Реферат по предмету "Литература"


Толстовские традиции в романе М.Шолохова "Тихий Дон"

1«Живые истоки» творчества М.Шолохова
          Творчество Михаила АлександровичаШолохова неразрывно связано с народной жизнью. То знание действительности ипонимание человека, которые отложились в социальном и духовном опыте народа втечение веков,  органически вошли в мирхудожника и определили суть его искусства слова. Шолохов как художник воспринялпредставления народные об исторических, социальных и нравственных ценностяхмира, и они легли в основание его мировоззрения – мировоззрение человека, разделившегос народом судьбу в эпоху социалистической революции.         Именно поэтому так рано пришла к нему зрелость, так глубокои органически воспринял он художественные традиции прошлого.
           Уже в ранних рассказах явственнопроявилась естественность сопряжений с русской классической литературой. ВШолохове как бы преломился её опыт во всей своей многомерности и глубине.Объяснялось это тем, что на великое наследие советский писатель посмотрелглазами революционного народа. Ещё Л.Толстой перспективу художественногоразвития России связывал с народностью.
          Самими обстоятельствами своейбиографии Шолохов связан с народной жизнью. Его гражданское самоопределениеосуществлялось под знаком революционной правды, постигаемой массами. Отсюдапуть Шолохова к народности был существенно иным по сравнению с его великимипредшественниками. Однако в этом различии есть и черты общности, что во многомобусловлено своеобразием самой проблемы народности, когда дело касаетсяхудожественного творчества. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить,например, признания Толстого, в котором выражена заветная мысль и сокровеннаяэмоция, лежащая в основании его нравственных и художественных исканий. Этомысль о родном народе, его состоянии и о судьбе и о своём отношении к нему.
        «Я, -  писал Л. Н. Толстой  в «Исповеди», — Отрёкся от жизни нашегокруга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условияизбытка, в которых мы живём, лишают нас того, чтобы понять жизнь, я долженпонять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудовогонарода, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придаёт ей».
         Мысль о народе становится и объектомтворчества, и принципов художественного познания…  Это и роднит Шолохова  с Л. Толстым, определяет глубокуюограниченность его связи с художественной традицией, зримо очерчивает егособственную творческую позицию.
 
2«Тихий Дон» − роман-эпопеямолодого писателя
Рождение романа –эпопеи «Тихий Дон» связано с событиями русской истории, имеющими мировоезначение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914 – 1918 годов,Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвалистремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно,что в 20 – годы почти одновременно стали работать: М.Горький – над эпопеей«Жизнь Клима Самгина», А.Н.Толстой – над эпопеей «Хождение по мукам», М.Шолоховобратился к созданию эпопеи «Тихий Дон». Создатели  эпических полотен опирались на традициирусских классиков, на такие произведения о судьбах народных,  как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба»,«Война и мир».  В то же время авторы былине только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибовоспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могливидеть великие художники прошлого.
         Роман – эпопея «Тихий Дон» занимаетособое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорноготруда отдал Шолохов его созданию. М.Горький видел в романе воплощение огромноготаланта русского народа.
«Тихий Дон» — сложнейшее произведение, охватывающее огромный отрезок времени, множествоисторических событий, большое количество действующих лиц. Шолохов стремилсяпредставить (и ему это удалось в полной мере) картину русской действительностиначала  20 века, срез целой эпохи.
           М. Шолохов начал писать «Тихий Дон»в двадцатилетнем возрасте в 1925 году и завершил в 1940 году. В быстромнаступлении творческой зрелости Шолохова была своя закономерность:мировоззрение и нравственный облик писателя складывались под непосредственнымвоздействием событий революции и гражданской войны.
           В событиях гражданской войны, вострых классовых конфликтах, размежевавшихся станичников и хуторян, в подвигах,которые совершали большевики, в жестоких повадках защитников старого мираоткрылась жизнь перед зорким глазом и пытливой мыслью рано созревшего юноши.Желание рассказать о виденном и пережитом заставляло браться за перо. Пустьмаленькие рассказы, которые он ещё в 1922 году посылал в комсомольские газеты и«Огонёк», не были напечатаны, — Шолохов твердо решил посвятить себя литературе.Уже тогда он впервые поделился с друзьями замыслом романа о гражданской войнена Дону.
