Реферат по предмету "Литература"


Мотив встречи с Пушкиным в русской поэзии XIX-XX веков

Введение.
Недавнийюбилей великого поэта выявил неизменный интерес широких читательских кругов,литературной общественности к творческому наследию Пушкина, ко всему, что такили иначе связано с его именем.
Каждое поколение открывает для себя «своегоПушкина», прежде всего знакомясь сего творчеством.
Я открыла длясебя ещё один способ знакомства с великим поэтом – через литературныхпосредников.
Исследованиемотива встречи поэтов разных эпох с Пушкиным позволило мне решить следующиезадачи:
1)отобратьпоэтические тексты, в которых развивается мотив встречи с Пушкиным;
2)познакомитьсяс биографией и творчеством поэтов, обратившихся к имени Пушкина, и выявитьвлияние личности и творчества поэта на их поэзию;
3)сопоставить понимание поэтами разных эпох ролиПушкина в литературе и жизни русского народа.
.

В 1999 году отмечался праздник – двухсотлетие со дня рождения Пушкина.Проводились всевозможные конкурсы, пушкинианы. Они еще раз доказали, что памятьо Пушкине нисколько не потускнела даже спустя два века.
В своих произведениях Пушкинзатронул так называемые «вечные темы», которые никогда не перестанутволновать человечество.
Закроем глаза и произнесемодно лишь слово:«Пушкин»… Как много заключено в нем:сколько чувств, переживаний, драматических событий! А творчество поэтанастолько разнообразно, что для каждого человека найдется здесь что-то свое,родное и близкое только ему. Для кого-то это – тема волнующей и прекраснойлюбви, как в «Капитанской дочке», «Евгении Онегине», длякого-то – тема долга и чести, как в «Выстреле», ревности, как в«Цыганах», исторической правды, как в «Борисе Годунове»,«маленького человека», как в «Станционном смотрителе». Новсе произведения Пушкина пропитаны вольностью, свободой, стремлением кпрекрасному, к чистому и высокому.
Пушкин сыграл огромную рольв творчестве всех последующих писателей и поэтов. Редок тот творец, которыйхоть раз не вспомнил, не упомянул в своих произведениях о Пушкине. Каждыйписатель взял от Пушкина что-то для себя. Это что-то – вдохновение. Примерталанта Пушкина, его гения вдохновлял многие и многие поколения прозаиков илириков. Во все трудные моменты жизни ставили они себе в пример поэта.
Огромным потрясением длясовременников Пушкина стала его трагическая гибель. Мгновенно отреагировали наего смерть и многие поэты, создав целую серию стихотворений–откликов, изкоторых, пожалуй, самым значительным можно считать «Смерть поэта»Лермонтова.
Боль, сожаление и горечь,вызванные этим событием, не утихали, и чем больше времени отделяло отПушкинской эпохи, тем живее в сознании поэтов был образ Пушкина.
Из всех произведений оПушкине в нашей работе обращено внимание на те, в которых развивается мотив воображаемой встречи с Пушкиным; этот мотив обнаружился втворчестве самых разных поэтов второй половины XIX– XXвеков.
Одним из таких поэтов былА.Н. Апухтин.
Вообще, анализ егостихотворений возможен лишь на фоне поэтической традиции, символом которой сталПушкин. Произведения насыщены литературными ассоциациями и цитатами,рассчитанными на узнавания. Чтобы быть правильно истолкованными, они должныпостоянно соотноситься с поэзией предшественников. Так стихотворения Апухтина«Прощание с деревней», и «Приветствую вас, дни труда ивдохновения…» отчетливо ориентированы на пушкинскую «Деревню»;началостихотворения «Судьба» перекликается с «Анчаром»;а встихотворении «К морю» прослеживаются мотивы пушкинских элегии«Погасло дневное светило…» и «К морю».
Апухтин как лириксформировался в «поэтическую» эпоху 50-ых годов, высоко чтившуюПушкина;простота и гармония пушкинского стиха осталась до конца жизни идеаломпоэта.
Апухтину интересна была исама личность Пушкина.
