Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогическийуниверситет имени МаксимаТанка»
Кафедра русской и зарубежной литературы
Своеобразие конфликтов в драме А.Н. Островского «Гроза»
Курсовая работа
Студента IIкурса,
факультета русской филологии
Паторского Леонида Анатольевича
Научный руководитель:
доцент
Карпушин Сергей Владимирович
Минск 2006.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Историясоздания, идея, герои 5
Характер,конфликт и особенности сценического
Действия 9
Проблемавзаимоотношений между миром и
Личностью 11
Идеяобреченности «темного царства» 14
ПротестКатерины 15
Особенностиконфликта 17
Заключение 22
Списокиспользованной литературы 23
ВВЕДЕНИЕ
Вкаждом драматическом произведении связь между композицией, конфликтом и жанромочень тесная, эти три компонента произведения просто не могут не перекликатьсядруг с другом, и достаточно часто, обозначив его жанровое определение, выделенноемелким шрифтом на титульном листе, мы угадываем не только формопроявление исюжетное разрешение, а вместе с ним и идейно-тематическую основу произведения,но и основной конфликт, порождающий эти идеи. Иногда само жанровое определение(в этом случае зачастую подчеркнутое автором) может просто не соответствоватьосновным традициям жанрового деления в литературе. Тот факт, что жанровоеопределение автора вдруг не соответствует форме или содержанию, наводит намысль, что и конфликт тут намного глубже, чем диктуют рамки одного избранногожанра. Если же писатель нарочно подчеркивает это несоответствие между формой исодержанием, то исследователи, критики сталкиваются с еще одной загадкой,разрешение которой важно для понимания конфликта, а, следовательно, и идеипроизведения. Ярким примером могут служить гоголевские «Мертвые души», не случайноназванные поэмой. Своим произведением Н.В. Гоголь как бы подводит итог развитиялитературы, заставляя отточенные до совершенства уже существующие жанрыработать по-новому, и целью такой работы является выявление более глубокогоконфликта.
Картины в пьесе«Гроза», и история ее создания обнаруживает множество сходств и различийпостижения формально-содержательных элементов художественной ткани произведения.А.Н. Островский не подводил итоги, не синтезировал новые жанры, тем не менее,жанровое определение «Грозы» как бытовой социальной драмы, данное им самим,является не совсем точным, а соответственно, и один, лежащий на поверхностиконфликт, по сути, заменяется другим, более глубоким и сложным. Жанровоеопределение А. Островского явилось лишь данью литературной традиции. Конфликтуже здесь суждено сыграть совсем иную роль.
Островский показал,что и в окостенелом мире Калинова может возникнуть народный характерпоразительной красоты и силы, вера в которого – истинно Калиновская – все жеоснована на любви, на свободной мечте о справедливости, красоте, какой-товысшей правде.
Цель исследовательской работы:проанализировать художественное произведение науровне раскрываемых в нем конфликтов.
Задачи:рассмотреть систему конфликтогенов на формально-содержательном уровне организациитекстового материала; проанализировать роль главных героев, их поступков впроцессе организации конфликтной ситуации.
Объект исследования:раскрытие эврестического потенциала социально-бытового конфликта врамках художественного произведения.
Предмет исследования:раскрытие специфики проявления социально-бытовогоконфликта сюжетно-композиционной и языковой основах художественногопроизведения.
Методы исследования:психологический анализ художественного произведения.
Прогнозные предложения о развитии объектаисследования:В драме «Гроза» можноисследовать огромное количество проблем. Для произведения продуктивным является исследование таких проблем, как:взаимоотношение между «старым» и «новым» поколением в произведении; новыевзгляды на жизнь «молодого» поколения людей Калинова; будущее Калинова и др.
Научная новизнаисследовательской работы определяется характером привлекаемого материала испособами её литературоведческой интерпретации.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ИДЕЯ,ГЕРОИ
Александр Николаевич Островский (1823-1886) – великийрусский драматург. Развивая традиции реалистической драматургии Грибоедова,Пушкина, Гоголя, он своим творчеством завершил создание русской национальнойдраматургии, утвердил реализм на русской сцене. Его театр явился школой рядапоколений русских актеров.
