Реферат по предмету "Литература"


Петрарка

ПЕТРАРКА (Petrarca)Франческо (1304-1374), итальянский поэт, родоначальник гуманистической культурыВозрождения. «Канцоньере» («Книга песен») — сонеты,канцоны, секстины, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры(1327-74) — лирический дневник, образец поэтического самовыражения,проникнутого противоречием между аскетическим средневековым мироощущением иновым видением мира. Поэмы: «Африка» (1339-42; на латинском языке) о 2-йПунической войне, «Буколики» (1346-57). Автобиографическая проза («Моя тайна, илиКнига бесед о презрении к миру», 1342-43; «Письмо к потомкам», 1374). Оказалзначительное влияние на развитие европейской поэзии.
Явление Петрарки огромно.Оно не покрывается никаким самым высоким признанием его собственно литературныхза­слуг. Личность, поэт, мыслитель, ученый, фигура обществен­ная — в немнераздельны. Человечество чтит великого итальянца прежде всего за то, что он,пожалуй, как никто другой, способ­ствовал наступлению новой эпохи открытия мираи человека, про­званной Возрождением.
Говорить о Петрарке —значит говорить о мысли и искусстве уходящего Средневековья, говорить оГуманизме и Возрождении, говорить о петраркизмеитальянском и европейском. Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом игражданином, кото­рый сумел прозреть цельность предвозрожденческихтечений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшем програм­мойгрядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этимгрядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание — пустьне всегда чет­кое — некоего духовного и культурного единства, благотвор­ностькоторого сказывается и в современный нам век.
Петрарка — родоначальникновой европейской поэзии. Его «Канцоньере» (или«Книга песен») надолго определил пути раз­вития европейской лирики, став своегорода непререкаемым образцом. Если на первых порах, для современников и младшихгуманистов, Петрарка являлся великим реставратором классиче­ской древности,провозвестником новых путей в искусстве и литературе, непогрешимым учителем,то, начиная с 1501 года, когда стараниями Пьетро Бембо и типографщика Альдо Мануцио Вати­канский кодекс 3197 «Канцоньере»был предан широкой гласности, началась эпоха петраркизма,причем не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли. Петраркизм вышел за пределы Италии. Свидетельством тому«Плеяда» во Франции, Гонгора в Испании, Камоэнс вПортугалии, Шекспир и елизаветинцы в Англии. Без Петрарки их лирика была бы нетолько непо­нятной для нас, но и попросту невозможной.
Мало того, Петрарка проторилсвоим поэтическим наследникам путь к познанию задач и сущности поэзии, познаниювнут­реннего мира человека, его нравственного и гражданского призвания.
личность ипоэт
В невольно возникающем причтении Петрарки автопор­трете бросается в глаза одна черта: потребность влюбви. Это и желание любить, и потребность быть любимым. Предельно четкое своевыражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, глав­номупредмету всего «Канцоньере». Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество трудов ученых инеученых, и потому говорить тут об этом подробно не имеет смысла. С нужнойполнотой читатель все узнает из самих стихотворений. Необходимо лишь заметить,что Лаура — фигура вполне реальная, внеш­няябиография ее в самых общих чертах известна и большого интереса не представляет.О «внутренней» же рассказывает сам поэт. Конечно, как всегда бывает в настоящейпоэзии, любовь эта сублимированная, к концу жизни поэта несколько приутихшая иедва ли не слившаяся с представлением о любви райской, да и самим Раем.
Конкретнее в жизни Петраркилюбовь к матери, к домашним: (брату Герардо иплемяннику Франческо), к многочисленным дру­зьям: ГвидоСетте, Джакомо Колонна,Джованни Боккаччо и многим другим. Вне дружбы, вне любви к ближним и вообще клюдям Петрарка не мыслил себе жизни. Это накладывало определенный нравственныйотпечаток на все им написанное, привлекало к нему, повсеместно делало своим,любимым.
Еще одна черта, которуюобнажал сам поэт, за которую порой (особенно на склоне лет) себя бичевал: этолюбовь к славе. Не в смысле, однако, простого тщеславия. Желание славы уПетрарки было теснейшим образом связано с творческим импульсом. Оно-то вбольшой степени и побудило Петрарку заняться писатель­ством. С годами и эталюбовь, любовь к славе, стала умеряться. Достигнув беспримерной славы, Петраркапонял, что она вызы­вает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В«Письме к потомкам» он с грустью пишет о своем увенчании, а перед смертью готовдаже признать триумф Времени над Славой.
