Реферат по предмету "Литература"


Судьба человека в тоталитарном государстве (по рассказу А.И. Солженицина «Один день Ивана Денисовича»)

Намская улусная гимназия им. Н.С.Охлопкова.
Судьба человека в тоталитарном
государстве (по рассказу А.И.Солженицина
«Один день Ивана Денисовича»).
Выполнил:ученик 11 «б» класса
Намскойулусной гимназии
ВинокуровДенис
Проверил:учитель русской
литературыНУГ
КириллинаСветлана
Васильевна
Намцы
2005
План:
1.     Введение.
2.     Александр Исаевич Солженицын
3.     Один день узника
4.     Заключение. Роль рассказа в жизниобщества
Введение.
В середине 50-х годовнаступил новый этап в развитии нашей страны. Никита Сергеевич Хрущев, успешнораскритиковав культ личности Сталина, становится главой страны и наступаетпериод так называемого «потепления».
В развитии культурыпроявлялись противоречивые тенденции.  Общий подход к культурной   сфере отличался прежним стремлениемпоставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процессобновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.
Настоящим потрясением длямиллионов советских людей стал выход в свет небольшой по объему, но сильной погуманистическому звучанию повести А. Солженицына «Один день ИванаДенисовича». В ней ясно было показано, что наиболее пострадал отсталинщины тот «простой советский человек», именем которого клялисьсталинисты всех мастей. «Один день Ивана Денисовича» задуман авторомна общих работах в  Экибастузском особомлагере. «Я таскал носилки с напарником и  подумал, как нужно бы описать весь лагерныймир одним днем».  
Солженицын был средипервых писателей, открыто заговоривших о массовых репрессиях в нашей стране. Заего плечами были уже годы преследований и опыт узника лагеря. Он показал всюлагерную жизнь одним днем. После чтения становится понятно, что этого одногоединственного дня вполне достаточно, чтобы отразить всю лагерную жизнь. Интересениспользованный при этом композиционный прием — замкнутость пространства: начало- герой просыпается, конец — засыпает. А внутри подробное описание всего того,что свершилось за день.
Александр Исаевич Солженицын
Он родился на следующийгод после Октябрьской революции, т.е. в 1918 г. в городе Кисловодске и егосудьба стала по существу отражением основных вех развития нашей страны. ОтецСолженицына был участником первой мировой войны, куда ушёл из Московскогоуниверситета добровольцем, трижды награждался за храбрость и погиб на охоте заполгода до рождения сына. Мать практически полностью посвятила себя воспитаниюсына.
   Как и многие его сверстники, после окончанияшколы он поступает в университет, однако отдаёт предпочтение точным наукам –физике и математике, чтобы в дальнейшем иметь стабильный заработок. Правда,получив диплом математика, Солженицын заканчивает заочное отделение Институтафилософии, литературы и истории в Москве.
   Однако литературная работа откладывается нанеопределённое время. Он работает учителем математики до тех пор, пока неначинается Великая Отечественная война. Уже в 1943г. Солженицын уходит нафронт. Он командует батареей, награждается медалями и орденами, и, казалось,ничто в будущем не предвещает ему той страшной участи, которая выпала на егодолю.
   Но уже в феврале 1945г. Солженицынаарестовали за то, что в письмах к другу он осмелился критиковать Сталина.Приговор был суровым: заключение и ссылка. Символично, что освободился он 5марта 1953г., в день смерти Сталина. Вскоре после этого врачи поставили емустрашный диагноз – рак. Лечение он проходил в одном из ташкентских госпиталей.Курс лучевой терапии помог ему победить болезнь и вернуться к активной жизни.
   Солженицын смог поселиться в Рязани, поближек Москве и литературным кругам, только в 1957г. Все эти годы он в основномработает в средних школах учителем математики, а в свободное время пишетповести и рассказы.
