МОУ СОШ № 35
РЕФЕРАТ
по литературе
на тему: Человек в огне Гражданской войны
по произведениям «Разгром» Фадеева и
«Сорок первый» Б. А. Лавренева.
Выполнила ученица 11 «Б» класса
Мединцева Елизавета
Классный руководитель: Фатеева Г.А.
Астрахань, 2007
План:
1. Введение;
2. Роль Гражданской войны в ИсторииРоссии и литературе;
3. Творчество Фадеева и Лавренева;
4. Знакомство с автором произведения«Сорок первый» Борисом Андреевичем Лавреневым;
5. Идейное содержание произведенияЛавренева «Сорок первый»;
6. Идейное содержание произведенияФадеева «Разгром»;
7. Заключение;
8. Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
В произведениях «Разгром» Фадеева и«Сорок первый» Лавренева рассматривается крупнейший сложносоставный конфликт —гражданская война в России 1918 — 1920 гг. С точки зрения политическойконфликтологии, гражданская война в столь сложно организованном обществе, какРоссийская империя, неизбежно оказалась мультисубъектной. Актуальность даннойтемы обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, любая гражданскаявойна представляет собой политический (военно-политический) конфликт, которыйнаиболее полно и рельефно отражает на политическом уровне имеющиеся в обществесоциальные противоречия и управленческие проблемы. Во-вторых, гражданская война— потенциально возможное состояние общества, а значит, этот материал не стоитпока сдавать в архив. В-третьих, я считаю, что человек в любой историческойобстановке, любом историческом периоде должен оставаться именно человеком сосвоими нравственными устоями, со своей чистой и открытой душой. В данномреферате я хочу рассказать о том, что гражданская война — это всегданациональная трагедия. Словом, ниспровергаются все устоявшиеся нормычеловеческой жизни. Но происходит ли в огне Гражданской войны очищение, самопознаниечеловека? На этот важнейший вопрос писатели — современники тех событий —отвечали по-разному.
Гражданская война — это утрата векамискладывавшихся завоеваний культуры и цивилизации. Однако мне более интереснаточка зрения писателей — сторонников революции. Действительно, интересныйфеномен: люди, воспитанные в традициях русской литературы, решаются доказывать,что «кровь по совести» проливать можно. Рассмотреть духовный путь участниковГражданской войны я попытаюсь на примере двух произведений Фадеева «Разгром» иЛавренева «Сорок первый».
Роль Гражданской войны в ИсторииРоссии и литературе
“Ребенокдолжен быть удушен в колыбели “, — заявлял Уинстон Черчилль.
Говоря о Гражданской войне в России,прежде всего, следует отметить, что судить о ней нам приходится по большейчасти по литературе, освещающей события односторонне. Либо с позиции белогодвижения, либо с позиции красного. В статье «Очерки истории советскогообщества» А.А. Искандеров пишет: «Реальные факты, которые характеризовали техили иных военачальников и тем более оценки конкретных военных операций в расчетне принимались, если не подтверждали правильность концепции гражданской войны,которая была одобрена и санкционирована на высшем уровне». Основной причинойэтого было желание большевистского правительства как можно дальше разнести вовремени Октябрьскую революцию и Гражданскую войну, для того чтобы скрыть ихвзаимообусловленность и переложить ответственность за войну на внешнеевмешательство.
Гражданская война – это,обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др.противоречиями вооруженная борьба за власть между различными группами и слояминаселения внутри какой-либо страны.
В конце мая 1918 года был прерванмирный период революции, и началась Гражданская война. Гражданская война –величайшая трагедия в истории нашего народа. Со второй половины 1918 года по1920 год она стала основным содержанием жизни страны.
Крупнейшаядрама XX столетия — гражданская война в России — привлекает внимание ученых,политиков, писателей и по сей день. Однако и поныне нет однозначных ответовна вопросы о том, что же это за исторический феномен — гражданская война вРоссии, когда она началась и когда закончилась. На этот счет в обширнойлитературе (отечественной и зарубежной) существует множество точек зрения,порой явно противоречащих друг другу.
Гражданская война оставиланеизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются вполитической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.