К замыслу романа«Тихий Дон» Шолохов шёл давно. Сначала появился сборник «Донские рассказы». Внём Шолохов проникновенно изображал явления народной жизни, запечатлеваяособенности быта казаков. В то же время он не оставил в стороне животрепещущиевопросы современной ему действительности. Он передал накал классовой борьбы наДону, изобразил драматические события, связанные с революционнойпеределкой  жизни.  Затем появился роман «Донщина», повествующийо провале корниловского мятежа. Так, шаг за шагом Шолохов приближался кнаписанию  «Тихого Дона», романа,посвященного судьбам русского казачества в один из самых трагических периодовнашей истории. Как известно, роман давался писателю  нелегко, он посвятил ему много лет, но былвознагражден сторицей. Ещё не оконченное произведение сразу нашло отклик вчитательских сердцах, а затем стало классикой нашей литературы.
         «Тихий Дон» — книга, не толькоотразившая революцию, но и рожденная ею. Она несет на себе горячую печать тоговремени с его размахом, смятенностью, ломкой устоев, привычек, существований. Вней гуляет ветер революции. Это книга глубоко реалистическая, она вторгается всуть исторического процесса и потому является невольным свидетелем  крупнейших народных движений, крупнейших социальных потрясений других времён игосударств. Автор заинтересовывает, даже заинтриговывает читателя, нопреследует куда более серьёзную цель – ответить на сложные вопросы озакономерностях исторического процесса и явлений народной жизни. Жанр,позволивший наиболее полно решить эту задачу, — роман-эпопея. Непревзойденныйобразец этого жанра — «Война и мир» Л. Н. Толстого. М.Шолохов в романе «ТихийДон» продолжил и развил толстовские традиции. Надо отметить особенность «ТихогоДона», роднящую его с «Войной и миром», — стремление показать зависимость историческогопроцесса не от воли отдельных личностей, а от общего духа народных масс.
           В своём творчестве М.Шолохов связанс народным сознанием, с одной стороны, и развивает эпические традицииЛ.Толстого с другой.
3Толстовские традиции в романе М.Шолохова

Лучшие новые произведения советских писателей (например, Шолохова) связаны с великой реалистической традицией прошлого века, в которой воплотилась сущность русского искусства и которую обессмертило мастерство Л.Толстого.
                                     Ромен Роллан

            
         Ничто не может развиваться без опорына традиции, без того, что сделано предшествующими поколениями. Русскаялитература 20 века не составляет в этой связи исключения. Всё лучшее, что былосоздано гениями 19 века, усвоено, осмыслено и новаторски развито М.Горьким,М.Булгаковым, М.Шолоховым и многими другими писателями.
Из века 19 пришли внашу литературу темы, идеи, проблемы, жанры. В новых общественных условиях онипорой наполнялись иным смыслом, но главным явилось то, что художники слова неотказались от прошлого, не «сбросили Пушкина», а заодно и многих других с«корабля современности».
            В своём реферате  я хочу обратиться к теме «Л.Толстой и М.Шолохов»в самом, на мой взгляд, трудном её аспекте: влияние романа-эпопеи «Война и мир»на жанровое своеобразие «Тихого Дона».
        Как известно произведение Л.Толстогостало  уникальным в литературе 19 века постепени охвата действительности. В нём соединены быт отдельного человека ижизнь народа, эпохальные исторические события и духовные поиски частных лиц,великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий психологизм  глубина авторских размышлений. Всё это иделает его романом — эпопеей.
       Прошло менее ста лет, и русскаялитература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традицииЛ.Толстого уже на новом историческом этапе: «Тихий Дон» М.Шолохова.
