Реферат по предмету "Литература"


Русская литература ХІХ века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫОДЕССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯКафедра социальных теорийКонтрольнаяработа
на тему: « Русскаялитература ХІХ века »
Студента Ікурса заочного отделения,гр. № 3 факультета гражданского праваАфанасьеваАнатолия АлександровичаОдесса
2004План.
І. Введение.
ІІ. Русско-украинскиелитературные связи.
ІІІ. Общественное движение илитература:
а) первой четверти ХІХ века;
б) 30-х – первой половины 50-х годов;
в) второй половины 50-х – 70-х годов;
г) 80-х – 90-х годов.
ІV.Заключение.
Мы любим великорусский народ и желаем ему всегосамого доброго, любим и изучаем его язык… И русских писателей, великих светочейв духовном царстве, мы знаем и любим…
                                        И.Франко
         Подготовкаграмотного специалиста в любой сфере человеческой деятельности, равно как ипросто воспитание культурного и высоконравственного человека немыслимы безглубокого изучения русской классической литературы с ее огромнымидейно-эстетическим и нравственным потенциалом.
         Впроизведениях русских писателей ХІХ века нашли глубокоеотражение сложнейшие интеллектуальные и моральные искания, свойственныепередовой части общества. Тем самым русская литература, сохраняя огромноепознавательное значение, способствовала идейно-нравственному и эстетическомувоспитанию читателей как в ХІХ веке, так и в наше время. Высокоидейные, художественносовершенные произведения классиков русской литературы продолжают жить всознании все новых и новых поколений, помогая бороться с проповедьюантигуманистических идей, с бездуховностью, с потребительским отношением кжизни. Великие писатели содействовали и содействуют пробуждению в людяхдуховности и великодушия, принципиальности и активного неприятия зла, честности,совестливости, порядочности. Именно поэтому так велика роль литературы ввоспитании высоких общественных и моральных качеств людей, в повышениидуховного и культурного потенциала нашего общества.
         Именно в этом и заключается актуальность данной темы, ибоутверждая высокие духовные ценности, близкие и дорогие всем людям доброй воли,русские писатели становятся активными участниками сегодняшних идеологических дискуссий,нашими соратниками и союзниками в борьбе за жизнь и мир на земле, благородныеидеалы социальной справедливости, за общечеловеческие нормы нравственности. Вэтом и заключается залог бессмертия классики – всегда современной,обновляющейся, всегда нужной нам в наших раздумьях, тревогах и надеждах. Именнотам, в ХІХ веке, мы можем почерпнуть многое из того, что могло бы стать стержнемукраинской национальной идеи, о которой сейчас говорится как о главном условиивозрождения украинской нации. Не примитивный национализм,  не животная ненависть ко всему русскому, небесконечные споры о языках, не повальная американизация, а построениегосударства социальной справедливости, основанного на общечеловеческихценностях, утверждение мира на земле, – вот основополагающие принципы нашейнациональной идеи, без которой невозможно говорить о сохранении независимостинашего государства. Вот так, ни бельше, ни меньше!
         Изучением русской литературы ХІХ века занимались многиеученые. Например, Крутикова Н.Е., одним из основных предметов изучения которойявлялись литературные связи русского и украинского народов (Литературные связирусского и украинского народов. М.1954, Творчість А.П.Чехова та її значення длярозвитку української літератури. К.1954). Заславский И.Я.изучал тему связей великихрусских поэтов с Украиной (Пушкин и Украина: Украинские связи поэта. К.1982,Лермонтов и Украина: Литературно-критический очерк. К. 1989). Кулешова В.И.интересовали самые разнообразные темы. Это и творчество А.С.Пушкина(Пушкин.М.1987), и вопросы натуральной школы (Натуральная школа в русскойлитературе ХІХ века, М.1982), и русская литература ХІХ векавообще (Русская демократическая литература 50-60 годов ХІХвека, История русской литературы (1870-1890 годы). М.1987). Прийма Ф.Я. изучалтворчество конкретных писателей в контексте русской литературы (Шевченко ирусская литература ХІХ века. М.1961, Некрасов и русская литература. Л.1987).Вопросами изучения русской литературыХІХ века занимались РевякинА.И., Соколов А.Н., Поспелов Г.Н. Русской литературе и русско-украинскимлитературным связям посвящен 4 том Собрания трудов Белецкого А., изданное вКиеве на украинском языке. В настоящей работе указана лишь малая часть ученых инаучных трудов, посвященных великой русской литературе ХІХвека. А вообще-то начиналось все с работ В.Г.Белинского и Н.А.Добролюбова, которые– что интересно – сами являются неотъемлемой частью русской литературы ХІХвека, и одновременно были первыми критиками и историками  русской литературы ХІХвека, без автортитетного мнения которых не обходиться ни один исследователь(Полное собрание сочинений в 13 т. М.1953-1959, Сочинения в 9 т. М., Л.1961-1964 соответственно).  