В 1858 годуА.Н. Апухтин пишет стихотворение «19 октября 1858 года» о«встрече» с тенью Пушкина:        


            И тень забытая носилась предо мной    
                             Всвоем величии суровом
Ясно, что толчком, импульсомдля рождения этого образа стала знаменательная в жизни Пушкина дата, вынесеннаяв заглавие стихотворения – 19 октября – день открытия лицея. Через 21 год послегибели Пушкина другой поэт «отмечает» это событие.
Во времена Апухтина еще жива была память о роковой дуэли, и призракпоэта служит постоянным напоминанием о случившемся, молчаливым укором. Идеявсего стихотворения – напомнить миру об огромной потере.
Но в то же время поэтублизок и Пушкин такой, каким он был в жизни, поэтому Апухтин видит Пушкинакурчавым мальчиком, когда «под сень иных садов вошел он в первый раз,исполненный смущенья» и сочувствует ему в ссылке, потом оплакивает егосмерть, но при этом Пушкин остается «тенью», которая не участвует вразговоре с поэтом.
Другой поэт 80 годов XIXвека– К.М. Фофанов. «Поэт милостью божьей» – эти слова чаще всегоиспользовали для характеристики Фофанова. Но в них следует видеть не тольковосхищение природной одаренностью, но и признание очевидного факта, что всемлучшим в своих стихах Фофанов был обязан исключительно природному дару:ниобразования, ни широкого кругозора, ни способности к саморазвитию у поэта небыло. Все поклонники видели в нем не только осуществленные, но и погибающие возможности.Например, А.Н. Майков, назвав Фофанова «самым лучшим, самымталантливым, самым крупным поэтом, приближающимся к Пушкину», посетовал:«В нем сидит необычайное дарование, удивительное чутье, и, будь он начитани образован, это была бы гордость русской литературы».
В стихотворении Фофанова«Тени А.С. Пушкина» мотив встречи с «тенью» поэтаразвивается. Он «встречается» не только с «тенью», но и с«душой» поэта.
Встреча обставляетсяфантастическими, «мистическими» деталями, все подернуто какой-то дымкой,и исчезает ощущение живой близости Пушкина. Остается лишь глубокое воспоминание:       

                   Во сне ли было то свиданье, 
                   Ильнаяву, при свете дня, —   
                   Кактайна смерти от сознанья,   
                   Тотчас утерян для меня…   

                                      …стобой 
                   Менязнакомил кто-то чудный,     
                   Какой-тогений неземной,    
                   Какой-тодемон безрассудный.     

Во времена Фофанова Пушкина уже обожествляли, связывали с волшебствомискусства, поэтому поэт и изображает встречу с Пушкиным в таком свете. Фофановасчитают одним из предшественников русских символистов; может быть и отсюданекоторый налёт мистики, переплетение реального и воображаемого.
В стихотворении «Смуглый отрок бродил по аллеям…»А.Ахматовой, жизнь которой была связана с Царским Селом, встречи с Пушкиным непроисходит, но всё в Царскосельском парке напоминает о «смугломотроке», появляются какие-то биографические детали:
                   Здесь лежала его треуголка 
                   И растрёпанный томПарни         
В творчестве А.А. Ахматовой можно выделить особый «пушкинскийслой», который со временем становится всё более насыщенным, превращается вособый принцип построения поэтического мира, где собственная поэтика начинаетстроиться и по-настоящему пониматься только в связи с пушкинской, пушкинскаябиография накладывается на биографию самой поэтессы, и в этом соотношениивыявляется истинная сущность поэтического творчества.
Ориентация на поэзию Пушкинасказалась и на изменении внешних тем Ахматовой, вызвала в её стихах появлениеоткрытых откликов на события современности, в том числе и на политические.
Большое значение имел Пушкини в жизни поэтессы.
Пушкин был спасением, небом, бездонным миром. Муза Ахматовой бродила потем же тропам «таинственных долин» царскосельских парков, где«весной, при кликах лебединых» «являться муза стала»Пушкину. Но не весна, а осень или зима наполняют поэтические пейзажи Ахматовой.
Ахматова впервыесоприкоснулась с Пушкиным в детстве. Живя в Царском Селе, она просто не моглане впитать пушкинскую лирику. Будучи гимназисткой, Аня Горенко в воображениимного раз встречалась со знаменитым поэтом на царскосельских дорожках.
