--PAGE_BREAK--1. Теоретические аспекты особенностей анализа финансово -хозяйственной деятельности бюджетной организации 1.1. Значение, задачи и информационная база экономического анализа в бюджетных организациях
Экономический анализ – это совокупность методов формирования и обработки данных о производственной и финансовой деятельности медицинских учреждений и их подразделений, позволяющих обеспечить достоверную оценку результатов их работы, выявить пути рационализации использования средств, повышения эффективности[1].
При этом хозяйственная деятельность оценивается под углом зрения ее соответствия требованиям экономических законов, а также задачам, стоящим перед медицинским учреждением на данном этапе. Вместе с тем экономический анализ – это одна из функций управления. С этой точки зрения экономический анализ – необходимое звено в системе управления медицинским учреждением, которое обосновывает выбор оптимального варианта решения целого комплекса проблем, связанных с планированием деятельности учреждения. Поэтому экономический анализ должен завершаться принятием соответствующих управленческих решений.
Как часть системы управления анализ связан со следующими взаимосвязанными функциями: планирование, учета и контроля, анализа хозяйственной деятельности и принятие управленческих решений ( рис.1).
С помощью планирования определяются основные направления и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Его главной задачей является обеспечение планомерности развития и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства.
Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса и выполнении планов.
Ресурсы Продукция и услуги
0,2131
0,4666
Коэффициент финансовой зависимости
3,69
1,163
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
-1,07
0,46
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств
-1,53
-2,14
Из данных таблицы можно сделать выводы о состоянии каждого коэффициента и о финансовой устойчивости предприятия в целом.
Коэффициент автономии (Кфу1) ниже нормативного значения, что характеризуется отрицательно, т.к. он характеризует роль собственного капитала в формировании активов предприятия.
Коэффициент финансовой зависимости (Кфу2) соответствует рекомендованному значению. Но динамика показателя (рост) свидетельствует о наметившейся тенденции к потере финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кфу3) ниже рекомендованного значения, что характеризует низкую долю финансирования запасов организации за счет собственных средств.
Значение коэффициента маневренности собственных оборотных средств (Кфу4) ниже рекомендованного значения. Это свидетельствует о том, что при изменении рыночных условий у предприятия незначительная часть средств для финансового маневра.
2.2. Практическое задание 2
Таблица 3
Состав и структура сметы расходов больницы
Номера подстатей
Подстатьи расходов
По смете
Фактически
Отклонения
сумма, млн. руб.
удельный вес,
%
сумма, млн. руб.
удельный вес, %
сумма, млн. руб.
удельный вес, %
1.10.01.00
Оплата труда рабочих и служащих
16 002
7,67%
16 602
9,4%
600
1,8%
1.10.02.00
Начисления на оплату труда
5 002
2,4%
5 502
3,1%
500
1,5%
1.10.03.00
Приобретение предметов снабжения, расходных материалов
12 102
5,8%
12 802
7,2%
700
2,1%
В том числе:
1.10.03.01
канцелярские принадлежности, материалы и предметы для текущих хозяйственных целей
2 102
1%
1 902
1,1%
-200
-0,6%
1.10.03.02
медикаменты и перевязочные средства
4 202
2%
4 402
2,5%
200
0,6%
1.10.03.03
мягкий инвентарь и обмундирование
22
0,01%
22
0,00%
1.10.03.04
продукты питания
5002
2,4%
502
0,3%
-4500
-13,7%
1.10.03.05
прочие расходные материалы и предметы снабжения
502
0,25%
402
0,2%
-100
-0,3%
1.10.04.00
Командировки и служебные разъезды
2
0,0%
22
0,00%
20
0,00%
1.10.05.00
Оплата транспортных услуг
2002
0,95%
2102
1,2%
100
0,3%
1.10.06.00
Оплата услуг связи
2
0,0%
32
0,00%
30
0,00%
1.10.07.00
Оплата коммунальных услуг
6 302
3%
6802
3,9%
500
1,5%
1.10.10.00
Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг
602
2,88%
672
0,3%
70
0,2%
Итого расходов по текущему содержанию учреждения (ТР)
53846
25,8%
51766
29,45%
-2080
-6,3%
2.40.01.00
Приобретение оборудования и предметов длительного пользования
1 402
0,7%
1442
0,8%
40
0,1%
2.40.03.00
Капитальный ремонт
153502
73,5%
122702
69,75%
-30800
-93,8%
Итого капитальные расходы (КР)
154904
74,2%
124144
70,55%
-30760
-93,7%
Всего по смете
208750
100,0
175910
100,0
-32840
100,0
Согласно приведенной выше таблицы можно сделать вывод, что предприятия сумело уменьшить количество капитальных расходов, за счет сокращения финансирования статья капитальный ремонт, а вот расходы по текущему содержанию учреждения были увеличены.