Но что  может быть общего между замыслом Л.Толстоговоплотить всенародную борьбу с иноземным нашествием и «Тихим Доном», раскрывшимкровавые конфликты гражданской, то есть внутринациональной борьбы? На мойвзгляд, сходство между двумя романами заключено в стремлении их авторовпоказать столкновение значительных общественных сил, втянутых в грандиозныйсоциально – исторический  конфликт.Отсюда такое пристальное внимание писателей к «мысли народной». Национальныйхарактер, душа народа – вот предмет художественного исследования М.Шолохова,продолжившего традиции Л.Толстого.
Сопоставление этихдвух произведений выявит не только характерные особенности «Тихого Дона» какромана – эпопеи, но и его значимые отличия от толстовского романа, которые иопределили неповторимое своеобразие произведения Шолохова.
Первоначальныйзамысел произведений:
−Л. Н. Толстой –роман «Декабристы» (от 1856 года – возвращение героя с семьёй в Россиюобращается к 1825году – восстание, послужившее причиной ссылки героя, а затем к1812 году, без которого не понять сущность декабризма как явления; в концеконцов роман начинается с 1805 года, «в эпоху неудач и поражений», много объясняющуюв характере Отечественной войны1812года).
− М. А.Шолохов  — от романа «Донщина»,повествующего о провале корниловского мятежа, к роману – эпопеи «Тихий Дон»,посвященному судьбам русского казачества в один из самых трагических периодоврусской жизни.
          Общее в двух романах: стремление нетолько дать объективную картину исторических событий, но и вскрыть их коренныепричины, показать зависимость исторического процесса не от воли отдельныхкрупных личностей, но от общего духа народных масс, «сущности характерарусского народа».
4Широкая картина жизни у Л.Толстого иМ.Шолохова
 В своих произведениях и Л. Толстой, и  Шолохов запечатлели большой исторический период,широкую картину жизни.
«Тихий Дон» поражаетмасштабом, поистине эпическим размахом изображаемых явлений. Во-первых, нужноотметить длительный временной отрезок (от 1912 до 1922 года, причём историярода Мелиховых расширяет этот диапазон, поскольку захватывает Крымскую войну).Во-вторых, широкие географические рамки (Донщина,  Голиция, Пруссия, Кубань, Москва, Петроград,Новороссийск). Социальный охват также широк: показана  и жизнь самых бедных казаков, и эпизоды, пустьотрывочные, придворной жизни(сцена в боевом госпитале Могилёва). Наконец,немаловажно, что наряду с вымышленными персонажами, в романе действуют реальноисторические лица – Корнилов, Подтелков, Кудинов и другие.
        В романе – эпопеи  «Война и мир» сочетаются детально нарисованныекартины русской жизни, батальные сцены. Основу содержания составляют событиябольшого исторического масштаба, «жизнь общая, а не частная», отражённая всудьбах отдельных  людей. Толстымдостигнут необычайно широкий охват всех слоёв русской жизни – отсюда огромноечисло действующих лиц. Идейно – художественный стержень произведения – историянарода. Произведение писалось не для создания истории, это не хроника. Автор создал книгу о жизни целой нации, создалхудожественную, а не историческую правду.
Оба этих произведенияобъединяет широкий охват действительности:
−«Война и мир»
Временныерамки:1805 – начало 1820 годов
События:война 1805 года, кампания 1807, русско-турецкая война, Отечественная война1812года, политическая ситуация 1820 годов.
Социальный охват действительности: изображение различных слоёв русского общества открестьянства и простых солдат до петербургского света и императорских дворов.
Реальные исторические лица:Наполеон, Александр 1, Кутузов, Багратион, Барклай де Толли
Герои–образованные люди, склонные к рефлексии, размышлению, духовному поиску, спорамна отвлечённые темы. Исторические события преломляются в их сознании,осмысляются ими.
Изображение народа:у Толстого – идеализация: для «умных» героев «Войны и мира»народный уклад, непосредственность и даже некоторый «фашизм» русского мужикастановится открытием, образцом для их собственной жизни.