Пребывание в Царском Селе,где поэтесса проводила учебный год, чередовалось со сказочными летними месяцамивблизи, Стрелецкой бухты у Севастополя. Но Херсонес и Чёрное море страннымобразом не отрицали и даже не затмевали Царского Села – ведь дух Пушкина был издесь, а его «античная» лирика, анакреонтика тоже приходили на ум,как что-то неотрывное от этих мест.
Когда Ахматова уже стала поэтессой, то продолжала ближе всех своихсовременников стоять к самой главной, исходной традиции – пушкинской. Не только стихи, но и письмаПушкина она помнила если не наизусть, то близко к тексту. Изучала творчествоПушкина как профессиональный литературовед, раскрывала его тайнопись. ПоэзияПушкина – ключ к творчеству самой Ахматовой.
Очень близок Пушкин былМ.Цветаевой, в жизни и творчестве которой мотив встречи с Пушкиным имелогромное значение.
Пушкин вошёл в жизньЦветаевой с трёх лет. Сначала картина «Дуэль», затем запретный шкаф скнигами в комнате матери и, наконец, огромный памятником Пушкину в сквере, гдеежедневно гуляла маленькая Марина с няней. Всё вокруг буквально дышалоПушкиным, кричало о нём. И Пушкин глубоко и прочно проник в душу ребёнка – какпервое знакомство с миром, с поэзией, с материей, с людьми – словом, как самыеразные знакомства. Для девочки-Цветаевой поэт был окружен ореолом, и онапыталась разгадать его тайну.
А соприкоснувшись сволшебной поэзией Пушкина, Цветаева полюбила его образы, его героев…
Самое первое произведение, скоторым познакомилась Цветаева – поэма «Цыгане».
Стоя на стуле, постоянноозираясь, чтобы не заметили взрослые, семилетняя Марина читала пушкинскуюпоэму…
Позже, уже будучи взрослой,Цветаева прочитала «Историю Пугачёвского бунта» и «Капитанскуюдочку». Пугачёва в своей книге «Мой Пушкин» Цветаева называетВожатым. Он навсегда остался её любимым героем.
Так с раннего детствапоэтесса была знакома с Пушкиным, её образ мыслей сжился с образом мыслейпоэта, воплощённым в его произведениях.
Именно поэтому Пушкин такблизок Цветаевой. И ей невмоготу было видеть, как из Пушкина сделали«книжный образец», нравственную норму, нанесли на него толстый слойхрестоматийного глянца.
Особенно ярко Цветаевапоказывает своего, «настоящего» Пушкина в стихотворении «Встречас Пушкиным».
Во-первых, поэтесса выбираетместо, где происходят события её стихотворения – Крым – не случайно. Втворчестве Пушкина Юг, и Крым в частности, сыграли огромную роль. Здесь творилПушкин-романтик. «Цыгане», «Бахчисарайский фонтан» –множество волшебных, лирических произведений вышло из-под его пера благодарякрымским впечатлениям.
А для самой Цветаевой Крым –это море, ведь ещё в детстве поэтесса впервые увидела здесь Чёрное море.Увидела – и полюбила. Романтическое, бушующее, бескрайнее. Оно полно было длядевочки неизъяснимого очарования.
Во-вторых, Цветаевамастерски рисует нам портрет «южного», живого Пушкина. При помощиотдельных деталей («курчавый маг», «смуглая рука» — повторяется два раза; «молчали так грустно, так мило…») поэтессасоздаёт яркий образ.
Она любит Пушкина, его эпоху, и выражается это в стихах сосвойственными ей максимализмом, страстностью:     
                   Как я люблю имена и знамёна,       
                   Волосы и голоса, старыевина и старые троны, -    
                   Каждого встречного пса…
В то же время Цветаева, несмотря на восхищение Пушкиным, считает себяравной ему:  
                   Пушкин!– Ты знал бы по первому слову, кто у тебя на пути!    
                   И просиял бы, и подруку в гору     
                   Непредложил мне идти…   
                   Неопираясь на смуглую руку…      
И в конце стихотворения Пушкин и Цветаева, двапоэта, смотрят с высоты горы на раскинувшийся под ногами мир.
