Контрольная работа
по курсу Античной литературы
на тему:
«Любовная поэзия Овидия»
Содержание:
1) Биография Овидия. Периодизация творчествапоэта…………………………. 3
2) «Любовные элегии»…………………………………………………………… 4-5
3) «Героини»………………………………………………………………………… 6
4) «Наука любви». «Лекарство от любви»…………………………………………7
5) Заключение………………………………………………………………………… 8
6) Литература………………………………………………………………………… 9
ПублийОвидий Назон родился 20 марта 43г. до н.э. в городе Сульмоне. Он происходил из зажиточного «всаднического» рода.Надежды отца сделать его государственным чиновником очень рано потерпеликрушение, так как молодой Овидий скоро убедился в своей полной негодности длясудейских и административных должностей, которые он пытался занимать.
В самые молодыегоды он почувствовал в себе призвание поэта, что и заставило его с самой раннейюности войти в круг тогдашних виднейших поэтов Рима: Тибулла, Проперция и дажеГорация, несмотря на разницу в возрасте. Посещение риторских школ в Риме раноприучило его к изощрённому риторически-декламационному стилю, элементы которогозаметны даже в его позднейших произведениях. В ранней же молодости Овидийсовершил путешествие в Грецию и Малую Азию, которое в его время считалосьнеобходи-
мым для всякого образованного римляна, особенно поэта.Будучи обеспеченным человеком и свободным от государственной службы, Овидий вёлв Риме легкомысленный образ жизни, а обладая блестящим талантом стихотворца, ончасто вводил и в свою поэзию легкомысленные образы и мотивы, несомненно,вступая в антогонизм с политикой Августа, мечтавшего возродить древние исуровые римские добродетели. Отрицательное влияние Овидия на римское общество вэтом смысле было настолько велико, что в 8г. Август дал распоряжение об еговысылке из Рима в крайнюю северо-восточную местность империи, а именно в городТомы. Поэт в скорбных тонах изображал свою последнюю ночь в Риме, полную слёз истенаний, своё прощание с женой и слугами, а в дальнейшем – длинное и опасноеплавание, во время которого корабль Овидия чуть не погиб от бури. Нечего иговорить о том, что утончённый и избалованный поэт только с величайшим насилиемнад собой мог покинуть столичную обстановку и попасть к полудиким сарматам, встрану, климат которой переносил Овидий с большим трудом. В письмах из ссылки кжене, друзьям и самому Августу он часто просит о помиловании, унижаясь иной раздо полной потери собственного достоинства. Однако и Август и его преемникТиберий оставались глухими к его просьбам; и Овидий, пробыв в ссылке околодесяти лет, умер в 18г. вдали от Рима и его блестящей культуры.
Часто дебатировалсявопрос о конкретных причинах ссылки Овидия. Вопрос этот, однако, совершеннонеразрешим, так как единственнымматериалом для его решения являются только некоторые намёки, содержащиеся впроизведениях самого Овидия.
Периодизациятворчества Овидия:
IПосвящён исключительно любовной элегии (до 2г.).
IIОвидий пытается восхвалять растущую империю (первыегоды н.э. до ссылки поэта).
IIIСсылка поэта.
Первыйпериод творчества Овидия занимает время приблизительно до 2г. и посвящёнисключительно любовной элегии.
Общий характер любовной элегии Овидияотличается по своему содержанию легкомысленной и безыдейной тематикой, а посвоему стилю – отрывом от описания реальных чувств поэта к реальнымвозлюбленным; этот реализм заменяется красивой и пространной декламацией сшироким использованием школьных риторических приёмов.
Ещё очень молодым человеком, летдвадцати, Овидий успешно выступал с чтением своих любовных элегий. Он издал ихв пяти книгах между 19 и 15 годами до н.э. и имел огромный успех. «Любовныеэлегии» — так назывался сборник, были настолько популярны, что спустя летдвадцать потребовалось их переиздание. Поэт отредактировал их, сократил,кое-что добавил и издал снова, теперь уже в трёх книгах. Это издание дошло донас. Оно содержит 49 стихотворений.
По примеру Тибулла и Проперция Овидийгруппирует свои элегии вокруг одной возлюбленной, которую называет именембеотийской поэтессы Коринны (около 500г.), которая разрабатывала местныесказания на диалекте своей родины. Однако, лишь немногие стихотворения обращенынепосредственно к Коринне, и роль этого совершенно отвлечённо поданного образасводится к тому, чтобы служить персонажем нескольких типических, традиционныхситуаций. В любовных элегиях он по-новому подходит к темам Тибулла и Проперция.Овидий, находясь целиком в рамках условных тем и мотивов, проникает впсихологию влюблённого, изучает варианты его поведения в каждой даннойситуации, пытается раскрыть все те возможности, которые эта ситуация даёт.Такой подход, хотя он и вёл по пути риторического обыгрывания каждого мотива,давал в то же время поэту возможность установить общие закономерности враскрытии любовного переживания, типизировать его. А это, в свою очередь,помогало поэту выработать целый свод назиданий, руководство для поведениявлюблённого, дидактику любви.
