МосковскийГосударственный
Медико-стоматологическийуниверситет Кафедра истории
медицины и правоведения.
Зав.кафедрой доцент, к.м.н
Пашков К.А.
Курсоваяработа
ТЕМА: «ИСТОКИ СКОРОЙ ПОМОЩИ, МОСКОВСКАЯ СКОРАЯПОМОЩЬЗА 75 ЛЕТ, А. С.ПУЧКОВИ СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Студента 1 курса 109 группы
Вечернего лечебного факультета
Выстрелкова А.С.
Преподователь Вагина Е.И.
Москва 2003г.ИСТОКИ СКОРОЙ ПОМОЩИ
Во времена самойглубокой древности, как порыв милосердия, у человека возникала потребностьоказать помощь страждущему. Это чувство в его первозданном виде существуетпоныне. Поэтому принято считать, что самым массовым видом медицинской помощибольным или пострадавшим от несчастных случаев является скорая медицинскаяпомощь.
С момента возникновения этот вид медицинской помощи претерпевал и досего времени претерпевает различные изменения. Идет постоянный поиск наиболееудобных и оптимальных форм организации этой службы как в городах, так и в сельскойместности.
К самому древнему учреждению, оказывавшему первую помощь, можноотнести «ксендокию». Это странноприимный дом, множество которых было устроенона дорогах специально для странствующих пилигримов. На этом этапе «больногодоставляли к врачу», а не как позднее, — «врача к больному».
В XIIвеке в Англии рыцарями Иерусалимского орденаСвятого Иоанна создается благотворительное общество, призванное для подачипервой помощи пострадавшим от несчастных случаев, а в XVвеке в Голландии такжеблаготворительное общество оказывает первую помощь утопающим.
В XVIIIвеке в Амстердаме(1767) и в Гамбурге действуют общества спасения, в задачу которых входит нетолько оказание помощи утопающим, но и при несчастных случаях и внезапныхзаболеваниях.
ВРоссии в XV—XVIвеках существовали такназываемые Богадельни, куда свозили пострадавших, больных, немощных,обмороженных для «призрения» их и подачи первой помощи.
В XVIIвеке в Москве ближнийбоярин царя Алексея Михайловича Федор Михайлович Ртищев на свои средства построилв Москве несколько таких домов, и команда рассыльных, созданная из его дворовыхлюдей, собирала по улицам «больных и калек» и свозила их в своеобразнуюлечебницу, прозванную в народе «больницей Федора Ртищева», где, посвидетельству современников, оказывался «амбулаторный приют нуждающимся вовременной помощи». «Больница» эта служила одновременно и богадельней для людей,которых «человечество должно было взять на свои руки до самой смерти».
Тот же Ртищев, сопровождая царя в походе во время польской войны,объезжал поля сражения после военных действий и, собирая в свой экипаж раненых,доставлял их в ближайшие города, где обустраивал для них дома. Это былопрообразом военных госпиталей.
В начале XIXвека в оказании скорой помощи большую роль игралипожарные. Первую пожарную команду создал московский градоначальник граф Ф. В.Ростопчин. Эта команда с 1823 года стала городским учреждением и вместе сполицейскими оказываламедицинскую помощьпострадавшим от несчастных случаев. Пострадавшие доставлялись в приемныепокои, существовавшие при полицейских домах.
В 1826году доктор Ф. П. Гааз ходатайствовал «об учреждении в Москвеособого врача для наблюдения, за организацию попечения о внезапно заболевших,нуждающихся в немедленной помощи». Московские власти отрицательно отнеслись кэтой просьбе, сочтя эту меру «излишней» и «бесполезной», ибо при каждой части(полицейской) Москвы «есть уже положенный по штату лекарь». И только в 1844году Гаазу удалось открыть в М. Казенном переулке больницу для приема поступающих«по внезапным случаям для пользования и оказания бесплатной помощи для лиц,подобранных на улице в бесчувственном состоянии». Больница находилась в ведениимосковского обер-полицмейстера. Кроме Гааза в больнице трудились ординаторы ифельдшера. При больнице имелась амбулатория, где оказывалась первая помощь. Встационаре, рассчитанном на 150 коек, всегда находилось вдвое больше больных.Больница кроме лечения заботилась о помещении престарелых в богадельни, оботправке бедных крестьян на родину и т. д.
