--PAGE_BREAK--1.2. Типологическая группировка хозяйств
По выбранному группировочному признаку проведем типологическую группировку для выявления качественного отличия между выделенными группами.
Построим по ранжированному ряду огиву распределения хозяйств (рис. 1).
На основании огивы Гальтона разобьем совокупность на группы, рассчитав шаг интервала, так как возрастание выручки от хозяйства к хозяйству происходит равномерно, лишь в последних семи — скачок и можно довольно точно выделить отдельную группу хозяйств. В результате получим интервальный ряд распределения (таблица 2).
Таблица 2 Интервальный ряд распределения стоимость валовой продукции сельского хозяйства в расчете на 100га с/х угодий тыс.руб.
№ группы
Интервал, от…до…, тыс.руб.
Число хозяйств
1
399,22-5633,15
21
2
5633,15-10867,07
3
3
10868,07-16100,99
1
4
16100,99-21334,92
1
5
21334,92-26568,84
1
6
Свыше 26568,84
1
Итого
x
28
По интервальному ряду распределения построим гистограмму распределения (рис. 2).
По выделенным интервалам рассчитаем средние значения основных признаков, характеризующих уровень реализации продукции растениеводства (таблица 2).
Таблица 2. Аналитическая промежуточная группировка
№ по ран-жиру
№ хозяйс-тва в рабочей базе
В расчете на 100га с/х угодий тыс.руб.
Рентабель-ность реализации продукции сельского хозяйства, %
Удельный вес поголовье коров молочного стада
Удой на 1 корову
Устав-ной капитал
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства
Выручка от реализации продукции сельского хозяйства
Затраты на производст-во продукции сельского хозяйства
Среднегодовая численность работников, занятых в с/х производстве
1
21
46508,4
34808,2
45962,5
143
-49,2
2975,9
982,1
74049
2
3
23672,9
16600,1
24617,9
51
-4,2
315,8
199,4
1471
3
1
14138,1
14194,2
10893,5
31
29,8
0,0
0,0
122
4
1
17957,5
17957,5
29211,7
79
-37,9
113,7
62,2
38
5
1
21256,1
21256,1
14178,0
30
69,1
0,0
0,0
81
6
1
31802,8
29800,0
39975,5
170
-20,4
0,0
0,0
64
Итого
28
155335,6
134616,0
164839,1
504
-12,8
3405,4
1243,7
75825
По результатам анализа показателей данной таблицы проведем укрупнение групп.
В высшую типической группу входят 4, 5 и 6 аналитические группы – всего 3 хозяйства, так как по многим показателям они существенно отличаются от остальных групп.
В средней типической группе будет 2 и 3 аналитические группы – 4 хозяйств.
В низшей типической группе будет первая аналитическая группа – 21 хозяйство.
Рассчитаем аналогичные показатели в типических группах (таблица 3).
Таблица 3. Экономическая характеристика типов хозяйств
№ по ран-жиру
№ хозяйс-тва в рабочей базе
В расчете на 100га с/х угодий тыс.руб.
Рентабель-ность реализации продукции сельского хозяйства, %
Удельный вес поголовье коров молочного стада
Удой на 1 корову
Устав-ной капитал
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства
Выручка от реализации продукции сельского хозяйства
Затраты на производст-во продукции сельского хозяйства
Среднегодовая численность работников, занятых в с/х производстве
1
21
46508,4
34808,2
45962,5
143
-49,2
2975,9
982,1
74049
2
4
37810,9
30794
35511,4
82
25,6
315,8
199,4
1593
3
3
71016,3
69013,6
83365,2
279
10,8
113,7
62,2
183
Итого
28
155335,6
134616,0
164839,1
504
-12,8
3405,4
1243,7
75825
После выделения типических групп по рассчитанным показателям видны качественные изменения признаков, и между группами есть большие отличия в размере признаков.
Сравним низшую и высшую группы. Результативный показатель стоимости валовой продукции сельского хозяйства в расчете на 100 га. в высшей группе по сравнению с низшей больше на 24507,9 тыс. руб. или в 1,5 раза. Это происходит в результате того, что выручка и затраты в высшей группе по сравнению с низшей больше на 34205,4 и 37402,7 тыс. руб. или 1,8 раза; численность работников на 100 га с/х угодий – на 136 человек (в 1,9 раза). Следствием этого является различие в рентабельности между высшей и низшей группами: 10,8% и -49,2% соответственно, т.о. рентабельность в высшей группе больше на 38,4%. А уставной капитал в высшей группе на 73866 тыс. руб. меньше по сравнению с низшей группой, это связано с количеством хозяйств в группе.
