Я выбрала эту книгу, для написанияреферата-рецензии потому что мне кажется, что жизнь и психология советскогонарода очень интересна, для меня в том числе, т.к. я не застала этот период имне очень интересно, как жили люди раньше, а П. Вайль и А. Генис одни из первыхисториков которые так ярко и подробно описали и исследовали период 60-х годов.
Мне хотелосьвзглянуть на Жизнь, а не на жесткие ограниченные сведения и цифры. Я обнаружила такую книгу, в которой все этоописывается очень подробно и интересно — эта книга Петра Вайля и АлександраГениса. В своей новой книге авторы очень подробно излагают взгляды на советское общество.
Говоря об авторах,можно выделить их лёгкость, открытость письма и непревзойдённую критику. Мнебыло очень интересно, легко читать их работу.
Биография:
Александр Генис — критик, эссеист. Родился 11февраля 1953 года в Риге. Окончил филологический факультет Латвийскогоуниверситета. С конца 1970-х годов живет в США. Многократно публиковался впослеперестроечной России и за рубежом. Автор ряда эссеистических книг,написанных совместно с Петром Вайлем («60-е: мир советскогочеловека», «Русская кухня в изгнании», «Родная речь»,«Американа»), и нескольких книг критики и эссе о литературе икультуре («Вавилонская башня», «Иван Петрович умер»,«Довлатов и окрестности»).[1]
Петр Вайль — журналисти писатель.
Родился в 1949 г. в Риге. Закончилредакторский факультет Московского полиграфического института. В 1977 г.эмигрировал в США и работал в различных эмигрантских периодических изданиях вНью-Йорке. Опубликовал много статей и эссе в России и за рубежом и удостоеннескольких литературных премий. Совместно с А. Генисом опубликовал несколькокниг, в т. ч. «60-е: Мир советского человека», «Американа»,«Русская кухня в изгнании», «Родная речь». Составитель иавтор послесловий, сборников Иосифа Бродского «Рождественские стихи»и «Пересеченная местность», соавтор (с Львом Лосевым) книги«Иосиф Бродский: труды и дни». В 1999 году в издательстве «Независимаягазета» вышла книга П. Вайля «Гений места»[2]
Актуальность темы обусловлена тем,что это часть нашей истории, которая связана с экономикой страны и конечно жесоциальной жизнью населения. Период, который описывают авторы, очень важен длясоветского человека, ведь именно в 60-е происходят серьезные изменения в жизнинарода.
Авторы комментируют этот период так: «эта книга посвящена не 1йоттепели, которую принято датировать 1956-1964 г., а эпохе 60х,которые начались в 1961 г.22 съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончилось в 1968 г. ОккупациейЧехословакии, воспринятый в СССР как крах всех надежд.»[3] В эти годы человек заново«формируется», идеология меняется.
Авторы попытались в своей работе как можно четчеи понятнее описать психологи, поведение советского человека в этот период. И ясчитаю, они с этой задачей прекрасно справились, т.к. они не просто описывали«голые» события, а предлагали обратиться к газетным изданиям того времени,книгам, песням телепередачам, анекдотам. У них очень хорошо получилось передатьдух того времени.
«Относясь, с одной стороны,критически к таким источникам, как советские журналы и газеты того времени, сдругой стороны, мы стремились учесть, что официальные источники информации нетолько искажают реальность, но и моделируют её».[4]
Поэтому, читая этот труд, я окунулась в новый и с началанепонятный для меня мир, в котором существуют свои правила и взгляды людей,которые неким образом отличаются от современных. Это определённозаинтересовывает.
фундамент утопии.
……………………….1я тема-20 г. дон.э. Коммунизм………………………….
В этой главе говорится о новойпрограмме КПСС, о построении коммунизма — «нынешнее поколение будет жить прикоммунизме!». Авторы считают дату выходаэтой программы ( 30 июля 1961 года) датой построения коммунистического обществав СССР. Мне нравится критика авторов по отношению к этой программе, онихарактеризуют ее, как художественное произведении, что на мой взгляд,действительно так. Ведь народ сразу не поверил в такие громкие, обнадеживающиеобещания, которые расписаны чуть ли не по дням. Но зато каждый нашел тамжелаемое для себя. Программа была направлена на строительство коммунизма-. Программапровозглашала целью строительство коммунизма — главная идея то, что человек неможет быть счастлив, когда несчастливы другие. Те 3 цели, намеченныеПрограммой, не могли не устраивать: *построениематериально-технической базы, *создание новых производственных отношений (принцип соучастия), *воспитание нового человека. Авторы очень удачноприводят примеры размышлений по поводу этих преобразований –различных людейискусства. Это дает нам множество разных взглядов на эту программу и поэтому, мы можем объективно видеть все события.
