Доклад по истории
на тему:
СОДЕРЖАНИЕ
TOC o «1-3» h z u СОДЕРЖАНИЕ… PAGEREF _Toc135147842 h2
1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОРЫ НАЧАЛА ВЕКА… PAGEREF _Toc135147843 h3
2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ… PAGEREF _Toc135147844 h3
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ… PAGEREF _Toc135147845 h3
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА ЗАПАДЕ… PAGEREF _Toc135147846 h3
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РОССИИ… PAGEREF _Toc135147847 h3
3. ЛЕГКАЯ ПОЭЗИЯ КЛАССИЦИЗМА… PAGEREF _Toc135147848 h4
4. РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛАВЕКА… PAGEREF _Toc135147849 h 4
5. РОМАНТИЗМ… PAGEREF _Toc135147850 h4
ПОНЯТИЕ «РОМАНТИЗМ». PAGEREF _Toc135147851 h4
6. ПОЭТЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА». PAGEREF _Toc135147852 h5
7. ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ… PAGEREF _Toc135147853 h6
8. РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙРЕАЛИЗМ… PAGEREF _Toc135147854 h 7
9. ЛЕВ ТОЛСТОЙ… PAGEREF _Toc135147855 h8
10. РАЗЛОЖЕНИЕ НАРОДНИЧЕСКОЙЛИТЕРАТУРЫ… PAGEREF _Toc135147856 h 9
11. КРЕСТЬЯНСКО-МЕЩАНСКАЯ ПОЭЗИЯКОНЦА ВЕКА… PAGEREF _Toc135147857 h 10
12. НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭПОХИ… PAGEREF _Toc135147858 h10
1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СПОРЫ НАЧАЛА ВЕКА- Русская литературная жизнь начала XIX в. протекала под знаком всеуглубляющегося распада классицизма и ожесточенных споров вокруг егохудожественного наследства. Многообразные события конца XVIII в. — начавшийсяпод влиянием роста капитализма и распада феодально-крепостнических отношений,вовлечение в эту культуру страны, все более широких слоев помещичьего класса и«третьего сословия — вся эта цепь разнородных явлений вела к упадку иразложению господствовавшего стиля предыдущей эпохи. Подавляющая частьписателей отказалась оттого, что так любовно культивировал классицизм — отчинного и холодного нормативизма, заботливо отделявшего „высокие“виды искусства от видов „подлых“, служивших интересам презренной»черни". Демократизация литературы сопровождается и демократизациейязыка. Организацию литературной базы староверства в начале века взял на себяадмирал А. С. Шишков, высказав свои идеи в очерке «Рассуждение о старом иновом слоге российского языка», вышедшим в свет в 1803 и быстросделавшимся исповеданием веры всех сторонников «доброго старого»классического искусства. Этому центру литературного «староверства»противостояли два общества, объединявшие противников классицизма. Наиболееранним по времени своего возникновения и вместе с тем наиболее радикальным посвоим политическим тенденциям было «Вольное общество любителей российскойсловесности».
2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ- Ранее других противников классицизма в русской литературе появился иоформился сентиментализм.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — литературное направление в Западной Европе и России XVIII — начала XIX вв.