Так Цветаева представляла встречу с живым Пушкиным, с другом иколлегой. Да, именно так Цветаева видела его и хотела, чтобы и мы увидели еготаким.
Другой поэт серебряного века, М.А.Кузмин, уже после Цветаевой, в своёмстихотворении «Пушкин» проводит параллель между Пушкиным как идеаломпоэта и Пушкиным-человеком:
            Он – жрец и он весёлый малый,
            Пророк и страстный человек.
 Поэт тоже настаивает на том, чтоПушкин – «живой»:
            И он живой. Живая шутка
            Живит арапские уста,
            И смех, и звон, и прибаутка
            Влекут в бывалые места
Кузмин считает, что идеал в образе Пушкина должен был явленным,чувственно ощутимым. Кузмин погружён в секреты человеческого обаяния: острота,неповторимость человека разных эпох, его изящество – вот что привлекает поэта.
Начиная стихотворение с необычности Пушкина, даже, можно сказать,обособленности его от всех остальных поэтов:
            Он жив! У всех душа нетленна,
 Но он особенно живёт!
                   Благоговейно иблаженно
                   Вкушаем вечнойжизни мёд."
Кузмин заканчиваетпризнанием Пушкина братом поэтов:
            И если в нёмпризнаем брата,
            Он не обидится: он –прост…
Михаил Алексеевич напротяжении творческого пути был в той или иной мере близок к разным поколениямрусского поэтического авангарда. Разноцветье интересов, любовь к изысканному,свежесть взгляда и тяга к вечным, земным проявлениям жизни – вот особенноститворческой позиции Кузмина, воплотившиеся в лирике. Его стихи пропитанырадостью, умильным отношением к миру, безусловным его приятием.
Особенностями своей поэтики Кузмин во многом повлиял на творческиепоиски его младших современников – А.А.Ахматовой, отчасти В.Хлебникова.
Слово поэта конкретно, вместо иносказания он использует сопоставление,соприкосновение слов как своего рода частиц мозаики, добиваясь «изумительнойстройности целого при свободном разнообразии частностей» (Гумилёв)
Совершенно необычная встреча с Пушкиным у В.В.Маяковского. Онвстречается не с живым человеком, а с … ожившим памятником поэту.
Для В.Маяковского свойственно нарушение нормальных связей человека имира, порождающее душевную смуту. В результате этого в его стихотворенияхдействительность утрачивает реальность очертания, вещи оживают, события текутсамопроизвольно, как в данном стихотворении. Поэт использует приёмиздевательской клоунады (над бездарными на его взгляд поэтами), а характерноекачество гротеска – сочетание правдоподобия (Маяковский стоит на бульваре,разговаривает сначала сам с собой, затем с памятником Пушкину) и фантастики(памятник оживает) отражает сущность сложившейся ситуации, помогает поэтуосмыслить события.
Маяковский не считает Пушкина высоким, недостижимымидеалом, разговаривает с ним по-товарищески, но уважительно, на «вы».
Маяковский изливает свою душу поэту, рассуждает с ним в шутливой формео наболевших проблемах современной поэзии. При этом об одних поэтах он говоритодобрительно:
            А Некрасов
                        Коля,
                               Сын покойного Алёши –
          Он и в карты,
                             Он и в стих,
                                                итак
                                                          неплохна вид.
          Знаете его?
                             Вот он
                                      Мужикхороший.
          Этот
                   Нам компания –
                                      Пускайстоит.
                                                                                                Или
            Есть
                             У нас
                                      Асеев
                                                Колька.
          Этот может.
                             Хватка у него
                                                Моя.
О других – пренебрежительно:
          Чересчур
                       Страна моя
                                        Поэтами нища.
          Между нами
-        вот беда –
   позатесался Надсон.
Мы попросим,
                     Чтоб его
                                    Куда-нибудь
                                                      На Ща.
Современники же, по мнению Маяковского, не стоят и«полсотни». Поэт называет ряд фамилий:«Дорогойченко.Герасимов. Кириллов, Родов. » И действительно, Маяковский верно подметил:ни одна из этих фамилий не дошла до нас в качестве фамилии известного поэта.
Но к самому Пушкину поэт относится, как и другие поэты, уважительно;признаёт его гений, видит «живого» Пушкина:
  Я люблю вас,
                     Но живого,
                                        Ане мумию.
