Реферат по предмету "Литература"


Война и мир 2

--PAGE_BREAK--  совершенно  по-разному

раскрывает ему «смысл  жизни»:  в  одном  случае  он  кажется  Болконскому  олицетворением

безнадёжности, в другом – символом радостной веры в счастье.

      При первой встрече  дуб  представляется  ему  живым  существом,  «старым,  сердитым,

презрительным уродом», который наделён  способностью  думать,  упорствовать,  хмуриться  и

презирать весёлую семью «улыбающихся берёз». Князь Андрей приписывает дубу  свои  мысли  и

чувства и, думая о нём, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб,  он  видит  не

ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки».

      Герой находит в роще то, что созвучно ему, — нераспустившийся дуб, который «один  не

хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».

      «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай другие, молодые, вновь  поддаются  на

этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!» Грустные, безнадёжные мысли  теснились

в это время в голове князя Андрея.

      Дуб  –  параллель  к  образу  Болконского.  Первый  раз  проезжает  он   мимо   него

разочарованным в своих прежних идеалах, когда  ему  кажется,  что  активная  творческая  и

личная жизнь уже позади. Второй раз – после поездки в Отрадное и встречи с Наташей,  когда

в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды  на  счастье  и  стремление  к

большой гражданской деятельности.

      Приехав по делам в  Отрадное,  князь  Андрей  впервые  встречается  с  Наташей.  Она

пробудила в Болконском потребность простого контакта с другим человеком — она была  прежде

закрыта князю Андрею, решавшему для себя одного всеобщие проблемы человеческого бытия.  До

Аустерлица Болконский стремился жить для других, отделяя себя от них,  теперь  же  —  жить

вместе с другими. «Чтобы не для  одного  меня  шла  моя  жизнь»,  —  вот  постоянная  тема

размышлений князя Андрея, главный, ведущий их мотив.  Вынужденная  поездка  в  Отрадное  и

задержка там, встреча с девушкой, довольной “своей отдельной,- верно, глупой,- но  веселой

жизнью”, случайно услышанный разговор  Сони  с  Наташей,-  все  это  вызвало  “неожиданную

путаницу молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни”.

      Однако встреча с Наташей перевернет его взгляд на мир, он воскреснет душой, и старый

дуб, правда, уже покрытый нежной зеленью, расскажет ему о другом. «Надо, чтобы  все  знали

меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь,… чтобы на всех она отражалась  и  чтобы  все

они жили со мною вместе!» — скажет себе Болконский. После второй встречи с тем  же  дубом,

но уже “преображенным, раскинувшимся шатром сочной  темной  зелени”,  князь  Андрей  вдруг

окончательно, беспременно решил, что “жизнь не кончена в  31  год”.  “Надо,  чтоб  не  для

одного меня шла моя жизнь, но и  чтобы  на  всех  она  отражалась”.  Из  вновь  возникшего

стремления участвовать в жизни людей возникает и жажда  активной  деятельности.  По  сути,

это те же наполеоновские идеи, только на новом витке, иначе представленные. “Ему  казалось

ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы  он

не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни”.

      “Дело” привлекает теперь князя Андрея  как  способ  помочь  людям.  “Но  непременное

условие своей деятельности он видит в том, чтобы на  всех  она  отражалась”.  Поэтому  его

привлекает сфера государственных интересов, “высшие сферы”, где  “готовилось  будущее,  от

которого зависели судьбы миллионов”. Новый кумир, заменивший  Наполеона,  был  Сперанский,

“лицо таинственное и представлявшееся ему гениальным”. В фигуре  Сперанского  он  старался

искать живой идеал совершенства, к которому он стремился. И легко поверил в  него,  увидев

“разумного, строго мыслящего, огромного ума  человека,  энергией  и  упорством  достигшего

власти и  употребляющего  ее  только  для  блага  России”.  Однако  вместе  с  возвышением

Сперанского,  “огромное  количество  людей”  кн.  Андрей  стал  считать   “презренными   и

ничтожными существами”. “Страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он  когда-то

испытывал к Бонапарте”,  было,  однако,  ослаблено  некоторыми  недостатками  Сперанского,