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ НА ЗАПАДЕ — термин «сентиментализм» образован от прилагательного «сентиментальный» (чувствительный), которое встречается уже у Ричардсона, но особую популярность приобрело после книги Л. Стерна «A sentimental journey through France und Italy» (Сентиментальное путешествие по Франции и Италии, 1768). Независимо от Стерна, в ином смысле, им пользовался и Шиллер «über naive und sentimentalische Dichtung» (О наивной и сентиментальной поэзии, 1795). В буржуазном литературоведении Запада термин «сентиментализм» не в ходу. Немцы, следуя Лессингу (письмо Л. к переводчику Стерна И. Боде, 1768), предпочитают термин empfindsam (чувствительный), объединяя под рубрикой «чувствительная поэзия» (empfindsame Dichtung) такие факты литературы, как духовные песни пиетистов, роман в письмах, слезную комедию и т. п., но, не стремясь истолковать как продукты единой стилистической системы.646
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РОССИИ — в русской литературе буржуазная сущность европейского сентиментализма потеряла свой социальный смысл. Русское дворянство восприняло новый стиль европейской литературы как удобную форму для художественного выражения своих новых запросов. Начавшийся распад феодальных отношений толкал известную часть дворянства в сторону личных интересов, интимных переживаний. Назначение искусства теоретики нового направления видели в том, что оно «должно заниматься одним изящным, изображать красоту, гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления» (1793, «Что нужно автору?» Карамзина). «Поэзия — цветник чувствительных сердец» — говорил Карамзин. Поэт — «искусный лжец», «находит в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону», «описывает те предметы, которые к нему близки и собственною силою влекут к себе его воображение», но это расширение круга явлений, подлежащих ведению поэта, сравнительно с поэтикой классицизма ограничено требованием: «молодому питомцу Муз лучше изображать в стихах первые впечатления 649любви, дружбы, нежных красот природы, нежели разрушение мира, всеобщий пожар Натуры и пр. в сентиментальном роде» (из предисловия ко 2-й книжке «Аонид», 1796). В жанре элегии разрабатывались темы любви, дружбы, сельской натуры с нарочитым вкусом к «чувствительным» сюжетам. Меланхолия — «нежнейший перелив от скорби и тоски к утехам наслажденья» — считается настроением «милее всех искусственных забав и ветренных утех». Мысли о кладбище, размышления на кладбище ночью при луне с воспоминаниями об Юнге, Оссиане, Грее типичны для меланхолика, любующегося слезой своей и прославляющего творца вселенной. Идиллические воспоминания о прошедшем, розовые мечты о будущем, о власти провидения входят в душевный багаж поэта-сентименталиста, признавшего, что разум, к-рый революционная буржуазия во Франции провозгласила могучей силой обновления мира, недостаточен и что воспитывать надо «сердце» — «виновник дел великих, дел благородных».
3.ЛЕГКАЯ ПОЭЗИЯ КЛАССИЦИЗМА — почти одновременно ссентиментализмом получила широкое распространение легкая поэзия классицизма.Этот род поэзии существовал уже в XVIII веке в пределах ортодоксальногоклассицизма как одна из его маловлиятельных, но характерных тенденций(«Душенька» Богдановича, «Евгению, жизнь званская»,«Анакреонтические песни», 1804, Державина и т. д.). Несомненны связи«легкой поэзии» с сентиментализмом — сторонники обоих теченийборолись за обновление литературного языка, на них в равной мере оказалавлияние поэзия Оссиана. Их поэзии свойствен был ряд общих жанров и т. п. Однакопри всей взаимной близости их позиций поэзия легкого классицизма отличалась отсентиментализма меньшей связанностью с миром феодальных отношений.
4.РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ВЕКА — напротяжении всего первого двадцатилетия прошлого века союз сентиментализма илегкой поэзии занимал в русской литературе бесспорно командные высоты; однакооба эти течения далеко не исчерпывали собою всего многообразия литературногопроцесса. Протест либеральной части дворянства, и политическое самосознаниерастущей в эту эпоху буржуазии равно требовали от ее идеологов выхода из тесныхграниц классицизма, обращения их к реальности. Эти тенденции, бесспорно,усилились в начале XIX в., когда рост буржуазного сознания и распад феодализмаприняли уже довольно ощутимые формы. В области прозы к реализму тяготел уже А.Измайлов с его дидактико-сатирической «восточной повестью»«Ибрагим и Осман» и особенно двухтомным романом «Евгений, илипагубные следствия дурного воспитания и сообщества» (т. I, 1799; т. II,1801), в котором содержится широкое сатирическое изображение бытапровинциального и столичного дворянства, его невежества, мотовства иразвращенности. Написанный в манере нравоописательного романа,«Евгений» открыл дорогу прозе Нарежного, который в 1814 дал полныйсатирической направленности роман «Российский Жильблаз, или похождениякнязя Григория Осиповича Чистякова»: нарисованная в нем картина разложенияпомещичьего класса и продажности правящей страной администрации вышла настолькорезкой, что Нарежному удалось выпустить только первые три части«Российского Жильблаза» — три последние были уничтожены пораспоряжению министра народного просвещения гр. Разумовского.
5.РОМАНТИЗМ — на протяжении почти двухдесятилетий, с конца 10-х и до середины 30-х гг. в русской литературе безраздельногосподствовал романтизм.
