Просвещение, наука,педагогика в понимании персонажей комедии «Горе от ума».
Н.Шмелева.
После войны 1812 года российское обществопереживало небывалый патриотический подъем, породивший большие ожидания состороны прогрессивных дворян и, в конечном итоге, приведший к расколуроссийского дворянства на два лагеря: консерваторов и реформатов. Консерваторыне желали перемен и были вполне удовлетворены старыми порядками. Прогрессивныедворяне осознавали необходимость либеральных реформ. Грибоедова, конечно,волновало противостояние реакционного и передового дворянства. Будучи прогрессивнонастроенным человеком и разделяя во многом убеждения будущих декабристов, оннаписал комедию, где и поднял проблемы, актуальные для российского общества первойчетверти XIXвека. Одной из таких проблем является проблема, связанная с вопросамипросвещения, науки, педагогики.
Консервативное дворянство,представленное в комедии фамусовским обществом, негативно относится к любому образованию, и домашнему, и вучебных заведениях.
По поводу воспитания дочери Фамусовговорит, что не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». Он невидит смысла в том, чтоб нанимать воспитателей и гувернеров и возмущается, чтомногие дворяне берут «побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всемуучить, всему – и танцам, и пенью, и нежностям! И вздохам!» Несмотря на это онвсе же сумел « принанять в мадам Розье вторую мать». Однако очевидно Фамусовочень мало ей платил, экономя на воспитании дочери, так как «за лишних в годпятьсот рублей» гувернантка ушла кдругим. Сам Фамусов не очень образован, от русских книг ему «больно спится». Оночень негативно относится к просвещению, считая ученье – «чумой», а ученость –причиной сумасшествия. Он не одинок, Хлестова говорит, что «и впрямь с умасойдешь от этих от одних от пансионов, школ, лицеев…». Фамусов предлагает«собрать все книги бы да сжечь». Загорецкий настроен менее радикально, онпредлагает избавиться от басен, так как в них «насмешки вечные над львами, надорлами!» Консервативное дворянство не устраивают существующие педагогическиеметоды. Фамусовское окружениедемонстрирует желание ввести систему муштры в школах. Эту идею высказываетСкалозуб, говоря о том, что якобы « будут учить по-нашему: раз, два; а книгисохранят так, для больших оказий». Ученьепредставляется «веку минувшему» не только не нужным, но и опасным, угрожающимпривычному образу жизни. Так, Тугоуховская говорит, что в педагогическом институтепрофессоры «упражняются в расколах и безверьи».
Фамусовское общество очень негативноотносится к наукам. Чацкий замечает, что стоит какому-нибудь «врагу исканий» заняться наукой, «они тотчас– разбой! пожар!». Тугоуховская с возмущением рассказывает про своегоплемянника, который химию и ботанику предпочел деланию карьеры.
Представители фамусовское общество оченьневежественно, интеллектуально ограничено. Например, княжны Тугоуховскиеразговаривают только о моде. Графиня бабушка путает слова «фармазон» и«франкмасон».
Чацкий, в отличие от представителей «векаминувшего» является образованным человеком. Фамусов говорит о нем, что он«славно пишет, переводит» и «говорит как пишет». Он с иронией говорит о « томчахоточном», который служил в «ученом комитете» и «с криком требовал присяг,чтоб грамоте никто не знал и не учился». Говоря о домашнем обучении, онвозмущается тем, что многие дворяне « хлопочут набирать учителей полки числомпоболее, ценою подешевле». Он с иронией говорит о своем менторе, все «признакиучености» которого сводились к «колпаку, халату, персту указательному». Вкомедии «Горе от ума» показаны и единомышленники Чацкого, например, двоюродныйбрат Скалозуба удивил свою родню тем, что «чин следовал ему, он службу вдругоставил, в деревне книги стал читать».
Итак, в комедии показаны две диаметрально противоположенныепозиции по вопросам, связанным с просвещением, наукой и педагогикой.Представители фамусовского общества являются мракобесами, в то время как Чацкийи его сторонники из числа прогрессивных дворян демонстрируют высокую степеньобразованности и интерес к наукам. В своей комедии Грибоедов отразил реальнуюситуацию, сложившуюся в российском обществе первой четверти XIX века.