Таблица 4
Исходная информация для расчета влияния факторов на средний расход средств, приходящихся на один койко-день
№№
п/п
Показатели
Утверждено
по смете
Фактически
Откло-
нения
1
Количество койко-дней (КД)
28102
31202
11%
2
Среднегодовое количество коек (К)
80
80
-
3
Количество лиц, прошедших лечение
1602
1602
-
4
Показатели использования коечного фонда
4.1
Среднее число дней использования одной койки (стр. 1 / стр.2)
351
390
11%
4.2
Средний срок пребывания одного больного в стационаре (стр. 1 / стр.3) (С)
17,5
19,5
11%
4.3
Средняя оборачиваемость одной койки (стр. 3 / стр.2), количество оборотов (О)
20
20
-
Таблица 5
Расчет влияния факторов на средний расход средств, приходящихся на один койко-день, млн. руб.
ЭКД - эффективность использования одного койко-дня
Развернутая математическая модель показателя ЭКД может быть структурирована следующим образом:
ЭКД = Р / КД = (ТР + КР) / К *Д = (ТР + КР) / К * С * О (1)
Согласно таблицы 5 наиболее приближенное число ЭКД к сметной сумме, возможно при выполнение условий строк 3 и 4.
продолжение
--PAGE_BREAK--Заключение
В условиях рыночных отношений значительно возрастает роль управления деятельностью бюджетных организаций. Экономический анализ служит основой для выявления недостатков и резервов в деятельности организаций, выбора более рациональных методов и путей повышения эффективности и качества их работы. Как часть системы управления анализ с функциями планирования и прогнозирования деятельности учреждений, поскольку без глубоко анализа невозможно осуществление этих функций.
Финансовый анализ на основе изучения отдельных сторон деятельности учреждений позволяет из разрозненных данных об отдельных экономических явлениях и фактах составить целостную картину процесса создания услуг, выявить присущие ему в конкретных условиях тенденции, разработать варианты управленческих решений и выбрать из них наиболее оптимальный. Анализ деятельности бюджетных учреждений является важным элементом в системе управления, действенным средством выявления резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
Главным источником изучения экономики бюджетных учреждений является анализ исполнения смет расходов. Основным источником информации анализа является бухгалтерская и статистическая отчетность, содержащая данные, характеризующие деятельность учреждения по отдельным направлениям.
Аналитическое исследование финансово-хозяй ственной деятельности организации базируется на определенных правилах и приемах и выполняется в соответствии с определенной методикой.
Таким образом, анализ деятельности бюджетных учреждений является важным элементом в системе управления, действенным средством выявления резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
Экономический анализ деятельности бюджетных медицинских учреждений имеет существенные особенности, которые отличают его от анализа других видов организаций. Это обусловлено спецификой здравоохранения, сочетание бюджетной и рыночной сфер, использованием различного набора показателей для оценки эффективности различных сфер деятельности медицинской бюджетной организации, особенностями их финансирования. Все это оказывает влияние на экономические показатели, возможности их использования и требует специальные подходы при проведении экономического анализа деятельности бюджетных медицинских учреждений. В работе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности одного из муниципальных учреждений здравоохранения – Городская поликлиника.