−«Тихий Дон
Временные рамки:май 1912 – март 1922года (история рода Мелиховых расширяет эти рамки до1853 – 1856года−Крымская война)
События:первая мировая война, две русские революции, корниловский мятеж, гражданскаявойна.
Социальный охват действительности:от уклада и быта простых казаков и до императорскогодвора ( сцена в Могилёве,  в военномгоспитале)
Географические рамки:Донщина, Галиция (1914г.), Восточная Пруссия, Белоруссия(1915 – 1916), Нарва, Могилёв, Москва, Быхов,  Петроград(1917г.), Кубань, Новороссийск(1920г.) .
Реальные исторические лица:Николай 2, Корнилов, Крымов, Каледин, Подтёлков, Кудинов,Малкин.
Герои –простые, зачастую малообразованные люди, их «путь исканий» — жизненный путь,они на себе проверяют правильность сделанного выбора, расплачиваясь за негоискалеченными судьбами и даже жизнью. Крупные исторические события даютсяглазами Бунчука, Листницкого, то есть героев, имеющих свою, уже определившуюсяузкую точку зрения.
Изображение народа:скорее  поэтизация, чем идеализация народного быта.Дает глубокий анализ патриархального уклада, истоков его кризиса, во многомсказавшегося в судьбе героев романа, не все из которых сумели устоять передискушениями «большого мира» (Митька Коршунов, Дарья, Степан Астахов). ГероиШолохова пытаются разобраться в хитросплетениях политики своими силами, без«умных посредников». Привилегированное и несколько обособленное среди широкихнародных масс положение русского казачества до революции и обусловило, поШолохову, его трагическую судьбу.
          Почти пятидесятилетие отделяло времясоздания «Войны и мира» от времени основных событий романа-эпопеи «Тихий Дон»:необходимая дистанция для их осмысления и воплощения в художественном слове,для того, чтобы была возможность их объективного анализа.
          Уникальность романа М. Шолохова:«Тихий Дон» писался по «горячим следам»: грандиозность эпохи, общее чувствоначала «нового мира» требовало немедленного осмысления. «Тихий Дон»,унаследовавший лучшие черты романа – эпопеи Л.Толстого, стал одним извеличайших произведений 20 века. М.Шолохов нашёл свои, соответствующие духувремени, ответы на сложные вопросы исторического бытия русского народа наданном этапе его развития.
5Изображение войны в романе «ТихийДон» и «Война и мир»     

Не сохами- то славная землюшка наша распахана…
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
  А  засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен – то наш Тихий Дон молодыми вдовами.
Цветен наш батюшка Тихий Дон сиротами,
 Наполнена волна в Тихом Дону  отцовскими,
                                                                           материнскими слезами…
                                                                                            М.А.Шолохов                                                                                                                                                                                      

           Михаил Шолохов – активный участник революции,гражданской войны. Сам прошёл через её горнило, увидел весь ужас революционныхсвершений. Хотя он и был на стороне революционных масс, но в своём романеправдиво, без прикрас запечатлел трагедийность событий этого времени. Война уМ.Шолохова – это «великое разрушение нравственности», трагедия народа,кощунство над моралью, разумом, она бесчеловечна, влечёт за собой разрушение семей, война, по мнениюШолохова,  «в грязи, в страданиях, всмерти».Всвою очередь Л.Н.Толстойвысказал собственное мнение словами своего героя: «Война – не любезность, асамое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надопринимать строго и серьёзно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинутьложь, и война так война, а не игрушка. Цель войны – убийство, орудия войны –шпионство, измена и поощрение её, разорение жителей, ограбление их иливоровство для продовольствия армии, нравы военного сословия – отсутствиесвободы. Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечатдесятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, чтопобили много людей, и провозглашают победу, полагая, что чем больше побитолюдей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их».
