--PAGE_BREAK--Таблица 1 — Структура численности работников предприятия за 2006 – 2008гг.
Как видно из таблицы изменение численности работников происходит за счет оперативного персонала – водителей. В 2006 году у фирмы было всего четыре машины и, следовательно, работало восемь водителей и механик. В 2007 было приобретено еще 9 машин и принято 18 водителей. В следующем 2009 году в связи с финансовыми трудностями часть машин была продана, и соответственно, уменьшилось число водителей. Таким образом, мы видим, что изменение численности происходит с изменением числа рабочих мест. Текучесть кадров существующая на практике, практически не сказывается на общей численности.
1.3 Делопроизводство и вопросы безопасности
Документационное обеспечение управления (делопроизводство) — это специфическое направление деятельности, которое заключается в составлении, оформлении документов, их обработке и хранении. От того, насколько правильно составлен и оформлен документ, организована работа с ним, во многом зависит своевременность и правильность принятия управленческого решения. В документах отражается и учитывается деятельность организации, фирмы, предприятия. Поэтому ведение многих документов предписано законами. При проверке работы организации, проведении ревизии проверяют прежде всего документы, в которых деятельность организации или фирмы зафиксирована.
Все технологические операции по работе с документами сосредоточены в руках бухгалтера. Им выполняется полный цикл технологических операций по обработке документов от момента их получения или создания до сдачи в архив; приём и обработка поступающих документов, их регистрация, контроль за исполнением, справочно-информационная работа, систематизация и хранение документов, отправка документов, обработка документов для их передачи в архив. На предприятии ведутся следующие формы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс, приложение к бухгалтерскому балансу, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств. Учредительные документы, протоколы собраний учредителей, документы, подтверждающие государственную регистрацию предприятия, внутренние документы и другие хранятся в специальном сейфе, находящемся в офисе. Документы текущего месяца (кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки из банка и т. д.), обработанные вручную и относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке, переплетаются и хранятся в специальном закрывающемся шкафу. Там же хранятся бухгалтерские отчеты и балансы.Согласно Закону о бухгалтерском учете ответственность за организацию хранения бухгалтерских документов несет руководитель организации. Рабочее место бухгалтера и директора оборудованы по всем правилам охраны труда, с соблюдением норм освещенности и безопасности. Мебель подобрана эргономичная и современная. Функции инженера по охране труда возложены на коммерческого директора. Он проводит текущие инструктажи по технике безопасности, пожарной безопасности и соблюдению правил безопасной эксплуатации оборудования. Механик следит за тем, чтобы в каждой машине были огнетушитель и аптечка, исправный ремень безопасности, и за технической исправностью транспортного средства.
продолжение
--PAGE_BREAK--2. Анализ коммерческой деятельности предприятия
Пассажирские перевозки– распространенное явление в городской жизни, и Тольятти не стал исключением. Важный вид транспорта, обеспечивающий сегодня пассажирские перевозки – микроавтобусы. Маршрутное такси уже давно потеснило общественный транспорт, прочно закрепив за собой лидерство на городских улицах.Именно маршрутки пользуются большой популярностью работающего и вечно спешащего куда- то населения.
Фирма «Донус» гордится выбранным видом деятельности: пассажирские перевозки – социально значимая, необходимая многим гражданам услуга. В наш век бешеных скоростей и непрекращающегося водоворота событий нужно постоянно выдерживать жесткий ритм, и именно пассажирские перевозки помогают успеть и на важную презентацию нового продукта компании, и на свадьбу к друзьям, и отвезти сына с одноклассниками в музей или на детское представление.
В самом начале организации маршрутного бизнеса необходимо получить лицензию, которая является основным документом дающим право на перевозки.
2.1 Правовое регулирование деятельности
Свобода предпринимательства в сфере автотранспорта без соответствующего государственного регулирования может привести к ряду негативных последствий в безопасности дорожного движения, загрязнение окружающей среды и т.д. С целью недопущения этого проводится лицензирование пассажирских автотранспортных услуг.
Лицензирование — это метод государственного регулирования, направленный на решение следующих задач:
· соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований безопасности перевозки пассажиров и охраны окружающей среды;
· допуск на рынок транспортных услуг квалифицированных, надёжных и финансово-дееспособных производителей этих услуг.