………………………2я тема- Путёмпирамиды в космос………………….
В этой главе авторы описывают намнужду советского общества в подвиге, с помощью космоса. Т.к. раньше быликакие-то герои войны, которые совершали подвиги во время войны и теперь народустало не хватать этих «героев» «Для советского человека космос был символомтотального освобождения».[5] При этом космонавты стали главнымигероями этих событий. Все люди возносили космонавтов на уровень загадочности инеизвестности, т.к. они видят то, чего не видели другие…а с другой стороны онибыли обычнее люди из соседнего двора. Нокосмонавты – вознёсшиеся буквально выше всех – должны были заниматьпромежуточное положение, сочетая рабоче-крестьянскую доступность ипринадлежность к высшим силам.
Авторы считают, что в этом присутствовалполитический момент соревнования двух систем- СССР и Америки. Советские людисчитали, что выход в космос это начало периода свободы, но потом людям ужестало не интересна сама идея покорения космоса, т.к. все стандарты былиотменены.
………………………..3я тема — Соавторэпохи. Поэзия…………………………
В этой главе авторы обращаются ктакой личности советской эпохи, как Хрущев. « Хрущёв был главным поэтом эпохи.А её политический конспект составил Евгений Евтушенко»[6].Евтушенко описывал встихотворной и лирической форме все то, что говорил Хрущев, для того чтобынароду было более понятна и близка политика. Авторы сравнивают поэта с Ремарком и ЭдуардомАсадовым. Поэт жил и переживал вместе с народом. Он писал в первую очередь отом, что в тот или иной момент интересовало народ: *интерес к Западу, *западнаякультура, борьба с бездельниками и тунеядцами и т.д. И конечно очень правильныйход авторов — подкрепление всего этого стихами Евтушенко. Вайль и Генис проводятмежду поэтом Евтушенко и Хрущёвым особую нить – «они были соратниками исоавторами – поэт-преобразователь Хрущёв и поэт-глашатай Евтушенко».[7]
2я глава – Интервенция.
…………………1я тема — Берёзовые пальмы. Европа………………………
Здесь авторы рассказывают нам об эпохе «ренессанса» 60-х, в этовремя люди пытались возродить что-то прекрасное, стремились подражать Западу.Лучше всего эту эпоху понимали конечно поэты и писатели, одним из таких поэтовбыл Эренбург. Его мемуары были программой строительства новой советскойкультуры. Когда во главе государства стоял Сталин все рамки были строгоопределены, путь в Европу был закрыт, когда границы стали рушится – это положилоначало проникновения западной культуры и искусства в советское общество.Западная культура стала интересна советскому человеку еще потому, что она былаотличной от стандартов советской культуры и искусства. И как раз Эренбург сталдля советского народа- «советским европейцем». Он принадлежал двум мирам. Эренбургпытался всячески доказать советскому народу, что русские не хуже и не лучшеевропейцев- просто потому, что русские и есть Европа. В своих мемуарах онсращивал социализм со свободой, Россию с Европой, поэзию в революцией. Эренбургположил начало Ренессанса русской культуры. Авторы высказывают нам свою позицию По-поводуЭренбурга:«бодрый интернациональный дух, который так хотел привить Эренбургсоветской культуре, отнюдь не развратил её декадентскими настроениями, какопасались ретрограды. Напротив, он помог ей встать на ноги после тяжёлыхунижений сталинских лет».
Далее на Кубе началась революция, во главе которой стоял ФидельКастро. Она очень заинтересовала Россию, т.к. события повторялись. В советскойполитике одной из главных затрагиваемых тем была смертная казнь. «Рождение исмерть неминуемо тесно связаны, а революция- это именно тяжёлый процесс родов».Россия хотела на Кубе переиграть свое прошлое. Революция на Кубе стала яркимсобытием для советского человека 60-х. Советского человека зацепило все то, чтобыло на кубе: красивый язык, природа и т.д. она стала очень популярна в России.Всё это казалось очень загадочным и чистым. Кубинская революция стала метафоройОктябрьской революции, революционный закон починялся законам искусства. Авторысокращают эту мысль: «Один поэт — поэма, много поэтов – революция». Поэтическийхарактер кубинских событий был налицо – беспорядок и анархия. Главным врагом этихреволюций- было мещанство: «Главным завоеванием кубинской революции сталаотмена частной собственности. Именно этим обобществлением имущества начинается,заканчивается и исчерпывается победа социалистической революции»[8]. Но вскоре огромныйинтерес советских людей к Кубе пропал: «Импортный революционный пыл – как любойимпорт – оказался явлением временным, переходящим»[9].
