Реферат по предмету "Литература"


Поэты второй половины XIX века, Яков Петрович Полонский

РЕФЕРАТ
 
По литературе на тему:
«Поэты второйполовины XIXвека, ЯковПетрович Полонский»
Ученицы 10класса «А»
Средней школы №1274
Им. В.В.Маяковского
АверьяновойОльги


























г. Москва.
План.
1.    Жизненный путь.
2.    Творческий путь.
3.    Анализстихотворения «Лунный свет».
4.    ПроизведенияПолонского.
   
 
Яков Петрович Полонский.
ЯковПетрович Полонский — один из главных русских поэтов послепушкинской эпохи. Он родился6 декабря 1820 года в Рязани.Отец его, дворянин по происхождению, был небогатым чиновником. Своё необы­чайно развитое воображение и лю­бовь к чтению мальчик унаследовал от матери, которая умерла, когда Яше не было ещё одиннадцати лет. Служба требовала от отца постоян­ных разъездов, и Яков с младшими братьями оставались на попечении ба­бушки итётушек. Душевное одиноче­ство,общение с дворовыми людьми (среди нихбыло много прекрасных сказителей),патриархально-богомоль­ный быт провинциального города приобщили мальчика к миру народ­ной фантазии, к вере в чудеса. Через годпосле смерти матери Полонский поступил в Рязанскую гимназию. А в 1838 онпоступил в Московский университет на юридический факультет (окончил в 1844).О словесном отделении он ине помышлял: там тре­бовалось хорошее знание языков, которого рязанскаягимназия, увы, не давала. Встуденческие годы он сблизился с А.Григорьевым и А.Фетом, которые высокооценили талант молодого поэта. Познакомился также с П.Чаадаевым, А.Хомяковым,Т.Грановским. После окончанияуниверситета По­лонский оказался на распутье: ни средств, ни связей, необходимых для того, чтобы устроиться на службу в Москве, у него не было. Варисто­кратических салонах на него посма­тривалис интересом, но свысока. Пришлось покинутьМоскву и снова отправиться в провинцию. Но те­перь это была не Рязань, а Одесса. Устроиться на службу в Одессе емуне удалось. Поэтому с1846 года по 1852 год Полонский, в качестве домашнего учителя, жил наКавказе (в Тифлис), где был помощником редактора «ЗакавказскогоВестника». Там он сблизился с грузинскими, армянскими и азербайджанскимипоэтами, изучал нравы и историю Кавказа. С 1851 года Полонский жил вПетербурге, время от времени выезжая за границу.А в 1857 году Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. В том жегоду он женился, но скоро овдовел; во второй раз в 1866 году женился наЖозефине Антоновне Рюльман (скульптор-любительница, известная бюстом Тургенева, поставленным вОдессе). В 1858–1860Полонский редактировал журнал «Русское слово». В Петербург Яков Петровичвернулся в 1860. Пережил личную трагедию – смерть сына и жены. С 1860 идо 1896 Полонский служил в Комитете иностранной цензуры, в Совете Главногоуправления по делам печати, что давало ему средства для существования. В 1880 — 90 Полонский был очень популярным поэтом. Яков Петрович умер 18 октября 1898года в Петербурге, похоронен был в Рязани.
«Всю жизнь серьёзно я был толькопоэтом и больше ничем...» — написал ЯковПетрович Полонский, окидывая взглядом прожитую жизнь. А ведь он пи­сал прозаические и драматические произведения,полемические статьи и очер­ки,пытался стать профессиональным живописцем...
Несколько раз на протяжениисво­его — милостью Божьей не коротко­го — творческого пути Полонский об­ращался к детству. В начале 50-х гг. XIXв. он написал трилогию из «дет­ских и полудетских» рассказов:«Статуя весны», «Груня» и«Дом в деревне». Ге­роюпервого рассказа, мальчику Илю­ше, шесть лет, второго — четырнад­цать, третьего — пятнадцать. И хотя сюжеты этих рассказов не совпадают с биографией Полонского, их герои автобиографичны в главном — в скла­де характера. Это характер маленько­го мечтателя, чудака, фантазёра — на­тура трепетная и поэтичная.
В 1867 г.Полонский опубликовал роман«Признания Сергея Чалыгина». Яков Петровичизображает внут­реннюю жизнь подростка с подроб­ными психологическими мотивиров­ками поступков. Его герой склонен к напряжённому самоанализу, при­стальному вглядыванию в открываю­щийся большой мир.
Наконец, в 1890 г. появились ме­муары Полонского «Старина и моё детство», а в 1898 г., уже после смер­ти автора, — их продолжение под на­званием «Мои студенческие воспоми­нания». Все эти произведения также объединены героем — мечтателем из мира детства.
Правдивая наивностьотличает всё твор­чество поэта и неотделима отего личности. В неоконченной поэме «Братья»Полонский дал определение «юношам-художникам»:
                                                         … Все они
Мечтатели, и сердцу их постыло
Всё, что влечёт к расчёту в наши дни...
Мечтательность,по убеждению поэ­та, —непременное свойство художе­ственной натуры.
Началомсвоей литературной деятельности Полонский считал 1837, когда представил одно изсвоих стихотворений цесаревичу, будущему царю Александру II, путешествовавшемупо России в сопровождении своего воспитателя В.А.Жуковского. 
В журнале «Отечественныезаписки» в 1840 впервые было опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит…».Печатался также в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземныеключи».
