--PAGE_BREAK--
Таблица 2. Взаимодействие отдельных логистических функций
Функциональная логистика
Материальная
логистика
Заготовительная логистика
Внутрипроизводственная логистика
Распределительная логистика
Транспортная
Доставка — транспортировка
Перевалочные операции
Группировка
Комплектации
Заготовка
Подготовка
Процесс производства (обработки)
Предпродажная
подготовка Распределение
Складская
Хранение — складирование
Таблица 3. Предметно-функциональное содержание логистического менеджмента в организации товародвижения
Функции
логистики
Виды логистики
Пространственная функция (перемещение в пространстве)
Временная функция (движение во времени)
Перераспределительная функция
Логистическое администрирование
Проектная (проектирование Л С)
Устойчивое функционирование ЛС
Реструктуризация
Логистика запасов
Размещение производства, складов и запасов
Оперативно-календарное планирование заказов
Изменение формы оборотных активов
Логистика персонала
Перемещение сотрудников
Организация ожидания
Должностные перемещения
Ресурсная логистика
Логистика товаров
Логистика материалов
Транспортировка товаров
Хранение
Сортировка, перегрузка, перевалка
Логистика продукции
Логистика энергетических потоков
Передача энергии
Сохранение энергии
Трансформация энергии
Логистика информационных потоков
Передача информации
Сохранение информации
Реорганизация данных
В настоящее время логистический менеджмент представляет собой достаточно сложную, иерархически структурированную систему экономических отношений, реализуемую в процессе выработки и принятия управленческих решений.
Именно логистический менеджмент позволяет предприятиям и компаниям формировать стратегически ориентированный конкурентоспособный бизнес.
2. Превращение логистики в практический инструмент бизнеса
2. 1. Взаимосвязь логистики с маркетингом и производственным менеджментом
Множество факторов, которые характеризуют состояние экономики современной России и мира в целом, заставляют промышленные предприятия пересматривать подходы к управлению. Рынок становится более динамичным, цикл жизни продукта сокращается. Одновременно с этим бизнес промышленных предприятий претерпевает изменения в сторону глобализации деятельности, выхода на международный рынок. Ограничения в ресурсах, прежде всего финансовых, невероятно высокие требования к качеству и уровню сервиса, при которых предприятие должно наиболее точно, качественно, в кратчайшие сроки и по приемлемой цене обеспечить потребности заказчика, ставят перед предприятием задачу создания структуры управления, способной наиболее точно и быстро прореагировать на изменения во внешней среде фирмы, с неизменным поддержанием требуемых параметров качества и скорости производства продукции и услуг. Предприятие должно быть одновременно мощным и гибким. Время реагирования на изменения и время возможного переориентирования деятельности в сторону более точного удовлетворения потребностей потребителя — один из ключевых факторов эффективной деятельности современного предприятия.
Эффективность работы в первую очередь зависит от способности к обнаружению возможных потенциальных преимуществ либо слабых мест, угроз деятельности как внутри самого предприятия (технология, неэффективное использование ресурсов, недостаточно хорошо продуманные бизнес-процессы, снижающие эффективность работы), так и во внешней среде контрагентов. Для возможностей быстрого обнаружения изменений и адекватного реагирования на них создается система управления, о которой дальше пойдет речь.
Рассмотрим структуру логистики как совокупность видов логистической деятельности.
Логистика — наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя [1, с. 22].
Выделяют следующие функциональные области логистики (рис. 2): входящая логистика, материальный менеджмент, исходящая логистика [12, с. 17]. Соответственно входящая логистика — область взаимоотношений компании с внешними поставщиками, материальный менеджмент — область взаимоотношений между внутрифирменными поставщиками и потребителями какого-либо вида ресурса;исходящая логистика — область взаимодействия с внешним потребителем.
Рис. 2. Функциональные области логистики
Вводятся такие понятия, как логистическая операция и логистическая функция.
Логистической операцией называется любое элементарное действие (совокупность действий), приводящее к преобразованию материальных и/или связанных с ними потоков в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы, например, погрузка, разгрузка, затаривание, разукрупнение, консолидация, прием заказа, передача заказа и т. д.
Логистической операцией называется обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности логистического процесса.
Кратко перечислим основные логистические функции современного промышленного предприятия: поддержание стандартов качества производства готовой продукции (ГП) и сопутствующего сервиса; управление закупками материальных ресурсов (MP) для обеспечения производства; транспортировка; управление запасами; управление процедурами заказов; поддержка производственных процедур; информационно-компьютерная поддержка; складирование; грузопереработка; защитная упаковка; прогнозирование спроса на ГП и MP; поддержка возврата товаров; обеспечение запасными частями и сопутствующим сервисом; сбор и реализация возвратных отходов.
Рассмотрим основные области функционирования логистики.
