Жестокий талант
1) «жестокий талант»(Михайловский) – изобр концентр-оезло(ср. «Человек проклят», Вересаев)
2) Луначарский, фрейдистская тз: «центральным движущим стимулом художественноготворчества является половое чувство», «сладострастный мазохизм Д.»(терминл.!!): «наслаждение страданием, преступлением и унижением»
3) Мочульский:для Д. страдание — центральная категорияэстетики хр трагедии, а не патологический фрейдистский садомазохизм.
4) В.В. Розанов Размолвка между Достоевским и Соловьевым1906
Состав «белого луча» в «темном Достоевском», тезис впротивоположность всем антитезам:
— образ христа
— «народ-богоносец»(«Бесы»)*
— «нервно-моральные пантеизм»(«молюсь пауку»)
Роман-трагедия
1.1) Вяч. Иванов – «роман-трагедия» — Кокс РЛ «М-у землей инебом»
Вяч. Иванов(символист, декадент) – относил к «своим»,несмотря на реализм.
Метафизический план
Бытовой план
Ч-к определяется
Человек только проявляется
Метафизич преступление – бунт против Б.
Суд идет по нему
Эмпирическое
Человек психический
Человек социальный(среда и тп)
трагедия
роман
+ двойники
1.2) Вяч. Иванов –«роман-трагедия» — Кокс РЛ «М-у землей и небом»
основа трагедии – «незаслуженное страдание» + хр образ«страдающего бога»
ср. Шекспир: интеллектуальная, «павловская» традиция — Д. –пророческая, иоанновская
см. Мочульский
2)Луначарский о Достоевском(1921): перевес идеи над формой,несовершенство формы, «равнодушно проходит мимо природы»
драматичность:«Достоевский пишет романы и повести. Но эти романы и повести в сущности драмы. Драмы,чрезвычайно сценичные притом. В них все основано на переживаниях человеческойдуши. Остальное задето мимоходом, вскользь. Его краткие отметки о костюмахдействующих лиц, об обстановке похожи на ремарки».
3) Джонс Малькольм, «Достоевскийи один из аспектов психологии Шиллера»// Новые зарубежные исследования о Д»
Композиция: «монологическая+полифоническая».«монистический принцип не исключается, а лишь иногда отступает на второй план»
--Шиллеровскаяпсихологическая теория:
1. динамическая психология противоборствующихсил
2. красота и искусства каксредство обретения гармонии. Герой, совершивший добрый поступок, считает себявправе судить других( vsхристианину), «абстакная» любовь к дальнему вместо хр любви к ближнему
3. «русская идея» — (+) организующий,здоровый принцип, но в основном типы, зараженные идеями Запада, и не находящиеорганизующего принципа(Ставрогин)
Отличие почвенничества Д. от классического«славянофильства»: 1)утрверждение личности, а не растворение ее вколлективе 2) чужда идея «искусства для искусства», кт разделяли многиеславянофилы.
ИДИОТ. Роман в 4-х частях 1868 год(67-69), за границей, РусскийВестник, поджимали сроки, печать ║ссозданием
Отличие от предыдущего романа ПиН:1. +/-ный нравственный идеал
2.аристократия, дворянство вм. разночинцев
Система персонажей:
1. двойничество(Мыш всрогожин/ лебедев, др…)
2. Шарден Ф.(фр.) «Романсветотени: «Идиот» Д-го»
Связи м-у персонажами: тендеция«да неестественного усиливать связи м-у персонажами»(ср. Бахтин –принцип полифонического романа)
Социальная классификация: всеперсонажи делятся на семьи(4) и «банды»(3 – НФ, Рогожин и Бурдовский снигилистами). Мышкин – «ни там ни тут»
Рогожин и НФ – демонические герои?