Эллинистическая поэзия, Катулл, Тибулл,особенно же Проперций, давали для этого Овидию обильный материал. Отдельнаямысль, тема, ситуация, только намеченная одним из этих поэтов, легко разрасталасьу него в целую элегию, а иногда и две. Несколько раз перепевает он знаменитое«люблю и ненавижу» Катулла. Но там, где у Катулла была глубокая драмапоруганного чувства, у Овидия – лишь искусная разработка темы. Из небольшогостихотворения Катулла на смерть воробья любимой у Овидия выросла большая (62строки) элегия на смерть попугая. Серьёзный тон этой элегии, характер образов,сравнения, заимствованные из торжественной надгробной речи, но применённые кшуточному объекту, очень напоминают пародию.
Точно так же намеченная у Тибулла иПроперция параллель любви и военной службы развёрнута у Овидия в целую элегию,которую поэт начинает словами:
Всякий влюблённый – солдат, и есть уАмура свой лагерь.
В этом мне, Аттик, поверь: каждыйвлюблённый – солдат.
Далее поэт игриво перечисляет целый рядпунктов, начиная с возраста и системы поведения и заканчивая упорством вдостижении цели, подтверждающих сходство между влюблённым и солдатом.
Не меньшую изобретательность и остроумиеобнаруживает поэт, описывая самые разнообразные типы женщин, по-разномуприятных ему сердцу. Поэт любит разрабатывать одну и туже тему спротивоположных точек зрения. Это он делает с мастерством ритора и только емуприсущим изяществом. Так, в одной элегии он доказывает Коринне, почему еёревность к служанке совершенно не основательна, а в следующей обращает своидоводы к этой же служанке, аргументируя естественность своих чувств к ней.
За что бы ни взялся Овидий – обращаетсяли он к мужу возлюбленной или к её сторожам, повествует о радостях встреч с нейили о её болезни, — везде он, хотя и идёт по пути любовной элегии, умеет бытьоригинальным, остроумным, изобретательным.
Овидий не только обогащает, но исущественно меняет маску влюблённого поэта; Это связано с тем, что перед ним нестояла проблема приятия или неприятия нового общественного порядка, актуальнаядля Тибулла и Проперция. Позиция страдающего влюблённого поэта не удовлетворяетОвидия, и он, пользуясь традиционными мотивами, создаёт другого лирическогогероя – легкомысленного, умеющего наслаждаться радостями, дарованными жизнью,человека, не слишком строгих моральных правил.
Предшественники Овидия в области элегиив борьбе и конфликте с обществом поставили любовь в один ряд с общественнымиценностями и утвердили право поэта на любовную поэзию и права любовной элегиикак жанра. Овидий уже сомневается в том, что любовь сама по себе обладаетобщественной ценностью, предпочтительной всем другим ценностям. Поэтому его лирический герой – это индивид,завоёвывающий право на противопоставление себя обществу, но член общества,состоящего из таких же, как он сам, индивидов, уже осознавших свою, отдельнуюот государства ценность.
Декламационный стиль стал преобладающимв литературе периода империи, и творчество Овидия открывает в этом отношенииновый этап развития римской поэзии. Но Овидий, при своём игривом отношении клитературному материалу, нисколько не чувствует себя в оппозиции кпредшественникам; он широко использует их темы, мысли, даже выражения,расточает похвалы им всем. Элегия, посвящённая кончине Тибулла, — одно излучших стихотворений сборника. Блестящий литературный талант Овидия даёт себязнать уже в этих первых опытах. Изобретательность в вариациях, остроумие, тонкостьотдельных психологических наблюдений, живые зарисовки быта – таковылитературные достоинства «Любовных элегий». К этому присоединяютсяисключительная лёгкость и гладкость стиха, в которых Овидий не знает себеравного среди римских поэтов. Вместе с тем сборнику свойственны недостатки,которые отличают и всё последующее творчество поэта, — незначительностьсодержания, однообразие и отсутствие чувства меры, самовлюблённость автора,который, по словам Сенеки Старшего, «прекрасно знал свои недостатки, но любилих».