Управление закупками или в более широком понимании управление снабжением является первым на пути продвижения товара через весь комплекс логистических операций компании. Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то, чтобы предприятие получило необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
Области управления снабжением можно условно разделить на задачи: определение потребности в закупке материалов, комплектующих; определение необходимого количества закупаемых ресурсов; выбор поставщиков, удовлетворяющих требованиям качества, надежности, цены, быстроты поставки; выработка выгодных условий поставки и дальнейшее заключение договора о поставке.
Таким образом, встает вопрос о необходимости приобретения товара наилучшего качества по наиболее выгодной цене (скидки, экономия от масштабов) у надежных поставщиков, с которыми поддерживаются партнерские отношения. При этом, находясь в постоянном контакте с другими подразделениями предприятия (склад, производство), обеспечивать высокую оборачиваемость товара в запасах, доставку товара на фирму, управлять издержками на закупки, транспортировку. Одна из функций управления снабжением — автоматизация процесса снабжения и введение в использование различных производственных систем.
Решая эти задачи, отдел снабжения постоянно взаимодействует с другими подразделениями. На необходимость приобретения того или иного вида ресурса с данными характеристиками указывает производство. Необходимое количество определяется совместно с производственным отделом и финансовыми подразделениями. При определении потенциального поставщика отдел снабжения опирается на информацию, полученную в ходе исследования рынка и анализа всей совокупности возможных поставщиков. Этот вопрос, как правило, находится в компетенции отдела снабжения. Затем, когда поставщик уже выбран, он предлагает свои условия поставки (цена, количество, срок поставки), которые впоследствии корректируются в ходе переговоров с поставщиком. Выбор правильного поставщика — одна га важнейших задач снабжения. Успех деятельности предприятия во многом зависит от сырья и ресурсов, потребляемых им. Надежность поставщика — гарантия бесперебойного обеспечения производственного процесса «на входе». Успех работы любого предприятия в большой степени зависит от точности обеспечения производства необходимыми сырьевыми ресурсами по показателям количества, качества и времени. Следовательно, от точности определения показателей, характеризующих рынок закупок, зависит создание оптимальных условий функционирования производственных подразделений [3, с. 128].
Чаще всего при выборе поставщика используется система показателей, рейтинговая система, по которой впоследствии можно определить правильность того или иного выбора. К примеру, такими показателями могут быть: цена, гарантии качества, надежность доставки, деловой опыт и истории взаимоотношений, отношение к покупателю, возможность компромиссов, взаимность выгод и интересов, местоположение, производственные мощности, финансовое положение, репутация и роль в своей отрасли, имидж и т. д.
Обобщенный алгоритм выбора поставщика представлен на рис. 3.
Рис. 3. Алгоритм выбора поставщика для предприятия использующего стратегическую логистику
Поступившие материалы направляются склад, где впоследствии ожидают своего использования. Такие товары и материалы называются запасами. Запасы образуются, когда входящие или исходящие материальные ресурсы доступны, но не используются. Несмотря на высокую стоимость создания и содержания запасов, любое предприятие вынуждено их создавать и управлять ими.
Цели создания запасов могут быть самыми различными: страхование сбоев поставок; защита от повышения закупочных цен; экономия на оптовых скидках; экономия на транспортировке; обеспечение обслуживания потребителей (запасы готовой продукции позволяют создать резерв для сглаживания сезонных колебаний спроса); повышение эффективности производства за счет содержания запасов.
Принцип целесообразности создания запасов не отменяет возможного возникновения «раздувания» величины запасов ввиду некоторых факторов, к которым можно отнести иногда возникающее снижение качества закупаемых товаров либо сбой в поставках по вине поставщиков. Очевидно, что выбор нового поставщика позволит решить данную проблему. К внутрифирменным факторам увеличения запасов можно отнести неточности прогнозирования внутрифирменного спроса на материалы либо увеличение времени на обработку заказа. Зачастую причиной поддержания непростительно большого объема запасов служит низкая эффективность производства.
2. 2. Механизм снижения издержек в логистических цепях, каналах и сетях
К настоящему времени сформировались три основные концепции управления запасами:
1. Концепция максимизации запасов. На протяжении долгой истории человечества наличие больших запасов оценивалось как признак благополучия. Высокий уровень запасов оправдан при высокой неопределенности размеров потребления. Эта концепция практически ушла в прошлое.
2. Концепция оптимизации запасов. Данная концепция заключается в признании целесообразности поддержания оптимального размера запасов на основе критерия минимума затрат на их создание и содержание.
3. Концепция минимизации запасов. Ее основой является представление запасов как индикатора недостатков производственной деятельности. Сравнительно молодая концепция [5].
Запасы классифицируются:
— по видам продукции: материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, тара, возвратные отходы;
— по месту в логистической схеме: складские, производственные, транспортные;
— по отношению к базовым логистикам: грузопереработка, снабжение, производство, распределение;
— по функциональному назначению: текущие, страховые, подготовительные, сезонные, продвижения;
— по отношению к звеньям логистической цепи: у поставщиков, потребителей, торговых посредников, посредников в физическом распределении.