В середине XIXвека бурный рост промышленности оказал немалоевлияние на приток населения в города. Росло число предприятий, жилых домов, наулицах увеличилось движение транспорта. В связи с этим появилисьмногочисленные несчастные случаи на улицах, заводах и фабриках. Они уносиличеловеческие жизни или делали их инвалидами. Жизнь в самой резкой формеуказывала на необходимость службы, способной немедленно оказывать медицинскуюпомощь пострадавшим от несчастных случаев. Поначалу эта функция легла на плечидобровольных пожарных обществ и общества Красного Креста, Но возможности ихбыли недостаточны. Нужна была самостоятельная служба, способная решить этизадачи.
Пусковым моментом к возникновению Скорой помощи как самостоятельногоучреждения был пожар Венского театра комической оперы, случившийся 8 декабря1881 года. Это происшествие, принявшее грандиозные размеры, в результатекоторого погибло 479 человек, представляло ужасающее зрелище. Перед театром наснегу валялись сотни обожженных людей, многие из которых получили различныетравмы во время падения. Пострадавшие свыше суток не могли получить никакоймедицинской помощи, несмотря на то, что Вена в то время обладала множествомпервоклассных и хорошо оснащенных клиник. Вся эта ужасная картина совершеннопотрясла находившегося на месте происшествия профессора-хирурга Яромира Мунди,который оказался беспомощным перед лицом катастрофы. Он не мог оказатьдейственной и подобающей помощи беспорядочно лежащим на снегу людям. Наследующий же день доктор Я. Мунди приступил к созданию Венского добровольногоспасательного общества. Граф Ганс Гильчек пожертвовал новосозданной организации100 тысяч гульденов. Этим Обществом были организованы пожарная, лодочнаякоманды и Станция скорой медицинской помощи (центральная и филиал для оказаниясрочной помощи пострадавшим от несчастных случаев. В первый же год своегосуществования Венская станция скорой помощи оказала помощь 2067 пострадавшим. Всоставе бригады работали врачи и студенты медицинского факультета.
Вскоре, подобно Венской, была создана профессором Ф. Эсмархом Станцияв Берлине. Деятельность этих станций была настолько полезной и необходимой, чтоза короткий период в целом ряд
В России, где капиталистические отношения стали складыватьсязначительно позднее, первая Станция скорой помощи возникла в 1897 году вВаршаве. Затем примеру Варшавы последовали города Лодзь, Вильно, Киев, Одесса,Рига. Чуть позднее станции скорой помощи стали открываться в Харькове,Петербурге и Москве.
Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к1898 году: До этого времени пострадавших, которые обычно подбиралисьполицейскими, пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемные покоипри полицейских домах Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на местепроисшествия отсутствовал. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часаминаходились без надлежащей помощи в полицейских домах. Сама жизнь требоваласоздания карет скорой помощи.
В ту пору в Москве существовало Дамское благотворительное обществоВеликой княгини Ольги. Оно попечительствовало над приемными покоями приполицейских участках, больницами и богоугодными заведениями. Среди членовправления общества была потомственная почетная гражданка, купчиха Анна ИвановнаКузнецова, активная деятельница этого общества, содержавшая на свои средствагинекологическую лечебницу. На необходимость создания карет А. И. Кузнецоваоткликнулась с глубоким пониманием и немедленно выделила необходимую суммуденег.
При Сущевском и Сретенском полицейских участках 28 апреля 1898 годабыли открыты две первых Станции скорой помощи. На каждой Станции было по однойкарете. Выезжали на них врач, фельдшер и санитар. Каждая карета была оснащенаукладкой с медикаментами, инструментарием и перевязочным материалом. Дежуриликак штатные врачи полиции, так и сверхштатные. Радиус обслуживанияограничивался пределами своей полицейской части. Начиналось дежурство в 3 часадня, заканчивалось в это же время на следующий день. Медицинскому персоналубыла выделена комната. Каждый вызов фиксировался в специальном журнале. Указывалисьпаспортные данные обслуживаемого больного, какой вид помощи ему оказывался,куда и в какое время он был доставлен. Вызовы принимались только на улицы. Наквартиры выезды были запрещены. Вызывалась карета только через посланного им жепо телефону.