Любопытно, что любовь к Лауре и любовь к Славе между собой не только не враждовали,но даже пребывали в тесном единении, что подтверждалось устойчивой в поэзииПетрарки сим великой: Лаура и лавр. Но так было допоры до времени. В годы самоочистительных раздумийПетрарка вдруг почувствовал, что и любовь к Лауре, ижелание Славы противны стремлению обрести вечное спасение. И вовсе не потому —а это чрезвычайно суще­ственно для Петрарки! — что они греховны сами по себе.Нет! просто они мешали вести тот образ жизни, который надежно подвел бы его кспасению. Осознание этого противоречия повер­гло поэта в глубокое душевноесмятение, умеряемое, впрочем, писанием трактата, где он пытался со всейоткровенностью обна­жить свое душевное состояние.
Конфликт этот был лишьчастным случаем конфликта более общего и философски более значимого: конфликтамежду много­численными радостями земного бытия и внутренней религиознойконцепцией.
К земным радостям Петраркаотносил прежде всего окружа­ющую природу. Он, как никто из его современников,умел ви­деть и наблюдать ее, умел наслаждаться травой, горами, водой, луной исолнцем, погодой. Отсюда и столь частые и столь лю­бовно написанные в егопоэзии пейзажные описания. Отсюда же тяга Петрарки «к перемене мест», кпутешествиям, к возможно­сти открывать для себя все новые и новые чертыокружающего мира.
К несомненным земнымрадостям относил Петрарка и веру в красоту человека и могущество его ума. К нимже он относил любое творческое проявление: будь то в живописи (сошлюсь на егосуждения о Симоне Мартини и Джотто),в музыке, философии, поэзии и т, д.
За эти существеннейшиекачества человека Петрарка благода­рил Творца. Но эти же качества могли явитьсяи причиной гибели человека.
Тут надо сказать два словао личной религиозности Петрарки. Предписаниями религии он не манкировал.Соблюдал их неукос­нительно и без рассуждения, в дебри теологии не встревал. Нои отказа от радостей жизни не было. Многочисленные его друзья и родной и горячолюбимый брат Герардо отрешились от всего земного иуединились в своих обителях. Петрарка их одобрял, но примеру не следовал.Молчаливо принимая созданное единым Творцом и порой вознося ему хвалу, Петраркабыл не чужд и протеста. Ведь это именно он, Петрарка, восклицал: «… что это замир вокруг?.. Почему Ты отворачиваешься от него? Разве Ты забыл о нашей нищетеи страданиях?»
Петрарка не отказывался отпривилегий, связанных с его духовным саном, но никогда не соглашался принятьконкретную должность, взять на себя обязанности по спасению чужих душ.
Петрарка был поразительновосприимчив ко всему, что его окружало. Его интересовало и прошлое, инастоящее, и будущее. Поразительна и широта его интересов. Он писал о медицинеи о качествах, необходимых для полководца, о проблемах воспитания и ораспространении христианства, об астрологии и о падении воинской дисциплиныпосле заката Римской империи, о выборе жены и о том, как лучше устроить обед.
Петрарка превосходно зналантичных мыслителей, но сам в области чистой философии не создал ничегооригинального. Кри­тический же его взгляд был цепок и точен. Много интересногоим написано о практической морали.
Сторонясь мирской суеты,Петрарка жил интересами време­ни, не был чужд и общественных страстей. Так, онбыл яростным патриотом. Италию он любил до исступления. Ее беды и нужды былиего собственными, личными. Тому множество подтвержде­ний. Одно из них —знаменитейшая канцона «Италия моя». Заветным устремлением его было видетьИталию единой и могу­щественной. Петрарка был убежден, что только Рим можетбыть центром папства и империи. Он оплакивал разделение Италии, хлопотал овозвращении папской столицы из Авиньона в Вечный город, просил императора КарлаIVперенести туда же центр империи. В какой-то моментПетрарка возлагал надежды на то, что объединение Италии будет проведеноусилиями Кола ди Риенцо.Самое страшное для Петрарки — внутренние распри. Сколько усилий он приложил,чтобы остановить братоубийственную войну между Генуей и Венецией за торговоепреобладание на Черном и Азовском морях! Однако красноречивые его письма кдожам этих патрицианских республик ни к чему не привели.
Петрарка был не толькопатриотом. Заботило его и граждан­ское состояние человеческого общежитиявообще. Бедствия и нищета огорчали его, где бы они ни случались.
Но ни общественные иполитические симпатии, ни принадлеж­ность к церковному сословию не мешалиосновному его призва­нию ученого и литератора. Петрарка отлично понимал, чтодля этого нужна прежде всего личная свобода, независимость (тут и он мог бывоскликнуть, что «служенье муз не терпит суеты»). И надо сказать, что Петраркаумел находить ее повсюду, где ему доводи­лось жить. Кроме, понятно, Авиньона —этого нового Вавилона» — за что он ненавидел его еще и особенно. Именноблагодаря такой внутренней свободе — хотя иной раз дело и не обходилось безмеценатов — Петрарке удалось создать так много и так
Девятую, окончательную,редакцию содержит так называемый Ватиканский кодекс под номером 3195, частичноавтографи­ческий.