Существует версия, что Островский писал«Грозу», будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра ЛюбуКосицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла.Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя — она любила другого,который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859 году, ЛюбовьПавловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образюной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора.
Пьеса была написана в 1859 году в период общественногоподъема, когда трещали устои крепостничества, и в душной атмосфередействительности собиралась гроза. Пьеса Островского переносит нас в купеческуюсреду, где домостроевские порядки поддерживались наиболее упорно. Жителипровинциального города живут замкнутой и чуждой общественным интересам жизнью,в неведении того, что творится в мире, в невежестве и равнодушии. Круг ихинтересов ограничен рамками домашних забот. За внешним спокойствием жизникроются мрачные мысли, темный быт самодуров, не признающих человеческоедостоинство. Представителями «темного царства» являются Дикой иКабаниха. Первый — законченный тип купца-самодура, смысл жизни которогозаключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал. Островскийпоказал из жизни. Властная и суровая Кабаниха — еще более зловещая и мрачнаяпредставительница домостроя. Она строго соблюдает все обычаи и порядкипатриархальной старины, поедом «ест» домашних, разводит ханжество,одаряя нищих, не терпит ни в ком проявления личной воли. Островский рисуетКабаниху как убежденную защитницу устоев «темного царства». Но даже всвоей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит пробуждение чего-тонового, чуждого и ненавистного ей. И Кабаниха горько сетует, чувствуя, какжизнь разрушает привычные для нее отношения: «Ничего-то не знают, никакогопорядка. Проститься-то путем не умеют. Так-то вот старина-то и выводится. Чтобудет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж тохорошо, что не увижу ничего». Под этой смиреной жалобой Кабанихи — человеконенавистничество,неразлучное с религиозным ханжеством.
«Гроза», опубликованная в 1860 году, явиласьсвоеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо,нежели во всех предшествующих пьесах, раскрылась и его сатирическая мощь, и егоспособность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
Образами Дикого, Кабанихи, Феклуши, полусумасшедшейбарыни драматург показал, что господствовавшие в тогдашней жизни общественныеотношения основаны были на диком произволе, деспотизме и жестоком насилии.Дикой и Кабаниха, богатейшие люди города Калинова, держат всю власть в своихруках. Они делают все, что им заблагорассудится.
В пьесе «Гроза» драматург изобразил не толькомертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним.Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с утверждениемрастущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся наборьбу за свои человеческие права.
В центр драмы «Гроза» Островским поставлена Катерина –натура поэтическая, чистая, открытая, созидательница по сути своего сильногохарактера. Она сама говорит о себе, что уродилась такая горячая. «Если оченьмне тут опостынет, не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» — говорит она. – «Здесь все как будто из-под неволи».
В главной героине драмы писатель нарисовал новый тип –самобытной, цельной, самоотверженной русской женщины, решительностью своегопротеста предвещавшей наступление конца темного царства.
Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевнуюкрасоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность нетолько терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство.
Добролюбов назвал Катерину характером народным,национальным, «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенноевыражение в ней непосредственногопротеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокуютипичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что онпредставляет «художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разныхположениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи»[1].
Цельность, решительность характера Катерины выразиласьв том, что она отказалась подчиняться распорядкам кабанинского дома и предпочлажизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы исмелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму. Героиня Островского отразилав своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масспротив ненавистных условий темного царства.
Ведущие образы «Грозы» раскрываются на широкомсоциально-бытовом фоне, органически включенном в развитие действия. В «Грозе»второстепенные действующие лица (Кулигин, Феклуша) не участвуют прямо вразвитии основной сюжетной интриги, но они необходимы, они служат воплощениютемы и идеи произведения и помогают драматургу нарисовать в пьесемногостороннюю картину русской жизни. Искусно используя самые разнообразныеизобразительные средства общенародного языка, Островский делает речь персонажей«Грозы» социально типичной и одновременно отчетливо индивидуальной, конкретной,образной, живописной.