          Войны были разные, ими полна историянародов с древности. По–разному они отражены и в литературе. После 1914 года тема войны становится одной из главных унас и в других странах. Опаляющим гневом полны воспоминания о том времени,страшном по степени одичания и бесчеловечности, особенно тех, кто побывал вокопах, вырвался еле живым из пламени и чёрного пепла.  Тему войны в своих произведенияхзатрагивали  А.Серафимович, Д.Фурманов,К.Федин, Л.Толстой и другие. Произведений о войне было всегда очень много.Война анализировалась в произведениях Лермонтова («Бородино»), Толстого («Петр1»), К. Симонова («Живые и Мертвые») и др. Особую роль в изображении войныиграет сравнительный анализ, в результате которого можно показать всю«действительность войны», причины её возникновения и особенно осознать еёжестокость. Большинство авторов затрагивали тему войны, но только некоторые из них смогли действительнопроанализировать войну во всей её действительности. Такими авторами сталиМ.А.Шолохов и Л.Н.Толстой.
          Воспроизведение войны и мира вограниченном единстве и взаимной обусловленности, точная реальность, историзм,батальная живопись и в центре всего судьба человека – вот те традиции, которыебыли унаследованы русскими писателями в изображении войны. Шолохов воспринялэти традиции и обогатил их новыми достижениями. В «Тихом Доне» Шолохов показалжизнь донского казачества. Рождение его эпопеи связано с событиями истории,имеющие мировое значение. «Тихий дон» создавался двумя войнами, самыми большимив истории народа. Не успели подернуться пеплом костры Первой мировой войны, какимпериалисты начали подготовку второй. Первая мировая война изображена каквсенародное бедствие, поэтому её картинам соответствует мрачная символика: «Поночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, асыч перелетел на кладбище, стонал над бурыми затравевшими могилами.
−Худомубыть, — пророчили старики.- Война пристигнет».
          Резкими, экспрессивными мазкамирисует писатель наступление войны – народного бедствия. В массовых сценах ондает высказываться многим людям – и война предстает в народном восприятии, встихии чувств, переживаний, оценки народа. История врывается в повествованиешироко и свободно, во всех её реалиях. Война требовала всё новых и новых жертв:«От Балтики смертельным жгутом растягивался фронт. В штабах разрабатывалисьпланы широкого наступления, над картами корпели генералы, мчались, развозябоевые приказы, ординарды, сотни тысяч солдат шли на смерть.»  Казаки ещё не оправились  после Первой мировой войны, но пришлось братьсаблю, ружьё и защищать власть кто старую, кто новую. Грянула революция иразделила казаков. «Ты гляди как народ разделили, гады, будто плугом проехали»,- говорит герой Шолохова.
         Война и мир – эти два состояния жизничеловеческого сообщества, возведенные Львом Толстым в заглавную формулу еговеликого романа, на который ориентировал себя автор «Тихого Дона» (постоянночитал «Войну и мир» в пору обдумывания и работы над эпопеей, возил с собой и нафронт Великой Отечественной), по сути являются у Шолохова двумя главнымипластами народного бытия, двумя точками человеческого отсчета. Влияние Толстогона Шолохова, особенно во взгляде на войну, отмечалось не раз, но всё же уавтора «Тихого Дона» — свое, углубленное понимание мирного и военного статусажизни, идущее от большей близости к натурально-природному типу существования,корневому восчувствию бытия вообще.
            В произведении М.Шолохова «ТихийДон», так же как в «Войне и мире» Л.Толстого, военная действительностьотражается не через восприятие какого – нибудь одного героя: и Л.Толстому, иМ.Шолохову важно показать реакцию многих людей на войну и на связанные с нейперемены. Так, в «Войне и мире» мы слышали гордые слова Андрея Болконского отом, что  он идёт на войну из-за того,что «эта жизнь не по мне». Точно также в «Тихом Доне» читатель одновременно илис незначительной отсрочкой узнаёт, как в разных местах казаки встречают весть оначале войны: полк Григория находится в Карпатах,  часть Митьки Коршунова стоит под Вильнюсом,брата же Григория, Петра, мобилизация застаёт в хуторе Татарском.