ПОНЯТИЕ «РОМАНТИЗМ» — слово романтизм, являясь обозначением очень сложного комплекса литературных и общекультурных движений, развернувшихся с конца XVIII до середины XIX в., ассоциируется то с одной, то с другой стороной этих движений и распространяется на весьма разнообразные явления. В наиболее ограниченном и конкретном смысле романтизм обозначает идейное движение, возникшее после перелома в развитии Французской революции (от Террора к Термидору) в результате недовольства ее ходом известных слоев буржуазии и мелкой буржуазии. Но слово, которое стало обозначать это движение, было уже в употреблении раньше, в эпоху нарастания революции, и на его смысле в сильной степени отразилось содержание определенных предреволюционных течений, видоизменением которых явился послереволюционный романтизм. Словом роман в XVI—XVIII в. называли жанр, сохранивший многие черты средневековой рыцарской поэтики и весьма мало считавшийся с правилами классицизма. Характерной чертой жанра была фантастика, расплывчатость образов, пренебрежение правдоподобием, идеализация героев и героинь в духе позднего условного рыцарства, действие в неопределенном прошлом или в неопределенно-отдаленных странах, пристрастие к таинственному и магическому, Для обозначения черт, характерных для жанра, возникло французское прилагательное «romanesque» и английское — «romantic». «Романтическим» было прежде всего то, что, не обладая четкой формальной гармонией классицизма, «трогало сердце», создавало настроение. Вкус к «романтическому» развивался в тесной связи с растущим культом «естественного» в противоположность «искусственному», чувства — рассудку.
Егоприверженцами были почти все значительные писатели этой поры — Пушкин иПолевой, Рылеев и Вл. Одоевский, Бестужев-Марлинский и Жуковский, Баратынский иЗагоскин, Вяземский и Лажечников — все они отдали более или менее обильную даньэтому литературному направлению, которое получило еще большую популярность утретьестепенных беллетристов эпохи. Подобно всем другим направлениям русскойлитературы романтизм сформировался под сильным воздействием Запада. Романтизм вЗападной Европе никогда не представлял собою однородного течения, и егоотличительные черты сильно изменялись в зависимости от тех национальных исоциальных условий, в к-рых он развивался. Наименьшая политическая активностьбыла ему присуща в находившейся под тяжким феодальным гнетом Германии — творчество Новалиса и Тика, Уланда, Гофмана полно стремления ухода отдействительности в потусторонний мир фантастики и религиозного отречения. Иная,полная политического протеста форма романтизма была свойственна французскимромантикам: наряду с умеренным Ламартином мы находим здесь неистовый романтизммолодого Гюго с его насыщенными политическим протестом инвективами противаристократии и дворянства («Рюи-Блаз», «Корользабавляется»). Но всего более мятежным и обличающим западно-европейскийромантизм сделался в Англии, где Шелли и Байрон насытили его враждой каристократии, презрением к буржуазному торгашеству и сочувственным вниманием кбурно вздымавшимся волнам национальных революций. В русской литературе 20-30-хгг. романтизм проявил себя чрезвычайно разнообразно как в художественнойпродукции, так и в критических статьях. В полемике вокруг романтизма выступаликн. Вяземский («Разговор между издателем и классиком с Выборгской стороныили Васильевского острова»), М. Дмитриев («Второй разговор междуклассиком и издателем»), В. Кюхельбекер («О направлении нашей поэзии,преимущественно лирической...»), О. Сомов («О романтической поэзии,опыт в трех статьях»), А. Бестужев-Марлинский (его обзоры «Взгляд нарусскую словесность»), К. Рылеев («Несколько мыслей о поэзии»)Н. Надеждин («О начале, сущности и участи поэзии романтическойназываемой») и мн. др. Полемика шла в русле внеисторического сравнениядостоинств классицизма и романтизма и поэтому не увенчалась успехом.