которые “неприятно поражали” кн.  Андрея  -  это  слишком  большое  презрение  к  людям  и

“разнообразность приемов в доказательствах” своего мнения. Увлечение  реформами,  впрочем,

почти бессознательно усиливалось, и Андрей занимался составлением  законов.  Разочарование

в Сперанском наступает после вечера,  где  кн.  Андрей  танцует  с  Наташей   Ростовой.  В

Петербурге Андрей во второй  раз  встречает  Наташу  Ростову  на  балу.  Он  покинул  свое

уединение и предался общественной деятельности;  он  занят  службой  в  центре  подготовки

гражданских реформ, близок к Сперанскому — новому «великому человеку», которым  он  теперь

увлечен; опять общественное стремление его незаметно приняло форму прежних иллюзий;  снова

влечет его во внешние сферы, «туда, где готовилось будущее».

      Но одна встреча с  Наташей  разрушает  все  это.  Новое  чувство  возникающей  любви

контрастно  становится  к  “административным”  увлечениям  Болконского.  После   бала   он

замечает, что ужин у Сперанского, на который он был приглашен, ему  не  интересен.  Увидев

Сперанского  в  домашней  обстановке,  смеющегося,  он,  возможно,  “нашел   его   слабые,

человеческие стороны”,  которых  он  раньше  не  замечал  в  силу  “другого  воспитания  и

нравственных привычек”. Кроме  того,  все,  что  раньше  казалось  Андрею  “таинственно  и

привлекательно в Сперанском”, теперь “вдруг стало  ясно  и  непривлекательно”.  Представив

себе своих богучаровских крестьян и попытавшись приложить к ним “Права  лиц”,  разработкой

которых он занимался,  Болконский  удивился,  “как  он  мог  так  долго  заниматься  такой

праздной работой”. Разочарования и очередной  крайности  в  мировоззрении  Болконского  не

последовало. Общение с Наташей дало ему ощущение сопричастности  к  совершенно  особенному

миру, преисполненному каких-то неизвестных ему радостей. Присутствие этого мира  в  Наташе

он почувствовал еще в Отрадном и сейчас  “находил  в  нем  новое  для  себя  наслаждение”.

Открытие героем чего-то нового — это  очередной  этап  его  поисков.  В  душе  Болконского

произошло что-то новое и счастливое”, когда он услышал пение Наташа. Хотя он не  сознавал,

пока, что влюблен  в  Ростову,  вся  жизнь  представлялась  ему  в  новом  свете.  Будущее

открылось со всеми его  радостями;  желание  пользоваться  свободой,  силой  и  молодостью

открывает ему новую истину: “Чтобы быть счастливым, надо верить  в  возможность  счастия”.

После помолвки с Наташей кн.  Андрей  совершает  ошибку,  согласившись  с  отцом  отложить

свадьбу на год. Видимо, он не вполне сумел понять существо Наташи Ростовой. Она  привлекла

его полнотой жизни, но именно это исключало в ней рационализм, расчетливость  в  любых  ее

проявлениях. Она не могла подчиниться заранее заготовленной схеме: подождать год,  который

даст ей возможность проверить свои чувства до свадьбы.  Для  Наташи,  которой  было  ценно

каждое мгновение, год ожидания был  оскорбителем  своей  пустотой,  остановкой  жизни.  Но

жизнь неостановима, она требует движения. Наташа нашла его в бегстве из дома с  Курагиным.

Для  Андрея  Болконского  наступило  третье,  самое   тяжелое   разочарование   в   жизни.

Единственным стимулом,  живым  интересом,  им  испытываемым,  становится  месть  Курагину.

