Министерство образования и молодежнойполитики Чувашской Республики
МОУ «Аликовская средняяобщеобразовательная школа им. И.Я.Яковлева
Реферат по русской литературе
Неизвестные страницы жизни Б.Брехта
Работа ученицы 11 «г» класса
МОУ «АСОШ им.И.Я.Яковлева»
Путеровой Елены Владиславовны
Аликово 2006 г.
Оглавление:
1.Вместо предисловия………………………………………………………..…………….3стр.
2.Кратко о Бертольте Брехте……………………………………………………………..4стр.
3.Блудный сын невернулся…………………………………………………………………5стр.
4.В беспокойнуюпору…………………………………………………………………….5-6стр.
5.На приступгородов……………………………………………………………………..6-8стр.
6.Театр будитмысль………………………………………………………………………...8стр.
7.Средство для великойцели……………………………………………………………..8-9стр.
8.Родину можно унести ссобой………………………………………………………...9-11стр.
9.Искатель правды на рынкахлжи…………………………………………………….11-12стр.
10.Возвращение…………………………………………………………………………….12стр.
11.Нетерпеливый поэт третьеготысячилетия………………………………………...12-13стр.
12.Заключение………………..…………………………………………………………...14стр.
13.Литература………………..……………………………………………………………15стр.
Вместопредисловия
После смерти Бертольта Брехта прошло немало лет…
Предсказания недоброжелателей не оправдались: драматургияи поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом приобретают всебольшее число друзей. Идеи Брехта по-прежнему современны, и то, что вокруг нихпродолжаются споры, свидетельствует об их жгучей актуальности.
Театры всего мира ставят его пьесы, открывая в них все новые стороны,привлекающие зрителей шестидесятых годов. В наше время постановка брехтовскихпьес — такой же экзамен на зрелость для театральной труппы, как трагедияШекспира или комедия Мольера. Ученик Брехта, бывший главный режиссер созданногоим театра «Берлинский ансамбль» Манфред Векверт, справедливо написалв 1965 году: «Сегодня от Москвы до Нью-Йорка легкие, спускающиеся отсередины сцены полотняные занавеси смыкаются над барабаном немой Катрин. В театральныхзалах построенных на пепле Хиросимы, люди слышат вопль ужаса Галилея, предвещающегосмертоносные последствия человеческих открытий. Южно-африканский негр выходитна импровизированные подмостки, чтобы высмеять разделение людей накруглоголовых и остроголовых...»
Кратко о Бертольте Брехте
Bertolt Brecht
Немецкий писатель и театральный деятель
Родился 10 февраля 1898г. в Аугсбурге.
Во время Первой мировой войны служит санитаром в военномгоспитале, участвует в революционных событиях 1918-19гг. в качестве члена Аугсбургскогосолдатского совета.
1917-1921 – закончив реальное училище, изучает философиюи медицину в Мюнхенском университете.
1918 – в студенческие годы пишет пьесу «Ваал» (Baal).
30 сентября 1922 – на сцене Мюнхенского камерного театрапоставлена пьеса «Барабаны в ночи»(Trommeln in der Nacht), написанная ещё в 1919г. За неё Брехт удостаивается премииим. Клейста. Вскоре Брехт становится драматургом Камерноготеатра.
1924 – переезжает в Берлин, получив аналогичное место вНемецком театре у М.Рейнхардта.
1927 – выходит сборник стихов «Домашние проповеди»,а также короткая версия пьесы «Махагони», первая его работа в сотрудничестве с композиторомК.Вайлем.
31 августа 1928 – в Берлине, а затем по всей Германии, согромным успехом показана «Трехгрошоваяопера»(Die Dreigroschenoper). С этогомомента вплоть до прихода к власти фашистов Брехт пишет пять мюзиклов,известных как учебные пьесы («Lehrstucke»), на музыку Вайля, П.Хиндемитаи Х.Эйслера.
28 февраля 1933 – на следующий день после поджога рейхстагаБрехт покидает Германию и селится в Дании.
1935 – Брехта лишают немецкого гражданства.
1938-39 – Брехт пишет пьесу «Жизнь Галилея»(Lebendes Galilei).
1938-1940 – пьеса «Добрый человек из Сезуана» (Der gute Menschvon Sezuan).
1939 – пьеса «Мамаша Кураж и ее дети» (Mutter Courage und ihre Kinder).
1940 – после вторжения нацистов в Данию Брехт вынужден уехать в Швецию, а затем вФинляндию.