Тема Гражданской войны занимает особое место в исторической ихудожественной литературе, брошюрах, статьях, документальных публикациях ихудожественных кинолентах, в театре, на телевидении, в песенном творчестве...
Поколения граждан СССР воспитывалисьна героизме и романтике революции. Миллионы мальчишек СССР в 30-е годы виделилюбимого героя в Чапаеве, пели “Конармейскую песню” Алексея Суркова, где былислова:
“На Дону и в Замостье
Тлеют белые кости.
Помнят псы атаманы,
Конармейские наши штыки…”
Князь Ф.Касаткин-Ростовский в 1919 г. написалстихотворение “Трехцветный флаг”, слова которого были положены на музыку. Естьтам такие слова:
“Подобно витязям варягам,
Чтоб воедино Русь собрать,
Идет на бой с трехцветным флагом
Без страха смерти наша рать.
Ей не страшны в пути лишенья,
Смешон кровавых страхов бред,
Она несет к нам возрожденье
В сиянье радостных побед! ”
Гражданскую войну видели, отражали,изучали с двух противоположных сторон – со стороны победителей и со стороныпобежденных. С обеих сторон допускались искажения, тенденциозность. Этоестественно и неизбежно. Мудрые римляне давно подметили простую истину:“Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними”.
Причины войны нельзя свести к виновностив ее начале какой-либо из сторон. Ее исторические предпосылки следует искать всостоянии российского общества до февраля 1917 г., когда Россияпостепенно входила в состояние гражданской войны, а причины — в действиях илиточнее в бездействии основных политических сил страны в период от февраля 1917 г. примерно до лета 1918 г.
Существеннуюроль в развязывании гражданской войны внесла Германия. Интервенция сталакатализатором гражданской войны, а поддержка странами Антанты белогвардейскихвойск и правительств во многом обусловила длительность этой войны. Внутренняяполитика большевистского руководства также явилась одной из причинвозникновения гражданской войны. Насилие воспринималось как универсальный методрешения многих проблем. Россия традиционно была страной, где цена человеческойжизни всегда была ничтожно малой. В эпоху гражданской войны взаимноеожесточение людей резко возросло. И фронт гражданской войны проходил не толькочерез леса и поля, он проходил через семьи, через души и сердца людей. Кроваваямясорубка гражданской войны втягивала людей чаще всего без их желания и даже,несмотря на их сопротивление, нередко все решали обстоятельства. Многое,например, зависело от того, под чью мобилизацию попал человек, каково былоотношение тех или иных властей лично к нему, его семье, от чьих рук погибли егородственники и друзья и т.д. Немалую роль играли особенности региона,национальность, религия и другие факторы.
Нет ничегострашнее в истории народа, чем братоубийственная война. Ничто не может возместитьгибели людей – самого ценного, что может быть у государства.
Война- страшное слово. Война… Как много говорит это слово. Война — страданиематерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткиевоспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служиличестно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Мир не должензабывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было быпреступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить овойне, о героизме и мужестве, прошедших её дорогами. Бороться за мир –обязанность всех живущих на Земле.
В результате гражданской войны былине только заложены основы нового общества, апробирована его модель, но и вомногом сметены те тенденции, которые вели Россию на западный путьцивилизационного развития.
Гражданская война была порождена сложным комплексомсоциальных противоречий, экономических, политических, психологических и др.причин, и стала величайшим бедствием для России. Исторический опыт учит, чтогражданскую войну легче не допустить, чем остановить, о чем российскаяполитическая элита должна помнить постоянно. Недаром в народе говорят:«лучше худой мир, чем война». А зависимость государства отиностранных займов приводит к тяжелым последствиям: история учит, что Россииприходится расплачиваться собственной землей или кровью соотечественников.
