Реферат по предмету "Литература"


Историзация мифа и социальные мотивы в повести Кристы Вольф «Кассандра»

Министерствообразования Российской Федерации
Кубанский Государственный Университет
кафедразарубежной литературы






КУРСОВАЯ РАБОТА
Историзациямифа и социальные мотивы в повести Кристы Вольф «Кассандра»





Работу выполнил______________________________________________
Курс _, гр.__, факультет РГФ, специальность 02.17.00 ОДО
Руководительработы___________конд.филол.наук, доц.С.Н.Чумаков






Краснодар2003

Историядревнегреческой литературы — древнейшей европейской литературы, развивавшейсясамостоятельно, не опираясь на опыт литературы других народов, — составляетважнейшую часть курса античной литературы, изучающего памятники художественногослова греко-римского рабовладельческого общества, просуществовавшего болееполутора тысяч лет.
Мифологиябыла первой формой общественного сознания у древних греков, объяснявших мир срелигиозно-фантастической точки зрения. Другой особенностью этой формы освоениямира была склонность к олицетворению даже таких абстрактных понятии, как справедливость,право, единодушие и т. д.
Богатоевоображение народа населило и горы, и долины, и море бесчисленными ипричудливыми сверхъестественными существами. В горах жили горные нимфы ореады;в лесах — дриады; в реках — наяды; каждая пещера, гора и даже отдельное деревоимели свое божество.
Греческаямифология служила поистине неисчерпаемым источником для литературы иизобразительного искусства. Мифы в то же время «представляют собою полноеразвитие в поэтических, пленительных образах, глубочайшего философскогосодержания, в них заключается вся мудрость эллинская, которая навсегда остаетсямудростью человеческой...». Эти слова Белинского означают, что греки древнейэпохи все достояния своей культуры, своего процесса познания природы и обществазакрепляли в мифологической форме.
Всоответствии с основными социальными этапами, которые прошло древнегреческоеобщество, процесс развития его литературы можно разделить на следующие периоды:
I.Архаический период, простирающийся от древнейших времен (приблизительно от Хв.) до VII в. до н. э. В этот период создаются произведения устного народноготворчества. К концу его рождается эпос, увенчанный поэмами Гомера «Илиада» и«Одиссея».
II.Классический период — от VII в. до н. э. до III в. до н. э. Эпос постепенноуступает свое место новым литературным жанрам, в которых на первый планвыступает личность творца.
Пышнорасцветает лирика, а затем и драма; зарождается и к V в. достигает высокогоуровня проза (исторические повествования, произведения ораторского искусства,философский диалог). Кульминационным пунктом литературного процесса оказываютсяаттическая драма, трагедия и комедия. Ведущим центром культуры в этот период(начиная с V в.) являются Афины.
III.Эллинистический период — охватывает время с III в. до н. э. до I в. до н. э.(включительно). Он характеризуется возникновением новых культурных центров —Александрия в Египте, Пергам в Малой Азии. Продолжается процесс создания новых,малых форм литературы. Эпос сменяется эпиллием («малым эпосом»), мифологическаядрама — бытовой комедией и мимом (комической сценкой на бытовые темы).Важнейшая черта Литературы этого времени заключается в том, что именно в этотпериод начинается тщательное изучение и систематизация богатого наследияпрошлого.

Использованиетрадиционных сюжетов и образов мифологического происхождения — одна изопределяющих тенденций современного литературного процесса.
Вызываетособый интерес обращение в немецкоязычной литературе XX века к Троянскому циклумифов. Писатели концентрируют свое внимание прежде всего на мифах, повествующиео судьбе рода Атридов.
Своеобразнуютрактовку получает один из наиболее стабильных, но находящийся на периферииТроянского цикла мифологический сюжет о Кассандре — непризнанной жрицепогибшего народа.
Мифо страданиях греческой пророчицы переосмысливается писательницей в связи сразмышлениями о прошлом и будущем немецкого народа.
Обращениеписательницы ГДР к сюжету о Кассандре через тридцать пять лет послеопубликования одноименной новеллы Г. Э. Носсака воспринимается символически. Всвое время Г. Э. Носсак, пытаясь по-своему переосмыслить уроки войны,использовал для этого миф о беспомощности троянской пророчицы перед судьбой,интерпретируя его в духе философии экзистенциализма. К. Вольф обращается кдревнему сюжету, стремясь напомнить человечеству о хрупкости жизни на земле иоб ответственности каждого перед лицом истории. Ее повесть — предостережение.
ИнтересК. Вольф к античному сюжету не случаен. Писательница тщательно изучалапамятники микенской культуры. Повесть «Кассандра» включена автором в сборник,содержащий лекции, посвященные не только вопросам античной культуры, но иживотрепещущим проблемам современности. В подобном контексте повесть являетсяживой иллюстрацией, художественным итогом публицистических аргументов автора.
ПовестьК. Вольф «Кассандра» является свободным пересказом мифа. Стараясь придатьархаическому повествованию современное звучание, писательница сохраняет,однако, известные сюжетные узлы мифа.