   В 1962г. в журнале “Новый мир” была впервыеопубликована повесть Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, которая сразу жестала событием общественной жизни. В ней автор практически открыл дляотечественного читателя лагерную тему, продолжив разоблачение сталинской эпохи.В эти годы Солженицын в основном пишет рассказы, которые критика иногданазывает повестями, — “Случай на станции Кречетовка”, “Матрёнин двор”, ”Дляпользы дела”. Его принимают в союз писателей и даже выдвигают на Ленинскуюпремию.
   И тут в жизни писателя происходит крутойповорот. Он связан с изменением общественной атмосферы. Причиной начавшейся впечати травли писателя стала публикация за границей его романов “В кругепервом” (1968г.) и “Раковый корпус” (1968-1969г.), при чём без ведома самогоСолженицына. Но это, уже ни какого значения не имело. На публикациюпроизведений писателя в СССР уже давно существовал негласный запрет, и, кактогда было принято, советские люди осудили писателя, не зная его произведений.
   Пожалуй, никто из современников Солженицынав Советском Союзе не осмелился в те годы выступить с подобным глубоким,непредвзятым анализом сталинской действительности, какой содержался в егоромане “В круге втором”. Но писатель считал своим долгом и в дальнейшем, преждевсего в документальной форме, обобщить свои лагерные и ссыльные записи. Вромане он использовал свои дневники, дополнив их воспоминаниями, устными иписьменными свидетельствами более двухсот заключённых, с которыми он встречалсяв местах лишения свободы. Некоторые из них он потом начнёт печатать вспециально созданной серии.
   Так постепенно складывался замыселмонументального труда, посвящённого годам репрессий. Работа над ним заняладолгие годы и закончилась конфискацией рукописей книги. Конфискация рукописи“Архипелаг ГУЛАГ, 1918-1956: Опыт художественного исследования” и её публикацияв 1973г. в Европе послужила формальным предлогом для ареста писателя, обвиненияв государственной измене, лишение советского гражданства и депортацией в ФРГ.Кроме того, негодование властей вызвали и острые публицистические статьиписателя “Жить не по лжи”, “Письмо вождям Советского Союза”, в которыхразвенчивались идеи социализма.
   Имя Солженицына, правда, стало известномировому читателю гораздо раньше. В 1970г. писатель был удостоен Нобелевскойпремии по литературе “за нравственную силу, почерпнутую в традиции великойрусской литературы”. Приняв эту награду, Солженицын не поехал на её вручение.Своё кредо как писателя он так определил в напечатанной речи: ”Художник – этопоследний хранитель истины”.
   После двух лет пребывания в Цюрихе он ссемьёй (женой и тремя сыновьями) переезжает в США и поселяется в штате Вермонт.Там он живёт практически отшельником и полностью посвящает себя литературномутруду. В этом ему помогает вся его семья, организуя нечто вроде маленькогоиздательства. В Вермонте Солженицын заканчивает третий том “Архипелага ГУЛАГ”(1976) и полностью переключается на цикл исторических романов о русскойреволюции. Этот цикл начинается романом “Август четырнадцатого”, которыйполучил и другое название – “Красное колесо”.
   Соединяя личные свидетельства с уникальнымиархивными документами, Солженицын пытается дать развёрнутое повествование ореволюции в России, где действуют сотни действительных исторических лиц.Грандиозный замысел рассчитан на двадцать лет, и в настоящее время работа над нимпродолжается уже в России, куда писатель вернулся в 1995 году.
Один день узника
Главный герой рассказаСолженицына — это Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. ИванДенисович — крестьянин, его мечта — простой и мирный, любимый или крестьянскийтруд. В этом рассказе автор от лица своего героя повествует о всего одном дне из трех тысяч шестисотпятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича. Но и этого дня хватит чтобы понятьто, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы,узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому. Лагерь — это особый мир,существующий отдельно, параллельно нашему. Здесь совсем другие законы,отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживает по-своему. Жизнь в зонепоказана не со стороны, а изнутри человеком, который знает о ней не понаслышке,а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.