  Навели
хрестоматийный глянец.
В воображении Маяковского ипонимании им сущности и значимости Пушкина он – натура горячая, страстная,реагирующая на любое проявление жизни, поэтому отмечается его африканскоепроисхождение:
Вы
      По-моему
                     При жизни
-        думаю –
тоже бушевали.
                       Африканец!
Очень эмоционально выражаетМаяковский своё отношение к убийству Пушкина на дуэли:
  Сукин сын Дантес!
Великосветский шкода.
Но в стихотворении естьдетали, указывающие на время, в которое жил Маяковский, советские порядки.
А ваши кто родители?
Чем вы занимались
до 17-го года?-
Только этого Дантеса бы и видели.
Вообще, футуристы, к которымотносится Маяковский, отрицали наследие классической литературы, но тем неменее, у поэта отношение к Пушкину традиционно уважительное. Он подтверждаетзначимость Пушкина фразой: «давайте подсажу на пьедестал.
Заканчивается всёстихотворение словами: „Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческуюжизнь!“, потому что Пушкин для Маяковского есть жизнь!»
 В этом же 1924 году о Пушкине пишет С. А.Есенин.
Русская классическаялитература оказала сильное влияние на формирование поэта, направляла егоприродный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшиеего творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, «Слово о полкуИгореве», поэзию Лермонтова, Кольцова, Блока, Клюева, Гоголя и, конечно,Пушкина. В начале стихотворения рисуется образ «живого» Пушкина,фиксируются детали его внешности: «Блондинистый, почти белёсый». Нозатем оказывается, что поэт видит памятник – символ славы Пушкина, воздвигнутыйблагодарными потомками на Тверском бульваре. И вот Есенин стоит пред бронзовымпамятником того, «кто русской стал судьбой», и тоже мечтает бытьпохожим на него:
Я умер бы сейчас от счастья, сподобленный такой судьбе.
 Есенин сравнивает себя с Пушкиным:
О Александр! Ты был повеса, как я сегодня хулиган.
 Говорит, что стихи поэта не зависят от егохарактера, что талант поэта не затемнит и не убьёт ничто, никакие проступки ибуйства. Здесь он жалуется, что его самого не признают именно из-за характера.Но тем не менее, Есенин понимает, что ему ещё очень далеко до Пушкина:
…Ещё я долго буду петь…
 Чтобы моё степное пенье
 сумело бронзой прозвенеть.
А надежда на такое будущее, такую славу уЕсенина есть, ведь он считает, что может писать стихи не хуже Пушкина несейчас, но когда-нибудь, в светлом и отдалённом грядущем.
В 1940 году советский поэт А. Недогоновпредставляет себе встречу с Пушкиным совсем по-иному. Для него Пушкин-провидение, которое встаёт на сторону человека, борющегося за правое дело, заРоссию.
Недогонов родился в семье рабочего, с1929года сам работает на шахте, в 1935-1939 годах учится в институте имениГорького. Поэт участвовал в военной кампании под Выборгом, где был тяжелоранен, а во время Великой Отечественной войны был военным журналистом. Слышал всамые тяжёлые моменты боя голос Пушкина- патриота, который "…покрывал громканонады, он взывал: «Вперёд, вперёд, моя исторья.» Последние словаговорят о том, что в представлении поэта Пушкин, любя свою родину, не могпредставить её побеждённой, когда её история прервётся и сольётся с историейболее мощной державы.
Идея всего произведения в том, что стихиПушкина спасают людей, воспламеняют их надеждой, питают невиданными силами,вдохновляют на подвиги. Недогонов говорит, что Пушкин умер за свою честь, неотступив, и, по его примеру, бойцы также не должны отступать, отчаиваться:
          Под лютой стужей, неостывший,
          Столетье пролетевший враз,
          Свинец, поэта погубивший,
          Прошёл сквозь каждого из нас!
Чувство утраты Пушкина со временем не угасло,а в патриотические моменты вспыхивает с новой силой. Ведь Великая Отечественнаявойна – событие, затронувшее судьбы всего русского народа. Цели, желаниепобедить были общими для всех, страх и отчаяние тоже были общими; родной иблизкой стала история Отечества. И, конечно, в этой истории не мог необозначиться силуэт самого талантливого поэта –Пушкина.
