Реферат по предмету "Литература"


Рецензия на книгу Э. Эриксона "Молодой Лютер"

Федеральноеагентство по образованию и науки
ГОУ ВПО НГПУ
Кафедравсеобщей истории, историографии и источниковедения
Рецензия
на
книгу Э.Эриксона «Молодой Лютер»
Работувыполнил: студент 52 гр.
                                    
Работупроверила:  ЧерноверскаяТ. А.
Новосибирск2006.
Эриксон, Э. Г.  Молодой Лютер. Психоаналитическое историческоеисследование / Эрик Г. Эриксон  ; Пер. с англ. А. М.Каримского. — М.: Московский философский фонд «Медиум»,  1996. – 560с.
История создания книги 
Толчком к написанию этой работы, по признанию самого  Эриксона, был его личный опыт. Во времяюношеских странствий в глухих деревнях Германии начала века ему довелось своимигла­зами видеть тех лютеран, которые в чистоте сохранили дух Реформации. Общениес ними подтолкнуло его к написанию историко-психологического портрета Лютера.
После прихода квласти фашистов в Германии, Эриксон покинул страну и поселился в США. Здесь онвстает на путь психоаналитических исследований, его больше всего интересует исследование эмоцио­нальных отклонений у лиц до инепосредствен­но после двадцатилетнего возраста а так же вопросы идентичности.С проблемой иден­тичности он сталкивался и во время полевых исследований средииндейцев, и во время рабо­ты с вернувшимися домой ветеранами второй мировойвойны. «Кризис идентичности» делается очевидным в 50-60-е гг., когдау целого поколе­ния молодежи США возникает своя молодежная субкультура, а затемпрокатываются студенче­ские волнения. Концепция Эриксона становится популярной,его книги издаются миллионными тиражами, он делается одним из самых чи­таемыхпсихоаналитиков. Клиническую работу с молодыми людьми с резко выра­женнымиотклонениями он вел главным образом в Остин Риггз Центре в Стокбридже, штатМас­сачусетс, и  Западном психиат­рическоминституте в Школе медицины Питсбургскогоуниверситета.  Поэтому, приступая кработе над книгой, Эриксон имел богатый опыт.
Исследование омолодом Лютере понача­лу планировалось в качестве главы книги, по священнойэмоциональным кризисам в поздней юности и раннем совершеннолетии. Однако Лю­тероказался слишком крупной личностью, что­бы дело ограничилось лишь одной главой,и работа переросла в отдельную книгу.
Написание этой книги сталовозможным благодаря субсидии Фонда содействия иссле­дованиям в психиатрии,которая на целый год освободила Эриксона от клинических и академиче­скихобязанностей.
Изданная в США в 1958 годукнига имела большой успех расходилася огромнымитиражами и неоднократно переиздавалась.
Перевод русского издания былсделан доктором философских наук  А. М. Каримским с американского издания 1962г. А.М.Каримскийне успел закончить комментарии. Поэтому вся работа поподготовке книги к печати легла на плечи вдовы — Н.Н.Каримской.Помощь в пере­воде и уточнении латинских фраз, в изобилии приводимых Эриксоном, оказал профессор А.Ч. Козаржевский,заведующий кафедрой древ­них языков Исторического факультета МГУ. Дляроссийских читателей книга была издана в 1996 году, Московским философскимфондом.
 
