--PAGE_BREAK--1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИУПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ 1.1 Экономическая оценка повышения качества продукции
Качество продукции — это совокупность ее свойств, отражающая уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающие ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений (или личного потребления). Требования к качеству продукции формируются потребителем (покупателем, заказчиком), разработчиками, изготовителями, а также государственными органами (приоритет принадлежит потребителю) и закрепляются в соответствующих нормативно-технических документах и договорах.[1, c. 94-96]
Действующее законодательство определяет и юридически закрепляет отношения участников общественного производства, связанные с обеспечением качества научно-технической, промышленной, строительной, сельскохозяйственной и другой продукции, транспортных, снабженческих, торговых и других видов работ и услуг, предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Оно должно предусматривать усиление воздействия хозяйственного механизма, экономических рычагов и стимулов на обеспечение качества и конкурентоспособности разрабатываемой и используемой продукции, производимых работ услуг в условиях рыночных отношений, демократизации общественной жизни, развития конкуренции.
Свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании, эксплуатации или потреблении, т.е. при разработке, производстве (изготовлении, добыче, выращивании), испытаниях, хранении, транспортировании, ремонте, техническом обслуживании и использовании. Ее условно делят на простые и сложные. Пример сложного (для средств труда) — надежность изделия, обусловленная относительно простыми свойствами, такими как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.
Показатель качества продукции — это количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество. Он рассматривается применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации, или потребления, количественно характеризует пригодность продукции удовлетворять определенные потребности, может быть безмерным или выражаться в различных единицах (км в час, часах на отказ, баллах и т.п.), должен иметь наименование (например, интенсивность отказов) и числовое значение. Номенклатура показателей зависит от назначения продукции, у многоцелевой она может быть многочисленной.
Показатели качества могут быть:
§ единичными, характеризующими одно из свойств продукции;
§ комплексными (обобщающими), характеризующими несколько простых ее свойств или одно сложное (состоящее из нескольких простых);
§ определяющими (единичными или комплексными), по которым принимают решение оценивать качество продукции;
§ интегральными, определяемыми отношением суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление).
Система показателей качества должна отвечать следующим основным требованиям:
§ характеризовать свойства продукции, обусловливающие ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением;
§ отражать технический уровень продукции, ее совершенство и безопасность;
§ обеспечивать возможность планирования повышения качества продукции в целом и ее элементов на различных уровнях управления, а также оценки уровня качества и контроля при потреблении по различным назначениям;
§ содержать показатели, отражающие стабильность качества на всех стадиях жизненного цикла продукции, и экономические, характеризующие затраты на разработку, изготовление, обращение и реализацию, потребление (эксплуатацию).
Качество продукции оказывает существенное влияние на сбалансированность и пропорциональность развития республики, касается всех сторон деятельности предприятия (фирмы). Так, повышение качества лесозаготовительной техники, особенно таких ее показателей, как надежность, долговечность, производительность и многих других, с национальных позиций оказывается более целесообразным, чем расширение объемов производства техники прежнего качества. Использование машин, оборудования с улучшенными качественными характеристиками, позволяет полнее и с меньшими затратами удовлетворить потребности лесопромышленных предприятий.
Повышение качества продукции не только равнозначно увеличению объемов ее производства, но и означает сбережение трудовых и материальных ресурсов, рост экспортных возможностей, более полное удовлетворение различных потребностей потребителя (покупателя). Это и предопределило на современном этапе объективную необходимость выдвижения проблемы качества продукции в одну из важных задач.
Расширение выпуска высококачественной продукции — признак интенсивного типа развития производства, неотъемлемая черта научно-технического прогресса, сбалансированности и пропорциональности развития народного хозяйства.
Действия, осуществляемые при разработке, производстве и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечение и поддержания необходимого уровня ее качества, составляют основ; управления качеством продукции. Оно заключается в выработке управляющих решений и их реализации путем целенаправленного воздействия на объекты управления — процессы (условия, факторы), от которых зависит качество продукции на всех стадиях ее жизненного цикла. [3, c. 27-29]
Управление качеством продукции основано на стандартизации, представляющей нормативно-техническую базу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд национальной хозяйства, населения, обороны, экспорта. Работу по повышению качества следует вести в рамках системного подхода, охватывающего весь жизненный цикл продукции — совокупность процессов создания и потребления продукции определенного вида от начала исследования возможности ее производства до прекращения потребления. На предприятиях должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуру, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.
Управление качеством следует рассматривать как комплексную систему, состоящую из совокупности управляющих органов и объектов управления, как неотъемлемую, а не автономную часть управления предприятием. Поэтому все организационные вопросы управления качеством необходимо решать с учетом конкретных особенностей не только каждого вида продукции, но и отдельного предприятия.[6, c. 83-85]
продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Система качества и ее основные элементы
По мере развития экономических реформ все большее внимание уделяется качеству. В настоящее время одной из серьезных проблем является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукцией. Система качества важна при проведении переговоров с зарубежными заказчиками, считающими обязательным условием наличие у производителя системы качества и сертификата на эту систему, выданного авторитетным сертифицирующим органом. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечивать минимизацию затрат на разработку продукции и ее внедрения. Потребитель желает иметь уверенность, что качество поставляемой продукции будет стабильным и устойчивым.
Основные элементы системы качества:
1. Ответственность руководства за качество.
Руководство предприятия должно взять на себя следующие функции при построении системы качества.
1) Определить политику в области качества, то есть установить цели функционирования и развития предприятия. Стандарт определяет как обязательный элемент — документальное оформление политики в вице декларации или обязательства.
2) Определить и документально оформить ответственность и полномочия сотрудников.
3) Определить финансовые, материальные и кадровые ресурсы для выполнения политики в области качества.
4) Назначить уполномоченного по качеству.
Внедрение на предприятии современной системы качества требует значительного внедрения нововведений в управлении и организации производства, что часто вызывает сопротивление сотрудников. Задача руководства — так психологически настроить коллектив (в том числе и личным примером), чтобы цели и задачи построения системы качества были поняты каждым работником.
2. Документация системы качества.
Необходимо разработать, документально оформить и поддерживать функционирование системы качества. Иерархия документации возглавляется Руководством по качеству, где определены процедуры системы качества. Далее идут рабочие инструкции системы качества и планы деятельности по развитию менеджмента качества.
3. Анализ контрактов на поставки продукции.
