Реферат по предмету "Литература"


Юмор в пьесах А. Вампилова "Старший сын" и "Прощание в июне"

Департаментг. Братска
      Муниципальное общеобразовательное учреждение
       «Средняя общеобразовательная школа №1»                      
     




      
 Юмор в рассказах А. Вампилова

     «Прощаниев июне» и

                             «Старший сын»

                                                 
                                       


                                      Автор: Буслаева Мария
                                                                                                                                                                                                                                                                  
                        Руководитель: МакароваЛидия
                                                            Ахметовна                                                          



 


                 


             г. БратскИркутской области
                                2006г
                      

                Содержание. 


Введение:
 Жизнь Александра Вампилова в событиях и датах………1



Основная часть:
Юмор Вампилова вего пьесах……………………………………..4



Послесловие:
Роль пьес Вампиловав современном театре
и ихзначение……………………………………………………………..7



Списокиспользованной литературы…………….8




                     
                    








       
    
    Жизнь Александра Вампилова в
                                         событияхи датах.                                                                                                      
  … Все было светло, как утро поверившего в себя человека.
                                                                     В.Шиловский
     Отец Александра Вампилова родился в1898 году. У него было четверо младших братьев и сестер. После смерти отца он в17 лет оказался единственной опорой в семье. С Анастасией ПрокопьевнойКопыловой он познакомился на учительских путях-перепутьях. Анастасия Копыловародилась в 1906 году в семье преподавателя закона божьего иркутской женскойгимназии. Позже она поступает на математическое отделение заочного учительскогоинститута, сначала преподавателем алгебры и геометрии в старших классах.
19  августа 1939 года в семье директораКутуликской средней школы Аларского района Иркутской области Валентина НикитичаВампилова и учительницы  математикиАнастасии Прокопьевны Копыловой-Вампиловой родился четвертый ребенок, третийсын – Александр.
«Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно,будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я всевижу писателей.
Первый раз, когда мы с тобой собирались вночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли.Ему дали целый мешочек (10 кг),а мне полмешочка. Второй раз в Черемхове, ночуя в доме знакомого татарина, я восне пил водку с Максимом Горьким и целовал его щетинистую щеку. Боюсь, как быписатель не родился…
Сны бывают часто наоборот. Скорее всего,будет просто балбес, каких много на свете. Лишь бы был здоров – мог быпочувствовать всю соль жизни под солнцем»
Так писал в роддом отец — Валентин НикитичВампилов матери Александра — Анастасии Прокопьевне.
Сон, действительно, оказался пророческим. Имного сошлось в нем предчувствий. Мальчик стал и писателем, не посрамившимсвоих великих волхвов, и остро чувствовал «соль жизни под солнцем»
То, что Кутулик по-бурятски – «яма», теперьзнает весь мир. Его прославил тот самый младенец, которому «ворожили» вотцовских снах Лев Толстой и Максим Горький.
Мальчика назвали Александром в честь Пушкина.Это был год столетия со дня смерти поэта.
                                         1.
 Уклад семьи был интеллигентным, сердечнострогим, по-учительски чуть отстраненным от быта самого поселка, где жили.
   В 1944 году Саша пошел в школу. Учился он хорошо,ровно, хотя и без особого блеска. Отлично рисовал. Учителя отмечали, что умальчика был прекрасный слух, и он самостоятельно выучился игре на мандолине,домре, гитаре.
    “Детство, проведенное в Кутулике, — как сказал А.Вампилов, — проходит нескоро, но все-таки проходит ...”
    В 1954 году окончил кутуликскую десятилетку иотправился держать вступительные экзамены на историко-филологический факультетИркутского государственного университета, но срезался по немецкому языку.
    В 1955 году снова сдает экзамены в университет,переезжает в Иркутск. Студенчество конца 50-х — начала 60-х годов было,наверное, одним из самых счастливых поколений студентов. Казалось, весь мир —ровесник молодежи. В университете Вампилов изучает литературу. Внезапно и бурнопрорезавшаяся жажда писать захлестнула Вампилова. В 1958 году в газетахпоявились 10 рассказов молодого автора. Все они были подписаны псевдонимом “А.Сокин, студент госуниверситета”. В 1959 году Вампилов был зачислен в штатиркутской областной газеты “Советская молодежь”. В 1960 окончил университет.
    В 1961 году в Иркутске выходит первая книга молодогоавтора “Стечение обстоятельств”. В 1962 году Вампилов послан редакцией в Москвуна высшие журналистские курсы Центральной комсомольской школы. По возвращениистановится ответственным секретарем газеты. В 1964 основывает работу в редакциигазеты “Советская молодежь”. Позже участвует в творческом семинаре драматурговв Комарове. В 1965 году вместе с Шугаевым отправляется “покорять» Москву. Дляэтой цели у Шугаева предназначена повесть “Бегу и возвращаюсь”, у Вампилова—пьеса“Прощание в июне” которой он безрезультатно обходит все театры столицы. В 1966году принят в Союз писателей. В апреле закончил пьесу “Старший сын”. В мае 1967года, закончив учебу на высших инженерных курсах, возвращается в Иркутск. В1968 году опубликована пьеса “Старший сын”. В 1969 — первая постановка. В 1970году перерабатывает пьесу. Участвует в семинаре молодых драматургов иписателей. “Старший сын” поставлен в 28 театрах страны, прошел более тысячираз, став одним из лидеров сезона.
      