6.ПОЭТЫ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»- картинарусской литературной жизни 30-50-х гг. была бы неполна, если бы мы не учлисуществований поэзии так наз. «чистого искусства». Под этим условнымнаименованием может быть объединено творчество тех поэтов, которые защищалиидеологию консервативной части помещичьего класса. Группу эту возглавлялиТютчев и молодой Фет, в ней деятельно участвовали А. Майков (первое издание егостихотворений — 1842), Н. Щербина, («Греческие стихотворения»,Одесса, 1850; «Стихотворения», 2 тт., 1857) и др. Несомненнымпредшественником этой линии в русской поэзии был Жуковский, в некоторых мотивахПушкин и Баратынский. Однако ни у Пушкина, ни у Баратынского мотивы«чистого искусства» не получили такого всестороннего развития, как впоследующую пору русской поэзии, что с несомненностью объяснялось усугубившимсяразложением питавшего их класса. Нетрудно установить дворянское происхождениеэтой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом еевладельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов.Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшимв тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям. Глубокозакономерен тот факт, что в их произведениях мы не найдем ни одной изпопулярных в 40-50-х гг. тем — обличение феодально-полицейского режима вразличных его сторонах, борьба с крепостным правом, защита эмансипации женщин,проблема лишних людей и т. п. не интересуют этих поэтов, занятых так наз.«вечными» темами — любованием природой, изображением любви,подражанием древним и т. д. Но безучастные к начинаниям либералов иреволюционеров, они охотно выходили из сферы своего уединения затем, чтобывысказаться в неизменно консервативном и реакционном духе по важным проблемамтекущей жизни, угрожавшим жизни их класса (ср. осуждающее послание Тютчева поадресу декабристов и фимиам, воскурявшийся Николаю I А. Майковым в егостихотворении «Коляска»): в эстетических взглядах этих представителейпомещичьей правой не случайно воскрешались давно преодоленные остальнойлитературой субъективно-идеалистические концепции Канта и Шеллинга: здесь сновапроповедовалось напр. учение об абсолютном разрыве между художником и холоднойи безучастной к его деятельности толпой. У этих поэтов были в мировой поэзиисвои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкиеромантики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В неменьшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античнаялитература, творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия, притягивавшее ихгармоничностью своего миросозерцания и безмятежностью своего эпикуреизма.Множество переводов и подражаний древним дали Щербина, Фет, Майков.Господствовавшим и наиболее популярным жанром их однако было лирическоестихотворение, в котором переживания поэта раскрывались на благоухающем фонеусадебных пейзажей (городская цивилизация их внимания к себе почти непривлекала).
7.ШЕСТИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ — феодально-крепостническаясистема, столь долго господствовавшая в стране, столь упорно сопротивлявшаясяатакам ее противников, столь безжалостно подавлявшая малейшее сопротивлениесвоей воле, пала. Падение феодально-крепостнической системы, расшатаннойдлительной классовой борьбой, крестьянскими бунтами, потерпевшей крах вовнешней борьбе с буржуазной Европой, «показавшей гнилость и бессилиекрепостной России» (Ленин), открыло новую эпоху в русской истории. ЦарскаяРоссия окончательно и бесповоротно вступала в период промышленного капитализма.Реформы 60-х гг. при всей их усложненности крепостническими пережитками явились«первым шагом по пути к буржуазной монархии». Наряду с этимнеобходимо подчеркнуть еще один специфический момент в этой эволюции. Спецификаэтой буржуазной перестройки заключалась в том, что буржуазия, еще не придя к власти,уже утрачивает свое революционное значение. Проделав первый этап своей эволюциив недрах феодально-крепостной системы, она уже в период своего торжествапереживает внутренний кризис. Уже в самой реформе она идет вместе спомещиком-крепостником, спешит закрепить с ним союз на базе компромисса. Отсюдапережитки крепостнических отношений в новом буржуазном строе. Отсюдасвоеобразный буржуазно-помещичий блок. Отсюда, с другой стороны, антибуржуазныйхарактер всех прогрессивных передовых течений русского общества с самого началанового периода (начиная народническими и мещанскими течениями). Появление наобщественной арене широких масс разночинной интеллигенции, до тогопредставленной там одиночками, в предельно краткий срок изменило общеесостояние русской литературы. Культивировавшийся дворянской интеллигенциейфилософский идеализм Канта, Шеллинга и Гегеля сменяется позитивизмом,вульгарным материализмом Фохта, Молешотта, Бюхнера, механистическим, нореволюционным в своей основе материализмом Людвига Фейербаха. Порывая сидеалистической философией, разночинцы порывают и с идеалистической эстетикой,энергично настаивая на ликвидации разрыва между жизнью и искусством, наприближений его к действительности, на правдивом изображении последней. В живописи60-х гг. процветает передвижничество Перова и Крамского, явно отображающеесобою идеологические воззрения и требования разночинцев, в литературе растет иширится натурализм. Подобно своим предшественникам — дворянам — разночинскиеписатели обращаются за поддержкой на Запад, но те, у кого они учатся, чьетворчество они используют, радикальным образом отличны от тех, кто был учителемдворянской литературы. В поэзии — это Беранже (песни которого были замечательнопереведены В. Курочкиным), Бёрнс, Гуд, Гейне (притом не столько винтимно-романтической, сколько в сатирически-революционной стороне своеготворчества), в прозе — это такие социальные и демократические писатели, какБальзак, Гюго, Диккенс, Шпильгаген (невиданным успехом ушестидесятников-разночинцев пользовался напр. роман последнего «Один вполе не воин» с его столь импонирующим образом Лео — борца с затхлойфеодальной средой). Сильное воздействие демократических писателей Западасочеталось у разночинских писателей с продолжением ими социальных и демократическихтенденций Р. л. 40-50-х гг., в особенности Гоголя и Некрасова.