Необходимо разработать и поддерживать в рабочем состоянии инструкции, обеспечивающие анализ контрактов службой маркетинга. Этой стадии придается огромное значение, поскольку правильное оформление контракта и отслеживание связей позволяет значительно уменьшить риск от поставки недоброкачественной продукции. На стадии заключения контракта наиболее эффективна работа с документацией и информационными материалами.
4. Управление документацией предприятия.
Предприятие использует обычно достаточно сложную и многофакторную систему документации, соответствующую жизненному циклу продукции:
§ управленческая;
§ техническая;
§ финансовая;
§ документация системы качества;
§ прочие системы документации.
§ Стандартом предписывается создание эффективной системы взаимодействия и улучшения всех систем с обязательным документированием процедур.
5. Управление закупками.
Приобретаемая продукция должна соответствовать необходимому уровню качества. Для обеспечения функционирования системы качества на уровне закупки необходимо контролировать и организовать следующие действия:
§ оценку субподрядчиков;
§ определить полноту и достоверность информации о заказанной продукции;
§ проверить образцы продукции самостоятельно либо привлечь независимую инспекционную компанию.
6. Контроль комплектующих.
Под комплектующими здесь понимается сырье, материалы, оборудование. Поставщик должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры управления проверкой, хранением, техническим обслуживанием комплектующих.
7.Идентификация и прослеживаемость продукции.
Эффективное управление процессами требует знания в любой момент времени о местонахождении и состоянии любого элемента технологической цепочки Необходимо разработать систему отличия одной единицы продукции от другой (идентификация) и систему определения их взаимного расположения (прослеживаемость).
8.Управление производственными процессами.
Стандарт рекомендует планировать процессы производства, монтажа и технического обслуживания, влияющих на качество продукции, и обеспечить управляемые условия.
9.Контроль параметров продукциипредставляет собой систему технического контроля качества продукций.
10. Поверка оборудования состоит из процедур метрологического обеспечения контрольного, измерительного и испытательного оборудования.
11.Сортировка и маркировка некачественной и бракованной продукции.
Поставщик должен разработать и поддерживать документированные процедуры, обеспечивающие гарантию, что бракованная продукция не используется в технологическом процессе и не может быть поставлена заказчику.
12. Управление утилизацией бракованной продукции.
Бракованная продукция может быть:
1) переделана или отремонтирована;
2) переведена в другую категорию качества;
3) отправлена в отходы.
13.Корректирующие и предупреждающие мероприятия.
Корректирующие действия:
1) рассмотрение жалоб потребителей;
2) рассмотрение причин брака и определение порядка его устранения;
3) проведение контроля за корректирующими воздействиями.
Предупреждающие действия:
1) анализ информации о функционировании системы качества;
2) определение зон риска;
3) организацию предупреждения потерь и контроля за эффективностью предупреждающих воздействий.
14Транспортировка, упаковка, хранение и поставка продукции.
15. Управление информацией по качеству.
Предприятие разрабатывает процедуры сбора, хранения и обновления данных о качестве.
16.Внутренняя проверка качества.
Аудит качества — это системный и независимый анализ, проводимый в целях установления того, соответствуют ли определяющие качество вицы деятельности и связанные с ними результаты поставленным задачам, а также возможна ли эффективная реализация этих задач и пригодны ли они для достижения преследуемых целей.
Различают три вида ориентации аудита качества:
§ на продукт,
§ на процесс,
§ на систему качества.
Каждый из этих видов аудита может проводиться методом самопроверки и с привлечением независимого внешнего аудитора.
17.Обучение (кадровая политика предприятия).
На практике обычно подготовку предприятия к сертификации системы качества начинают с обучения и подготовки кадров. Функционирование системы качества предписывает непрерывность этого процесса.
18. Техническое обслуживание.
Регламентирует построение системы сервисного обслуживания выпускаемой продукций.
19.Применение статистических методов принятия решений.
Развитие компьютерной техники и математического аппарата статистики позволило использовать статистические методы в управлении системой качества и техническом контроле качества. Статистические методы делятся на три категории по ориентации:
§ на процессы управления;
§ на технический контроль качества продукции (выборки);
§ на общесистемные методы (диаграммы Ишикавы, сетевые графы Парето и др.).
Основные недостатки стандартов серии ИСО 9000:
§ нет конкретных требований к содержанию системы контроля за расходами на качество, то есть не рассматривается и не отслеживается эффективность внедрения системы качества;
§ нет ориентации на общечеловеческие ценности — экологию, социальный климат;
§ нет жесткого требования сертификации всех комплектующих, поступающих на производство.
Причины, заставляющие поставщика внедрять систему качества:
1.Требование заказчика иметь сертифицированную систему качества в основном может исходить от крупных предприятий, уже сертифицировавших систему качества и требующих этого от подрядчиков. Современная практика заключения контрактов свидетельствует, что требование иметь сертифицированную систему качества все чаще становится одним из условийначалапереговоров.
2.Необходимость иметь сертифицированную систему качества как условие участия в тендерах, конкурсах, которые могут принести контракты, в том числе и возможность получения государственного заказа.
3.Во многих странах в законодательно регулируемой области сертификация продукции может производиться одним из восьми способов, некоторые из них содержат требование сертификации системы качества, причем сертификация системы качества дешевле инспекционных проверок производства или.постоянных испытаний товарных партий. Особенно часто применяют сертификацию системы качества как часть процедуры сертификации продукции или услуг предприятия с непрерывным циклом производства серийной продукции.
4.Сертификация системы качества является условием инвестиций или льготного страхования.
5.Стремление руководства быть уверенным в конкурентоспособности своей продукции при развитии рынка.[4, c. 129-131]
продолжение
--PAGE_BREAK--1.3 Принципы повышения системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000
Повышение качества продукции считается основой ее конкурентоспособности и динамичного поступательного развития производства. Качество продукции объединяет всю цепочку от производителя до потребителя продукции и проходит красной нитью через жизненный цикл продукции. Внедрение системного подхода к управлению качеством как постоянно действующее требование развивается в настоящее время одновременно в трех направлениях:
1) внедрение систем качества на основе международных стандартов ИСО 9000;
2) снятие технических барьеров в торговле на основе концепции «общего рынка»;
3) обеспечение устойчивого развития внутри общества «культуры качества».