         Источниками русской литературы ХІХ векаявляются выдающиеся произведения писателей и поэтов, живших и творивших в товремя. Среди них и полные собрания сочинений, и собрания сочинений, и отдельныеиздания, а также литература о жизненом и творческом пути писателей и поэтов ХІХвека. В СССР все это систематически издавалось и переиздавалось огромными тиражами, в полных объемахобеспечивались литературой общественные библиотеки. И хотя в независимойУкраине ввиду негласной политики произведения русских писателей и о русскихписателях ХІХ века не издаються, все-таки они остаются в библиотеках и пока досутпнышироким кругам населения. Кроме того, в Украине в свободную продажу поступаетмножество изданий Российской Федерации. Это произведения и Пушкина, иЛермонтова, и Достоевского, и Толстого, а также многих других классиков русскойлитературы, что лишний раз свидетельствует об устойчивом спросе на этулитературу, о ее непреходящем значении.
         Главным методом изучения русской литературы ХІХ векаявляется чтение первоисточников – произведений великих русских писателей ипоэтов. Очень хороший результат дает параллельное изучение первоисточников и критических работ, посвященныхданной теме. Это позволяет глубже понять смысл и значение многих идей,выраженных в произведениях классиков, а то и понять целые произведения (ведь,не секрет, как тяжело дается многим понимание крупнейших произведений,например, Ф.М.Достоевского).
         Основной задачей данной работы является попытка раскрыть впределах ограниченного объема огромное значение русской литературы ХІХ векадля наших дней, раскрыть русско-украинские литературные связи, показатьприсущие русской литературе гуманизм и демократизм, неразрывную связьсоциальной проблематики русской литературы с общечеловеческими идеалами,утверждению которых русские писатели способствовали всей силой своего таланта.
         Еще советскимлитературоведением было установлено, что чем болеезрелой, оригинальной является национальная литература, тем активней она обращаетсяк достижениям прогрессивной духовной культуры других народов. Именно при такихусловиях возникают произведения, которые наиболее полно выражают духовныеинтересы своего народа и всего человечества. Особый интерес в этом плане ( итеоретический, и практический ) представляет изучение тесных и постоянныхвзаимосвязей, которые существовали на протяжении всего ХІХ векамежду литературами русского и украинского народов, как указывал “немодный”нынче В.И.Ленин народов “столь близких и по языку, и по месту жительства, и похарактеру, и по истории”[1].
         Постоянныесвязи русской и украинской литератур достаточно хорошо известны.Процесс этот был взаимным. Речь в данном случае должна идти о взаимообогащении,взаимовлиянии, обмене духовными ценностями. Достаточно вспомнить о прямыхтворческих контактах между отдельными писателями, непосредственное участие рядаукраинских поэтов и прозаиков в русском литературном процессе, а такжепостоянный интерес выдающихся деятелей русской литературы к жизни украинскогонарода, украинскому фольклору, культуре. взаимные переводы и т.д.
         Уже вначале ХІХ века в русской литературе широкое распространение получилаукраинская тема. Это проявилось, в частности, в творчестве В.Нарежного, упоэтов-декабристов, у великого Пушкина. Чрезвычайно велика в истории русско-украинских литературных связей была роль Гоголя, внесшегов русскую литературу сильный заряд украинской национальной культуры. И вдальнейшем развитии русской литературы внимание к истории, жизни, обычаям инравам украинского народа осталось столь же постоянным. В этой связи можновспомнить устойчивый интерес к Украине, ее людям, ее культуре у Тургенева,Лескова, Чехова, Короленко. Последнего, кстати, в наше время многие вообще считаютукраинским русскоязычным писателем.