                                         2.
 В 1972 году Вампиловнаходится в Москве, работает над спектаклем “Прощание в июне”. Весной 1972 годабыла изъята из  номера альманаха “Сибирь”пьеса “Прошлым летом в Чулимске”, опубликованной ее автор так и не увидел. 17августа, за два дня до своего 35-летия, Александр Вампилов погибает на озереБайкал.
«Не стало нашего Саши. Не верится в это. Неверится,… Мы гордились, когда узнали, что пьесами Сашизаинтересовались Георгий Товстоногов, Олег Ефремов…
В сентябре он вновь собирался в Москву.Одному из нас он обещал привести модный широкий галстук и пластинку вальсовШопена, а другой советовался с Сашей о своем отпуске и они составили «план». Апотом сам поехал в гости к Байкалу, и старик обратно его не пустил…»
Еще никто ничего не понимал. Духу хватилотолько на то, чтобы заменить родное «Саня» на чуть отстраненное «Саша».
Жизнь оборвалась на самом взлете, жизнь,которой, казалось, не будет конца, и которой он, казалось, сам привык диктоватьусловия: в сущности, он даже не позволил себе утонуть.
В перевернувшейся лодке их было двое. Одинуцепился  за днище, надеясь, что лодкузаметят скорее, чем его самого. А Саня поплыл к берегу. Чудесная старая притчао неутомимой и храброй лягушке, сбившей молоко в масло, которая вела всю егожизнь, должна была выручить и на этот раз. Он доплыл до мелководья и ужепочувствовал дно под ногами, но сердце не выдержало…
«Теперь о тебе нужно говорить «был». Ты бы рассмеялся, старик, если бы услышал этонеделю назад, и глаза твои, острый восточный разрез который всегда говорил, чтоты умеешь понимать и ценить шутку, улыбнулись вместе с тобой. Но мы не скажем,Саша, что ты был, потому ты остаешься с нами среди своих героев, среди дел ипоступков своих друзей. Они будут жить, так же любя жизнь и людей, как и ты. Мысбережем память о твоей прямоте и честности, о твоем уважении к творчеству.… Аеще мы будем добрее и внимательнее  другк другу, потому что потом бывает поздно» (некролог в газете «Советская молодежь»)
                 
                               

             
                     3.     

      Юмор Вампилова в его пьесах.

В комедиях «Прощание в июне»  и «Старший сын» А. Вампилов никого необличает, не высмеивает, не выставляет к позорному столбу. Он показывает нашужизнь, которая бывает и смешной, и грустной и порой печальной.
                  