Композицию «Грозы» драматург мастерски подчиняетестественному раскрытию лежащего в основе пьесы конфликта, отражающего борьбумежду изжившей себя крепостнической моралью и прогрессивными стремлениями кпроявлению человеческих прав. Действие «Грозы», отличаясь эпической широтой,глубоко драматично, оно непрерывно нарастает в своем внутреннем и внешнемдинамизме. Повышая драматичность и сценичность пьесы, Островский прибегает к контрастномуизображению, к параллелизму между переживаниями действующих лиц и явлениями,происходящими в природе (гроза), к резким поворотам в развитии действия,насыщает пьесу эпизодами высокого эмоционального напряжения. Эта пьеса,действие которой выносится и на улицу, и на площадь, — произведение огромнойсоциальной масштабности, отчетливой демократической идейности, глубокотипических характеров и высокой театральности.
Наиболее глубокое раскрытие идейного смысла ихудожественных особенностей «Грозы» дал Н.А. Добролюбов. Незадолго до появления«Грозы» он выступил со статьей «Темное царство», в которой гениально истолковалтворчество Островского как обличителя темного царства самодержавной России, какписателя, обладавшего «глубоким пониманием русской жизни и великим умениемизображать резко и ярко существенные ее стороны».
«Гроза» послужила новым доказательством справедливостиположений, высказанных революционно-демократическим критиком. Добролюбовразъяснял, что народность «Грозы», как и всего творчества Островского,заключается в том, что его пьесы, показывая господствующие в жизни сложныеотношения со всеми их последствиями, служат «отголоском стремлений, требующихлучшего устройства»[2].
ХАРАКТЕР, КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ СЦЕНИЧЕСКОГО ДЕСТВИЯ
Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волгираскинулся город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля, леса. «Виднеобыкновенный! Красота! Душа радуется!» — восхищается Кулигин. Казалось бы, ижизнь людей этого города должна быть счастливой. Однако это не так. Идет борьбановых сил, молодого поколения с отжившими общественными порядками и их защитниками.Молодое поколение в пьесе представляют Катерина, Варвара, Кудряш, Тихон. Каждыйиз них по-своему противостоит «темному царству», основными представителямикоторого являются Кабаниха и Дикой. В основе композиции «Грозы» лежит любовнаядрама. Завязка действия начинается с признания Катерины в том, что она не любитТихона, а любит Бориса. Любовь Катерины драматична, так как она воспитана врелигиозной семье. Ее чувства входят в противоречие с теми взглядами, которыеей привили с детства. Поэтому она считает свою любовь к Борису грехом, которыйне в силах побороть. Ее страдания усиливаются еще и тем, что она правдивый иискренний человек: «обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу».Чувство Катерины ни в ком не вызывает самочувствия, одна Варвара жалеет ее истарается ей помочь. Однако Варвара предлагает Катерине помощь, котораяпротивоестественна для Катерины и только усиливает ее страдания. Варвара, воспитаннаяв семье Кабанихи, научилась лгать и изворачиваться, увидев в этом возможностьпротивостоять гнету матери. Варвара живет по принципу: «делай, что хочешь,только бы шито да крыто было». По этому же принципу живет ее возлюбленныйКудряш, работающий у Дикого. В образе Дикого показана грубая сила самодурства.Речь Дикого невежественна. Он ничего не хочет знать о науке, культуре,изобретениях, улучшающих жизнь. Дикой постоянно воюет, но только с теми, ктоего боится или зависит от него материально. Домашние прячутся от него почердакам и подвалам, Борис, племянник, терпит его ругань, так как зависит отнего. Дикой жаден. Смысл его жизни — приобретать и увеличивать свое богатство.Для этого он не брезгует никакими средствами. Имея тысячи, он чувствует своюсилу и нагло требует всеобщего уважения и покорности. Однако в облике Дикого,несмотря на всю его воинственность, есть черты комичного. Кабаниха же самаязловещая фигура в городе. Она соблюдает в доме изжившие себя порядки и обычаи,основанные на религиозных предрассудках и Домострое. Жертву свою она «поедомест», «точит, как ржа железо». Речь властной Кабанихи звучит как приказ.