Стандарты серии ИСО 9000 стали рабочим инструментом производящих фирм и предприятий сферы услуг, государственных органов и учреждений науки и образования при построении системы качества и ее сертификации. Одной из задач реализации любой системы качества является достижение уверенности руководства предприятия, его клиентов и субподрядчиков в способности поставлять продукцию заданного качества в точно установленные контрактом сроки. В этой связи стандарты ИСО 9000 часто применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве основы для оценки соответствия качества продукции и услуг условиям договора. При этом наличие, сертифицированное системы качества и использование ее элементов в предконтрактной проработке проекта считается одним из условий минимизации риска потерь от невыполнения условий контракта.
Система стандартов серии ИСО 9000 по управлению системой качества предприятия состоит из шести стандартов, каждый из которых имеет свою область действия. Следует отметить, что применение всех стандартов ИСО является добровольным. Никто не заставляет внедрять на предприятии систему качества, но развитие конкурентной борьбы и поощрение со стороны государства и общества применения систем качества заставляет поставщиков продукции непрерывно улучшать ее качество и объективно доказывать потребителю свою готовность это делать.
Стандарты ИСО 9000 рассматривают элементы системы качества и, содержат нормируемые требования к моделям обеспечения качества. Вместе с тем в них не даются конкретные рецепты построения системы качества, а оставляется, значительная степень инициативы при применении. Вторая редакция стандартов ИСО 9000, действующая в настоящее время, принята в 1994 г.
Открывает ряд базовый стандарт ИСО 9000, состоящий из четырех частей. Основная направленность стандарта — методическая помощь предприятию в выборе и применении остальных стандартов серии.
Часть 1. Руководство по выбору и применению помогает выбрать одну из четырех моделей системы качества, дает указания по подготовке договора, документированию и представлению результатов оценки качества ИСО 9000.
Часть 2. Общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 9001, 9002, 9003.
Часть 3. Руководство по применению ИСО 9001 по разработке, поставке и обслуживанию.
Часть 4. Руководство по управлению программой надежности системы управления качеством.
Стандарты семейства ИСО 9000 описывают минимальный перечень элементов, из которых должна состоять система качества, но не дают способов их внедрения. Они не регламентируют конкретный способ реализации системы качества, поскольку она зависит от рода деятельности предприятия, его задач, оснащенности, квалификации персонала и т. д. В зависимости от жизненного цикла продукции, реализуемого на данном предприятии, выделены четыре группы предприятий:
1. Стандарт ИСО 9001 содержит требования к предприятиям, которые осуществляют полный жизненный цикл продукции — от разработки до изготовления и сервисного обслуживания.
2. Стандарт ИСО 9002 содержит требования к предприятиям, которые осуществляют изготовление продукции по готовой технической разработке.
3. Стандарт ИСО 900З содержит требования к испытательным лабораториям и центрам.
4. Стандарт ИСО 9004 состоит из двух частей. Первая часть определяет основные элементы качества. Вторая часть содержит требования к качеству предприятий, которые оказывают различные виды услуг (бытовые, финансовые, образовательные и т. д.).
На практике предприятие может производить широкую номенклатуру продукции, часть из которой — имеет полный жизненный цикл, а часть — неполный, внутри предприятия могут существовать испытательные центры, опытно-конструкторские подразделения и отделы, оказывающие различные услуги. Для систематизации всех возможных реальных сочетаний стандарты построены по принципу описания типовых элементов качества. Чем меньше жизненный цикл продукции, тем меньше элементов системы качества.
Международные стандарты серии ИСО 9000 отражают международную практику управления качеством продукции на предприятиях. В них особая роль отводится политике предприятия в области качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции. Она предусматривает: улучшение экономического положения предприятия, расширение или завоевание новых рынков сбыта, достижение технического уровня продукции превышающего достигнутый на ведущих фирмах, ориентацию на удовлетворение потребителя, выпуск новой высококачественной продукции, снижение дефицитности выпускаемой, увеличение ее гарантийных сроков службы и др.
1.4 Сертификация систем качества
Конечная оценка качества изготовления продукции, успешная ее реализация на внутреннем и внешнем рынке осуществляется с помощью сертификацш — системы мер и действий тех или иных органов и субъектов хозяйствования по подтверждению соответствия фактических характеристик товара (продукции, изделий) требованиям, установленным нормативными актами и соответствующими стандартами, действующими как внутри данной страны, так и в стране-импортере. Сертификации подлежит продукция предприятий (учреждений, организаций и т.п.) всех форм собственности и видов деятельности. Ее объектом может быть и состояние производства, система управления качеством.
Работа по сертификации предполагает:
§ обоснование критериев, по которым можно утверждать, что продукция отвечает интересам потребителя (покупателя), требованиям импортера, возможностям изготовителя;
§ выбор системы сертификации, определяющейся авторитетом организации, выполняющей сертификацию, беспристрастностью и компетенцией ее персонала, надежностью используемого оборудования;
§ стабильность технологических процессов производства продукции, использования системы управления ее качеством, способов оценки и контроля;
§ независимость результатов сертификации.
Сертификация может быть обязательной и добровольной.
Обязательной сертификации подлежит та продукция или ее показатели (параметры) качества, которые могут оказывать нежелательные воздействия на человека или окружающую среду, или значения которых ограничиваются специальными положениями (регламентами и т.п.), например, продукты питания, самолеты, автомобили, электрооборудование, газовые приборы, строительные и другие материалы. Решение об обязательной сертификации принимается специальным органом. Реализация такой продукции без сертификации не допускается.
Добровольная сертификация выполняется по поводу установления соответствия продукции показателям, не предусмотренным обязательной сертификацией. Это, как правило, технико-эксплуатационные характеристики товара, определяющие его надежность и долговечность, безотказность, эргономические, эстетические и другие показатели, выгодно отличающие одну продукцию от другой. Выполняется она по инициативе юридических лиц или граждан на основе договора между заявителем и органом по сертификации.
По порядку выполнения различают самосертификацию и сертификацию третьей стороной. Самосертификация или заявление поставщика о соответствии продукции требованиям стандартов заключается в том, что все действия по установлению соответствия ее качества осуществляются изготовителем (производителем) без участия сторонних организаций. Допускается она для надежного партнера и распространена в промышленно развитых странах, например, в Японии, США, Германии и др. Связана она с организацией на этих предприятиях высокоэффективных систем обеспечения высокого качества продукции, включая контроль качества сырья, материалов, технологических процессов, готовой продукции, упаковки и маркировки, а также полную ответственность, в т.ч. и юридическую, за качество сертификации, соответствие товара требованиям стандартов и другой нормативно-технической документации.