Перевозка людей и грузов с точки зрения законодательства в первую очередь регулируется главой 40 Гражданского кодекса РФ «Перевозка», в которой определяются общие положения и правила этого вида деятельности. Помимо Гражданского кодекса, более детально эту область деятельности регулируют два документа — «Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РФ» от 1997 года и «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР» от 1987 года. Действуют также «Устав автомобильного транспорта РСФСР» (последние изменения в документ внесены в 1998 году) и «Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом» того же 1987 года. Все эти правила определяют, как надо осуществлять деятельность по перевозке грузов и пассажиров. Для того, чтобы определить, кто может заниматься такой деятельностью, существуют другие нормативные акты. А именно закон о лицензировании и «Положение о лицензировании перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом». На осуществление перевозок необходимо получить государственную лицензию, которую выдает Министерство транспорта РФ. Всего лицензируемых видов деятельности три, всеми тремя могут заниматься как юридические лица, так и частные предприниматели, и на каждый из нижеперечисленных видов надо получать отдельную лицензию:
а) коммерческие перевозки пассажиров легковым автомобильным транспортом;
б) перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
в) перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Лицензия действует пять лет, при этом на каждый автомобиль, используемый для этой деятельности, выдается специальная карточка, и в случае смены машины или расширения парка необходимо получать дополнительные карточки.
Для получения лицензии в местное представительство Министерства транспорта надо представить следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
• наименования, организационно-правовой формы и места нахождения — для юридического лица;
• имени, места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя;
• лицензируемого вида деятельности, которую юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;
б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям и условиям квалификацию индивидуального предпринимателя или работников юридического лица;
д) копии документов, подтверждающих прохождение соответствующей аттестации должностными лицами юридического лица, ответственными за обеспечение безопасности дорожного движения;
е) сведения о заявленных для выполнения лицензируемого вида деятельности транспортных средствах (перечень указанных сведений утверждается лицензирующим органом);
ж) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.
Лицензия, полученная ООО «Донус» была продлена в 2010 году и действительна до 2015 года. Что фактически является гарантией существования маршрута.
2.2 Коммерческая деятельность
ООО «Донус» осуществляет коммерческие пассажирские перевозки по Автозаводскому району города Тольятти. Маршрут формировался с учетом пассажиропотока.Движение пассажиров в одном направлении маршрута называется пассажиропотоком. Пассажиропоток может быть в прямом направлении и в обратном направлении.
Пассажиропоток характеризуется:
· мощностью или напряжённостью, т. е. количества пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении
· объёмом перевозок пассажиров, т. е. количеством пассажиров перевозимых микроавтобусами за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год)
· пассажирооборотом, т. е. транспортные работы, выполняемые при перевозке пассажиров.
Характер особенностей пассажиропотоков является их неравномерность. Они изменяются по времени (часам, сутки, днём недели, периодом года и т. д.), по участкам маршрута (перегонам) и направлениям маршрута.
Маршрут кольцевой «КВЦ-КВЦ», пролегает от завода по крайним улицам района и заканчивается на заводе. Для двухстороннего охвата улиц, при кольцевом режиме движения, маршрут разбит на две составляющие: Красный и Синий. Первый охватывает район по часовой стрелке, второй против часовой стрелки. Удобство кольцевого маршрута в том, что необходима только одна площадка для отстоя машин между поездками. Данное обстоятельство еще и облегчает контроль за соблюдением графиков перевозок. Маршрут пролегает по улицам: Московский проспект, Приморский бульвар, Жукова, 40 лет Победы, Тополиная, 70 лет октября, Полякова, Южное шоссе.
Маршрут не затрагивает центр города, что существенно влияет на пассажиропоток в межпиковые часы, но пролегает через новые квартала, где емкость межпиковых загрузок достаточна, для выполнения плановых перевозок. Основной доход приносят, конечно, пиковые перевозки с завода и на завод, а также проезд студентов до учебного центра. Это особенность пассажиропотока нашего района. Но и в межпиковое время достаточно пассажиров-заводчан добирается до заводской поликлиники, забирает детей из детских садов ( маршрут проходит мимо детского городка) либо едет в магазины. В дачный сезон добавляются пассажиры, добирающиеся до дачных автобусов на остановке КВЦ.