Кабаниха — выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, чтоодни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорностьтех, кто денег не имеет. Она хочет убить в домашних волю, всякую способность ксопротивлению. Ни Тихон, ни Варвара не смеют ей открыто противоречить. Однакоих не устраивают патриархальные порядки в доме. Варвара говорит: « что за охотасохнуть-то! Хоть умирай с тоски...» Она тайно встречается с Кудряшом ипредлагает такой же способ Катерине. Катерине трудно пойти на это, но онарешает: «Будь, что будет, а я Бориса увижу!» Однако она не может долго скрыватьсвою любовь и решается на покаяние. Публичное покаяние показывает всю глубинуее страданий, нравственное величие, решительность и силу воли. Она говоритБорису: «Я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда». Нопубличное покаяние не приносит ей облегчения. Катерина остается совершенноодна, ей неоткуда ждать поддержки. Вся будущая жизнь представляется ей сплошныммучением за совершенный грех. Ее положение в семье становится невыносимым. Втаком состоянии Катерина могла опереться только на любимого человека. Но Борисне мог быть такой опорой. Материально зависимый от Дикого, он подчиняется еговоле и уезжает в торговую слободу Кяхту. Что же осталось Катерине? «Кудатеперь? Домой идти?.. Опять жить? — спрашивает она себя. — Нет, нет, не надо,нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны!.. Умеретьбы теперь...» Единственный выход, который она находит, — броситься в Волгу. Испытавсвободу и подлинное счастье, она не может смириться с гнетом зловещей Кабанихи.Против этого восстала вся ее несгибаемая натура, но противостоять этому миру внеравной борьбе она не имела сил. Гибель Катерины — стихийный вызов «темномуцарству». Именно в непримиримости и решительности протеста Катерины Добролюбовувидел «шаткость и близкий конец самодурства». Бегут в другие края Кудряш иВарвара, Тихон жалеет, что не погиб вместе с женой: «Хорошо тебе. Катя! А я-тозачем остался жить на свете да мучиться...» Добролюбов воспринимал гибельКатерины не только как «горькую», но и «отрадную»: в ней он увидел «протест,доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которуюбросилась бедная женщина».ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУМИРОМ И ЛИЧНОСТЬЮ
В центре авторского внимания находитсякризис патриархального мира и патриархального сознания. Но вместе с тем пьесаоказывается гимном живой душе, которая отважилась на смелый протест, напротивостояние окаменевшему миру. А эта проблема будет актуальна во всевремена.
Классицистическая “окаменелость” персонажейглубоко соответствует всей системе патриархального мира. Это его неспособностьк изменениям, его яростное сопротивление всему, что не соответствует егозаконам, порабощает всех, входящих в круг патриархального мира, формирует души,неспособные существовать вне его замкнутого круга. Безразлично, нравится им этажизнь или нет — в другой они жить просто не сумеют. Герои пьесы принадлежат к патриархальномумиру, и их кровная с ним связь, их подсознательная от него зависимость —скрытая пружина всего действия пьесы; пружина, заставляющая героев совершать побольшей части “марионеточные” движения. Автор постоянно подчеркивает их
несамостоятельность, несамодостаточность. Образная система драмы почтиповторяет общественную и семейную модель патриархального мира. В центрповествования, как и в центр патриархальной общины, помещены семья и
семейные проблемы. Доминанта этого малого мирка — старшая в семье, МарфаИгнатьевна. Вокруг нее группируются на различном отдалении члены семейства —дочь, сын, невестка и почти бесправные обитатели дома: Глаша и Феклуша. Та же“расстановка сил” организует и всю жизнь города: в центре Дикой (и неупомянутые в пьесе купцы его уровня), на периферии — лица все менее и менеезначительные, не имеющие денег и
общественного положения.
От мира Калинов отгородился столь прочно,что вот уже больше века не проникает в город ни одно веяние живой жизни.Посмотрите на калиновского “прогрессиста и просветителя” Кулигина! Этотмеханик-самоучка, чьи любовь к науке и страсть к общественному благу ставят егона грань юродства в глазах окружающих, все пытается изобрести “перпету-мобиль”:он, бедный, и не слыхал, что в большом мире давным-давно доказанапринципиальная невозможность создания вечного двигателя… Он вдохновеннодекламирует строки Ломоносова и Державина,
и даже сам пишет стихи в их духе… И оторопь берет: будто не было еще ниПушкина, ни Грибоедова, ни Лермонтова, ни Гоголя, ни Некрасова! Архаизм, живоеископаемое — Кулигин. И его призывы, его идеи, его просветительские монологи обобщеизвестном, о давно открытом кажутся
калиновцам безумными новшествами, дерзостным потрясением основ:
«Д и к о й. Да гроза-то что такое,по-твоему? А? Ну, говори!