Также средние значения признаков в средней типической группе довольно близки к средним значениям по всей совокупности, что говорит о правильности выделения типических групп.
продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. Анализ показателей по типическим группам 2.1. Уровни результативных показателей сельскохозяйственного производства
Для оценки уровня результативных показателей сельскохозяйственного производства рассмотрим следующие таблицы.
Таблица 4. Выход валовой продукции и основных видов продукции
Показатели
Типические группы
Всего
В среднем по совокупности
низшая
средняя
высшая
Число предприятий
21
4
3
28
х
В расчете на 100 га сельхозугодий
Выход валовой продукции
46508,38
37810,95
73926,25
158245,6
56516
в том числе
х
х
х
х
х
в растениеводстве
20687,68
11335,5
48247,8
57701,63
20608
в животноводстве
25820,7
26475,45
25678,45
100544
35909
В натуральном виде, ц.
х
х
х
х
х
скота и птицы
105,57
89,91
50,32
245,8
88
овощи
297,59
1291,77
5577,71
7167,07
2560
молоко
1490,2
2739,29
772,09
5001,58
1786
картофель
203,8
1669,74
2985,88
4859,42
1736
мясо
17,68
41,16
3,87
62,71
22
В стоимостном выражении, млн. руб.
х
х
х
х
х
скота и птицы
20,7
2,06
0,38
23,14
8
овощи
25,05
54,18
951,49
1030,72
368
молоко
887,01
532,8
22,4
1442,21
515
картофель
8,17
164,36
237,45
409,98
146
мясо
0,34
0,44
0,0043
0,7843
0,28
Из таблицы видно, что доля выхода валовой продукции растениеводство больше на 2296 тыс. руб. чем животноводство. Если смотреть по группам то в низшей (1,2 раза) и средней группе (2,3 раза) преобладает отрасль животноводства, а в высшей растениеводство (1,9 раза).
Оценим валовую продукцию в средних ценах реализации единицы продукции в целом по совокупности (приложение 1).
Для того, чтобы установить общее изменение в выходе валовой продукции рассмотрим изменение в одном из его показателя. Это изменение в выручке от реализации продукции сельского хозяйства в низшей группе по сравнению с высшей группой, проведем индексный метод анализа.
Таблица 5. Объем и цены реализации сельскохозяйственной продукции
Вид продукции
Исходные данные
Расчетные данные
Объем реализованной продукции, тыс. ц
Цена реализации 1ц, руб.
Стоимость продукции (выручка), тыс. руб.
низшая (1группа)
высшая (3группа)
низшая (1группа)
высшая (3группа)
низшая (1группа)
высшая (3группа)
Условная
q0
q1
p0
p1
p0q0
p1q1
q0p1
скота и птицы
50965
2551
3,85
2,98
196115
7614
152115,84
овощи
143658
282790
0,59
0,60
84180
170587
86658,61
молоко
719377
39145
0,83
0,74
595232
29013
533178,82
картофель
98381
151384
0,41
0,53
40109
79525
51681,48
мясо
8538
196
2,27
0,56
19365
110
4791,73
Итого
х
х
х
х
935001
286849
828426,48
Индексы показывают, что общее снижение выручки от реализации основных видов продукции на 30,7% произошло в результате снижение объема реализации – на 53,4% и снижение структуры реализации на 38,1%. При снижение в данном случае цены.
На основании таблице 5 построим график (рис. 3)
Из графика видна, что выручка от реализации скота и птицы, молока в низшей группе и условной возрастают это говорит о том, что эта группа хозяйств специализируется на производстве мясо молочной продукции. А высшая группа по овощам, картофелю (растениеводству).
Рассмотрим более подробно молоко и картофель в натуральном выражении на 100 га; проведем разложение составного показателя выхода продукции, рассмотреть связи показателей выхода продукции с урожайностью культур, продуктивностью и плотностью животных в расчете на 100 га.
Таблица 6. Уровень и факторы производства по группам хозяйств
Показатели
Обозна-чение
Низшая (1группа)
Средняя (2 группа)
Высшая (3группа)
3 группа по отношениию к 1 группе, %
Исходные данные
Надоено молока, ц.
a
777095
226739
40350
5,19
Собрано картофеля, ц.
b
153852
174570
195073
126,79
Затраты на продукцию, тыс. руб.