Перевозки осуществляются на микроавтобусах горьковского автозавода ГАЗ-322132, оборудованных в соответствии со всеми правилами перевозки пассажиров. К сожалению, выбор автомобилей для создания автобазы весьма ограничен ввиду высоких таможенных пошлин и как следствие высокой стоимостью импортных машин. Поэтому выбирать приходится только среди продукции Горьковского автозавода, которая значительно дешевле ее импортных аналогов, хотя и уступает им почти по всем параметрам. Все машины в хорошем состоянии, не старше пяти лет. В каждой машине на видном месте в салоне находится наклейка с указанием названия фирмы — перевозчика, а также наклейка с указанием юридического адреса фирмы и контактных телефонов по которым можно обращаться в случае возникновения претензий. Номер маршрута располагается над лобовым стеклом, а дополнительная информация о пути следования на правом борту на стекле. Основное требование к водителям — это наличие водительских «прав» автобусной категории «Д» и медицинская справка установленной формы.Также желательно, чтобы водитель был человеком исполнительным и ответственным, так как каждый день простоя оборачивается серьезными убытками. Под автопарк арендуется стоянка с крытым помещением для ремонта машин. Она находится за Московским проспектом. В этом месте наиболее недорогая аренда. Здесь машины ремонтируются, ночуют, здесь по утрам механик выдает путевые листы и осматривает машины, а также производит медицинское освидетельствование водителей.
Машины находятся в лизинге. Лизинг (финансовая аренда) – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передачи его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.
Иными словами, по договору лизинга (финансовой аренды) арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Лизингополучатель осуществляет владение и пользование имуществом в собственных предпринимательских целях, уплачивая ежемесячные платежи. Полученные в ходе использования предмета лизинга доходы являются собственностью лизингополучателя. По окончании срока лизинга предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя
Ежемесячные расходы на лизинг одной машины составляют около 11 000 рублей в месяц, или по 370 рублей в день. Еще один обязательный при лизинге вид расходов — это страховка, по «каско» (5~8% от цены машины или 12-20 тысяч рублей), ОСАГО (7 709 рублей), а также пассажиров во время движения что обходится примерно в 1% от страховой суммы. Итого требуется от 30 до 40 тысяч рублей в год.Расходы на топливо, ремонт, обслуживание, мойку и стоянку машин:в среднем эта сумма составляет 30 тысяч рублей в месяц, или 1000 рублей в день на одну автомашину. Большую часть этих денег уходит на бензин, поскольку Газели не являются экономичными машинами в дополнение ко всем остальным недостаткам, и расход топлива у них очень большой — 18 л на 100 км.Расходы на зарплату водителей небольшие, это 5600 рублей на авто (на двоих водителей) при установленном плане. Это традиционная схема работы водителей, когда основной заработок они получают сверх плана. Понятно, что такая схема не совсем легальна и провоцирует людей на серьезную переработку (зачастую они находятся на маршруте по 14-16 часов в сутки), но такова суровая российская действительность — кто захочет заканчивать рабочий день по графику, когда за пару вечерних часов можно «срубить» еще 300-500 рублей себе в карман? Даже обязав водителей выдавать каждому пассажиру билеты и введя строгую дисциплину по времени заезда и выезда машин из парка, вряд ли вам удастся победить в людях стремление дополнительно заработать.
Основной источник доходов маршрутных такси – это плата за проезд. Устанавливается она по решению мэрии и является обязательной для всех маршрутов. Не подлежит изменению, поэтому важно правильно установить план водителю. Самый сложный вопрос здесь — примерно высчитать, сколько одна «маршрутка» может зарабатывать за день и какой установить план водителю. Перевозка людей и грузов с точки зрения законодательства в первую очередь регулируется главой 40 Гражданского кодекса РФ «Перевозка», в которой определяются общие положения и правила этого вида деятельности. Понятно, что, как и при оказании любой другой услуги, при перевозке между клиентом и перевозчиком заключается договор, который чаще всего существует в устной форме, а в документарном виде должен иметь форму билета или квитанции. Очевидно, что, наверное, нигде в мире «извозчицкие» конторы, перевозят они грузы или людей, не соблюдают это правило предельно строго, но совсем без билетов, квитанций и тому подобных бумажных форм обойтись тоже не получится. Поэтому в каждой машине, в доступном месте, в салоне, находятся билеты, которые пассажир по необходимости берет сам. Контрольные билеты не являются предметами строгой отчетности для водителей, а предоставляются скорее для потребностей пассажиров. Дневной план на ООО «Донус» установлен в размере 2500 рублей. Маршрутные такси работают без выходных – 365 дней в году.Подводим итоги. В среднем один автомобиль привозит в парк около 2500 рублей. Из них 1000 руб. уходит на эксплуатацию и обслуживание машины, 470 руб. за лизинг и страхование, около 530 руб. отчисления в фонд заработной платы. Итого остается без учета налогов около 500 рублей в день с каждой машины или примерно 15000 в месяц, при условии, что не было простоя. Сумма отчислений на налоги составляет от 5000 до 6 000 рублей в месяц. Итоговая прибыль получается примерно 10000 рублей в месяц. Отсюда конечно надо еще вычесть расходы на аренду, рекламу и прочие. Это все теория. Посмотрим реальные итоговые показатели хозяйственной деятельности.