В 1844 вышелпервый поэтический сборник Полонского «Гаммы»,в котором заметно влияние М.Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи,написанные в жанре бытового романса (Встреча,Зимний путь и др.). В этомжанре был впоследствии написан и шедевр лирики Полонского «Песня цыганки» (1853г.).Литературовед Б.Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсовПолонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большоеколичество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическоесостояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи...» и др.).
В то время, когда Полонский был в Одессе вышел второй поэтическийсборник «Стихотворения 1845 года»(1845 г.). Книга вызвала отрицательную оценку В.Г.Белинского, который увидел вавторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский сталзаметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическуютрадицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа «Дешевый город»(1879 г.).
Затем в Тифлисе в 1849 выходит поэтический сборник Полонского «Сазандар»(«Певец»). В него вошли баллады и поэмы, атакже стихи в духе «натуральной школы» – т.е. изобилующие бытовыми сценами («Прогулка по Тифлису») или написанныев духе национального фольклора («Грузинскаяпесня»).
В Петербурге Полонский издал два поэтических сборника (1856г. и1859г.), а также первый сборник прозы «Рассказы»(1859г.), в которых Н. Добролюбов заметил «чуткую восприимчивость поэта к жизниприроды и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии ис порывами его сердца». Д.Писарев, напротив, считал подобные черты проявлениями«узенького психического мира».
Вообще же 1860–1870-е годы были отмечены для поэта читательскимневниманием и житейской неустроенностью. В общественно-литературнойборьбе 1860-х Полонский не принимал участия на стороне какого-нибудь излагерей. Он защищал поэзию «любви», противопоставляя ее поэзии «ненависти»(«Для немногих», 1860г.; «Поэту-гражданину», 1864г.), хотя и признавалневозможность любви «без боли» и жизни вне проблем современности («Одному изусталых», 1863г.). В эти годы его поэзия подвергалась резкой критике со сторонырадикальных демократов.
Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когдавместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в «поэтический триумвират»,пользовавшийся уважением читающей публики. Полонский вновь стал знаковойфигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собиралисьвыдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил затворчеством К.Фофанова и С. Надсона. В стихах «Сумасшедший»(1859г.), « Двойник» (1862г.) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии 20 века. Ав 1881 г. выходит сборник «На закате», в 1890 — «Вечернийзвон», проникнутый мотивами печали и смерти, размышлениями о мимолетностичеловеческого счастья.
В 1890 Полонский писал А.Фету:«По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В соответствии с этимпринципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое «Полное собрание сочинений» в 5 тт.,вышедшее в 1896 г.
В совокупности стихотворений Полонского нет той полной гармонии между вдохновением иразмышлением и того убеждения в живой действительности и превосходствепоэтической истины сравнительно с мертвящей рефлексией, каким отличаются,например, Гете, Пушкин, Тютчев. Полонский был оченьвпечатлителен и к тем движениям новейшей мысли, которые имели антипоэтическийхарактер: во многих его стихотворениях преобладает прозаичность ирассудочность; но там, где он отдается чистому вдохновению, мы находим у негообразцы сильной и своеобразной поэзии.
Типичныестихотворения Полонского имеют ту отличительную черту,что самый процесс вдохновения — переход или порыв из обычной материальной ижитейской среды в область поэтической истины — остается ощутительным.Обыкновенно в поэтических произведениях дается готовый результат вдохновения, ане самый подъем его, остающийся скрытым, тогда как у Полонскогоон чувствует иногда в самом звуке его стихов, например:
«То не ветер — вздох Авроры
Всколыхнул морской туман...»
«Пленительнымбеспорядком» отличаются произведения Полонского;есть в них и «траур» по мирскому злу и горю, но голова его музы сияетотражением небесного света; в ее голосе смешиваются тайные слезы переживаемогогоря с пророческой сладостью лучших надежд; чувствительная — быть может, дажеслишком — к суете и злобе житейской, она стремится уйти от них за «колючиевершины любви» «в золотые облака» и там высказывается свободно и легко сдоверчивостью детской.
В позднейшихпроизведениях Полонского явственно звучит религиозныймотив, если не как положительная уверенность, то, как стремление и готовность квере.
Полонский в своих последних произведениях заглядывает в самыекоренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясной тайнавремени — та истина, что время не есть создание нового по существу содержания,а только перестановка в разные положения одного и того же существенного смыслажизни, который сам по себе есть вечность.
Рассмотрим одноиз стихотворений Полонского – «Лунный свет».
Мы не знаем нидаты написания этого стихотворения, ни при каких обстоятельствах оно былонаписано.
В стихотворенииПолонского «Лунный свет» воспевается «безотрадная былая радость» и «былоесчастье». Отсюда можно сделать вывод, что это стихотворение было написано взрелом возрасте. Но в то же время совершенно нет ощущения тоски, уныния,угнетённости. И тут становится вопрос: «Почему это стихотворение, слова которого далеко не самогожизнеутверждающего ряда, звучит достаточно мажорно?» На восприятие читателя сильновлияет и интонационный рисунок стихотворения.

