Реферат по предмету "Литература"


Образ ночи в творчестве Ф.И.Тютчева

Муниципальное общеобразовательноеучреждение
                                 «Средняя – общеобразовательная школа №3»
                                   Работа по литературе.
 
                                  
                                         Выполнилаученица 9 гкласса 
                                       БужинаЛюбовь Алексеевна
                                                                           Руководитель:Хисматуллина
                                                                           Марина Анатольевна
                          г. Лангепас 2006год.
                     
                                   Содержание:
1.     Введение……………………………………………………………стр3-4.
2.     Образ ночи в творчестве Ф.И.Тютчева…………………………… стр5-9.
3.     Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»……………… стр10-11.
4.     Отчего нам ночь страшна?.. стр11-14.
5.     Заключение…………………………………………………………стр15.
6.     Библиография…………………………………………………………… стр16.
      
                                               
                                                   Введение.
      Поэзия– это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: кчеловеку, к природе, к Родине, к животным…
Сам язык поэзии настраиваетна глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэзияпроникает в самые тайные уголки души.
      СтихотворенияТютчева очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить каждоеслово метко, полновесно. Оттенки в его произведениях, как писал Некрасов,«расположены с таким искусством, что в целом обрисовывают предмет как нельзялучше». Полностью подтверждает слова Некрасова тютчевское «Утро в горах».
Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой…
      Тютчеввоспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое сущее– лишь временное порождение этого хаоса. С этим связанно обращение поэта к«ночной тьме». Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечныммиром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживаеттрагедию своего существования. Поэт использует прием аллитерации:
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души…
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь бездумно?
      Тютчеваособенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. Встихотворении «Осенний вечер» — картина вечерних сумерек, в стихотворении«Люблю грозу в начале мая» — весенний первый гром. Из стихотворений, в которыхТютчев пытается постичь переходные состоянии, можно выделить стихотворение«Тени сизые смелись…» Поэт здесь воспевает сумрак. Наступает вечер и именно вэтот момент душа человека роднится с душой природы, сливается с ней.
Все во мне, и я во всем!
      ДляТютчева очень важен миг приобщения поэт показал попытку «слиться сбеспредельным». И именно сумрак помогает осуществить эту попытку, в сумракахнаступает миг приобщения человека к вечности
Сумрак тихий, сумрак сонный,
С миром дремлющим смешай!
      В данной работе будет рассмотренотворчество Ф.И.Тютчева. Особое внимание будет уделено образу ночи в творчестве этоговеликого поэта. Также будет сделан анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Тени сизыесмесились… » Главная задача данной работы рассмотреть Тютчева как «певца ночи».

  
                                     