В связи с малым количеством частных телефонов полицейская часть, оналичии их имевшая сведения, входила в соглашение с их владельцами на своейтерритории, чтобы круглосуточно можно было вызвать скорую помощь. Право вызоваскорой помощи имели только официальные лица — полицейский, дворник, ночнойсторож. Кареты кроме оказания помощи осуществляли перевозку тяжелых больных изквартир в больницы. Обо всех значительных происшествиях за дежурстводокладывалось старшему врачу полиции.
В первый же месяц своей деятельности обе станции подтвердилинеотъемлемое право на свое существование. Понимая необходимость этого,обер-полицмейстер города приказал расширить территорию обслуживания этихстанций, не дожидаясь открытия новых.
Результаты двухмесячной работы Сущевской и Сретенской станцийпревзошли все ожидания. Ими было выполнено 82 вызова и 12 перевозок, на что былозатрачено 64 часа 32 минуты. Анализ работы станций показал, что первое местосреди обратившихся за помощью занимали лица, находившиеся в состоянииалкогольного опьянения. Их было 27. Далее следовали пострадавшие от травмы. Сушибами и ушибленными ранами — 8 человек, с переломами конечностей — 4, падениес высоты — 6, падучая болезнь — 4 и т. д. Своим приказом № 212обер-полицмейстер обязал принимать вызовы в первую очередь к пьяным,находящимся «в бесчувствии». Остальных же, по его мнению, надлежит доставлять вприемные покои на извозчиках.
13 июня 1898 года в истории Москвы была первая катастрофа,обслуженная Скорой помощью. На Иерусалимском проезде, в доме Суровцева, упаластроящаяся каменная стена. Было девять пострадавших. Выезжали обе кареты. Всемпострадавшим была оказана первая помощь, пять из них были госпитализированы.
Следующий, 1899 год был ознаменован открытием еще трех станций приЛефортовском, Таганском и Якиманском полицейских участках. В январе 1900 годапри Пречистенском пожарном депо была запущена шестая Станция скорой помощи. Ипоследней, седьмой стала Пресненская, вступившая в строй 15 мая 1902 года.Таким образом, вся тогдашняя Москва в пределах Камер-Коллежского вала, включаяБутырские улицы, обслуживалась семью каретами скорой помощи.
Увеличение числа станций, конечно, не могло не сказаться на состояниифинансовых субсидий, жертвуемых А. И. Кузнецовой. Их хватало с большим трудом.На содержание медицинских работников начали поступать средства из бюджетагорода. С 1899 года врачи стали выезжать только на очень серьезные вызовы, аосновная работа выполнялась фельдшерами, которые выезжали с санитарами. В1900 году обер-полицмейстер обратился к Городской Думе с прошением взять насодержание города кареты скорой помощи. Этот вопрос предварительно обсуждалсяна комиссии «О пользах и нуждах общественных», и было предложено финансироватькаре ты из городского бюджета, а ремонт производить на средства А. И,Кузнецовой. 19 декабря 1900 года на заседании Думы это предложение былоподдержано Гучковым, Герье и князем Голицыным. Дума ассигновала 2160 рублей враспоряжение Московского обер-полицмейстера на содержание двенадцати лошадейдля карет скорой помощи и 375 рублей для лошадей пожарных команд.
В 1902 году после открытия Пресненской станции эта сумма былаувеличена до 2957 рублей. Особым событием 1903 года стало появление в Москвепервой кареты для перевозки рожениц при родильном приюте братьев Бахрушиных. Вэтом же году прогрессивными московскими врачами делается попытка организовать«неотложную» помощь на дому в связи с надвигавшейся эпидемией холеры. Но этойидее так и не суждено было осуществиться.
Москва продолжала расти, появилось большое количество многоэтажныхдомов, росло население, увеличивался общественный транспорт, открывались новыезаводы и фабрики. В Москве участились несчастные случаи. Карет скорой помощи,которыми располагало полицейское управление, уже не хватало. Надо было искатьвыход из создавшегося положения. С предложениями изменить статус скоройпомощи, выделив ее из ведомства полиции, выступил губернский врачебныйинспектор Владимир Петрович Поморцов. Аналогичные предложения звучали и из устдругих видных общественных деятелей.