1941 – через СССРБрехт уезжает в США, где пишет «Кавказскиймеловой круг»(Der kaukasische Kreidekreis) иещё две пьесы, а также работает над английской версией «Галилея».
1947 – покинув Америку, писатель приезжает в Цюрих, где создаёт своё главноетеоретическое произведение «Малый органон»(Kleines Organon) и последнюю завершенную пьесу «ДниКоммуны» (Die Tage der Commune, 1948-1949).
1948 – Брехт переезжает в советский сектор Берлина, и 11января 1949 там состоится премьера «Мамаши Кураж» в его постановке, с женой ЕленойВайгель в главной роли. Тогда же они основывают собственную труппу, «БерлинерАнсамбль», для которой Брехт адаптировал или поставил примернодвенадцать пьес. В марте 1954г. коллектив получает статус государственноготеатра.
1953 – после беспорядков в Восточном Берлине Брехта упрекают в лояльности режиму, имногие западногерманские театры бойкотируют его пьесы.
1954 – Брехт получает Ленинскую премию.
14 августа 1956 – Брехт умер в Восточном Берлине.
Брехт пользуется известностьюкак создатель теории «эпического театра». Эта теория предусматривает в качествеобязательного момента так называемый «эффект отчуждения», то есть приём, спомощью которого драматург и режиссёр показывают явления не в ихпримелькавшемся виде, а с какой-либо неожиданной стороны, заставляющей зрителяпо-новому на них посмотреть и глубже их понять. Это усиливает в зрителекритическое отношение к изображаемым на сцене событиям.
БЛУДНЫЙ СЫН НЕ ВЕРНУЛСЯ...
Я — Бертольт Брехт из темных
лесовШварцвальда.
Менямоя мать принесла в город
Во чреве своем. И холод лесовШварцвальда
Вомне останется навсегда.
Родившись в состоятельной бюргерской семье 10 февраля 1898 года — отецего был торговым служащим, а позднее директором бумажной фабрики, — Брехтстановится учеником народной школы в 1904 году.
Школа — сколок с общества. Возненавидев школьную безнравственность,Брехт проникся и отвращением к обществу, создавшему такую школу по своемуобразу и подобию. Окончив ее и воспитав в себе, как он говорил,«независимость», он поступил в 1908 году в реальную гимназию вАугсбурге. Октябрь 1914 года. Уже два месяца война. Август гудел и клокоталмедным громом оркестров и воинственными песнями. Тогда и у будущего великогописателя закружилась голова от песен, от пестрых плакатов и огромных букв нагазетных листах. Напору беспорядочных мыслей и неразберихе пестрых ощущенийможно было сопротивляться, только начав писать. Слова на бумаге выравнивались иподтягивались, как солдаты в строю. Возникали связи, порядок, и мысли тожестановились отчетливее, ровнее и вразумительнее. Написанное он отнес в газету.И впервые в жизни увидел свои слова напечатанными. И 17 августа«Аугсбургские последние известия» опубликовали его стихотворение«Заметки о нашем времени», подписанное «Бертхольд Эуген».
ВБЕСПОЙКОНУЮ ПОРУ...
В города я пришел в беспокойную пору,
Когда голод царил.
К людям пришел я в пору восстания
И восставал вместе с ними.
Закончив гимназию, в 1917 году, Брехт становится студентоммедицинского факультета Мюнхенского университета. За два года юноша научилсянемногому, хотя слушал и известных профессоров, и лекции не только поестественным наукам, но и по литературе, которая уже неодолимо влекла его ксебе. Шла война. К 1918 году Германия уже потеряла более миллиона солдат. Брехтбыл мобилизован. Он служил санитаром в Аугсбургском военном госпитале. Брехт,уже узнавший и войну, и наступившие в еепоследний период голод и разруху, слышал и читал об октябрьском перевороте вРоссии. Если бы фашисты тогда одержали верх, Брехт был бы уничтожен. По этомуповоду Брехт пишет «Легенду о мертвом солдате» и драму «Ваал»в 1918 году.
Идет революция. Газеты пишут о забастовках в Берлине, Гамбурге и врейнский городах. 8 ноября 1918 года кайзер покинул Германию, уехал внейтральную Голландию. 9 ноября в Берлине социал-демократические депутатыпровозгласили республику. 1919 год в Аугсбурге и в Мюнхене встречают, как годпобедоносной революции. Брехт спешит демобилизоваться, ездит в Мюнхен, слушаетлекции в университете, ходит на занятия театроведческого семинара и вмюнхенские литературно-артистические кафе. Потом возвращается в Аугсбург — кдрузьям, к товарищам по лазарету, которые в 1918 году 9 ноября выбрали егочленом солдатского Совета.