                  
Глава 1. Образ ночи в творчестве Тютчева.
Именно о Ф.И. Тютчеве сложилось представление как осамой ночной душе русской поэзии. «… он никогда не забывает, – пишет С.Соловьев, – что весь этот светлый, дневной облик живой природы, который он такумеет чувствовать и изображать, есть пока лишь «златотканый покров»,расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания». Ночь – этоцентральный символ поэзии Ф.И. Тютчева, сосредоточивающий в себе разъединенныеуровни бытия, мира и человека.
Ночь в творчестве Тютчева восходит к античнойгреческой традиции. Она дочь Хаоса, породившая День и Эфир. По отношению ко днюона – материя первичная, источник всего сущего, реальность некоегопервоначального единства противоположных начал: света и тьмы, неба и земли,«видимого» и «невидимого», материального и нематериального. Ночь, восходя кантичной традиции, не являет собою исключительно античное мифологическое еепонимание, но предстает в индивидуально-тютчевском стилевом преломлении. Вотодин из примеров:
Святая ночь на небосклонвзошла,
И день отрадный, деньлюбезный,
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый надбездной.
И как виденье, внешний мирушел...
И человек, как сиротабездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом к лицу пред пропастиютемной.
На самого себя покинут он –
Упразднен ум и мысльосиротела –
В душе своей, как в бездне,погружен,
И нет извне опоры, нипредела...
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое,живое...
И в чуждом, неразгаданном,ночном
Он узнает наследье родовое.
Основа мироздания, хаос шевелящийся страшны человекутем, что он ночью «бездомный», «немощен», «гол», у него «упразднен ум», «мысльосиротела»… Атрибуты внешнего мира иллюзорны и неистинны. Человек беззащитенперед лицом хаоса, перед тем, что таится в его душе. Мелочи вещного мира неспасут человека перед лицом стихии. Ночь открывает ему истинное лицомироздания, созерцая страшный шевелящийся хаос, он обнаруживает последнийвнутри себя. Хаос, основа мироздания – в душе человека, в его сознании.
Такая логика рассуждения подчеркнута и звуковым, иритмическим акцентированием. На звуковом уровне резкий перебой в общем звучаниисоздают звонкие в строчке:
В душе своей, как в бездне,погружен, –
Строка максимально насыщена звонкими звуками (их 14 (вд в й й в б з д н г р ж н), глухих в ней всего 5 (ш с к к п)). Наибольшуюсмысловую нагрузку несет слово «бездна». Оно постулирует родственность якобывнешнего хаотического ночного начала и внутреннего человеческогоподсознательного, родственность и даже в глубине своей единство и полноеотождествление. Две последние строки:
И в чуждом, неразгаданном,ночном
Он узнает наследье родовое. –
акцентированы одновременно и на ритмическом и назвуковом уровнях. Они, безусловно, усиливают напряженность композиционногозавершения, перекликаясь со строкой:
В душе своей, как в бездне,погружен, –
И общей звонкостью и повторами звуковых комплексовслова «бездна» (особенно «на»).
В предпоследней – 13 (ж д м н р з г д н н м н м)звонким звукам противостоят всего 3 (ф ч ч) глухих. В последней 12 звонких(н з н й н л д й р д в й) и 2 глухих (т с). Чрезвычайная концентрация звонкихна фоне сведенных к минимуму глухих достаточно резко акцентируют две последниестрочки стихотворения. На ритмическом уровне эта пара строк выбивается изстрофы, написанной пятистопным ямбом, – только в двух последних строках 3ударения в строке на фоне четырехударных строк (с пропуском одного ударения).Они образуют вокруг себя смысловое напряжение: человеку родственен хаос, он –прародитель, первооснова мира и человека, который жаждет соединения сродственным началом в гармоничное целое, но и страшится слиться сбеспредельным.
Темная основа мироздания, истинное его лицо, ночь лишьоткрывает человеку возможность видеть, слышать, чувствовать высшую реальность.Ночь в поэтическом мире Тютчева – это выход в высшую субстанциональнуюреальность, и вместе с тем – совершенно реальная ночь и сама эта высшаясубстанциональная реальность. Рассмотрим еще одно стихотворение Ф.И. Тютчева:
Лениво дышит полденьмглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая oбъeмлeт,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойнодремлет.
