Рецензия нарассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».
«Один день Ивана Денисовича» связан с одним из фактов биографиисамого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950-51 г. на общихработах был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына — это ИванДенисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. В этом рассказе автор отлица своего героя повествует о всегоодном дне из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича.Но и этого дня хватит чтобы понять то, какая обстановка царила в лагере, какиесуществовали порядки и законы, узнать о жизни заключенных, ужаснуться этому.Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Здесьсовсем другие законы, отличающиеся от привычных нам, каждый здесь выживаетпо-своему. Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри человеком, которыйзнает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказпоражает своим реализмом.
«Слава тебе, Господи, ещеодин день прошел !»- заканчивает свое повествование Иван Денисович,-«Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый». В этот день Шухову действительно повезло: бригадуне выгнали на Соцгородок тянуть проволоку на морозе без обогрева, миновалкарцер, отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнююпорцию каши, работа досталась знакомая — стену класть на ТЭЦ, клал весело,миновал благополучно шмон и пронес в лагерь ножовку, подработал вечером уЦезаря, купил у латыша два стакана самосаду, а самое главное то, что незаболел, перемогся.
Иван Денисович Шухов был осужден на десять лет посфабрикованному делу: его обвинили в том, что он вернулся из плена ссекретным немецким заданием заданием, а какое конкретно оно было — так и несмог никто придумать. Шухова постигла та же судьба, что и миллионы других людей,воевавших за Родину, но по окончанию войны из пленников немецких лагерейоказались пленниками сталинских лагерей ГУЛАГа. Как человек он не может невызывать уважения: несмотря на все условия он сумел сохранить доброту,благожелательное отношение к людям, не обозлился, не потерял человечности.Шухов готов поделиться последним с хорошим человеком даже просто для того,чтобы доставить тому удовольствие. Иван Денисович угощает печеньемАлешку-баптиста чтобы хоть чем-то побаловать, поддержать его, ведь тот «всемугождает, а заработать не может».А как Иван Денисовичотносится к Гопчику! Для него Гопчик почти как родной сын. Это человек мне глубоко симпатичен, в отличие,например, от шакала Фетюкова, бывшего высокого начальника привыкшегокомандовать, который не брезгует дажедоставать окурки из плевательницы. Это настоящий шакал, живущий за счетобъедков других. Лизать чужие тарелки, смотреть человеку в рот в ожидании того,что ему что-нибудь оставят — для него обычное дело. Он не может вызывать отвращения,даже зэки отказываются с ним работать, называя его м-ом. В зоне у него не осталось даже капли мужскойгордости, он открыто плачет когда его бьют за лизание тарелок. Действительно,каждый выбирает для себя путь выживания, но наиболее недостойный путь — этопуть стукача Пантелеева, живущего за счет доносов на других зэков. Подпредлогом болезни он остается в зоне и добровольно стучит оперу. В лагере ненавидят таких людей, и тотфакт, что было зарезано трое, никого не удивил. Смерть здесь это обычное дело,а жизнь превращается в ничто. Это пугает больше всего.
В отличии от них Иван Денисович «небыл шакал даже после восьми лет общих работ — и чем дальше, тем крепчеутверждался». Он не выпрашивает, неунижается. Все старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подноситбригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честнозаработанное. У Шухова сохранились понятия о гордости и чести, поэтому онникогда не скатиться до уровня Фетюкова, ведь он именно подрабатывает, а нестарается услужить, «подмазаться». Как и любой крестьянин,Шухов человек на удивление хозяйственный: он не может просто такпройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, а этовозможность дополнительно заработать.
Уважения заслуживает и бывший капитан второго рангаБуйновский, который «на лагерную работу как на морскую службу смотрит:сказано делать — значит делай». Он не старается увильнуть от общих работ,привык все делать на совесть, а не для показухи. Шухов говорит, что «осунулсякрепко за последний месяц, а упряжку тянет». Буйновский не может смиритьсяс произволом караула, поэтому заводит спор с Волковским о статье уголовногокодекса, за что и получил десять суток карцера… Симпатичен бригадир Тюрин,попавший в лагерь только лишь потому, что его отец был кулак. Для бригады он как отец родной,всегда старается отстоять интересы бригады: получить больше хлеба,выгодную работу. Утром Тюрин дает кому надо чтобы его людей не выгнали настроительство Соцгородка. Слова Ивана Денисовича о том, что «хорошийбригадир вторую жизнь даст» полностью подходят дляхарактеристики Тюрина как бригадира. Эти люди, несмотря на все, выживают за счет своеготруда. Они бы никогда не смогли избрать для себя путь выживания Фетюкова илиПантелеева. Жалость вызывает Алешка-баптист. Он очень добрый, но очень слабодушный — «им не командует только тот,кто не хочет». Заключение для него — это воля Бога, в своемзаключении видит только хорошее, он самговорит, что «здесь есть время о душе подумать». Но Алешка не можетприспособиться у лагерным условиям и, по мнению Ивана Денисовича, долго здесьне протянет. Хваткой, которой не хватает Алешке-баптисту, обладает Гопчик,шестнадцатилетний паренек, хитрый и не упускающий возможности урвать кусок. Он был осужден за то, что носитмолоко в лес бендеровцам. В лагере ему прочат большое будущее: «ИзГопчика правильный будет лагерник … меньше как хлеборезом ему судьбы не прочат ».
На особом положении находится в лагере ЦезарьМаркович, бывший режиссер, который не успел снять своей первой картины когдапопал в лагерь. Он получает с воли посылки, поэтому может себе позволить многоеиз того, что не могут остальные заключенные: носит новую шапку и другиезапрещенные вещи, работает в конторе,избегает общих работ. Хоть Цезарь находится уже довольно долго в этом лагере,его душа все еще в Москве: обсуждает с другимимосквичами премьеры в театрах, культурные новости столицы. Он сторонитсяостальных заключенных, придерживается только Буйновского, вспоминая осуществовании других только тогда, когда он нуждается в их помощи. Во многомблагодаря своей отрешенности от реального мира, на мой взгляд, и посылкам своли ему удается выживать в этих условиях. Лично у меня этот человек не вызываетникаких чувств. Он обладает деловой хваткой, знает кому и сколько надо дать.
Рассказ Солженицына написан простым языком, он неприбегает к каким-либо сложным литературным приемам, здесь нет метафор, яркихсравнений, гипербол. Рассказ написан языком простого лагерного заключенного,именно поэтому используется очень много «блатных» слови выражений. «Шмон, стучать куму, шестерка, придурни, падла»,-все это нередко можно встретить в повседневной речи зэков. В рассказе визобилии встречаются и непечатные слова. Некоторые из них изменены Солженицынымв написании, но смысл у них остается тот же:"…бальник, …яди, грёбаный". Особенномного их употребляет завстоловой когдастарается столкнуть напирающих зэков с крыльца столовой. Я думаю, чтобыпоказать жизнь в лагере, царящие порядки и атмосферу, просто было нельзя это не использовать. Времяуходит, а выражения остаются, ими благополучно пользуются не только всовременных зонах, но и обычном общении между собой многие люди.