           В обоих произведениях отраженонародное отношение к войне: у Л.Толстого −  общенародное, у М.Шолохова – в его казачьемварианте.
         В романе «Война и мир» война для народа – тяжёлая работа, кровь,страдания, смерть. Вот картина похода перед Шенграбенским сражением: «По краямдороги были видны беспрестанно то павшие ободранные и не ободранные лошади, тосломанные повозки… Солдаты, утопая по колено в грязи, на руках подхватывалиорудия и фуры, бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывалиськриками груди». Читая это повествование, чувствуешь огромное напряжениечеловеческих сил,  тяжесть труда,доходящую до предела усталость. Нет на войне ничего эффектного,  показного, люди просто выполняют свой долг, непомышляя о том, что они герои. Самый яркий пример – батарея штаб – капитанаТушина. Вот он сидит, сняв сапоги, в одних чулках, в палатке маркитанта –маленький, грязный и худой артиллерийский офицер, капитан Тушин. Л.Толстойделает всё, чтобы капитан предстал пред нами в самом негероическом, дажесмешном виде. Но этот смешной человек окажется героем, и князь АндрейБолконский справедливо скажет о нём: «Успехом дня мы обязаны более всегодействию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой». Покадва полковых командира показывали друг другу храбрость, пока Жерков искалгенерала там, где его не могло быть, пока Долохов призывал начальника«попомнить» его подвиги, капитан Тушин, «оглушаемый беспрерывными выстрелами,заставляющими его каждый раз вздрагивать… бегал от одного орудия к другому, топрицеливаясь, то считая заряды… а солдаты, большей частью красивые молодцы, всекак дети… смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на еголице, неизменно отражалось на их лицах». Капитан Тушин не оставил боевыепозиции, когда уже был отдан приказ об отступлении, потому что он знал, что егодолг – защита Родины.
          Прошло почти сто лет, а поведениечеловека, кажется, ничего не изменилось. Та же кровь, то же напряжениечеловеческих сил, то же искажённое войной лицо земли. «По ночам за горизонтомтянулись к небу рукастые алые зарева, зарницами полыхали местечки, деревни,городки… В садах жирно желтел лист, от черенка наливался предсмертнымбагрянцем, и издали похоже было, что деревья – в рваных ранах и кровоточатрудой древесной кровью». И нет здесь никаких героев, а есть страх, ужас допотери рассудка и инстинктивная защита собственной жизни.» Один измногочисленных примеров тому – эпизод с казаком Крюковым, спасшим казакаИванкова от смерти и убившим нескольким немцев, окруживших его: «… он, поднялна дыбы коня, вихляясь всем телом, отбивался шашкой до тех пор, пока её невыбили. Выхватив у ближнего немца пику, он развернул её, как на ученье».М.Шолохов не лишает Крюкова смерти и боевой изворотливости, но постепеннопридает этой схватке характер безумной драки, где люди теряют своё человеческоелицо и, «озверев от страха», «кололи и били чем попало»(«Обеспамятевшие отужаса лошади налетали и бестолково сшибались»).
             Перед нами – не героическийподвиг, а обыкновенный военный эпизод, где обыкновенные люди еще не искушенныев бою, испугались друг друга, вступили в бой, выполнили свой долг, и толькослучайность решила исход схватки. Здесь нет трусов, но нет и чудо – богатырей,а показана психика рядового человека в нечеловеческой ситуации убийства себеподобных.
            И Л.Толстого, и М.Шолохова глубоковолнует вопрос о человечности на войне. Оба писателя убедительно показывают, что именно в ситуации кровавойбойни проявляется истинная сущность человека, и если была в нем человечность,то она лишь укрепится в испытаниях. Мы помним как в «Войне и мире» Пьер выноситиз горящего дома девочку, Андрей Болконский спасает безвестную лекарскую жену.
