Гой ты Русь, моя родная
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил Есенин. В этом понятии для него слилось «все родное и близкое, от чего так легко зарыдать»: родная земля и любимая женщина, трудная жизнь страны и одиночество матери, порыв к людям и любовь к зверью.
В столь всеобъемлющем чувстве Есенина ко всему живому на земле проявляется его глубокое жизнелюбие, его душевный оптимизм.
Поэтическая идея связи времен, продолжения себя в грядущих поколениях выражается у Есенина через образ родины и ее певца:
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Поэт не думает о себе как о смертном человеке; нет, он, скорее, утверждает обратное: он будет жить, будет петь ту же песнь о своей родине.
Слово «Русь» было всеобъемлющим у Есенина; оно как бы связывало тысячелетнюю историю с днем настоящим. И одновременно оно конкретизировало представление о родине – милой его сердцу, деревенской, «избяной». В стихотворении «Неуютная жидкая лунность» та же Русь, та же любовь к России «золотой бревенчатой избы», к ее истокам; но любовь «от противного», любовь через отрицание «нищеты», отсталости:
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.
Мечта об иной Руси – «стальной», не нищей – не раз посещала Есенина. И, как бы принимая несовместимость «полевой» и «стальной» России, Есенин пишет:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил.
Мне теперь по душе иное…
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.
За что же так любил родную землю такой предельно русский поэт, как Есенин? Мне кажется, что прежде всего за то, что окружало его: поля, деревни, леса, крестьян, а потом и город, литературу, друзей, даже кабаки, словом, за все то, что входит в плоть и кровь, становится частью бытия.
Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле! Родина – это прежде всего ее природа, так мог бы сказать Есенин. Но природа у него неразрывно связана с деревней, ибо только сельский житель способен так ее одухотворять. Ему дорог родной край, пусть бедный и нищий. Но, конечно, он не может не скорбеть об отсталости и дикости, существующих на Руси.
Не один год «железный гость», «каменные руки шоссе», сдавившие «за шею деревни», и другие поэтические образы терзали поэта.
Возможно, это была одна из причин усиления пристрастия к вину, разгулу. Откроем эту темную страницу жизни поэта, войдем в «Русь кабацкую». Это страшный мир людей, прожигающих жизнь. С ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал свое громадное умственное и нравственное превосходство над этими подонками и мерзавцами. В то же время они – часть России. Для любви к Родине Есенин находит соответствующее сравнение: «Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак». Порой поэт говорит, что он такой же, как они, такой же пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей насквозь. Он знает, что «таких не поднять, не рассеять, бесшабашность им гнилью дана». Но это тоже Родина. Недаром Есенин заканчивает это стихотворение: «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» горечью:
Ты, Рассея моя… Рас… сея… Азиатская сторона!
1925 год, год воскресения и смерти поэта. Он все больше верил в будущее страны. Но освободиться от тоски, от предчувствия смерти не удается. Да, страсть к вину, тяжелая болезнь, непонимание – все это и другое привели к трагическому концу. Но его Русь всегда оставалась живой вольной Русью – преимущественно полевой, крестьянской, он был связан с ней, с народной культурой самыми кровными узами.
Сергей Есенин, ездивший за границу, никогда не забывал о своей родине, а особенно о своем родном селе Константинове.
Как глубоко нужно любить Родину, чтобы столь исповедально размышлять о своей судьбе и о будущей судьбе крестьянской России.
Всем сердцем Есенин принимает красоту рождающейся «стальной» России, так как за ней – будущее. Но Есенин ни на минуту не забывает о красоте «рязанских раздолий».
Только человек с чистой и светлой душой и с неисчерпаемой любовью в сердце ко всему живому открывает для себя и для нас всю красоту родной земли, только тот, твердо верящий в ту истину, что «мир – прекрасен», мог почувствовать и выразить свое чувство Родины.
Золотая есенинская роща и его красногривый жеребенок, и край рязанских раздолий – все это для нас родное и близкое, это живая красота России.
Любовь Есенина к Родине была неиссякаемым источником вдохновения поэта. Можно привести сотни строк, посвященных родине, и почти в каждом произведении мы сумеем почувствовать эту любовь поэта к отчизне: «Я люблю Родину! Я очень люблю Родину!»
Поэтический талант Есенина объединен с жизнью народа. Есенинская поэзия дышит запахом родных полей. Какую бы страницу его стихов мы ни раскрыли, мы везде увидим живое свидетельство бесконечной любви поэта к нашей прекрасной родине, верным сыном которой он был.