Профессор Московского университета Петр Иванович Дьяконов(1855—1908) предложил создать добровольное общество скорой медицинской помощис привлечением частного капитала. С большим энтузиазмом взялся он за делосоздания общества, но преждевременная смерть помешала его завершить. Но трудыП. И. Дьяконова нашли своих последователей и в мае 1908 года состоялосьучредительное собрание общества, на котором был утвержден устав и избрано егоправление. Общество ставило своей целью оказывать бесплатную медицинскую помощьпострадавшим от несчастных случаев на улицах, в общественных местах, на фабриках,железных дорогах и прочих местах. Председателем правления общества был избранСулима, секретарем — Меленевский. Общество, состоявшее из энтузиастов,преданных делу людей, в своей деятельности решило применить все самоепередовое, что было в мире в то время в области оказания экстренной медицинскойпомощи. Секретарь общества, Меленевский, был командирован на конгресс скоройпомощи во Франкфурт-на-Майне. Кроме Франкфурта он посетил Вену, Одессу и ряддругих городов, имевших станции скорой помощи. Вернувшись из командировки,Меленевский сделал доклад, выводы которого было решено использовать приорганизации скорой помощи в Москве.
Вскоре членами общества Варнеком, Меленевским и Остроуховым былавыпущена брошюра «Несчастные случаи и подача помощи потерпевшим при них.Станции скорой медицинской помощи, их задачи, устройства и деятельность». Посуществу, это был первый сборник инструкций для практических врачей как пооказанию экстренной медицинской помощи больным, так и по организации работыстанций. Большую помощь в создании этого труда оказала Одесская станция скоройпомощи, поделившаяся своим опытом организации работы.
В 1908 году исполнилось десять лет существования в Москве каретскорой помощи. Отдавая должное уважение заслугам А. И. Кузнецовой, Обществоскорой медицинской помощи направило ей приветствие, в котором подчеркивалисьее благородная роль в создании столь важной службы для родного города, еебольшой вклад в дело оказания первой помощи пострадавшим. В этом же приветствиичлены Общества выразили свою озабоченность тем положением, которое создалось ктому времени в Москве. В нем указывалось, что «… в настоящее время, в связи сбыстрым ростом населения Москвы, с развитием городских путей сообщения иосложнением жизни во всех ее отношениях, число несчастных случаев в домах и наулицах увеличилось в таких размерах, что скорая, находящаяся у нас взаведывании полиции, уже совершенно недостаточна сравнительно с запросами нанее». Понимая, что скорая при полиции не может обеспечить потребности города,общество всеми силами старается создать в Москве службу, способнуюудовлетворить запросы растущего города, вырвать ее из подчинения полицейскомуведомству и передать Обществу скорой медицинской помощи. Но это оказалосьтрудной задачей и встретило много препятствий со стороны городских властей.
В апреле 1909 года члены Общества организовали медицинскоеобслуживание массового мероприятия, посвященного открытию памятника Н. В.Гоголю. На призыв Общества откликнулось много врачей и студентов-медиков, которыеактивно поработали, оказывая первую помощь участникам празднеств. Хорошаяорганизованная Обществом работа заслужила самые лестные отзывы в московскойпечати. Вдохновленный этим успехом Сулима еще раз подтвердил свою уверенностьв необходимости создания в Москве самостоятельной станции скорой медицинскойпомощи. В мае 1909 года он заявил на годичном собрании Общества: «Мы пришли ктакому заключению, что при осуществлении нашего дела в Москве на первых порахнеобходимо учредить одну центральную станцию, а впоследствии по мере развитиядела возможно будет учреждать филиальные станции в различных частях города». Вего планы входила закупка шести карет, лошадей и весь необходимый для этогоинвентарь. По приблизительным подсчетам, на это требовалось около 30 тысячрублей, а годичное содержание такой Станции с персоналом составляло 25 тысячрублей. Такими средствами Общество не располагало. Планам Сулимы не сужденобыло осуществиться.