«Слава тебе,Господи, еще один день прошел !»- заканчивает свое повествование ИванДенисович,- «Прошел день, ничем не омраченный, почтисчастливый».  В этот день Шуховудействительно повезло: бригаду не выгнали на Соцгородок тянуть проволоку наморозе без обогрева, миновал карцер, отделался лишь мытьем полов внадзирательской, получил в обед лишнюю порцию каши, работа досталась знакомая — стену класть на ТЭЦ, клал весело, миновал благополучно шмон и пронес в лагерьножовку, подработал вечером у Цезаря, купил у латыша два стакана самосаду, асамое главное то, что не заболел, перемогся.
То, что описывает автор — это не жизнь, а выживание. Выживание каждый день, постоянное напряжение, чтобыне совершить что-нибудь не по уставу, не разозлить какого-нибудь начальника,везде успеть, продумать каждый шаг.
Больше всего поражает то,что все это происходило не в войну, не с какими-нибудь злобными преступниками,врагами народа и т.д., а совершалось в мирное время, с обычными людьми,виновными не больше нас с вами. Просто они в нужное время оказались не в нужномместе, или при ненужных обстоятельствах.
Иван Денисович Шухов былосужден на десять лет по сфабрикованному делу: его обвинили в том, что онвернулся из плена с секретным немецким заданием, а какое конкретно оно было — так и не смог никто придумать. Шухова постигла та же судьба, что и миллионы другихлюдей, воевавших за Родину, но по окончанию войны из пленников немецких лагерейоказались пленниками сталинских лагерей ГУЛАГа. Получается что для страны«секреты» дороже людей. Человеческая жизнь не ценится и повсеместноприносится в жертву каким-то убеждениям, целям, задачам, в общем, найдут кудапожертвовать. Как человек Шухов не может не вызывать уважения: несмотря на всеусловия он сумел сохранить доброту, благожелательное отношение к людям, необозлился, не потерял человечности. Шухов готов поделиться последним с хорошимчеловеком даже просто для того, чтобы доставить тому удовольствие. ИванДенисович угощает печеньем Алешку-баптиста чтобы хоть чем-то побаловать,поддержать его, ведь тот «всем угождает, а заработать не может».А какИван Денисович относится к Гопчику! Для него Гопчик почти как родной сын.  Это человек мне глубоко симпатичен, вотличие, например, от шакала Фетюкова, бывшего высокого начальника привыкшегокомандовать, который не брезгует  дажедоставать окурки из плевательницы. Это настоящий шакал, живущий за счетобъедков других. Лизать чужие тарелки, смотреть человеку в рот в ожидании того,что ему что-нибудь оставят — для него обычное дело. Он не может вызыватьотвращения, даже зэки отказываются с ним работать, называя его м-ом.  В зоне у него не осталось даже капли мужскойгордости, он открыто плачет когда его бьют за лизание тарелок. Действительно,каждый выбирает для себя путь выживания, но наиболее недостойный путь — этопуть стукача Пантелеева, живущего за счет доносов на других зэков. Подпредлогом болезни он остается в зоне и добровольно стучит  оперу. В лагере ненавидят таких людей, и тотфакт, что было зарезаны трое, никого не удивил. Смерть здесь это обычное дело,а жизнь превращается в ничто. Это пугает больше всего.
Человек ли?..Этим вопросом задается чита­тель, открывающий первые страницы повести и будтоокунающийся в кошмарный, беспросветный и бесконечный сон. Все интересызаключенного Щ — восемьсот пятьдесят четыре, кажется, враща­ются вокругпростейших животных потребностей организма: как «закосить» лишнююпорцию ба­ланды, как при минус двадцати семи не запустить под рубаху стужу наэтапном шмоне, как сберечь последние крохи энергии в ослабленном хроничес­кимголодом и изнуряющей работой теле — сло­вом, как выжить в лагерном аду.