Сертификация третьей стороной (посредническая сертификация) осуществляется сторонней организацией, имеющей высокий международный авторитет (отечественной, зарубежной), или с ее участием. Такая сертификация предусматривает аттестацию предприятий, оценку организации на них контрольных испытаний, типовые испытания образцов продукции в испытательных центрах, а также последующий контроль качества продукции посредством испытания образцов, взятых из торговли или из производства, надзора за функционированием систем обеспечения качества продукции на предприятиях. Сертификация третьей стороной— лучшая реклама для товара (продукции, изделия).
На продукцию, которая прошла сертификацию, выдается сертификат соответствия, либо она заносится в список изделий, разрешенных к продаже, с выдачей предприятию свидетельства о признании сертификата. Сертификатом соответствия является документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции требованиям конкретных стандартов и других нормативных документов. Знак соответствия — это зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие данной продукции необходимым требованиям.
Совокупность элементов, располагающих собственными правилами процедуры подтверждения товара установленным требованиям, называют системой сертификации. Она независима, поскольку не относится ни к изготовителю, ни к потребителю. Важным ее элементом является испытательный орган (центр), правомочный осуществлять конкретные типы испытаний и выдачу соответствующего документа (сертификата), регистрационного номера. В систему сертификации входят ассоциации изготовителей, частные или правительственные организации. Наибольшее распространение получили системы, в которых таким органом является национальная организация по сертификации (стандартизации).
В 1987г. после выхода первого издания стандартов серии ИСО 9000 начался бум по использованию этих стандартов в менеджменте качества предприятий, осознавших великолепные возможности этих стандартов для построения управляемой системы качества и использования процедуры сертификации в конкурентной борьбе. В первом эшелоне сертифицировали свои системы качества индустриальные гиганты Японии, Америки, Европы. Затем в движение по созданию и сертификации систем качества включились средние и малые предприятия.
С 1992 г. проявилась тенденция сертификации систем качества не только промышленных предприятий, но и сферы услуг (отелей, сервисов, ресторанов и т. д.), а затем и государственных органов управления. В настоящее время в мире сертифицировано около 300 тыс. компаний.
Например, в России сертификация по ИСО 9000 началась с 1991 г. Участниками сертификации являются крупные промышленные предприятия: «Чайка» (часы), «Кристалл» (водка), «Белэнергомаш» (трубопроводы), “УралАЗ" (автомобили), «Уралэлектромедь» (медь электролитическая) (всего около 30). Основным первоначальными побудительным мотивом являлось повышение конкурентоспособности экспортной продукции и упрощение процедуры сертификации выпускаемой продукции.
По прогнозам, число компаний и организаций, сертифицировавших свою систему качества, к 1998 г. будет превышать 300 000. Основные принципы международной политики в области качества:
1. Открытость и доступность информации для потребителей, производителей и государства о требованиях, предъявляемых к качеству продукции, методам ее испытаний и сертификации.
2. Создание единого правового и технического пространства с учетом национального законодательства в области качества путем унификации требований к качеству.
3. Повышение конкурентоспособности товаров за счет наиболее полного удовлетворения ожиданий потребителя.
4. Повышение роли человеческого фактора в обеспечении качества.
5. Создание инфраструктуры качества в виде международных институтов, обществ, тесного сотрудничества между ними.
6. Внедрение систем качества, основанных на включении всех работников предприятия в процесс непрерывного улучшения всех стадий производственного цикла. В этом случае каждый работник является клиентом для того, кто стоит перед ним в производственном цикле, и поставщиком для тех, кто стоит после него.
Порядок организации и выполнения работ по сертификации должен осуществляться таким образом, чтобы обеспечить ее объективность, достоверность и воспроизводимость результатов испытаний, быть экономически приемлемым для изготовителей и потребителей продукции. Во многих странах мира действуют определенные требования, позволяющие защитить свой рынок от продукции, включая и импортную, несоответствующую национальным стандартам, другим нормативным документам. Продукция многих изготовителей пользуется повышенным спросом, если подтверждено, что она сертифицирована независимой высококвалифицированной авторитетной третьей стороной. Вместе с тем, не всегда эти подтверждения следует принимать на веру, а поэтому потребитель организует зачастую собственную проверку, что, естественно, требует определенных затрат.[3, c. 51-55]
продолжение
--PAGE_BREAK--2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ОАО “Кровля” 2.1 Анализ производства и качества продукции на ОАО “Кровля”
Анализ начинаем с изучения динамики выпуска продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста по следующей аналитической таблице:
Таблица 2.1
Динамика производства кирпича керамического за 2008 г
Квартал
Объем производства,
тыс.м2.
Темпы роста, %
базисные
цепные
1
2
3
4
15851
21430
21300
20419
100
135,20
134,38
128,82
100
135,20
99,39
95,86
Из таблицы видно, что за четыре квартала объем производства увеличился на 28,82%. Причиной наибольшего значения темпов роста во 2-ом и 3-ем кварталах является сезонность производства керамического кирпича: в эти периоды наблюдается максимальный спрос на данный вид продукции.
Среднегодовой темп роста (Тр) и темп прироста (Тпр) можно рассчитать по среднегеометрической:
В данном случае среднегодовой темп роста выпуска продукции составляет 108,81%, а среднегодовой темп прироста – 8,81%.
Для большей наглядности динамику производства продукции можно изобразить графически (рис. 2.1).
Рис. 2.1.Динамика производства биполикрина за период с 1 по 4 квартала
Оценку выполнения плана по производству продукции за отчетный период (год) проводим по следующей аналитической таблице:
Таблица 2.2.
Анализ выполнения плана по выпуску продукции за 2007 год
Продукция
Объем производства продукции в плановых
ценах, млн.руб.
План
Факт
+,-
% к плану
Биполикрин
Кровляэласт
Камни бортовые
Рубероид
Обувной картон
5681,06
1594,40
118,33
65,31
324,19
5834,80
1458,64
121,28
41,60
219,00
+153,74
-135,76
+2,95
-23,71
-105,19
+2,71
-8,51
+2,49
-36,30
-32,49
Итого
7783,29
7675,32
-107,97
-1,39
Из таблицы видно, что плановый объем производства превышает фактический на 107,97 млн.руб., т.е. план недовыполнен на 1,39%. Это связано с невыполнением плана по производству кровляэласта на 135,76 млн.руб. (8,51%), а также перлита на 23,71 млн.руб. (36,30%) и глины на 105,19 млн.руб. (32,49%).
Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным ее видам, включенным в номенклатуру.
Для анализа выполнения плана по ассортименту продукции используем следующую аналитическую таблицу:
Таблица 2.3.
Выполнение плана по ассортименту продукции
Продукция
Объем выпуска продукции в
плановых ценах, млн. руб.
Удельный вес
выпуска, %
Выполнение плана, %
Отклонение удельного веса, +
Засчитывается в выполнение
плана
План
Факт
План
Факт
Биполикрин
Кровляэласт
Камни бортовые
Рубероид
Обувной картон
5681,06
1594,40
118,33
65,31
324,19
5834,80
1458,64
121,28
41,60
219,00
72,99
20,48
1,52
0,84
4,17
76,02
19,00
1,58
0,54
2,86
102,71
91,49
102,49
63,70
67,55
+3,03
-1,48
+0,06
-0,30
-1,31
5681,06
1458,64
118,33
41,60
219,00
Итого
7783,29
7675,32
100
100
98,61
-
7518,63
Как видно из таблицы, план выпуска продукции выполнен только на 98,61%, но степень выполнения по отдельным ассортиментным позициям значительно различается: по биполикрину и камням бортовым план перевыполнен соответственно на 2,71% и 2,49%, а по кровляэласту, рубероиду и картону недовыполнен соответственно на 8,51%; 36,30% и 32,45%.
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
1)
с помощью коэффициента выполнения плана по ассортименту, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции:
2) по способу наименьшего процента – согласно данным таблицы 11 она составляет 63,70%;
3) по удельному весу изделий, по которым план выполнен, в данном случае она составляет 77,6% (76,02+1,58).
Таким образом, на основании проведенных расчетов можно сделать вывод, что план по ассортименту продукции выполнен только на 96,60%. В первую очередь это связано с невыполнением плана по производству перлита – план выполнен только на 63,70%. Причинами этого могут быть нарушение графика и объемов поставки сырья, материалов, комплектующих, а также недостатки в организации производства и ошибки в планировании.
Анализ выполнения плана по структуре выпускаемой продукции производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по структуре, на общий фактический выпуск продукции. Для расчета данного коэффициента используется следующая аналитическая таблица:
Таблица 2.4
Выполнение плана по структуре продукции
Продукция
Выпуск продукции,
млн.руб.
Удельный вес
продукции, %
Объем факти-
ческий при
плановой
структуре
Засчиты-
вантся в
выполне-
ние плана
по струк-
туре
План
Факт
План
Факт
Биполикрин
Кровляэласт
Камни бортовые
1594,40
65,31
118,33
1458,64
41,60
121,28
89,67
3,67
6,66
89,96
2,57
7,48
1452,02
59,51
107,99
1454,02
41,69
107,99
Итого
1778,04
1621,52
100
100
1621,52
1603,61
Коэффициент выполнения плана по структуре (Кстр) составит:
Кстр=1603,61/1621,52*100=98,89%.
Таким образом, плана по структуре выполнен только на 98,89% (или недовыполнен на 1,11%). Это связано со снижением объема производства кровляэласта и бортовых камней.
Расчет влияния структурных сдвигов на экономические показатели деятельности предприятия произведем различными методами. В первую очередь проведем расчет способом цепной подстановки следующим образом:
При этом коэффициент выполнения плана составит:
Квп=Qф/Qпл=75714/83600=0,9057.
Данные расчетов представим в следующей аналитической таблице:
Таблица 2.5
Анализ структуры произведенной продукции
Продукция
Опто-
вая
цена
за 1м,
тыс.р.
Объем произ-
водства про-
дукции, м
Структура
продукции, %
Выпуск продукции в ценах
плана, млн.руб.
План
Факт
План
Факт
План
Факт при плановой структуре
Факт
Биполикрин
Кровляэласт
Камни бортовые
Рубероид
19,93
21,77
197,21
80000
3000
600
73188
1911
615
95,69
3,59
0,72
96,66
2,52
0,82
1594,40
65,31
118,33
1444,05
59,15
107,17
1458,58
41,54
122,44
Итого
-
83600
75714
100
100
1778,04
1610,37
1622,56
Таким образом, если бы план производства был равномерно недовыполнен на 90,57% по всем видам продукции (т.е. по трем рассматриваемым видам) и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 1610,37 млн.руб. При фактической структуре он выше на 12,19 млн.руб.
Такой же результат можно получить способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно-натуральных показателей умножим на запланированный выпуск продукции в стоимостном выражении:
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства можно использовать также способ абсолютных разниц. Для этого сначала определим, как изменится средний уровень цены 1 м3 продукции за счет структуры:
Расчетов проведем на основании данных таблицы6.6.
Затем определяем изменение объема товарной продукции по следующей формуле:
Расчета влияния структурного фактора на объем производства можно определить
также с помощью средневзвешенных цен следующим образом:
Таблица 2.6
Расчет измерения средней цены изделия за счет структурного фактора
Таким образом, в результате структурных сдвигов средняя цена 1 м3 продукции возросла на 160 руб., а производство товарной продукции за счет структурных сдвигов в ассортименте увеличилось на 12,19 млн.руб.
Для оценки выполнения плана по ритмичности рассчитываются такие показатели, как коэффициент ритмичности производства, коэффициент выпуска продукции, коэффициент вариации, а также коэффициент аритмичности. Расчеты показателей будут производиться на основании данных следующей таблицы:
Таблица 2.7.
Ритмичность выпуска продукции по декадам
Коэффициент ритмичности производства составит:
Данные таблицы показывают, что предприятие работало недостаточно ритмично (план выполнен только на 97,58%), допускались значительные отклонения от запланированного уровня выпуска продукции в 1-ой и 2-ой декадах, что пришлось компенсировать в 3-ей декаде.
Коэффициент ритмичности выпуска продукции рассчитаем следующим образом:
Коэффициент ритмичности выпуска продукции составил 98,33%, т.е. производственные мощности предприятия использовались по отрезкам планового периода достаточно пропорционально.