Отсутствие финансовых средств, а также уход с поста председателя Сулимы,в связи с его переводом в Петербург, сильно пошатнули деятельность Общества.Финансовое положение Общества нельзя было назвать удовлетворительным. Только в1912 году за счет частных пожертвований удалось сколотить необходимую суммуденег для создания станции и оборудования санитарного автомобиля. Станция этабыла открыта на Долгоруковской улице и работали на ней врачи — члены Общества истуденты медицинского факультета. Помощь оказывалась в общественных местах ина улицах в радиусе Земляного вала и Кудринской площади.
По мнению членов Общества, деятельность Долгоруковской станции должнаподдержать их в упорной борьбе, начатой Сулимой, за передачу всех имеющихсякарет в ведение Общества, окончательно разорвав узы, связующие их с полицией.Но Городская управа всячески препятствовала этим действиям. Приглашенный наодно из заседаний Общества член управы Малинин заявил: «Пусть Общество скоройпомощи покажет свою деятельность, тогда управа, может быть, пойдет навстречуэтой организации».
В 1912 году доктором В. П. Поморцовым была разработана конструкциягородской кареты скорой медицинской помощи. Это был комбинированный тип экипажакак для скорой, так и для обслуживания хирургической помощи в армейскихусловиях, в качестве подвижного лазарета. Этот труд положил начало созданиюотечественного санитарного транспорта.
Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, изменила многое всудьбе развития скорой медицинской помощи. Материальные ресурсы былипереориентированы на фронт. Из полицейских участков исчезли кареты А. И.Кузнецовой, Долгоруковская станция прекратила свое существование, аединственный в Москве санитарный автомобиль, принадлежавший Обществу скоройпомощи, был мобилизован для перевозки раненых. Прекратили также свою работустанции Петрограда и многих других крупных городов России.
В середине 1917 года, после Февральской революции, вновь поднимаетсявопрос о создании в Москве скорой помощи. В городском самоуправлении выступаетс докладом о необходимости организовать скорую медицинскую помощь в городедоктор В. П. Поморцов. На страницах периодической печати появляется статьядоктора С. М. Швайцара с предложением открыть четыре подстанции скорой помощипри Старо-Екатерининской, Бахрушинской. Яузской и IГрадской больницах. Новопрос этот так и не был решен. Москва оставалась без скорой помощи.
МОСКОВСКАЯ СКОРАЯ ПОМОЩЬЗА75 ЛЕТ
Октябрьские события 1917 года не решили проблемы: Москва еще целыхдва года продолжала существовать без скорой помощи. Медицинская помощьпострадавшим и внезапно заболевшим оказывалась больницами, существовавшими ещедо революции, но, как и в древние времена, «больного доставляли к врачу», а не«врача к больному». Сама жизнь диктовала о необходимости существования службыскорой помощи как службы города, способной оказывать экстренную медицинскуюпомощь в любом месте и своевременно.
В периодической и медицинской печати стали появляться статьи бывшихчленов бывшего Добровольного общества скорой помощи с настоятельнымитребованиями: «… организовать в Москве станцию скорой медицинской помощи!»Бывший губернский врачебный инспектор доктор В. П. Поморцов, работавший в товремя врачом почтамта, в специальной записке, поданной им в Московский Совет,изложил свои предложения по созданию службы экстренной помощи. Предложения былирассмотрены 18 июля 1919 года на заседании Коллегии врачебно-санитарного отделаМосковского Совета рабочих депутатов, проходившем под председательством Н. А.Семашко. Присутствовавшие на заседании В. А. Обух, В. С. Вейсборд, В. П.Неёлов, С. С. Молоденков, С. М. Щвайцар с пониманием отнеслись к предложениямВ. П. Поморцова и вынесли следующее постановление:
«Организоватьв Москве Станцию скорой медицинской помощи, куда передать кареты бывшей скоройпомощи. В первую очередь организовать скорую помощь при несчастных случаях нафабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах. Для чегодолжен быть приглашен заведующий Станцией, коему и поручается организацияСкорой медицинской помощи, для обслуживания Станции — 15 врачей, из коих должныбыть хирурги, терапевты и хирурги-гинекологи, затем санитары и прочийперсонал».
