В чем сходства и различия Онегина и ПечоринаАвтор: Лермонтов М.Ю.
«Евгений Онегин» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова являются основными произведениями в творчестве каждого из этих великих русских писателей. Оба автора ставили перед собой задачу передать портрет героя как образ современного человека с его характерными чертами. Пушкин и Лермонтов изобразили героев примерно одного времени, периода, исторически чрезвычайно важного для России.
Интересно, что в начале этих романов герои являются совершенно разными, но как схожи их образы становятся в конце произведений! Онегин — петербуржский повеса, получивший традиционное воспитание и поверхностное образование:
Он по-французски совершенно
Мог изьясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил, -
Печорин же говорит о себе в своем дневнике, поверяя ему самые сокровенные тайны: «С самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились». В этом монологе чувствуется некоторая картинность, однако Печорин совершенно искренен. Эта исповедь является попыткой объяснить окружающим свой характер, сделать шаг навстречу людям.
Онегин же совсем иной. Привычный к жизни в свете, знающий его законы, он понимает, что чувства здесь неуместны. Это театр, в котором каждый играет свою роль, и Онегин знает законы этого маскарада. Его «науки страсти нежной» вполне хватает для того, чтобы блистать, быть желанным гостем в светском обществе, однако эта суета, «постылой жизни мишура» убивает душу героя. Онегин пытается найти себе занятие:
Онегин дома заперся,
Зевая за перо взялся,
Хотел писать — но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его… -
а затем:
Уселся он — с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книгу ставил полку,
Читал, читал, а все без толку… -
Но тщетно.
Печорин же страстно стремится вырваться из того жизненного круга, в котором он принужден жить. Из-за дуэли он оказывается на Кавказе, на «краю земли». Здесь он ещё не устал от жизни, стремится найти свое счастье, всем интересуется, влюбляется, общается с людьми. Он во все вмешивается, даже называет сам себя «камнем, брошенным в гладкий источник», тревожащим спокойствие в какой бы круг он ни влился.
А вот Онегина довольно трудно представить в подобной ситуации: изначальное безразличие, равнодушие к окружающим является причиной полного отсутствия любопытства. В деревне он всячески старается отгородить себя от соседей. Пушкин, прекрасно понимая тип своего героя, оценивает его так:
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя...
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал...
Случайно сблизившись на почве общих интересов с Ленским, Онегин не пытается завести других знакомых. Он слишком умен, интеллигентен, чтобы слушать их разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне.»
Почти такое же отношение к дружбе мы видим и у Печорина: «Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...». Общаясь с Вернером, Печорин скорее говорит сам с собой, чем с доктором; они сблизились на основе общего для обоих скептицизма и неприятия окружающего их общества. Сам Печорин говорит: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями».
Но вернемся к Онегину. Этот герой, хотя и всей душой презирает людей, вынужден однако считаться с их мнением. По этому глупому противоречию он убивает единственного приятеля, единственного человека, с которым делил деревенский досуг. Быть может, из-за этого Онегин потерял навсегда возможность быть счастливым.
А Печорин, боящийся взять на себя какие-либо обязательства, хочет получать, при этом ничего не давая взамен, в жизни же так не бывает. Он мучает Веру, мучает себя самого и плачет как ребенок, когда, потеряв ее, осознает, что по-настоящему любил лишь ее одну.
Похожее происходит и с Онегиным. Когда любовь Татьяны «была так возможна» он отказывается от нее, не придавая её влюбленности никакого значения. Но, увидев Татьяну на балу, блистающую в светском обществе, замужем за князем, Онегин вдруг вспыхивает любовной страстью к Татьяне, стремится возродить из пепла ее былую любовь к нему, но… Жизнь не дает ему второго шанса, убеждая героя в недосягаемости счастья.
Онегин и Печорин близки друг другу тем, что оба, разочаровавшись в жизни, безрадостно ожидают ее конца. Вся трагичность, горестность их положения в фразе Печорина: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое… Но я не угадал этого назначения… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
Под этими строками мог бы вполне подписаться и Онегин. Совершенно разные герои, пришли в конце концов к одному итогу: им суждено было дополнить своими судьбами галерею «лишних людей» в истории русской литературы XIX века.