8.РЕВОЛЮЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — напервое место по своей политической остроте и художественной значительностидолжна быть, безусловно, поставлена литературная продукция революционныхдемократов. Ее неизменной журнальной базой был редактировавшийся Некрасовым«Современник». Традиционное в предыдущие десятилетия сожительство наего страницах революционных и либеральных тенденций в эту пору не могло, разумеется,продолжаться: в эту пору обострившейся борьбы классов сотрудничавшие ранее в«Современнике» — Боткин, Дружинин, Тургенев, Фет в начале 60-х гг.ушли из журнала, перекочевав в большинстве своем в консервативно-дворянский«Русский вестник» Каткова. В «Современнике» зародилась ивыросла революционная публицистика Чернышевского и Добролюбова, на страницахэтого журнала были напечатаны и их высказывания по вопросам литературы,оказавшие определяющее воздействие на читательское сознание той поры. Едва линеобходимо распространяться здесь о том, как велико было общеполитическоезначение деятельности Чернышевского: Ленин со всей силой подчеркнул гениальноепровидение Чернышевского в оценке крестьянской реформы (Сочинения, т. I, стр.178, 180), и огромное значение «могучей проповеди» Чернышевского,умевшего «подцензурными статьями воспитывать настоящихреволюционеров» (Сочинения, т. IV, стр. 126, ср. т. XIX, стр. 371). Вдиссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства кдействительности» [1855] нашло себе ярчайшее выражение новое революционноеи материалистическое отношение к искусству. Такова резкая критика Чернышевскимшеллингианского определения искусства как «полного проявления общей идеи виндивидуальном явлении» и противопоставление этому реалистической при всейсвоей фейербаховской механистичности формулы: «прекрасное естьжизнь». Таково далее устранение идеалистического толкования«трагического» как извечной категории человеческого бытия — «трагическое», по понятиям нового европейского образования, есть«ужасное в жизни человека»; таково утверждение приоритета жизни надискусством («Действительность не только живее, но и совершеннеефантазии»). Эстетика Чернышевского звала к созданию прекрасной жизни итакого искусства, которое выполняло бы задачу «приговора о явленияхжизни». Революционный материализм эстетики Чернышевского, с замечательнойрельефностью отразившей в себе новый подход к искусству, привел в величайшеенегодование либерально-дворянских попутчиков «Современника», ноприведя в исступление бар, Чернышевский получил исключительную популярность уразночинской молодежи, увидевшей в его эстетике «целую проповедьгуманизма, целое откровение любви к человечеству, на служение которомупризывалось искусство» (Шелгунов). Исключительной была и критическая деятельностьЧернышевского и Добролюбова. В «Очерках гоголевского периода русскойлитературы» [1855] Чернышевский перебросил мост между движением 60-х гг. иисторически предшествовавшим ему реализмом школы Гоголя, основателя«сатирического или как справедливее будет называть его — критическогонаправления», а в критическом памфлете «Русский человек наrendez-vous», написанном по поводу. повести Тургенева «Ася»[1858], дал резкую политическую критику дворянского либерализма. Основным критиком революционно-демократическоголагеря был Добролюбов. Для того, чтобы оценить все значение произведенного импереворота, необходимо учесть, что в 50-х гг. господством пользовалась так наз.эстетическая критика Дружинина и Анненкова, утверждавшая реакцию против«обличительности», выступавшая против гоголевского направления влитературе. В Пушкине эти критики ценили «тихое, спокойное,радостное» изображение действительности. «Твердо веруя, что интересыминуты скоропреходящи, что человечество, изменяясь беспрестанно, не изменяетсятолько в одних идеях вечной красоты, добра и правды, поэт в бескорыстномслужении этим идеям видит свой вечный якорь. Песнь его не имеет в себепреднамеренной житейской морали и каких-либо других выводов, применимых квыгодам его современников, она служит сама себе наградою, целью изначением». Добролюбов обрушился на эту проповедь эстетизма со всейнепобедимой мощью своего сарказма, в ряде своих статей разоблачив реакционнуюсущность этих теорий. Критика Добролюбова явилась органическим продолжением техпринципов, которые применял в конце 40-х гг. его предшественник Белинский. Егостатьи о Гончарове, Островском, Тургеневе («Когда же придет настоящийдень?») — образцы той «реальной критики», которая«относится к произведению художника так же, как к явлениям действительнойжизни». Вслед за Белинским и Чернышевским Добролюбов сделал свою критикуприговором над явлениями жизни — вспомним осуждение им обломовщины и темногоцарства и страстный призыв к борьбе с самодержавием, крепостничеством илиберализмом. В критических оценках Добролюбова наряду с блестящим анализомтворчества этих писателей содержалась искусно завуалированная, но тем не менеедоходившая до читателя и революционировавшая его пропаганда.