Начнёмс самого краткого изложения мифологии Троянской войны.
Напобережье Геллеспонта (нынешний пролив Дарданеллы) в глубокой древностисуществовало царство, правителем которого был царь Трос, основавший столицу —Трою. Родоначальник династии троянских царей Дардан был сыном самого верховногобога — Зевса, поэтому все его потомки назывались дарданцами или дарданидами.Внук Троса царь Лаомедон пользовался особым покровительством богов, при немТроя достигла особого величия. В сооружении ее крепостных стен принимал участиесам владыка морей, (брат Зевса) Посейдон. Внуком Лаомедона был царь Приам, прикотором Троя, называвшаяся также Илионом, достигла высшего расцвета, сталацентром небольшого, но могущественного царства и уже к старости Приама —центром Троянской войны.
Передпоявлением на свет второго сына Приама мать младенца, царица Гекуба, увидела восне гибнущую от пожара Трою, после чего родившийся вскоре мальчик Парис, он жеАлександр, был унесен в горы Иды и предоставлен собственной участи. Медведицавскормила малютку, а местные пастухи воспитали мальчика. Став взрослым,красавец Парис женился на нимфе Эноне и жил с ней долго и счастливо, продолжаяпасти свой стада.
Вэто или близкое к нему время в мире богов, живших преимущественно на гореОлимп, разнеслась весть о необыкновенной прелести морской богини Фетиды (частопишут Тетис), сближения с ней стали искать Зевс и Посейдон. Впрочем, онивоздержались от решительных шагов, поскольку, по предсказанию, рожденныйФетидой сын станет могущественнее отца. Фетида по воле богов была выдана замужза нелюбимого ею смертного — представителя царского рода Пелея. На их свадьбубыли приглашены все боги, за исключением единственной нежеланной богини раздораЭриды. Эта богиня и подбросила в пиршественную залу яблоко с надписью«Прекраснейшей» — знаменитое «яблоко раздора». Никому не пришло в голову отдатьэто яблоко невесте, все богини оказались настоящими тщеславными женщинами, имежду главными богинями Герой, Афиной и Афродитой возник спор: ктопрекраснейшая? За решением спора все три богини отправились в Троаду к самомукрасивому мужчине — Парису. Каждая богиня обещала Парису свои дары, но онпризнал прекраснейшей Афродиту, обещавшую ему красивейшую в, мире женщину. Какбогиня любви и красоты Афродита приняла яблоко как само собой разумеющееся, аравно обиженные Гера и Афина объединились в своем гневе и на Париса, и на егонарод. Затем они стали делать все, чтобы отомстить троянцам за поражение на«конкурсе красоты».
ЦаревичПарис, уже давно признанный сын царя Приама, отыскал эту красивейшую женщину —Елену, жену спартанского царя Менелая из династии Атридов — потомков Атрея. Поназванию народа, к которому принадлежал Менелай, аргивян, прекрасная Еленавошла в мировую литературу как Елена Аргивская. Сама же она была, как и еесестра Клитемнестра, дочерью Зевса. С помощью Афродиты и в отсутствие царя МенелаяПарис добился согласия Елены и тайно увез ее в Трою, захватив немало сокровищ.Так Елена становится жертвой обольщения, она вызывает сочувствие, Парис жеотныне и навеки выступает как женолюбец и обольститель, вызывая осуждение дажесобственного старшего брата — Гектора.
ОскорбленныйМенелай принимает меры. Но до войны еще далеко. Вместе со своим могущественнымбратом, царем Микен и мужем сестры Елены — Клитемнестры, Агамемноном Менелайобъехал все главные города царства тогдашней Греции, уговаривая их владыкобщими силами отомстить Парису, вернуть Елену в Спарту и уж, конечно,разграбить и разрушить Трою. Уговоры и подготовка длились десять лет. Наконец,огромная армия ахейцев, называемых Гомером также аргивянами и данайцами, около100 тысяч воинов, более чем на тысяче кораблей явилась под стены Трои.