Разрыв с Наташей возобновляет страдание Болконского, то страдание от неидеальности  жизни,

которое он знал всегда. Наташа могла променять его на пустого хлыща  Курагина  —  это  для

князя Андрея последнее разоблачение всяких идеальных иллюзий.  Он  вновь  возвращается  на

военную службу, но  уже  без  тщеславных  мыслей.  Душевной  драмой,  тем  не  менее,  его

философские  поиски  не  заканчиваются,  но,  наоборот,  обостряются.  Этому   во   многом

способствует эпоха 1812  года.  Наиболее  знаменательной  вехой  в  жизни  Андрея  явились

события 1812 года. Высочайшей целью его жизни становится защита родины от врага.  Мечты  о

личной славе его уже не волнуют. Жить, помогая и сочувствуя  людям,  -  вот  новый  идеал,

который пробудился в душе князя  Андрея в дни  суровых  для  родины  испытаний.  Именно  в

разговоре с Пьером накануне Бородинской битвы ощущается единство помыслов князя  Андрея  и

сражающегося  народа.  Князь  Андрей  от  “высоких  сфер”,  к  которым  прежде  стремился,

спускается к народу, поступал служить в полк. Он пришел  к  пожеланию  того,  что  история

делается в полку, с народом и  меньше  всего  зависит  от  распоряжения  штабов.  “От  нас

действительно будет зависеть завтрашний день”,- говорит  Андрей  Пьеру  перед  Бородинским

сражением.  Болконский  получает  здесь  возможность  реально  участвовать  в   совершении

крупного  исторического  события,  а  значит,  в  изменении  судеб   многих   людей.   Это

осуществление его наполеоновской мечты, но  на  другом  уровне.  Слияние  личной  жизни  и

устремлений с общими, которое здесь  становятся  возможным,-  это  выражение  кутузовского

начала. Таким образом, путь князя Андрея от наполеоновского идеала к кутузовской  мудрости

еще раз утверждает толстовскую историческую концепцию  о  роевой  жизни  и  решающей  роли

народа в событиях.  В  роковую  минуту  смертельного  ранения,  когда  дымящаяся  граната,

готовая тотчас взорваться, вертится волчком рядом с ним, страстный  порыв  любви  к  жизни

захватывает князя Андрея.  Непосредственного  ощущения  жизни  он  не  знал,  а  если  оно

приходило, то разоблачалось потом как обман. В минуту ранения в первый и единственный  раз

он испытал с  такой  силой  непосредственное  чувство  к  лугу,  пашне,  струйке  дыма.  В

умирающем  князе  Андрее  идет  борьба  между  любовью  земною,   мирской,   ограниченной,

различающей, избирательной любовью к одному человеку,  которая  может  быть  неотрывна  от

ненависти к другому,  и  абстрактной  любовью,  неразличающей,  беспредметной,  безличной.

Страсть к жизни, с яркой силой испытанная в минуту ранения, затем  заменяется  абстрактной

любовью к врагу. Смотря на упавшую рядом гранату и сознавая  близость  смерти,  Болконский

думает: “Я не могу, я не хочу умереть, я  люблю  жизнь...”  Обостренное  чувство  любви  к

жизни  открывает  ему  понимание  той  любви,  ”которую  проповедовал   бог   на   земле”:

”сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, которой учила  княжна

Марья”. Мысли князя Андрея во время болезни были деятельнее,  яснее,  но  действовали  вне

его воли. Они могли оборваться, заменяться неожиданными представлениями.  Теперь  все  его

прошедшее  представлялось  собой  здание  из  иголок   или   лучинок,   воздвигающееся   и

разрушающееся под звуки равномерно “шепчущей” музыки.

      Впервые в жизни в этот момент его тянет  не  к  небу,  а  к  земле.  Как  сильно  он

изменился! Он завидует траве, цветам, а не гордым,  властным  облакам.  В  нем  происходит

жизненный перелом, даже не такой, какие у него были до этого.  Прежде  он  думал  о  себе,

теперь же он подумал о других. Для князя Андрея открылось другое  счастье,  счастье  любви

ко всем людям. Со смертельным ранением в избе  в  Мытищах  он  лежит  почти  в  забытьи  и

думает, что ему «открылось новое счастье, неотъемлемое от человека,  счастье,  находящееся

вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека,  счастье  одной  души,

счастье любви! Понять его может всякий человек, но сознать и простить его мог только  один

Бог». Здесь же он встретил Наташу. Наверное, минуты, которые  он  провел  с  ней  в  конце

жизни, были для него самыми счастливыми. Он сам говорил, что раз  эта  рана  свела  его  с