Далее рассчитаем коэффициент вариации по формуле
В данном случае коэффициент вариации составляет 0,0390. Это значит, что выпуск продукции по декадам отклоняется от графика в среднем на 3,90%.
Для оценки ритмичности производства рассчитаем также коэффициент аритмичности как сумму положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждую декаду:
При строгом соблюдении запланированных суточных заданий коэффициент аритмичности равен нулю. В нашем случае он составляет 0,1056. Это также говорит о нечетком соблюдении графиков выпуска продукции.
Необходимо также подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой. Это разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднедекадного объема производства:
Таким образом, потери предприятия в связи с неритмичной работой составили 3037,20 млн.руб.
На ОАО “Кровля” к качеству выпускаемой продукции претензий нет, поэтому в данной курсовой работе анализ качества продукции не проводится.
В 2003 году на ОАО “Кровля” планируется установить новую печь обжига кирпича. Рассчитаем приращение продукции в результате ввода нового оборудования:
Таким образом, в результате установки новой печи обжига кирпича выпуск продукции предприятия увеличится на 861,90 млн. руб.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2 Организация управления качествомпродукции на ОАО “Кровля”
Служба качества (далее по тексту- СК) создается для:
— руководства функционированием системы качества на комбинате;
— представления отчетов уполномоченному представителю генерального директора комбината о состоянии системы качества;
-руководства корректировкой системы качества в процессе ее внедрения и эксплуатации.
Руководитель СК назначается на должность приказом генерального директора комбината по согласованию с уполномоченным представителем директора. Руководитель СК в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, документами системы качества на основе стандартов ИСО серии 9000 и организационно-распорядительными документами комбината.
Обязанности
1 Определение требований к составу и содержанию отдельных документов системы качества.
2 Определение состава уполномоченных представителей по системе качества и др.
3 Выдача заданий разработчикам документов системы качества, согласование вопросов в процессе разработки, урегулирование разногласий, координация работ.
4 Контроль качества документов системы управления качеством для обеспечения их соответствия техническому заданию.
5 Консультирование разработчиков документов системы управления качеством.
6 Сбор, систематизация и накопление данных об улучшении качества выпускаемой продукции в процессе внедрения документов системы управления качеством и информирование об этом работников комбината.
7 Подготовка проекта плана повышения квалификации персонала в соответствии с требованиями системы качества. Проведение занятий по повышению квалификации персонала.
8 Участие во внедрении системы управления качеством, принятие решений о корректировке документов системы качества по результатам внедрения.
9 Проведение внутренних проверок системы качества и принятие решения о возможности проведения внешнего аудита.
10 Участие в работе с внешними аудиторами при проведении сертификационного аудита и надзорных аудиторов.
11 Участие в работе Совета по качеству.
12 Подготовка предложений о стимулировании разработчиков документов системы качества.
13 Подготовка информационных материалов, способствующих формированию репутации комбината, связанных с внедрением системы управления качеством на основе стандартов ИСО серии 9000.
14 Ведение регистрации документов системы управления качеством.
Служба качества имеет право:
— самостоятельно принимать решения по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
— отдавать распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными ей работниками и привлекаемыми специалистами;
— представлять комбинат в учреждениях, организациях и на предприятиях по вопросам разработки, внедрения и сертификации системы качества;
— принимать решения и вести переписку по вопросам разработки, внедрения и сертификации системы качества.
Служба качества несет ответственность за выполнение возложенных обязанностей по разработке, внедрению и сертификации системы качества.
В случае невыполнения обязанностей или не использования предоставленных прав, а также нарушения правил трудового распорядка сотрудники СК несут ответственность в виде потери премий, надбавок, либо несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
2.3 Разработка процедуры сертификации СМК на ОАО «Кровля»
Создание системы менеджмента качества (далее СМК) в соответствии с требованиями стандарта СТБ ИСО 9001:2001 включает в себя разработку необходимой документации. После внедрения СМК необходимо провести ее сертификацию, поэтому в данном разделе целесообразно рассмотреть процедуру сертификации СМК, разработанной на ОАО «Кровля» в соответствии с требованиями стандарта
СТБ ИСО 9001:2001.
Требования к порядку проведения работ по сертификации СМК на соответствие СТБ ИСО 9001:2001 установлены в СТБ 5.1.05-99.
Сертификация СМК включает:
-предварительную оценку СМК;
-окончательную проверку и оценку СМК;
-рассмотрение результатов проверки и принятие решения о выдаче сертификата;
-инспекционный контроль за сертифицированн
Сертификация СМК проводится по инициативе предприятия.
При проведении СМК на предприятии определяется соответствие элементовсистемы качества требованиям стандарта на СМК (СТБ ИСО 9001:2001).
При проведении сертификации СМК должна обеспечиваться конфиденциальность информации, составляющей коммерческуютайну предприятия.
Блок – схема проведения сертификации приведена на рисунке 2.2.
При желании и готовности предприятия сертифицировать СМК его уполномоченный представитель посещает орган по сертификации систем менеджмента качества (далее орган) и с ним проводится предварительное собеседование ответственным представителем органа.
В процессе данного собеседования обе стороны уточняют все интересующие их вопросы и по его результатам предприятие принимает окончательное решение о возможности подачи заявки на сертификацию, а орган определяется с составом исходной информации, которую надо будет затребовать от данного предприятия в случае подачи им официальной заявки на сертификацию.
Инженер группы сертификации органа регистрирует заявку. Регистрация осуществляется в журнале регистрации заявок на сертификацию системы менеджмента качества.
В течение семи дней после этого орган направляет предприятию перечень исходной информации, которую оно должно представить в орган.
Предприятие подготавливает и направляет в орган исходную информацию для предварительной оценки системы менеджмента качества.
В процессе предварительной оценки системы менеджмента качества проводится анализ заявки и полученной от предприятия запрашиваемой исходной информации, проверяется соответствие документов системы менеджмента качества предприятия требованиям стандарта на систему менеджмента качества.
Для предварительной оценки системы менеджмента качества руководитель органа приказом назначает комиссию, состоящую из главного эксперта-аудитора и одного – четырёх (в зависимости от объёмов производства и заявленной номенклатуры продукции) экспертов-аудиторов. К работе при необходимости могут привлекаться в качестве консультантов технические эксперты.
Данная комиссия при положительных результатах предварительной оценки и продолжении работ будет проводить и окончательную проверку и оценку системы менеджмента качества.