Предмет исследования  
Предметом исследования сталжизненный путь Мартина Лютера от детства до завершения юности, на фонеразворачивавшейся исторической ситуации. Автор проследил какие психологическиеособенности и противоречия сопровождали развитие Мартина, и что привело его ксозданию своей теологии. Рассмотрел как случилось, что Мартин встал во главе Реформации.Таким образом Эриксон показал как произошло со­вмещение индивидуального иисторического кризисов, итогом которых оказалась новая идентичность миллионовжителей Европы.
Это исследование того какимобразом индивидуальный случай превращается в значительное   историческое явление    осмысление кризиса духовной и политическойидентичности в  северном  христианстве во  времена  Лютера. Эриксон пишет: «Исследование юношеского кризиса идентичности имеетстратегический характер, поскольку тут мы имеем дело с той стадией жизни, когдаорганизм находится на вершинах жизненной силы и своих потенций, личность должнаинтегрировать широкие перспективы и самый интенсивный опыт; социальный порядокдолжен предложить обновленную идентичность своим новым членам, дабы зановоутвердить -, или обновить — свою коллективную идентич­ность». Роль великих личностей в истории не
 обязательно связана сполитическими или воен­ными деяниями. Человеческая история пред­ставляет собойисторию духа и смысла. Новая идентичность рождается в одном человеке, а затемпередается массам и следующим поколе­ниям.
В этой книге Эриксонпоказал, как в период между наступлением половой зрелости и взрослым состояниемсилы традиции сливаются с новыми внутренними си­лами, чтобы создать нечтосовершенно иное: новую личность   вместес новой личностью — новое поколение aвместес последним новую
эпоху.
 
 
 
Источниковая база исследования
 
Работая над книгой, Эриксонопирался на опубликованные многочисленные речи  Лютера, его работы и переписку,  так же он использовал самые разнообразные средневековыетексты (меню средневековых училищ и т.д.), в переводе которых ему помогалиспециалисты. В основном, Эриксон брал факты  для своей работы из  материалов изданных следующими авторами оМартине Лютере: Отто Шеель– один из ранних  издателей источников ожизни Лютера; Коклейс, написавший биографию Лютера в1540 году; переписка Лютера опубликованная ПрезервдеСмитом.  
 
