Плюшкин
Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчествеотводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положениякрепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нравственныеценности отходят на второй план, а на первый выходят деньги и положение вобществе. Крепостное право лежит в основе государственной системы России. Людине стремятся к лучшему, не интересуются науками и искус-ством, не пытаютсяоставить потомкам никакого духовного наследия. Их цель — богатство. В своемстремлении к наживе человек не остановиться ни перед чем: будет воровать,обманывать, продавать. Все это не может не волновать людей мыслящих, которым небезразлична судьба России. И, конечно же, НВГ не мог оставить это без внимания.Смысл названия «М-ых душ» очень символичен. Г не жалеет красок,показывая читателю духовное убожество, грозящее Рос-сии. Мы можем толькопосмеяться над тем, что не в силах исправить. Целая галерея помещиков про-ходитперед читателем по мере продвижения сюжета «М-ых душ», направлениеэтого движения очень знаменательно. Начав изображение помещиков с пустогопраздного мечтателя и фантазера Манилова, Г завершает эту портретную галерею«страшной прорехой на человечест-ве» — Плюшкиным. Автор исполь-зуетследующие художественные средства, когда описывает своих героев:«говорящие фамилии», фольклор, символику, устойчивые эпитеты,зоологические сравнения, художественные детали (вид име-ния, дома, интерьер,внешность хозяина, обед, разговор о мертвых душах). Описания всех помещиковпроисходят по одному и тому же сценарию. Наиболее выразительно использованиеэтих средств про-является в описании Плюшкина. Тоской проникнуто описаниеде-ревни и усадьбы этого хозяина. Окна в избах были без стекол, некоторые былизаткнуты тряпкой или зипуном. Барский дом похож на огромный могильный склеп,где заживо погребен человек. Только буйно растущий сад напоминает о жизни, окрасоте, резко противопо-ставляемой безобразной жизни помещика. Чичиков долгоне может понять, кто перед ним, «баба или мужик». Наконец, онзаключил, что это верно, ключница. Предположен-ие Чичикова многозначительно.Подобно ключнице, Плюшкин раб вещей, а не хозяин их. Ненасытная страстьприобретательства привела к тому, что он утратил реальное представление опредметах, переста-вая отличать полезные вещи от ненужного хлама. Плюшкин гноитзерно и хлеб, а сам трясется над маленьким кусочком кулича и бутылкой настойки,на которой сделал пометку, чтобы никто воровством не выпил. Даже от собственныхдетей Плюшкин отказался. Где уж тут думать о просвещении, искусстве,нравствен-ности. Г показывает, как постепенно распадаются человеческиеличности. Когда-то Плюшкин был простым бережливым хозяином. Жажда обогащения засчет подвластных ему крестьян превратила его в скрягу, изолировала от общества.Плюшкин прервал всякие отношения с друзьями, а затем и с родствен-никами,руководствуемый соображе-ниями, что дружба и родственные связи ведут за собойматериальные издержки. Окруженный вещами, он не испытывает одиночества ипотребности общения с внешним миром. Крестьян Плюшкин считает тунеядцами имошенниками, лентяями и ворами, и морит их голодом. Крепостные у него мрут,«как мухи», спасаясь от голодной смерти, они бегут из усадьбы помещика.Плюшкин жалуется, что крестьяне от праздности и прожор-ства «завелипривычку трескать», а ему самому есть нечего. Этот живой мертвец,человеконенавистник, пре-вратился в «прореху на челове-честве». В«М-ых душах» Г выставляет напоказ все человечес-кие недостатки.Несмотря на то, что в произведении присутствует не малая доля юмора, «Мд» можно назвать «смехом сквозь слезы». Автор упрекает людей втом, что в этой борьбе за власть и деньги они забыли о вечных ценностях. Живатолько внешняя оболочка, а души людей мертвы. В этом виноваты не только самилюди, но и общество, в котором они живут. Забываются даже такие русскиетрадиции как гостеприимство и хлебосольство. Все Г это не смог игнорировать и вполной мере отразил в «М-ых душах». Люди мало изменились, поэтому«М-ые души» — это предостережение и для нас.