Жизнилучшие мгновенья -
Сердцажаркие мечты,
Роковыевпечатленья
Зла,добра и красоты;
Все,что близко, что далеко,
Все,что грустно и смешно,
Все,что спит в душе глубоко,
Вэтот миг озарено.
Отчегож былого счастья
Мнетеперь ничуть не жаль,
Отчегобылая радость
Безотрадна,как печаль,
Отчегопечаль былая
Таксвежа и так ярка?-
Непонятноеблаженство!
Непонятнаятоска!
В стихотворении огромноеколичество перечислений. В развёрнутом предложении, занимающем первую строфустихотворения, цепь перечислений поддерживается нарастающей интонацией.Происходит непрерывное поступательное движение к заключительной,кульминационной строке. Темп речи ускоряется. Это, как правило, наблюдается втех местах, где присутствует интонационное дробление внутри строки. В данномстихотворении такое дробление начинается с четвёртой строки. Звучитвзволнованный голос носителя лирического сознания, который спешит «злить» душупри таинственном мерцании звёзд и луны. Также на восприятие стихотворениявлияют повторения: «Все…все…все»,«Отчего…отчего…отчего».
В стихотворении присутствуютэпитеты и метафоры:«тени прозрачной», «свет волшебный», «жаркие мечты», «роковые впечатленья».
 В начале стихотворения автор прекрасноописывает природу. Такое впечатление, что не просто наступает ночь, течетвремя, а происходит что-то необыкновенное. Это стихотворение показывает нам,что время не стоит на месте. Но автору «ничуть не жаль былого счастья». Все мыпрекрасно понимаем, что время не остановить, оно бежит вперед и вперед. Иникогда не стоит об этом забывать.








Полонский написал огромноеколичество стихотворений:
1840
 «Бэда-проповедник»

1841
 «Солнце иМесяц»

1842
 «Дорога»
 Пришли истали тени ночи...»

1844
 «Зимний путь»
 «В гостиной»
 «Вызов»
 «Встреча»

1845
 «Тени»
 «Развалинубашни, жилище орла...»
 «Утро»
 «Ах, как у насхорошо на балконе...»
 «Птичка»
 «Последнийразговор»

1846
 «Затворница»
 «Татарскаяпесня»
 «Грузинка»
 «Горная дорогав Грузии»
 «Грузинскаяпесня (Всякий раз как под буркой...)»