молока
c
581788
247615
24068
4,14
картофеля
d
41416
67875
60451
145,96
Посевная площадь картофеля, га.
s
676
730
660
97,63
Среднегодовое поголовье коров, гол.
e
13752
3564
907
6,60
Вся посевная площадь, га.
S
48274
7707
5070
10,50
Расчетные показатели
Выход молочной продукции на 1ц
a/c
1,34
0,92
1,68
125,51
Выход картофеля на 1ц
b/d
3,71
2,57
3,23
86,87
Урожайность картофеля
b/s
227,59
239,14
295,57
129,87
Продуктивность
a/e
56,51
63,62
44,49
78,73
Плотность животных на 100 га
e/S
28
46
18
63
Из таблицы видно, что выход молочной продукции в 3 группе по отношению к 1 группе больше на 25,5 % при меньшей плотностью коров на 27%, и с меньшей продуктивности молока на 11,3 %. Такая разница в связи с большими затратами производства продукции молока в 1 группе (95,9%). А выход картофеля в 3 группе меньше на 13,1%, чем в 1 группе при большей урожайности на 29,87%, в связи с большими затратами (45,96%).
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Структуру реализованной продукции сельского хозяйства
Отрасль может быть главной и дополнительной, иметь различное значение для хозяйства, поэтому более точно специализация оценивается по выручки. Соответственно показатели рассчитываются по агрегированным отраслям растениеводства и животноводства, по группам культур и животных, а так же по отдельным продуктам.
Данные об уровне и динамики специализации хозяйств, приведены в таблице 7.
Таблица 7. Структура произведенной продукции сельского хозяйства
Показатели
Группы
В среднем
Низшая
Средняя
Высшая
Удельный вес в выручке от реализации продукции сельского хозяйства:
-выручки от реализации скота и птицы, %
0,5947
0,0669
0,0055
0,22
-выручки от реализации овощей, %
8,5494
41,9484
80,8205
43,77
-выручки от реализации молока, %
42,8118
88,9545
11,1875
47,65
-выручки от реализации картофеля, %
5,8549
54,2224
43,2651
34,45
-выручки от реализации мясо, %
0,5079
1,3366
0,0561
0,63
Удельный вес в выручке от реализации продукции животноводства:
выручки от реализации скота и птицы, %
0,8017
0,0778
0,0148
0,30
выручки от реализации молока, %
34,3527
20,1243
0,8723
18,45
выручки от реализации мясо, %
0,0132
0,0166
0,0002
0,01
Удельный вес в выручке от реализации продукции растениеводства:
выручки от реализации овощей, %
1,2109
4,7797
19,7209
8,57
выручки от реализации картофеля, %
0,3949
14,4996
4,9215
6,61
В целом по совокупности четко прослеживается специализация предприятий (хозяйств) в сельском хозяйстве по производству и реализации продукции молока (47,65%). На втором месте, наибольший удельный вес занимает в выручке, овощи 43,77%, на третьем месте картофель 34,45%. Остальные виды продукции влияют незначительно.
Отдельно в отросли животноводства, продукция молока занимает 18,45% от выручки. Наибольший удельный вес продукция занимает в низшей группе (34,35%), наименьший в высшей (0,87%).
Из продукции растениеводства и животноводства видно, что практически во всех группах хозяйств не прослеживается специализация. Наибольшая специализация прослеживается в низшей группе, они (хозяйства) направлены на производство молока (42,81%).
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Размеры и уровень концентрации производства
Концентрация производства – это есть сосредоточение средств производства, рабочей силы и получение продукции на одном предприятии, в одной отрасли или территории.
Определим, как изменяется концентрация производства от низшей группе к высшей.
Таблица 8. Концентрация производства
Показатели
Группы предприятий
Всего
В среднем по группам
Низшая
Средняя
Высшая
Валовой сбор (картофеля) ц.
153852
174570
195073
523495
174498,33
Валовой сбор (молока) ц.
777095
226739
40350
1044184
348061,33
Реализация продукции растениеводства, тыс. руб.
20687,7
11335,5
48247,8
80271
26756,99
в т.ч. от реализации картофеля, тыс. руб.
8170
164360
237450
409980
136660,00
Реализация продукции животноводства тыс. руб.