Кулигин. Электричество.
Дикой (топнув ногой). Какое еще тамелестричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается,чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи,обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори! Татарин?
Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство,Державин сказал:
Я телом в
прахе истлеваю,
Умом громам
повелеваю.
Д и к о й. А за эти вот слова тебя к городничему...»
Ни громоотводы, ни Ломоносов, ни вечныйдвигатель Калинову не нужны: всему этому попросту нет места в патриархальноммире. А что же происходит за его границами? Там бушует океан, там разверзаютсябездны — словом, “Сатана там правит бал”. В отличие от Толстого, полагавшеговозможным параллельное и независимое существование двух миров: патриархального,замкнутого на себе и неизменного, и современного,
постоянно меняющегося, Островский видел их принципиальную несовместимость, обреченностьзастывшей, не способной к обновлению жизни. Сопротивляясь надвигающимсяновшествам, вытесняющей его
“всей стремительно несущейся жизни”, патриархальный мир вообще отказывается этужизнь замечать, он творит вокруг себя особое мифологизированное пространство, вкотором — единственном — может быть оправдана его угрюмая, враждебная всему чужомузамкнутость. Вокруг Калинова творится невообразимое: там с неба падают
целые страны, населенные кровожадными народами: например, Литва «на нас с неба упала…и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны». Там живут люди «с песьимиголовами»; там вершат свой
неправедный суд султан Махнут персидский и султан Махнут турецкий.
«Нечего делать, надо покориться! А воткогда будет у меня миллион, тогда я поговорю”. Этот миллион даст Кулигину насудилище «право
сноса», будет самым веским аргументом в его пользу. А пока миллиона нет, умницаКулигин «покоряется». Покоряются, ведя свою тихую обманную игру, все: Варвара,Тихон, лихой Кудряш, покоряется затянутый уже в
замкнутое пространство Калинова Борис. Катерина же покориться не может.
Выродившаяся в патриархальном сознании в пустой обряд Вера жива в ней, ееощущение вины и греха прежде всего личностно; она верует и кается с пыломпервых христиан, не закостеневших еще в религиозной обрядности.
И это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину иззамкнутого круга и противопоставляет ее калиновскому миру. В ней увиделикалиновцы явление куда более чужеродное, чем горожанина Бориса или
декламирующего стихи Кулигина. Потому Калинов устраивает над Катериной суд.
В блестящем этюде “А судьи кто?” В. Турбинтонко исследует тему суда в “Грозе”: “Никого не хочет судить Кулигин. Сусмешкой уклоняется от роли судьи простушка Варвара: «Что мне тебя судить? Уменя свои грехи есть».
Но не им противостоять охватившему Калинов массовому психозу. А психозразжигают две мельтешащих на сцене чудачки: странница
Феклуша и барыня с лакеями. Феклушины повествования о Махнутах и людях впесьими головами представляются Турбину важнейшим
элементом поэтики пьесы: «И глядятся друг в друга, будто в зеркало, два мира:фантастический и реальный». И опять мы встречаемся со сборищем монстров, кентавров.Правда, на сей раз их причудливые фигуры — только фон, на котором, по мысли скиталицы-странницы,яснее выступает праведность суда, творимого здесь, в Калинове.
Этот суд затаился в ожидании жертвы. И жертваявляется: в раскатах грома, в сверкании молнии раздается естественное, честноеслово взалкавшей очищения грешницы. А что было дальше, слишком известно. Где-тов царстве Махнутов турецкого и персидского Катерину, может быть, помиловали бы;но в Калинове пощады ей нет.
Гонимая в бездну, в пропасть всепроникающим, всенастигающим
словом самодеятельного суда, грешница уходит из жизни: «В омут лучше… Даскорей, скорей!»