Прежде всего, обращает на себя внимание бросающаяся вглаза внешняя «ленивость» поэтического мира стихотворения. Наречие «лениво»интенсивно подчеркнуто: употреблено трижды в первой строфе стихотворения.Вместе с тем даже само троекратное повторение этого наречия развертывает ввоображении предельно динамичную, отнюдь не «ленивую» картину. Сквозь внешнюю«ленивость» проявляется колоссальная внутренняя напряженность, ритмико-интонационнаядинамика.
Художественный мир стихотворения переполнен движениямии внутренне противоречив.
Так, в первой строфе наречие «лениво» встречается трираза, соотносится с предикативными центрами «дышит полдень», «катится река», и«тают облака». А во второй эта часть речи употреблена только однажды – этонаречие «покойно». Оно соотносится с предикативным центром «Пан дремлет». Здесьочень сильно противоречие: за Паном – шевелящийся хаос, наводящий паническийужас. В дремоте панического ужаса очевидна динамика космического масштаба.
С одной стороны, «Полдень мглистый» – это конкретнаяприрода, это облака, река, туман, которые совершенно конкретно чувственны. Сдругой стороны (во второй строфе) природа – это «пещера нимф» и дремлющий Пан.«Полдень мглистый» оборачивается «великим Паном», «полдень мглистый» и есть сам«великий Пан». Оборачиваемость эта сочетается с несводимостью целого ни наодно, ни на другое. Диалектическое единство существования «полдня мглистого» и«великого Пана» в несводимости к одному конкретному смыслу и представляет собойсимволическую реальность. «Полдень мглистый» сам по себе – это противоречивыйсгусток смыслов, очень мощно энергетически заряженный, где играют иоборачиваются друг другом хаос, темная и истинная основа мироздания, и покой,покрывающий этот страшный кишащий хаос, и делающий последний благовидным. Как идремлющий Пан в своей основе невозможное соединение, но, тем не менее,осуществленное в поэтическом тексте, сгусток противоречий, накапливающий вокругсебя массу смыслов.
В последних двух строчках:
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойнодремлет.
сконцентрирован смысловой центр стихотворения:противоречивое единство невероятной динамики хаоса и покоя, одно в другом –динамика в покое, и покой в движении мироздания.
Выделенность «полдня мглистого» и «великого Пана»подтверждается и на ритмическом уровне. Во всем стихотворении эти строкивыбиваются из общего ритмического строя:
Лениво дышит полдень мглистый
и
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
Эти строки являютсяединственными полноударными.
«Полдень мглистый» как смысловой центр стихотворенияпредельно акцентирован на звуковом уровне: концентрация звонких и сонорныхзвуков, их в первой строфе больше, чем во второй. Во второй же строфе единственнаястрока, где глухие преобладают над звонкими (6–7) – это:
И сам теперь великий Пан.
Звуковая выделенность «великого Пана» усиливается тем,что эта строчка следует за строкой:
Дремота жаркая объемлет, –
которая максимально насыщена звонкими – 10 против 3глухих.
Полдень мглистый и дремлющий Пан – энергетическимощный сгусток противоречий, заряжающий и стягивающий смыслы вокруг себя. Этосмысловой центр стихотворения. Этот сгусток содержит колоссальную энергетику,потенциально способную развернуться в символическую реальность со всей ейприсущей полнотой бытия.
Оборачивающиеся друг другом «Полдень мглистый» и«великий Пан» как напряженное поле смыслопорождения обнаруживают своюпричастность и внутреннюю связь с центральным тютчевским символом – символическойреальностью ночи. Хаос как истинное лицо мироздания открывается человеку вполноте своей силы только ночью. Кишащий и бушующий разлад между ночью и днем,хаосом и космосом, миром и человеком поэт чрезвычайно остро ощущает, ончувствует космических масштабов страх человека, утратившего первоначальнуюгармонию, первоначальное единство с тем миром, который теперь ему кажетсявраждебным и угрожающим. И поэт может об этом лишь писать, создаваясмыслопорождающую реальность связей разъединенных частей мира: они оказываютсяв общении друг c другом в художественной реальности поэтического произведения.Своим творчеством поэт решает проблему трагической дисгармонии – он можетвосстанавливать утраченную гармонию, или, по крайней мере, прояснять дисгармониюв свете гармонической мысли и идеала.






