25820,7
26475,45
25678,5
77974,6
25991,53
в т.ч. от реализации молока тыс. руб.
887010
532800
22400
1442210
480736,67
Посевная площадь, га.
48274
7707
5070
61051
20350,33
Среднегодовое поголовье коров, гол.
13752
3564
907
18223
6074,33
Удельный вес группы, %
в валовом сборе картофеля
29,39
33,35
37,26
100
х
в валовом сборе молока
74,42
21,71
3,86
100
х
в выручке от реализации продукции растениеводства
25,77
14,12
60,11
100
х
в выручке от реализации картофеля
1,99
40,09
57,92
100
х
в выручке от реализации продукции животноводства
33,11
33,95
32,93
100
х
в выручке от реализации молока
61,50
36,94
1,55
100
х
Сосредоточение основных средств, производства картофеля, сконцентрировано в высшей группе. Это связано с размерами посевных площадей. Отсюда следует, что валовой сбор картофеля и его реализация в данной группе выше, чем в низшей и средней группе.
А производство молоко наиболее сконцентрировано в низшей группе. Это связано с наибольшим поголовьем коров. Исходя из этого валовой сбор молока и его реализация выше, чем в средней и высшей группе.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4. Уровень интенсификации производства
Для того чтобы иметь четкое представление о дальнейшем анализе реализации продукции растениеводства, необходимо рассмотреть размеры затрат.
Таблица 9. Затраты на производство продукции
Показатели
Низшая
Средняя
Высшая
В среднем по совокупности хозяйств
Число предприятий
21
4
3
х
Уставной капитал, тыс. руб.
74049
1593
183
25275
Среднегодовая численность работников на 1га., чел.
1
1
3
2
Затраты на производство продукции с/х на 1 га, тыс.руб.
459,62
355,11
833,65
549,46
Затраты в растеневодстве на 1га, тыс. руб.
140,92
163,39
758,70
354,34
Затраты в животноводстве на 1га, тыс. руб.
51,65
79,49
7,41
46,18
Затраты на удобрения тыс.руб.
33738,00
22546,00
12031,00
22771,67
Затраты на корма тыс. руб.
451565,00
155625,00
12863,00
206684,33
Затраты на производство картофеля в расчете на 1 га., тыс. руб.
61,27
92,98
91,59
81,95
Затраты на продукцию молочного стада коров, 1гол., тыс. руб.
42,31
69,48
26,54
46,11
Из данной таблицы можно проследить следующую закономерность. Несмотря на то, что высшая группа имеет не самые высокие стоимостные показатели, у нее самые маленькие затраты на основную продукцию. Почти все затраты здесь ниже среднего значения.
Что же касается низшей группы, то здесь выявлены самые низкие показатели. Это связано с количеством предприятий в данной группе, низким числом работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, или неэффективными методами производства продукции растениеводства и животноводства.
2.5. Уровень экономической эффективности
Рассмотрим экономическую эффективность реализации продукции сельского хозяйства и отдельных видов продукции.
Таблица 10.
Показатели
Группы предприятий
Низшая
Средняя
Высшая
Валовой доход на 1 га
465,08
378,11
739,26
Масса прибыли на 1 га
131,81
-24,41
967,29
Выручка от реализации продукции с/х в расчете на 100 га
34808,19
30794,27
69013,56
в том числе
х
х
х
в растениеводстве
6770,04
16436,58
62844,11
в животноводстве
28038,15
14357,70
6169,44
Выручка от реализации продукции с/х в расчете на 1 работника. (100 га)
243,95
373,68
247,45
в том числе
х
х
х
в растениеводстве
47,45
199,45
225,33
в животноводстве
196,50
174,23
22,12
Рентабельность реализации продукции с/х
-49,21
25,63
10,76
в том числе
х
х
х
в растениеводстве
-39,64
11,95
0,96
в животноводстве
-9,57
13,68
9,80
в производстве молока
12,16
-26,98
43,51
Основным показателем эффективности предприятий является рентабельность реализации продукции. Рентабельность товарной продукции, реализации сельскохозяйственной продукции, неравномерно распределена. И она подвержена значительным изменениям из-за перемены ассортиментной структуры, поскольку уровень рентабельности различных видов продукции резко отличается.
Так как масса прибыли есть часть реализованного чистого дохода. Она находится в тесной связи с массой затрат и использованных ресурсов, их сопоставление между собой позволяет получить относительные показатели рентабельности.
