1. Фамусов и жизненная философия«отцов»
в комедии Грибоедова«Горе от ума».
www.allsoch.ru #3 Книги, как и люди, имеют свою судьбу. Это древнее
изречениеможноотнестиккомедииА.С. Грибоедова«Гореотума». Через века автор устами героев говорит с нами, и язык его
понятен, какпонятныпроблемы, двигающиеразвитиемдействия.
Комедия «Горе от ума» строится на противопоставлении
Чацкогоифамусовскогообщества. Образноговоря, впроизведениимы
наблюдаемдва«лагеря», правдасилывнихслишкомнеравны. Чацкий
. «одинвполевоин», онпротивопоставленцелому«скопищу» «отцов»,
яростно отстаивающих свои жизненные устои и принципы. Эти
принципы. целаяфилософия, сложившаясяизвекаввек. Самым ярким выразителем ее являетсяФамусов, типичный
московскийбарин, уверенныйв себеивтом, чтожитьнужноименно
так, каконживет, иникакиначе. Каковыжепринципыэтого«столпа»
общества? Давайтеразберемсявегожизненнойфилософии, может, она
ужнетакиплоха. ПавелАфанасьевичФамусов . типичныймосковскийбарин
начала19 векасхарактернойсмесьюсамодурстваипатриархальности.
Онпривыкбытьбарином, уверенвсебеивтом, какживетичтоделает.
Фамусов занимает важный служебный пост, но службой себя не
отягощает. Служитпопринципу: Ауменячтодело, чтонедело, Обычаймойтакой: Подписано, таксплечдолой. ЕщеодинпринципжизниФамусова. «Служитьлицам, ане
делу». Даиможетлибытьиначе? Ведьслужбадлялюдейегокруга.
источникчинов, наградидоходов. Верныйли этопутькдостижению
этих благ . низкопоклонство перед вышестоящими. Если
проанализировать философию Фамусова, то можно найти ее истоки.
Они заложены еще дядей Максимом Петровичем, который,
выслуживаясь, «сгибался в перегиб», «отважно жертвовал затылком».
Затобылобласканпридворе, «предвсемизналпочет». ВовторомдействиикомедииФамусоввсвоеммонологекак
быизлагаетизащищаетжизненнуюпрограмму«отцов». Самоеглавное
в ней . сохранить устои екатерининских времен, патриархальность,
барский быт. На службе должны быть исключительно родственники,
ведьсвойчеловекнеподведет: Примнеслужащиечужиеоченьредки: Всебольшесестрины, свояченицыдетки. Какстанешьпредставлятьккрестишкули, кместечку,
Нукакнепорадетьродномучеловечку! ПросвещениедляФамусова — ненавистноедело. Ученье. вотчума, ученость. вотпричина, Чтонынчепуще, чемкогда, Безумныхразвелосьлюдей, идел, имнений. КмолодымотношениеФамусоваоднозначное: разтымолод,
то гордость свою забудь, молчи и преклоняйся. А если ты
прекословишь и идешь наперекор «отцам», значит, ты сумасшедший.
Иногонедано. ИменнотакобъясняетФамусовповедениеЧацкого. КаковжеФамусоввсемье? Онпридерживаетсятехзаконов
иправил, которыевыработалообщество, чтобы всебыло «прилично».
Приглашает дляСофьи гувернеров, выводит в «свет». Зачемже такие
хлопоты? Да затем, чтобы найти выгодного жениха. Фамусова не
интересуютличныечувствадочери, главное, «будьплохенький, даесли
наберется душтысячкидве родовых, тои жених». Вот каков главный
выразительидеологии«отцов» вкомедии. Фамусов, каким его нарисовал Грибоедов, - зло не
отвлеченное. Вегореальностьвершить, онодостоверно. ипотомуоно
особеннопугает. Этоже зло и вСкалозубе, и он приверженец «программы»
Фамусова. поэтому «обласкан и приближен» к его дому. Он
кандидатура номер один вженихи Софье. По всем статьям подходит:
молод, но уже в чинах, не сегодня-завтра . генерал. Он надежный
защитник старины, думает исключительно о карьере. А то, что
Скалозуб начисто лишен живого чувства, неважно, то, что он туп и
скудоумен, ненавидит просвещение, даже ставится в заслугу. Зато он
так любит себя, можно сказать, упоен собственным «юмором»,
счастливидоволен.
Достойный приверженец философии «отцов» в комедии.