В своём следующем сборнике Овидийокончательно отказывается от износившейся маски «влюблённого поэта». «Героини»(иначе «Послания») представляют собой серию писем мифологических героинь кнаходящимся в разлуке с ними мужьями или возлюбленными. Овидий возвращается,таким образом, к любовно-мифологической элегии, но не в повествовательной форме,а в виде субъективного излияния влюблённых героинь; письмо является толькоформой для лирического монолога. Монолог мифологического персонажа, а такжеписьмо были формами риторической декламации, но для поэзии такие письмаявлялись новинкой. Пятнадцать писем от имени пятнадцати героинь дают Овидиювозможность блеснуть искусством вариации. Все письма, в сущности, на одну тему:разлука, тоска, одиночество, муки ревности, горестные воспоминания о началенесчастной любви, мысли о смерти, мольба о возвращении, — каждое посланиесоткано из серии таких постоянно повторяющихся мотивов и вместе с теминдивидуализовано соответственно характеру персонажа и различию в условиях,создавших разлуку. Скромная Пенелопа и сжигаемая страстью Федра,сентиментальная Энона и мстительная Медея, насильственно разлучённая Брисеида ипокинутая Дидона по-разному переживают свои чувства.
Декламационный стиль, которому следуетОвидий, создан был для словесного воплощения усложнённой душевной борьбы ипатетических конфликтов. В этой области поэт оказался большим мастером; какхудожественное раскрытие психологии любви, «Героини» представляют собойзначительное литературное явление и пользуются заслуженной славой. Описательнаяи повествовательная сторона подчинены психологической задаче. Описания природысоздают фон для настроения, а сюжетная сторона мифа излагается так, как онадолжна была представляться с точки зрения ревниво влюблённой героини. Овидийчерпает свой материал из разных источников. Он использует Гомера (Пенелопа, Брисеида),трагедию (Деянира, Медея, Федра), эллинистическую поэзию, Катулла (Ариадна),Вергилия (Дидона), памятники изобразительного искусства, но перерабатываетсюжеты по-своему; так, любовная драма Брисеиды сконструирована из ничтожныхнамёков гомеровского эпоса. По душевному облику фигуры Овидия очень далеки отвеличавых образов эпоса или трагедии; эти чувствительные «красавицы» почтивсегда боязливы и беспомощны, и Дидона Овидия совершенно лишена тех героическихчерт, которыми её наделил Вергилий. Несмотря на известную монотонность визложении чувств, Овидий блестяще воспроизвёл различные душевные состояния,глубоко раскрыл психологию женщины, влюблённой и страдающей в разлуке слюбимым, и при общности ситуации подчеркнул различные оттенки в чувствах своихгероинь, сложность их отношения к любимому, душевную борьбу. Составительницыпосланий владеют, конечно, всеми приёмами декламационного искусства;мифологическая сфера служит только для того, чтобы вывести чувства за рамкибыта и освободить от оттенка иронической фривольности, сопровождающей у Овидиякартины современной ему жизни.
К периоду работы над «Героинями»относится недошедшая до нас трагедия «Медея», о которой античная критикаотзывается с чрезвычайной похвалой. «Медея» Овидия и (также несохранившийся)«Фиест» Вария считались лучшими произведениями римской трагической поэзии.
Римской элегии изначально свойственнабыла претензия на «учительную» роль в сфере любви. Овидий делает из этогопоследовательный вывод и завершает свою деятельность певца любви«дидактическими» произведениями. Овидий и здесь шёл собственным путём, развиваято, что имелось у предшественников лишь в зачаточных формах.