Анализ прироста массы прибыли и средней рентабельности рассмотрен ниже.
По двум типическим группам имеются сведения об объемах реализованной продукции, затратах на нее и сумме выручки (таблица 11)
Таблица 11. Результат реализации молока
Показатели
Молоко
Низшая
Высшая
Объем реализации (q), млн. ц.
0,719377
0,039145
Средняя цена реализации 1ц (p), руб.
0,83
0,74
Полная себестоимость 1ц (z), руб.
0,71
0,55
1. Определим вначале общую массу прибыли М по каждой группе, как разность между выручкой и затратами:
Мн= p0q0-z0q0 = 595232-508906 = 86326 тыс. руб.
Мв= p1q1-z1q1 = 28967,3-21529,75 = 7437,55 тыс. руб.
Далее рассчитаем прирост массы прибыли:
в абсолютном выражении М=Мв-Мн= 7437,55-86326 = 87126 тыс. руб.
в относительном выражении ( М/Мн)*100 = -78888,5/86326*100 = -91,38
2. Разложим общий прирост прибыли по факторам:
Прирост прибыли в результате изменения цен реализации:
Mp = p1q1-p0q1
Мр= 28967,3 – 32389,63= -3422,33 тыс. руб.
Прирост прибыли в результате изменения себестоимости продукции:
Mz = z0q1-z1q1
Мz= 2769,19-21529,75 = 6162,44 тыс. руб.
Прирост прибыли в результате изменения объема реализованной продукции:
Mq = (p0q1-p0q0)-(z0q1-z0q0)
Мq = (32389,63-595232)-(27692,19-508906) = -81628,6 тыс. руб.
Одновременно определим индексы изменения рассматриваемых факторов:
Полученные результаты запишем в таблицу 12.
Таблица 12. Прирост массы прибыли от реализации продукции по факторам
Цена в высшей группе по сравнению с нисшей группой ниже, что привело к уменьшению массы прибыли на -3422,33 тыс. руб., или на -3,96%. Снижение прибыли произошло за счет роста себестоимости (7,14%) на 6162,44 тыс. руб. И за счет объема реализованной продукции молока прибыль уменьшилась на -81628,6 тыс. руб. (-94,56%), и также индекс изменения факторов указывает на то, что происходит снижение физического объема реализованной продукции на 0,054.
Рассмотрим себестоимость производства единицы основных видов продукции в исследуемых хозяйствах, ее зависимость от урожайности культуры и продуктивности животных.
Таблица 13.
Культуры и группы животных
Урожайность с 1га, продуктивность 1гол., ц
Себестоимость производства 1ц., руб.
Низшая
Высшая
Низшая
Высшая
Картофель
227,59
295,57
0,31
0,33
Молоко
56,51
44,49
0,71
0,55
По рассматриваемым группам можно сказать, что урожайность картофеля и молока непосредственно зависит от себестоимости продукции. Чем выше урожайности или продуктивность тем больше потребуется затрат для улучшения показателей, а следовательно возрастает себестоимость продукции.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.6. Уровень кредиторской и дебиторской задолженности предприятий
Показатели кредиторской и дебиторской задолженности показывают финансовое состояние предприятий, рассмотрим в таблице 14.
Таблица 14. Финансовое состояние предприятия
Показатели
Группы
В среднем
Низшая
Средняя
Высшая
Исходные данные
Кредиторская задолженность, тыс. руб.
995418
748657
309663
684579,33
Дебиторская задолженность, тыс. руб.
252648
257904
86580
199044,00
Вся посевная площадь, га.
48274
7707
5070
20350,33
Выручка от реализации продукции на 1га, тыс. руб.
348,0819
307,9427
690,1356
448,72
Расчетные данные
Кредиторская задолженность на 1га, тыс.руб.
20,62
97,14
61,08
59,61
Дебиторская задолженность на 1га, тыс. руб.
5,23
33,46
17,08
18,59
Отношение кредиторской задолженности к дебиторской
393,99
290,29
357,66
х
Отношение к общей выручке
22,12
108,01
63,55
х
Из таблицы видно, что наиболее устойчивое финансовое состояние в средней группе. В этой группе наименьшие отношение кредиторской задолженности к дебиторской. А в отношение к общей выручке низшая группа выглядит устойчивей.
