Реферат по предмету "Литература"


Образ России в поэме Дж. Байрона "Дон Жуан"

МосковскийПедагогический Государственный Университет




ОБРАЗРОССИИ В ПОЭМЕ Д.Г.БАЙРОНА «ДОН ЖУАН»


Выполниластудентка IIкурса
Филологическогофакультета
заочногоотделения
МакароваМария


-2003-
Образ дороги вмировой литературе не раз становился ключевым образом в раскрытии множествапоставленных задач. Кто может увидеть и рассказать больше, чем путешественник?Мотив странствия – это одна из самых ярких традиций в литературе, котораяслужит созданию целостной картины жизни. Когда жанр романа только зарождался,когда еще не открылся интерес к изображению внутреннего мира человека, главнымгероем часто становился именно путешественник.
С развитиемлитературы мотив дороги начинает выполнять более сложные задачи, онспособствует раскрытию человеческих характеров, нравственно-философских исоциально-бытовых проблем. Местные явления приобретают характеробщечеловеческих. Картины действительности предполагают не менее глубокийанализ, чем система образов, конфликты и философские размышления автора.
Байрон хотелдать обзор современного мира и прибегнул к самому подходящему для тогохудожественному приему. Его герой – странник, который к тому же является«вечным образом» в мировой литературе и не требует подробной характеристики.  Автору достаточно назвать его имя и пойтивслед за ним хоть на край света.
Идя за своимгероем, Байрон «берет на анализ» многие явления современной жизни, которые,пройдя, как световой луч, через внутреннее «Я» поэта, распадаются на широкий проблематический спектр.Авторский взгляд является единственным и главным проводником читателя.Философия Байрона заложена в основном в лирических отступлениях, в даваемыхавтором характеристиках и описаниях, которые вплетаются в сюжетную линию.
Образ России впоэме «Дон Жуан», как и образы Испании, Турции, Англии, прежде всего,представлен отдельными лицами и имеет важное идейное значение в произведении. Вэпоху Байрона взгляд всей западной Европы обратился к Российской Империи,которая во второй половине XVIII – начале XIX веков начала быстрыми темпами набиратьобороты в международных отношениях. Связь с известными французскимипросветителями, в которой российская корона искала способов достижения своихабсолютистских целей, развитые торговые отношения с Англией, успешные войны сОсманской империей, завоевание Крыма и выход к Черному морю, приобретениеФинляндии в войне со Швецией и, наконец, победа над Наполеоном – все этоукрепило международный авторитет России и поставило ее в ряд великихевропейских держав.
Несмотря наэто, байроновская Россия предстает перед нами совершенно в ином свете: завнешне блистательными военными достижениями скрываются низменные потребности,животные инстинкты в среде гвардейцев и казачества, унизительные придворныеотношения, рабское положение народа. Байрон придает огромное значение такимчеловеческим ценностям, как ум, свобода, справедливость. Здесь проявляются иего личные качества, и то влияние, которое оказала на всю Европу Великаяфранцузская революция, проходившая под просветительским лозунгом «свободы, равенстваи братства». Автор не раз дает понять, что он против завоевательных войн, ипризнает только борьбу за освобождение.
Седьмая ивосьмая песни поэмы почти целиком посвящены военному сражению русских итурецких войск. Взятие турецкой крепости Измаил, которое происходило в 1790 г.,поэт описывает в мельчайших подробностях, но по законам художественноготворчества.  ОсобенностьБайрона-художника в том, что он не стремился дать исчерпывающие и достоверныеисторические характеристики, а хотел раскрыть живой смысл явления, посмотретьна него с нравственной позиции. Эта позиция определяет и ход  битвы, и поведение воюющих, и характерылюдей.
ОбразСуворова, великого русского полководца, прославившего военное искусство,представлен очень субъективно, без приведения каких-либо точных фактических илибиографических сведений. Автор выделяет в нем не только военный талант, но иотсутствие человечного начала, полное равнодушие к количеству жертв. Крометого, все его черты поэт окарикатуривает, он называет Суворова «двуликойособью», «полудемоном, «героем и шутом», который «перед штурмом был – в мундиреарлекин». Несмотря на его военные достижения, Байрон видит в нем марионетку вруках самодержавия. Характеристика полководца дана через призму авторскоговзгляда, который направлен не против каких-то личных  качеств этого человека, а против искаженныхгосударством ценностей:
…Идем:зовет война
Подкрепость гордую, что с твердостью достойной
Стоитеще, со всех сторон осаждена
Суворовым(у нас – Сьюарру). Он, воюя,
Каколдермен, — мозги, кровь обожал парную.
(Песньседьмая, строфа 8)
Кровожадностьимеет здесь образное значение. Поэт приравнивает к ней корыстные интересы,погоню за славой и наградами, оцениваемыми выше человеческой жизни. Сценызверской жестокости, которые являются результатом этих интересов, подчеркиваютгуманистический пафос поэмы.