                        Прощание в июне.
Пьеса написана в 1964 году. Первоначальноеназвание, нигде, правда, не зафиксированное, кроме как в воспоминанияхтоварищей Вампилова, — «Ярмарка». Толкуется это название (тоже в воспоминаниях)по-разному. Одни говорят, что Вампилов имел в виду место, где все продается ипокупается, другие – народное присловье, согласно которому человек до тридцатилет едет на ярмарку, а после тридцати – с нее.… Оба толкования интересны иимеют основание в самой пьесе.
Впервые пьеса была опубликована в альманахе«Ангара» (1966 год, №1) и затем сразу же в журнале «Театр» (1966 год, №8). К«Прощанию в июне» Вампилов неоднократно возвращался, известны четыре вариантапьесы. Про  четвертый, каксвидетельствует Е. Якушина, он сказал: «Теперь не стыдно показать столичномутеатру» — и передал пьесу театру имени Станиславского и Немировича-Данченко.Там пьеса была поставлена в 1972 году, а ранее шла в театрах Вологды, Грозного,Кустаная, Улан-Удэ, других городов. За рубежом поставлена в Польше, ГДР.Болгарии, Венгрии и других странах.
Сам сюжет пьесы довольно прост инезамысловат. Профессор Репников, которому не нравится Колесов и вообще все«юные победители», то есть молодые, талантливые ученые предлагает ему«выкупить» диплом ценой отречения от Тани, своей дочери. Он не только всерьезсчитает, что такая сделка этически приемлема, но и не сомневается в своем правекА ректора направо и налево раздавать места в аспирантуре.
«Дядя» Золотуев торгует цветами, копитденьги, чтобы доказать: взятки берут все, нужно только дать «очень много», аего осудили неправильно. А когда ревизор не берет деньги, считает, что «жизньразбита». И смешно, и грустно. В обоих случаях мы видим несоответствие между понятиями«цель жизни» и ее реализацией. Цель Репникова, на первый взгляд, — счастье,благополучие дочери, а способ достижения этой цели – мерзкая сделка, торг.
                                  4.
 ЦельЗолотуева – доказать, что он осужден несправедливо, способ – взятка. Самоесмешное в этой истории, что ревизор и через десять лет не принял взятку.
      Юмор, здоровый, но не бросающийся вглаза, присущ студентам:
·       Колесово строительстве на месте кладбища трамвайной линии: «Этот свет расширяется, тотсокращается». Шутка основана на выражении на том свете.
·       Таняговорит, что в разговоре с ее отцом Колесов похож «на драчливого петуха», а тототвечает ей в рифму, но ответ противоположного содержания: «А ваш отец принялменя за жениха».
·       Таненравится слово «проходимец», потому что отец так называет Колесова. Колесовсоглашается: «Ничего себе, выразительное». Несоответствие налицо.
·       Золотуевговорит, что свое образование «на Индигирке получил» (т.е. в колонии)
Колесов: Да ну! Так и до Калифорнийскогоуниверситета рукой подать.(Он иронизирует, понимая, насколько низко такойобразование, сравнивая его с самым лучшим)
                              Старший сын.
«Старший сын» наиболее часто привлекаетвнимание театров. Но не только театров. По пьесе поставлен телевизионныйфильм  и даже написана опера (композиторГ.Гладков). Режиссер фильма Виталий Мельников, объясняя свое обращение к пьесе,говорил, что его привлекли «прекрасный диалог, точно подмеченные характеры ичеловеческие типы, редкостное соединение трагического и комедийного, а главное– серьезная и глубокая проблематика… »
Пьеса написана в 1965 году. Как и «Прощаниев июне», имеет варианты – и текста, и названия. Впервые под названием«Предместье» была опубликована в альманахе «Ангара» (1968 го, №2). Поставлена вИркутском драматическом театре в ноябре 1969 года (режиссер В.Симоновский),затем в других театрах нашей страны и за рубежом – в Чехословакии, Венгрии,Болгарии и других странах.
«Старший сын» начинается с нечаянной злойшутки двух молодых людей – Сильвы и Бусыгина. Ночью, где-то в предместье,опоздав на последнюю электричку, они начали искать себе ночлег, но никто незахотел пустить их погреться.


                                  5.

 Вочередной квартире, увидев, что их вот-вот выгонят, Сильва выдает Бусыгина завнебрачного сына хозяина квартиры – Андрея Григорьевича Сарафанова.
 Напервый взгляд, ситуация кажется комичной, Бусыгин не ожидал, что Сарафанов такбезоглядно поверит вранью, с такой щедростью и открытостью примет его за своегостаршего сына.
       Да это и смешно: как может взрослыйчеловек, имеющий ясную и устоявшуюся жизнь, принять какого-то проходимца?
Тем более, что Сарафанов уже имеет двоихдетей: Нину и Васеньку. Но они скоро уедут, да и при них он очень одинок.Шестнадцатилетний сын Васенька влюбился в легкомысленную особу, которая к томуже на десять лет старше его. Из-за этого Васенька хочет покинуть дом, уехать.Дочь Нина собирается выйти замуж за Кудимова и тоже уехать.
В своей пьесе, названной им комедией,Вампилов в каждой, на первый взгляд, смешной ситуации скрывает глубокий смысл,порой совсем несмешной.
·       Сильваи Бусыгин даже не знакомы толком друг с другом:
Сильва: Слушай, а как тебя зовут? Извини,так в кафе, я толком не расслышал.
Бусыгин: Я тоже не расслышал.
Сильва: Давай по новой, что ли…
·       ЛюбовьВасеньки к Макарской на первый взгляд выглядит банальной, но для героев пьесыона не кажется таковой. Желая помочь сыну, веря в его чувства, сарафанов дажесватал эту особу за своего сына.
·       Нинасобирается выйти замуж за Кудимова. Бусыгин, еще до встречи с ним, полностьюразгадывает характер Кудимова и причину желания Нины выйти за него замуж.Кудимов – настоящий солдафон, он просто смешон. Он не имеет чувства такта,самый заурядный человек, каких много. И вначале желание Нины выйти за негозамуж кажется абсурдным, но за этим фарсом скрывается глубокая драма героини.Нина долгие годы отдавала всю свою заботу и внимание отцу и брату. Все тяготыжизни лежали на ней. Поэтому сейчас ей хочется выйти замуж за Кудимова, такогонадежного, целеустремленного, чтобы быть с ним как за каменной стеной.