2.7. Состояния и эффективности сельского хозяйства
Для того чтобы проследить изменения основных показателей за 2004 и 2005 года рассмотрим сл. таблицу.
Таблица 15. Изменение основных показателей в типических группах за 2004-2005 года
Показатели
Типические группы
Низшая
Средняя
Высшая
2004
2005
Измене-ние%
2004
2005
Измене-ние%
2004
2005
Измене-ние%
Затраты на производство продукции с/х, тыс. руб.
1054193
971391
92,15
522610
653502
125,05
653738
614031
93,93
Прибыль от реализации продукции с/х, тыс. руб.
-7759
13181
169,88
7336
-2441
33,27
69401
96729
139,38
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства, тыс. руб.
1046434
984572
94,09
529946
671605
126,73
584337
710760
121,64
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства, тыс. руб.на 100га с/х угодий
44454,3
46508
104,62
46235
37811
81,78
65341
73926
113,14
Выручка от реализации продукции сельского хозяйства на 100га с/х угодий тыс.руб.
39379,5
34808
88,39
66133
30794
46,56
123460
69014
55,90
Затраты на производство продукции сельского хозяйства на 100га с/х угодий тыс. руб.
46894,9
45962
98,01
45126
35511
78,69
73719
83365
113,08
Среднегодовая численность работников, занятых в с/х производстве на 100га с/х угодий тыс. руб.
150
143
95,33
138
82
59,42
303
279
92,08
Рентабельность реализации продукции сельского хозяйства, %
-64,89
-49,21
124
17,58
25,63
145,79
-23,04
10,76
147
Удельный вес поголовье коров молочного стада
3809
2976
78,12
220
316
143,46
228
114
49,93
Удой на 1 корову
1031,18
982,06
95,24
132,01
199,41
151,06
128,81
62,19
48,28
Уставной капитал
75303
74049
98,33
209
1593
762,20
313
183
58,47
Как мы видим, в основном, показатели в типических группах за 2005 год выше, чем за 2004г.
Основным показателем, наиболее точно характеризующим размеры сельскохозяйственных предприятий и производства, является стоимость валовой продукции. Рассмотрим более подробно стоимость валовой продукции. Мы видим увеличение в средней и высшей группе на 26,73% и 21,64%, это связано в одном случае с уменьшением прибыли — 67,7% и увеличением затрат — 25%, а в другом случае увеличением прибыли — 39,8% и уменьшении затрат — 6,1%. Стоимость валовой продукции в расчете на 100 га., так же видим увеличение стоимости только уже в низшей и высшей группе на 4,62 % и 13,14%, но уже ниже, чем просто расчет стоимости. Эти изменения произошли из-за разницы посевных площадей.
Так же не мало важен показатель рентабельности. Он имеет тенденцию к повышению по всем группам.
Если рассмотрим отдельно отрасль животноводство, а в частности молочно-мясное направление. Мы видим, что в средней группе идет тенденция к увеличению этого направления на 43,46% (увеличения поголовья), а высшей и низшей наоборот снижение.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.8. Факторная комбинационная группировка хозяйств
На основе комбинационной группировки необходимо установить влияние на выручку продукции растениеводства двух факторов: Затраты в растениеводстве и численность работников.
Сводные данные по результатам комбинационной группировки представлены в таблице 16.
Таблица 16.
Группы предприятий по затратам в расчете на 100 га
Подгруппы предприятий по численности работников в расчете на 100 га
Выручка в расчете на 100 га
Сумма выручки
Число хозяйств
Средняя выручка
763,11-7298,51
3-55
793,97;842,64;874,79;1230,14;1148,89;742,16; 1770,69;2248,02;2273,84;2270,79;2311,79; 42851,66;1955,81;2999,44;3419,69;2625,91; 3721,08;3200,86;3661,57;5156,75;6988,06
53089
22
2413,1
55-170
-
Итого по группе
53089
22
2413,1
7298,51-13833,92
3-55
9023,15;7661,66;14138,08
30823
3
10274
55-170
-
Итого по группе
30823
3
10274
13833,92-39975,5
3-55
23968,9
23969
1
23969
55-170
18154,58;31802,77
49957
2
24979
Итого по группе
73926
3
16316
Итого по группе 1
53089
22
2413,1
Итого по группе 2
104749
6
13295
Для представления полученных результатов в более удобной форме рассмотрим следующую таблицу.