По этому Ватиканскомукодексу, опубликованному фототипи­ческим способом в 1905 году, осуществляютсявсе новейшие кри­тические издания.
В Ватиканском кодексе междупервой и второй частями вшиты чистые листы, заставляющие предполагать, чтоавтор намеревался включить еще какие-то стихотворения. Разделение частейсохраня­ется: в первой — тема Лауры—Дафны (лавра), вовторой —Лау­ра — вожатый поэта по небесным сферам, Лаура — ангел-хра­нитель, направляющий помыслы поэта квысшим целям.
В окончательную редакциюПетрарка включил и некоторые-стихи отнюдь не любовного содержания: политическиеканцоны, сонеты против авиньонской курии, послания кдрузьям на раз­личные моральные и житейские темы.
Особую проблему составляетдатировка стихотворений сбор­ника. Она сложна не только потому, что Петраркачасто возвра­щался к написанному даже Целые десятилетия спустя. А хотя бы ужепотому, что Петрарка намеренно не соблюдал хронологию и порядке расположениястихотворного материала. Соображения Петрарки нынче не всегда ясны. Очевиднолишь его желание избе­жать тематической монотонности.
Одно лишь наличие девятиредакций свидетельствует о неустанной, скрупулезнейшей работе Петрарки над «Канцоньере». Ряд стихотворений дошел до нас в несколькихредакциях, и по ним можно судить о направлении усилий Петрарки. Любопытно, чтов ряде случаев, когда Петрарка был удовлетворен своей рабо­той, он делал рядомс текстом соответствующую помету.
Работа над текстом шла вдвух главных направлениях: удале­ние непонятности и двусмысленности, достижениебольшей музы­кальности.
На ранней стадии Петраркастремился к формальной изо­щренности, внешней элегантности, к тому, словом, чтотак нравилось современникам и перестало нравиться впоследствии. С года­ми, скаждой новой редакцией, Петрарка заботился уже о другом. Ему хотелось добитьсявозможно большей определенности, смы­словой и образной точности, понятности иязыковой гибкости. В этом смысле очень интересно суждение Карло Джезуальдо (ко­нец XVI— начало XVIIвв.), основателя знаменитой Академии музыки, прославившегося своимимадригалами. Про стих Петрарки он писал: «В нем нет ничего такого, что было быневоз­можно в прозе». А ведь эта тяга к прозаизации стиха, в наше время особоценимая, в прежние времена вызывала осуждение. В каче­стве образца такогонамеренного упрощения стихотворной речи приводят XVсонет:
                                  
                                   Я шаг шагну-— и оглянусь назад.
                                    И ветерокиз милого предела
                                     Напутственныйловлю...
                                 ------------------------------------------------------      
                                     Но вспомнювдруг, каких лишен отрад,
                                     Как дологпуть, как смертного удела
                                     Размерен срок, — и вновь бредунесмело,
                                     И вот —стою в слезах, потупя взгляд.
В самом деле, отказавшисьот стиховой разбивки и печатая этот текст в подбор, можно получить отрывокритмически упо­рядоченной прозы. И это еще пользуясь переводом Вяч. Ивано ва,лексически и синтаксически несколько завышенного.
Странно, что такойпроницательный критик и знаток итальян­ской литературы, как Де Санктис, не увидел этой тенденции в Петрарке. Де Санктису казалось, что Петрарке свойственно обо­жествлениеслова не по смыслу, а по звучанию. А вот Д'Аннунцио,сам тяготевший к словесному эквилибризму, заметил этутенден­цию.
Единицей петрарковской поэзии является не слово, но стих ли, вернее,ритмико-синтаксический отрезок, в котором отдельеслово растворяется, делается незаметным. Единице же этой
Петрарка уделялпреимущественное внимание, тщательно ее обра­батывал, оркестровал.
Чаще всего у Петраркиритмико-синтаксическая единица заключает в себе какое-нибудь законченноесуждение, целостный образ. Это прекрасно усмотрел великий Г. Р. Державин, кото­рыйв своих переводах из Петрарки жертвовал даже сонетной формой ради сохранениясодержательной стороны его поэзии.
Показательно и то, чтоПетрарка относится к ничтожному числу тех итальянских поэтов, чьи отдельныестихи вошли в по­словицу.