           Аналогична ситуация и в «Тихом Доне». ГригорийМелехов, один против целого взвода, бросается защищать несчастную Франю. «Безрадостно дикая» жизнь порождает жестокость и безумие, тоску и недоумение.Григорий Мелихов протестует, сталкиваясь с фактами произвола, глумления надчеловеком. «Свет, плеснувшийся Григорию в глаза, на секунду ослепил его,Григорий заслонил глаза ладонью и повернулся, услышав усиливающийся шум втёмном углу конюшни… Григорий бежал на шум возни, в расширенных, освоившихся стемнотой глазах его белел страх. На полу, бессовестно и страшно раскидавбелевшие в темноте ноги, не шевелясь, лежала Франя, с головой укутаннаяпопонами, в юбке, разорванной и взбитой выше груди. Григорий рванулся назад ипобежал к дверям. Его догнали, валяя назад, зажимали ему ладонью рот. Григорийот ворота до края разорвал на одном гимнастёрку, успел ударить ногой в живот,но его подмяли, так же как и Фране, замотали голову попонами, связали руки имолча, чтобы не узнал по голосу, понесли и кинули в порожные ясли…Григорийвзглянул на кружок, вдавленный в сукне оторванной пуговицей: пронизанныйвоспоминанием, в первый раз за длинный промежуток времени чуть – чуть незаплакал»  Каким глубоким был егонравственный протест против кровавой бессмысленности войны!
          Шолохов, изображая войну со всей еёжестокостью и кровью, кажется, должен был соприкоснуться с той литературнойтрадицией, которая получила название литературы «потерянного поколения». Ведьон тоже показывает бесчеловечность войны, её пагубные нравственные последствия.Вспомним горестное признание Григория:
         «− Я, Петро, уморился душой. Язараз будто недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемялиони меня и выплюнули».  В «Тихом Доне»разрушается казенная легенда о подвиге, признанная взвинтить шовинистическиепредрассудки. Шолохов раскрывает истинную природу того, что было объявленоподвигом:
        «А было так: столкнулись на поле смертилюди, ещё не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем ихживотном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя илошадей и разбежались, вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехалисьнравственно искалеченные. Это назвали подвигом».
    
         В собственных авторских  оценках и описаниях и у Л.Толстого, и уМ.Шолохова сквозит неприятие войны. «Земля ахнула», «лицо земли взрывали», «хлеба топтала конница», неубранные «колосья скорбно шуршали», «великое разрушение и мерзостная пустота» — вот далеко не полный перечень авторских описаний войны. « Безрадостно дикая»жизнь порождает жестокость и безумие, тоску и недоумение. Убийство и уЛ.Толстого, и у М.Шолохова являются тяжелым нравственным потрясением.  Как Николай  Ростов в «Войне и мире» не можетне думать о том, как он чуть не убил француза, так же точно Григорий Мелеховвновь и вновь возвращается к убитому им австрийцу. Оба эти героя с энтузиазмомшли на войну, оба хотели «почувствовать вкус» первого сражения и вот имприходится убивать. И что же вдруг произошло? Николая Ростова после боя что – то терзало, ему было не  по себе, какое – то неприятное чувство«сжимало его сердце», он путался в собственных мыслях. «Но всё же неприятное,неясное чувство нравственно тошнило его. «Да что бишь меня мучает?.. Осрамилсяя чем – нибудь? – Что – то другое мучило его, как раскаяние. Да, да этотфранцузский офицер с дырочкой. И я хорошо помню, как рука моя остановилась,когда я поднял её…И разве я это сделал для отечества? И в чём он виноват ссвоей дырочкой и голубыми глазами? А как он испугался!» В свою очередь длягероя М.Шолохова Григория Мелехова убийство тоже было нравственным потрясением.«Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитыесмертным ужасом глаза».   Григорий  мучительно переживает первую кровь, пролитуюим на фронте. Петро едва узнал брата – так разительны были в нем перемены:«Голос у него жалующийся, надтреснутый, и борозда (её только что, с чувствомвнутреннего страха, заметил Петро) темнела, стекая наискось через лоб,незнакомая, пугающая какой – то переменой, отчужденностью». Сам Григорийжалуется брату:
          «−Меня совесть убивает. Я подЛюшневом заколол одного пикой. Сгоряча… Иначе нельзя было… А зачем я энтогосрубил?». Убийство – это тяжесть, с которой не могут  справится ни сознание, ни чувства. Какимглубоким был нравственный протест героев против кровавой бессмысленности войны!Можно видеть, что эта сцена дана как зеркальные отражения мыслей и чувствгероев.