Управление запасами включает: обоснованный выбор критерия оптимизации; определение ограничений; расчет издержек управления запасами; определение спроса; расчет стратегии управления. В настоящее время существует множество методов и моделей управления запасами, являющихся предметом изучения одного из разделов исследования операций — теории управления запасами.
Различают детерминированные и стохастические (вероятностные) модели управления запасами — в зависимости от действия случайных факторов на параметры системы управления. Если хотя бы один из параметров является случайной величиной (процессом), то модель будет стохастической, в противном случае — детерминированной. Стратегия управления запасами, т.е. структура, правила определения момента и объема заказа и пополнения запасов, обычно бывает двух видов: периодическая и критических уровней. В периодических стратегиях заказ проводится в каждом периоде, в стратегиях с критическими уровнями — при снижении текущего запаса до определенного порога или ниже.
Основными признаками классификации моделей являются [3]:
— спрос: стационарный — нестационарный; стохастический — детерминированный; непрерывный — дискретный; зависимый — независимый;
— пополнение запасов: объем (детерминированный — случайный); задержка (отсутствует; фиксированная; случайная);
— функция затрат: объем (детерминированный — случайный); затраты (капитальные; на обслуживание; стоимость рисков; потери от дефицита);
— ограничения: по массе; частоте поставок; максимальной поставке; времени поставки;
— система управления: периодическая; критических уровней (объем заказа: постоянный — максимальный).
Используют модели оптимального размера заказа (Economicorderquantitymodel— EQQ). Критерием оптимизации во всех этих моделях служит минимум совокупных расходов, связанных с размером заказа. Наиболее известны и широко применяются модели, имеющие общее название модулей Уилсона (Wilson). Все эта модели ориентированы на постоянный характер потребления. При интенсивном изменении Потребления модели Уилсона не дают достаточной точности оценки размера заказа. Поэтому в последние годы появились новые методы расчета оптимального размера заказа ориентированные на современную динамику рынков потребителей. Известно несколько моделей Уилсона: основная — определения оптимального размера заказа-с постепенным пополнением; с учетом потерь от дефицита; оптимального размера заказа при наличии оптовых скидок.
В случае широкой номенклатуры продаж (производства) вышеизложенная методика малоэффективна. Для выбора рациональной политики управления запасами на основе критерия важности видов продукции с целью обеспечения допустимого уровня обслуживания потребителей используется метод ABC, заключающийся в разделении всей номенклатуры запасов на три группы на основании алгоритма [6], который основан на. «правиле Парето» (его другое название — правило 80 / 20). Правило заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев ограниченное число элементов (20%), составляющих явление, на 80% обусловливают его возникновение (20% промышленных компаний выпускают 80% общего объема продукции; 20 % компонентов товара определяют 80 % его стоимости; 20% позиций номенклатуры, хранимой на складе, определяют 80 % связанных с ними затрат). В данном случае характеристиками запасов будут: цена закупки; издержки по доставке; занимаемый объем складских площадей. Метод ABCчасто дополняют методом XYZ, основным критерием которого является скорость потребления.
На основе методов ABCи XYZможет быть предложена следующая методика [7]:
1. Сегментация продукции.
1.1. Сегментация ABCпо доле в валовой прибыли: А — наиболее прибыльная продукция (80% валовой прибыли); В — продукция, валовая прибыль от реализации которой составляет 15% от общей; С — прибыль составляет 5 % от валовой прибыли.
1.2. Сегментация XYZпо спрашиваемости изделий: X— продукция со спрашиваемостью > удвоенной средней спрашиваемости по всей рассматриваемой продукции; Y— продукция со спрашиваемостью от 0,5 до 2 от средней; Z— продукция со спрашиваемостью
1.3. Составляется матрица коэффициентов гарантийного запаса для каждого сегмента:
Коэффициенты
А
В
С
X
1
1
0,5
Y
1
0,5
0,1
Z
0,5
0,1
0…… 0,1
В каждом случае эти коэффициенты показывают, какую долю от расчетного значения должен составлять реально поддерживаемый гарантийный запас.
2. Определение периодов поставки.
Период поставки — период времени между моментом размещения заказа у поставщика и моментом поступления заказа на склад. Максимальный, средний и минимальный периоды поставки определяются для каждого вида продукции и каждого поставщика на базе уже имеющейся статистики.
Допустим, что в течение базового периода продукции поступил от некоторого поставщика nраз тогда:
где Tij
— период j-поставки i-й продукции от рассматриваемого поставщика.
Если продукция или поставщик — новый, то данные по периодам поставки вводятся экспертно.
3. Определение величины колебания спроса по каждому виду продукции.
Обрабатывается статистика за предыдущие периоды времени. За единичный интервал будет приниматься средний период поставки продукции данного вида от приоритетного поставщика.