Тема войныпоявилась еще в «Паломничестве Чайльд Гарольда», но здесь она приобретает болееширокое значение. Личное байроновское восприятие войны в поэме «Дон Жуан» нашлоблестящее свое выражение. «Человек, осушивший хотя бы одну слезу,более заслуживает честной славы, чем тот, кто проливает целые моря крови...» — говорил поэт. Байрон стремился разрушить ложную героикувойны, ее мнимую торжественность, передать все уродливые черты этого явления.Цель войны – это убийство, орудие ее – обман и жестокость, все, что вершится навойне — грех. Не случайно поэт, перефразируя слова Евангелия, противопоставляетволю человека воле Бога:
Богрек: «Да будет свет». И бысть он. Человек
Сказал:«Да будет кровь». И крови льются реки.
(Песньседьмая, строфа 41)
Вождьобучал бойцов по лестницам взбираться
(Ноне иаковским), учил во рвы спускаться…
(Песньседьмая, строфа 52)
Кроме Суворовапоэт вводит еще одного видного деятеля, верного русскому оружию, Потемкина.Этот человек тоже изображен иронически, еще и потому, что был одним изфаворитов русской императрицы:
Отнесварения он умер, пищей сладкой
Объевшись,- и лежал у придорожных лип,
Стяжавпроклятия страны, им разоренной, -
Каксаранча, что мрет на ниве обнаженной.
(Песньседьмая, строфа 36)
Тобыл Потемкин, — муж, великий в те года,
Когдавеличие убийством и развратом
Стяжалось.Если честь нам титул и звезда
Дают,- он славен был, и был вдвойне богатым.
Саженныйрост его доставил без труда
Емувнимание царицы…
(Песньседьмая, строфа 37)
Если оСуворове поэт далее говорит, что он превзошел Чингизхана и Тамерлана своимикровавыми аппетитами, а значит хотя бы поэтому достоин быть великим, то оПотемкине, который был главнокомандующим армии в русско-турецкой войне 1787 –1791 гг., ничего подобного мы  неуслышим: «Он славой лишь хотел упиться, проблистав». Не трудно догадатьсяздесь, что военные успехи Потемкина автор оценивает ниже, чем его личныезаслуги перед императрицей.
Подробнуюхарактеристику Екатерины II мы встречаем уже в девятой песни, когда Жуанприбыл к императорскому двору с депешей от Суворова. Об этой женщине Байронотзывается еще менее лестно, чем о русских военных деятелях, которые вынужденыей подчиняться, убивать и грабить ради нее одной.
Но сначалапоэт приводит некоторые характерные описания той страны, в которую направляетсяего герой:
Героймой (он и ваш, — вполне уверен в том!)
Мнойброшен на пути, несущимся, как лава,
Встолицу мужиков, отесанных Петром,
Носмелых более, чем умных. Их держава
Теперьвесьма в чести, ей все кадят кругом,
Ейсам Вольтер польстил, что мне досадно, право…
(Песньдевятая, строфа 23)
Байронпренебрежительно-ироническим тоном говорит о России, в которой люди,«отесанные», как бревна, больше приспособлены к бою, к владению оружием, чем кмыслительной деятельности. В этих строках чувствуется скептическое отношениепоэта к русской культуре, которая не может развиваться полноценно в стране, гдечеловек имеет «прикладное» значение, где для него отсутствует не только свободаслова, но и свобода мысли. Байрон хорошо знает цену последней, и в качествеглавного ее врага видит деспотию. Тиран порождает лизоблюда, подхалима («Нохудшие враги – тиран и подхалим…»), который под страхом насилия вынужденобманом прикрывать свои мысли.
Намек напереписку Екатерины IIс известным просветителем и досада автора по этому поводу свидетельствуют отом, что просветительская идеология, несмотря на отрицание ее романтиками, былаблизка Байрону. Советы Вольтера и его единомышленников для России оказалисьнапрасными, так как после французской революции «просвещенный» абсолютизмЕкатерины II,грозивший свержением самодержавия, резко обернулся реакционной внутреннейполитикой. Понимание главных идей просвещения – «свободы, равенства и братства»не пошло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамкахсамодержавной монархии.
ДеспотическаяРоссия, где миллионы людей – рабы, где прихоть императрицы – уже закон, незаслуживает никаких авторских похвал. Видя беспредельность власти и бесправиенарода, поэт превращает свое «свободное» слово в оружие против любой формычеловеческой зависимости:
Яи народу льстить не стану никогда;
………………………………………..
Мненужен человек, кого бы не могли
Давитьни вы, ни я, ни чернь, ни короли.
(Песньдевятая, строфа 25)
В песнях поэмы, где говорится о взятии Измаила, Байрон, называя русскийнарод великим, противопоставляет его царице-крепостнице, «глядевшей на войну,как на петуший бой». Но ни в выдающемся полководце Суворове, ни в выдающемсяфаворите Потемкине, целиком зависимых от настроения императрицы, Байрон невидит несчастных жертв абсолютистского режима. Рабство, подчинение – это такиеже пороки, как и деспотизм, которые достойны «шакала», а не человека. Поэтпризывает к борьбе за свободу, он сравнивает сети рабства с сетями паука,которые при желании можно легко порвать:
Взмахнискорей рукой, смахни тенета эти!
Безних паучий яд и жала нестрашны.
Народ!Любой народ, какой лишь есть на свете,
Немедли! Выпрямись, сорви их со стены!
(Песньдевятая, строфа 28)