3. Гроссфогел: Мышкин – изоляция!!! М – посредник м-уабсолютным добром и неабсолютным обществом, медиум
Главный герой Мышкин:
1. Задача: «изобразить положительно прекрасного человека»
Истоки: ДонКохот, Иисус,Пиквик, ЖанВальжан +?=) М.Фатрелл: «метафизика Д» — интерес к исламу,Мышкин-Эпилептик-Магомет(«Новые зарубежные исследования о Д.») но скорее всего,Д. просто спроецировал собственную эпилепсию
*функции эпилепсии по СимСал:1) препятствие для вхожденияв обыденную жизнь
2) способпознания сверх-обыденного
*значение слова «идиот»:1. Даль – «тупой, убогий…», 2. Кириллов – «кроткий, не подверженный припадкамбешенства, как иногда называют дурачок, дурень» 3. медицинский термин.Первоначально в богословнской лит-ре просто «невежда», «деревенский паренек»,«мирянин», «частное лицо»
2. Выражает эстетический(+этический) идеал Д: а) «цельная,нерефлектирующая личность, несущая общественные идеалы братсва(соборности?),гармонии личного и общ-го»(Кашина).
ВН Белопольский. Д и философия:связи и параллели
1) Шеллинг: категория зла и кат свободы
зло?
1. = добро, изначально
2. случайность, искажение добра
Человек: родовое(+)+индивид(-)
Зло= индивид vsродовое → своеволие, эгоизм
своеволие(-) vsподлинная свобода, учитывающая интересы рода
2) Шопенгауэр:идея сострадания, ценности всего живого.
Мышкин=1+2 настоящая реализовавшаяся личность!
3. Трансформация типа «мечтателя»: 1) детскость 2) существосреднего рода, неполноценен 3) за детскостью скрывается определенная идейнаянаправленность, ему есть чему поучить 4)деятельноедобро
4. Комическое снижение,«спорные мудрецы»:
Три варианта истолкования: 1)образ излишне возвыш, рафинированный
2) сообразуясь с действительностью, Д. вынужден был развенчать героя
3) изначальнопланировал неоднозначный образ: вторая сторона эст идеала – динамичность, а не мертвая статика
По Бахтину вообще: шут
Способы снижения(Н.В.Кашина, Эстетика Д.):
1) идиотизмсам по себе(грустно + смешно), он «мямлит», «лепечет»; внешне непрезентабелен,нет «жеста приличного»: распр. прием(ср. тлетворный дух от Зосимы)- осложняетположение (+) персонажей вместо того, чтобы помочь им. (-) герои, в противопложность,часто осанисты, внешне значительны. а) Идеал Мадонны(духовная красота) vsидеалсодомский(телесная красота): ВАЖНО! проблема красоты вообще одна изцентральных б) ч-к должен выбрать/узнать богочеловека свободно, безчуда//авторитета (║с Христом, 69)
2)меркантильные детали(Кун, стр 14), происхождение(папаня – (-))
3) Осменяние:-засчет легкого комического налета снижает (+) героя: НО! во всех случаях осмеянияему сочувствуют (Кунильский Опыт Истолкования лит. героя)
Функции комического снижения:
1)Кашина: чтоб был ближе к народу, реальнее, понятнее, милее
2) Кун-кий: ║с Христом
-мышкинvsдонкихот: м. понимает, чтоделает, понимает суть происходящего, но сознательно продолжает действоватьтаким же образом
5. ║сХристом 1) безвидность 2) осмеяние 4) бессилие что-либо сделать. Ведьглавное – не счастье и даже не жизнь 5) сем. параллели: Лев – символ Христа,Лев Николаевич Мышкин – «победительная сила слабости»
Х-во и язычество: романтическоеязычество, Аглая, Епанчины(хорошо кушают, здоровые), стрстная любовь
Метод:
Лагерлёф К.Э.(швед)«экстатический реализм» в «Идиоте»: взрывы, разрушающие идиллию повседневности
полемика с Бахтиным об «идейномцентре»: это идеальный образ Мышкина.
Полифоничность условна – делающийвывод голос отсутсвует только формально
Жанр:
Ричард Пирс. «ступени шутовства»
(мело)драма+фарс(интеллектуальнаябеседа-разбитая ваза: трагическое превращение)
шут/идиот – трагич. превращение.финальная сцена – комич прием двойничества + смешна сама сцена
Композиция:
Шарден Ф.(фр.) «Роман светотени:«Идиот» Д-го»
Композиция – классицистическаястройность. В 1 части – единство времени(24 ч) и места(питер), отличнаяэкспозиция. Дальше на самом деле еще 2 части, а не 3(4 части из-за неблагоприятныхусловий публикации).