………………….Перевёрнутый айсберг. Америка…………………..……
Конечно же и здесь не обошлось без такой темы, как взаимоотношениямежду СССР и Америкой после смерти Сталина. Эти две державы шли параллельнодруг другу во всех отношениях. Людиопять выбрали себе главного «американского героя»: «Главным американцем всоветской жизни был Эрнест Хемингуэй»[10]. В его книгах люди нашлимного близкого к себе. Стала формироваться новое мировоззрение. В своихтворениях Хемингуэй описывал стиль жизни, которому можно было подражать икаждому вложить что-то свое. Хемингуейевский стиль жизни: «Жить спустя рукава всвитере проще, чем в пиджаке»- говорил он. Поэтому стиляги вышли на первый план. С Хемингуэем в Россию пришла конкретностьбытия. Хемингуэевский мир изобилуетпредметами, за которыми не стоят идеи. Психология советского общества сильноизменилась – моден стал антиинтеллектуализм, однако с ним нужно было обращатьсяумело. Человек, который притворяется дураком, должен был уметь притворяться, дотех пор пока окружающие не поймут, что он валяет дурака. Люди сталипренебрегать как материальным ценностям, так и к духовным. Люди пересталистремиться работать, для них важнее стало посидеть где-нибудь с друзьями. Здесьна первое место встала «пьянка» в компании друзей. Вскоре люди все-такиосознали, что их идеал ограничен, им надоело постоянно жить в празднике.Перерождение идеала происходило из-за слишком увлечённого следования ему. Далеена сцену пришел Высоцкий и стильХемингуейевский смешался с блатным. Стихия «приблатненности2 захлестнуластрану. Героями Высоцкого были настоящие мужчины:«Трансформация одного идеала вдругой привела к тому, что бездеятельность как протест глупой деятельностистала абсолютным принципом, напускной цинизм превратился в настоящий»[11].
3яглава — В поисках героев.
……………1я тема- география вместо истории. Сибирь.....….
Издавна Россия и Севербыли синонимами. В России Север приобрёл статус национального символа, сталчастью поэтического образа России. Любой Россиянин ощущает значимость своейдержавы которая занимает огромную часть суши. Всегда все ассоциировали Россия сСибирью, снегом и медведями. Поэтому россияне начали программу по освоениюпростор Сибири. «Сибирь была уже квинтэссенцией Севера. Она лежала не упределов культурного мира, а вне его. Её размеры раз и навсегда ошеломилирусское государство. Тут пространство теряло определённость и превращалось вабстракцию»[12].Когда эпоха сталинизма закончилась, советской стране понадобилось чистое поледеятельность- им стала Сибирь. Эпохатребовала, чтобы величие Сибири соответствовали великим прорывам. Евтушенкописал:
Но,озирая дремлющую ширь,
Немыслил я, чтоб вы преобразили
ТюрьмойРоссии бывшую Сибирь
Висточник света будущеё России[13]
Солженицын, правда немного позже, сказал: «Сибирь и Север – нашанадежда и отстойник наш». Вскоре в Сибирь начали ехать со всей России дляоблагорожения, но вскоре все вернулись домой и поэтому на построенныхпредприятия некому было работать. И советский народ забыл про свой новый идеал.
…………………… Непотерянное поколение. Война………………………..
