Реферат по предмету "Литература"


Тема дружбы и образы друзей в лирике Пушкина

Тема дружбы и образы друзей влирике Пушкина.
Лирика занимает значительноеположение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирическиестихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение  возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, изкурчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. Ивпечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческиепирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценитьлюдей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе.  Дружба для него была той силой, которая соединяетлюдей в крепком союзе на всю жизнь.
Почти во всех стихотворениях, которые относят к лирикедружбы, можно увидеть образы друзей Пушкина, которые оставались верны ему и незабывали о нем в течение всей жизни. Это И.И. Пущин, А.А. Дельвиг и В.К.Кюхельбекер.
Иван Иванович Пущин – первыйлицейский друг Пушкина, сам прекрасный человек, умный добрый, справедливый,общительный, честный и мужественный. Пущин навсегда остался для поэта таким--  “первым”, “бесценным”. Именно емупосвящены многие известные стихи Пушкина. Так пишет он о посещении его вМихайловском Пущиным
… Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья деньпечальный,
Ты в день его лицея превратил.
Вместе с Пущиным как бы приходят к Пушкинувоспоминания о лицее.
Пущину же посвящены стихотворения,написанные поэтом в Лицее, например, “Воспоминание”, в котором поэт называетего “мой брат по чаше”, описывает веселую студенческую пирушку. Истиннодружеские чувства к Пущину выражает поэт в стихотворении-поздравлении, котороетак и называется “К Пущину” и которое было написано к его дню рождения.“Любезный именинник”, “О Пущин дорогой”, “Друг сердечный” – вот эпитетыкоторыми характеризует друга Пушкин. Это не просто стихотворение-поздравление,здесь поэт показал свои взаимоотношения с Пущиным.
…Прибрел к тебепустынник
С открытою душой;
С пришельцемобнимися –
Но доброго певца
Встречать не суетися
 С парадного крыльца.
Он гость безэтикета,
 Не требует привета
Лукавой суеты,
Прими ж еголобзанья
И чистые желанья
Сердечной простоты!
Они давно и крепкодружны, поэтому Пушкин не просит для себя парадного приема: “он гость безэтикета, не требует привета”, ему этого не нужно, он и так знает, как к немуотносится Пущин, да и кроме того, суетливые, парадные приемы часто бываютнеискренними…
Однако Пушкин и егодрузья все совершенно разные, так что же объединяет друзей? Стихотворение“Пирующие студенты” содержит в себе ответ на этот вопрос. В нем дружбавоспевается как счастливый, но минутный союз вольности, радости, освобожденияот всех уз, в том числе и от тягот учения, от “холодных мудрецов”. Юному поэтуважно, чтобы все его друзья объединились в порыве беззаботной радости. Энергиябрызжет из него, он подтрунивает над друзьями, рисуя их шутливые образы, здесьпоказан и Пущин: “Товарищ милый, друг прямой”, и Дельвиг:
Дайруку Дельвиг, что ты спишь ?
Проснись,ленивец сонный!
Тыне под кафедрой лежишь,
Латыньюусыпленный.
И Кюхельбекер:
Писатель,за свои грехи
Тыс виду всех трезвее;
Вильгельм,прочти свои стихи,
Чтобмне заснуть скорее!
Лицей навсегда остался в памятиПушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика»,сплотившая лицеистов в “святое братство”. Да, именно “Святое братство” — вотчто для Пушкина дружба в лицейские годы, а чем же она стала для него попрошествии лет?
Стихотворение “19 октября”,посвящено дню открытия лицея. Пушкин написал его потому, что в 1925 годунаходился в южной ссылке и не смог приехать и встретиться с друзьями. Восемьлет прошло с того момента, как Пушкин вышел из ворот Лицея, но не забыл онсвоих друзей, он грустит о том, что не смог отпраздновать с ними этузнаменательную дату: “Печален я: со мною друга нет…” И здесь поэт даетхарактеристики своим друзьям, схожие с теми, которые можно увидеть в его лицейскихстихотворениях: Дельвиг – “…сын лени вдохновенный…”, Кюхельбекер – “…братродной по музе, по судьбе…”. Как не забыл Пушкин каждого из своих друзей вотдельности, так не забыл он и их компанию:
Друзья мои, прекрасен наш союз !
Он, как душа, не разделим ивечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружныхмуз.
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы: нам целый мирчужбина;
Отечество  нам Царское Село.
Но время не проходит бесследно, редеет круг лицеистов, ихвсе меньше и меньше: “…увы, наш круг час от часу редеет…”, и Пушкин начинаетразмышлять уже и о смерти:
Судьба глядит, мы вянем; днибегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
 Последняя для Пушкина лицейская годовщинаотмечена сти­хотворением “Была пора: Наш праздник молодой Сиял, шумел и розамивенчался...”(1836). В сущ­ности, началоего— это обобщен­ный образ стихотворения“Пирую­щие студенты”, но написан он уже свободной рукой мастера. В сти­хотворениисопоставлены начало и конец жизни, одушевление и ти­шина. Время меняет ичувства, и облик людей. Но поэт утверждает, что “недаром… промчалась чет­вертьвека”. Стихотворение, про­низанное рефреном “Вы помни­те...”, восстанавливает историче­скую панорамувека.
Припомните, о други, с тойпоры,
Когда наш круг судьбысоединили,
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то Славы, то Свободы,
То Гордости багрила алтари.
Дружба в этом стихотворении— единство поколения перед лицом истории, совместно прожитый век,с его тревогами, победами, иллюзиями, падениями и взлетами.
Наиболее подходящими для заключения здесь, я считаюслова В.Г. Маранцмана: “Итак, дружба для поэта оказывается спасительной потому,что при всей суровости судьбы возможны “дни соединений”. Дружба – это признаниедругого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а несамоутверждение”.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.