1. Принцип «чередования»:«Части»(кт. 3, а не 4) опеределяются чередованием «фаз затишья» и «сканадальныхсцен». Чередование сильных(ясность виденья рассказчика, концентрир. действие) ислабых периодов(косв. рассказчик, скорее хроника, рассредоточенность действия).+ чередование драматических сцен и комич. интермедий, сцен любви и ненависти ит.д.
2. Принцип повторения – чащевсего связано с фигурой мышкина - знакомство/неприязнь/симпатия, сцены с защитой женщин, сбывающиесяпророчества
Христианские символы(по Симонетте Сальвестрони):
— мало прямых цитат, и хотя в Ев.есть ответы на мучающих героев вопросы, прямого ответа или толкователя типаЗосимы нет
— Ев.цитирует прохвост Лебедев
— единственный образ Христа: трупна картине Гольбейна. Нарочитая анти-эстетичность! Не «содомский идеал» внешнейкрасоты, а идеал любви и самопожертвования
Мышкин невинность Адам
Первые главы РайБытия
Питерскоеобщество Апокалипсис
Апокалиптические образы: саранчав сне Ипполита
Жертвы: НФ(Барашкова!), Рогожин,Мышкин
М – как главный «агнец»: трагическийфинал, но ведь и это не утопия(хотя вариант хэппие-энда был), а трагичю роман,оставляет след в мировосприятии детей(как мари)
БЕСЫ, роман в 3-х частях, 71-72, Русский Вестник
! «Роман- предупреждение»
Эпиграфы: 1) строфы из«Бесов» Пушкина(«Сбились мы, что делать нам…»)
2) стихи 32-39 главы 8 Ев. от Луки
Прототипы:
провинциальный город
Тверь(+ губернатор с женой и др)
Зосима
Тихон Задонский
Петр Верховенский
Нечаев
Ставрогин
Стешнев(лидер кружка петрашевцев)
Кармазинов
Тургенев
Степан Трофимович со своей статьей «Об аравитянах»
Грановский
Документальная основа: в 69 году пять членов тайного об-ва«Народная расправа» во главе с Нечаевым убили студента Иванова, заподозренногов предательстве
+ собственный опыт в кружкепетрашевцев
«Антизападничество»
-задумывался как памфлет назападников и нигилистов
-параллельно с другими «антинигилистическими» романам(Лесков,Крестовский и др.). Д. в них не устраивала «надуманность», «герои как с лунысвалились». Бесы=продолжение традиции+полемика
В сопроводительном письме кодельному изданию для наследника престола ААРоманова: наши оторвались откорней, гоняясь за Европой, «Белинские и Грановские — прямые отцы Нечаева»,хотя первые же отреклись бы от нечаевского дела
Суть – история идей:
/Н.В. Кашина, Эстетика Д./
а) собственно реализмскупой: детали однообразные, характеризуют тип(красота/безобразие/ничтожность),а не индивид; типовые жесты; скупое описание внешности
б) идеальное не менее реально,чем материальное – подробное описание идей, так как они часто оказываютсяважнее бытаё
-одержимость идеями-призраками(ideefixe), порабощение человекаидеей(Кириллов)
Идеи:
— народ-богоносец
— соц. зло←нравственнаядеградация←забвениехр-ва
-«И»: «в отвлеченной любви кчеловечеству любишь почти всегда одного лишь себя»
преобразование л.бви к человечестви вненависть к конкт человеку
— идея соборности противиндивидуализма*
— новый человек(человекобог) – не шаг вперед, а шаг назад, вдочеловеческое: «Тогда историю будут делить на две части: от гориллы доуничтожения Бога и от уничтожения Бога… -До гориллы?=)»
Персонажная система:
1) В.В. Розанов, О происхождениинекоторых типов Достоевского
(Верховенский — минус)уравновешивается группой лиц, в основном Шатов и Кириллов: «бродящие русские мальчики»,мечтатели, «монашки», «бегуны»(секта), уходящие, неудовлетворенныедействительностью, слишком эфирные(перевес идеи над формой)
Мышкин – то же самое – отроческая психология
Достоевский: ср. с Алеко, но теперь они уходят в социализм, а не втабор
2) Ставрогин
а)Интерпретация