Зкончилась Война, где Россия выступила победительницей. Многиеписали и высказывались на популярную тему победы. Сталин: «вековая борьбаславянских народов за своё существование и свою независимость окончиласьпобедой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией»[14], Марфа Крюкова: «Подарил народу жизнь пространную, вот пространную да и счастливую, дорогой нашвождь, славный Сталин-свет»[15]. Эренбург: «Кто поверг фашизм? Народ, которыйисповедует братство, мирный труд, солидарность всех трудящихся»[16]. Победу делили международом и Сталиным. Шолохов писал в своём рассказе «Судьба человека», чтопобеда делалась нелегко, но нет таких испытаний, из которых наш человек невыйдет окрепшим. Симоновский роман давал историческую и психологическуюинтерпретацию войны. Концепция Симонова отличалась ясностью и видимостьюправды: из-за отдельных ошибок Сталина мы встретили войну неподготовленными. Ноценой огромных жертв народ отстоял родину. Таким образом, к началу 60-хсоветское общество уже было вооружено набором знаний о войне. Все уже знали,что не один Сталин выйграл войну. Далее народ стал проглядывать отдельных своихгероев. Такая война была близка поэтикеРемарка:
«Война – аналог смерти,смерть – конец жизни, жизнь на войне – это путь к смерти. Впрочем, как и жизньбез войны. Но фронт даёт перспективное сокращение этого пути.»[17]
Советское общество оставиловетеранов в истории, они не исчезли бесследно, как в других странах. Шла войнас культом личности, с ретроградами, с ортодоксами. Война рассматривалась вкатегориях цели и средства. Все подвиги и даже предательства совершались радичего-то. Но потом ветераны должны были вернуться в общество и продолжать ить, иработать, как обычные советские люди, сторить будущее страны дальше. Когдавойна превратилась в славную историю, ветераны высказывались противинакомыслия, которое в числе прочего подвергает сомнению славу и историю.Ветеранам не дали пропасть их приспособили к общему делу.
…………………………… Физики и лирики. Наука…………………….………..
Далее авторы рассказывают нам о новом идеале советского народа-ими стали физики. С тех пор как страна взяла курс на построение коммунизма, всеострее становился вопрос- кому его строить!? :0-е должны были найти ответ наэтот вопрос и найти своих героев. ХХ векпредлагал в качестве фундамента для поиска героев науку. В глазах народа ученые были честными, порядочнымии искренними людьми, которые любое свое слово могли подкрепить «формулами»:«После того, как выяснилось, что слова лгут, больше доверия вызывают формулы»18.
Физика стала оченьпопулярна, о ней тоже мало знали и поэтому считали, что это что-то высшее, что доказывает все с помощью наглядногопримера. Физики стали героями, их образбыл таков: умный, красивый мужчина с хорошим чувством юмора. Физики обязаныбыли шутить, чтобы оставаться физиками:
Плазма-оченьхитрый газ,
Плохослушается нас.
Хорошаты, с маслом каша
Холодна ты, плазма наша.
Они стали не просто стали новыми героями, общество сделало ихаристократами духа. «Чтобы русский человек продолжал верить в коммунизм ондолжен прежде всего верить в советскую науку».19
Далее у физиков взялиреванш лирики и «…романтическое невежество отплясывало на руинах уже ненужныхсинхрофазотронов». Наука потеряла своих героев и общество вновь разочаровалосьв еще одних своих героях.
4-яглава — Марш энтузиастов.
………………………………Наканунепраздника. Школа…………………………….
«Мир взрослых — это утопия. Взрослые могут делать все, чего нельзядетям: поздно ложиться спать, есть сладкое, не ходить в школу. Каждый прожитыйгод- это ступень к свободе20». Детивсегда думают, что взрослым быть лучше и всегда хотят поскорее вырасти. В этойглаве авторы рассказывают нам о самой юной части общества-детях. О детских иллюзиях, которые им всяческипытались внушить родители, детские сад, школа, пионерские лагеря. Они живут вспециально созанных для них условиях. Дети имеют дело не с реальностью, а свымыслом, который им приходится считать правдой.
«Общество хотело, чтобывзрослые воспринимали мир, как дети. Дисциплина, упорный труд, любовь и довериек начальству».21
Хрущевские разоблачения потрясли всю страну, об этом знали все, нообщество посчитало правильны не говорить об этом детям, чтобы не разочаровыватьих. У детей было «счастливое детство». Для них Родина была, как родной человек,как семья.
Яюный пионер Советского союза,
Передлицом своих товарищей
Торжественнообещаю: горячо любить свою
СоветскуюРодину.
Для детей были синонимами слова «советский», «русский», «хороший»,«наш». Все стремились стать «нашими».Но потом советская сказка испортила чудо, отождествив его с прогрессом. Верх взяла техническая эволюция. Постепенноначали появляться книги удивительного жанра под названием- фантастика.«Фантастика» взяла в свои руки воспитание детей. На самом деле фантастикой эту литературу можнобыло считать только потому что, автор лишал своих героев всякой связи среальным миром. Они создавали мир иллюзий, описывали доброту и красоту, но именно там и так уже жили их юныечитатели. Ну конечно, фантасты не обошлись и без Запада. Он тоже занималогромное место.