И это неплохоудается сноровистому и смека­листому русскому крестьянину Ивану ДенисовичуШухову. Подводя итог пережитому дню, главный герой радуется достигнутым удачам:за лишние секунды утреннего дрема его не посадили в кар­цер, бригадир хорошозакрыл процентовку — бри­гада получит лишние граммы пайка, сам Шухов купилтабачку на два припрятанных рубля, да и начавшуюся было утром болезнь удалосьперемочь на кладке стены ТЭЦ.
В отличии от всехзаключенных Иван Денисович «не был шакал даже после восьми лет общих работ- и чем дальше, тем крепче утверждался». Он не выпрашивает, не унижается.Все старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадируваленки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное.У Шухова сохранились понятия о гордости и чести, поэтому он никогда нескатиться до уровня Фетюкова, ведь он именно подрабатывает, а не стараетсяуслужить, «подмазаться». Как и любой крестьянин, Шухов человек наудивление хозяйственный: он не может просто так пройти мимо куска ножовки,зная, что из него можно сделать нож, а это возможность дополнительнозаработать. 
Уважения заслуживает ибывший капитан второго ранга Буйновский, который «на лагерную работу какна морскую службу смотрит: сказано делать — значит делай». Он не стараетсяувильнуть от общих работ, привык все делать на совесть, а не для показухи.Шухов говорит, что «осунулся крепко за последний месяц, а упряжкутянет». Буйновский не может смириться с произволом караула, поэтому заводитспор с Волковским о статье уголовного кодекса, за что и получил десять сутоккарцера… Симпатичен бригадир Тюрин, попавший в лагерь только лишь потому, чтоего отец  был кулак. Для бригады он какотец родной, всегда старается отстоять интересы бригады: получить больше хлеба,выгодную работу. Утром Тюрин дает кому надо чтобы его людей не выгнали настроительство Соцгородка. Слова Ивана Денисовича о том, что «хорошийбригадир вторую жизнь даст» полностью подходят для характеристики Тюринакак бригадира.  Эти люди, несмотря навсе, выживают за счет своего труда. Они бы никогда не смогли избрать для себяпуть выживания Фетюкова или Пантелеева. Жалость вызывает Алешка-баптист. Оночень добрый, но  очень слабодушный  — «им не командует только тот, кто нехочет». Заключение для него — это воля Бога, в своем заключении  видит только хорошее, он сам говорит, что«здесь есть время о душе подумать». Но Алешка не может приспособитьсяу лагерным условиям и, по мнению Ивана Денисовича, долго здесь не протянет.Хваткой, которой не хватает Алешке-баптисту, обладает Гопчик, шестнадцатилетнийпаренек, хитрый и не упускающий возможности урвать кусок. Он был осужден за то, что носит молоко в лес бендеровцам.В лагере ему прочат большое будущее: «Из Гопчика правильный будет лагерник… меньше как хлеборезом  ему судьбы непрочат ».
На особом положениинаходится в лагере Цезарь Маркович, бывший режиссер, который не успел снятьсвоей первой картины когда попал в лагерь. Он получает с воли посылки, поэтомуможет себе позволить многое из того, что не могут остальные заключенные: носитновую шапку и другие запрещенные вещи, работает в конторе, избегает общих работ. Хоть Цезарь находится ужедовольно долго в этом лагере, его душа все еще в Москве: обсуждает с другимимосквичами премьеры в театрах, культурные новости столицы. Он сторонитсяостальных заключенных, придерживается только Буйновского, вспоминая осуществовании других только тогда, когда он нуждается в их помощи. Во многомблагодаря своей отрешенности от реального мира, на мой взгляд, и посылкам своли ему удается выживать в этих условиях. Лично у меня этот человек невызывает никаких чувств. Он обладает деловой хваткой, знает кому и сколько надодать.
