Единство человека и природы в поэме Лермонтова Мцыри
Романтическое произведение М. Лермонтова — поэма «Мцыри» — как и всякое произведение этого направления, немаловажное место отдает пейзажу. Яркая, экзотическая природа, свободная и неукротимая, соответствующая внутреннему миру главного героя, с одной стороны. И чуждый герою мир людей, забирающий У него свободу, обрекающий на гибель, с другой стороны. Это вполне соответствует взглядам автора на соотношение двух миров — мира природы и мира человека. Но взгляд М. Лермонтова на соотношение человека и природы отличается от традиционного, он более противоречив и глубок.
Два особых мира, существующих одновременно и в гармонии, и в противоборстве, — человек и природа. Это одна из центральных тем поэмы «Мцыри».
Немного лет тому назад
Там, где сливаяся, глумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь…
Эти слова дышат миром и покоем. И бурные реки обнимаются, «будто две сестры». В монастырь привозят мальчика, который
…был, казалось, лет шести;
Как серна тор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов.
Серна — символ свободы, вольной жизни. Сравнение с серной предполагает, что дитя природы не приживется в монастыре, хотя Мцыри постепенно привыкает к «плену». Предопределенную жизнь юноши меняет воля судьбы.
Мцыри тоскует по родине. Свобода манит его;
Как вдруг однажды он исчез
Осенней ночью. Темный лес
Тянулся по горам кругом.
Три дня все поиски по нем.
Напрасны были, но потом
Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли.
Что опять ждет Мцыри?
В то короткое время, которое Мцыри провел вдали «от келий душных и молитв», он увидел «чудный мир тревог и битв», о котором мечтал с детства. Вот душой он стремился туда, «где люди вольны, как орлы». Взошло солнце и он увидел то, к чему стремился: «…пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…» Для Мцыри деревья — это «братья в пляске круговой», горные хребты — в «объятьях каменных». Мцыри воспринимает природу одухотворенно, видя в ней гармонию, единение, которые не дано ему было познать в человеческом обществе;
Кругом меня цвел божий сад.
Растений радужный наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж листов…
После мрака монастыря Мцыри отдыхает, наслаждаясь красотой природы, он умеет ее понимать и в этом находит радость бытия.
Мцыри стремился к своему дому, поскольку «цель одну, пройти в родимую страну имел в душе». Вдруг он «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал». Отчаянию не было предела. Мцыри оказался теперь во власти уже враждебной ему стихии. Гармония человека и природы разрушена:
Все лес был, вечный лес кругом,
Страшней и гуще каждый час;
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста…
После смертельной схватки с барсом Мцыри, несмотря на раны, продолжал свой путь. Как страшно стало Мцыри, когда утром он понял, что заблудился и пришел «к тюрьме». Мир природы не протянул руку помощи человеку, испорченному «цивилизацией». Не сбылась мечта Мцыри о родимой стране:
Блаженство вольности познав,
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутый укор
И вашей жалости позор!..
Таков его удел. Он завершает свою жизнь. Раны от битвы с барсом были смертельны. Но нет сожалений ни о чем в душе Мцыри. Ведь несколько дней он жил свободной жизнью. Он не выдерживает испытаний, потому что на нем «тюрьма оставила печать». Мцыри умирает. Его последняя просьба — перенести его в сад:
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлет…
Восторг перед природой, ее чарующей и прекрасной стихией обнаруживает в себе Мцыри. Три вольных дня прошли недаром, они раскрыли внутренний мир героя.
То, что заложено в человеке, не сможет уничтожить ничто, как ничто и никогда не сможет остановить стремление человека познавать мир и себя. В этом убеждает нас жизнь Мцыри.