1847
 «Нищий»

1848
 «Грузинскаяночь»

1851
 «Сатар»

1853
 «Песня цыганки»

1854
 «Колокольчик»

1855
 «Пчела»

1856
 «Подойди комне, старушка...»
 «Соловьинаялюбовь»
 «Мое сердце — родник...»
 «На корабле»

1857
 «Тень ангелапрошла с величием царицы...»
«Утрата»

1862
 «Двойник»
 «Белая ночь»

1863
 «Поцелуй»

1864
 «Заплетя своитемные косы венцом...»
 «Последнийвздох»
 «Чтобы песнямоя разлилась...»
 «Что, если»
 «Рассказать литебе, как однажды...»

1865
 «В альбом К.Ш...»
 «Слышу я, моейсоседки...»
 «Ф.И. Тютчеву»

1867
 «Напрасно»

1868
 «Влюбленныймесяц»
 «На железнойдороге»

1869
 «Заря подтучами взошла и загорелась...»

1870
 «Мой умподавлен был тоской...»
 «Вложи своймеч»
1871
 «Полярные льды»
 «Что с ней?»

1872
 «Блаженозлобленный поэт...»

1874
 «Из Бурдильена»

1876
 «Аллегория»
 «В дни, когданад сонным морем...»
 «В телегежизни»
 «Памяти Ф.И.Тютчева»
 «Царь-девица»

1878
 «Узница»

1884
 «Холоднаялюбовь»
 «Старик»

1888
 «А.А. Фет»
 «У двери»
 «В хвойномлесу»
 «Лебедь»

1889
 «Зимой, вкарете»

1890
 «Вечерний звон»
 «Зной — и всев томительном покое...»
 «Полонскийздесь не без привета...»



1891
 «Тени и сны»

1892
 «В потемках»

1898
 «Еще не всемне довелось увидеть...»
 «И любя, излясь от колыбели...»

Без даты
 «Вечер»
 «Тишь»
 «Узник»
 «Ночь в горахШотландии»
 «Лунный свет»
 «Уже надельником из-за вершин колючих...»
 «В осеннюютемь»
 «В саду»
 «Гипотеза»
 «Если б смертьбыла мне мать родная...»
 «Любя колосьевмягкий шорох...»
 «Вот и ночь…К ее порогу...»
 «На закате»
 «Старыйсазандар»
 «На пути»
 «На искусе»
 «Качка в бурю»
 «Ответ»
 «Любви не бояласьты, сердцем созревшая рано...»
 «Поэту-гражданину»
 «Время новоеповеяло — смотри...»
 «И впраздности горе, и горе в труде...»
 «Неизвестность»
 «Плохоймертвец»
 «Откуда?!»
 «О Н. А.Некрасове»
 «Кораблики»
Кроме больших и малыхстихотворений Полонский написал несколько обширных романов в прозе:
«Нечаянно» (1844г.);
 «Признания Сергея Чалыгина» ( 1888г.);
 «Крутые горки» (1888г.);
«Дешевый город»(1888г.).
 
 Его юмористическая поэма «Собаки» издана в1892 г.
 Сборники стихотворений Полонского:
«Гаммы» (1844),
 «Стихотворения 1845 г.» (1846),
«Сазандар» (1849),
«Несколько стихотворений»(1851),
«Стихотворения»(1855),
«Оттиски» (1860),
«Кузнечик-музыкант»(1863),
«Разлад» (1866),
«Снопы» (1871),
«Озими» (1876),
«На закате» (1881),
«Стихотворения»1841-85 г. (1885),
«Вечерний звон»(1890).
                




ЛУННЫЙ СВЕТ
Наскамье, в тени прозрачной
Тихошепчущих листов,
Слышу- ночь идет, и — слышу
Перекличкупетухов.
Далекомелькают звезды,
Облакаозарены,
Идрожа тихонько льется
Светволшебный от луны.
Жизнилучшие мгновенья -
Сердцажаркие мечты,
Роковыевпечатленья
Зла,добра и красоты;
Все,что близко, что далеко,
Все,что грустно и смешно,
Все,что спит в душе глубоко,
Вэтот миг озарено.
Отчегож былого счастья
Мнетеперь ничуть не жаль,
Отчегобылая радость
Безотрадна,как печаль,
Отчегопечаль былая
Таксвежа и так ярка?-
Непонятноеблаженство!
Непонятнаятоска!























Список литературы.
1.     www.litera. ru.
2.     www.rulex.ru.
3.     student.ru.
4.     mega. ru.
5.     5ballov. com.ru.
6.    Энциклопедиядля детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIXвека/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.:Аванта+, 1999. – 627с.: ил.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.