         Отдельнойтемой в истории литературных связей русского и украинского народов являетсятема “Шевченко и русская литература”. Далеко не случайно русскиереволюционные демократы (Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Некрасов)горячо поддерживали и пропагандировали творчество великого сына украинскогонарода, подчеркивая органическую народность и революционный пафос его стихов.Творчество Шевченко усиливало демократические тенденции в русской литературе,влияло на развитие русского освободительного движения. Вместе с тем хорошоизвестна роль, которую сыграла русская литература в формировании и укрепленииталанта великого украинского поэта.
         Украинскиеписатели ориентировались на те творческие достижения и художественные открытиярусской литературы, которые помогали им широко и разнообразно развиватьпередовые традиции своей национальной культуры. Показательно, что выдающиесяукраинские писатели (Г. Квитка-Основьяненко, Е.Гребенка, Т.Шевченко, МаркоВовчок) некоторые свои произведения создавали на русском языке.
         Постояннымпропагандистом передовой русской литературы на Западной Украине был И.Франко. Вего статьях, рецензиях, письмах часто встречаются отзывы на новейшиепроизведения русских писателей.
         Передовыеидейно-художественные традиции русской классической литературы сыграли большуюроль в развитии талантов М.Вовчок, П.Мирного, Л.Украинки, М.Коцюбинского,который писал: “…Совместное существование обеих родственных литератур нампредставляется могучим условием культурного роста двух, взаимно дополняющихдруг друга, народностей”1.
         В ХХ веке этот процесс продолжался и расширялся, однако истоки его относятсяк литературе ХІХ века. Именно там отчетливо проявилисьтенденции, которые оказались длительными и животворными, т.к. способствовалитворческому обогащению, дружбе и идейно-эстетическому объединениюпредставителей двух народов.
         Историческая эпоха начала ХІХ века отличалась особой сложностью. Кризис феодализма,явственное проявление капиталистических тенденций приводит к обострениюклассовых противоречий. Содействовала пробуждению политического и национальногосамосознания Отечественная война 1812 года. В понимании ее главными героями –солдатами, ополченцами, партизанами – социальной несправедливости заключаются истоки1825 года.
         В это время утрачивает свои позиции классицизм, все большеевлияние набирал сентиментализм, утверждавший свои идейно-исторические позиции вполемике с классицизмом. Это был шаг вперед в историко-литературном развитии. Вотличие от классицистов писатели-сентименталисты преимущественно обращаливнимание на личность человека, его внутренний мир. Вместо классицистическихдогм, обязательных правил, порожденных рационализмом просветительской эстетики,сентиментализм  провозглашает свободу отлюбой скрывающей фантазию художника нормативности, провозглашая право писателяна выражение своей индивидуальности. По целому рядуидейно-эстетическихпризнаков сентиментализм подготавливал утверджение романтизма в литературе, чтодало основание ряду исследователей назвать это литературное направлениепредромантизмом.
         Романтизмомназывают и художественный метод, и литературное направление, и особый типсознания и поведения. Романтики утверджали, что высшей ценнюстью являетсячеловеческая личность, которая не может и не должна подчинять себя властисословно-феодальной морали. Романтическая концепция человеческого характерастроится на противопоставлении героя среде, с которой он находтся во враждебныхотношениях, и в силу этого обречен на трагическое одиночество и часто гибель.Так возникает типично романтический конфликт, который основывается настолкновении идеального, духовного, прекрасного с низменным, материальным,бездуховным.
         Однимиз первых русских романтиков, подготовившим почву для дальнейшего качественнонового этапа литературного развития был Василий Андреевич Жуковский(1783-1852). Читателей сразу же увлекла внутренняя правдивость его стихов, ихглубокий личный характер. В раннем своем творчестве Жуковский выступает каксентименталист, однако сравнительно быстро он перешел на позиции романтизма.Уже в ранних стихах Жуковского раскрывались богатые возможности русскогопоэтического языка, его мелодичность и звучность. Характерная для романтиковтема любви также дана у Жуковского в элегических тонах скорби, печали. Новыепути освоения литературой народного быта, обрядов, гаданий открыли балладыЖуковского, которых он написал более тридцати. Его опыт открыл новые традиции,успешно использованные последующими поэтами. Жуковский обогатил литературныйязык, расширил представление о поэтических возможностях слова, придавал емугибкость, певучесть.