Глава 2. Анализстихотворения « Тени сизые смесились…»

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.
Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай! 
                                                                   
     Одним из шедевров характеризуемой лирикиявляется стихотворение «Тени сизые смесились…». Первоначально оно называлось«Сумерки». Этот ранний заголовок подчеркивает, что в начале произведениемыслилось как пейзажная зарисовка особой, переходной поры суток, где поэтпытается уловить почти неразличимое.
     Композиция стихотворения – две строфы –традиционная для Тютчева. Первая строфа – картина наступающей ночи, вторая –страстный монолог-обращение лирического героя к «сумраку».
     Изображаемое время суток – сумерки (уже невечер, но еще и не ночь) не случайно выбрано поэтом: его неизменно волнуютименно промежуточные состояния в жизни природы и человека.
     В первой строфекартина сумерек, наступающей ночи лана через восприятие лирическогогероя. Уловлена сама эта зыбкая грань перехода,когда окружающий мир растворяется в темноте, исчезает из зрительного восприятиячеловека:
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул…
     Сизый–самый смешанный цвет: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом,серо-синий с голубой игрою» (В.Даль). Смысловая острота эпитета усиленнавнутри-строчным созвучием: «сизые смесились». Водном только этом эпитете – сизый– как в зерне,содержится всё стихотворение с его темой космического смешения, слияние всегосо всем.
…звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
     Звук, неизменный спутник движения, жизни,уснул. В мире так тихо, что «мотылька полет незримый слышенв воздухе ночном».
     Слова «жизнь» и «сумрак» находятся всильной позиции начала строки, они как бы противопоставлены. Но только «какбы», потому что сумрак зыбкий – жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала,ушла куда-то в глубину («дальний угол»).
     Сумрак, тени, тишина – это условие, вкоторых пробуждаются скрытые душевные силы человека. Его мысли сливаются с«дальним гулом», на смену исчезнувшему, растворившемуся миру приходит иная реальность.Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя и сам сливаетсяс ним: «Все во мне, и я во всем». Однако странным образом эта причастность к«жизни божеско-всемирной» не вызывает ликования, а определяется как «час тоски не выразимой». В чем же причина этой тоски?
     Всявторая строфа– страстная мольба,нарастающий призыв, обращенный к «сумраку» (в данном случае синониму природы,жизни): лейся,залей, переполни через край и, наконец, смешай.
     «Единственная, более энергичное чувство,которое я испытываю, – это невозможность уйти от самого себя» (из письмаТютчева жене) Во второй строфе лирический герой отказывается от собственного«я», что присутствовало в конце первой строфы («Все во мне, и я во всем»). Егострастное стремление – раствориться в окружающем мире, слиться с ним, стеретьгрань меж «я» и «не-я»:
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
     Композиционное кольцо стихотворениязамыкается: совместились первое и последнее строки, глаголы смесилисьи смешай.Слиться смиром природы, раствориться в нем – для человека это редкая возможность «уйтиот самого себя». Однако противоречие сознательно-индивидуального («я») ибесзознательно-стихийного («жизнь») остается для Тютчева не разрешимым.(Точнее, проблема эта решалась многократно и по-разному.)
  







Глава 3.Отчего нам ночьстрашна?
      Мы видим ночь, когда на бархатном занавесе тьмы золотятся звёзды. Мы знаем их по именам: вот прекрасная зелёная звезда, созданная силой слов, — Агатос, вот враждующие огни Сократа и Протагора, сияние Мицары озаряет гениев современности, в Полярной звезде мерцают видения будущего. Фантастические образы, гении прошлого, настоящего, грядущего — словно светящиеся изнутри атоллы в неисчерпаемом океане тьмы. И мы видим, как над всем этим царит ночное светило, и ярче всех, лучезарным всепроникающим светом горит Пегас, звезда поэзии, в которой нам открывается Знание; оно и есть постижение ночи. Да, всякий раз, когда приходит время звёздной тьмы, особенно сильно ощущается присутствие иной, не дневной правды, действительной и единственной. В ночи нам открывается пронизывающая бытие трагедия, дисгармония, борьба противоположностей. Ночные птицы, мерцающие хищными глазами, волки и странные твари выползают из своих укрытий лишь под светом звёзд, чтобы поселиться в наших кошмарах. Ночные существа, обретающие жизнь под покровом темноты, прекрасно чувствуют себя в её владениях, не то, что люди, дети дня, которые вкушают призрачные видения спустившегося к человечеству Сна, сына ночи Гипноса, видения нереальной красоты, или ввергаются во власть ужасных образов тревожной дрёмы. Тайны мрака не для нас, тайны того, что происходит в темноте под пристальным взором туманного ока луны, глядящего на мир сквозь перископы звёзд. Но мы проникли в эти тайны и, вторгшись в ночную тишину, сумели уловить шёпот, или песню, или лёгкое дуновение ветра, но в нём слышны были слова, в нём кружилась волшебная мозаика образов, и в нём была повесть о том, что есть истинно сущее, что есть тьма и тайна этой тьмы. Мы познали неземную тайну, и, рождённые от солнца, но влекомые луной, мы стали блуждать между ночью и днём, и ночь пугала нас. И Фёдор Иванович Тютчев, глубже всех поэтов её познавший, объяснил нам, почему ночь для нас «страшна»:
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами
И нет преград меж ней и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!