Доктор В. П. Поморцов, приглашенный на должность заведующегоСтанцией, оказался в тяжелой ситуации: надо было найти транспорт, кадры,помещение. В те трудные годы эта задача была не из простых. В одной кустарноймастерской взялись переделать старый трофейный автомобиль под карету скоройпомощи. Здесь помогла разработанная В. П. Поморцовым еще в 1913 году конструкция«Городской кареты скорой помощи», по чертежам которой был создан работавший наДолгоруковской станции санитарный автомобиль. Помещение для Станции былопредоставлено бывшей Шереметьевской больницей на Б. Сухаревской (ныне Институтимени Н. В. Склифосовского).
В левом крыле этого подковообразного дома были выделены три небольшиекомнаты. Долго пришлось ждать, когда отремонтируют помещение и проведуттелефоны. Гараж для единственной машины отвели на Миусской площади.
15 октября 1919 года Московская станция скорой медицинской помощиначала работать. Первый вызов был выполнен врачом Леонидом ГригорьевичемОвосаповым, и с тех пор Станция не прекращала ни на минуту своей деятельности,всегда готовая оказать помощь больному или пострадавшему.
Как и было указано в постановлении врачебной коллегии, помощьоказывалась преимущественно в несчастных случаях. Работа шла в трудныхусловиях. Тяжело было выезжать на полуразбитой машине. После поступлениявызова приходилось ждать этот автомобиль, пока приедет с Миусской площади изгаража. После принятия вызова врач звонил в гараж, и машина направлялась на Б.Сухаревскую, чтобы взять врача. Но тогда это считалось достижением, так какдоезд до больного на лошади потребовал бы значительно большего времени.Несколькими месяцами позже автомашине нашли место в старом деревянном сарае,находившемся во дворе больницы. Но машина была до того изношенной, что то идело ремонтировалась.
В 1920 году В. П. Поморцов заболел и через некоторое время былвынужден оставить работу на Станции. Руководство скорой помощи сталоосуществляться главным врачом Шереметьевской больницы Г. М. Герштейном, гдеСтанция была на правах отделения. Деятельность же Станции начала расти,увеличивалось число выездов. Она уже не могла довольствоваться только общимруководством текущей работы. Ей требовался руководитель, способный видетьперспективы развития этой службы, заниматься ею каждодневно. На тот моментнеобходимо было не улучшать организационные формы работы, а создавать их.Нужны были правила, инструкции и другие документы, регламентирующиедеятельность городской Станции, а их не существовало. Человеку, руководившемубольницей, было не под силу поднимать эту целину. Жизнь ставила вопрос оруководстве Станции скорой помощи.
В то тяжелое время в Москве разразилась эпидемия сыпного тифа,принявшая грандиозные размеры. Эпидемическая обстановка осложнялась с каждымднем. В борьбе с инфекцией нужно былоприниматьсамые интенсивные и решительные меры. Наскоро строились сыпнотифозные бараки,развертывались койки, перепрофилировались некоторые больницы. Были выделенымашины, чтобы перевозить больных. Для организации борьбы с сыпнотифознойэпидемией специальным приказом по военному ведомству были отозваны с фронтовгражданской войны врачи-организаторы и направлены в распоряжение Московскогоотдела здравоохранения. Это были В. В. Крылов, И. А. Арутюнян, Гительзон, С. М.Кабачник, Т. Ю. Маркович и А. С. Пучков. Врачам было поручено организоватьэвакуационную службу, способную осуществлять транспортировку больных сыпнымтифом и контролировать коечный фонд инфекционных стационаров. РуководствоЦентральным эвакопунктом, по желанию всех вышеупомянутых врачей, было порученоАлександру Сергеевичу Пучкову. За короткое время создается новый типмедицинского учреждения, роль которого была едва ли не решающей в ликвидацииэпидемии. В самые тяжелые послереволюционные годы, когда шла гражданскаявойна, Городской эвакопункт, или как его называли Центропункт, работал сполной отдачей. Зимой не хватало топлива, в диспетчерских работали в шубах,часто гасло электричество и наряды записывали при коптилке, но работа неостанавливалась ни на минуту. Охваченные энтузиазмом люди понимали своеназначение.