Победоносныйдля советской власти исход войны не принес спокойствия России. Война сталапричиной огромных человеческих жертв (более 13 миллионов человек убитыми иумершими от голода и болезней). Более 2,5 миллионов человек эмигрировали зарубеж. Помимо огромных людских потерь, война причинила значительный ущербнародному хозяйству страны. Общая сумма ущерба России составила 50 млрд. золотых рублей. Промышленныемощности упали до 20% к довоенному уровню. Только леса было вывезено более чемна сумму 1 млн. фунтов стерлингов. Кроме того, война сильно повлияла наморально-нравственное состояние советского общества. Многие исследователи видятсвязь между событиями гражданской войны и репрессиями 30-х годов.
Творчество Фадеева иЛавренева
Овойне написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военныебудни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве роднойземли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющиесовесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.
Этатема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов,пишущих о войне, — огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы,истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость,преданность Родине; донести до современников чувства и мысли героев военныхлет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны иих собственной жизни.
Своеобразноразрабатывают эту тему такие писатели, как Фадеев и Лавренев.
Тема трагической судьбы русскогочеловека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века ужев 1920-х годах, когда само становление тоталитарного государства еще тольконамечалось.
Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности,которые невозможно понять без душевной боли — холод и голод, порой лишающиечеловека рассудка, гнойные язвы на ногах…
«Война есть противное человеческому естеству состояние», — писал Лев Толстой,и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх,кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.
Фадеев и Лавренев — писатели, размышляющиев своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести,дают художественное исследование моральных основ человеческого поведения в ихсоциальной и идеологической обусловленности.
Фадеев и Лавренев строят сюжетытолько на драматических моментах войны местного, как говорят, значения сучастием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальныхситуациях, писатели докапываются до глубин психологических состояний ипереживаний своих героев. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзяоценивать однозначно. Критикам было от чего растеряться: главный герой «Разгрома»— предатель?! На мой взгляд, автор (Фадеев) сознательно идет на размываниеграней образа этого персонажа.
Перед лицом смерти человек остаетсятаким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений,его гражданская стойкость. Характерыгероев проявляются медленно. Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшеепроявление собственного «Я» — вот на что обращает внимание автор. Сознаниедолга, человеческое достоинство, солдатская честь, любовь к людям — такиеценности существуют для героя. Именно о людях, попавших в беду, думает он.Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь — единственная реальная ценность.Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений. Герой строгосудит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестокихусловиях войны. В этом его подвиг. Мне кажется, что в трагических ситуацияхвойны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именнотакие люди долга и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас онизаставляют задуматься: умеем ли мы жить по совести.
Творчество Фадеева и Лавреневатрагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионовчеловеческих жизней. Но писатели рассказывают о людях сильных духом, способныхвстать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможнодавать оценку событиям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззренийна эту тему писателей Фадеева и Лавренева. Их произведения проникнутыраздумьями о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, которыенесовместимы с любым проявлением эгоизма.
В произведениях «Разгром»и «Сорок первый» усматривается нравственное общечеловеческое начало. Огромнаянравственная сила писателей Фадеева и Лавренева состоит в том, что они сумелипринять страдания за свой народ, сумели сохранить веру. Страдания за народ, заверу всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу вдругих людей, сохраняет в них веру. В становлении человека первоосновой должныстать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своегонарода и своей страны.
Знакомство с автором произведения«Сорок первый» Борисом Андреевичем Лавреневым
Мы – дети страшных дней России-
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумье ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в лицах есть.
А. Блок
Перенесемся с вами намного лет назад, в далекую весну 1957 года. Вечер. Квартира в центре Москвы.Сейчас вернется хозяин, а пока осмотримся. Старинные – Павловские – кресла идиван. На стенах – миниатюры придворных красавиц в изящных рамках; этюды,пейзажи, портреты современной кисти. Рояль, над ним изумительный портрет ПетраI – похоже 18 век. Кто здесь живет? Художник? Историк? Но в таком случае, зачемже и откуда здесь маленькая копия одесского портового маяка, корабельная рында?На столе портативная пишущая машинка. Журналист? Писатель?
Да, он и художник, иисторик, и моряк, и над всем этим – писатель, Борис Андреевич Лавренев.