Во всех своих произведениях поэт стремитсяслить воедино малое и грандиозное, природное и «железное»,лирико-философское и героическое движение мотива жизни и смерти, воли и чувства,«железа» и природной стихии. Стремится охватить единым взором мир.
А героико-философские баллады Недогоноваявляются новым словом в развитии этого старинного поэтического жанра.
Из послевоенной советской поэзии можновыбрать стихотворение малоизвестного бурятского поэта, так как в нём естьинтересующий мотив. Ж. Тумунов обращается в своём стихотворении к памятникуПушкина. В 1949 году он пишет:
Как случилось, что молоды вы,
Хоть по возрасту вам полтораста?
Это о неувядающей славе Пушкина, о том, что всознании русского народа Пушкин- вечно молодой и живой поэт.
Начиная с утверждения значимости,«бесценности» Пушкина («Вы- сокровище русских людей, Образ вашвеличав и спокоен!»), Тумунов переходит на автобиографию, рассказываяпоэту о себе, как бы рапортуя:
Перед вами- питомец степей,
Скотовод, литератор и воин
Тумунов говорит, что в его жилах уже течёткровь, пропитанная пушкинскими стихами, ведь он уверен, что его предки слышалиэти стихи, внимали им с восторгом.
Может статься, ваш друг Кюхельбекер
Под могучими соснами пади
Повторял ваши строфы в том веке,
И внимал ему тёмный мой прадед.
На Ононе, быть может, в изгнанье,
Коченея от ветра и стужи,
Ваше полное веры посланье
Прочитал ему добрый Бестужев.
Стихотворение Тумунова перекликается смотивами пушкинского «Памятника», в котором Пушкин писал:
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей- калмык.
Ж. Тумунов подтверждает слова поэтасобственным примером («Я же с вами знакомство завёл Зимним вечером в юрте-читальне.»), говорит об огромной славе Пушкина («Только ваше сияньесобой И небесные звёзды затмило.»), о том, что во всех важных событиях вжизни русского народа Пушкин принимал участие, о том, что великий поэт всегдарядом, среди нас, в наших думах:
Вот идём мы под знаменем нашим
В незабвенный победный поход…
За спиной- Бородинские пашни…
Мы зелёной весною взошли
На крутые руины Берлина,
Мы с собой ваши строки несли,
С вами сердце слилось воедино.
Итак, восприятие Пушкина зависит от того, ктоего воспринимает. Все воспринимающие- поэты, но поэты разных эпох. Апухтин-поэт второй половины 19 века, поэтому естественно, что в то время ещё оченьживы были воспоминания о гибели Пушкина и горечь от этого события. Для АпухтинаПушкин – суровая величественная тень. Образ Пушкина в стихотворении «19октября 1858 года» – это, несомненно, образ гения, на котором лежитмрачный отпечаток его трагической смерти. А сам Апухтин в своём произведении невступает в диалог с Пушкиным, он лишь наблюдает за ним, переживая.
Другой поэт той же эпохи, Константин Фофанов,уже позже Апухтина «общается» в своём стихотворении с тенью и духомвеликого поэта. Стихотворение так и называется – «Тени А. С.Пушкина». В нём говорится о Пушкине – волшебнике из ирреального мира.Фофанов называет тень Пушкина «родной». Для него всё, что связано сПушкиным – это сказка, но сказка близкая и понятная. Анна Ахматова – поэтессапервой половины 20 века уже может отметить, что Пушкин – это не столько человек,сколько явление, целая эпоха в истории литературы. Поэтому в своёмстихотворении она создаёт ощущение присутствия Пушкина, но конкретного образане даёт, лишь описывая Царское Село, где всё напоминает ей о поэте.
Другая поэтесса, Марина Цветаева, очень тесносоприкасавшаяся с жизнью Пушкина, напротив, видит в нём человека, описывает еговнешность. Для Цветаевой Пушкин – это коллега. Она считает себя равной ему. Еёцель – показать в стихотворении, что пушкинским мыслям созвучны её мысли, чтоона понимает и разделяет все чувства поэта.