Для устранения влияния сезонного фактора статистику продаж необходимо скорректировать с помощью установленных коэффициентов сезонности. Коэффициент сезонности для конкретного месяца определяется как отношение продаж данного месяца к среднемесячным продажам за год. Тогда коэффициент колебания спроса будет равен отношению среднего отклонения скорректированных продаж к средней скорректированной продаже за анализируемый период:
где — средняя скорректированная продажи;
п — число единичных интервалов в анализируемом периоде;
Пi— скорректированные продажи за i-й единичный интервал времени.
Величину колебания спроса рекомендуется рассчитывать в конце каждого квартала и фиксировать на следующий квартал.
4. Расчет гарантийного запаса.
Необходимо учитывать два фактора; возможность колебания спроса за период поставки; возможность.изменения самого периода поставки.
Размер гарантийного запаса
Поскольку необходимо рассчитать показатели для планового периода, темп продаж lпрод. необходимо рассчитать с учетом корректирующих коэффициентов сезонности, также в расчет можно ввести экспертный коэффициент ожиданий для учета ожидаемого снижения или увеличения спроса. Иногда темп продаж можно рассчитывать исходя из установленного плана продаж.
5. Расчет размера заказа.
Моментом размещения заказа будем считать момент времени, когда сумма текущего запаса и сделанных, но неполученных заказов (фиктивный запас) будет меньше точки заказа.
Точка заказа — Crj+ J. 7^
Для определения максимального запаса необходимо для каждого поставщика определить нормативный период оборачиваемости в количестве средних периодов поставки:
где Отек — текущий запас; Ощп — заказы в пути; Олрм — страховой запас, как правило, устанавливается для сегментов АХ, ВХ и AYв размере 30 % месячных продаж, для всех остальных групп — менее 15 %.
Следующим звеном в логистической цепочке, через которое проходит материальный поток, является складская логистика. Возникающие при этом проблемы решает логистика складирования.
Склад — это любое место, где хранятся запасы материалов [8]. Функции склада в логистической цепочке можно подразделить на следующие: выполнение таких операций, как упаковка, доводка, предпродажная подготовка; выравнивание интенсивности материальных потоков в соответствии со спросом потребителя; обеспечение концентрации и хранения запасов.
Для определения местоположения объектов инфраструктуры предприятия применяется масса методов. Наиболее простой — «метод сетки», ориентированный на определение объекта с минимальными транспортными расходами, связанными с поступлением груза на склад и вывозом товаров потребителям. Метод обладает массой ограничений и эффективен лишь при первоначальной оценке вариантов.
Основные операции, выполняемые на складе: приемка товара; идентификация товара; входной контроль качества; транспортировка до места хранения; хранение; транспортировка до места комплектации; комплектация; отгрузка товара.
Немаловажно правильно определить уровень автоматизации склада: автоматический, автоматизированный, ручных операций, комбинированный. Это можно сделать, исходя из структуры операций складирования и планируемых объемов поставок на склад. Также разрабатываются система складирования и общая планировка складских зон.
На создание складской системы влияют такие факторы, как параметры взаимодействия с транспортом, параметры поставляемого на склад груза и т. д., т. е. место склада в логистической системе. Данные факторы оказывают влияние и на техническую оснащенность склада. Если грузопоток устойчив, велик по объему и склад крупный, то целесообразен высокий уровень механизации и автоматизации.
На выбор системы складирования влияют результаты технико-экономической оценки каждой из возможных систем. Анализ проводится по таким критериям, как эффективность использования складской площади и объема; общие логистические затраты на тонну товара, связанные с данным вариантом оснащения склада.
В соответствии с нормами технологического проектирования общая площадь склада делится на три основные площади: складскую, подсобную, вспомогательную [9]. В складскую площадь входят: секции под хранение, сортировку, предпродажную подготовку; цех фасовки; секции хранения конфликтных партий товара.
Если складская система и местоположения выбраны, спроектированы складские зоны, возникает задача построения системы управления логистическим процессом на складе. Эффективность логистического процесса на складе может быть оценена по следующим параметрам, которые необходимо учитывать в динамике: качество складского сервиса; логистические издержки; время логистических циклов; производительность и загрузка. Очевидно, на практике набор параметров изменится в соответствии с условиями и спецификой деятельности.
Для того чтобы вышеупомянутые подразделения работали бесперебойно, необходимо управление процессами перемещения материальных ресурсов между звеньями цепи поставок — транспортная логистика. Основная задача этого направления логистики — решить, как транспортировать материальные ресурсы: собственным транспортом или воспользоваться услугами сторонней специализированной организации. Ниже приведены основные этапы управления транспортной логистикой: выбор способа транспортировки; вида транспортировки; транспортного средства; перевозчика и логистических посредников по транспортировке; оптимизация параметров транспортного процесса.