Руководство Московского здравоохранения высоко ценило деятельностьА. С. Пучкова как начальника Горэвакопункта. Его незаурядный организаторскийталант и добрая инициатива послужили причиной тому, что в конце 1922 года емупредложено возглавить Станцию скорой медицинской помощи.
На Станции, куда А. С. Пучков пришел 1 января 1923 года, он былпоражен состоянием дел. Находившаяся без руководства, она являла жалкоезрелище: побитая санитарная автомашина, три небольшие комнатки, канцелярскаякнига для записи вызовов и два телефона. Вот и все. А. С. Пучков сразу, сосвойственной ему энергичностью, принялся за дело. Прежде всего были слиты в единоеучреждение Центропункт и Станция под одним названием «Московская станция скороймедицинской помощи». К тому времени стала заметно стихать эпидемия, и Пучковсосредоточил свое внимание на Скорой помощи. С Центропункта была переведенаодна санитарная машина. Таким образом Скорая стала располагать двумяавтомобилями. Это было большим достижением для того времени. А. С. Пучковупришлось организовывать работу с самих азов, так как не у кого было дажеперенять опыт. Работали в основном по «устным преданиям», порою самымпротиворечивым. Не было ни инструкций, ни Положений. От дореволюционной скоройне осталось и следа. С действующими в то время Одесской и Петроградскойстанциями связь была затруднена и, когда они прислали свои материалы, нужда в нихотпала.
Работа Станции шла в трудных бытовых условиях: в одной из трехимевшихся комнат, где располагались врачи, стояли два телефона, по которымпринимались вызовы, в другой — былифельдшера и медбратья, втретьей — размещались водители. Помещения отапливались печкой-буржуйкой. Частоотключалось электричество. Приняв по телефону вызов, врач направлялся всоседнюю комнату за фельдшерами, которые затем вызывали водителя. Автомобили,стоявшие в холодном сарае, заводились очень тяжело. Вот с такими трудностямиприходилось постоянно сталкиваться Iнашим предшественникам,стоявшим у истоков Станции и прокладывавшим путь для нас, пришедших значительнопозднее, когда Станция обрела славу и добрую популярность. Память этих людейсветла, и труд их — подвиг. Мы с благодарностью должны вспоминать первыхврачей Скорой помощи: Л. Г. Овосапова, В. А. Кругликову, О. П. Пиногорскую. Т.Ю. Марковича, диспетчера Р. Е. Груз, эвакуатора Н. Ф. Корсунскую и секретарей Станции А. С. Ждановуи Е. А. Артемьеву.
В арсенале оснащения бригад были два ящика — терапевтический ихирургический. В терапевтическом находилось около тридцати стеклянных баночекс различными жидкими медикаментами и противоядиями, а хирургический ящик былнаполнен бинтами, ватой и набором хирургических инструментов. Уже само по себе наличие двух непомерно тяжелых ящиков создавало неудобство. [ С такимположением мириться было невозможно. Станция нуждалась в коренномпереустройстве. Начало реформации положило введение в 1923 году должностистаршего дежурного врача. Это было дерзким новшеством, вызвавшим бурювозмущения со стороны выездных врачей и ироническое отношение Петроградской иОдесской станции скорой помощи. Тщательно, до мелочей был разработан статусэтой должности. И прежде всего — подбор кадров. По определению Пучкова,старший дежурный врач — это сердце и мозг оперативной службы. В конечномитоге, в часы его работы от него зависит не только своевременность оказания экстреннойпомощи в городе, но и крайне важная чуткость подхода к обращающимся на Станциюв тревожные, порою роковые минуты. Были скрупулезно подобраны и подготовлены квыполнению этих функций врачи, обладавшие не только глубокими профессиональнымизнаниями, но умевшие моментально ориентироваться в постоянно меняющейся обстановкев городе, правильно отдифференцировать угрожающие жизни состояния среди потокаобращений и требований, максимально и целесообразно использовать дежурныйперсонал и санитарный транспорт. Это была когорта энтузиастов, в течениедолгих лет трудившихся на Московской скорой помощи и беззаветно ей преданных. Сглубокой признательностью вспоминаются работавшие в разные годы старшие врачи:С. А. Букин, В. И. Маслов, С. Д. Пшеничников, И. П. Червонский, С. И. Фортус,И. И. Клочков, А. И. Михеев, В. Ф. Мельников, М. И. Коршунова, С. Р. Израитель.