ней, он не жалеет ни о чем. Эта  милая,  веселая,  жизнерадостная  Наташа,  вернувшая  его

первый раз к жизни, но теперь уже, благодаря ему, научившаяся  страдать,  осуществила  его

желание, чтобы жизнь князя Андрея Болконского отразилась на людях. Возобновившаяся  любовь

к одной женщине привязывает опять к жизни, вытесняя безразличное чувство любви  вообще.  В

этой борьбе одолевает абстракция, нечеловеческая любовь,  одолевает  смерть.  Неидеальная,

земная, мирская любовь требует от человека такого  участия  в  жизни,  которое  для  князя

Андрея было всегда  тяжело,  невозможно.   Выстроив  это  здание,  сумев  удержать  его  в

мысленном равновесии, князь Андрей понял сущность  “божеской  любви”:  “Любя  человеческой

любовью, можно от любви перейти к ненависти;  но  божеская  любовь  не  может  измениться.

Ничто… не может разрушить ее. Она есть сущность души”. Слова  князя  Андрея,  сказанные

Наташе (“Я люблю тебя больше, лучше,  чем  прежде”),  подразумевают,  что  его  прежняя  -

человеческая любовь, соединившись с силой приобретенной, становится  “больше”  и  “лучше”.

Но следующий этап душевной эволюции Болконского состоит в  противопоставлении  божеской  и

человеческой любви и Андрей,  вдумываясь  в  новое,  открытое  ему  начало  вечной  любви,

отрекался от земной жизни: “Всех любить, жертвовать собой для  любви,  значило  никого  не

любить, значило не жить этою земною жизнью”. Любовь к земной жизни, временно  пробужденная

появлением Наташи, терпит поражение в борьбе со смертью.  Состояние  Болконского,  которое

Наташа назвала “это сделалось”, было проявлением победы смерти над жизнью.

      Раненный, Болконский встречает Анатоля Курагина — своего врага,  -  которому  только

что отняли ногу, и не испытывает к нему чувства ненависти. Впоследствии он осознает,  что,

умирая, он «увидал врага своего и все-таки полюбил его». Он почувствовал жалость к    продолжение
--PAGE_BREAK--  своему

злейшему врагу Анатолю, которого он жаждал убить, и вот при его встрече с ним он жалеет  и

сочувствует ему. Он «испытал то чувство любви, которая есть  самая  сущность  души  и  для

которой не нужно предмета». «Любить ближних, любить врагов  своих.  Все  любить  -  любить

бога во всех его проявлениях», — вот тот истинно  христианский  тезис,  к  которому  автор

приводит  всех  своих  любимых  героев.  Уничтожение  преграды  между  жизнью  и   смертью

одновременно воздвигало преграду непонимания живыми уже  “наполовину  умершего”.  Для  кн.

Андрея сознание отчужденности от всего земного, радостной и странной легкости  бытия  дало

возможность понять и ощутить близость смерти, которой прежде он боялся, а теперь увидел  в

ней “пробуждение” от жизни, освобождение прежде связанной в нем силы.

      И Наташа, и княжна Марья, и Пьер — все помнили его после его  смерти,  и  вспоминали

каждый с каким-то своим глубоким философским смыслом,  но  все  по-доброму.  И  что  самое

главное, он стал для сына Николеньки кумиром, божеством.  Поэтому,  что  бы  ни  говорили,

князь Андрей был счастлив, его счастье осуществилось для него, он умер  счастливым.  Князь

Андрей — философ, мыслитель. У Толстого он противопоставляется такой героине, как  Наташа,

олицетворяющей земную, но счастливую  жизнь.  Что  значит  счастье  для  Болконского?  Что

значит счастье для Наташи? Что  -  для  других?  Писатель  показал  кардинально  различных

людей, их взгляды на мир  и  их  судьбы.  Образ  князя  Андрея  является  одним  из  самых

интересных, без него романа не получилось бы.
                      Нравственные искания и открытия Пьера Безухова

      Духовная  красота  любимых  героев  Льва  Николаевича  проявляется   в   непрерывной

внутренней борьбе мыслей  и  чувств,  в  неустанных  поисках  смысла  жизни,  в  мечтах  о

деятельности для пользы народа. На Пьера, которого  он  задумал  как  декабриста,  Толстой

потратил лучшие краски души своей. Безухов ищет ответ на вопрос,  поставленный  перед  ним

эпохой 60-х годов: что делать? Чему посвятить жизнь?  «Он  так  всеми  силами  души  своей

всегда искал одного: быть  вполне  хорошим»,  -  эти  слова  Пьера,  сказанные  об  Андрее

Болконском, относятся и к самому Пьеру.