На выбор способа транспортировки, вида транспорта и логистических посредников влияют следующие показатели: минимальные затраты на транспортировку; согласованное время доставки груза; максимальные надежность и безопасность; минимальные затраты (ущерб), связанные с запасами в пути; мощность и доступность вида транспорта.
Затраты на транспортировку включают в себя тарифы за перевозку определенного объема груза, затраты на транспортно-экспедиционные операции (погрузка, разгрузка, затаривание и т. п.), т. е. затраты на логистические операции, сопровождающие перевозку грузов. Они наряду с временем доставки играют роль основного критерия при выборе вида транспорта и способа перевозки.
Краткая классификация способов перевозки: унимодальная (одновидовая) транспортировка; смешанная перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка); комбинированная перевозка (отличается от смешанной использованием двух видов транспорта). Обычно интермодальной (интегрированной) принято называть смешанную перевозку грузов «от двери до двери», осуществляемую под руководством оператора по одному транспортному средству.
Выбор вида перевозки и вида транспорта осуществляется на основе расчетов значений основных параметров (времени и стоимости доставки), выбор перевозчика и других логистических посредников обычно осуществляется на основе экспертных методов по схеме, подобной предложенной выше (алгоритм выбора поставщика, см. рис. 3).
Все процедуры, описанные выше, претерпевают изменения с учетом изменения внешних условий работы организации. Для построения эффективной работы такого рода системы необходимо бесперебойное, согласованное функционирование всех ее составляющих. Создание подобной системы и означает создание системы интегрированной логистики.
Интегрированная логистика — новая стратегическая инновационная система (слияние факторов эффективной логистики в традиционных сферах и применение новых подходов к решению задач повышения устойчивости и эффективности функционирования предприятия). Подобный подход эффективен как при координации внутрифирменной деятельности, взаимодействии структурных подразделений, так и в межфирменных взаимоотношениях в отрасли и в стратегических инициативах. Повсеместно наблюдаются реальные тенденции к интеграции участков логистических цепей в новые формы их организации. Новые технологии открывают новые возможности для управления производственно-коммерческой деятельностью. Возникает возможность сохранения устойчивости функционирования в долгосрочном периоде. На данный момент применение стратегии интегрированной логистики — единственный способ достижения стратегических целей промышленного предприятия. продолжение
--PAGE_BREAK--
2. 3. Основные логистические аспекты повышения конкурентоспособности бизнеса
Не секрет, что до сих пор в России сферы производства, обращения и потребления функционируют изолированно, без учета реально существующих взаимосвязей, а предприятия в результате этого несут, значительные потери по причине упущенных выгод. Совершенствование работы в этих сферах позволит высвободить большие материальные и трудовые ресурсы, снизить себестоимость продукции, повысить ее конкурентоспособность, увеличить объемы прибыли. Данная прерогатива и относится к области применения логистики [1—3], которая имеет весьма широкий спектр действия, охватывающий производство, снабжение, транспорт, сбыт, складирование, информационное и финансовое обеспечение, т. е. все то, что будет способствовать экономическому развитию страны.
На ранних стадиях логистика начала формироваться в 1960-е годы, когда возникла необходимость оптимального планирования и организации доставки больших количеств войск, вооружения, военной техники и боеприпасов во время войны США во Вьетнаме, что позволило доставлять их в определенное время и в определенное место. Это явилось основой появления дисциплин «Планирование операций», «Управление запасами». Кроме того, успешному развитию промышленной логистики способствовало в тот же период и бурное развитие в США информационных технологий. При наличии логистических технологий поставки могут осуществляться в строго определенное время и через короткие интервалы, что позволяет резко сокращать запасы материальных ценностей с вытекающими отсюда положительными экономическими последствиями.
В настоящее время до 25 % ВВП экономически развитых стран формируется на основе использования логистических технологий [2]. На логистические операции в мире приходится до 15 % общих издержек промышленности и 25 % расходов в торговле. По оценкам западных экспертов эти операции позволяют сократить общие расходы на 30 + 35%.
В связи с этим в России также необходимо иметь национальную информационную систему, которую целесообразно формировать как многоуровневую сеть, позволяющую пользователю иметь доступ к любым открытым информационным ресурсам на всей территории страны. В нашей стране имеются определенные разработки, относящиеся к элементам логистики. Например, в отраслях промышленного производства разработаны и функционируют внутрипроизводственные системы организации работы технологического (промышленного) транспорта и складского хозяйства, гибкие автоматизированные производства и роботизированные комплексы, системы автоматизации проектирования (САПР). Существуют примеры эффективного использования в промышленности России микрологистических систем типа РИТМ, КСОТО, системы оптимального оперативно-производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов. Следует отметить, что производственно-техническую базу сферы обращения и инфраструктуры экономики России, связанную с управлением многоассортиментными материальными потоками, составили различные технологические объекты государственных централизованных, отраслевых, региональных (территориальных) и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции, ставшие фундаментом реализации логистической концепции в сферах производства и реализации (обращения) продукции в экономике России в целом.