«В то время я был членом солдатского Совета в одном из аугсбургскихгоспиталей, стал им после настойчивых уговоров нескольких друзей, которыеутверждали, что заинтересованы в этом. Как выяснилось потом, я все же не могизменить государственный строй так, чтобы это им понравилось. Мы все жестрадали от недостатка политических убеждений, а я к тому же еще от старогонеумения воодушевляться… Я почти не отличался от подавляющего большинства другихсолдат, которым, разумеется, надоела война, но они были неспособны политическимыслить. Вот почему я неохотно вспоминаю об этом времени». Так писал онпочти десять лет спустя, в 1928 году. Тогда он уже читал Маркса и Ленина и окончательно убедился в том, что главнойцелью и смыслом его творчества должна стать борьба за социалистическуюреволюцию.
Через год, в 1919 году, Брехт написал вторую пьесу — «Спартак».Позднее, вняв совету Лиона Фейхтвангера, который первый оценил драматургическиеспособности молодого писателя, он назвал ее «Барабанный бой в ночи».В противовес «Ваалу» эта пьеса создана по горячим следам событий, — она отличается исторической и социально-политической конкретностью: только чтоотгремели революционные бои в Аугсбурге, только что, в январе 1919 года,окончилось трагической неудачей восстание в Берлине. Этому и посвятил Брехтсвою пьесу.
Брехт живет в Мюнхене в квартире почтенной вдовы. Становится постояннымтеатральным рецензентом аугсбургской газеты независимых социал-демократов«Воля народа»; он по-прежнему живет то в Аугсбурге, то в Мюнхене,ходит еще иногда в университет, но уже твердо знает, что не будет ни ученым, ниврачом. Он пишет стихи и пьесы. Так же знакомится с Иоганенсом Бехером.
Осень и зима 1919 — 1920 годов — голодная и трудная пора. Дотлеваютнадежды и на революцию и на мирное наступление социализма. Карточек на хлеб уженет, беспрепятственно хозяйничают «шиберы» — спекулянты. Деньгиобесцениваются, и коробок спичек стоит несколько сот марок.
Брехт пишет для «Воли и народа» короткие заметки о спектакляхи фильмах, они мало похожи на обычные рецензии. Автор хочет, чтобы читателидумали не столько о пьесе, постановке, сколько о том, что происходит в городе,в стране, в мире.
Он ходит в театры, в цирк, в кино, слушает эстрадные концерты. Встречаясь с артистами,режиссерами, драматургами, внимательно слушает их рассказы и споры. Вцирке Брехт знакомится с Карлом Валентином. Старыйклоун Карл Валентин — печальный и умныйворчун — не священнодействует, не хвастает и не жалуется. Он работает,работает упорно и напряженно, как атлет,как акробат под куполом и вместе с тем легко, непринужденно, как жонглер илихороший фокусник. Он всегда начеку, как дрессировщик хищников, но работать емувесело и занятно, почти так же весело, как тем детям, которые хохочут и визжат,глядя на него.
Брехт читает Валентину свои пьесы, поет баллады, рассказывает о новыхзамыслах. Замечания клоуна, брошенные словно невзначай, всегда точны. Брехтпишет специально для Валентина короткие пьесы-фарсы, простые и грубые, какшутки баварских крестьян. Несколько раз он выступает вместе с Валентином наэстраде. Он помогает другу и пристально следит, как разные люди в залевоспринимают озорную пародийную музыку, как возникают или разрушаются контактымежду актерами и зрителями.
1 мая 1920 года умерла мать. Старый дом в Аугсбурге стал еще темнее иугрюмее. Теперь и младший брат Бертольта — Вальтер все больше отдаляется отдома. Правда, он изучает химию и технологию производства бумаги, казалось бы,должен стать прямым наследником отца-директора, но Вальтер восхищаетсябеспутным старшим братом, переписывает его стихи, вырезает из газет егостатейки. Отца же только раздражают сочинения Берта, изредка попадающиеся емуна глаза. После смерти матери Берт окончательно перебрался в Мюнхен и лишьизредка наезжает погостить.
НА ПРИСТУП ГОРОДОВ
Эти города построеныдля тебя. Они
Радостно ждут твой приход
Распахнуты двери домов, и столы
Уже накрыты к обеду.