Еще один фильтр, через который проходила детская психика-этошкола. Поэтому ученик с первого дня вступает в конфликт, который пытается навязать ему гражданскую точкузрения. Так школа закладывает фундамент мироощущения, которое навсегдаоставляет стыд перед любым актомпротеста. Ему все, а он…
Потом выросшие детинаучились скепсису, осознали, что мир не такой безоблачный, каким они его себепредставляли. Узнали
, что в жизни есть зло, лож, неправда. Приобретая эти знания, утратили светлое чувство праздника, вкотором они жили.
………………………..…Дорога никуда. Романтика…………………………..
После долгого застоя,в сознании страны произошел большой сдвиг в сознании людей. Изменились мнения, устои, жизненные позиции. Людизахотели свободы, легкости, «романтики». Свобода и романтика, стали синонимами. 60-е принесли с собой Бардов-поэты, композиторы, музыканты и певцы в одном лице – пели приблизительно то жесамое, их песни были искренними, неформально лиричными и отчаянно прославлялисвободу.
Людипосланы делами, люди едут за деньгами,
Убегаютот обиды, от тоски.
Ая еду, а я еду за мечтами,
Затуманом и за запахом тайги.
Ключевыми фразами здесьбыли «дорога», «песня», «гитара». Все с помощью дороги решали свои проблемы, впеснях пели про то, что дорога дает ответы на все жизненные вопросы. Так оновпрочем и выходило, потому что дорога и была иллюзией. Дорога вела в никуда.Потом появляются мещане- люди, которые во всем видели только деньга, выгоду,общество решило с ними бороться. «Естьеще очень много людей на Планете, которые гасят свой разум. Они называютсямещанами». У романтиков мещане ассоциировались с людьми, которые любят лежатьна мягком диване и ничего не делать. Поэтому они стали бороться с «мягкостью» винтерьере, вместо удобного дивана, плюшевого кресла стали появляться трехногиетабуреты, легкие торшеры, низкие журнальные столики. Такая квартира ощущаласьпривалом в походе за туманами.
Потом романтизм нашелсвое проявление в любви. В ней торжествовал романтизм империалистический.Человек кинулся осваивать глубину человеческой души- сферу интима. Но все же настоящая революция в областипостижения интимной жизни произошла без вмешательства стихий. Главная идеяромантического конфликта — преодоление — была сохранена. Но теперьпреодолевался стереотип семьи и брака, стереотип любви к правильному человеку. Единственным и достойным обоснованием любвистало наличие сильной и искренней эмоции. Любить не за что-то, а просто так.
Барды продолжали свое развитие и на помощь им пришли магнитофоны.Они провозглашали их творчество повсюду. Прогрессисты говорили так: «Хорошие, бодрые песни, от которых становитсявесело на душе, хочется работать, учиться, жить, любить…Это были молодые,ясные, свежие голоса. И пели не артисты, а студенты, инженеры, учителя, которыев свободное время были туристами, аквалангистами и путешественниками». Своейвершины творчество бардов достигло в песнях Булата Окуджавы. Окуджава написалконспект настроений и эмоций. Окуджава всегда пел про женщину и про любовь. Мнекажется обществу очень нравились его песни, ведь именно этого ему и не хватало.Но у него границы интима расширились. Он стал квинтэссенцией песенного жанра. Такое сгущение позволило его песням преодолетьразрушения рамантики.
Химеру романтики погубилахимера Интересной работы. Люди считали, что если работа, то она должна бытьинтересной, Ане интересной работы не бывает, бывают только неинтересные люди.Романтики стали совершать «будничные подвиги», они просто должны были служить, либо работать. Но вскоре это забылось, потому что героемстал любой. Все стали работать. Далее романтики нашли замену и это были опятьиллюзии. Все стремились в какую-то неведомую страну Дельфинию. Она могла быть где угодно, в другихгалактиках, в научной фантастике или даже в собственной комнате. Каждыйсоздавал и представлял что-то свое. Теперь романтик меланхолично собирался в заведомо иллюзионныйпуть. Поскольку было ясно, что Дельфиниюувидеть не удастся, то оставалось только мечтать о Париже. У костра.
Коллектив остался сам по себе, занятый своей Интересной работой. Амечтатели остались мечтать.