               Первый шок от первого боя(«оскаленный, изменившийся в лице, как мертвец» – таким предстает вдругнормальный, здоровый казак), вглядывание в первые трупы, душевная хворь,«нудная нутряная боль» Григория, переживающего убийство им австрийца, а потомпошло-поехало: трупы громоздятся штабелями, человек входит в мрачную, опустошающуюпривычку убивать, душевно обугливается, стервенеет, а то ипознает извращенную страсть рубить и крошить «враждебную человечину» – с пылу,с жару. Шолохов постоянно подчеркивает, как физически меняются при этом люди,какой  отпечаток на их лица, тело и душунакладывает война. Вот и Григорий «обрюзг, осутулился», во взгляде его «всечаще стал просвечивать огонек бессмысленной жестокости» – (а уж что говорить одругих, о каком-нибудь Митьке Коршунове). Он же объясняет Наталье на ее упрекиза гульбу на фронте: да, «остервились», но ведь – «на краю смерти», «Я сам себестрашный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе».Вспомним, как открывают новый его, прокаленный войной облик любящие глазаАксиньи, когда она в последний раз всматривается в лицо спящего на леснойполяне Григория: «Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечныхморщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченныхскулах… И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, налошади, с обнаженной шашкой». Аксинья только предполагает и догадывается, а мы,читатели, это видели воочию и не раз в тех ужасающе-пронзительных картинах боя,что разворачивал перед нами писатель (особенно в эпизодах, когда Григорийприбегал к виртуозным приемам неожиданной рубки неприятеля левой рукой). Одиниз исторических персонажей «Тихого Дона» Харлампий Ермаков, как известно,послуживший главным прототипом Григория Мелехова (в романе он действует исамостоятельно) «…смущенно отводил в сторону еще не потухшие после боя, налитыекровью, осатанелые глаза» – вот они боевые глаза, самому за них стыдно,знает, каким только что был!


           Л.Толстой видит войну с кровью и грязью, с болью и страданиями; войнабез прикрас; и самого благородного, возвышенного человека она грубо бьёт, какпалкой, она падает на спину и ничего уже не видит над собой, «кроме неба, — высокого неба, не ясного, но всё – таки неизмеримо высокого, с тихо ползущимипо нем серыми облаками.»  Вначалетретьего тома Л.Толстой сказал, что война – «противное человеческому разуму ивсей человеческой природе событие ». В войне, по мнению Л.Толстого, естьправда: когда враг приходит на твою землю, ты вынужден защищаться, — это иделала русская армия.       Но война нестановится от этого праздником; она по–прежнему остаётся грязным, кровавымделом. Война у Л.Толстого выглядела некрасиво и устрашающе, но люди шли на неёбез громких слов, потому что не могли не идти; когда решалась судьба России,они вставали на защиту своей страны, зная, что пуля не помилует, и стоялинасмерть. Так видел войну Л.Толстой, и это ценили в нём другие современники.Война пришла в жизнь молодых и сломала эту жизнь: она убьёт князя Андрея, оналишила Соню счастья, потому что это война отнимает у неё Николая; она убьётПетю – мальчика Петю, ещё не начавшего жить, но и у старика она отняла правоумереть спокойно. Война ограбила всех.   
       В романе – эпопее «Тихий Дон» Шолоховизображает войну, как народное бедствие. Смерть, сочувствия будят и объединяютсолдат, люди не могут привыкнуть к войне. Уже в ход


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.