9.ЛЕВ ТОЛСТОЙ — особыми путями идет в эту поруЛев Толстой. Рассуждая формально, мы могли бы найти в его творчестве немалочастных сходств и с либерально-дворянской литературой и среволюционно-народнической беллетристикой. С первыми Толстого сближает топреимущественное внимание к судьбам помещичьего класса, под знаком которогостояли все произведения первого периода его творчества. С революционныминародниками Толстого сближает то отрицание капитализма, которое у него, так жекак и у них, связано с утопической идеализацией общины, «мира». Ноэти аналогии не способны охарактеризовать все своеобразие литературного путиТолстого, глубоко отличного от путей Тургенева и Гл. Успенского и неизмеримоболее сложного, чем они. Творчество Льва Толстого берет начало в дворянскойусадьбе, и то, что Белинский называл применительно к Пушкину «пафосомпомещичьего принципа», со всей силой звучит и в его ранней трилогии[1852-1856], и в «Утре помещика» [1856], и в «Войне и мире»[1868], и в «Анне Карениной» [1873-1875]. Однако в помещичьемсамосознании Толстого уже с 50-х гг. существовала трещина. В отличие отТургенева напр. Толстой уже в «Детстве, отрочестве и юности»сомневался в правомерности существующего порядка вещей. Отсюда у него втрилогии жалость к сыну бедного разночинца Илиньке Граппу, над которымиздевались его герои. Отсюда в повести «Люцерн» резкий протестрассказчика против светской «холодности», «счастливыхбогачей», наблюдавших «из своих высоких блестящих палат» бедногошвейцарского певца и не подавших ему ни гроша («вы холодны, жестоки ибесчестны… вы украли у него наслаждение, которое он вам доставил...»).Отсюда у него и критика устами Оленина светских гостиных, «женщин сприпомаженными волосами и неестественно шевелящимися губками»(«Казаки»). Чем шире развертывается политическая борьба 60-х гг., темсудорожнее ищет Толстой для себя социальной опоры. Эти поиски бесплодны — свеличайшим художественным талантом Толстой показывает лживость всех техвыходов, которым так охотно пользовалось дворянство. В военной карьере он видитпростое участие в бойне ни в чем не повинных людей («Набег»,«Севастопольские рассказы», «Война и мир»), в усадебномхозяйствовании и заботах о мужиках он констатирует бесплодный филантропическийсамообман (герои «Утра помещика», Нехлюдов, выслушав «всепросьбы и жалобы» своих крестьян, недаром испытывает «какое-тосмешанное чувство усталости, стыда, бессилия и раскаяния»). Критикадворянского класса, его хозяйства, его культуры, его эстетики достигает своейнаивысшей силы в романе «Воскресение»; одновременно с нею растет иинтерес к мужику (Платон Каратаев в «Войне и мире», Фоканыч в«Анне Карениной», своим призывом «жить по правде „побожью“ вызывающий в помещике Левине „подымающиеся рыдания“). НиТургенев, ни Гончаров, ни Григорович, ни тем более Пушкин и Гоголь никогда нестояли перед таким трагическим сознанием противоположности дворянской инародной „правды“, перед которой стоял в конце 70-х гг. Лев Толстой:это привело его к глубочайшему творческому перелому (»Исповедь").Толстой отказывается от дворянского искусства, в духе которого он писал ранее,призывая к созданию нового искусства, основанного на «чувствебратства» и «любви к ближним». Если раньше Толстой писалнеторопливые эпические полотна, широкие «хроники», близкие всейтрадиции дворянской литературы с множеством героев, взятых из самых различныхслоев дворянства, с любовной экспозицией светского круга, с чрезвычайноуглубленным психологическим анализом, составившим новую веху в развитиирусского реализма («Война и мир», «Анна Каренина»), тотеперь излюбленным жанром становятся народная новелла или народная