В январе 1921 года аугсбургская газета в последний раз напечаталарецензию Брехта. Он окончательно стал мюнхенцем и начал писать новую пьесу. Онездит в Берлин, ведет переговоры с тамошними издательствами об издании«Ваала» и «Барабанного боя». Затем опять возвращается вМюнхен. Пишет пьесу «В чаше» — пьесу о борьбе одного одинокогочеловека против другого одиночки, о борьбе, которая возникла из желаниябороться. В январе 1922 года Брехт опять едет в Берлин; он упрямо надеетсяименно там найти издательство и театр для своих пьес. Его усиленно приглашаетодин из его почитателей — молодой литератор Отто Царек, сын преуспевающегоберлинского дельца. Второй год, как Брехт ушел из дому. Он уже не студент, которыйможет просить у отца денег. Он должен пробить свой путь и в этом огромномгороде. Из несчетных витрин и киосков ему подмигивают ярко-цветастые обложкижурналов и нарядных книг; в кафе завсегдатаи почтительным шепотом называютимена знаменитостей: вон там Гауптман пьет пиво; глядите: это Кайзер спорит сПискатором. Он не завидует, не восхищается и не робеет. Он просто знает, чтодолжен именно здесь, отсюда сказать свое новое слово. Он записал в дневнике 10февраля 1922 года, что хочет «избежать великой ошибки, свойственной всемвидам искусства — их стремления заражать, увлекать». Он хочетзаинтересовать зрителя так, чтобы то сравнивал, думал, как бы сам участвовал вкаждом спектакле. У него возникают все новые и новые замыслы, он хочет ставитьпьесы, вербовать для них артистов. Неожиданно оказалось, что он болен. Крайнееистощение. Знакомый врач поместил его в «Шарите» — большую городскуюбольницу, там лежат сотни истощенных бедняков, их лечат и кормят бесплатно.Окрепнув за две недели — в больнице кормили хоть и невкусно, зато досыта, — Брехт снова ринулся в берлинскую сутолоку. Днем он ходит на репетиции, повечерам на спектакли.
В январе 1922 года Брехт входит в настоящий театр не как зритель, а какрежиссер. Он начинает, но не заканчивает работу над пьесой свего друга Броннена«Отцеубийство». Но Брехт решил ставить экспрессионистскую пьесупо-своему. Он подавляет пафос и декларацию, требует отчетливой осмысленности впроизношении каждого слова, каждой реплики. 29 сентября 1922 года первыйспектакль.
Впервые на сцене драма Брехта. В Мюнхене в Камерном театре режиссерФалькенберг ставит «Барабаны».В зале был АНШЛАГ! Раздавались крики: «БРАВО!», «ЛИХО!».
В ноябре Брехт и Марианна Цоф официально венчаются. Марианна беременна.Свидетели бракосочетания Фейхтвангер и Каспар Неер. В марте 1923 года Марианнародила дочь. Назвали Ганна.
В 1923/24 году Мюнхенский камерный театр пригласил Брехта режиссером насезон. Он хочет ставить «Макбета». Настоял, чтобы художником былКаспар Неер. Друзья уговаривают Брехта не начинать мятежный штурм староготеатра с шекспировского спектакля, нужно выбрать менее сложную и менеезащищенную традициями драму. Он некоторое время сопротивляется. Ведь именновокруг Шекспира нагромоздили больше всего того гипсового, папьемошевого,плюшевого и мишурного театрального величия, которое так любо мещанам всех стран.Эти безвкусицы необходимо разрушать, прежде всего. Но потом он решает поставитьисторическую драму Марлоу — современника Шекспира — «Жизнь Эдварда II,короля Англии». Текст этой драмы он перерабатывает вместе с Фейхтвангером.От подлинника остается только остров сюжета и некоторые действующие лица, нохарактеры их изменяются.
8 декабря в Лейпциге поставлен «Ваал». Премьера проходит ещеболее шумно, чем в прошлом году первые спектакли «Барабанов» вМюнхене. Однако яростные рукоплескания оказываются все громче свистков, крики«БРАВО!» заглушают топот и крики «ПОЗОР!». На следующийдень рецензент газеты «Лейпцигер нойесте нахрихтель» называет пьесу«мальчишеским озорством» автора, который хочет устроить зрителям«грязевую ванну».