** *
Примечательно,что автор, изображая Россию, почти не дает внешних ее описаний: «Но описаниямне уделю и фразу: // «Заметок путевых» тьма развелась у нас» (Песнь девятая,строфа 42). Тем не менее, даже в тех немногих характеристиках, которые мывстречаем, есть неточности. Пушкин писал по этому поводу: «Байрон говорил, чтоникогда не возьмется описывать страну, которой не видал бы собственнымиглазами. Однако ж в «Дон Жуане» описывает он Россию, зато приметны некоторыепогрешности противу местности. Например, он говорит о грязи улиц Измаила; ДонЖуан отправляется в Петербург в кибитке, беспокойной повозке без рессор, подурной каменистой дороге. Измаил взят был зимою, в жестокий мороз. Наулицах неприятельские трупы прикрыты были снегом, и победитель ехал по ним,удивляясь опрятности города: «Помилуй бог, как чисто!..». Зимняя кибитка небеспокойна, а зимняя дорога не камениста. Есть и другие ошибки, более важные.Байрон много читал и расспрашивал о России. Он, кажется, любил ее и хорошо зналее новейшую историю. В своих поэмах он часто говорит о России, о нашихобычаях…»
Байрону, невидевшему России и знавшему о ней только из книг и рассказов других людей,похоже, не столь важно было предоставить пейзажные зарисовки, сколь обратитьвнимание на  нравы людей в этой стране.Едкая байроновская сатира в образах русской императрицы и ее фаворитов, вописаниях петербургской придворной элиты нашла широкую отдушину.
Фаворитизм вРоссии появился еще во второй четверти XVIII века, когда по петровскому указу опрестолонаследии женщины получили право на царствование. Но ни однапредшественница Екатерины II (Анна Иоанновна, Елизавета Петровна) не можетсравниться с ней по количеству фаворитов:
Екатериныблеск, той самой, что царицей
Былавеликою и заодно блудницей.
(Песньшестая, строфа 92)
Создавая образЕкатерины, Байрон постоянно возвращается к теме фаворитизма, как самого уродливого явления абсолютной монархии.