Жизнь показала правильность введения этой должности, и теперь ниодна из станций скорой помощи нашей страны не мыслит возможности работы безстаршего дежурного врача. И воспринимается это как само собой разумеющееся.
ПостепенноМосковская станция приобретала у москвичей популярность, которая, в своюочередь, порождала обращаемость населения за экстренной медицинской помощью.При количестве двух бригад, работавших на Станции, трудно было добиться своевременностиприбытия. И это порождало жалобы и нарекания, Только к 1926 году сталифункционировать три бригады, а в 1927— 1928 годах их было уже четыре. 1930 годбыл ознаменован введением пятой бригады.
Скорая, как это и было намечено при ее создании, выезжала только нанесчастные случаи. Внезапные заболевания, случившиеся на дому, как бы тяжелыони ни были, оставались необслуженными. Особенно плохо обстояло дело с тяжелозаболевшими в ночные часы.
В 1926 году при Станции был организован дежурный пункт неотложнойпомощи для обслуживания внезапно заболевших на дому. В этих случаях к больнымвыезжали врачи на мотоциклах с колясками, а потом на маленьких машинах.Количество таких выездов увеличивалось с каждым месяцем, и наступил такой период,когда на Скорую было невозможно дозвониться, так как огромное количество людейстало обращаться по поводу внезапных заболеваний. Тогда было решено выделитьнеотложную помощь из состава Станции и передать ее в ведение районных отделовздравоохранения. За Станцией было оставлено только методическое руководствоэтой службой и помощь в необходимых случаях. Такое разделение дало свойрезультат — число звонков на Скорую резко сократилось.
В 1927 году создается еще один вид неотложной помощи —психиатрической. Со Станции высылался автомобиль с врачом-психиатром к больным,находящимся в состоянии возбуждения, являющимся социально опасными дляокружающих. В 1936 году эта служба была передана в психоприемник, находящийся введении городского психиатра.
Во все времена важнейшей проблемой Станции была и остается связь. Вго время она была только телефонной. Двух телефонов, стоявших на столе старшегодежурного врача, стало не хватать. Их число постепенно увеличивалось. Сначалапоявился третий телефон, затем еще несколько аппаратов. Чтобы отличить ихголоса, стали регулировать звонки, но и это не спасало положение. «Рабочаягазета» от 19 октября 1930 года так описывает работу диспетчерской:«Тринадцать телефонов в двух смежных маленьких комнатах беспрерывными звонкамивзывают о помощи. В трубке то истерически надрывно, то угрожающе и озлобленно,то спокойно и настойчиво требуют срочной помощи. Книга записей фиксирует этипризывы: «упал ребенок с 4 этажа», «зарезали в драке», «отравился», «задавилоавтомобилем» и т. д.
В этой насыщенной тревогой и гулом атмосфере врач должен спокойновыполнять свое дело. Обстановка такова, что бывали частые обморокителефонисток. Месяц назад техническая реконструкция коснулась и этого уголка.Заведующий СтанциейА. С. Пучков изобрелтихую систему вызовов. С помощью инженера А. В. Виноградова она осуществленапока в одной комнате. Сейчас старший врач сидит за бесшумнымкоммутатором-пультом, по световому сигналу принимает вызов, нажатием кнопкидает световые сигналы выезжать, и через одну-две минуты световой сигнал сообщает,что карета выехала».
Эти телефонные пульты А, С. Пучкова и инженера А. В. Виноградовадолгие годы служили Станции, подвергались неоднократной модернизации.Впоследствии они были введены на станциях скорой помощи Ленинграда, Киева идругих крупных городов.
В дальнейшем на Станции были внедрены многие другие техническиеновшества, разработанные А. С. Пучковым при содействии того же инженера А. В.Виноградова. Это указатели числа свободных бригад, числа очередности бригад,карта-светоплан, на которой в счит