Лавренев был в душе бродягой, смладых, как говорится, ногтей — гимназистом сбежал из дому и, устроившись накорабле, ушел в загранку. Воевал во время Первой мировой войны, когда началасьгражданская война, перешел в Красную Армию, был командиром бронепоезда, воевалв Туркестане, работал во фронтовой газете. В общем, романтик. Достаточнопосмотреть на названия глав в повести «Сорок первый», сразу веетШвамбранией, Жюль Верном, путешествиями и приключениями. Таким же, какЛавренев, мальчуганом был и Симонов, наш советский Киплинг. И только идеология,в коллективном лице Союза Писателей, заставила бабочек народиться, и у бабочекуже не было ни романтической пыльцы, ни даже крыльев, а только тоненькие ножки,бегущие исключительно в нужном направлении. В повести Лавренева, за всеми тогдамодными революционными стилистическими изысками, за «наивным»натурализмом, видно, кто хуже гвардии, поручик Говоруха-Отрок, или хладнокровнаяубийца Марютка. И понятно, с кем ассоциирует себя Лавренев (за что ему надолгоприклеили ярлык «попутчика») — явно не с Марюткой, которая, малотого, что мерзка, жестока и подла, так ещё и непроходимо тупа.
Лавренев не вошел в литературу – ворвался,поразив всех, вызывая горячую приверженность одних, негодование других, никогоне оставляя равнодушным.
Он сам, годы егомолодости становятся историей. Лавренев писал: «Мне посчастливилось жить вэпоху великих социальных сдвигов, наблюдать крушение старого мира и рождениенового. Вспоминая пережитое, я всегда повторяю чудесные строки Тютчева:
»Блажен, кто посетил сей мир
В минуты роковые".
Я всегда буду любитьреволюцию. Все виденное и пережитое отстоялось в памяти, пришло в стройнуюсистему".
Если бы не было побегаБориса Сергеева в Одессу (Сергеев – настоящая фамилия писателя, Лавренев –псевдоним, фамилия одного из родственников) не было бы службы на пароходе,скитаний, участия (после окончания университета) в военных действиях, не былобы и писателя Лавренева.
Из времени, ветреного икровавого, радостного и трагического, вырастала писательская программа.«Литература должна быть короткой, четкой, правдоподобной. Литературадолжна взвинчивать и захватывать. Читаться запоем».
Отличительныечерты романа «Сорок первый»:
· Необычнои невероятно всё: место действия, облик героев, их поведение, взаимоотношения,название.
· Поражаетсимволика, детали, пейзажные и портретные зарисовки, цветопись повести,художественная смелость Лавренева, его мудрость и проницательность, умениепостичь глубину человеческих отношений.
· Интересенсюжет, его развитие. Необычна обстановка на острове: никого нет, сплошнаягармония с природой, и вдруг – любовь. Необычно и то, что у двух, ненавидящихдруг друга людей, вспыхивают взаимные чувства любви и признательности…
· Такоеощущение, что сам Господь Бог помогал им и в пустыне, и в море, и на острове –настолько четко видно, что судьба их сводит в любой ситуации.
· Всенеобычно – экзотика пустыни и таинственного острова. Даже жанр необычен:повесть, рассказ, роман, новелла? Скорее всего, это революционно-романтическаяновелла. Тема актуальна для 20-х годов – любовь и революция. Полюбить своегоклассового врага! Как страшно звучала эта мысль в те далекие годы!
· Марюткунельзя обвинять в убийстве любимого человека, она не виновата в том, что ейпришлось убить того, за которого она бы сама отдала жизнь. Виной же трагедииявляется то, что они – “дети страшных лет России”, и читатель должен понятьэто.
· Композициячетко обозначена: основное действие укладывается в промежуток времени отвыстрела до выстрела.
Идейное содержание произведенияЛавренева «Сорок первый»
Лавреневлюбил крепкий сюжет. Но не просто сюжет занимал писателя. Не согретый идеей, непросветленный мыслью, не овеянный ветром времени сюжет, облаченный даже визящную художественную форму, превращается в плоское, обывательское чтиво. Востросюжетной литературе Лавренева билась ясная революционная идея, ради новойжизни творятся невероятные события его повестей и пьес, ради борьбы за властьСоветов входят на страницы его произведений сильные, необыкновенные люди.
