Петербург Достоевского в романе «Преступление инаказание»
Общественная атмосфераконца 60-ых годов и её отражение в идеологическом романе «Преступление инаказание». С такими мыслями приступил Ф.М. Достоевский к одному из ключевыхпроизведений своего творчества – к роману «Преступление и наказание». Это однаиз самых сложных, исторически важных, интересных книг в истории литературы.Писатель начинал работу над ней в условиях трудного времени. Россия вступает всумеречную переходную эпоху, эпоху реформ, прозванную «железным веком».Петербург становится её олицетворением.
Есть два Петербурга. Один –город, ослепляющий своей красотой, творение гениальных архитекторов. Петербургпетровских времен, дворцовых переворотов, пышных балов и роскошных приемов,Петербург Дворцовой площади и Дворцовой набережной. Но есть и другой Петербург– город грязных дорого, пыльных улиц, бедных людей, живущих в тесных клетушках.
С самых первых страницромана перед нами предстает Петербург, но автор описывает не его божественное величие,не ослепительную красоту, не жизнь высшего света. Достоевский решает показатьчитателю другую сторону северной столицы, помещая главных героев не в центрегорода, где бьет ключом жизнь аристократов, а на окраине Петербурга. На улицахгорода происходят ужасные вещи. Здесь кончают жизнь самоубийством, просятмилостыню, совершают убийства, видят страшные сны. Но никто не приходит напомощь. Все как будто ослепли и оглохли. Никто не видит страданий,переполняющих сердца, не слышит криков души о помощи, никто не проявит хотькапли сострадания. Все погружены в себя, в свои собственные проблемы.
Здесь же мы видим главногогероя романа, студента Петербургского университета, Родиона Раскольникова. Напротяжении целого месяца его преследовало «болезненное и трусливое ощущение,которого стыдился и от которого морщился». Одинокий юноша, брошенный вкруговорот общественных страстей, лишенный прочной духовной почвы втянутый видейную борьбу, вступает в болезненные отношения с миром. Живет он в «крошечнойклетушке, шагов шесть длиной, имевшей самый жалкий вид с своими желтенькими,пыльными и всюду отстающими от стен обоями». Сцена знакомства Раскольникова сМармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. «Понимаете ли вы,милостивый государь, что значит, когда некуда больше идти…», «А коли не к кому,коли идти больше некуда! Ведь надобно же чтобы всякому человеку хотькуда-нибудь можно было пойти…» – так происходит знакомство Раскольникова иМармеладова, обедневшего чиновника «с отекшими от постоянного пьянства веками».Исповедальный монолог Мармеладова, который тут же выслушивает главный герой,окрашивает всю ситуацию в драматические тона. Под пьяный хохот и ядовитыенасмешки посетителей распивочной рассказывает чиновник историю своей жизни. Вромане возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного ксудьбам людей. Семья Мармеладова многодетная: больная жена – Катерина Ивановнаи четверо полураздетых детей. Катерину Ивановну, которую погубило противоречиемежду прошлой обеспеченной и богатой жизнью и жалкой, нищенской настоящей,преследуют глубокий, страшный, чахоточный кашель, бессонные ночи в ожидании мужа, плач голодных детей.Соня Мармеладова, старшая из детей, вынуждена торговать собой. Не пойди Соня наулицу, умерли бы с голоду её домочадцы. Даже самоубийство как достойный выходисключено. Соня становится грешницей, жертвует собой, отказывается от себя, новера в Бога, как единственная надежда на спасение, не покидает её. Она живет в«большой комнате, но чрезвычайно низкой», которая походила на «сарай, имела видвесьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое»,«желтоватые, обшмыганные и истисканные обои», «бедность была видимая; даже укровати не было занавесок». + Все герои, поставленные в невыносимые для жизни условия,находятся в непрерывном нервном напряжении. Они озлоблены на себя, на своихблизких, на окружающий мир. Герои не могут мириться с такой жизнью, злоба накоторую доводит до остервенения. Так они создают свои теории, идеи, воплощениекоторых в жизнь приводит к непоправимым последствиям. Все герои отчастистановятся преступниками.
Так что же такое Петербургдля Достоевского? «…Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-тотайною. Ещё с детства, почти затерянный, заброшенный в Петербурге, я как-то всебоялся его». Можно прийти к выводу, что Петербург для Достоевского горододиноких, несчастных людей, город тесных пыльных, вонючих улиц, город убийств икошмаров.
…Автор решает освободить главных героев.Отправляя их в Сибирь, на каторгу, он дарит им свободу, позволяет обрестиискреннее раскаяние, душевное спокойствие, помогает найти любящего,необходимого человека.