Брехт продолжает упорно репетировать и дописывать «Эдварда»Дописывает на репетициях и в промежутках между ними. Фейхтвангер говорит, чтосамые лучшие дополнения и сокращения он придумает после генеральной репетиции ив антрактах на премьере.
ТЕАТР БУДИТ МЫСЛЬ
Я пишу пьесы. Я показываю
То, что видел. На рынках человечины
Видел я, как торгуют людьми. Это
Я показываю. Я пишу пьесы.
… Все должно удивлять.
Даже то, что давно привычно.
О матери, кормящей грудью младенца.
Я рассказываю так, будто
Этому трудно поверить.
Привратник захлопнул дверь
Перед озябшим бродягой. Об этом
Я рассказываю так, будто раньше
Такого никто никогда не видел.
18 марта 1924 года «Жизнь Эдварда» поставлена в Мюнхенскомкамерном театре. Берт получает большой успех. Этот успех не может удержать егов Мюнхене. Ему стало тесно в мюнхенском заповеднике старосветской богемы. Илетом 1924 года Брехт переезжает в Берлин на постоянное жительство.
14 февраля 1926 года «Ваал» поставлен в Берлине (постановщикБертольт Брехт). Так же в 1926 году издана первая книга стихов Бертольта Брехта«Карманный сборник». И создатель просит господина Брехта исключитьнесколько стихотворений, которые могут показаться оскорбительными длявзыскательных патриотов. Отпечатано всего 25 экземпляров. Маленькая книжечка натонкой бумаге; на каждой странице текст в две колонки с красными заставками ицифрами, совсем как пластырь.
В 1927 году Брехт начинает систематически посещать марксистскую рабочую(вечернюю) школу — МАРШ. Очень сильно увлекается музыкой, даже пробует самписать.
Брехта год 1928 прошел удачно. В январе в Народном театре ЭрихЭнгель поставил «Что тот солдат,что этот». В марте на конкурсе журнала «Берлин иллюстрирте»первую премию в три тысячи марок получил рассказ Брехта «Бестия». Вэтом же году он разводится с Марианной Цоф и наконец-то он может жениться наЕлене Вайгель. Они уже 4 года вместе, их сыну Стефану пошел третий год. Ихлюбовь и супружество неотделимы от общей работы в театре. Вайгель именно таактриса, которая нужна Брехту — драматургу и режиссеру.
Конечно, в 1928 годе Брехт пишет еще одну из своих пьес.«Трехгрошовая опера» была ярким воплощением новаторских исканий ипринципов драматурга. У Брехта все персонажи кажутся фантастическими, никакихконкретных ассоциаций они не вызывают.
СРЕДСТВО ДЛЯ ВЕЛИКОЙ ЦЕЛИ
… Какоелекарство слишком невкусно
для умирающего?
Какой низости ты бы не сделал
для того, чтобы всю низость уничтожить?
Если б ты мог, наконец, этот мир изменить,
Разве ты пожалел бы себя?
… В грязь погрузись, обнимай палач, но
изменяй мир: ему это необходимо.
Зонг из пьесы «Крайняя мера»
В 1930 году он создает новую оперу«Подъем и падение города Махагони». Там Брехт развивает мотивыпредыдущих пьес. Так, еще откровеннее, чем в «Трехгрошовой опере, прямолинейно,даже упрощенно высмеивается буржуазная мораль, а заодно и романтическая идеализацияАмерики. Музыку написал Вайль.
Так же, в этом же году изданы два сборника „Опытов“. 23 июня1930 года премьера „Говорящий “да» и говорящий «нет».Летом же состоялся судебный процесс по поводу фильма «Трехгрошоваяопера». Написаны пьесы «Святая Иоанна скотобоен»,«Исключение и правило». Начал работу над инсценировкой«Матери» М. Горького. Написаны первые рассказы о господине Койнере.
16 января 1931 года — первая публикация Брехта в «Роте фане» — центральном органе Компартии Германии. 6 февраля Брехт ставит «Что тотсолдат, что этот» в Берлинском государственном театре.
17 января 1932 года состоялась премьера «Матери» в театре«У Шиффбауэрдамм» (постановщики Б. Брехт и Эмиль Бурри). Фильм«Куле Вампе» запрещен цензурой, затем все же выпущен в прокат.
