Реферат по предмету "Литература"


Война как трагедия народа по произведениям о великой отечественной войне

Война как трагедия народа по произведениям о великой отечественной войне

Мир не должен забывать ужасы войны, страдания и смерть, принесенные ею. Это было преступлением перед будущим и перед теми, кто пожертвовал жизнью для того, чтобы мы жили. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема.

Отсюда и жанровое многообразие произведений о войне: большие эпические произведения, в которых дается осмысление сложных процессов периода войны (романы Симонова, Гроссмана, Бондарева); психологическая проза, раскрывающая нравственные проблемы, встающие перед личностью в трагических коллизиях войны (повести Быкова, Васильева, Астафьева, Мустая Карима); художественно-документальные произведения (книги Субботина, Гранина); драматургия, поэзия. Независимо от жанра, все произведения объединены «памятью сердца», страстным желанием поведать правду о

пройденных дорогах войны.

Автобиографическая повесть «Это мы, господи! …» была написана в 1948 году. Ровно тридцать дней, находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть, писал К. Воробьев о том, что довелось перенести ему в

фашистском плену.

Страшные картины проходят перед глазами читателя: «Стриженые головы, голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к месту пыток и мук — лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути… и молчаливо и грозно шлют проклятия убийцам, высунув из-под снега руки, словно завещая мстить, мстить, мстить! …». «Двести голосов, просящих, умоляющих, требующих, наполнили деревеньку… Как морской шквал рвет и бросает из стороны в сторону пенную от ярости волну, так пригоршни капусты, бросаемые старухой, валили, поднимали и бросали в сторону обезумевших людей… Но в ту минуту… раздалась дробная трель автомата… Старушка, нагнувшаяся было за очередной порцией капусты как-то неловко ткнулась головой в корзину, да так и осталась лежать без движения…».

«Ребенок плакал не всегда. Иногда этот крошечный девятнадцатый член камеры пробовал предъявлять свои права на

жизнь и свободу…

— Потерпи, мой ангел! Нам уже недолго осталось ждать! —

звучал нежный успокаивающий голос.

И женщина не ошиблась. На пятый день ее заключения, судорожно прижав притихшего ребенка, она… спокойно и молча взошла по сходням в «клетку смерти» … Что добавить к этим строчкам? Да и нужно ли, можно ли?.. Тема повести В. Козько «Судный день» — оборванное войной детство, незаживающая душевная рана. Место действия — небольшой белорусский городок. Время действия — десять лет спустя после войны. Основное, что характеризует произведение В. Козько, — это напряженный тон повествования который зависит не только от сюжетного пафоса» психологического накала. Этот высокий трагический пафос определяет весь стиль повести.

Коля Летечка (это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит) маленьким ребенком попал в концлагерь, где содержались дети-доноры, у которых брали кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит, А те нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще отнимают у него память о прошлом. И вот через десять лет, случайно попав на судебное заседание, слушая показания бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло. Страшное прошлое оживает — и убивает Колю Летечку. Он обречен: никакие саны не способны восстановить того, что у него было отнято в детстве.

Крик Кольки Летечки, прозвучавший в зале суда десять лет спустя после войны, — это эхо зова о помощи всех людей, насильно отторгнутых от матерей. «Мама, спаси мене!»—закричал он на весь зал, как кричали на всю землю в том далеком сорок третьем тысячи и тысячи его сверстников.

Невозможно даже перечислить все произведения, воспевающие героизм народа в годы Великой Отечественной войны. Память об этой войне, о тех ужасах и страданиях, которые пришли вместе с ней, должна жить вечно. Как и благодарность тем, кто избавил нас от этого ада, иногда даже ценою собственной жизни. Иначе нам грозят новые беды, новые страдания. Так случается всегда с теми, кто не помнит своего прошлого.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.