Пьесы М.Булгакова
Пьеса «дниТурбиных» (1926) – произведение о духовном пути интеллигенции средивзаимоисключающих требований времени.
Изписьма В. Иванова: « Я полагаю, пройдёт она месяца три, и потом её снимут.Пьеса бередит совесть, а это жестоко. И хорошо ли, не знаю. Естественно, чтокоммунисты Булгакова не любят – да и то сказать – если я на войне убил отца, амне будут каждый день твердить об этом, приятно ли это?». Спектакль подержалсятри года. Страсти, закипевшие вокруг него, втянули в обсуждение практически всесколько-нибудь влиятельные группыобщества.
Но, всё-таки, на именно это время иприходится расцвет популярности Булгакова. «Булгаков как никак нвдежда русского театра. Нет театра, который бы несобирался поставить его пьесу. От Художественного до Камерного через Третьюстудию лежит триумфальный путь этого драматурга. Театры, не получившие егопьес, чувствуют себя наказанными, как дети без сладкого» — пишет театральныйкритик Чернояров В. В газете «Сборная команда».
Тем временем Булгаков перешёл в«идеологическое наступление». Он подал к постановке во МХАТ новую пьесу «Бег»(1928) – о первой в истории массовой потере Родины вовлеченными в революционныйводоворот людьми. У него ведь у самого за рубежом оставались оба брата, авторая жена была из числа немногих вернувшихся из-за границы. Но коммунистыдважды запрещали постановку, рассказывающую правду об уничтоженииинтеллигенции. Не помогло и заступничество М. Горького.
Этот рубеж обозначил в жизни М. Булгаковаобвал. Отодвинутым в прошлое оказалось всё, созданное в 20-е годы. Помимо «ДнейТурбиных» и «Бега» здесь же оказались «Зойкина квартира» (1926) – комедия оденежных хапугах, прикрытых красными повязками, уголовниках и «бывших»,сплётшихся в один клубок и «Багровый осторов» (1928)– сатирическая пародия на революционный театр.
Но в 1932 власти возобновляют показ «ДнейТурбиных», и Булгаков вновь берётся за перо. В пьесах этих лет слышатсянеподдельное веселье ( «Иван Васильевич»,1935) и уверенност в человеческом образе ( «Александр Пушкин», 1935). Эти пьесывпервые в СССР были опубликованы только в 1965.
Но всё-таки отторжение продолжается. Всё,что пишет Булгаков, не доходит до читателя. Ему отказывают в поездках за рубеж, где он мог написать новые путевые заметки. Вышедшая в 1929г. «Кабала святош» снята со сцены ещё наседьмом представлении.
Итогом сложившегося противостояния сталапьесы о молодом Иосифе Джугашвили («Батум», 1939). Сталин, прочитав её, сказал, что пьесахороша, но ставить её нельзя. Начиналась Вторая Мировая Война, и советскимлюдям нужен был решительный Сталин, а не молодой революционер Джугашвили.
Этот удар стал для Булгакова последним. Онстал терять зрение, резко обострилась наследственная болезнь почек. Его имя ичезло из обращения. Умер он тихо.
Из письма О.Л. Книпперсестре Чехова: « Похоронили мы Булгакова, было тяжко.Думалосьо его таланте и о его неудачной жизни».