Таблица 2 — Динамика основных показателей
хозяйственной деятельности предприятия за 2006 – 2008 гг.
А теперь подробнее рассмотрим структуру издержек обращения и составим таблицу:
Таблица 3 — Динамика издержек обращения предприятия за 2006 – 2008
В реальности мы видим, что предприятие закончило 2008 год с убытками. Печально, но факт. Произошло это потому, что росла заработная плата, увеличились расходы на ремонт машин и платежи по кредитам в банк. При этом не происходило роста выручки из-за частого простоя машин и появления дублирующего маршрута конкурентов. Предприятию в 2007 году из-за долгов пришлось вернуть часть машин, для снижения расходов на аренду было снято более дешевое помещение под автопарк, но, как видим, это не спасло ситуацию и 2008 год закончен с минусами.
2.3 Диспетчерское управление
При обслуживании населения перевозками необходимо организовать регулярность и точность движения маршрутных такси. Регулярность и точность движения маршрутных такси обеспечивается:
· организацией диспетчерского управления и систематического контроля за движением каждого микроавтобуса по маршруту;
· введением контроля и учёта за движением маршрутных микроавтобусов по каждому рейсу, как на конечных, так и на промежуточных контрольных пунктах маршрута;
· использованием для контроля за движением такси технических средств связи;
· введением расписания движения для каждого микроавтобуса, в котором водителю указывается не только прибытие и отправление с конечных пунктов, но и время проследования промежуточных пунктов;
· установлением для водителей строго допустимых отклонений от заданного времени по расписанию
Диспетчерская служба на маршрутном транспорте призвана подготавливать и организовывать выпуск маршрутных такси на линию, руководить их движением на маршрутах, осуществлять контроль за своевременным возвращением их в предприятие. Диспетчерское руководство на маршрутном транспорте подразделяется на внутрипарковое и линейное.
Основными задачами внутрипарковой диспетчеризации являются:
· контроль за подготовкой микроавтобусов к выпуску на линию;
· подготовка путевой и диспетчерской документации;
· организация своевременного выпуска на линию и контроль за временем выезда;
· контроль и регистрация времени возвращения с линии по окончании рабочего дня;
· регистрация всех случаев преждевременного возвращения маршруток с линии по техническим и др. причинам и принятия мер по внеочередной подготовки этих автомобилей к повторному выезду или замене их другими такси;
Задачи линейной диспетчеризации:
· контроль за соответствием фактического времени движения каждого микроавтобуса времени установленному в утверждённых маршрутных расписаниях;
· регулирование движения, если фактическое движение маршрутных такси откланяется от времени установленного в расписаниях, изменились условия движения (туман, гололёд и др.), изменились условия перевозок и распределения пассажиропотоков на каких либо направлениях или маршрутах в отдельные периоды суток;
· восстановление нарушенного движения при задержках на линии или выбытие машин по техническим или другим причинам;
· подготовка суточной отчётности по исполненному движению;
Диспечерское руководство в «Донусе» полностью возложено на механика. ОН проводит и внутрипарковую, и линейную диспетчеризацию. Контроль за соблюдением фактического времени движения микроавтобусов дополнительно осуществляют сами водители, следя чтобы впереди идущий транспорт не отставал от графика (не собирал «лишних» пассажиров) и предупреждая друг друга по телефону в случае появления пробок на дороге. В случае недоразумений, непредвиденных обстоятельств или конфликтных ситуаций сообщают претензии механику, который в свою очередь проводит регулировку. Часто ему приходится выезжать на линию и следить за соблюдением маршрута, особенно в часы пик.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.4Общие вопросы организации труда маршрутных бригад
Комплекс мер обеспечивающих рациональную расстановку водителей, регламентирующий время и сменность их на маршруте, а так же время отдыха – называют системой организации труда маршрутных бригад.
Организация труда водителей должна обеспечивать:
·чёткую работу маршрутных такси в соответствии с утверждённым расписанием и качественным обслуживанием пассажиров;
·безопасность перевозок пассажиров;
·полное использование нормы рабочего времени за учётный период;
·соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов в работе для приёма пищи;
·эффективное использование маршрутных такси;
Условия движения микроавтобусов на каждом маршруте различаются по характеру распределения пассажиропотока и объёма перевозок, времени оборотного рейса, открытия и закрытия движения, а так же по продолжительности пребывания маршрутных такси на линии. Поэтому продолжительность смены водителей различаются по времени их выезда на различных маршрутах и зависят от маршрутных расписаний.