В состав аудиторской группы не включаются представители предприятия-заявителя и специалисты, которые ранее оказывали предприятию консультационные услуги по созданию системы менеджмента качества.
Заявитель заблаговременно информируется о фамилиях членов комиссии, которая будет проводить оценку его деятельности, и имеет право получить достаточную информацию о каждом из них и высказаться при желании против назначения какого-либо из назначенных аудиторов или технических специалистов.
Отказ от кого-либо из членов комиссии должен быть аргументирован и обоснован.
Рис. 2.2. Блок – схема порядка проведения сертификации СМК
Комиссия проводит проверку адекватности руководства по качеству и стандарта на систему менеджмента качества. При этом проверяется наличие всех необходимых процессов системы менеджмента качества на предприятии и их соответствие стандарту на систему менеджмента качества.
При предварительной оценке системы менеджмента качества устанавливается обоснованность выбора определённых процедур в каждом процессе системы менеджмента качества и их эффективность исходя из:
-требований нормативной документации на продукцию;
-сведений о качестве продукции, полученных от предприятий торговли, от Общества защиты прав потребителей и из других независимых источников.
Орган может запросить у предприятия сведения о сырье и вспомогательных материалах, их производителях или направить на предприятие представителя для сбора этой информации и изучения образцов-эталонов непосредственно на предприятии.
Предварительная оценка завершается подготовкой письменного заключения о целесообразности проведения окончательной проверки и оценки системы менеджмента качества.
Заключение составляется в двух экземплярах: один остаётся в органе, другой передаётся заявителю.
В случае отрицательного результата в заключении приводятся выявленные несоответствия (с их обоснованием) проверяемых документов системы менеджмента качества требованиям СТБ ИСО 9001:2001, либо обоснование неэффективности принимаемых предприятием мер для достижения стабильного качества.
После доработки системы менеджмента качества по замечаниям органа заявитель при желании продолжения работ должен представить заявку на сертификацию повторно согласно описанной процедуры.
Главным экспертом-аудитором разрабатывается программа окончательной проверки системы менеджмента качества.
Комиссия подготавливает документы, которые требуется в процессе работы.
Программа проверки системы менеджмента качества допускает внесение изменений в ходе проверки.
Программа проверки за 14 дней до начала проверки передаётся предприятию.
Рабочие документы используются в процессе проверки для оформления заключительных результатов и содержат:
-контрольные листы с перечнем вопросов для оценки процессов системы менеджмента качества;
-формы для составления отчёта по проверяемым процессам системы менеджмента качества;
-протоколы несоответствий.
Контрольные листы с вопросами, используемыми для оценки процессов системы менеджмента качества, разрабатываются экспертами-аудиторами, назначенными для проверки конкретного процесса (или подразделения) под руководством главного эксперта-аудитора.
В контрольных листах должны быть учтены требования безопасности труда, радиационной и пожаробезопасности, требования охраны окружающей среды и должны иметься незаполненные графы для вопросов, возникающих во время проверки системы менеджмента качества.
Формы для составления отчёта о результатах проверки выдаются главным экспертом-аудитором членам комиссии с заполненной верхней частью, включающей номер проверяемого процесса системы менеджмента качества, срок проверки.
Проверка системы менеджмента качества включает:
— ознакомление с предприятием;
— предварительное совещание;
— проведение проверки;
— заключительное совещание;
— отчёт о проверке.
Ознакомление с предприятием с целью получения представления о нём и его важнейших подразделениях производится комиссией в сопровождении ответственного сотрудника предприятия. По результатам ознакомления с предприятием может быть уточнена программа окончательной проверки.
Предварительное совещание проводится с целью:
— представить членов комиссии руководству и специалистам проверяемого предприятия, назначенным для участия в проверке;
— рассмотрения цели проверки, программы и методов проверки;
— определения официальных способов общения между экспертами-аудиторами и работниками проверяемого предприятия;
— предоставления в распоряжение комиссии необходимых средств для проведения проверки;
— уточнения и подтверждения даты проведения заключительного совещания и промежуточных совещаний (при необходимости их проведения).
Проведение проверки включает:
— обследование;
— анализ результатов обследования;
— подготовку предварительных выводов для заключительного совещания.
Обследование проводится путём опроса работников предприятия, изучения нормативной документации, в том числе и документов системы менеджмента качества, изучения результатов регистрации информации о качестве и наблюдений на проверяемых участках.
Факты, указывающие на несоответствия, должны регистрироваться в контрольных листах даже в том случае, когда они не входят в перечень контрольных вопросов.
В ходе проверки главный эксперт-аудитор может вносить изменения в распределение обязанностей между членами комиссии и в программу проверки (с согласия проверяемого предприятия), если это необходимо для достижения цели проверки.
Информация, полученная в процессе обследования, должна проверяться путём сравнения с информацией из других источников (протоколов испытаний, отчётов и др.).
После обследования всех подлежащих проверке участков предприятия комиссия должна тщательно проанализировать результаты обследования с целью разделения зарегистрированных несоответствий по значимости. Несоответствия при этом делят на существенные и несущественные.
Существенное несоответствие – это отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо процесса системы менеджмента качества или его составной части, либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, устранение которого потребует изменения организационной структуры предприятия, больших материальных затрат, длительного времени и которое существенно повлияет на качество продукции.
Несущественное несоответствие – это упущение в выполнении установленных требований, либо другое отклонение от нормативного требования на систему менеджмента качества, которое не связано с изменением организационной структуры предприятия, большими материальными затратами и может быть устранено в течение месяца с момента выявления.
При разделении несоответствий на категории комиссия учитывает их вид, влияние на качество, а также является ли это единичным случаем, систематической ошибкой, несоблюдением требований.
Окончательное решение о категориях несоответствий принимает главный эксперт-аудитор.
Существенные и несущественные несоответствия регистрируется в протоколах несоответствий, в которых обнаруженные несоответствия идентифицируются с требованиями, установленными в стандартах или документах на систему качества поставщика.
Протоколы несоответствий рассматриваются главным экспертом-аудитором совместно с ответственным представителем руководства предприятия по ним принимаются решения.
На основании результатов анализа подготавливается заключение о соответствии (несоответствии) системы менеджмента качества требованиям
СТБ ИСО 9001:2001.
На заключительном совещании руководству проверяемого предприятия доводятся замечания, сделанные при проверке, в порядке их значимости, а также предварительное заключение о соответствии (несоответствии) системы менеджмента качества требованиям СТБ ИСО 9001:2001.
