СОЧИНЕНИЕ
На тему: Мир обывателей в произведенияхСалтыкова-Щедрина.
Салтыков-Щедрин жил в XIXвеке, но и сегодня его произведенияимеют отношение к современности. Взять хотя бы его жгучую ненависть кобывателям. Казалось бы, чем его не устраивают тихое существование некоторыхособей. Но его желание добра родине настолько остро, что он хочет вытравить изчеловека все то приниженное и рабское что делает человека обывателем независимоот того поста, который он занимает.
Но как сказать об этом людям, не обидев их. И он обращаетсяк жанру сказок. Так появляется на свет сказка “Премудрый пискарь”.
Медленно разворачиваются события на речном дне, “жил-былпискарь”. И родители у него были хорошие, сумели уберечь его от всякихнапастей. Но как-то уж впрямую понял их напутствие “гляди в оба”. Он не пошелдальше продолжать их пескариный род, а скрылся от жизни в мутной, речной воде.
Можно подумать, что Салтыков-Щедрин провел ни одну неделю вакваланге (если бы он тогда существовал) присматривая за пескарем. Фантазия егобезгранична. Вот как он описывает гнездо пескаря: (Цитата, в которой говорится, как пескарь долбил норку).
Но конечно Щедрин описывает и трудности пескариной жизни:ему, как и всем угрожают всякие напасти. В страх бросает, когда читаешь, какрак возник у жилища пескаря: (Цитата — встреча с раком).
Тут мы впервые слышим слова, которые будут повторяться неодин раз: “все дрожал, все дрожал”.
И не приходит в голову пескарю, что можно защитить свое жилище:испугать рака, забросать его илом, соседей позвать на помощь.
Но если кто-то подумает, что щедрин высмеивает только мелкихобывателей – пескарей, то это не так, вспомним Органчика, градоначальникагорода Глупова из “Истории одного города”. В его голове только две команды: “разорю”и “не потерплю”.
Он не дает себе трудапозаботиться о своих подданных. Ему не приходит в голову, что надо работать, непокладая рук ради своего города. Он только ведет свой город к разорению иуничтожению. Он не развивается как личность, а деградирует.
Но вернемся к пескарю. Он уже достиг середины жизни, и мывправе ждать от него каких-то свершений, поступков, какой-то оценки своегожизненного пути. И что же мы видим: большого, глупого пескаря, которыйнисколько не набрался не ума, не опыта. И радости !
от жизни у него нет:
(Цитата — о том, какон не играет в карты и т.д.).
Тут Щедрин выступает не как фантаст, а как сатирик, потомучто здесь каждый понимает, что речь идет о человеческом обществе, а если точнеето о русском обществе IXвека, о его либеральной прослойке.
И все, потому что он — пескарь боялся риска, боялся жизни, а, как известнокто не рискует, тот не пьет шампанское.
Щедринская ярость с каждой строкой набирает силу, ему уженедостаточно обозначить пороки общества. Он переходит в прямую атаку неоставляя не каких сомнений в своих намерениях. Так он пишет о последних дняхпескаря. Переходя от иносказания к грубому обличению:
(Цитата о том, какпескарь сидит в норке и рассуждает о своей жизни).
Аведь наверно для чего-то появился пескарь на свет, хотя бы для того, что бы родпродолжить, как завещали ему родители. “ Ведь было и у него предназначениевысокое”- как с тоской писал о Плюшкине Гоголь.
Но нет, не использовал пескарь свой шанс в жизни. Этим сатирическиесказки Щедрина и замечательны, что они заставляют задуматься о своемпредназначении, о том, что жизнь строится не только силою судьбы, но и силамичеловека. И как же сильно надо было любить свой народ, чтоб не побоятсяпоказать как в зеркале его недостатки. Потомучто только зная их влицо — можно их побороть.
Поэтому Салтыкова-Щедрина можно поистине считать нашимсовременником потомучто обыватель живет в каждом из нас.
И в нынешнем веке можно прожить жизнь безо всякого смысла,как сделал это пескарь. Но как вспоминаешь эту сказку, так сразу не хочетсябыть этим пескарем и сделать что-нибудь хорошее в жизни.
И только прочитав до конца эту великую сказку, понимаешь иронию,заложенную в названии “Премудрый пискарь”. Никакой он не премудрый, а жалкое,неинтересное существо. Одно слово – обыватель.