Учитывая, что время оборотного рейса, как правило, не кратно продолжительности рабочей смены не всегда возможно создать водителям рабочий день нормальной продолжительности. Поэтому по действующему положению, водителям маршрутных такси допускается введение суммированного месячного учёта рабочего времени, с тем, что бы продолжительность рабочего времени фонда рабочего времени за месяц не превышала месячного фонда рабочего времени установленного законодательством.
По условиям безопасности дорожного движения продолжительность рабочей смены водителя при суммированном учёте рабочего времени может устанавливаться не более 10 часов.
В графиках сменности определяется время начала, окончания и продолжительности рабочей смены, время перерывов для отдыха и питания, а так же время предоставляемое для межсменного и еженедельного отдыха. Графики сменности доводятся до сведения водителей не позже чем за две недели до введения их в действие.
Перерыв для отдыха и питания предоставляется продолжительностью не более 2-х часов, как правило, в середине рабочей смены. Продолжительность ежедневного отдыха, вместе со временем перерывов для отдыха и питания, должна быть не менее двойного продолжительности времени работы в предшествующую отдыху смену. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
На ООО «Донус» применяется сдвоенная форма организации труда.
Эта форма предусматривает закрепление за одним маршрутным такси 2-х водителей, продолжительность рабочей смены 7 ч., время нахождения такси на маршруте 15 – 16 ч.
2.5Составление расписания движения маршрутных такси
Общие требования к расписанию.
Расписание является основой организации движения микроавтобусов на маршрутах, обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движения между остановочными пунктами и т.д.
Расписание движения должно разрабатываться с учётом необходимости обеспечить:
· удовлетворение потребности населения в перевозках по каждому маршруту;
· использование вместимости микроавтобусов по установленным нормам;
· минимальные затраты времени пассажира на поездки;
· регулирование движения микроавтобусов на всём протяжении маршрутов;
· создание необходимых удобств в пути следования;
· соблюдение режима и условий труда водителей, согласно трудовому законодательству;
· эффективное использование микроавтобусов;
АТП, организации, предприниматели и частные лица обязаны составлять расписание движения микроавтобуса в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Расписание движения при осуществлении всех видов автобусных перевозок (городских, пригородных, междугородных), должно составляться на основе нормативных скоростей движения на отдельных этапах маршрута при условии, что эти скорости соответствуют разрешённым правилами дорожного движения и дорожными знаками. Исходя из условий эксплуатации подвижного состава, максимальные скорости движения на маршрутах могут устанавливаться ниже предела установленного правилами дорожного движения.
Расписание движения микроавтобусов для городских, пригородных, междугородных и внутрирайонных автобусных маршрутов ежегодно согласовывается с администрациями районов и городов, и утверждаются государственным заказчиком на пассажирские перевозки.
Маршрутное расписание представляет собой основной документ службы эксплуатации АТП и определяет режим его работы, необходимое количество подвижного состава, водителей, материальных, финансовых и других ресурсов.
В целях наилучшего обслуживания пассажиров, повышения производительности подвижного состава и лучшего его использования маршрутное расписание разрабатывается в нескольких вариантах:
· будних, предвыходных и выходных дней;
· осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов;
Необходимость наличия различных вариантов расписания движения являются:
· непостоянство пассажиропотоков;
· изменения норм времени движения подвижного состава на маршруте;
· изменения количества подвижного состава, выпускаемого для работы на маршруте;
На основании данных, содержащихся в маршрутном расписании движений, разрабатываются:
· водительские расписания;
· расписание движения для диспетчеров на конечных, промежуточных пунктах маршрута;
· расписание движения для пассажиров (в случае, если интервал движения превышает 15 минут);
Каждому микроавтобусу маршрута в расписании присваивается определённый номер выхода, т.е. номер графика по которому осуществляется последовательность выпуска микроавтобуса на каждый маршрут.
Начало и окончание движения микроавтобусов на каждом маршруте определяют по местным условиям, учитывая распределение спроса на перевозки.
Методика составления расписания движения носит в значительной степени формализованный характер. В процессе составления расписания движения используется в основном аналитические и частично графические методы. Маршрутные расписания, разрабатываемые в табличной форме, содержат данные характеризующие трассу маршрута, дифференцированные нормы пробега по периодам суток, принятый режим труда водителей, тип и количество используемого подвижного состава, время начала и окончания движения на маршруте, длину и время нулевых пробегов и других требований.
Необходимое количество рейсов, интервал и частоту движения рассчитывают в соответствии с данными распределения пассажиропотоков отдельно для «часов пик» и других часов суток, особое внимание уделяется определению количества необходимых рейсов в «час пик», расчёт которых осуществляется с учётом нормального наполнения микроавтобусов при соблюдении установленных нормативов качества обслуживания пассажиров.