На основании изучения современной научной и периодической литературы по проблемам анализа финансирования учреждений здравоохранения, выявлено, что доходы, получаемые при обязательном финансировании, все больше используются для услуг, направленных на интересы всего населения и на улучшение оплаты медицинских услуг. Некоторые услуги могут не покрываться за счет государственного финансирования, например стоматологическая помощь.
Доходы и поступления в МУЗ «Городская поликлиника» возросли с 27524,8 тыс. руб. в 2007 году до 27829,0 тыс. руб. в 2008 году или на 2%. В структуре источников финансирования учреждения преобладают поступления от предпринимательской деятельности – 69% в 2007 году и 69,7 в 2008 году, и поступления от средств ФОМС – 20,3% в 2007 году и 23% в 2008 году, что свидетельствует о стабильности поступления этого источника финансирования.
Объем расходов по МУЗ «Городская поликлиника» вырос с 23740,4 тыс. руб. в 2007 году до 27698,1 тыс. руб. в 2008 году, что составляет рост 17% за год. В общем объеме расходов основную долю составляют расходы на оплату труда и начисление на нее – около 25% за последние два года. Небольшую долю в расходах учреждения занимают затраты на приобретение материальных запасов – около 3%, причем их объем увеличился к 2008 году на 152,1 тыс. руб., что объясняется ростом цен на приобретаемые медицинские материалы. Значительные затраты осуществляются на ремонт и приобретение оборудования: в 2007 году это составило 871,2 тыс. руб., а в 2008 году – 1190,0, что составила рост 36%.
Доля расходов, осуществляемых за счет бюджетных средств, составила в общем объеме затрат МУЗ «Городская поликлиника» в 2008 году 2194,0 тыс. руб., а в 2009 году 1979,1 тыс. руб., уменьшение расходов по бюджетным средствам объясняется тем что большая часть расходов увеличились по внебюджетной деятельности. Отметим, что за счет бюджетных средств увеличилась стоимость основных средств в 2008 году по сравнению с 2007 годом, а материальные запасы уменьшились в 2008 году по сравнению с 2007 годом.
Таким образом, анализируя финансовое состояние МУЗ «Городская стоматологическая поликлиника » можно сказать о его способности своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, что свидетельствует об удовлетворительном финансовом состоянии МУЗ «Городская поликлиника » в 2007 – 2008 годах.
Рассмотрели относительные коэффициенты финансовой устойчивости.
Анализ показал, что МУЗ «Городская поликлиника» на очень высоком уровне и отражают соотношение собственного капитала к валюте баланса, так, в среднем, собственный капитал занимает от 96% до 99% от всего капитала.
Учреждение может улучшить свое финансовое состояние и повысит эффективность деятельности в случае проведения мероприятий по совершенствованию производственной и управленческой инфраструктуры, срочности погашения на основе внедрения методов финансового планирования и прогнозирования, разработке маркетинговой стратегии и тактики.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 № 286 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год»;
2. Приказ Минфина РФ от 21.01.2005 № 5н (ред. от 11.11.2005) «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности»;
3. Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету»;
4. Барулин С.В., Барулина Е.В. К вопросу о сущности финансов: новый взгляд на дискуссионную проблему //Финансы. 2007.- № 7.
5. Батина И.Н., Тульская А.Ю. Бор как инструмент повышения эффективности бюджетных услуг//Финансы. 2008.- № 8.
6. Бойко Н.Н. Некоторые вопросы правового режима доходов бюджетных учреждений // Финансовое право, 2007.- № 3.
7. Бюджетные учреждения: особенности бухгалтерского учета и налогообложения: практическое руководство / под общей ред. Ю.Л.Фадеева. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Эксмо, 2007.
8. Габуева Л.А. Анализ организационно-экономических моделей предпринимательской в здравоохранении и перспективы их развития // Здравоохранение, 2007.
9. Данилов Е.Н., Аббарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях: Учебное пособие. _ М.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2008.