Особая роль в реализации логистической концепции принадлежит транспорту, так как отечественные транспортные и экспедиторские предприятия, участвующие в международных перевозках грузов, первыми почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и грузопереработки и стали создавать свои терминальные сети, грузораспределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистического сервиса.
Нашей стране необходимо использовать опыт внедрения логистических технологий, накопленный в индустриально развитых странах, а также свой потенциал в этой сфере и как можно быстрее внедрять современные логистические подходы и системы как в государственных, так и в рыночно-ориентированных структурах отечественного бизнеса.
Преимущества использования логистических технологий при планировании глобальной стратегической деятельности сегодня очевидны на примере крупнейших западных компаний, связанных единой технологией производства, ведущих широкую международную торговлю и обеспечивающих стабильное сервисное обслуживание своих партнеров (заказчиков) во многих странах мира. Доставка грузов клиенту в необходимых случаях обеспечивается с точностью до минут. При этом, например, автомобили с главного конвейера автозавода поступают не на склад, а в вагон, специальное устройство, управляемое ЭВМ, обеспечивает поставку следующего вагона для загрузки очередной партии машин. Именно такая технология позволяет обходиться без дорогостоящего и громоздкого складского хозяйства и ускоряет тем самым оборачиваемость капитала, т. е. позволяет резко сокращать нормативы запасов материальных ценностей. В Японии, например, эти нормативы составляют 2—5 -суточную потребность, а на автосборочном заводе «Ниссан» запас комплектующих деталей рассчитан на 2 ч работы главного конвейера. На предприятиях компании «Форд» в США использование логистических технологий позволило только за два года сократить запасы материальных ценностей в целом на 40 %.
Аналогичный процент сокращения запасов наблюдается на предприятиях компании «Дженерал Моторс» и многих других. При этом широкое признание в мире получила стратегия поставок ''точно в срок», которая позволяет свести к минимуму объемы производственных и товарных запасов. Данная стратегия обеспечивает оперативное регулирование производственного цикла и сводит к минимуму складские запасы материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.
Как упоминалось, элементы логистики начали применяться еще в 1960-х годах прошлого столетия, причем в разных областях, что объясняется резким расширением логистических функций. Поэтому термин «логистика» пока не поддается однозначному определению, а относительная новизна изучения логистики приводит к, разнообразию терминов, описывающих часто схожий набор действий, как, например, термины: маркетинговая логистика; управление движением и распределением материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий; промышленная логистика; бизнес-логистика; управление логистикой; управление распределением. Согласно одному из известных определений логистика — это способность гарантировать конкурентоспособное изделие в необходимом количестве, в нужном месте, в необходимое время для нужного (правильного) потребителя и по оптимальной стоимости. Существование множества понятий термина «логистика» свидетельствует о том, что эта концепция еще не изучена всесторонне и глубоко (не познана).
Основной целью логистики является организация процесса движения при минимальных затратах с учетом достижения максимального экономического эффекта. Поэтому названное выше понятие представляет собой отрасль экономической науки, изучающей и объединяющей методологию оптимизации процессов движения или изменения энергии, вещества, времени, информации, финансов, а, в конечном счете принятия оперативных, управленческих, правовых, административных решений. При этом логистика должна объединять все методы, способы, приемы анализа, сопоставления вариантов и выбора наиболее рационального (оптимального) для конкретного случая критерия. В целом наиболее универсальным критерием может быть минимум затрат или максимальный эффект в результате выполнения всех операций, т. е. сквозной эффект, понимаемый как народно-хозяйственный. Координационные функции — главные в логистике, помогающие сокращать затраты на основе их системного анализа и выбора оптимальных логистических решений из множества возможных вариантов. При этом, применяя к отдельному предприятию принципы логистики, целесообразно рассматривать его деятельность как совокупность потоковых процессов.
При сложившемся (традиционном) подходе к управлению каждая функциональная область деятельности промышленного предприятия имеет собственную (автономную) систему управления, ориентированную на собственные цели и критерии эффективности, а параметры результирующего потока складываются из независимых управляющих воздействий, реализующихся последовательно на каждой стадии потокового процесса, что с точки зрения общих целей управления носит спонтанный характер. В процессе же логистического подхода управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистической системы к новому объекту управления, т. е. к сквозному материальному потоку. В этих условиях изменение подхода к системе управления предприятием предусматривает изменение содержания и принадлежности функций управления. Поэтому встает вопрос о взаимоотношениях существующего менеджмента предприятия и логистического управления, о месте и качестве управления с точки зрения нового логистического подхода к его деятельности, определении новой организационной формы предприятия.