Поэтвысмеивает в Екатерине женское начало, страсть к мужчи-нам, которая доминируетв ряду всех ее правительственных пол-номочий. Автор в скобках заме-чает, чтоженственность «состав-ляла не меньше двух третей великой единицы», показываятем самым комичное несоответствие в ней внешнего облика, статуса в государстве ивнутренних запро-сов. Не случайно он называет ее «дряхлеющей», «дородной»,«ста-рушкой», годной Жуану в матери. Авторская ирония в связи с этойнесообразностью удачно прозву-чала в 24 строфе песни десятой:


Но– мимо! Обойдем и тайные дела,
Творимыев тиши такой неравной парой,
Какюный лейтенант, расправивший крыла,
Игосударыня, слывущая нестарой,
Нои не юною, не тою, что была
Семнадцатойвесны венчанная тиарой.
В тот моментЕкатерине был 61 год. Не трудно догадаться, что для Байрона, который, описываясултанскую жену Гульбеяз, назвал ее возраст «уже довольно спелым», когда ейбыло лет двадцать шесть, возраст Екатерины II никак не вязался с ее женским началом.
ВысмеиваетБайрон и высшее общество Петербурга, пораженное довольно распространенныминедугами, которые мы найдем и в английских светских кругах. «Кукольность»поведения придворных персон, доведенная уже до автоматизма,  как бы оттеняет сущность самой императрицы,которая окружила себя целой сворой однотипных простейших существ. Автор невыделяет из этой толпы ни одного персонажа, не упоминает ни одного имени, иговорит о ней, как об однородной массе, в которой нет ничего индивидуального, ивсе действия совершаются одновременно, как по команде: «Двор зашушукался; у дамглаза раскрылись»; «…и по придворным дрожь волнения прошла»; «Двор тотчас жерасцвел, как будто по весне»; «Морщины старых дам означились приметней»;«Лукавя, ширились улыбки здесь и там»; «Ласкать поручика спешит придворный люд»и т. д.
Как частьсамой Екатерины упоминается в конце девятой песни мадам Протасова, с которойуходит Жуан. По свидетельствам современников эта дама была «испытательницей»будущих фаворитов императрицы.
Изображаяпридворную жизнь, поэт ни разу не упоминает о государственных делах. Создаетсявпечатление, что роскошь и развлечения, любовные дела царицы, «балы, веселыекрасавицы, монета» — это все, что необходимо для управления страной. Такаяжизнь настолько необычна для байроновского героя, что он, пробыв «в чаду, вбреду, в огне, средь лоска, блеска, звона», даже заболевает. В качестве однойиз причин его болезни кто-то видит дело рук Потемкина: «Кто говорит, что онПотемкиным отравлен». В итоге Жуану рекомендован отъезд, а перед императрицейопять встает «непростой» вопрос: кому «вручить вакантный пост»?
Несмотря нато, что Байрон несколько односторонне представил образ екатерининской России,его сатира была направлена к самому основному явлению ее действительности –государству. В образе Екатерины Байрон показал бесперспективность инеэффективность абсолютной монархии, которая предоставляет одному человеку всеправа и при этом ни к чему его не обязывает.
В деспотизмемонархов тех стран, где люди продаются на невольничьих рынках, где титулом изолотом награждают и за «убийство» на войне, и за «интимные» услуги, поэт видиткрайнее проявление тирании и насилия над народами. Он изображает и
турецкого султана и Екатерину II как аморальных и развратных людей, пороки и прихотикоторых порождают вокруг них атмосферу раболепия, фаворитизма, политических интриг.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Лирика 3
Реферат Патологическая анатомия Амилоидоз
Реферат Наркотенденции как определенное эмоционально-поведенческое явление. Основные особенности
Реферат Лунный свет
Реферат Разработка системы мероприятий по рациональному использованию пахотных земель и создание высокопродуктивных устойчивых агросистем в хозяйстве Хайтинское, Усольского района
Реферат Методические аспекты физического воспитания детей младшего школьного возраста
Реферат Ювелирное Искусство на Руси XVI-XVII вв.
Реферат Теплотехничекий расчет здания
Реферат Гаррисон, Бенджамин
Реферат Патофизиология Кишечные токсиозы
Реферат Проблемы рынка труда Украины.
Реферат Насильницьке задоволення статевої пристрасті неприродним способом
Реферат 13 марта 2012 г
Реферат Чингиз Айтматов. Роман "Плаха"
Реферат Основы национальной безопасности. Концепция национальной безопасности и проблемы ее реализации