Как общая закономерностьслово у Петрарки не является поэтическим узлом. В работах о Петраркеотмечалось, что встреча­ющаяся в отдельных его стихотворениях некоторая «прециозность» носит характер скорее концептуальный, чемвербальный. Хотя, конечно, есть примеры и обратные. Примером может слу­жить Vсонет; он построен на обыгрывании имени Ла-у-ре-та:
                                         Когда,возжаждав отличиться много,
                                        Я ваше имя робконазову —
                                        ХваЛА божественная наяву
                                        Возноситсяот первого же слога.
                                         Нонекий голос Умеряет строго
                                         Мою РЕшимость, как по волшебству:
                                        ВассаломсТАть земному божеству —
                                         Не длятебя подобная дорога.
Можно было бы сослаться ина сонет CXLVIII, первая строфа которогоцеликом состоит из звучных географических названий.
Интересно, что этотрафинированно-виртуозный, «второй» Петрарка, особенно бросался в глаза и многимкритикам, а еще больше переводчикам. Эта ложная репутация, сложившаяся не безпомощи эпигонов-петраркистов, воспринявших лишьвиртуозную сторону великого поэта, сказалась на многих переводческих рабо­тах.В частности, и у нас в России. Словесная вычурность, нарочитая синтаксическаяусложненность, за редкими исключениями, почти общая болезнь.
К сожалению, репутация этаоказалась довольно устойчивой. С легкой руки романтиков, отметивших тягу«второго» Петрарки как несомненный, с их точки зрения, порок, этот «второй»Петрарка надолго если не заслонил, то значительно исказил «пер­вого» и«главного» Петрарку, который и позволил ему стать одним из величайших поэтовмира.
В приложении к «Книгепесен» даются два письма Петрарки, носящих автобиографический характер. Они нетолько интересны сами по себе. Они, как думается, помогут читателю глубже разо­братьсяи оценить «Канцоньере». В каком-то смысле они явля­ютсябесценным к нему комментарием.
Сам «Канцоньере»печатается в несколько необычном виде. Обычно стихотворения, его составляющие,печатаются вперемеш­ку, со сплошной нумерацией. То есть так, как это былозафиксиро­вано в упоминавшемся Ватиканском кодексе. Печатая сборник целиком,такой порядок бесспорен.
В данном же изданииполностью печатаются только сонеты — самая известная и распространенная частьсборника. Остальные же стихотворные пьесы (канцоны, баллады, мадригалы и сексти­ны)— выборочно. Отобраны, как нам кажется, наиболее значи­тельные и интересные изних и к тому же в переводе одного поэта. Отсюда два раздела: сонеты и другиестихотворения.
Для интересующихсятворчеством Петрарки приводим самую основную библиографию работ и изданий нарусском языке.
Работы о Петрарке: А. Н.Веселовский. Петрарка в поэтической исповеди «Canzomere». СПб., 1912; М и х. Коре-л и н. Ранний итальянскийгуманизм и его историография, т. 2 (Франческо Петрарка. Его критики ибиографы), изд. 2-е. СПб., 1914; р. Хлодовский.Франческо Петрарка. М., «Наука», 1974.
Основные русские изданияПетрарки:
Петрарка. Избранные сонетыи канцоны в переводах рус ских писателей («Русскаяклассная библиотека» под редакцией А. Н. Чудинова,выпуск XI). СПб., 1898; Петрарка. Авто­биография. Исповедь.Сонеты. Перевод М. Гершензона и Вяч. Иванова(«Памятники мировой литературы»). М., 1915; Петрарка. Избранная лирика. ПереводА. Эфроса. М., 1953; 2-е изд. — 1955; Франческо Петрарка. Книга песен (впереводах разных поэтов). М., 1963; Франческо Петрарка. Избранная лирика.Перевод Е. Солоновича. М., 1970; Франческо Петрарка.Избранное. Автобиографи­ческая проза. Сонеты. М., 1974.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Способы анализа организационной культуры школы
Реферат Адаптация производственной деятельности к условиям рынка телевизоров
Реферат Витте, Отто
Реферат Материальная ответственность работника, причинившего вред имуществу работодателя
Реферат Історія розвитку, види та функції туризму
Реферат Анализ производительности труда на предприятии
Реферат Жизнь, учение, судьба Сартра
Реферат Основи грунтознавства
Реферат Организация бухгалтерского учета анализ и аудит на предприятиях малого бизнеса
Реферат Интерференция и дифракция
Реферат Что такое опера
Реферат Проблемы правового регулирования банкротства индивидуальных предпринимателей
Реферат Проблемные отношения иностранного перевозчика и транспортной инспекции России: «3-х сторонние дозволы»
Реферат Глобальные экономические проблемы цивилизации
Реферат Религия Месопотамии