Брехт впервые едет в СССР летом 1932 года по приглашению Обществакультурной связи с заграницей. Он много слышал и читал о Москве, смотрелсоветские фильмы и едет, возбужденный радостным любопытством. Москва принимаетБрехта радушно — его водят по заводам, театрам и собраниям: он сидит на сценахза столами, покрытыми красным сукном, слушает быстрый шепот переводчика. Чащевсего рядом с ним Сергей Третьяков, с которым он познакомился и подружился,когда тот приезжал в Германию. Начинает писать новую пьесу «Круглоголовыеи остроголовые».
27 января 1933 года в Эрфурте полиция ворвалась в театр, ставившийспектакль «Чрезвычайную меру». Это была последняя, перед долгимпятнадцатилетним антрактом, постановка брехтовской пьесы в Германии. В эти дниБрехт в больнице. Тяжелый грипп. Осложнения. Наконец Брехт выписывается избольницы. Елена Вайгель быстро собирается, и во вторник 28 февраля 1933 годаони уезжают с сыном в Прагу; родившуюся же недавно дочь пока отправляют к дедув Аугсбург.
РОДИНУ МОЖНО УНЕСТИ ССОБОЙ
Не заколачивай в стену гвоздя,
Сбрось пиджак прямо на стул.
Зачем делать запасы на несколько дней?
Ведь ты завтра вернешься домой.
Незачем саженец поливать.
Стоит ли здесь выращивать дерево?
Оно до ступеньки не дорастет,
А ты уже праздновать будешь отъезд.
В Праге он каждое утронетерпеливо хватает газеты. Из Германии сообщают о массовых арестах и пытках.Арестованы болгарские коммунисты Димитров, Попов и Танев — их обвиняют вподжоге рейхстага. Друзья Брехту сообщили, что нацисты собираются захватить вАугсбурге его двухлетнюю дочь Барбару, с тем, чтобы шантажировать родителей,вынудить их вернуться в Германию или отказаться от антифашистских выступлений.Венские приятели нашли англичанку, которая с отвращением говорит о событиях вГермании и рада помочь людям, которых преследуют фашисты. Лихорадочносоставляется план, его сообщают отцу Брехта. Наконец все готово. 1 апреля однаиз родственниц директора Брехта отправляется с его внучкой на загороднуюпрогулку. За время остановки поезда иностранка успевает выйти из вагона и принятьребенка. Она привозит Барбару в Швейцарию, где живут ее родители. Брехт вместес семьей друзей — берлинских литераторов снял дом в поселке Корона в южнойШвейцарии, на берегу озера Лугано.
10 мая — первый день сожжения книг. На Оперной площади в Берлине, наплощадях всех больших городов специальные команды «Борьбы противантинемецкого духа», составленные главным образом
из студентов и школьников, разводят костры, чтоб сжигать книги. В ихчисле были и книги Брехта. В Швейцарии нельзя больше оставаться. Чтобы жить вэтой стране массового иностранного туризма, нужно иметь солидный постоянный доход.А у Брехта нет вкладов в зарубежных банках, его пьесы почти не ставят в другихстранах. Необходимо искать более дешевое пристанище. Датская писательница КаринМихаэлис, друг Брехта и Вайгель, приглашает их к себе.
Фашисты сжигают его книги — он напишет новые. Они запрещают ставить егопьесы в немецких театрах. Он будет ставит их в других странах, передавать порадио. Они закрывают газеты и журналы, которые его печатали, он будет писатьстихи и памфлеты для подпольных изданий. На его рабочем столе две пьесы. Однаначата еще два года назад, когда он стал было переделывать комедию Шекспира«Мера за меру», а переделка постепенно вырастала в новую злободневнуюсатиру. Но для нее сейчас не найти театра. В Париже Курт Вайль подружился сбалетмейстером Жоржем Баланчиным, и они хотят балет из песен Брехта «Осеми смертных грехах». Балет он назовет «Семь смертных грехов мелкогобуржуа». И 7 июня в Париже в театре Елисейских полей поставлен балет«Семь смертных грехов». Но эта постановка проходит без особогоуспеха. Так же в этом году Брехт заканчивает пьесу «Круглоголовые иостроголовые». От Шекспира остались только некоторые имена и ситуации.Пьеса обращена непосредственно против гитлеровцев. Он пишет стихи длярадиопередач, листовок, нелегальных газет. Летом 1933 года работает над«Трехгрошовым романом».