Михаил Кузмин в стихотворении«Пушкин» видит в поэте гения: «романтика, классика, старого,нового». Он не может себе позволить, как Цветаева, ощущать в Пушкинеколлегу, но тоже отмечает простоту Пушкина, допускает возможность признатьПушкина «братом» поэтов (Но! В отличие от Цветаевой, он говорит нелично о себе, а обо всех поэтах).
У В Маяковского очень чётко в стихотворении«Юбилейное» чувствуется отпечаток советского времени. Это и манераразговора Маяковского, и приметы советской действительности, например, ВЦИК. Онговорит с Пушкиным, как со старшим товарищем, осуждает бездарных поэтов и готовпохвалить талантливых, одарённых… Цель его диалога с поэтом – получитьодобрение Пушкина, его поддержку. И, в то же время, выразить своё сожаление поповоду трагической гибели поэта.
В отличие от Цветаевой, Маяковский«общается » не с «живым» Пушкиным. А с его памятником, каки Есенин в своём стихотворении «Пушкину».
Для Есенина, как и для Кузмина, очевиднагениальность Пушкина, он не сомневается в вечности его славы. Но цель его«общения» с Пушкиным – сопоставить себя с ним, поэтому Есенин делаетакцент и на буйном характере поэта, жалуясь ему на свою судьбу.
Алексей Недогонов – поэт военных лет,участник Великой Отечественной войны. Когда он писал своё стихотворение«Пушкин», его цель была – вдохновить русских солдат на победу,поэтому он сравнивает их судьбы с судьбой Пушкина. Для него война – битва зачесть страны.
Образ Пушкина в его стихотворении – это образпатриота, переживающего за свою Родину.
Тумунов возносит Пушкина до уровня пророка,предсказателя судьбы бурятского народа. Он делает его национальным поэтом,связывает с Пушкиным все наиболее важные события в жизни своего народа. ЦельТумунова – сказать своим стихотворением «спасибо» Пушкину за то, чтотот помнил о каждом человеке в России.
Итак,каждый поэт по-своему воспринимает Пушкина, у каждого была своя цельвоображаемого общения с ним, но все они понимают, что роль Пушкина в истории иразвитии поэзии огромна, гений его несомненен, а потому он был, есть и остаётсясимволом русской поэзии.

Библиография:1.С.А.Небольсин«Венок Пушкину»,издательство «Советская Россия», 1987 г.
2. В.Г.Маранцман «О поэзии АнныАхматовой», издательство " Советский писатель", 1993 г.
3. А.И.Павловский «Анна Ахматова. Жизнь итворчество», М: Просвещение, 1991 г.
4. «Б.Ф.Егоров. Ю.В.Манн, П.А.Николаев,А.Г.Соколов, Л.В.Чернец „Русские писатели. Библиографическийсловарь“, М: Просвещение, 1990 г.
5. М.Цветаева „Мой Пушкин“, Южно-уральскоекнижное издательство, Челябинск, 1978 г.
6. Н.Н.Скатов, Н.А.Грознова, В.Н.Запевалов,А.И.Павловский „Русские писатели xx века. Библиографическийсловарь“, М: Просвещение, 1990 г.
7. В.А.Котельников, Ю.М.Прозоров, Н.Н.Скатов»Писатели XIX– XXвеков. Библиографическийсловарь", М: Просвещение, 1995 г.
8. Л.А.Смирнова, Н.А.Кунарёв «Русскаялитература. XXвек. Справочные материалы., Москва: Просвещение,1997 г.
XXXIXОткрытаянаучно-практическая
Конференция челябинского
 научногообщества учащихся.
Автор: Калинина Татьяна, 9 кл.,шк.№154
, Дворец пионеров им. Н.К. Крупской.
Научный руководитель:Будникова Л.И.,
к. ф. н., доцент ЧГПУ..
Мотив встречис Пушкиным в русской поэзии XIX-XX веков.
В работе исследуется мотиввоображаемой встречи с А.С.Пушкиным, который был обнаружен в произведенияхрусских поэтов XIX –XXвеков.
В результате анализа были сделаны следующие выводы.