драма, схарактерно упрощенной и сжатой сюжетной структурой, с изобилующим народнымиоборотами языком, с неизменно морально-дидактическим содержанием (новеллы«Свечка», «Кавказский пленник», драмы «Властьтьмы», «Коготок увяз, всей птичке пропасть» и др.). Наряду сними Толстой культивирует и любимейший из своих старых жанров, посвященныйисканиям интеллигента-дворянина, уходящего от своего класса («ОтецСергий», «Воскресение»). Общественно-политическое значениеТолстого огромно. В «Хаджи-Мурате», «Крейцеровой сонате»,«После бала», «Живом трупе» он с исключительнойхудожественной силой разоблачил завоевательную политику царизма, ужаскрепостного права, затхлость господствовавшей в стране морали, лживостьбуржуазно-дворянской культуры. «Толстой, — писал Ленин, — сумел сзамечательной силой передать настроения широких масс, угнетенных современнымпорядком, обрисовать их положение, вызвать их стихийное чувство протеста инегодования». В статьях Ленина о Толстом дан непревзойденный по силеанализ его творчества, отразившего «наболевшую ненависть, созревшеестремление к лучшему, желание избавиться от прошлого и незрелостьмечтательности, политической невоспитанности, революционной мягкотелости»(т. XII, стр. 384). Воздействие стиля Толстого на Р. л. колоссально и коснулосьписателей самых различных направлений. Толстовцы «Посредника»(Горбунов-Посадов) и писатели из народа (напр. Семенов), Чехов и Горький,Лесков и Бунин, Вересаев и Пантелеймон Романов, Шолохов и Фадеев, несмотря наглубокое различие своих политических взглядов, многому научились у Л. Толстого.Сила его литературного воздействия вышла далеко за пределы Р. л., и достаточновспомнить одно только имя Ромена Роллана для того, чтобы понять, чем обязанаТолстому общественно-политическая мысль Запада и его художественная культура.
10.РАЗЛОЖЕНИЕ НАРОДНИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — в этиже 70-80-е гг. происходило быстрое разложение того самого революционногонародничества, которое характеризовалось нами выше. Широкий рост капиталистическихотношений выбирал почву из-под ног народников, как мы знаем, всемерностремившихся опереться на имеющиеся в русском крестьянствеантикапиталистические тенденции. Формирование новой революционной силы — рабочего класса, создающего в 70-х гг. свои первые организации, в 80-х гг.вступающего уже активно в революционную борьбу (Морозовская стачка), резковыявило историческое отставание народничества. Со страшной силой обостриласьполитическая изоляция народничества. Антиреволюционная тактика индивидуальноготеррора, игнорирования массовую борьбу, еще более обострила разрыв между кучкойодиночек-террористов и народными массами. Более беспристрастные народническиебеллетристы, напр. Энгельгардт с его «Письмами из деревни», должныбыли прийти к сознанию своего банкротства. Деградация народническогомировоззрения быстро отразилось в художественной литературе. Идти прежнимидорогами для народнических беллетристов было уже невозможно — жизнь разоблачиламногое из того, что им еще недавно казалось непререкаемой истиной. Показательныв этом отношении пути Златовратского, Гаршина и Короленко. Златовратский(«Крестьяне-присяжные», «Среди народа», 1875; «Золотыесердца», 1879; «Устои», 1878) пытался закрыть глаза надействительность.
11.КРЕСТЬЯНСКО-МЕЩАНСКАЯ ПОЭЗИЯ КОНЦА ВЕКА- к тем же второстепенным и самостоятельно развивавшимся течениям Р. л.80-х гг. следует отнести и так наз. крестьянско-мещанскую поэзию той поры,возглавлявшуюся И. З. Суриковым (стихотворения его вышли в 1871,1875, 1877) и включавшую в себя произведения различных поэтов его группы, в томчисле С. Дрожжина. Анализ их по