Исходные данные для разработки маршрутного расписания.
Количество работающих микроавтобусов на маршруте- 20
Нулевой пробег:
от АТП до начального пункта – 3 км;
от конечного пункта до АТП – 3 км;
Время на нулевой пробег:
от АТП до начального пункта – 10 мин;
от конечного пункта до АТП – 10 мин;
Длина маршрута – 28 км.
Время следования от начального до конечного пункта – 57 мин
Простой на конечной остановке – 30 мин.
Пункт начала и окончания движения – КВЦ
Время первого отправления от начального пункта – 600;
Интервал движения – 6 мин.
Время последнего отправления 22 ч.
Режим работы – односменный;
Место предоставления обеденных перерывов: КВЦ
Таблица 4. Распределение пассажиропотока по времени суток
Итого за смену одной машиной перевозится примерно 265 человек. Эта цифра очень относительна. Так как исследование проводилось в хорошую погоду и в будний день. То есть в наилучших условиях. Примем среднюю цифру в 250 человек. За смену фирма перевозит:
250∙20=5000 человек.
За месяц:
5000∙30=150000 человек.
Расчетная прибыль: 150000∙13=1950000 руб. в месяц.
2.6 Анализ конкурентов
Основным конкурентом является ООО «Автофард». Данная фирма владеет маршрутами номер 31 и 32, которые практически полностью дублируют маршруты фирмы «Донус». Фирма осуществляет перевозки на автобусах средней вместимости «Богдан». Автобусы по сравнению с «ГАЗелью» имеют более просторный салон для сидящих пассажиров, при этом высота салона позволяет свободно, в полный рост перемещаться высоким пассажирам, возможна также перевозка пассажиров стоя. Автобусы более дорогие по сравнению с ГАЗелями, но вместительные. Вместимость автобуса- 43 человека- общая и 21 сидячее место. Расход топлива небольшой около 18 литров дизельного топлива на 100 километров. По проекту « Богдан» имеет длительный моторесурс-1миллион километров, то есть может эксплуатироваться семь лет без капитального ремонта. Имеет проектный срок окупаемости три года, при среднем доходе три тысячи рублей в день. «Автофард» предоставляет льготы определенным категориям пассажиров: инвалидам и пенсионерам, городские проездные также предоставляют право проезда на его маршрутах. В этом заключается его основное преимущество. Минусы: С точки зрения эксплуатации у меня есть сомнения по целесообразности использования «Богдана» в городских перевозках в таких городах, как Тольятти. Для этого автобуса пассажиропоток на коммерческих маршрутах недостаточен, «пиковых» рейсов, когда можно максимально использовать вместимость «Богдана», с учетом стоячих мест, недостаточно. Кроме того, пассажиры, которые заплатили за поездку 13 рублей, стоя ездить не хотят, что подтверждают перевозчики, уже эксплуатирующие эти автобусы в Тольятти. В автобусах очень холодно зимой и душно летом из-за конструктивных недоработок. Поэтому пассажиры собирающиеся ехать достаточно далеко предпочитают садится на ГАЗели. С точки зрения эргономики кабины «Богданы» очень неудобны для водителей. Особенно для высоких и полных. Конструктивные особенности сидения водителя таковы, что он постоянно получает «удары» по позвоночнику в процессе движения. Такие неудобства вызывают быструю усталость водителей и как следствие, снижение внимания. Что влечет за собой снижение безопасности перевозок.
Усталость ведет за собой раздражительность водителя, что сказывается на культуре обслуживания.
ООО «Автофард» работает на данном маршруте два года и за это время оттянул на себя значительную часть пассажиропотока, что существенным образом сказалось на общих доходах « Донуса».
Еще одним конкурентом является ООО «Автолайн». Владелец маршрута номер 118. Этот маршрут дублирует треть маршрута фирмы «Донус», по улицам: Московский проспект, Приморский бульвар, Жукова, 40 лет Победы, Тополиная. Осуществляет перевозки на микроавтобусах ГАЗель, социальные льготы не предусмотрены. Преимуществ, как таковых, не имеет. В силу своего маршрута «собирает» возможных пассажиров «Донуса», тех, кто едет по принципу: что пришло первым — на том и еду. Существенным недостатком является то, что большинство машин очень старые, сидения ободранные, потолки в салоне грязные, неуютно. Многие пассажиры, которые не спешат, видя машину в таком состоянии, предпочитают подождать другую.