 
Методология
Эриксонявляется основоположником психоистории, какнезависимой научной дисциплин. Его книга «Молодой Лютер» явилась первымприменение психоисторического метода и ознаменовала рождение психоистории в еесовременной форме.
Э. Эриксон определялпсихоисторию как изучение истории, которое опирается на комбинированные методыпсихоанализа и истории. Психоистория позволяет объяснить групповые процессы сопорой, на психологические законы, которые объясняют мотивацию и поведениеиндивида. Это своего рода переосмысление определенного периода истории ипонимания его с точки зрения психоанализа. Психоистория может помочь историкампонять почему определенные события произошли именно тогда, а не в другое время.Одной из важных сфер применения психоисторическихметодов является изучение всякого рода “иррациональных явлений”, например,религиозных движений.Этот метод  исторического исследования,  использует несколько научных приемов, аименно: исторический анализ, модели социальных наук, психодинамическиетеории и клинические методы психиатрии.
В качестве методологическойосновы психоистории выступает психоанализ.
Важное место занимает опытклинических исследований автора, именно на них он   основывается, при проработке и анализеисторических источников.
Эриксон в своей работеопирается на фундаментальные разработки в области  психоанализа З. Фрейда, а так же исследованияв области детства и защитных механизмов его дочери А. Фрейд и другихэго-психологов. Эриксон не ограничивается их разработками, зачастую указывая наслабые места в теории Фрейда, и вносит много нового в понимании юношескогопериода жизни человека, кризисов протекающих в это время.
Вот что пишет во введениисам автор по поводу совмещения им исторической и психоаналитической методологии:«Конечно, я мог бы избежать вполне естествен­ных    методологических    неопределенностей    и осложнений,  если бы ограничился привычным для меня клиническимслучаем, а историческое явление   оставил в распоряжении  тех,   кто,  в свою   очередь,   рассматривал   бы  клиническую историю как случайный аксессуар исторического явления. Номы, клиницисты, в последние годы поняли,  что  не   можем отделить клиническую историю от собственно истории, как понимаем и то,что историки, пытаясь отделить логику ис­торических событий от логикииндивидуальной истории,   оставляют  без внимания   целый   ряд жизненно важных проблем. Поэтому мы долж­ны   пойти  на   риск определенной не строгостианализа которой чревато  соединениепсихического и исторического, равно как любых других комплексных  подходов. Такие   подходы суть компостные   кучи  современных   междисциплинарных усилий,  которые помогут удобрить новые поля ивзрастить будущие цветы новой методологической строгости».
Концепция автора.
 Эриксон был одним из немногихпсихоаналитиков   успешно соединявшихиндивидуальную психологию и социальные науки.
Основное внимание Эриксонуделил кри­зису подростково-юношеского периода (13-19лет). В это время человек начинает входить в профессиональные группы, у негопоявляется собственный социальный статус, он приспосабливается к социальнымролям начи­нает поиск своего призвания.
Входящий всоциальный мир молодой человек теряется среди конфликтую­щих предписаний,ролей, идей. Обостренно переживаемый кризис идентичности подталки­вает крешению не только своих собственных, но и социально-исторических проблем. Такимобразом, по Эриксону, идентичность входит в трипорядка: 1) соматический — организм стре­мится сохранить свою целостность впостоянном взаимодействии с внешним миром; 2) личност­ный — интегрирующийвнешний и внутренний опыт в сознании и поведении; 3) социальный — совместноподдерживаемый людьми и их под­держивающий порядок. Все три порядка допол­няютдруг друга, но они никогда не являются полностью совместимыми.
В некоторыепериоды своей истории и в некоторых фазах своего жизненного цикла че­ловекнуждается (пока не будет изобретено что-либо лучшее) в новой идеологическойориента­ции так же сильно и остро, как он нуждается в воздухе и пище.
Имеются периоды историикогда ради­кально  меняется образ мира,традиционные идеологии пребывают в упадке, рушится социальный порядок. Индивидыиспытывают страх, тревогу, бессмысленность существования — необ­ходим новыйответ на вопросы, которые ставит история. Продуктивный ответ может на векаопределить групповую идентичность. В истории слу­чались кризисы групповойидентичности, кото­рые проходили сравнительно незаметно и безбо­лезненно, нобывали периоды «шума и ярости», крушения старых и выдвижения новыхкуми­ров. Личностный кризис идентичности отягощается, если он происходит вовремя кризиса исторического.
У некоторых молодых людей иклассов и в такие периоды истории этот кризис может быть минимальной силы; удругих людей, клас­сов и в иные периоды кризис явно обретает чер­ты  критического состояния,   становится  чем-то вроде «второго рождения»,  отягощенным  либо широко распространенным неврозом, либоост­рой идеологической смутой. Одни молодые лю­ди  капитулируют перед  кризисом посредством невротического, психотического илипреступного поведения;  другие  разрешают кризис, самоот­верженно участвуя в идеологических движени­ях, связанныхс религией или политикой, природной средой или искусством. Однако есть и такие,кто, терпя страдания оказываются способными внести ориги­нальный вклад врождающийся стиль жизни. Сама ощущаемая ими опасность заставляет ихмобилизовать свои способности видеть и гово­рить, мечтать и рассчитывать,проектировать и созидать по-новому.
По-видимому, Лютер одновремя был до­вольно  боязливым  молодым человеком  с синдромом конфликтов,признаки которых  мы теперь   научились  распознавать,   а   компоненты анализировать. Он нашел ихдуховное разреше­ние,  — не безсвоевременно оказанной помощи терапевтически  умного   наставника   по  ордену августинцев. Этот исход в какой-то мере запол­нил  политический и   психологический   вакуум, который исторически сложился взначительной части  западного  христианства.   Такое  совпаде­ние,  если оно сочетаетсяс дальнейшим совершенствованием  высокой   личной   одаренности, как раз и создает историческое«величие».
Место работы «Молодой Лютер» в творчестве Э. Эриксона  и научном наследии эпохи.
«Молодой Лютер» это первый изисторико-психологических портретов великих исторических личностей написанных Эриксоном. Позже (в 1969году) из под его пера вышла книга«Истина Ганди» (которая к сожалению еще не была переведена на русский язык).Эриксона интересовали люди создавшие свою идентичность и передавшие еемиллионам других людей. Эта книга, с одной стороны подвела итог определенногоэтапа исследования проблем  позднейюности и раннего совершеннолетия, интересовавшего Эриксона многие годы, а сдругой —   является уникальным примеромисследования выполненного в рамках новой методологии психоистории. Ее издание,по сути, означало рождение психоистории, как отдельной дисциплины и научногоподхода к изучению истории.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.