Мир – игра действий и противодействий,бесконечно сложная и стройная, но в этой игре никто не проигрывает, надо толькознать правила игры и уметь ими пользоваться. Образцом таких правил и являетсязнаменитая Овидиева «Наука любви»(1г. до н.э. – 1г. н.э.). Заглавие этой поэмыне должно вводить в заблуждение: непристойного в ней нет ничего, речь идётисключительно о законах любовного ухаживания, любовного «да» и «нет». Явнопародируя риторические руководства, которые начинались с вопроса о«нахождении», Овидий даёт своей первой части тот же заголовок – «нахождение»предмета любви; вторая часть – как добиться любви; третья – как эту любовьудержать. Система выигрышных и проигрышных ходов представлена здесь свызывающей обстоятельностью и последовательностью: сперва советы мужчине(кн.1-2), где найти подругу, как её привлечь, как её удержать; потом советыженщинам (кн.3), как отвечать на эти действия, и наконец уже в «Лекарстве отлюбви» (1- 2гг. н.э.), всё те же советывыворачиваются наизнанку ещё раз, объясняя, как избавиться от увлечения и выйтииз игры. Всё это превосходно мотивируется тонкими психологическими замечаниями:о том, как свойственно людям стремиться к запретному и недоступному, думатьодно и говорить другое, желать и не делать первого шага, ревновать и оттого ещёсильней любить – целая серия парадоксов человеческой природы; и всё этоживописно изображается в веренице картин, редкостных по богатству бытовыхподробностей: тут и отстроенные Августом храмы, и портик, и цирк, и театр, идень рождении, и болезнь, и застолье, и туалет, и покупка подарков. Изложениенехитрой и однообразной «науки» оживлено эффектными сентенциями,мифологическими повествованиями, бытовыми сценками, но никогда не поднимаетсянад уровнем «шаловливой любви», временных связей между знатной молодёжью иполупрофессиональными гетерами. Оригинальная и яркая, лёгкая и афористичнаяпоэма сразу врезывалась в сознание читателей, вызывая восторг тех, кто разделялнастроение поэта, и возмущение тех, кто его не разделял. Для успокоенияпоследних, Овидий с первых же слов предупреждает, что на святость семейногоочага он не покушается, что героини его – не римские гражданки, авольноотпущенницы и приезжие, которым закон предоставляет полную свободуповедения. Но это никого не успокаивало. Вдумчивые недоброжелатели должны былинегодовать на то, с какой смелостью поэт выдаёт нравы молодых прожигателейжизни за нормы вселенской гармонии, поверхностные – на то, с какой откровенностью рассказывает он о любовныхобманах, которым из его книги могут научиться и законные жёны.
Ироническая наблюдательность Овидия иего пародийный талант находят для себя благодарнейший материал в«дидактической» трактовке именно сферылюбовных отношений между знатной молодёжью и полупрофессиональными гетерами.
В конце 8г. Август сослал Овидия надалёкую окраину империи. Причины ссылки остались неизвестными. Поэту вменяласьв вину безнравственность «Науки любви», как произведения, направленного противоснов семейной жизни, но к этому присоединилась другая, более конкретная и,по-видимому, более важная причина, о которой Овидий неоднократно говорит втуманных выражениях. Из его намёков можно заключить, что он был очевидцемнекоего преступления, что преступление это не имело политического характера, нозатрагивало лично Августа.
Уступая многим из своихсовременников в глубине и оригинальности творчества, Овидий был замечательныммастером лёгкой формы. Античная критика признавала его высокую одарённость, носчитала нужным отметить, что он «потакал своему дарованию вместо того, чтобыуправлять им»; в читательских кругах он сразу же снискал прочную популярность.Не уменьшилась она и в Средние века. «Метаморфозы» считались «языческойбиблией», своего рода источником премудрости; любовная поэзия «отличногодоктора» Овидия вдохновляла латинизирующую лирику и провансальских трубадуров –автор «Любовных элегий» и «Науки любви» учил языку любви Средневековую Европу.Подобно Вергилию, он был предметом легенды. Со времён Возрождения сюжеты Овидияподвергались бесчисленным переработкам: из них создавались новеллы, оперы,балеты. В русской литературе образ Овидия навеки связан с именем Пушкина,который любил сопоставлять свою ссылку на юг с ссылкой Овидия.
Литература:
1) Гаспаров М.Л. Об античной поэзии: Поэты. Поэтика.Риторика. – Спб.: Азбука,2000. – с.201-203.
2) Тронский И.М. История античной литературы: Учебник дляун-тов и пед. ин-тов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высшая школа, 1983. –с.391-392.
3) Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика: / Ранняягреческая лирика. Эллинистическая лирика. Римская лирическая поэзия. /-М.:Высшая школа, 1967. – с.184-190.
4) BestReferat.ru(РефератПублий Овидий Назон).
Я считаю, чтоОвидий действительно является одним из самых великих римских поэтов. Пусть онне был так красноречив и оригинален, как его коллеги, но в своих произведенияхон мог, не боясь, высказывать свою точку зрения на какую-либо проблему. Овидийвоспринимал любовную тему не так, как его современники, он мог использовать вней нотки иронии, сатиры, опровергать устоявшиеся нормы. Примером может служитьформальная причина, объяснявшая ссылку поэта, его обвинили в том, что «Наука любви» была направлена противустоявшихся канонов семейной жизни. На меня произвела большое впечатление однаиз «Песен любви» Овидия – «Любовь – военная служба». В ней поэт разуверяет насв том, что «любви все возрасты покорны», он пишет:
«Для войны илюбви одинаковый возраст подходит:
Стыдно служитьстарику – стыдно любить старику».
На протяжении всей этой «песни» он приводит ряд существенныхдоводов, которые доказывают идентичность любви и военной службы. Он может убедить в своей точке зрения читателя,хотя его мнение кажется порой неожиданным и оригинальным.