Таблица 17. Выручка продукции растениеводства по группам хозяйств с разными затратами и численностью работников
Комбинационная группировка позволяет оценить степень влияния на выручку каждого фактора в отдельности и их взаимодействие.
Изучим вначале влияние на выручку затрат при фиксированном значении другого группировочного признака – численности работников. Так при численности работников 3 – 55 средняя выручка увеличивается при увеличении затрат с 2413,1 тыс. руб. до 23969 тыс. руб. Разница выручки от затрат в третьей группе по сравнению с первой составляет: 23969-2413,1= 21555,8 тыс. руб.
Оценим далее влияние на выручку численности работников при фиксированном уровне затрат (рассмотрим по третьей группе). Прибавка выручки от увеличения численности работников от 3 до 55 по сравнению с второй подгруппой составляет: 24979-23969=1010 тыс. руб. Эффективность численности работников возрастает.
При совместном увеличении обоих факторов выручка возрастет в третьей группе с 24979 тыс. руб. до 23969 тыс. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.9. Корреляционно-регрессионный анализ
Корреляционно-регрессионный анализ основан на сопоставлении параллельных рядов и предполагает проведения специальных расчетов по определению показателей связи между ними. Используется для выявления резервов роста производство и его эффективности.
Проведем по уравнению связи прогнозный расчет ожидаемого значения результативного признака при заданных величинах факторных признаков, достигнутых в передовых хозяйствах.
Таблица 18. Исходные данные для анализа
Хозяйства
Удой на 1 фуражную корову, ц.
Количества затрат на 1 фуражную корову, руб.
Y
x
25
ЗАО «МАКЕЕВО»
81,72
57,60
18
ЗАО «ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ»
75,10
59,20
59
СХПК ПЛЕМЗАВОД «ЯМСКОЙ»
68,69
63,26
80
ГУП МО «СОВХОЗ ИМЕНИ КИРОВА»
68,23
43,30
48
ЗАО «ЛЕОНТЬЕВО»
66,85
41,86
65
АОЗТ «МАТВЕЕВСКОЕ»
66,08
76,65
5
ЗАО ПЛЕМХОЗ «НАРО-ОСАНОВСКИЙ»
65,64
48,29
111
ЗАО АГРОФИРМА «ПЕРВОЕ МАЯ»
62,19
112,70
21
ЗАО «ПОБЕДА»
60,37
41,39
64
ЗАО «ПЛАМЯ»
59,27
48,24
9
ЗАО ПЛЕМЗАВОД «КОММУНАРКА»
58,22
72,35
81
АОЗТ «КОСТРОВО»
57,57
36,04
61
ОАО «АГРОФИРМА „РОГАЧЕВО“
54,51
35,65
15
ЗАО „ДОБРОВОЛЕЦ“
48,00
25,12
35
ЗАО „ТАШИРОВО“
47,61
33,05
92
ГУП НПО „ПЛЕМСАДПИТОМНИК“
46,50
72,51
84
ЗАО „НАЩЕКИНО“
46,35
31,90
69
ЗАО „ЛОТОШИНО“
44,49
26,54
132
ТВ „ГРУППА АВГУСТ И КОМПАНИЯ“
43,01
20,90
26
ЗАО „АВДЕЕВСКОЕ“
42,15
29,89
120
ТВ „СЕРЕДИНСКОЕ И КОМПАНИЯ“
41,19
24,70
32
ЗАО „ШАРАПОВО“
30,10
29,14
53
ПК „ОРЕШКОВО“
29,16
42,28
37
ЗАО „ПАВЛОВО-ПОСАДСКОЕ“
28,31
37,58
121
СХК „ЗАРЯ“
22,43
11,29
86
ЗАО „ИВАНОВСКОЕ“
21,02
14,95
Итого
1334,77
1136,37
Для определения параметров уравнения связи используем метод наименьших квадратов, то есть находим прямую линию. Таким образом, уравнение связи продуктивности коров с количеством затрат на их содержание имеет вид:
yx=32,33+0,435x
Коэффициент регрессии a1 = 0,435 показывает, что при увеличении затрат на 1руб. продуктивность коров в совокупности в среднем увеличится на 0,266 руб.
Уравнение связи так же позволяет рассчитать возможные уровни признака yпри различных значениях фактора xпри условии среднего их влияния, равного коэффициенту регрессии. Запишем эти значения в таблицу.