      Так же, как и Андрей Болконский, Пьер Безухов ищет ответа на вопрос:   что   делать,

к  какому большому и нужному практическому делу приложить свои силы,  чему посвятить  свою

  жизнь.  От  людей   аристократического   круга   Пьер  отличается  независимостью  своих

взглядов. В салоне Шерер он чувствует себя совершенно посторонним   человеком.   А  Андрей

Болконский,  наоборот, считает его самым дорогим для  себя  человеком:   «Ты  мне   дорог,

особенно потому,  что ты один живой человек среди всего нашего света...»  Не  видя  своего

места в жизни, не зная, куда деть огромные силы, Пьер ведет разгульную  жизнь  в  обществе

Долохова и Курагина. Он понимает, что такая жизнь не для него,  что  должен  вырваться  из

этого привычного жизненного круговорота, но у него не хватает на это  сил.   Он  не  может

сразу правильно оценить людей и поэтому часто ошибается в  них.   Он  искренен,  доверчив,

слабоволен. Эти черты характера ярко проявляются во  взаимоотношениях с развращенной  Элен

Курагиной. Вскоре  после  брака  Пьер  понял  свою  ошибку,  понял,  что  был  обманут,  и

«перерабатывал один в  себе  свое  горе».  Пьер стреляется на дуэли с Долоховым,  порывает

с женой, разочаровывается в  жизни.  Ему  ненавистна  всеми  признаваемая  ложь  светского

общества, и он понимает необходимость борьбы. После дуэли  с  Долоховым  внутренняя  жизнь

Пьера изменилась. Его стали волновать философские вопросы. Ему  кажется,  что  человек  не

хозяин своей  судьбы,  а  беспомощная  частичка  мироздания,  безвольное  орудие  каких-то

неизведанных сил. Каждый прав по-своему в какой-то момент, следовательно,  нет  абсолютной

истины. Пьер диалектик по натуре, в его сознании  одна  мысль  вызывает  другую,  затем  —

цепную реакцию соображений, выводов, новых вопросов, и все это — вопросы  общефилософского

характера.  Особенностью  Пьера  и  других  героев  Толстого  да  и  его  самого  является

стремление дойти “до корня”, искать, не успокаиваясь. Утверждая преимущество  интуитивного

познания перед рационалистическим, Толстой  тем  не  менее  всегда  наделял  лучших  своих

героев способностью аналитического мышления, беспокойно ищущей  мыслью.  И  пусть  они  не

могут ответить на вопросы,  выдвигаемые  их  пытливой  жаждой  познания  основных  законов

бытия, привлекательность этих героев именно в страстном желании  узнать,  понять,  что  же

такое жизнь, в чем ее смысл, в  чем  высшая  справедливость.  К  чему  же  приходит  Пьер?

“Умрешь и все узнаешь или перестанешь спрашивать”. Для ищущего разумного объяснения это  —

трагедия, конец жизни.

      После объяснения с женой он едет в Петербург, продолжая думать  все  то  же;  он  не

понимает, глядя на других людей, каким  образом  все  они  могли  жить,  не  разрешив  тех

вопросов, которые занимают его.  «Все  в  нем  самом  и  вокруг  него  представлялось  ему

запутанным, бессмысленным и отвратительным. В нем самом и вокруг  него  _  это  для  Пьера

одно и то же. Его личное существование должно быть  оправдано  целесообразным  устройством

мира, и утрата этого чувства высшей  целесообразности  означает  личное  несчастье  Пьера,

тупик, почти невозможность жить. В этот критический момент Безухов попадает в руки  масона

Баздеева. Этот „проповедник“ ловко расставляет перед доверчивым  графом  сети  религиозно-

мистического  общества,  которое  призывало  к  нравственному  совершенствованию  людей  и

объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство  как  учение  о  равенстве,

братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на  благоустройство  крепостных.

