Пушкину грозила «исправительная» ссылка в Сибирь илив Соловецкий монастырь. Это означало бы полную изоляцию от общества, отлитературы, суровые условия жизни, строгий надзор. Но поэт сам явился кстоличному генерал-губернатору графу М. А. Милорадовичу и добровольно «выдал»тексты запрещенных стихотворений. Благодаря этому (а также заступничествуКарамзина) весной 1820 г. он отбыл в «мягкую», «воспитательную», ссылку на юг,под начало добросердечного генерала И. Н. Инзова.Поэта лишили права появляться в столицах, в крупных городах, обязали выполнятьслужебные поручения, зато он сохранил личную свободу, возможность творить,наслаждаться приятным тёплым климатом.
Но с каждым годом ссыльный Пушкин всё болезненней, всёострее переживал оторванность от друзей, от столичной жизни, от литературнойсреды. В апреле 1823 года он с тоской писал Петру Андреевичу Вяземскому: «Моинадежды не сбылись: мне нынешний год нельзя будет приехать ни в Москву, ни вПетербург». До 1822 года Пушкин хотя бы чувствовал себя «своим» средивраждебной правительству молодёжи; по пути в ссылку он гостил в киевском именииКаменка у будущих декабристов, вёл смелые разговоры с кишинёвцами.Не будучи членом тайных обществ, Пушкин на юге поддерживал дружеские отношенияс их вождями и активными сотрудниками, переписывался с членами Северногообщества (прежде всего с К. Ф. Рылеевым). С 1823 года в его письмах с ними,начинается разлад. Для поэтов-декабристов литература была средством достижениянравственных и политических целей – очень важным, но всё-таки средством. ДляПушкина она всегда оставалась таинственной областью «вдохновенья, звуковсладких и молитв». И чем дальше, тем дальше поэт опасался их культурногодиктата, их чересчур практичному отношению к искусству, их желанию поставитьлиру на службу «общему делу», превратить литературу, как он иронично выразилсяв одном из писем к Рылееву, в «республике словесности».
Отчуждение постепенно нарастало. Кроме того, в середине1823 года Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение к куда более сурового вотношении с подчинёнными начальника – генерала Воронцова. (Воронцов отправилПушкина обследовать местности пострадавшие от саранчи; оскорбившись, поэтпредставил «отчёт»: «Саранча летала, летала, села… и всё съела»). С трудомперенося провинциальную скуку, Пушкин то обдумывал планы побега за границу, топеребраться в среднюю полосу Росси. В августе 1824 года его переведут нажительство в фамильное имение Михайловское недалекоот Пскова, под надзор полиции. (Содействовать властям поэта согласился отец поэта,что окончательно испортит их отношения.)
Но душевное смятение, страдание, тоска преобразовались влирическую гармонию – и в поэзии Пушкин словно переживал ещё одну, несравненноболее свободную и гармоничную жизнь.
На юге зазвучал в полную силу его лирический голос.Именно по пути в ссылку, летом 1820 года, были созданы романтические элегии«Погасло дневное светило …» и «Редеет облаков летучая толпа …». Последнеестихотворение не поддается однозначному истолкованию. Но поэт и не стремится кясности, его стихи должны быть чуть-чуть туманными, как сам пейзаж в туманныхсумерках. Торжественные образы ночного море и предзакатных гор, утраченнаялюбовь, трепетная интонация, недоговоренность – всё это «приметы» романтизма,во власти которого пребывал тогда Пушкин.
Стихи, созданные на юге, постепенно складывались в одинпоэтический сюжет. Они превращались в лирический роман, повествующий о поэте,изгнанном властью на окраину империи, не раз обманутом «молодыми ветреницами»,но не изменившем главной своей любви, — внутренней свободы. Власть не можетотнять у него внутреннюю свободу. Чересчур серьёзные друзья-декабристы не могутпоколебать его творческую веру в собственное предназначение. Единственное, чтовыше сил Пушкина, — это «даровать свободу» своим творениям – далеко не все онииз-за цензуры появиться в печати, по крайней мере в неискажённом виде. Возможнов стихотворении «Птичка» (1823) поэт говорит и об этом.
В лирике этих лет переплетаются разные мотивы. Пушкинговорит о «демоническом» разочаровании в жизни. Пушкин пишет об свободы и оневоле, царящей вокруг, об утраченной любви, что одновременно разрывает сердцепоэта и сулит ему блаженство воспоминаний. И о верной дружбе, которая сквозьпространство и время соединяет разлученных друзей, сводит их в тайный круг(«Друзьям»: «Вчера был день разлуки шумной…», 1822 год).
Мотивы свободы и неволи, обманутой любви и вечной надеждызвучат в цикле романтических «южных» поэм. Герои этих поэм во многом похожи нагероев «восточных повестей» (поэм) великого английского романтика Джорджа Гордона Байрона. Это разочарование европейцы, впоисках свободы бегущие от цивилизации в естественный «дикий» мир. Там их ждётроковая влюблённость, неразрешимые противоречия, новые разочаровании. Именно –роковая, именно – неразрушимые. Так, герой «Кавказского пленника» (1820 – 1821года) охладев сердцем и устремившись вслед за «весёлым призраком свободы»,попадает в черкесский плен. Влюблённая в пленника «дева гор», черкешенка,освобождает его, а сама бросается в бурные воды Терека… Так, крымский хан Гирей(«Бахчисарайский фонтан», 1821 – 1823 года), полюбиввзятую в плен христианку Марию, забыл о войне, и наслаждения гарема.
Наложница Гирея наложница Зарема, не в силах простить «измену» хана, убиваетсмиренную Марию…
Но уже в «Кавказском пленнике» — первой из «южных» поэм –Пушкин столкнулся с серьёзным препятствием.
По законам романтизма сквозь образ героя долженобязательно просвечивать лик поэта-романтика. Многочисленные полунамёкипризваны были заронить у читателя подозревание: нечтоподобное пережил и сам автор. Но Пушкин в письме кишинёвскому другу В. П.Горчакову (1822 год) признавался, что не может быть героем романтическогостихотворения – разочарованным, поглощенным собой без остатка и потомуравнодушному к человечеству. Быть может, поэтому характер героя вышел бледным,не в пример характеру черкешенки – живому, подвижному. В следующей поэму, «Бахчисарайский фонтан», главный герой как будто бы хан(правда, этот характер поэт назвал позже неудачным). А на самом далев центре поэмы находятся две женщины – Мария и Зарема.
В поэме «Цыганы» (1824 год),замкнувшей «байронический» цикл, романтический герой изменяется сам. Предельносблизившись с ним, связав его имя (Алеко) со своим(Александр), Пушкин в конце концов отверг его романтическое устремление,подытожив поэму жёсткими, почти холодными стихами:
Но счастья нет и между вами,
Природы бедные сыны!
И под избранными шатрами
Живут мучительны сны,
И ваши сени кочевые
В пустынях не спаслись от бед,
И всюду страсти роковые,
И от судеб защиты нет.
«Дикая» свобода не избавляет от мучений, которые принеслагерою цивилизация. Финал поэмы трагичен и открыт.
Реферат
Ученикагруппы 12 Э
Лицея№ 1
КовальчукаЕвгения