--PAGE_BREAK--Для повышения полноты использования ассортимента некоторые аптеки разработали информационные листы по клинической классификации, представляющие собой перечень имеющихся в аптеке лекарственных средств с указанием их цены. Такая информация представляется поликлинике 2 раза в месяц. Информационные листы удобны для врачей; практика их применения позволяет увеличить полноту использования ассортимента лекарственных средств. [2]
Увеличение количества лекарственных препаратов и лекарственных форм значительно повысило роль справочно-информационных изданий в практической работе врачей-педиатров. Основными справочниками лекарственных препаратов остаются «Лекарственные средства» М.Д. Машковского и справочник «Vidal» издательства «Астра Фарм Сервис». На основании опроса 550 врачей-педиатров (в г. Москве) совершенно очевидно неоценимое значение указанных изданий в повышении качества работы педиатра. [21]
Установлено, что наиболее предпочтительной формой получения информации для врачей-педиатров является информационный бюллетень (90% опрошенных). [22]
В условиях дефицита бюджета увеличивается спрос на безрецептурные лекарственные средства. Проведенные исследования показали, что в 93% случаев посетители приходят в аптеку без рецепта врача. [19] Поэтому для безрецептурных лекарственных средств, особенно тех, которые применяются в педиатрии, информация о лекарственных средствах очень важна как для покупателя, так и для врача-педиатра. К сожалению, реклама в средствах массовой информации нередко вводит потребителя в заблуждение, освещая только преимущества препарата и забывая упомянуть о его небезопасности и побочных эффектах. [23] Исследования показали, что 54% опрошенных пользуются телевизионной информацией о сохранении здоровья, 7% — газетной, 35% — из журналов, 10% — по радио. [19]
По данным опроса, ответы на вопросы о профилактике заболеваний и сохранении здоровья взрослых и детей, население находит в 50% у врача в поликлинике, в 33% — у фармацевта в аптеке, в 10% — у целителей, в 22% — у других специалистов. Но при этом, 62% респондентов считают, что легче получить ответ на интересующий вопрос в аптеке, нежели на приеме у врача. [19]
II. Экспериментальная часть
1. Характеристика аптеки.
2. Анализ фармакотерапевтических групп в ассортименте аптеки и спроса на лекарственные средства.
3. Сегментирование торгового ассортимента.
4. Сравнительный анализ цен.
5. Анализ анкеты.
1. Характеристика аптеки
Изучение данных проводилось на базе аптеки №1 ООО СП «ВитВар», расположенной по адресу: г. Витебск, пр. Фрунзе, д.26, к.3. Аптека является негосударственной формой собственности.
Аптека расположена на первом этаже жилого дома. В радиусе обслуживания аптеки находятся: детская поликлиника, поликлиника №4, ТМО «Кардиология», диагностический центр. В аптеке работает один отдел — готовых лекарственных форм. Товар поступает с аптечного склада ООО СП «ВитВар», который производит закупку лекарственных препаратов на фармацевтических фирмах:
1. ЗАО «Белфарминторг», г. Минск.
2. ЗАО «Медпрепараты», г. Минск.
3. ЗАО «Фармамедикал-Минск», г. Минск.
4. ИП «Балтик-Фарм», г. Минск.
5. ИП «Белинвестфарма», г. Минск.
6. ИП «Челестина», г. Минск.
7. ОДО «Алексфудсервис», г. Минск.
8. ОДО «Альтрекс», г. Барановичи.
9. ОДО «СПС», г. Минск.
10. ОДО «Фармин», г. Минск.
11. ООО «Галатекс», г. Минск.
12. ООО «Диафарм», г. Минск.
13. ООО «Дигиталис», г. Минск.
14. ООО «Комфарм», г. Минск.
15. ООО «Ликуббел», г. Минск.
16. ООО «Логотип», г. Минск.
17. ООО «Прамень», г. Витебск.
18. ООО «Провизор», г. Минск.
19. ООО «Симург», г. Витебск.
20. ООО «Таир», г. Минск.
21. ООО «Титовион», г. Минск.
22. ООО «Фармацевт-плюс», г. Минск.
23. ООО «Фармпром», г. Минск.
24. ООО «Чефи», г. Минск.
25. ПТЧУП «Однажды», г. Минск.
26. РУП «Борисовский завод медпрепаратов», г. Борисов.
27. ТЧУП «Дека-3», г. Минск.
28. УП «Вонави», г. Минск.
29. УП «Группа-СТС», г. Минск.
30. УП «Интерофицина», г. Минск.
31. УП «Медстар», г. Минск.
32. УП «Медфарминвест», г. Минск.
33. УП «Фармация», г. Витебск.
Штат аптеки составляют заведующий-провизор и провизор по отпуску лекарственных средств. В аптеке работает один отдел, осуществляющий реализацию лекарственных средств как по рецептам (кроме бесплатных и льготных), так и без рецептов.