2.7 Автопарк и техническое обслуживание
Под автопарк арендуется стоянка, находится она напротив 1 квартала, за Московским проспектом. Ранее снималось подвальное помещение — гараж под торговым комплексом « Океан», но потом, из-за высокой арендной платы пришлось переехать на новое место. Территория за Московским проспектом еще практически не освоена. В основном там расположены круглосуточные стоянки. Арендная плата самая низкая в городе. На территории стоянки имеется крытое помещение – ангар. Ангар достаточно просторный. Здесь машины ставятся на ночь. Часть его снимает небольшая станция технического обслуживания (СТО) специализирующаяся на ремонте ГАЗелей. Что очень удобно для «Донуса», можно ремонтировать машины « на месте». На территории ангара имеется небольшой кабинет для механика. Здесь его рабочее место. Здесь же по утрам выписываются путевые листы.
В случае если произошла поломка микроавтобуса, водитель звонит коммерческому директору. Тот приезжает на своем пикапе и буксирует машину в гараж. Если поломка не серьезная, то машина ремонтируется механиком, нередко и коммерческий директор, засучив рукава, присоединяется к нему. Если ремонт нужен серьезный, то машину ставят на станцию. Коммерческий директор закупает в магазине необходимые детали и обязательно берет товарный чек, который затем передается бухгалтеру и на основании его оформляется авансовый отчет. Все товарные чеки подшиваются в специальную папку и хранятся в бухгалтерии. Известно, что только полностью исправный автомобиль, является безопасным. Именно по этой причине, техническое состояние автомобиля, контролирует не только его владелец, но и соответствующие государственные органы — ГИБДД. Они обязывают каждого автовладельца проходить регулярный контроль технического состояния автомобиля. Для микроавтобусов перевозящих пассажиров периодичность прохождения ТО установлена раз в полгода. То есть каждые шесть месяцев владелец обязан предоставить свой автомобиль на специально отведенную станцию для осмотра.
Процедура техосмотра.
С развитием автомобилестроения, параллельно развивалась и усложнялась процедура технического осмотра. При инструментальном контроле, машину осмотрят по самым важным для её эксплуатации параметрам, а именно:
Действие рабочей и стояночной тормозных систем. Согласно новых правил техосмотра, также, будет проверен в работе автоматический регулятор тормозных сил и система ABS (если она есть). Допустимая норма, при поперечном отклонении от курса, не должна быть более 70 см.
При проверке работы рулевого управления, инспектор обратит внимание на соответствие люфта руля, стандартам которые установил производитель. Если техническая документация на авто отсутствует, то норма которую не должен превышать люфт, установлена в пределах 10%.
Далее будут проверены в работе внешние световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватели.
Шины и колёса проверят на соответствие нормам, согласно конструкции вашего автомобиля, на наличие необходимой высоты протектора.
В режиме холостого хода и повышенных оборотов, в отработанных газах проверяют содержание вредных веществ, при этом делая замеры, определяют показатели СН и СО. Если авто оборудовано кислородным датчиком, то как дополнительный этап проверки, производят проверку используя газоанализатор.
Проверяют на герметичность все жидкостные системы и соединение в системе вентиляции картера. Топливо, масла и другие рабочие жидкости не должны протекать.
Наиболее тщательный осмотр, заключается в проверке всего основного оборудования, которое связано с обеспечением безопасности: дверные замки, аварийные выходы (в случае наличия таковых), ремни безопасности, работа сцепления и другие. Естественно всё это, должно быть в хорошей рабочей форме.
После описанной выше стандартной процедуры проверки систем и узлов автомобиля, специалист по вопросам инструментального контроля, занесёт данные в карточку диагностики. Если при проверке были обнаружены отклонения в работе систем, дадут 20 дней на их устранение. Потом, владелец снова приедете на осмотр, где машину проверят без дополнительной оплаты и только по замечаниям, выявленным на предыдущей проверке.
В 2010 году проведение техосмотра передадут от гаишников частным организациям.
Нормативная база для нового порядка проведения техосмотра пока практически не разработана, однако известно, что организации, имеющие право на проведение техосмотра войдут в «Ассоциацию по проверке технического состояния транспортных средств». Также будет введена финансовая ответственность компании, проводившей техосмотр, на случай, если с автомобилем что-то произойдет. Кроме того, особые требования будут предъявляться и к экспертам, которые будут проводить техосмотр — так они должны будут иметь высшее образование и проходить курсы повышения квалификации.
3. Практические рекомендации
Задача повышения эффективности капитальных вложений и снижения издержек является частью проблемы рациональной организации автомобильного транспорта и охватывает широкий круг эксплуатационных и технологических вопросов. Решение этой задачи обеспечивается в первую очередь качественным управлением производственным процессом, которое в значительной мере предопределяет рациональное использование основных фондов и высокую эффективность капитальных вложений.