         Ксередине 20-х годов ХІХ века сложились некоторые предпосылки для оформления в русскойлитературе реализма как особой художественной формы. В отличие от романтизмареализм не отрывался от реальной почвы. При этом действительность изображаласьне в статике, а в динамике, в ведущих тенденциях. Широта и подлинная свобода визображении действительности помогли реалистам увидеть жизнь в еенеоднозначности, сложности, противоречивости. Все эти процессы нашли отражениепрежде всего у Пушкина. Ближайшими сподвижниками Пушкина-реалиста в русскойлитературе были Крылов и Грибоедов.
         Впамяти целого ряда поколений Иван Андреевич Крылов (1769-1844)  остался прежде всего как баснописец. БасниКрылова отличаются подлинной народностью, сатирической направленностью, высокимхудожественным совершенством. Басни Крылова внесли новую, свежую струю влитературу начала ХІХ века. Величие Крылова заключается в том, что он перерастает рамкипросветительского реализма с его нравоучительными тенденциями. С поразительнымлаконизмом он воссоздает типичные жизненные ситуации. За многочисленными басеннымизверушками, птицами или насекомыми легко угадываются люди с их характерами,привычками, нравами, поступками. Кто не знает его знаменитого “Квартета”!  А как смело и беспощадно обличает Крыловкрепостническое общество в баснях “Рыбьи пляски”, “Волки и овцы”, “Волк иягненок”, “Крестьяне и река”и др. !БасниКрылова,теснейшим образомсвязанные с народной мудростью, нарлодным опытом, в свою очередьобогащали художественное сознание народы. В русский  язык перешло множество крылатых выражений избасен: “А Васька слушает да ест”, “Слона-то я и не приметил” и многие другие.Даже некоторые заглавия стали нарицательными: “Тришкин кафтан”, “Слон имоська”. творчествокрылова сыграло важную роль и в развитии басни как одного из ведущих жанровукраинской поэзии ХІХ века.
         АлександрСергеевич Грибоедов (1795-1827) являлся автором ряда комедий, написанных как имсамим, так и в соавторстве с П.Я.Катениным. Однако в памяти потомков он осталсяпрежде всего как автор великой комедии “Горе от ума”, котораяпо праву считается первой русской реалистической комедией, что и определяетее важнейшее значение в историко-литературном процессе. Одно из шлавныхдостоинств этой бессмертной комедии – ее блестящий язык. Свободное владениевсеми оттенками языка, высокий ораторский пафос, богатейшая лексика,разнообразие интонаций – все это помогает драматургу создать реалистическийобраз героя-гражданина Чацкого. Комедия Грибоедова сыграла важнуюроль в общественной борьбе своего времени и содействовала дальнейшему развитиюрусской литературы на путях реализма.
         Новый этап в истории русской литературы начался с Александра СергеевичаПушкина (1799-1837), который сыграл великую роль в развитии не только русскойкультуры, но и культуры всего человечества.
         Висторию русской культуры Пушкин вошел не только как гениальный поэт, но и какзамечательно тонкий и проницательный литературный критик, историк, публицист,журналист.  ДеятельностьПушкина-публициста и журналиста была связана с необходимостью борьбы противпродажной и реакционной литературы и критики. В 1830 году он вместе со своимдругом Дельвигом принимал самое активное участие в издании “Литературнойгазеты”. В последний год жизни Пушкин издавал журнал “Современник”.