1) одержимый,но не воплощение зла(Бердяев:)
2) Ставрогин –мировое зло, воплощение сатанизма (-)(Паничас, Лагерлёф)
3)Ю.Глазов.–демонический герой, двойничество и т.п.п (+/[-])
4)Холквист –Ст – жертва «кризиса гуманности»(скорее(+))
5) Ф.Ристен –Ставрогин-лжепророк
б) про Ивана-царевича:
*Бесы: коллективный индивидуализм→↓уровня представителей→потребность в мифе о вожде,обладающем исключ. качествами
Хронотоп, композиция
а) Лагерлёф К.Э.(швед)
«сценичность романа»: композиция – «системапереднего и заднего планов». Передний план – рассказчик(друг отцаВерховенского). /простенько/
б) Дж. Паничас: простанство– психологично и метафизично, бегание вверх-вниз по лестницамолицетворяет метания м-у Богом и Дьяволом
время –апокалипсично, неизбежноть рокового развития событий, «эпос-трагедия»
в) М. Холквист. Время – двауровня:
1.горизонтальное время детективного жанра
2.вертикальное время философской притчи.Конфликт м-у синхронией и диахронией, м-у структурой и историей – трагедияСтаврогина(«открытие в себе структуры, разрушающей их психологию, тк в ней незаложено времени для дальнейшего развития»)
Бесы – две плоскости: 1.настоящее, несущее повеств-сюжетную функцию 2. аморфное прошлое – «постоянныйконтрапункт»,
г) Почему у Д такое «аморфное» прошлое?Н.В. Кашина, Эстетика Д.:
-против абсолютизации среды→снятиеответвенности+уничтожение свободной воли личности. В романах нет генезиса, нетсреды, прошлое дано незначительными ссылками, герой вступает в конфликт уже сформировавшимся. На первомместе – не среда, а нравств. прогресс. Ч-к= изначальная сущность+влияние среды.Хар-р vs среда. -обществпрогресс – эволюция личности
Жанр
а) эпос-трагедия(1)?
б) заявленный жанр: «провинциальнаяхроника(2)».
Почему именно хроника? 1) самадокум основа + любовь Д. к газете 2) налет «апокалиптичности»
Н.В. Кашина, Эстетика Д.:-интерес к системным, а не каузальным связям – явление в системе других явленийв фикируемый момент(включается в класс-в более высокий класс-вплоть докосмогонических проблем). Расширение хроники до библейскийх масштабов(«масштабв уголке карты»)
универсальное
трагедия апокалипсис
в) Долан П. Дж.(америк.). В «Б»две линии: «религиозная притча(3)» о Ставрогине, и сатирический памфлет(4)на нигилистов(Верхов.)
С. Сальвестрони:
Трансформация замысла
-параллельно с задумкой «Житиявеликого грешника»
— 1)первоначально главный персонажГрановский=Верховенский-отец(западник), кт противопоставлен православному мыслителю(впоследствииТихону)
2)потом акцентна Нечаеве=Верховенском-сыне. Мысль – западники прямые отцы Нечаева
3)и наконец –на Ставрогине, Великом Грешнике
Функциии Ев. отрывков: 1) ключ 2) вводят темы, ктпотом развиваются и становятся лейтмотивами
Лейтмотивы:1) бесы, темнота, зло 2) ощущение Богоприсутсвия:
1)Полюс Бесов: «ПремудрыйЗмий»(Ставрогин): сеет семена зла, развиваент худшее в героях; ср. судьба Мэрив идиоте и судьба Марьи Тимофеевны.
2)Богоявленская улица, где живутбудущие жертвы. Ощущение Бога связано с детьми(у Кириллова, Шатов, воображаемыйребенок Марьи) Оба ребенка Ст. умирают
Ценральный эпизод: исповедь Ст. у Тихона: отражаетсостояние двойственности, процесс «схождения ума в сердце», обретения гармониич-з страдание, открытие «царства божиего внутри»
ПосланиеЛаодикийской церкви: «ни горяч ни холоден»(СС, 109)
Ст. хочетэкзальтированного публичного покаяния, кт сразу бы все изменило, а Тихонпредлагает долгий путь дух. совершенствования. Значимо отсутствие второй частиэпизода, где дается «рецепт»(СС, 111, 112)
+ СтепанаВерховенский – возрожедение в финале, понимание ничтожности своих идеалов исобственной нагости.