Авторская позиция и средства ее выражения в романе Ивана Тургенева Отцы и дети
Когда мы читаем роман Тургенева «Отцы и дети», то постоянно встречаемся с авторскими характеристиками и описаниями героев, ремарками автора и различными комментариями. Мы следим за судьбами персонажей и чувствуем присутствие самого автора. Он глубоко переживает все, о чем пишет. Его отношение к событиям, происходящим в романе, неоднозначно и не так уж просто, как это на первый взгляд может показаться.
Позиция автора в романе проявляется в описаниях, прямых авторских характеристиках, комментариях к речи героев, в построении диалогов и ремарках. Например, когда автор описывает мать Базарова, он часто употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами и эпитеты, говорящие нам о характере героини: "…подперши кулачком свое круглое лицо, которому одутловатые, вишневого цвета губки и родинки на щеках и над бровями придавали выражение очень добродушное, она не сводила глаз с сына…" Благодаря особым эпитетам и суффиксам мы понимаем, что автор относится к матери Базарова с сочувствием, жалеет ее.
Иногда Тургенев дает прямую характеристику своих персонажей. Например, про Павла Петровича он говорит: «Да он и был мертвец». Эти слова характеризуют Павла Петровича как человека, уже не способного на настоящие чувства; он уже не может духовно развиваться, продолжая познавать этот мир, а, следовательно, не может и жить по-настоящему.
Во многих авторских ремарках тоже чувствуется отношение Тургенева к своим героям. Комментируя речь Ситникова, автор пишет, что тот«визгливо засмеялся». Здесь чувствуется явная авторская ирония, как и в других комментариях к речи двух псевдонигилистов — Ситникова и Кукшиной.
Однако, если говорить о кульминационных моментах романа, о его главном герое — Базарове, то здесь отношение автора однозначно определить нельзя. Да, отношение писателя к своему творению было противоречивым. Однозначно было лишь одно — Базаров виделся ему фигурой трагической. «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего, мне мечтался какой-то странный разговор с Пугачевым…», — писал Тургенев. Мысль о трагичности образа Базарова еще не раз встречается в письмах автора. И основной трагизм его — в бесплодности его желания подавить в себе человеческие стремления, в обреченности его попыток противопоставить свой разум стихийным и властным законам жизни, неудержимой силе чувств и страстей. На протяжении всего романа чувствуется, как усложняется и углубляется основной конфликт героя, проникает все дальше в его душу. И чем дальше, тем острее чувствуется одиночество Базарова — даже в его общении с другом Аркадием, даже в доме его родителей. И решающей точкой, которая должна была «наложить последнюю черту на его трагическую фигуру», стала смерть героя.
Базаров стоял «в преддверии будущего», но Тургенев сам не знал, куда мог пойти его герой: «Да, я действительно не знал, что с ним делать. Я чувствовал тогда, что народилось что-то новое; я видел новых людей, но представить, как они будут действовать, что из них выйдет, я не мог. Мне оставалось или совсем молчать, или написать то, что я знаю. Я выбрал последнее».
Писатель стремился правдиво показать характерные черты нового человека, вжиться в его образ. Для этого он в течение двух лет вел дневник от имени Базарова. Тургенев не скрывал своей симпатии к Базарову. Его привлекала внутренняя независимость героя, его честность, ум, стремление к практической деятельности, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. «Базаров — это мое любимое детище, на которого я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски», — писал Тургенев. Однако автор разделял далеко не все взгляды своего героя. Потому он со всей правдивостью отметил в Базарове не только то, что составляло его силу, но и то, что в своем одностороннем развитии могло выродиться в крайность и повести за собой духовное одиночество и полную неудовлетворенность жизнью.
Тургенев хорошо подметил складывавшиеся веками недоверие и презрение мужика к барину. Большим смыслом наделена сцена разговора Базарова с мужиком. Тургенев так комментирует самоуверенное высказывание главного героя о том, что для крестьян он свой человек, Тургенев замечает: «Увы! презрительно пожимавший плечом, умевший говорить с мужиками Базаров (как хвалился он в споре с Павлом Петровичем), этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового». Такое недоверие народа вполне естественно, так как сам герой в деле общественного прогресса рассчитывал больше на людей духа, таких, как он сам, демократически настроенных интеллигентов, но не на силу и разум народных масс.
Огромное значение для понимания идеи романа принадлежит эпилогу романа. Тургенев описывает могилу, в которой похоронен Базаров, и пишет, что цветы на могиле «говорят о вечном примирении и о жизни бесконечной…». Видимо, он имел в виду то, что споры «отцов» и «детей», нигилистов и аристократов, вечны. Из этих споров и столкновений, говорящих о развитии человечества и философской мысли, и состоит жизнь людей.
Тургенев не дает нам явных ответов, он ставит вопросы перед своими читателями, предлагая поразмышлять самим. Такая кажущаяся неопределенность, скрывающая философское отношение автора к описываемым характерам и судьбам, есть не только в эпилоге. Так о жизни матери Базарова он пишет: «Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает — следует ли радоваться этому!» Здесь автор избегает резких тонов в своих суждениях о персонажах и предоставляет нам самим право делать или нет выводы.
Автор романа не старается навязать нам именно своей точки зрения на происходящие в произведении события, он хочет, чтобы читатель отнесся ко всему этому философски. Роман воспринимается как материал для размышлений, а не как гимн и хвала одному из героев и не как идейное руководство.