         Знаменательно,что Пушкин родился в последний год ХVІІІвека.Он подвел итоги всем достижениям предшествующего этапа развития русскойкультуры, и он же начал новый, качественно более высокий этап в ее истории.Пушкин был подлинным преобразователем и в области литературного творчества, и вобласти русского литературного языка. С его именем связано начало величиярусской литературы, которая постепенно становилась одной из влиятельнейшихлитератур мира. Нет ни одного выдающегося деятеля русской культуры (будь онписателем, художником или композитором), кто бы не испытал на себеблаготворного влияния пушкинского гения. Он проложил дорогу к жудожественнойправде, истинной народности, помог осознать благородную роль искусства в борьбеза высокие идеалы свободы и просвещения, добра и справедливости. В своихмногочисленных произведениях пушкин поставил проблемы, имевшие важнейшеезначение, утверждая тем самым общественную роль литературы в политической жизнисвоего времени. Остро и проницательно писал пушкин об отношениях народа и самодержавия,личности и государства, о крестьянских судьбах и крестьянской революции.Созданные им характеры Онегина и Германа, Самсона вырина и Пугачева, Татьянылариной и Маши Мироновой надолго приковали к себе внимание русских писателей,продолжавших художественное исследование действительности в традициях,завещанных великим поэтом.
         ГениальностьПушкина проявилась во всех родах литературы, во всех ее жанрах. Он создалбессмертные образцы философской, политической пейзажной лирики. Его поэмы – иромантические, и реалистические – были новым словом в истории литературы.Пушкин создал уникальный роман в стихах “Евгений Онегин”, подобного которому, по сущуству, нет до сих пор. Пушкин был зачинателемпочти всех прозаических жанров, существующих и сегодня: путевых записок,очерка, исторического романа, философской повести. Драматургия Пушкина сыгралаважную роль в утверждении философского пафоса, психологической глубины исценического реализма в истории русского театра. Новую страницу открыл пушкин ив истории русского фольклоризма. Созданные им “Сказка о попе и о  работнике его Балде”, “Сказка о рыбаке ирыбке”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о золотом петушке”раскрыли новыевозможности обогазения литературы.
         УрокиПушкина – это уроки патриотизма, высокой нравственности. В его творчествезаключен целый мир необычной душевной чистоты и благородства. Сразу же послегибели Пушкина в одной из газет была напечатана статья, вызвавшая гнев уцарских прислужников: “Солнце русской поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цветелет, в середине своего великого поприща!.. Более говорить о сем не имеем силы,да и не нужно; всякое русское сердце знает ценну этой невозвратной потери, ивсякое русское сердце будет растерзано”1.Это солнце русской поэзии продолжает и понынесветить народам всего мира! Акак пронзительно отозвался на гибельПушкина Н.В.Гоголь в одном из своих писем: “Все наслаждениемоей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего непредпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я невоображал его пред собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чемуизречет неразрушимое и вечное одобрение свое, вот что меня только занимало иодушевляло мои силы. Тайный трепет не вкушаемого на земле удовольствия обнималмою душу… Боже! Нынешний труд мой, внушенный им, его создание… Я не в силахпродолжать его. Несколько раз принимался я за перо – и перо падало из рук моих.Невыразимая тоска!..”2
         Поражениевосстания декабристов в 1825 году привело к большим изменениям как вполитической жизни России, так и в идеологической сфере. Идейные искания 30-хгодов были связаны с осознанием кризиса дворянской революционности ипостепенным формированием идеологии демократической. Процесс этот былдлительным и противоречивым. Прежде всего нужно было глубоко осмыслить урокипрошлого, а они свидетельствовали о непреодоленном разрыве между народом и передовымотрядом дворянской интеллигенции. Только до поражения декабристов возможно былосоединение в русской литературе просветительских и романтических тенденций,открытых призывов к свободе и т.д. В новых условиях восприятие действительностистало иным. В романтическом типе сознания исчезает былой оптимизм, вера ввозможность осуществления просветительских идеалов. На первый план выдвигаетсястремление понять общие. глобальные процессы жизни, закономерность бытия вфилософском плане.
         Поэтамэтого времени (Д.В.Веневитинов, С.П.Шевырев, А.С.Хомяков, В.Ф.Одоевский,Е.А.Баратынский, А.В.Кольцов) свойственно увлечение философской проблематикой,стремление понять, осмыслить, выразить в поэтическом слове отношения человека иприроды, человека и вселенной, воспринимаемых в их единстве, попытка разгадатьтайны исторического развития человечества.