Как показывает практика, для средних предприятий целесообразно сосредоточение логических функций в отдельном подразделении логистики. При функциональной структуре управления предприятием управление логистикой может быть закреплено за одним из заместителей генерального директора или за генеральным директором, что обеспечит максимальную независимость в процессе реализации этой функции. При наличии варианта матричной структуры управления руководитель логистической службы может выполнять функции координатора. На малых предприятиях достаточным уровнем для исполнения функции логистического управления будет являться уровень исполнительного директора. С увеличением же размеров предприятия, т. е. объемов потоков, с которыми оно работает, логистическое управление усложняется. В этом случае оптимальным решением для крупных предприятий может стать использование услуг специализированных фирм, которые обеспечат требуемое качество обслуживания с меньшими затратами.
Практика показывает, что стратегия минимизации затрат, как правило, реализуется через двойной фильтр: маркетинг отсекает неэффективные пути достижения цели работы предприятия на уровне спроса, а логистика на уровне возможностей предприятия позволяет реализовать отобранные маркетингом наиболее эффективные направления удовлетворения потребностей. В соответствии с принципами логистики промышленное предприятие в качестве объекта управления можно рассматривать как совокупность потоков различного характера. При этом основной характеристикой потока является его протяженность во времени, а также характеристики их (потоков) движений. На основе этого предприятие есть система, включающая организованкую определенным образом сеть из материальных, финансовых, информационных и людских потоков, а также систему управления сетью, ориентированную на обозначенную маркетингом цель путем оптимизации потоков промышленного предприятия.
В условиях научно-технического, технологического и инновационного развития логистика должна формировать новый способ управления, так как в условиях жесткой конкуренции современного бизнеса уровень обслуживания становится для потребителя решающим аргументом при выборе предприятия-изготовителя. Поэтому уровень качества обслуживания заказчика (клиента) следует характеризовать скоростью, гибкостью обслуживания и устойчивостью в исполнении заказов. Следует отметить, что обеспечение высокой скорости обслуживания требует соответствующих затрат. Причем для потребителя, планирующего свою деятельность на основе выполнения поставок, обеспечение устойчивости обслуживания важнее, чем обеспечение высокой скорости обслуживания. Поэтому гибкость обслуживания подразумевает способность фирмы приспосабливаться к специальным требованиям покупателя, что позволяет предотвращать срывы в обслуживании, а качество обслуживания покупателей определяется способностью предприятия выполнять заказы без сбоя.
Не секрет, что стратегия обслуживания покупателей разрабатывается фирмами на основе надежности доставки заказа и исполнения всех требований точно в установленные сроки. Тем не менее большинство стратегий обслуживания базируется на среднем уровне вышеперечисленных показателей по той простой причине, что обеспечение их высокого уровня может существенно увеличить стоимость обслуживания покупателей самой фирмой.
На практике более выигрышной является стратегия структурированного обслуживания потребителя, которое основывается на результатах сегментирования клиентов по критерию уровня обслуживания. Поэтому для стратегии структурированного обслуживания определяющим является выбор целевых рыночных сегментов (покупателей), готовых отвечать на высокий уровень обслуживания увеличением доли потребления и ростом лояльности к предприятию-поставщику. Заметим, что для оценки уровня обслуживания целевого заказчика (покупателя) фирме целесообразно проводить аудит обслуживания, предполагающий изучение мнения покупателей об уровне обслуживания, который они получают в настоящий (текущий) момент, и об уровне, который они (покупатели) хотели бы получить. Поэтому проведение аудита обслуживания покупателя (клиента) является одним из первых шагов в процедуре планирования конфигурации логистической сети предприятия.
Запланированный уровень качества обслуживания покупателя (клиента) обеспечивает логистический менеджмент предприятия. Логистическая система предприятия обеспечивает разработку и внедрение эффективной системы доведения сервисных услуг до потребителя (клиента). При этом конкурентные преимущества могут быть достигнуты предприятием путем предоставления большего количества сервисных услуг и повышения их качества в процессе продвижения продукции от исполнителя (производителя) к заказчику (потребителю) вследствие применения логистических технологий.
Оптимизация движения материального потока допустима в пределах одного предприятия или его службы (подразделения). Вместе с тем наибольший эффект можно получить путем оптимизации совокупного материального потока на всем протяжении — от первичного источника сырья до конечного потребителя. При этом логистика, опираясь на комплексный подход, обеспечивает (предполагает) согласование процессов, связанных с материальными потоками, производством, маркетингом. Использование логистики позволяет находить компромиссы в производственно-хозяйственной практике промышленного предприятия, что дает возможность отойти от обособленного (локального) управления отдельными звеньями товародвижения и наладить их интеграцию, что на практике обеспечивает такой общий результат деятельности, который во много раз может превосходить сумму отдельных (локальных) эффектов. Следует отметить, что область действия компромиссов составляют затраты на отдельные логистические операции предприятия, причем, увеличивая затраты на одни операции с целью большего снижения расходов на другие, можно сводить к минимуму издержки на реализацию всей логистической системы.