Весной 1935 года Брехт отправляется в Москву. В эти дни в Москвеоткрывается первая линия метро. Брехт и Третьяков часами ездят в светлыхпоездах и выходят на каждой станции. Брехт пишет много стихов о метро, о Москве,которая так изменяется. В июне немецкие газеты публикуют указ правительства олишении германского гражданства лиц, повинных в антигосударственнойдеятельности. Среди первых назван «литератор Бертольт Брехт». Вечеромон, как обычно, слушает радио. В Копенгагене была демонстрация. Датские нацистытребуют изгнать большевика Брехта, передать его местным властям. С 21-23 июняБрехт участвует в работе Международного конгресса писателей в Париже. В ноябреБрехт едет в Нью-Йорк. Гражданский репертуарный театр в Нью-Йорке ставит«Мать». Написаны пьесы: «Круглоголовые и остроголовые»,часть сцен из «Страха и отчаяния третьей империи», статья «Пятьтрудностей пишущего правду».
В Москве с июля 1936 года издается ежемесячный немецкий журнал «Дасворт» («Слово»). Редакция: Бредель, Брехт и Фейхтвангер. В этомжурнале Брехт публикует свои стихи, сцены из «Страха и отчаяния»,статьи и отрывки из пьес. 4 ноября в Копенгагене поставили «Круглоголовыхи остроголовых» на датском языке.
Когда газеты и радио стали особенно много и красноречиво говорить огерманско-датском соседстве, Брехт покинул тихое убежище у Свендборга и в 1939году 23 апреля перебрался в Швейцарию. 20 мая умирает отец. Они не встречалисьуже шесть лет. Только несколько раз говорили по телефону. Смерть отца обрывала еще одну живую связьБрехта с юностью и с Аугсбургом. 12 мая Брехт участвует в конференции немецкихэмигрантов-антифашистов в Париже. Осенью 1939 года Брехт стремительно пишет втечение нескольких недель большую драму «Мамаша Кураж и ее дети. Хроникавремени Тридцатилетней войны». Закончен первый вариант «ЖизниГалилея». Написана радиопьеса«Допрос Лукулла». Издан сборник стихов «Свендборгскиестихи» (Лондон).
Швеция перестала быть надежным антиубежищем для антифашистов. Поэтому изэтой страны надо уезжать. Поэтому Брехт быстро собирается в Финляндию. Он неуспевает увезти чемоданы с рукописями, книгами, папками всяческих материалов ивырезок.
ИСКАТЕЛЬ ПРАВДЫ НА РЫНКАХЛЖИ
Каждоеутро, чтобы на хлеб заработать,
Иду я на рынок, где ложью торгуют.
Полон надежд,
Становлюсь я в ряды продавцов.
«Голливуд»
В это мрачное время
Будут ли петь?
Да, будут петь -
Про это мрачное время.
Зима наступает.Заработков почти никаких. В 1940 году была только одна публикация: в немецкомиздании московского журнала «Интернациональная литература» напечатанасцена «Мамаши Кураж». Эту драму собираются ставить в Цюрихе, но нетуверенности, что это удастся. 12 мая состоялась радиопостановка «ДопросаЛукулла» (Беромюнстер — Швейцария). Возникает пьеса «Господин Пунтилаи его слуга Матти». В это времяБрехт с семьей живет в имении Хеллы Вуолиоки.
Брехт перерабатывает «МамашуКураж» для шведского театра в Хельсинки, составляет «Хрестоматиювойны».
В апреле 1941 году написал комедию «Карьера Артуро Уи».Гангстерская комедия. 19 апреля премьера «Мамаши Кураж» Цюрихе.Заканчивает пьесу «Добрый человек из Сезуана». Наконец ему высылаютвизы в США. И 13 мая вместе с семьей и друзьями он отправляется в США черезСоветский Союз. Попадая в Москву, Брехта поражает спокойствие и мир в этомгороде. 21 июля они приплывают в Калифорнию, где их встречают друзья.
В 1942 году живет в Калифорнии (Санта-Моника у Лос-Анджелеса). Работаетс Л. Фейхтвангером над пьесой «Сны Симоны Машар»; работает надсценариями с Кортнером, В. Познером и Ф. Лангом.
В 1943 году Брехт возобновляет работу над «Швейком».Возвращаясь 27 мая из Нью-Йорка, он записывает: «Я читал в поезде старого»Швейка" и был снова поражен огромной панорамой Гашека, истинноотрицательной позицией народа, который сам является там положительнойединственной силой и поэтому ни к чему другому не может быть настроен«положительно». 4 февраля 1943 года «Добрый человек изСезуана» поставлен в Цюрихе. Эта постановка прошла успешно. Выпущен фильм«И палачи умирают” (режиссер Фриц Ланг). 9 сентября состоялась премьера»Жизни Галилея" в Цюрихе. В этом же году Брехт заканчивает пьесу«Сны Симоны Машар». Начинает писать «Кавказский меловойкруг». Тема древняя, библейская: царь Соломон разбирал тяжбу двух женщиниз-за одного ребенка; каждая уверяла, что она мать.