В настоящее время появились новые, современные возможности контролировать и планировать деятельность АТП, доступные широкому кругу пользователей автоматизированные системы мониторинга автотранспорта способны обеспечить выполнение самых разных задач в режиме реального времени.
Я предлагаю усовершенствовать диспетчерское управление при помощи Системы Мониторинга Безопасности и Управления подвижными объектами (Locatrans). Такая система позволит обеспечить централизованный контроль и управление подвижными объектами предприятия.
Управление транспортом в режиме он-лайн, дает уникальную возможность всегда иметь точную и достоверную информацию о реальном местоположении и маршрутах движения транспорта. Появляется возможность сверить маршрутные листы с реальным маршрутом отображаемым на географической карте, с отчетом на котором перечислены точки маршрута, либо с полным списком пройденных адресов. Можно легко сделать выводы о нецелевом использовании транспортных средств принадлежащих компании или о кражах топлива.
Этих и других возможностей позволяет достичь использование глобальных навигационных систем "WEB-GPS/GSM-Глонасс/GSM".Спутниковые системы радиоместоопределения — сравнительно новая, быстро развивающаяся ветвь навигации или отслеживания перемещения подвижных объектов. Согласно постановлению правительства РФ от 9 июня 2005 г. приемниками ГЛОНАСС должны быть оборудованы находящиеся в эксплуатации транспортные средства.
Отечественная сетевая среднеорбитальная СРНС ГЛОНАСС (ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система) предназначена для непрерывного и высокоточного определения пространственного (трехмерного) местоположения, вектора скорости движения, а также времени космических, авиационных, морских и наземных потребителей в любой точке Земли или околоземного пространства. В настоящее время она состоит из трех подсистем:
подсистема космических аппаратов (ПКА), состоящая из навигационных спутников ГЛОНАСС на соответствующих орбитах;
подсистема контроля и управления (ПКУ), состоящая из наземных пунктов контроля и управления;
аппаратуры потребителей (АП).
В соответствии с целевым назначением система ГЛОНАСС имеет в своем составе подсистему КА (навигационных спутников), которая представляет собой орбитальную группировку из 24 спутников. Спутники, излучая непрерывные радионавигационные сигналы, формируют в совокупности сплошное радионавигационное поле на поверхности Земли и в околоземном пространстве, которое используется для навигационных определений различными потребителями.
Система мониторинга мобильных объектов позволяет:
Определять местоположение объектов и отображать их на электронной карте;
Определять и отображать параметры движения объектов: скорость, направление движения, пройденный маршрут, места и продолжительность остановок;
Контролировать состояние датчиков, установленных на мобильном объекте;
Удаленно управлять исполнительными устройствами, установленными на мобильном объекте;
Контролировать маршрут движения;
Получать своевременное оповещение о входе или выходе из заданных географических зон;
Пользоваться встроенными стандартными отчетами;
Формировать отчёты по различным показателям за любой период времени;
Формировать архивы о перемещении объектов и происшедших с ними событиях.
Используя систему Locatrans, можно:
увеличить объём перевозок и количество предоставляемых услуг;
снизить аварийность;
продлить срок эксплуатации транспортных средств;
повысить дисциплину персонала;
исключить нецелевое использование транспорта;
оптимизировать расход топлива и ГСМ;
снизить число холостых пробегов транспорта.
Предлагаемая система включает в себя специальные аппаратно-программные решения, позволяющие осуществлять контроль и оперативное управление специальными службами, непрерывный мониторинг транспорта предприятий и организаций, обеспечить персональную безопасность
ГЛОНАСС/GPS onlineявляется устройством, которое позволяет отслеживать все параметры движения объекта (его координаты, скорость, курс, дату и время, данные датчиков) в режиме «реального времени» и одновременно использовать устройство как «черный ящик».
Решаемые задачи:
автономный оперативный контроль состояния транспортного средства (текущих координат, скорости и направления движения, показаний внешних датчиков с привязкой по времени) и управление бортовыми исполнительными устройствами;
двусторонний обмен информацией между диспетчерским центром (ДЦ) и автомобилем (выдача управляющих воздействий и сообщений из ДЦ на бортовые исполнительные устройства автомобиля, передача в ДЦ информации о состоянии автомобиля);
накопление данных о состоянии автомобиля в бортовом запоминающем устройстве (БЗУ) с возможностью их последующего дистанционного извлечения (режим Black Box) по командам из ДЦ.
продолжение
--PAGE_BREAK--