход истории. Впервые мы видим Наполеона глазами князя Андрея, видящего его после Аустерлицкого сражения. Андрей восхищался Наполеоном, даже хотел, как и он, найти свой “Тулон”. Болконский лежит раненый, и перед ним предстает его прежний кумир, возбуждавший в нем честолюбивые мечты и планы: “Он знал, что это был Наполеон — его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком”. Нашествие Наполеона на Россию в романе Л. Толстого — это покушение на самые глубокие основы человеческой жизни. Двенадцатый год в романе «Война и мир» — это решающее опровержение такой попытки, и Наполеону прямо противопоставлен Кутузов. Кутузов переживает военные события не столько разумом, сколько сердцем. Так, видя отступление русских войск под Аустерлицем, он говорит, указывая на бегущие войска: «Рана не здесь, а вот где!» В противоположность Наполеону, Кутузов — не носитель своей воли, все в его образе обратно произволу, насилию над естественным ходом вещей. Он не приказывает, а просит солдат, что ещё раз доказывает любовь к народу. Толстой убежден, что естественный ход истории предрешен заранее, и определяется он не волей одного человека, а скрытым двигателем событий — в войне 1812 года этим двигателем автор называет «скрытую теплоту патриотизма». Известно, что автор «Войны и мира» с большим недоверием относился к военной, науке, считал, что не ею определяется успех или неуспех войны, а чем-то совсем иным. Это иное обнаруживает себя во всенародной воле, в порыве людей, а значение Кутузова в том, что, он объединяет эту общую волю. В образе Кутузова автор подчеркивает, прежде всего, его простоту, отсутствие позерства, свойственного Наполеону. Даже на лошади Кутузов сидит как-то неловко, без щеголеватости. Кутузов естественен во всех своих душевных Движениях, он не стремится к личной славе. Еще одна очень существенная черта — Кутузов скептически относится к составляемым заранее планам сражений, к диспозициям, к всей воинской науке. Он видит путь победы в ином — в чем-то неуловимом, в том, чтобы служить неизбежному ходу вещей, предопределенному заранее. «Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», — так пишет Л. Толстой о своем герое. В этом, в этой простоте и естественности Кутузова, видит автор главную его отличительную черту, главный признак подлинного величия.
Таким образом, Толстой, не героизируя Кутузова, возвышает его над Наполеоном. А в глазах русского народа Кутузов был, есть, и останется героем на все времена.