Весь 1944 год он посвящает «Кавказскому меловому кругу».
В 1945 году поставлены отрывки из «Страха и отчаяния третьейимперии» на английском языке в Сан-Франциско и Нью-Йорке. Написал поэму«Коммунистический манифест».
В течение всего 1946 года Брехт стремительно работает с Лафтоном. Вместеони работают над «Галилеем». Упрямо-аполитичный Лафтон вполне соглашаетсяс Брехтом в том, каким должен быть спектакль и как он должен воздействовать на зрителей. Брехт говорит о законах истории,о борьбе за коммунизм, Лефтон же говорит о здравом смысле и вечных основахчеловечности. Но оба они согласны в том, что Галилей должен быть осужден и чтосуровое осуждение необходимо именно теперь, после того, как над планетойнависла тень атомного «гриба», когда благодаря великим достижениямгениальных ученых мелкий бездарный человечишка — любой Трумэн — способен однимросчерком пера убить сотни тысяч людей, уничтожить целые города.
31 июля 1947 годасостоялся спектакль «Жизнь Галилея» в Беверли Хилз — городке вблизиГолливуда. Успеха он не имел. Большинство зрителей с едва скрываемымнедоумением принимали великолепную игру Лафтона. К осени у Брехта естьразрешение на выезд из США в Европу. Ведь здесь опять начались преследованиякоммунистов. В сентябре Брехт получает вызов в Комиссию конгресса порасследованию антиамериканской деятельности. Друзья встревожены. Недоставалоеще ему после пятнадцатилетнего изгнания, вместо возвращения на родинуоказаться в тюрьме. Но все проходит благополучно. И 1 ноября Брехт вылетает вЕвропу. А 5 ноября приезжает в Швейцарию. Но 7 декабря состоялась постановка«Галилея» в Нью-Йорке.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
… Мой город родной, как он примет меня?
Опередили меня бомбовозы. Смерть несущие тучи
Возвещают мое возвращение. Пожары
Перед вернувшимся сыном идут.
В Швейцарии 15 февраля состоялась постановка «Антигоны» вгороде Кур. Режиссер Брехт, главную рольиграет Елена Вайгель. Летом 5 июня премьера комедии «Господин Пунтила иего слуга
Матти» в Цюрихе. Так же начата драма «Дни коммуны». Через несколько месяцев наконец-то Брехтвозвращается в свой родной Берлин. Он весь день бродит по улицам. В маленькихбистро пьет кофе. Слушает. Смотрит. Молча радуется Берлину. Он с трудом узнаетзнакомые места. Первая запись в дневнике Брехта в эти дни: “Я был обрадован, когдауже на следующий день после моего возвращения в Берлин, в город, откуданачалась чудовищная война, я смог присутствовать на собрании интеллигенции,посвященном защите мира. Глядя на страшные опустошения, я испытываю только одножелание: как только могу, содействовать, чтоб земле достался, наконец, мир. Безмира она станет непригодной для жизни". Через несколько дней в клубеКультурбунда торжественно чествуют Брехта. За банкетным столом он сидит междуВильгельмом Пиком и представителем советского командования полковникомТюльпановым; слушает речи, обращенные к нему. Он привез из Швейцарии подробныережиссерские разработки к «Мамаше Кураж». 11 января в Государственномтеатре в Берлине впервые двинулся по немецкой земле фургон Мамаши Кураж. Когдазанавес опустился, полуминутное молчание взорвалось грохотом рукоплесканий,восторженными криками. Это был первый день настоящего возвращения его народину. День рождения Брехта.
НЕТЕРПЕЛИВЫЙ ПОЭТ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧИЛЕТИЯ
Нетерпеливый поэт Брехт написал первые
стихи и пьесы третьего тысячелетия.
Л. Фейхтвангер
… Вы, кто вынырнет из потока,
поглотившего нас,
говоря о наших слабостях,
и ту сумрачную пору,
которой избежали вы.
… Ведь и ненависть к низости
искажает лицо.
И от праведного гнева
хрипнет голос. Мы,
хотевшие возделать почву дружбы,
сами не могли еще дружить.
Но