Протоколы несоответствий обсуждаются и подписываются главным экспертом-аудитором и руководителем предприятия.
Если не достигается соглашение о правомерности установленного отклонения, то на это указывается в отчёте о проверке с изложением различных точек зрения.
В процессе сертификации эксперты-аудиторы не должны давать никаких указаний и разъяснений того, как должно быть.
По результатам проверки и оценки системы менеджмента качества с учётом результатов заключительного совещания составляется акт, который представляет собой сшитые контрольные листы с титульным листом.
Акт подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления руководству предприятия.
Один экземпляр акта остаётся на предприятии, другой хранится в органе.
Отчёт о проверке подготавливается комиссией под руководством главного эксперта-аудитора, который несёт ответственность за его достоверность и полноту. При этом все члены комиссии представляют главному эксперту-аудитору заполненные формы отчётов по процессам системы менеджмента качества, которые они проверяли. Отчёт должен быть датирован и подписан главным экспертом-аудитором.
В отчёте по результатам проверки должна быть дана чёткая оценка соответствия проверяемой системы менеджмента качества требованиям
СТБ ИСО 9001:2001. В отчёте должны быть полностью отражены замечания и выводы заключительного совещания.
Отчёт составляется и направляется предприятию в месячный срок после заключительного совещания. Если отчёт не может быть закончен в установленный срок, то по согласованию с предприятием устанавливают пересмотренную дату представления отчёта.
В результатах проверки и оценки системы менеджмента качества возможны следующие выводы:
а) система полностью соответствует стандарту СТБ ИСО 9001:2001 или имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы комиссии или в течение месяца со дня их выявления. При этом органу может быть достаточно письменного сообщения предприятия об устранении выявленных несоответствий, либо устранение выявленных несоответствий проверяется органом при повторной выборочной проверке или инспекционном контроле.
б) система в целом соответствует СТБ ИСО 9001:2001, но обнаружены менее трёх существенных и несущественные несоответствия. В этом случае главный эксперт-аудитор совместно с руководителем предприятия определяют сроки доработки системы менеджмента качества (не более 6 мес.), ориентировочную дату повторной проверки. После устранения выявленных несоответствий предприятие уведомляет об этом орган. По усмотрению органа проверка может проходить по упрощённой схеме, т.е. проверяются те процессы системы менеджмента качества, по которым были выявлены несоответствия.
в) система содержит три и более существенных и несущественные несоответствия, которые возможно устранить в течение достаточно длительного срока. В этом случае оценка системы менеджмента качества предприятия осуществляется после устранения всех несоответствий по полной схеме, описанной выше.
При положительных результатах проверки главный эксперт-аудитор докладывает на Управляющем совете органа о результатах проверки и возможности сертифицировать систему менеджмента качества. Управляющий совет органа принимает решение о выдаче сертификата. Решение о выдаче сертификата может быть принято лишь после подтверждения предприятием устранения несоответствий. Допускается выдача сертификата при наличии трёх и менее несущественных несоответствий. Лица, принимающие решения о сертификации не должны участвовать в рассмотрении аудиторской проверки.
Срок действия сертификата – три года.
При положительном решении Управляющего совета органа главный эксперт-аудитор обеспечивает оформление сертификата и выдачу его предприятию.
При выдаче сертификата с предприятием заключается соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства предприятия и органа.
Орган осуществляет плановый и внеплановый инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества предприятия в течение всего срока действия сертификата.
Инспекционный контроль проводит комиссия, назначенная приказом руководителя. Состав комиссии определяется по усмотрению руководителя органа.
Периодичность проведения планового инспекционного контроля определяет орган, но не менее одного раза в год, при этом в течение срока действия сертификата на систему менеджмента качества все её процессы должны быть проверены не менее одного раза. Программу инспекционного контроля ежегодно разрабатывает главный эксперт-аудитор, утверждает руководитель органа.
Внеплановый инспекционный контроль проводят в следующих случаях:
— при поступлении обоснованной информации о претензиях к качеству продукции;
— при внесении существенных изменений в документы системы менеджмента качества, технологическую и нормативную документацию, организационную структуру предприятия и других изменениях, влияющих на стабильность уровня качества изготавливаемой продукции.
Результаты инспекционного контроля в течение двух недель после окончания инспекционного контроля оформляется актом, который подписывается главным экспертом-аудитором, утверждается руководителем органа и направляется предприятию.
При положительных результатах инспекционного контроля в акте делается заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата.
Орган может временно приостановить или отменить действие сертификата на систему менеджмента качества в случае выявления при инспекционном контроле несоответствий требованиям СТБ ИСО 9001:2001, при появлении обоснованных претензий к качеству продукции со стороны потребителя, а также при отказе от инспекционного контроля или неоплате работ по сертификации системы менеджмента качества.
Решение о временном приостановлении или отмене действия сертификата принимает Управляющий совет органа.
Решение о приостановлении действия сертификата принимается в случае выявления при инспекционном контроле несоответствий, которые предприятие может устранить в согласованные с органом сроки, при отказе предприятия от инспекционного контроля, а также при срыве сроков оплаты работ по сертификации системы менеджмента качества.
Решение об отмене действия сертификата принимается в случае выявления при инспекционном контроле существенных несоответствий, при срыве предприятием согласованных с органом сроков устранения несоответствий, обнаруженных при инспекционном контроле.
Информация о приостановлении или отмене действия сертификата с указанием причин письменно доводится органом до сведения предприятия, Республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации и других заинтересованных организаций.
Отмена действия сертификата вступает в силу с момента исключения его из Реестра Национальной системы сертификации Республики Беларусь.
Система менеджмента качества содействует предприятию в повышении удовлетворенности потребителей. Потребителям необходима продукция, характеристики которой удовлетворяли бы их потребности и ожидания. СМК в свою очередь может быть основой постоянного улучшения с целью увеличения вероятности повышения удовлетворенности, как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Она дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.
Процедура сертификации обеспечивает признание системы менеджмента качества предприятия в Национальной системе сертификации Республики Беларусь. Наличие у поставщика сертификата на систему менеджмента качества является гарантией получения от него продукции необходимого качества по приемлемой цене. Сертифицированная система качества дает уверенность в том, что на предприятии созданы условия, обеспечивающие его эффективную работу.
продолжение
--PAGE_BREAK--