Средижемчужин не только отечественной, но и мировой прозы нетленной красотой сияет небольшаяповесть «Сорок первый». По ней ставились и ставятся фильмы, повесть эта —частый гость телевизионных экранов: десятки раз инсценированная, она пленяетвсе новые и новые зрительские и читательские поколения, потому что острая,захватывающая интрига соединена в ней с четким революционным замыслом.
Лавреневаинтересно читать — вот, может быть, пусть не самое главное, но немаловажноесвойство его таланта. Книги его популярны в лучшем смысле этого слова, они онароде и для народа, и потому народ любит их. Книги, которые интересно читатьвсем, право же, лучшие книги на земле, и вовсе незачем делить книги на такие,которые пользуются широкой читательской популярностью, и такие, которыедоступны-де лишь избранным «интеллектуалам». Самый высокий интеллектуализмсостоит как раз в том, чтобы идеи, высказанные в произведении, были понятнымассам.
«Сорокпервый» — творение большого ума, несущее на своих страницах новую мысль, новуюэстетику. Во имя конечного торжества дела революции убивает красный боецМарютка своего возлюбленного — белого офицера Говоруху-Отрока, торжествуетдолг, погибает любовь. И писатель печалится, повесть его окрашивается вскорбные трагические тона. Писатель печалится потому, что любовь в мире людейне должна погибать. Она нуждается в таком справедливом устройстве жизни, чтобыее не душили антагонистические конфликты, чтобы не были в страшном,непримиримом разладе долг и чувства — вековые враги буржуазной действительности.Марютка счастлива выполненным долгом, но глубоко несчастна как человек. Этамысль произведения «Сорок первый» была гуманной, во многом новаторской, звалалюдей к активному преобразованию жизни на принципах свободы и равенства, братстваи справедливости
Лавренев,верный принципу социалистического реализма, видел и переносил на страницы своихкниг дорогих ему матросов и солдат, которые несли в своих сердцах такой горячийогонь любви к народу, что он очищал их от слепых анархических порывов.
БорисАндреевич Лавренев любил и писал людей, горячо боровшихся, горячо строивших,горячо живущих. Среди его любимых героев не было людей равнодушных,успокаивающихся вместе с победой революции. Успокоившихся он — сам вечномолодой, взволнованный и темпераментный — ненавидел.
Есть в прозеЛавренева сторона, присущая всем нашим литераторам, но особенно полно звучавшаяу Лавренева: святой, негасимый интернационализм. О чем бы ни писал Борис Андреевич— о русской жизни, о боях за революцию, о трудных послевоенных днях, о жизнисоветских матросов,— он всегда слышал дыхание планеты, жил проблемами, которыеволновали весь мир. Интернациональное звучание литературы социалистическогореализма — одна из новаторских эстетических и гражданских категорий. Каждыйписатель по-своему расценивает эту категорию, по-своему ее развивает. ДляЛавренева интернационализм был живой, каждодневной сферой проявлениянационального. Стоит вспомнить такие, к примеру, его произведения, как «Срочныйфрахт» или «Крушение республики Итль», чтобы понять, как сопрягалась в его творчестверусская революция с заботой об интересах трудящихся всей планеты, как победаСоветской России отозвалась в душах всего прогрессивного человечества.
Романтическаянастроенность произведений Лавренева тоже была особой, отличной от романтическогопафоса других произведений тех лет. Будучи вдохновенным романтиком, БорисАндреевич обладал одновременно и острым сатирическим пером. Юмор егоорганически соседствовал с героическим образом, соленое словцо уживалось рядомс трогательным лирическим описанием.
Юмор иромантика — эти две неразрывные струи в творчестве Лавренева — венчали и егопоследние дни. Незадолго перед смертью он начал и, к сожалению, так и не успелокончить сатирическую комедию в стихах «Всадник без головы». Он высмеивалбюрократизм, головотяпство, тщеславие, глупую суетность. Герой этой комедииПетр Алексеевич Великий должен был символизировать все тупое и самоуспокоенное,что ненавидел писатель с первых же своих шагов в литературе. А в пишущеймашинке, стоявшей на письменном столе Лавренева, остался после его смертизаложенный и наполовину исписанный лист бумаги, где снова шла речь о революции,о днях гражданской войны.