ИДЕЯ ОБРЕЧЕННОСТИ «ТЕМНОГО ЦАРСТВА»
Развитие действия в «Грозе» постепеннообнажает конфликт драмы. Еще велика власть Кабанихи и Дикого над окружающими.«Но чудное дело, — пишет Добролюбов в статье „Луч света в темномцарстве“, — самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-тонедовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.., выросла другая жизнь,с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже даетсебя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволусамодуров». Таково «темное царство» — воплощение всего строя жизницарской России: бесправие народа, произвола, угнетения человеческогодостоинства. В этот мир Диких и Кабаних попадает Катерина — натура поэтическая,мечтательная, свободолюбивая. Мир ее чувств и настроений сформировался вродительском доме, где она была окружена заботой и лаской матери. В атмосфереханжества и назойливости, мелочной опеки конфликт между «темнымцарством» и душевным миром Катерины зреет постепенно. Катерина терпит лишьдо поры. «А уж коли мне очень здесь опостылеет, так не удержать меня никакойсилой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хотьты меня режь!» — говорит она. Не найдя отзвука в сердце недалекого изабитого мужа, ее чувства обращаются к человеку, непохожему на всех окружающих.Любовь к Борису вспыхнула с силой, свойственной такой впечатлительной натуре,как Катерина, она стала смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт нетолько с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини.Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость«темного царства». Но драма завершается нравственной победой Катериныи над силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями,сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. Самоубийство героини- это протест никчемной жизни, темным силам царства домостроя. Если женщина,самое бесправное существо, да еще в темной, косной среде купечества, не можетбольше мириться с гнетом «самодурной силы», значит, средиобездоленных, забитых людей зреет возмущение, которое должно побудить народ крешительной борьбе. Для своего времени, когда Россия пережила период громадногообщественного подъема перед крестьянской реформой, драма «Гроза»имела важное значение. Образ Катерины принадлежит к лучшим образам женщин нетолько в творчестве Островского, но и во всей русской и мировой художественнойлитературе.
ПРОТЕСТКАТЕРИНЫ
Образ Катерины является самым ярким образом в пьесеОстровского «Гроза». Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины,назвал ее «лучом света в темном царстве». Хорошо и беспечнопротекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя«на воле». Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла илюбовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, онаговорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжаламеня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».
Катерина отличаетсяот всех представителей «темного царства» глубиною своих чувств,честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь вхорошей семье, она сохранила всепрекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура,открытая душа, которая не умеет обманывать. «Обманывать- то я не умею;скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре, которая утверждает, чтовсе в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то «мудреной»,«чудной». Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она сдетства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая свою горячую натуру, она говорит:«Такая уж я зародилась горячая!». Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речьее — эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная — проникнутавысокой поэзией и иногда напоминает намнародною песню.
Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла всевековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина,которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок ивоспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катеринувоспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и неможет уйти. Попав в новую семью, где всенаходится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катеринане находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катеринаособенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома. Постепенно жизнь в доме Кабанихи, котораяпостоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодойженщины невыносимой. В ее душе начинаетзарождаться глухой протест против «темного царства», которое не далоей счастья, свободы и независимости. Этот процесс развивается… Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым онадоказала свою правоту, нравственную победу над «темным царством».
ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТА В ПЬЕСЕ
Конфликт — это столкновение двухили нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесеОстровского «Гроза» несколько конфликтов, но как же решить, какой из нихглавный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальныйконфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражениестихийного протеста народных масс против сковывающих условий «темного царства»и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркойсвекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма — это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда исама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от нихвнешних сил. В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной иКабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаватьсяновому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд.Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликтразвивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу «Гроза» можноопределить как трагедию. Трагедия — произведение, в котором присутствуетнеразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законамижизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожана античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязказаканчивается гибелью главного героя, как и в античной трагедии. ГибельКатерины — это результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые героипьесы как бы различаются временем, в которое они живут. Например: Кулигин — эточеловек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известныеще в античности, или перпетуум-мобиле, что является отличительной чертойсредневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно ужеизобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина — этотоже черта человека XVIII века. Борис — это уже просветитель XIX века, образованныйчеловек. Катерина же — героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве — эторассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этоммире царей только всепроникающая взаимная любовь, человек не отделяет себя отобщества. Катерина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных инравственных законов, всякое нарушение их — неминуемая смерть. Катеринаоказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старшеКабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского укладав Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все какположено: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, ией все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость.Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, ипатриархальный уклад внутри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многомВарвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. БезВарвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к молодежи городаКалинова, которая сформировалась на переломе патриархальных отно