При размещении товара на витринах нет деления на лекарственные средства для детей и лекарственные средства для взрослых. Товар расположен по фармакотерапевтическим группам. И задача провизора — разъяснить родителям, что можно использовать для детей и в каких дозах. Имеются препараты (» 10% от всего ассортимента), применяемые только в педиатрии; лекарственные средства, применяемые в педиатрии с соответствующей дозировкой, которые также могут применяться и у взрослых в большей дозировке (» 30%); но в основном в аптеке имеются лекарственные средства с дозировкой для взрослого человека (их можно применить и для ребенка, но в меньшей дозе; задача провизора указать на это родителям и рекомендовать дозу в соответствии с возрастом ребенка) — » 60%. Таким образом, применение многих групп препаратов в педиатрической практике затруднено из-за отсутствия необходимых дозировок лекарственных средств.
Отдельно выделены витрины под молочные смеси, детское питание, предметы ухода за детьми.
Для исследования вручную были отобраны товарно-транспортные накладные за январь, февраль, март 2002 г.
2. Анализ ассортимента по фармакотерапевтическим группам
В соответствии с товарно-транспортными накладными были выделены основные фармакотерапевтические группы лекарственных средств, применяемых в педиатрии. Данные представлены таблицей №1.
Удельный вес фармакотерапевтических групп в ассортименте лекарственных средств, применяемых в педиатрической практике
Таблица №1
№ п/п
Фармакотерапевтическая
группа
Количество наименований
Процент по наименованию
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
витамины, иммуностимуляторы
муколитики
антибактериальные
анальгетики-антипиретики
антисептики (в том числе лекарственные препараты, применяемые для лечения верхних дыхательных путей)
капли (ушные, глазные, в нос)
лекарственные средства для лечения желудочно-кишечного тракта
молочные смеси
регенерирующие
противодиаррейные
антигистаминные
антигельминтные
препараты железа и кальция
желчегонные и гепатопротекторы
спазмолитики
противовирусные
слабительные
ферменты
седативные
38
33
29
23
21
19
19
18
15
12
11
9
9
7
7
5
5
4
3
13,24%
11,5%
10,1%
8%
7,3%
6,6%
6,6%
6,3%
5,2%
4,2%
3,8%
3,1%
3,1%
2,4%
2,4%
1,7%
1,7%
1,4%
1,04%
ВСЕГО 287
Ассортимент лекарственных средств, применяемых в детской практике, представлен в аптеке 19 фармакотерапевтическими группами. На основании проведенного анализа ассортимента лидирующую позицию занимают витамины и иммуностимуляторы – 13,24% (38 наименований), на втором месте – муколитики – 11,5% (33 наименования), на третьем месте – антибактериальные препараты – 10,1% (29 наименований).
В каждой группе товаров по величине скорости обращения были выявлены препараты с устойчивым, быстрым и замедленным обращением (таблица №2).
Критерием для отнесения препарата являлась величина скорости реализации.
Устойчивое обращение — от 5 до 10 упаковок в день. Быстрое обращение – более 10 упаковок в день. Замедленное обращение – от 1 до 5 упаковок в день.
Характеристика препаратов по величине скорости обращения
Таблица №2
Группа
Устойчивое обращение
Быстрое
обращение
Замедленное обращение
анальгетики-антипиретики
антибактериальные
антигельминтные
витамины, иммуностимуляторы
противодиаррейные
муколитики
капли (ушные, глазные, в нос)
молочные смеси
противовирусные
ферменты
седативные
лекарственные средства
для лечения
желудочно-кишечного тракта
препараты железа и кальция
желчегонные и гепатопротекторы
слабительные
спазмолитики
регенерирующие
антигистаминные
антисептики (в том числе лекарственные препараты, применяемые для лечения верхних дыхательных путей)
Парацетамол сироп
Эритромицин
Пирантел суспензия
Аскорбиновая кислота
Смекта
Пертуссин
Нафтизин
Бона
Оксолиновая мазь
Фестал
Валерианы корневище
Желудочный чай (Хипп)
Кальция глюконат
Холосас
Регулакс кубики
Но-шпа
«Календула» мазь
Кетотифен
Йод,
бриллиантовая зелень
Цефекон свечи
Макропен
Вермокс
«Крепыш» в ассортименте
Лоперамид
Доктор Мом сироп
Галазолин
Хипп-1, Хипп-Пре
Интерферон
Мезим-форте
Чай успокаивающий
Плантекс
Ферроплект
Карсил
Слабительный сбор
Папаверин с красавкой, таблетки
Стрептоцидовая мазь
Лоратадин
«Каметон»
Панадол сироп
Амоксикар
Вермакар суспензия
Центрум
Линекс
Флюдитек сироп
Називин
Симилак
ИРС-19
Панкреатин
Ново-пассит сироп
Бебинос
Гемофер капли
Холагол
Гутталакс
Дротаверин
Пантенол
Супрастин
«Ромазулан»
Далее была определена динамика обращений в аптеку по времени. Пик обращений за детскими лекарственными средствами приходится на время с 14.00 до 17.00 при работе аптеки с 8.00 до 20.00 (средний показатель за две рабочие недели).