Критерий минимума совокупных (общих) издержек товародвижения и производства требует компромиссов между интересами всех структурных подразделений предприятия в целях достижения оптимального (наилучшего) соотношения между издержками и полученными результатами. Вместе с тем интересы различных подразделений предприятия, как правило, разные. В частности, руководители службы маркетинга заинтересованы в увеличении доли рынка и обеспечивающих его запасов. С другой стороны, производственный отдел, пытаясь избежать возможных срывов поставок, также выступает за высокий уровень поставок, но при таком подходе одновременно снижается другой показатель уровня обслуживания — выполнение индивидуальных заказов. В то же время финансовые и контролирующие службы стремятся к сокращению объема запасов, а транспортная служба требует большего объема однократно поставляемых грузов. Служба хранения запасов заинтересована в их сокращении, однако это ведет к снижению степени надежности работы всей сети сбыта, производства, что реально может вызвать ослабление конкурентных позиций предприятия. Поэтому работники в области логистики занимают компромиссную позицию, пытаясь найти и удержать оптимальный баланс затрат, запасов и качества обслуживания потребителей.
Вместе с тем затратный критерий ограничивает финансовые возможности предприятия, так как не отражает влияния спроса на соотношение доходов и расходов предприятия. Получение же предприятием максимальной прибыли от внедрения логистических технологий (операций) возможно при одновременной ориентации на спрос и затраты. Вместе с тем ни одно из функциональных направлений (зон) внутри предприятия, включая и логистику, как правило, не располагает соответствующими ресурсами и возможностями для того, чтобы автономно (в одиночку) должным образом реагировать на существенные изменения внешних условий и самостоятельно добиваться эффективных результатов в работе предприятия, т. е. для более эффективного реагирования требуются совместные усилия всех структурных подразделений предприятия. В связи с этим для эффективного управления необходим учет издержек на протяжении всей логистической цепочки. Поэтому успешное решение логистических задач возможно только, если система учета издержек производства и обращения способна выделять затраты на внедрение в работу предприятия логистических технологий, что может быть реализовано лишь при условии организации на предприятии системы управленческого учета и отчетности.
Таким образом, использование на практике логистических технологий создает объективные возможности для сокращения затрат, повышения эффективности работы предприятия и получения конкурентных преимуществ в сегментах рынка и на рынке в целом. Как показывает практика, благодаря внедрению логистических технологий расходы могут быть снижены в целом по предприятию на 30 +35 %. В России же сферы производства, обращения и потребления в большинстве своем не взаимосвязаны и работают автономно, т. е. изолированно. Поэтому одной из задач логистики является охват этих сфер и организация их комплексного взаимодействия с наименьшими затратами, тем более что в России имеются наработки логистических технологий и существуют объективные предпосылки для реализации логистической концепции, создания системы планирования бизнес-процессов более высокого уровня в области потоковых процессов на основе внедрения логистических технологий. Некоторые модели бизнес-процессов представляют собой электронные модели в виде распределенных баз данных, содержащих всю информацию, необходимую для осуществления планирования и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия, а также промышленными предприятиями, объединенными в корпоративное производство наукоемкой продукции (так называемые виртуальные предприятия). Поэтому можно в достаточно короткие сроки осуществить переход экономики России к взаимодействию участников рынка на логистической основе, используя при этом мировой опыт достижений в этой области, а также имеющиеся отечественные наработки
3. Практическое задание:
Решение задач по методическому пособию:
Задание 1. Компания планирует расширить объем продаж. При этом анализ рынка складских услуг показал целесообразность организации собственного склада. Необходимо определить его площадь. Исходные данные представлены в таблице.
№
Наименование показателя
Ед. измер.
Условн. обознач
Значение по товару А
Значение по товару В
1
План товарооборота
Т/год
Q
220
1500
2
Планируемая оборачиваемость запасов,
дней
Т
20
20
3
Число рабочих дней в году
дней/год
Д
250
250
4
Вес одной упаковки
кг/упак
Ч
12
10
5
Длина упаковки
м
а
0,45
0,40
6
Высота упаковки
м
b
0,30
0,25
7
Ширина упаковки
м
с
0,20
0,20
8
Высота склада
м
H
6,0
6,0
9
Высота укладки груза
м
h
5,4
5,4
10
Высота паллеты
м
h
пал
1,8
1,8
11
Ширина паллеты
м
y
пал
0,9
0,9
12
Длина паллеты
м
Z
пал
1,25
1,25
13
Зазор между паллетами (балка)
м
l
о
0,1
0,1
14
Количество паллет в ряд на стеллаже
шт.
n
ряд
3
3
15
Количество паллет, размещаемых на стеллаже
шт.
n
27
27
16
Коэффициент неравномерности загрузки склада
-
К нер
1,3
1,3
17
Объем стандартной паллеты
м 3
V
палл
1
1
18
Коэффициент наполненности паллетомест
-
К нп
0,75
0,75
19
Коэффициент грузовой площади
-
К гр
0,3
0.3
продолжение
--PAGE_BREAK--