                               6.

·       Интереснароль Сильвы во все пьесе, на протяжении всего действия он находится как встороне от душевных переживаний героя. Его главная цель – выпить на халяву.
Желая показать простую жизнь обыкновенныхстудентов, Вампилов широко вводит в речь Сильвы и Бусыгина просторечныевыражения.
   — Почти не считается
   — До утра прокантоваться где-нибудь за печкой
       - Еще полчаса — и я околею
        — Идиот.

   Послесловие. Роль пьес Вампилова в                            
               современном театре и ихзначение.
     Вместе с Вампиловымв театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлебже, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, чтоих не было до него – были, конечно, но не в той, очевидно, убедительности иблизости к зрителю…
Казалось бы, и в рассказах, и в пьесах(даже в газетных очерках, когда Вампилов работал в газете) -  старые, знакомые истины. Он не пыталсявыдумать новые, их нет, он ставил  лишьих в нынешние условия, и они начинали звучать по-новому. Вечные, как день иночь, нетускнеющие, нестареющие темы искусства, которые никогда не перестанутволновать человечество,  — жизнь исмерть, любовь  и ненависть, счастье игоре, совесть и долг.
Вампилов писал пьесы отнюдь не для того,чтобы зритель со спокойно душой отдыхал в театре. Зритель, приходя в театрВампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего родаисповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он вовлекался еще во времяспектакля и которая долго продолжается после спектакля.
Кажется, главный вопрос, который постояннозадает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочьвсе то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях,где трудно различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть иравнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…


                       7.



Наша сцена сегодня живет во многом подзнаком Вампилова. Мы пытаемся осваивать его идеи, развивать принципы его драм,открытых им человеческих характеров и проблем.
Любая настоящая пьеса заключает в себенекое нравственное предложение людям. Это не будет звучать банальностью, есливспомнить, сколько пьес-имитаций идет на наших сценах. Вроде все «как у людей»,сюжет придуман остро, диалог строится бойко, театральных эффектов достаточно. Апьесы нет. Потому что нет главного – своего выстраданного отношения к жизни.Возникает почти как у Щедрина  — «наличиеотсутствия».
Вампилов удивляет не словом, не острымирепликами, не эффектами. Он поражает своим «присутствием».
Он писал жизнь бесстрашно, проникая в те ееслои, куда другие опасались заглянуть.
Предложение, с которым Вампилов к намобратился, сразу расслышано и понято не было. Его боль, его гнев, его исповедьбыли поставлены под сомнение, казались провинциальной экзотикой. Такие фигуры,как вампиловский герой, не «сочиняются», не «подмечаются только». Они рождаютсяиз собственной крови художника. За «объективнейшей» формой  драмы скрывались подчас мучительные личныевопросы, в которых, как это бывает в подлинном искусстве, выражалось время.
Когда-то Лермонтов, предвосхищая некоторыечитательские эмоции, разъяснял название романа «Герой нашего времени». Он писало том, что людей долго кормили сладостями, что от этих сладостей у них можетиспортиться желудок. «Нужны горькие лекарства, нужны горькие истины».
        Список использованной литературы:
Александр Вампилов «Пьесы». Иркутск,     Восточно-Сибирское издательство 1987.

Александр Вампилов. Драматургическоенаследие. Иркутск 2002.

Журнал «Аврора» 1987г «Хроника жизниАлександра Вампилова»
 
                         8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Хеджирование и страхование рисков
Реферат Клиника и диагностика острых инфекционных деструкций легких
Реферат Инфекционные заболевания передаваемые половым путём
Реферат Деловые переговоры понятие и этическая основа
Реферат Предмет этики, ее проблематика, философские основания
Реферат Government Interference Into Privacy Essay Research Paper
Реферат Obrium cantharinum
Реферат Государственная управленческая мысль в виде полицеистики и камералистики
Реферат Культовые памятники в западной части Херсонесского городища и святые Херсонеса
Реферат Вольтер и эпоха возрождения
Реферат Участник внешнеэкономической деятельности
Реферат Жилищная политика в Республике Беларусь. Право граждан на жилье
Реферат Неврозы
Реферат Работа банка с проблемными кредитами
Реферат Професійна орієнтація, підготовка та перепідготовка незайнятого населення