Влюбленностьв революционный шторм и сатирическое обличение всего, что мешало движениювперед, до последних дней жизни писателя оставалось рядом в его творчестве.
Начав какпрозаик, Борис Андреевич все чаще и чаще обращался к драматургии. Оно и понятностремление к острой событийности, к действенному сюжету, непримиримым столкновениямсильных натур органически привело Лавренева к самому действенному родулитературы — к драматургии. Среди таких пьес Лавренева, как «Мятеж», «Кинжал»,«Братья Шаховские», «Мы будем жить», «Песнь о черноморцах», «Лермонтов»,звездой первой величины сверкает «Разлом» — пьеса, давно вошедшая в богатейшийарсенал советской классики. В «Разломе» сосредоточено все то лучшее, чтодрагоценными крупицами сверкает в других произведениях Лавренева, в пьесе какбы сфокусировано все его творчество, и она по праву стала центральной в наследииписателя.
БорисАндреевич Лавренев, как известно, был не только большим писателем. Общественныйтемперамент Лавренева был его второй сущностью, еще одной его дорогой к людям.Он работал чрезвычайно много. Немолодой человек, он был председателем комиссиипо драматургии, редактором журнала «Дружба народов», членом художественныхсоветов ряда московских театров, редколлегий газет, приемных комиссий. Он частовыступал основным докладчиком на многочисленных пленумах и конференциях, вел семинарымолодых драматургов. В Лавреневе были неразрывно связаны писатель, гражданин,трибун.
БорисАндреевич Лавренев был очень красив. Красив не только природной внешностью, нои своим прекрасным духовным миром. Высокий, суховатый, подтянутый, с большимигорящими глазами, благородным седым зачесом, в морском кителе, который он носилчаще гражданского костюма, Борис Лавренев был образцом гармонически развитойличности.
Таким он изапомнился. И таким он встает со страниц своих замечательных книг, которым сужденавечная жизнь.
Идейное содержание произведенияФадеева «Разгром»
Рассмотрим взгляд Фадеева наГражданскую войну в его произведении «Разгром». Одна из главных тем этогоромана — сопоставление двух героев: Мечика и Морозки. Они абсолютно разныелюди: Морозка шахтер во втором поколении, а Мечик городской интеллигент.
Фадеев писал роман«Разгром» в течение трех лет с 1924 по 1927 годы, когда многиеписатели писали хвалебные произведения о победе социализма. На этом фоне Фадеевнаписал, на первый взгляд, невыгодный роман: в ходе гражданской войныпартизанский отряд был разгромлен физически, но морально он победил враговсвоей верой в правильность выбранного пути. Мне кажется, Фадеев написал этотроман таким образом, чтобы показать, что революцию защищает не оголтелая толпаоборванцев, громящая и сметающая все на своем пути, а мужественные, честныелюди, воспитавшие в себе и других нравственного, гуманного человека. Романсостоит из глав-новелл, в которых Фадеев показал становление отдельнойличности, идя от самой жизни. В целом получилось единое произведение опеределке мира и человека после революции.
Становление личности в революции,шлифовку человеческого характера Фадеев прослеживает на примере разных героев.В бывшем пастухе Метелице отчаянная смелость сочетается с природным умом ивоенным талантом. В сцене гибели Метелицы виден его героический, гордыйхарактер: "…все его душевные и физические силы сосредоточились натом…вопросе, каким образом он, Метелица, сможет показать тем людям, которыестанут его убивать, что он не боится и презирает их". В Метелице Фадееввидит истинного революционера, умного, сильного духом и телом. Из таких людей,как Метелица, в будущем выросли грамотные и волевые военачальники.