Динамика обращений в аптеку по времени
Диаграмма №3
В течение дня различные препараты пользуются неодинаковым спросом. Частота покупок различных лекарственных средств в течение часа может выглядеть следующим образом:
более трех раз Парацетамол, Ампициллин, Аскорбиновая кислота, Гематоген, Нафтизин, Бриллиантовая зелень
2 — 3 раза Пиковит, Оксолиновая мазь, Интерферон, Галазолин, Пертуссин, Плантекс
1 — 2 раза Сироп шиповника, Макропен, Молочные смеси, Каметон
1 раз Иммунал, Линекс, Дентинокс
Изучение ассортиментной структуры продаж дает информацию о состоянии потребительских предпочтений и основу для формирования ассортиментной политики.
В процессе работы провизор ведет постоянный диалог с посетителями аптеки. Так, были выделены наиболее часто задаваемые вопросы провизору:
- как принять лекарство;
- что имеется в ассортименте от того или иного заболевания;
- побочное действие лекарства;
- с какого возраста можно применять то или иное лекарственное средство;
- какие профилактические препараты применяются во время эпидемии гриппа и др.
3. Сегментирование торгового ассортимента
Все лекарственные препараты по стране-производителю можно разделить на три группы. В первую группу вошли лекарственные препараты, произведенные в Республике Беларусь. Вторая группа лекарственных средств поступала из стран ближнего зарубежья (Россия, Украина, страны Балтии). В третью группу отнесены лекарственные средства, импортируемые из дальнего зарубежья (Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Израиль и др.).
Анализ проводился за январь, февраль, март 2002 года по товарно-транспортным накладным. Данные представлены в таблице №3 и диаграмме №4.
Сегментирование ассортимента по производителю Таблица №3 Январь
2002 г.
Февраль
2002 г.
Март
2002 г.
Среднее арифметическое за 3 месяца
Республика Беларусь
Ближнее зарубежье
Дальнее зарубежье
16%
35%
49%
17%
38%
45%
22%
31%
47%
18%
35%
47%
Сегментирование ассортимента по производителю
Диаграмма №4 Из проведенного анализа следует, что основным поставщиком лекарственных средств, применяемых в детской практике, является дальнее зарубежье – 47%, затем ближнее зарубежье – 35% и Республика Беларусь – 18%.
При сегментировании лекарственных средств по лекарственным формам были получены следующие данные (см. таблицу №4 и диаграмму №5).
Сегментирование ассортимента по лекарственным формам
(таблетки, ампулы, капсулы, драже, гранулы)
Таблица №4 Вид лекарственной формы
Январь
2002 г.
Февраль
2002 г.
Март
2002 г.
Среднее арифметическое за 3 месяца
таблетки
драже
гранулы
ампулы
капсулы
капли
суспензия
20%
10%
14%
6%
9%
26%
15%
22%
9%
12%
7%
12%
21%
17%
23%
7%
11%
6%
11%
27%
15%
22%
9%
12%
6%
11%
25%
15%
Сегментирование ассортимента по лекарственным формам Диаграмма №
5 Лидирующей лекарственной формой в детской практике являются капли – 25%, далее – таблетки (22%), суспензии (15%).
Наименьший удельный вес имеют ампулы – 6%.
4. Сравнительный анализ цен на
лекарственные средства, применяемые в педиатрии
Анализ лекарственных препаратов за исследуемый период проводился по следующим критериям:
- лекарственные средства стоимостью до 500 руб.;
- лекарственные средства от 500 до 1000 руб.;
- лекарственные средства от 1000 до 3000 руб.;
- лекарственные средства от 3000 до 5000 руб.;
- лекарственные средства от 5000 руб. и выше.
Данные представлены в таблице №5.
Ранжирование торгового ассортимента имеющихся лекарственных средств
в течение анализируемого периода в зависимости от цены одной упаковки
Таблица №5 Январь
2002 г.
Февраль
2002 г.
Март
2002 г.
Средний показатель за
3 месяца
Средняя стоимость
Процент от всех ЛС
Средняя стоимость
Процент от всех ЛС
Средняя стоимость
Процент от всех ЛС
Средняя стоимость
Процент от всех ЛС
До 500 руб.
500 — 1000 руб.
1000 — 3000 руб.
3000 — 5000 руб.
5000 руб. и выше
270
670
1881
3618
6462
27%
26%
26%
14%
7%
246
692
1990
3903
6947
29%
22%
27%
13%
9%
240
645
1983
3595
7341
31%
10%
30%
21%
8%
252
669
1951
3705
6917
29%
19%
28%
16%
8%
продолжение
--PAGE_BREAK--