       День — лишь покров, лишь тонкая златотканая пелена. Минуты, когда она тает, растворяясь, исчезая, и есть время наступления истинного, первозданного бытия. Оно роднится с бездной, безграничностью, бездонностью, беспредельностью и никогда не сможет быть втиснутым в рамки дня. Ночь — первооснова всего сущего, в ней — повесть о времени, но мотив её — вечность, в ней образы всего, что было, и отражение того, что есть, и магия невсамделишных событий, и порожденья хаоса и страха, и путь в Мир Грёз, чудеснейший предел. Ночь светла. Оставшись с ней наедине, как «сирота бездомный, лицом к лицу пред пропастию тёмной», можно на миг, на мгновение — столь горестно мимолётное у Тютчева — лишиться рассудка. Но, когда он вернётся, чёрная бездна не будет больше страшной и чужой, потому что, если подумать, каждый видит что-то своё в ночи, каждый «узнаёт наследье родовое». Но во тьме есть и смерть, в ней «крадутся» час неизбежной гибели, ощущение мимолётности жизни и ожидающее впереди вечное, неизбежное, бесконечное небытие. Тютчев видел и чувствовал в природе не одну лишь божественную основу — упорядоченный космос. Он чуял, что где-то здесь, в таящейся за границей благообразной Земли бездне, есть «вечный хаос», мятеж, беспорядок — там «хаос шевелится», и неизвестно, какой неверный шаг, какое наше движение способно его пробудить. Мы живем, словно в окружении вулканов: на Земле раскинулись тихие леса и сады, на ней воздвигнута цивилизация, но вулканы, потухшие миллионы лет назад и ставшие средоточием хаоса, могут извергнуться неудержимыми потоками всеразрушающей лавы. Мир не тих, не мирен, он, по существу своему, трагичен, и лучше всего можно познать его в «минуты роковые», в моменты, когда поднимается «древний хаос», когда над миром довлеет ночь-тьма, что была до сотворения света и мира и останется после того, как солнце умрёт, угасая, истекая красными лучами.
        Ночь раскрыла перед нами глубину души мира; но она не только испугала — она и умудрила нас, заставила взглянуть себе в глаза. Ночью, таинственной мистической ночью всё принимает иной — не истинный ли? — вид. Живой язык природы слышится в полночной тишине, истинный мир — это мир воцарившегося лунного мрака. Но не потому ли, что люди не сумели до конца проникнуть в тайну ночи, образ её неотделим для нас от понятия вселенского зла, связан с расцветом и торжеством тёмных сил; ночью люди совершают ужасные, необъяснимые поступки, которые не в силах понять с уходом ночного безумия, словно сама тьма, ничем не ограниченная, не сдерживаемая, внушила им совершить то, что угодно было ей. Ночью, влекомые луной, люди ходят во сне с открытыми глазами, не видя и не помня, и не сознавая, они идут на голос ночи, что прошептала в эфирной песне Слово, вслед за которым они готовы отправиться сквозь сон и сквозь саму тьму, по ту сторону зеркала, по ту сторону космоса — в хаос, в бездну, в царство ночи. Познавший ночь Тютчев увидел её безумие, её «божий гнев». В стихотворении «Mal'aria» он говорит, что даже любит это незримое, всепроникающее таинственное зло:
В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,
И в радужных лучах, и в самом небе Рима
Всё та ж высокая, безоблачная твердь,
Всё так же грудь твоя легко и сладко дышит,
Всё тот же тёплый ветр верхи дерев колышет,
Всё тот же запах роз, и это всё есть Смерть.
 