Другой пример преданности общемуделу, душевной стойкости — Морозка. Не будь революции, он так и остался бытемным, забитым, буйным в пьянстве парнем. В начале романа он обособлен:ординарец, а не член отряда, бесшабашный, безответственный перед отрядом,недисциплинированный, может напиться или своровать дыни. Но участие в общейборьбе привело Морозку к единению и братству с людьми из отряда, заставилозадуматься о жизни, о себе. Главное для него — общее дело и вера в будущуюпобеду. В решающий момент Морозка ценой собственной жизни предупредил отряд овражеской засаде, он выстрелил не во врагов, а "…выхватил револьвер и,высоко подняв его над головой, чтобы было слышнее, выстрелил три раза, как былоусловленно…". Но все же, по-моему, Морозка человек колеблющийся, идущий засильным. Не будь это Левинсон, а другая сильная личность у врагов, он такжепреданно служил бы их делу.
Создать образ руководителя масс,коммуниста, интеллигента, чтобы он был живым человеком — трудная задача. Фадеевпрекрасно справился с этим — это командир отряда Левинсон. Левинсон — болезненный, невзрачный человек, со своими мыслями, переживаниями и сомнениями:«увидел свой отряд…и понял…как бессилен он теперь сделать что-либо дляэтих людей…». В то же время в Левинсоне чувствуется высокое духовное начало,нравственная и интеллектуальная сила идейных убеждений. Он воздействует набойцов не только умением политического работника командовать людьми, но ивоспитывает их. Тактично уточняет план операции Метелицы. Своим строгим,«немигающим взглядом» выхватывает из толпы Морозку, чтобы обуздатьего. Сочувственно выслушивает исповедь Мечика, изумляясь его самолюбию инеуважению партизан-шахтеров. Гуманно поступает, прекратив мучения безнадежнобольного Фролова, которого нельзя вывезти и нельзя оставить врагу на пытки и издевательства.Фадеев показал Левинсона человеком редкостной воли, энергии, настойчивости,мечтающего о новой жизни, о новом человеке, убежденного в своих правахкомандира. Фадеев подверг Левинсона тяжелому испытанию: оставить последнююсвинью бедному корейцу, за лучшую жизнь которого он борется, или отнять инакормить отряд? В данной ситуации Левинсон проявил силу духа и твердостьхарактера — накормил отряд.
Этим героям и всему отряду Фадеевпротивопоставляет Мечика. Мечик — интеллигент, окончил школу, пришел впартизанский отряд не по убеждению, не ради идеи, а по направлению от партииэсеров, в конце концов, предавший его. Мечик эгоист, беспринципный и пустоймечтатель, больше всего на свете любит себя. Он не приемлет насилия и непризнает жестокой логики революционной борьбы. Когда Левинсон отбирает свинью убедняка, Мечик устраивает истерику, но затем охотно ест эту свинину. КогдаЛевинсон решается отравить Фролова, Мечик портит прощание с Фроловым и омрачаетпоследние минуты его жизни, проявив лжегуманизм. Мечик малодушен и труслив, кактолько суровая действительность складывается не в пользу отряда — заботится освоей шкуре: «Сбежал, гад» — говорит Морозка, когда понял, что Мечикпредал их. В образе Мечика Фадеев развенчал политические воззрения мелкобуржуазногокласса, возникшего в период НЭПа.
Морозка не искал новых дорог, а шелстарыми, уже выверенными. Пришло время — купил сатиновую рубаху и хромовыесапоги. Потом его посадили в полицейский участок. Морозка никого не выдал.Далее он ушел на фронт — попал в кавалерию. Он был шесть раз ранен и уволилсядо революции. Вернувшись домой, он пил недели две, а затем женился. Жизньказалась Морозке простой, немудрящей. Когда Мечик стал равноправным членомотряда, он сразу же разочаровался. Окружавшие его люди крали друг у другапатроны, ругались из-за каждого пустяка. Они издевались над Мечиком по всякомуповоду — над его городским пиджаком, над тем, что он не умеет чистить винтовку.Итак, мы видим, что Мечик сразу же разочаровался в идее, за которую он шел воевать,из-за того, что товарищи к нему плохо отнеслись. Мечик слаб духом, если егоубеждения меняются из-за отношения чужих к нему людей.
Морозка ушел в восемнадцатом годузащищать Советы. Он участвовал в боях с белыми и японцами. Товарищи от