…………………………… Смех безпричины. Юмор…………………………………
В этой главе авторы рассказывают нам о том, как у людей возникложелание веселиться, сеяться. Прежде тоже смеялись. Мрачные годы были отмечены комедиями. Но, смеялись в строгоотведенных для этого местах и в определенное время. И главное, что смехвызывали отрицательные явления, подвергнутые осмеянию. Положительные образымогли вызвать только уважение. Веселость- это св-во человека, мировоззрения, то есть к вопросу над кеми над чем смех. В этом плане 60-е были очень «веселыми». Бодрость стала символомхорошего настроения. Люди просыпались и делали зарядку, это было частью жизнидля всей страны. Так же люди создали образ правильного человека: «Когда вкостюме с узкими лацканами, во вьетнамской рубашке да с польским галстуком идув ресторан с девочкой, тут совсем другая песня». Внешность была очень важна. Переворотпроизошел и в цветовой гамме страны. Все засверкало и засветилось: витрины,магазины, рекламные щиты. Стиль одеждыбыл из сочетания пестрых и ярких цветов. Интерьер: стало модно красить стеныодной комнаты в разные цвета. Женщины стали ярче краситься. Так же «новое»затронуло и литературу, и театр, и кино. Люди крутили по радио песни, в которыхне было особого смысла, они просто были веселые. Идеологией стало не что-токонкретное, а что-то веселое. 60-е окинулии Ильича в большевистскую простоту и комсомольский вздор. В новой трактовкеЛенин без устали сыпал глупыми и скабрезными шутками: «Вот вам очередноечдовищное колебнутие мелкого буржуа». Ленин и Хрущев были особенными весельчаками. Державный смех трансформировалсяв поголовный всесоюзный хохот. То, что смех влияет только благотворно, сомненийне вызывало. Смех стал синонимом правды. У правды смеха были 2 задачи:разрушение негативного и утверждение позитивного начала. Теперь люди создалистереотип, что веселый человек может быть только хорошим. У общества были и свои кумиры, такие,например, как Аркадий Райкин: «над ним хохотала вся страна». Театрализованное общее весельезафиксировалось во всенародной игре – КВН. Но постепенно импровизацию, которая присутствовала вначале заменилсценарий, возникли заученные роли, заготовленные реплики – и капустник сталспектаклем. То же самое произошло со смехом в маштабе страны. Бодрый пафос ивеселый идеализм завели общество 60-х в тупик – светлого будущего не оказалось,а необходимость социального компромисса обернулась нравственным цинизмом. Циник–всегда наедине с собой. Главное, что осталось от веселых «шестидесятников», — юмор.
Заключение.
Я считаю, что в целомработа П. Вайля и А. Гениса очень важна для будущего поколения, т.к. их работуочень легко и интересно читать. В ней излагаются наиболее важные, «наболевшие»темы из жизни советских людей. Авторы проявили умение разбираться в психологиии жизни советского общества, они очень ясно и четко изложили свою тему.Авторы, безусловно, углубляет наше представление о60-х годах. Актуальность этой темы не вызывает сомнений, т.к. я думаю каждомуРусскому человеку интересна жизнь и быт советского народа. Мне очень понравилась работа авторов, ониостроумно и тонко излагают эту тему. Эта монография четко, понятнообъясняет нам психология быта тоговремени.
[1] www.vavilon.ru/texts/prim/genis0.html
[2] www.sib.net/vaylem.phtml
[3] П. Вайль и А. Генис ««Родная речь», «Советское барокко», «60-е. Мир советского человека» »стр.509-510.
[4] Там же стр.510
[5] там же, стр.532
[6] там же, стр. 535
[7] там же, стр. 545
[8] Примечательно признаниеВолошина в «Автобиографии»: «…я почувствовал себя очень приспособленным кусловиям революционного бытия и действия. Принципы коммунистической экономикикак нельзя лучше соответствовали моему отвращению к зарплате и купле- продаже».
[9] П. Вайль и А. Генис ««Родная речь», «Советское барокко», «60-е. Мир советского человека» » стр.572
[10] там же, стр. 573
[11] там же, стр. 588
[12] там же, стр. 592
[13] Евтушенко Евг. БратскаяГЭС// Юность. 1965. №4. стр. 47
[14] Там же.
[15] Правда. 1945. 14 мая.
[16] Там же
[17] П. Вайль и А. Генис ««Родная речь», «Советское барокко», «60-е. Мир советского человека» », стр. 604
18. Там же
19. Там же
20 П. Вайльи А. Генис « «Родная речь», «Советское барокко», «60-е. Мир советскогочеловека»
21. Там же.