Пьеру определено собственным опытом и судьбой анализировать и распутывать, искать выход  к

общей правде через иллюзии и  разочарования.  Такой  иллюзией  станет  масонство,  которое

войдет в судьбу Пьера в тяжелейшую минуту полной  потерянности.  Но  позже,  когда  придет

разочарование в масонстве, еще безнадежнее, кажется, будет  тот  новый  тупик,  в  котором

очутится Пьер и из которого только  через  испытания  войны  и  плена  ему  суждено  будет

выбраться. Сблизившись с масонами Пьер пытается найти смысл жизни  в  религиозной  истине.

Масонство дало веру герою в то, что в мире должно быть царство добра и  правды,  и  высшее

счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их  достижению.  Но  эти  идеи  слишком

отвлеченны, лишены конкретных черт. Пьера не могут удовлетворить таинственные  мистические

обряды и беседы о  добре  и  зле.  Он  хочет  найти  поле  деятельности,  чтобы  воплотить

справедливые и гуманные идеи в конкретное полезное дело. Поэтому Безухов,  как  и  Андрей,

начинает  заниматься  благоустройством  своих  крепостных.  Все   предпринятые   им   меры

проникнуты сочувствием к угнетенному крестьянству. Пьер заботится о том,  чтобы  наказания

принимались только увещательные, а в каждом  имении  были  учреждены  больницы,  приюты  и

школы. Но все благие намерения Пьера так и остались намерениями. Почему же,  желая  помочь

крестьянам, он не смог сделать этого? Ответ прост.  Воплотить  добрые  начинания  в  жизнь

мешали  молодому  гуманному  помещику  его  наивность,  отсутствие  практического   опыта,

незнание реальной действительности. Глупый,  но  хитрый  главноуправляющий  легко  обводил

вокруг пальца умного и интеллигентного барина, создавая видимость точного  исполнения  его

распоряжений.

      Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские  идеи  Пьера

не разделялись его „братьями“, и к тому же Пьер видит,  что  и  среди  масонов  существуют

ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами.

      Так же, как и для князя Андрея, целью жизни, идеалом становится для Пьера  любовь  к

Наташе Ростовой, омраченная узами брака с Элен. Но его  жизнь  лишь  со  стороны  казалась

спокойной и безмятежной. „К чему? Зачем? Что такое творится на свете?“ -  эти  вопросы  не

переставали тревожить Безухова. Эта непрекращающаяся  внутренняя  работа  подготовила  его

духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812  года.  Огромное  значение  имело  для

Пьера соприкосновение с народом и  на  Бородинском  поле,  и  после  битвы,  и  в  занятой

неприятелем Москве, и в плену. „Солдатом быть, просто солдатом!.. Войти в эту общую  жизнь

всем существом, проникнуться тем, что делает их  такими“  -  вот  какое  желание  овладело

Пьером после Бородинского боя.

      Пытаясь найти своё место, он едет на Бородино и волею случая  оказывается  на  самом

главном и опасном  редуте.  Пьер  рад  любой  работе:  таскать  ящики,  помогать  раненым.

Выглядит он очень нелепо, но симпатии солдат всё же обращены к нему.  Вид  бойни  приводит

его в ужас: „Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся  того,  что  они  сделали!“

Всем своим видом и душевным смятением  выражает  Пьер  всю  антигуманную  сущность  войны.

Оставшись в Москве, он вновь  сталкивается  с  ужасами  войны.  Тогда  Пьер  решает  убить

Наполеона, видя в этом  своё  предназначение.  Охваченный  патриотическим  чувством,  Пьер

остается в Москве, чтобы убить Наполеона: „Или погибнуть, или  прекратить  несчастья  всей

Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного  Наполеона“.  Но  понимает  вскоре,  что

Наполеон недоступен, и убить его невозможно. Спасая девочку из огня пожара, Пьер  попадает

в плен,  где  пытается  понять  этих  людей,  которые  привыкли  спать  в  пыли,  отдавать

последнее, не оставляя себе самого нужного.