         Новую страницу в истории русской литературы открыл Михаил ЮрьевичЛермонтов (1814-1841). В свое время Белинский отмечал, что “Лермонтов– поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепиисторического развития нашего общества”3. Безверие, отсутствиенадежды, леденящие душу вопросы – вот основа лирики Лермонтова, которой он, впринципе, остался верен до конца своих дней. Вот пример пессимистической лирикиЛермонтова.
      Как страшно в жизни сей оковы
                                                         Нам в одиночестве влачить.
                                                         Делить веселье – все готовы.
    Никто не хочет грусть делить.

Никто о том непокрушится,
                                                         И будут (я уверен в том)
 О смерти больше веселиться,
                                                         Чем о рождении моем…
(“Одиночество”)
         В этом мире поэт, проникнутый высокими помыслами, призванныйвозвестить идеалы добра и красоты, оказывается непонятым, ненужным и одиноким.Мысль о высоком предназначении поэта всегда присутствовала в творчествеЛермонтова. Он чувствовал себя обязанным рассказать миру о своих сомнениях итревогах, он избран для этого, такова его миссия, и выполнить выпавшее на егодолю предназначение он считает своей святой обязанностью, своим долгом:
  Кто может, океан угрюмый,
                                                          Твои изведать тайны? кто
                                                          Толпе мои расскажет думы?
                                                          Я – или бог – или никто!
(“Нет, я не Байрон...”, 1832)
         Лермонтовстал выразителем идей и насторений новой эпохи, что предопределило особуюостроту, драматизм, страстность его поэзии, драматургии, прозы. Лермонтовскаяпоэзия содержит такую энергию отрицания и вместе с тем такое познаниевнутреннего мира человека, тонкость психологического анализа и самоанализа,каких не было ни у одного из его предшественников и современников. Воздействие,которое Лермонтов оказал на дальнейшее развитие русской литературы, огромно. Впоэзии Некрасова, крупнейшего поэта следующего революционно-демократическогопериода, получили дальнейшее развитие традиции Лермонтова, егогражданственность, патриотизм, энергия мысли, мастерство в использованиифольклора. Лирика Лермонтова, раскрывающая душевные переживания человека, и темболее роман “Герой нашего времени”сыграли очень большую роль в развитиирусской психологической прозы.
         Бессмертныепроизведения Лермонтова и сегодня доставляют нам художественное наслаждение,захватывая остротой нравственной проблематики, заставляя задуматься над смысломжизни, о своем предназначении, о любви… Очень красивые слова скзал о Лермонтовеодин из ведущих лермонтоведов Ираклий Андронников: “И через всю жизнь проносиммы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного,скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого,застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательнымбеспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного инавсегда молодого”1.
         Огромноевоздействие не только на литературный процес, но и на демократизациюобщественного самосознания, объективно способствуя росту и укреплениюосвободительного движения в России, оказало творчество Николая ВасильевичаГоголя (1809-1852), олицетворявшего собой целый период в русской литературе.Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячаялюбовь к народу, художественное совершенство его произведений – все этоопределило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской литературы,в утверждении принципов критического реализма, в развитии демократическогообщественного самосознания. Опираясь на творческие достижения своих славныхпредшественников (Фонвизина, Грибоедова, Крылова, Пушкина), Гоголь прокладывалновые пути в литературе, продолжая и развивая ее замечательные традиции: связьс жизнью, народность, гуманизм.
         Суровыеи мудрые уроки Гоголя, столь важные и нужные нынешним поколениям, — это урокилюбви к родине, уважения и восхищения ее историей, природой людьми, этопредостережение о той грозной опасности, которую несет с собой утратанравственных критериев, бездуховность, всегда сопровождающая приобретателей,хищников, людей, поглощенных погоней за чинами или богатством, чуждых высокихдуховных интересов. “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Миргород”, “Ревизор”, “Мертвыедуши” не перестают интересовать, удивлять и поучать нас и сегодня.
         Внекоторых работах современных украинских критиков Гоголя называют “украинскимрусскоязычным писателем”.С этим, по-видимому, нельзя согласиться. Творчество Гоголя – этоблестящий пример духовного единства русского и украинского народов,взаимопроникновения их культур. В одном из писем писатель отмечал: “…Я сам незнаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только одно, что никак недал бы преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому передмалороссиянином. Обе природы слишком щедро наделены богом, и, как нарочно,каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой – явный знак, чтоони должны пополнить одна другую”1. 