   Хаосом оборачивается красота, и Смерть — в «запахе роз»: зло скрыто в прекрасной, чарующей оболочке. Трагическая стихия, ночная «жизнь злая» открывается поэту в том, что мы видим самым прекрасным, самым светлым, исполненным сиянием солнца и благодатью дня.
     Ночь стала нашим проводником в небеса, в бескрайние просторы, к постижению Добра и Зла, к высшему Знанию, будь оно вселенским Счастьем или всегдашним Проклятием. Язык её — «для всех равно чужой и внятный каждому, как совесть». Поэт знает: он будет понятным всегда, и голос ночи будет вечно звучать там, где кончается явь, но сон ещё не вступил в свои права. Ночь — время сна наяву, и порой мы можем попадать в странное место, что находится между реальностью и видениями сна — «в некий час всемирного молчания» — в час Откровения, Признания, Пророчества и Смятения. И Тютчев, чувствующий это, любуется ночью:
                 
Как хорошо ты, море ночное…
В этом волненье, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою —
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…
 

 
 
                



    
Заключение.
    
     Чем же близок Тютчев нам, людям XXIвека,века неслыханных открытий, научных дерзаний, века покорения космоса? Он дорогнам тем, что вселяет в нас ощущение беспредельности мира, его величия, еготайны. С одной стороны, сам умевший трепетать перед бескрайним звездным небом,он умеет и читателя заставить трепетать; с другой стороны – он, проникающий вглубь человека, заставляет читателя прислушиваться к голосу внутри себя. Ни ккому другому так не подходит кантовское выражение: «Звездное небо над головой иморальный закон внутри нас». Тютчев учит понять мир и понять себя.
     Когда-то Эйнштейн писал: «Самая прекраснаяи глубокая эмоция, какую мы испытываем, — это ощущение тайны. В ней источниквсякого подлинного знания. Кому это эмоция чужда, кто утратил способностьудивляться и замирать в священном трепете, того можно считать мертвецом».Ценность человека определяется этой способностью восторгаться, изумляться. Этойэмоцией, этим «космическим чувством» Тютчев наделен, как никто другой. Ичитатель платит ему за это любовью.
     Лев Толстой писал: «Так не забудьтедостать Тютчева. Без него нельзя жить».
     В 1920 году Совнарком принимает решение осооружении памятника  Тютчева.
     Нам ли забывать о тех словах, что сказалТургенев Фету: «О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самымдоказывает, что не чувствует поэзии».     
Библиография:
1.     Тютчев Ф.И. Стихотворения. М., 1985.
2.     Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. — М., 1994.
3.     Большая школьная энциклопедия. 6 – 11 кл.Т.1. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
4.     Русская литература XIXвек. Большой учебный справочник.
5.     Русская литература. Второй половины XIXвека. Издательство Сага.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инвестиционные ресурсы предприятия
Реферат Инфекция мочевыводящих путей и влагалища
Реферат Негативна людська діяльність
Реферат Корпускулярно-волновой дуализм материи и принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительнос
Реферат Use Of Color In The Bluest Eye
Реферат Т.Гарди, Тэсс из рода д'Эрбервиллей (героиня, конфликт, композиция)
Реферат Чтение детей и подростков в России на рубеже веков смена модели чтения
Реферат Вирусный гепатит
Реферат Республика Бенин
Реферат Первая помощь при травмах
Реферат Структура здібностей креативність співвідношення розумових здібностей співвідношення розумови
Реферат А. П. Чехов «Степь» Егорушка
Реферат Islam And Christianity Essay Research Paper There
Реферат Лексико-семантические характеристики фразеологических единиц, содержащих описание человека
Реферат Требования к качеству мяса и сроки хранения Особенности приготовления жареной рыбы