Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Автор: Лермонтов М.Ю.
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» представляет собой сложное композиционное единство пяти повестей-новелл, объединенных фигурой главного героя — Печорина. В каждой из повестей Печорин вступает в отношения с новыми персонажами, раскрываясь при этом тоже по-новому.
С Печориным в романс связаны судьбы четырех женщин: черкешенки Бэлы («Бэла»), длинноволосой «ундины», подруги контрабандиста Янко («Тамань»), княжны Мери и княгини Веры («Княжна Мери»); эту галерею женских образов завершает эпизодическая фигура Насти, «хорошенькой дочки старого урядника» («Фаталист»).
Героини не вступают в отношения ни друг с другом, ни (за немногими исключениями) с другими персонажами. Они предстают как своего рода зеркало, отражающее те или иные стороны характера и духовного мира Печорина. Однако женские образы имеют и самостоятельное значение.
Первая из повестей посвящена Бэле, шестнадцатилетней дочери черкесского князя, и названа ее именем. Вспоминая Бэлу, рассказчик (Максим Максимыч) рисует пленительный портрет юной горянки: «… высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серпы...». Бэла — «дева гор», выросшая в естественной среде, в окружении гордых и горячих людей. Она легка и грациозна, но в то же время пуглива и «дика». Героиня необразованна и с трудом изъясняется на русском языке, но ее глаза говорят о напряженной внутренней жизни: они то «заглядывают вам в душу», то сверкают, «будто два угля», то тускнеют от горя.
Бэла выросла в патриархальной обстановке, воспитывалась в мусульманской вере. Безраздельная преданность любимому мужчине во многом обусловлена этими обстоятельствами. Однако героиня верна не только в любви. Верность — органическое свойство с натуры. Поэтому перед смертью княжна отказывается изменить вере своих предков и принять христианство, хотя ей больно думать, что другая женщина будет в раю подругой Печорина.
История Бэлы трагична. Брат предает ее ради красавца-скакуна, отец погибает от руки Казбича, а Печорин, ставший смыслом ее жизни, охладевает к ней. Кинжальный удар обрывает жизнь Бэлы. «Она хорошо сделала, что умерла», — замечает рассказчик, сознавая, что рано или поздно Печорин бросил бы наскучившую ему «дикарку».
По-своему трагична и история Мери. Подобно Бэле, она становится игрушкой в руках Печорина. Ухаживая за Мери и добиваясь ее благосклонности, он лишь тешит свое самолюбие. Но в то же время общение с Печориным пробуждает в Мери душу, заставляет ее не только страдать, но и (благодаря страданию) мыслить.
Мери принадлежит к тому же сословию, к той же культурной среде, что и Печорин. Она умна, образованна, начитанна. Вернер сообщает, что княжна читает Байрона в подлиннике и знает алгебру (даже княгиня Литовская, мать Мери, «питает уважение» к уму и знаниям дочери).
Встретив Мери впервые, Печорин сразу отмечает в ее облике черты, указывающие на принадлежность к аристократическому обществу. Мери одета «по строгим правилам лучшего вкуса: ничего лишнего»; ее походка легка и благородна; от нее вест «неизъяснимым ароматом». Кроме того, княжна «прехорошенькая»: у нее длинные ресницы и удивительные, «бархатные», глаза.
Княжна смотрит на своих поклонников из числа «водяной» молодежи «с некоторым презрением». Вернер видит в этом аристократическую заносчивость, но дальнейшие события показывают, что нравы и обычаи «водяного общества» заслуживают «некоторого презрения».
Мери молода и потому непосредственна и «чувствительна». Она «легче птички» бросилась на помощь Груши никому, когда тот уронил стакан и не смог его поднять (мешали костыли).
Параллельно с историей княжны развивается роман Печорина с Верой — единственной женщиной, к которой герой испытывает глубокое, проверенное временем чувство. Для Печорина Вера олицетворяет собой идеал женщины. Она красива, умна, тактична. Печорин ценит в Вере то, что она понимает его, знает все его недостатки, но все-таки любит. Однако этот образ, но мнению ряда критиков (от Белинского до Набокова), уступает другим женским персонажам в художественной убедительности.
В ярко индивидуализированных образах героинь автор воплотил разнообразные оттенки женского характера и психологии, показал различные социальные типы. Вера и княжна Мери — светские дамы, принадлежащие к той же социальной среде, что и Печорин. Черкешенка Бэла и длинноволосая девушка из «Тамани» — экзотические «дикарки», выросшие в обстановке, бесконечно далекой от мира дворянской культуры. При всех различиях героини сходны в одном: каждая из них становится жертвой Печорина — жертвой его эгоистических страстей, прихотей и честолюбия; каждой Печорин приносит зло. Погибает Бэла, вынуждена бежать из родного дома подруга Янко, страдает Вера, унижена Мери. Но в то же время именно Печорин открывает для любящих его женщин возможность ощутить всю полноту эмоциональной жизни, именно благодаря встрече с ним героини узнают нечто важное о собственной душе.