      Откровение приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер  обретает

иную, духовную: „Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня  -

мою бессмертную душу!“ „Он долго в своей жизни искал с  разных  сторон  этого  успокоения,

согласия с самим собою Е он искал этого в филантропии, в масонстве, в  рассеянии  светской

жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к  Наташе;  он

искал этого путем мысли, и все эти искания обманули  его“.  Но  писатель  не  считает  эти

искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни  Пьера  привносит  свою  лепту  в  тот

стройный, гармоничный внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы  поднимается

по ступеням,  и,  приподнявшись  на  одну  ступень,  он  переосмысливает  свои  предыдущие

поступки, то есть он способен к постоянному самоулучшению и  самоочищению.  В  плену  Пьер

испытывает сильнейшие физические  и  духовные  потрясения:  сцена  казни  пленных,  голод,

постоянный  страх  смерти.  Они  только  подтолкнули  Пьера  к   кардинальному   изменению

мироощущения. Духовные и физические страдания научили Пьера ценить жизнь  и  маленькие  её

радости.

      Встреча с Платоном Каратаевым, который представляет  собой  обобщённый  крестьянский

образ, во многом меняет отношение Пьера к жизни.  Платон  изменяет  сознание  Пьера  своей

народной мудростью, даёт ему возможность понять иное мироощущение, не основанное  на  злой

власти и жестокости. То, что говорит Каратаев, обобщено, как особый дух правды и  красоты.

Знакомство в плену с Платоном Каратаевым  способствует  формированию  нового   взгляда  на

жизнь.  »...  Платон Каратаев остался навсегда  в  душе  Пьера  самым  сильным  и  дорогим

воспоминанием". Стоит сказать, что Платон  Каратаев-  любимый  образ  самого  Толстого.

      После возвращения из плена Безухов сильно внутренне изменился.  Именно  в  плену,  в

лишениях и недостатках, Пьер научился ценить  непосредственную  жизнь,  существование  как

процесс. В результате сближения с простыми солдатами, в результате знакомства  с  Платоном

Каратаевым Пьер приходит  к  тому  заключению,  что  несчастье  людей  происходит  «не  от

недостатка,  а  от  излишка».  Излишек  здесь  —  не  только  материальные   преимущества,

отделяющие господ от  народа,  но  также  излишек  духовной,  внутренней  жизни:  искания,

развития,  «диалектика  души».  Это  все  несвойственно  им,  простым   людям,   солдатам,

крестьянам.  Им  как  бы  дано  непосредственно,  прямо,   стихийно   то   знание   смысла

существования, к которому ищущие герои «Войны и мира» пробиваются долго  и  трудно.  Среди

запутанной сложности жизни герои Толстого ищут ее простое и общее содержание. 1812  год  и

становится таким проясняющим все событием. А каков в эпилоге Пьер? Он вернулся  во  многом

к «докаратаевскому» своему  состоянию,  к  себе  самому,  к  своим  беспокойным  вопросам,

сомнениям. Пьер приходит в тайное политическое общество.

    Женившись на Наташе,  Пьер чувствует себя счастливым.  Но  его  волнуют  общественные

проблемы.  Он считает,  что политический  гнет,  тяжелое  положение  общества  могут  быть

преодолены усилиями честных людей,  которые должны быть связаны между собой,  и  принимает

участие в заговоре против царя,  о  котором  Толстой говорит лишь намеком.

    Любовь Наташи походит на награду Пьеру за все лишения  и  душевные  мучения.  Наташа,

словно ангел, входит в его жизнь, озаряя её тёплым, ласковым светом.  Наконец  Пьер  нашёл

своё счастье в семейной жизни. Но искания его ещё не  кончились.  Путь  к  правде  слишком

труден. Пьера не понимают, но он не отчаивается, а доказывает правоту своих  прогрессивных

идей. Между Платоном Каратаевым и Безуховым стена, признанная Пьером.  Но    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.