Таблица 19. Сопоставление фактической и рассчитанной по уравнению регрессии урожайности
Хозяйства
Удой на 1 фуражную корову, ц.:
Отклонение (y-yx)
фактическая (y)
воспроизведенная (yx)
25
ЗАО „МАКЕЕВО“
81,72
57,39
24,33
18
ЗАО „ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ“
75,10
58,08
17,02
59
СХПК ПЛЕМЗАВОД „ЯМСКОЙ“
68,69
59,85
8,85
80
ГУП МО „СОВХОЗ ИМЕНИ КИРОВА“
68,23
51,17
17,06
48
ЗАО „ЛЕОНТЬЕВО“
66,85
50,54
16,32
65
АОЗТ „МАТВЕЕВСКОЕ“
66,08
65,67
0,41
5
ЗАО ПЛЕМХОЗ „НАРО-ОСАНОВСКИЙ“
65,64
53,34
12,30
111
ЗАО АГРОФИРМА „ПЕРВОЕ МАЯ“
62,19
81,35
-19,17
21
ЗАО „ПОБЕДА“
60,37
50,33
10,03
64
ЗАО „ПЛАМЯ“
59,27
53,31
5,95
9
ЗАО ПЛЕМЗАВОД „КОММУНАРКА“
58,22
63,80
-5,58
81
АОЗТ „КОСТРОВО“
57,57
48,01
9,56
61
ОАО „АГРОФИРМА “РОГАЧЕВО»
54,51
47,84
6,67
15
ЗАО «ДОБРОВОЛЕЦ»
48,00
43,26
4,74
35
ЗАО «ТАШИРОВО»
47,61
46,71
0,90
92
ГУП НПО «ПЛЕМСАДПИТОМНИК»
46,50
63,87
-17,37
84
ЗАО «НАЩЕКИНО»
46,35
46,21
0,14
69
ЗАО «ЛОТОШИНО»
44,49
43,87
0,61
132
ТВ «ГРУППА АВГУСТ И КОМПАНИЯ»
43,01
41,42
1,59
26
ЗАО «АВДЕЕВСКОЕ»
42,15
45,33
-3,18
120
ТВ «СЕРЕДИНСКОЕ И КОМПАНИЯ»
41,19
43,07
-1,88
32
ЗАО «ШАРАПОВО»
30,10
45,01
-14,90
53
ПК «ОРЕШКОВО»
29,16
50,72
-21,56
37
ЗАО «ПАВЛОВО-ПОСАДСКОЕ»
28,31
48,68
-20,36
121
СХК «ЗАРЯ»
22,43
37,24
-14,81
86
ЗАО «ИВАНОВСКОЕ»
21,02
38,83
-17,81
Сумма
1335
1335
0
Фактическая урожайность варьирует под влиянием всех действующих на нее факторов. Ее дисперсия в данном случае составит:
σ2 = Σy2/n– (Σy)2 /n2 = 275,25
Воспроизведенная продуктивность изменяется только под влиянием вариации затрат:
σ2воспр = Σy2x/n– (Σy)2 /n2 = 91,62
Дисперсия, обусловленная неучтенными факторами и случайными причинами:
σ2 случ = Σ(y— yx)2 /n= 166,13
Отношение воспроизведенной дисперсии к общей характеризует долю вариации, обусловленную изучаемым фактором; она называется коэффициентом детерминации. В данном случае
r2 = σ2воспр / σ2общ = 91,62/275,25 = 0,331
то есть 33,1% общей дисперсии продуктивности связано с изменением затрат, а остальные 66,9% обусловлены неучтенными и случайными причинами.
Корень квадратный из коэффициента детерминации r2 называется коэффициентом корреляции:
r= √r2 = √0,331 = 0,58
Коэффициент корреляции является показателем тесноты связи между признаками. Чем ближе коэффициет детерминации к еденице, тем большая доля вариации результативного признака обусловлена влиянием факторного признака, а значит, и теснее статистическая зависимость между ними.
Наряду с коэффициентами регрессии и корреляции при анализе статистических зависимостей широко используются коэффициенты эластичности:
Э = a1 (Σx/n) / (Σy/n) = 0,435*43,71/51,34 = 0,37
Коэффициент эластичности показывает, что если факторный показатель изменится на 1% то результат изменится на 0,37%.
Таким образом, по результатом корреляционно-регрессиононному анализу видно, что затраты влияют на продукцию всего на 33,1%.
продолжение
--PAGE_BREAK--