10. Зуева И.А. Оценка деятельности государственного учреждения // Финансы, 2006.- № 7.
11. Кадыров Ф.Н. Методы оценки эффективности деятельности медицинских учреждений.- М.: Издательский дом «ГРАНТЪ», 2005.
12. Лысенко Д.В. Экономический анализ.-М.: ООО Издательство Проспект, 2007.
13. Панкова Д.А., Головкова Е.А. Анализ хозяйственной деятельности организации. — М: ООО Новое Знание, 2009.
14. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — М.: ИНФРА-М,2007.
15. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. — Ростов на Дону.:, ЮНИТИ, 2007.
16. Экономика здравоохранения: Учебное пособие./ Под ред. И.М.Шеймена.-М.: ТЕИС, 2007.
17. Экономика и управление здравоохранения: Учебное пособие. / Под ред. Л.Ю. Трушкина, А.М. Демьянова, Н.Г. Малахова. – Ростов на Дону: ЮНИТИ, 2005.
--PAGE_BREAK-- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
БАЛАНС ГЛАВНОГО РАСПОРЯДИТЕЛЯ, ПОЛУЧАТЕЛЯ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА Форма по ОКУД: 0503130
на 1 января 2009 года
Государственное учреждение «Поликлиника»
Периодичность: годовая по ОКЕИ: 383
Единица измерения: руб.
АКТИВ
Код
стр.
На начало года
На конец отчетного периода
бюджетная
деятельность
приносящая
доход
деятельность
средства во
временном
распоряжении
итого
бюджетная
деятельность
приносящая
доход
деятельность
средства во
временном
распоряжении
итого
1. Нефинансовые активы
Основные средства
(балансовая стоимость)
010
90686990,40
90686990,40
91735771,00
91735771,00
Амортизация основных средств
020
10057265,40
10057265,40
14575088,40
14575088,40
Основные средства
(остаточная стоимость)
030
80629725,00
80629725,00
77160682,60
77160682,60
Материальные запасы
080
1643622,51
1643622,51
3069406,18
22840,00
3092246,18
Вложения в нефинансовые активы
090
10000000,00
10000000,00
Итого по разделу 1
(стр. 030+ стр. 080)
150
82273347,51
82273347,51
90230088,78
22840,00
90252928,78
2. Финансовые активы
Денежные средства учреждения
170
202187,27
202187,27
6424,50
6424,50
Расчеты по выданным авансам
260
30000,00
30000,00
Расчеты с подотчетными лицами
310
38632,03
38632,03
Итого по разделу 2
(стр. 170 + стр. 260 + стр. 310)
400
38632,03
202187,27
240819,30
30000,00
6424,50
36424,50
БАЛАНС (стр. 150+ стр. 400)
410
82311979,54
202187,27
82514166,81
90260088,78
29264,50
90289353,28
ПАССИВ
Код
стр.
На начало года
На конец отчетного периода
бюджетная
деятельность
приносящая
доход
деятельность
средства во
временном
распоряжении
итого
бюджетная
деятельность
приносящая
доход
деятельность
средства во
временном
распоряжении
итого
3.Обязательства
Расчеты с поставщиками и подрядчиками
490
-51764,57
100183,00
48418,43
-267875,03
-267875,03
Расчеты по платежам в бюджеты
510
-104716,68
45736,25
-58980,43
193928,61
1663,33
195591,94
Итого по разделу 3
(стр. 490 + стр. 510)
600
-156297,85
145919,25
-10378,60
-73946,42
1663,33
-72283,09
4. Финансовый результат
Финансовый результат учреждения
620
82468277,39
56268,03
82524545,41
90334035,20
27601,17
90361636,37
Финансовый результат прошлых отчетных периодов
670
82468277,39
56268,02
82524545,41
90334035,20
27601,17
90361636,37
Доходы будущих периодов
680
БАЛАНС (стр. 600 + стр. 620)
900
82311979,54
202187,27
82514166,81
90260088,78
29264,50
90289353,28
продолжение
--PAGE_BREAK--