молодой, но ранний Молчалин. Про него Чацкий сказал так: «Он
добьетсястепенейизвестных». Ипомолчав, добавил: «Ведьнынелюбят
бессловесных». Молчалин «слепил» себя по образу и подобию
Фамусова. Боится сказать лишнее слово, угодничает перед всеми, не
имеет личного мнения. Но себе на уме. Про такого хочется сказать:
«Далеко пойдет!». Молчалин везде ищет выгоду. Перед Софьей
притворяется, чтовлюблен. Ведьонадочьначальника. Неполучитсяс
ней. найдетдругую«дочку». Именнотакие, какМолчалин, болеевсего
преуспеваютвстрашномфамусовскоммире. Поколение «отцов» представлено в комедии широкого и
разнообразно. Это второстепенные эпизодические персонажи. Все они
живут по законам старины. Вот перед нами Хлестова . важная
московская барыня, привыкшаяне сдерживатьсявсловах, грубоватая,
властная. Вместе с тем она очень похожа на Фамусова: и своим
постоянным желанием повелевать людьми, и своей преданностью
старымустоямипорядкам. Вот Загорецкий . необходимый спутник Фамусовых,
Хлестовых и им подобных. Он всегда готов предложить свои услуги.
Его сомнительные нравственные качества нисколько не мешают его
дружбесхозяевамиэтогообщества. ХлестоваговоритоЗагорецком:
Лгунишкаон, картежниквор. Яотнегобылоидвериназапор; Дамастеруслужить. Вот еще одна представительница фамусовского мира.
Наталья Дмитриевна Горич, напористая дама, поставившая целью
подчинить своей воле мужа. Ее муж, в недалеком прошлом удалой
товарищ Чацкого и лихой гусар, выглядит совсем подавленным, то и
делоповторяет: «Теперь, брат, янетот.» А вот «прелестное» семейство: князь и княгиня
Тугоуховские и шесть дочерей, томящихся по женихам. И они, и
бабушка с внучкой Хрюшины будто скроены на один лад . все они
начистолишеныдуховныхинтересов. ВерноподметилЧацкий, назвавэтихлюдейпризраками, ибо
призрачна ихжизнь, призрачна и утопичнафилософия их (иначе ине
скажешь) существования. ИсторикКлючевскийназвалкомедию «Гореотума» самым
серьезным произведением русской литературы 19 века. И заслуга
Грибоедова в том, что он тонко уловил одну из важнейших проблем
исторического перелома, который переживала Россия в преддверии
декабрьскихсобытий1825 г.
2. Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории.
(По роману Л.Н. Толстого "Война и мир".)
www.allsoch.ru #3
Семь лет напряженного, сосредоточенного труда
Л.Н. Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и
мир» (1863-1869). По громадному охвату событий (русская и
европейская жизнь первой четверти XIX в.), по числу
действующихлиц(ихоколо600), похудожественноймощиэто
произведениенеимеетравныхвмировойлитературе.
Толстой говорил, что в каждом произведении
художникдолженлюбитьглавнуюмысль, ипризнавался, чтов
«Войне и мире» он любил «мысль народную». Этой мыслью
освещено развитие главных событий романа. «Мысль
народная» лежит и в оценке исторических лиц и всех других
героевромана.
Толстой в изображении Кутузова сочетает
историческоевеличиеинароднуюпростоту.
Образ великого народного полководца Кутузова
занимаетзначительноеместовромане. Кутузовпроходитчерез
всю книгу, почти не изменяясь внешне: «старый человек» с
седойголовой, рыхлымтеломиизуродованнымшрамомлицом.
Он почти не меняется и внутренне: в начале войны 1805 г.
перед нами тот же спокойный, мудрый, всепонимающий
Кутузов, чтоивконцеОтечественнойвойны1812 г.
Жизненное поведение Кутузова . это, прежде
всего, поведение простого русского человека. Он «казался
всегда простым и обыкновенным человеком и говорил самые
простые и обыкновенные речи». Кутузов действительно очень
прост с теми, кого он имеет основание считать товарищами в
трудном и опасном деле войны, с теми, кто не занят
придворными интригами, кто любит родину. Но далеко не со
всемиКутузовтакпрост. Этонепростачок, аумелыйдипломат,
мудрыйполитик. Онненавидитпридворныеинтриги, ноочень
хорошо понимает их механику и своим народным лукавством
нередко берет верх над опытными интриганами. При этом, в
кругу людей, чуждых народу, Кутузов умеет говорить языком
изысканным, таксказать, поражаяпротивникаегожеоружием.
Кутузов-человек иКутузов-полководец в «Войне
и мире» неразделимы, и это имеет глубокий смысл. В
человеческой простоте Кутузова проявляется та самая
народность, которая сыграла решающую роль в его
полководческой деятельности. Как полководец Кутузов
спокойно отдается воле событий. В сущности, он мало
руководит войсками, зная, что «участь сражений» решает
«неуловимаясила, называемаядухомвойска».
Но, когданужно, онруководитармиямииотдает
приказы, на которые никто другой не осмелилсябы, проявляя
тонкую и умелую дипломатичность, острый ум и
полководческий талант. Шенграбенская битва была бы
Аустерлицем без решения Кутузова отправить отряд
Багратиона вперед через Богемские горы. Оставляя Москву,
Кутузов не только хотел сохранить русскую армию, - он
понимал, чтонаполеоновскиевойскаразбредутсяпоогромному
городу, и это приведет