         Начало формированию революционно-демократического направления в русскойобщественной мысли ХІХ века положил Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), который вомногих отношениях опередил свою эпоху. Белинский был основоположником русскойлитературной эстетики и литературной критики. Искусство Белинский постоянносвязывал с современностью, с задачами борьбы против несправедливых общественныхотношений. Он писал: “Отнимать у искусства право служить общественным интересам – значит невозвышать, а унижать его, потому что это значит – лишать его самой живой силы,т.е.мысли”2.Теоретические суждения Белинского по многим вопросам и сегодня не потерялиживого актуального значения. Он создал ту концепцию реализма, которая в своихосновных чертах оказалась справедливой для последующего развития русскойлитературы. Эта концепция была неотделима у Белинского от идеи народностилитературы.
         Велико критическое мастерство Белинского. Он использовалсамые различные жанры: статьи обзорные и проблемные, создавал блестящиепамфлеты, прибегал к средствам иронии и пародии.
         Белинский вошел в историю русской культуры как создательзамечательных революционно-демократических традиций, которые были подхваченыего преемниками – Чернышевским, Добролюбовым, Писаревым и оказали благотворноевлияние на все последующее развитие русской литературной критики.
         Александр Иванович Герцен (1812-1870) вошел в ситорию русской и мировойобщественной жизни и литературы как замечательный политический деятель,талантливый публицист, философ, социолог, писатель. Наиболее полно место Грценав русской истории определил В.И.Ленин, который считал, что Герцен “сумелподняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своеговремени”1. РаботаГерцена “Оразвитии революционных идей в России”является важнейшим документом,свидетельствующим о росте политического самосознания у представителей русскогоосвободительного движения. А роман “Кто виноват?”, над которым Герцен работал6 лет, стал суровым приговором всей самодержавно-крепостнической системе,уродующей и искажающей сознание и жизнь людей. Роль Герцена в историидемократической печати и русской литературы чрезвычайно высока. Издательальманаха “Полярная звезда”, газеты “Колокол”, Герцен не забывал особственном творчестве: повести “Сорока-воровка”, “Доктор Крупов”, мемуары “Былое идумы”вошли в сокровищницу русской литературы. А.И.Герцен явился прямымпредшественником таких писателей, как Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Короленко,М.Горький. Многие представители русской и зарубежной литератур с восторгомговорили о выдающемся значении Герцена-публициста, о его художественномталанте, великолепном стилистическом мастерстве.
         Характерной особенностьюлитературного процесса 60-х годов являетсяформирование целого отряда демократических писателей, наиболее виднымипредставителями которого являются: Н.Г.Помяловский, Ф.М.Решетников,В.А.Слепцов, Н.В.Успенский, Г.И.Успенский и др. По-новому раскрывалась вдемократической литературе проблема народа, которой молодые писатели уделяли всвоих произведениях гораздо больше внимания, чем их литературные предшественники.Революционным демократам была чужда идеализация народа, они отвергали барскуюснисходительность и высокомерное умиление при его описании. Напртив, горькаяправда, сказанная о забитости и пассивности народа, имела главной цельюпробудить его к активной, сознательной борьбе за освобождение.
         Остраяидейная борьба на рубеже 50-60-х годов отразилась и в поэзии. Творчество поэтовдемократического лагеря становится более социальным. Утверждая новоепредставление о сущности и назначении поэзии, они обращались к насущнымобщественно-политическим проблемам, не отгораживались от “злобы дня”. В центреих внимания был современный человек с его нуждой и горем, тревогами иразочарованиями. В особенности это относится к поэзии В.С.Курочкина,Д.В.Минаева, В.И.Богданова, Н.П.Огарева, И.С.Никитина. Огромный вклад в русскуюлитературу внесли А.А.Фет, который был проповедником “искусства для искусства”,Ф.И.Тютчев.
         В этотпериод процветала и реальная критика, основоположником которой являлся НиколайАлександрович Добролюбов (1836-1861). Одним из главных принципов литературнойкритики Добролюбова был принцип историзма, т.е. необходимость подсказыва


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.