Заключение. Роль рассказа в жизниобщества
Рассказ Солженицынанаписан простым языком, он не прибегает к каким-либо сложным литературнымприемам, здесь нет метафор, ярких сравнений, гипербол. Рассказ написан языкомпростого лагерного заключенного, именно поэтому используется очень много«блатных» слов и выражений. «Шмон, стучать куму, шестерка,придурни, падла»,- все это нередко можно встретить в повседневной речизэков. В рассказе в изобилии встречаются и непечатные слова. Некоторые из нихизменены Солженицыным в написании, но смысл у них остается тотже:"…бальник, …яди, грёбаный". Особенно много их  употребляет завстоловой когда стараетсястолкнуть напирающих зэков с крыльца столовой. Я думаю, чтобы показать жизнь влагере, царящие порядки и атмосферу,  их простобыло нельзя это не использовать. Время уходит, а выражения остаются, имиблагополучно пользуются не только в современных зонах, но и в обычном общениимежду собой многие люди.
Солженицын своимрассказом показал другую жизнь нашей страны, ее неприглядные стороны, которыедолгое время никто не показывал. Красивая картинка коммунизма оказалась нетакой привлекательной, какой ее описывали на протяжении всех 70 лет СССР, иСолженицын пытался показать и доказать это своими произведениями. Егопроизведения отличаются абсолютной правдивостью, болью за  происходящее, прозорливостью. Писатель, историк,он все время  предупреждает нас: непотеряйтесь в истории.
Срединекоторой части нынешней читающей публики бытует мнение, что пора прекратитьвспоминать давно отошедшие в прошлое ужасы сталинских репрессий, что мемуарыочевидцев переполнили книжный рынок политической «чернухой». ПовестьСолженицына нельзя отнести к разряду конъюнктурных «однодневок».Лауреат Нобелевской премии верен лучшим традициям русской литературы,заложенным Некрасовым, Толстым, Достоевским. В Иване Денисовиче и не­которыхдругих персонажах автору удалось во­плотить неунывающий, несломленный, жизнелю­бивыйрусский дух. Таковы крестьяне в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Всежалуются на свою судьбу: и поп, и помещик — а русский мужик (даже последнийнищий) сохраняет спо­собность радоваться уже тому, что он жив.
Несмотря настрашные детали лагерной жизни, которые составляют бытийный фон, повестьСолженицына оптимистична по духу. Она доказывает, что и в последней степениунижения возможно сохранить в себе человека.
Использованная литература:
1. " Русскаялитература ХХ века ", учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы, 1994 г.
2.  " Русскаялитература ХХ века ", хрестоматия для 11 класса средней школы, 1993 г.
3.  Советский энциклопедический словарь
4. Большая энциклопедияКирилла и Мефодия, 2001 г.
5. Мировая классика.А.И. Солженицын. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
6. Статья Павлова ОлегаОлеговича «БЕЗ ОПРАВДАНИЯ, ИЛИ Комментарии к аду
Продолжение лагерной темы в руссской прозе».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовое обеспечение коммерческой деятельности в оптовой торговле
Реферат Базовый интегральный модуль неокортекса Проблема и решение - дополнительный подход
Реферат Экологические проблемы развивающихся стран
Реферат Проект лесного питомника и лесных культур
Реферат Норвежский опыт управления отходами
Реферат Automobiles, buses and motorcycles of emergency services. Colours diagrams, identification symbols, inscriptions, special light and sound signals
Реферат Кризис Фонда занятости и пути его преодоления
Реферат Использование информации о почвах для восстановления ландшафтного разнообразия степей
Реферат Статус государственного служащего 2
Реферат Кризис организации причины возникновения. Виды и последствия
Реферат Стиль искусства и литературы рококо
Реферат Об историческом предназначении России
Реферат 05. 11. 01 Приборы и методы измерения по видам измерений Формула специальности
Реферат Ударение (акцент)
Реферат Владимир Михайлович Бехтерев