Мельников Р. ДЭ-101
Домашнее задание покультурологии.
Рецензия на роман-сказку Носова«Незнайка на Луне».
В эпоху холодной войны Николай Носовнаписал замечательную детс-
кую книжку — «Незнайка на Луне». Она поражает вдумчивого читателя раз-
махом затронутыхпроблем, скрытых под маской детскойсказки.
Мне кажется, что на эту книгу надо обратить особое внимание.
Трудно назватькакое-нибудь детское литературное произведение, где так
рельефнобыло бы показано непримиримое идеологическое противоборство
капитализма исоциализма (бесспорно, оценка Носовым этого противостоя-
ния однозначна — иного и не могло быть в советской литературе того пе-
риода). Любимыйвсеми детьми герой Незнайка попадает на Луну — мир то-
варно-денежных отношений, общества, где святымиявляются институты
частнойсобственности и свободы предпринимательства, где мерилом дос-
тоинств и качествчеловека является его капитал. Здесьдействуют иные
законы, совсем не похожие на порядки незнайкиной страны идеального
коммунизма.
Книга чрезвычайно идеологизированаписатель яркими красками расц-
вечивает ужасыбуржуазного мира: нищету, безработицу, безнравствен-
ность.Социалистический реализм, приверженцем которого был и Носов,
проводилобработку сознания человека с раннего детства, внедряя в ми-
ровоззрениечитателя понятие о «плохих» капиталистах, с которыми нужно
беспощаднобороться, создавая «образ врага». Необходимо было дать под-
растающемупоколению коммунистическую идеологию, подчеркнуть все преи-
муществасоциалистической системы над «загнивающим капитализмом».
Это Носову удалось просто блестяще. В егокниге доводятся до гро-
теска всенедостатки институтов системы бизнеса. Так, фондовая биржа
предстаетперед читателем как Давилонская баржа, монополистические
объединения — ввиде больших бредламов. Карикатурно изображается поли-
ция, которая, поНосову, совершенно не следит за соблюдением юридичес-
ких норм в правовом государстве. Сатирически показана деятельность
субъектовгражданского общества. На фоне всего этого резким контрастом
выступаетобщественное устройство земных коротышек, напоминающее по-
рядки в «Городе Солнца» Кампанеллы или наострове Утопия из книги То-
маса Мора. Юный читатель не может устоять перед силойносовских аргу-
ментов. Он твердостановится на сторону земных коротышек — предвестни-
ков коммунизма«светлого будущего».
В то же время, несмотря на всюидеологизированность произведения,
нельзя назватьписателя необъективным. Коротышки в социалистическом
миреЦветочного и Солнечного городов лишеныважнейших стимулов к тру-
ду,предпринимательству, активной производственной деятельности. Из-за
этого процветаюттунеядцы: Пончик, Незнайка, Гунька. В капиталистичес-
ком миреЛуны эти стимулы активно работают, поскольку в действие
вступаютмеханизмы товарно-денежных отношений, свободы предпринима-
тельства ичастной собственности. Носоврассказывает о системе марке-
тинга,созданной лунными коротышками для удовлетворения своих нужд и
потребностей. Онговорит о возможности акционерных обществ аккумулиро-
ватьсредства населения для проведения научно-технических исследова-
ний, ведущих кпрогрессу.
Объективность автора проявляется и в характеристике персонажей.
Можно обратитьвнимание и на жесткую, подчас авторитарную, власть Зна-
йки — лидерасистемы социализма земных коротышек. Чего, например,
стоят его слова:«Прекратить сейчас же всяческие разговоры! Дисциплина
преждевсего. Попрошу всех построиться в однушеренгу. Ну-ка, быст-
ренько!Быстренько! И ты, Пилюлькин, становись тоже... Так! Все на
месте? А теперьшагом марш в ракету для принятия пищи!» Отлет на Луну
Незнайки и Пончикаможно рассматривать как бунт двух неординарных лич-
ностей, невписывающихся в установленные рамки,против социалистичес-
ких отношений исистемы управления ими, сковывающих инициативу и пред-
приимчивость,ограничивающих рамки свободы.
Даже окончательная победа социализма надкапитализмом осуществля-
ется не врезультате борьбы народа с его поработителями-капиталистами
и«вселунной» революции (что соответствовало бы догмам учебников марк-
сизма-ленинизма),а совершенно фантастическим образом. Коротышкам уда-
етсяразрешить проблему редкостиэкономических благ (по крайней мере,
бесконечнораздвинуть границы области производственных возможностей)
за счет резкого увеличения КПД всех отраслейпромышленности в резуль-
татеиспользования невесомости и внедрения в агротехнику гигантских
земных растений.Решение неразрешимой, с точки зрения современной эко-
номическойтеории, проблемы редкости автоматическиприводит к смене
формаций. Носовпонимает, что система капиталистическихотношений да-
леко не изжиласебя и обладает возможностями воспроизводства и самосо-
вершенствования.
Огромным достоинством книги является ее информативность. Автор
знакомит юногочитателя с основными этапами развития рыночного хозяйс-
тва: промышленнымпереворотом, разорившем мелких производителей (вроде
солеразработчикаПончика), государственно-монополистическим капитализ-
мом , вызвавшим к жизни объединениякапиталистических магнатов (вроде
объединенийСпрутса, Жадинга и им подобных в бредламы). Писатель гово-
рит обакционерных обществах, банках, фондовых биржах и условиях их
функционирования.Он рассказывает о маркетинговых исследованиях, про-
водимыхпредприимчивыми лунными коротышками, омеханизме взаимодейс-
твия спроса ипредложения. А ведь советские ребятишкипрактически ни-
чего не знали обэтом!
Необходимо обратить внимание и на еще одинаспект. Те пороки ка-
питалистическойсистемы, о которых аллегорическирассказывал Николай
Носов в своем произведении, бурно расцвели всовременном российском
обществе.Агрессивныерекламные кампании, проводимые нечистоплотными
бизнесменами,заведомая дезинформацияпотребителей, грабежи и убийс-
тва, фатальнаянеспособность государства решить проблему преступности
— разве не встретили мы все это в России после вступления ее на путь
реформ? Разве паника на Давилонской барже ненапоминает «черный втор-
ник» наММВБ, а крах Акционерного обществагигантских растений — рух-
нувшуюпирамиду АО «МММ»? Носов как бы предупреждает об опасностях,
подстерегающихнас на каждом шагу в далеко не однозначной системе рын-
ка.
Я не могу назвать роман Носова детскойсказкой. Мне кажется, что
его книга - «сказка» для взрослых, раскрывающая перед читателем весь
спектр проблем,стоявших и стоящих перед современным обществом.