Восприятие Пушкина зависит от того, кто его воспринимает. Всевоспринимающие – поэты, но поэты разных эпох.Апухтин – поэт второй половины 19века, поэтому естественно, что в то время ещё очень живы были воспоминания огибели Пушкина и горечь от этого события. Для Апухтина Пушкин – суроваявеличественная тень. Образ Пушкина в стихотворении „19 октября 1858года“ – это, несомненно, образ гения, на котором лежит мрачный отпечатокего трагической смерти. А сам Апухтин в своём произведении не вступает в диалогс Пушкиным, он лишь наблюдает за ним, переживая.
Другой поэт той же эпохи, Константин Фофанов, уже позже Апухтина»общается" в своём стихотворении с тенью и духом великого поэта.Стихотворение так и называется – «Тени А.С.Пушкина». В нём говоритсяо Пушкине  — волшебнике из ирреальногомира. Фофанов называет тень Пушкина «родной». Для него всё, чтосвязано с Пушкиным – это сказка, но сказка близкая и понятная. Анна Ахматова –поэтесса первой половины 20 века уже может отметить, что Пушкин – это нестолько человек, сколько явление, целая эпоха в истории литературы.Поэтому в своёмстихотворении она создаёт ощущение присутствия Пушкина, но конкретного образане даёт, лишь описывая Царское Село, где всё напоминает ей о поэте.
Другая поэтесса, Марина Цветаева, очень тесно соприкасавшаяся с жизньюПушкина, напротив, видит в нём человека, описывает его внешность. Для ЦветаевойПушкин – это коллега. Она считает себя равной ему. Её цель – показать встихотворении, что пушкинским мыслям созвучны её мысли, что она понимает иразделяет все чувства поэта.
Михаил Кузмин в стихотворении «Пушкин» видит в поэте гения:«романтика, классика, старого, нового». Он не может себе позволить,как Цветаева, ощущать в Пушкине коллегу, но тоже отмечает простоту Пушкина,допускает возможность признать Пушкина «братом» поэтов (Но! В отличиеот Цветаевой, он говорит не лично о себе, а обо всех поэтах).
У В.Маяковского очень чётко в стихотворении «Юбилейное»чувствуется отпечаток советского времени. Это и манера разговора Маяковского, иприметы советской действительности, например, ВЦИК. Он говорит с Пушкиным, каксо старшим товарищем, осуждает бездарных поэтов и готов похвалить талантливых,одарённых… Цель его диалога с поэтом – получить одобрение Пушкина, егоподдержку. И, в то же время, выразить своё сожаление по поводу трагическойгибели поэта.
В отличие от Цветаевой, Маяковский «общается» не с«живым» Пушкиным, а с его памятником, как и Есенин в своёмстихотворении «Пушкину».
Для Есенина, как и для Кузмина, очевидна гениальность Пушкина, он несомневается в вечности его славы. Но цель его «общения» с Пушкиным –сопоставить себя с ним, поэтому Есенин делает акцент и на буйном характерепоэта, жалуясь ему на свою судьбу.
Алексей Недогонов – поэт военных лет, участник Великой Отечественнойвойны. Когда он писал своё стихотворение «Пушкин», его цель была –вдохновить русских солдат на победу, поэтому он сравнивает их судьбы с судьбойПушкина. Для него война – битва за честь страны.
Образ Пушкина в его стихотворении – это образ патриота, переживающегоза свою Родину.
Тумунов возносит Пушкина до уровня пророка, предсказателя судьбыбурятского народа. Он дела


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Химическая защита клевера от вредных организмов
Реферат Формування економiчної ефективностi виробництва зерна в господарств
Реферат 1. расчет экономических показателей предприятия
Реферат Веер долгий путь признания
Реферат Основные черты международной валютной системы и этапы ее развития
Реферат Кадры, производительность труда и оплата труда на предприятии
Реферат Уголовно-процессуальная деятельность адвоката
Реферат Фуркатный ячмень К-Ц в условиях северной лесостепи Челябинской области
Реферат Фрезерні машини котки і важкі дискові борони
Реферат Организация документооборота
Реферат Политический режим, его сущность и основные виды
Реферат Экономико-статистический анализ производства сахарной свеклы в ЗАО Красненское Яковлев
Реферат Хранение и технологии сельскохозяйственных продуктов
Реферат Центры происхождения зерновых культур
Реферат A Soldiers Home Essay Research Paper The