Длятворчества К. Вольф характерен выбор в качестве главного действующего лица женщиныстрадающей, сильной, преодолевающей себя, любящей. Повесть написана в формемонолога, исповеди главной героини. Авторский комментарий появляется лишьдважды — в первом абзаце повести и в последних ее строках — и фиксируетвпечатление, производимое микенскими развалинами на современного человека. Всесобытия подаются через восприятие Кассандры, что придает им субъективность,несмотря на мифологический сюжет. Основу повести составляет не столькоповествование о внешних событиях в Трое периода войны с греками, сколькораскрытие душевных переживаний героини. Образ Кассандры (жрицы гибнущегонарода) — образ — предостережение. Пророчица предсказывает гибель двух народовв бессмысленной войне. Цель автора — не просто вольный пересказ мифа, ноактуализация его современного звучания. Именно поэтому мифологический сюжетосложнен новыми, по сравнению с мифом, образами, которые явно ассоциируются с историейГермании XX века.
Вповести К. Вольф виновники гибели троянцев — сами троянцы. Кассандра фиксируеттри ступени подготовки войны: в Трое их было принято называть ТРИ КОРАБЛЯ(выделено К. Вольф), посланные к грекам. Два первых несли только угрозы, третийпривез необходимый обеим сторонам повод для войны — Елену Спартанскую. Но, увы,не было даже повода — Парис не привез Елену в Трою, он привез только призракЕлены. Саму же царицу отнял у него более удачливый царь Египта.
ТрагедияТрои в повести К. Вольф не в том, что троянцы и греки не знали, что война идетза призрак, а в том, что все это знали, но всех устраивала видимость повода.Равнодушие, всеобщее отчуждение, эгоцентризм — в этом причины гибели Трои.Война длилась 10 лет, под стенами Трои погибало два народа, а во дворце царяПриама все также мирно протекала жизнь, многочисленное потомство Гекубы былозанято только собой, даже Кассандра – пророчица — вспоминает о войне лишьиногда, предаваясь сомнениям и исканиям. «Я долго не замечала того, что рядом»,— скажет она на краю гибели. И даже перед смертью Кассандра произносит своймонолог только для себя, мельком констатируя, какое впечатление она производитна греков-победителей, а в сущности — таких же побежденных.
Следуетобратить внимание на композицию произведения. Повествование часто носитотрывочный, ассоциативный характер. Мысль может резко оборваться, а затемнеожиданно возникнуть в контрастной по смыслу ситуации. Текст (как и фраза)имеет цикличное построение, развиваясь как бы по спирали. Так, Кассандрапостоянно возвращается к одной и той же мысли: «Язык будущего для меня состоиттолько из одной фразы: меня убьют сегодня». Эта фраза варьируется на протяженииповествования, получая в зависимости от контекста дополнительные значения.
КассандраВольф оказывается в ситуации выбора и мысленно произносит монолог на порогенеизбежной, но выбранной ею самостоятельно гибели. «С этим рассказом я вступаюв смерть», — казалось бы, сейчас мы услышим последний крик души перед уходом вмир теней, но ничего подобного не происходит. Исповедь Кассандры не прощание сжизнью, а подробный и спокойный анализ пережитого. В ее повествовании вольноили невольно образуются два плана: внешнесобытийный и внутреннепсихологический.Сплетение этих планов и составляет основу повести: мифологический сюжет ипсихологический анализ внутреннего состояния героини.
Кассандрав мифе — жертва обстоятельств, жертва дара предвидения, страдающая исмиряющаяся. В повести К. Вольф миф о Кассандре получает иную трактовку. Судьбагероини трагична — она живет среди не понимающих, в принципе, не желающихпонять ее людей. Жизнь Кассандры — борьба за собственное утверждение. К. Вольф,в целом, следует за сюжетом мифа, но незаметно на глазах у читателя происходитдемифологизация событий. В повести, основанной на мифах, отсутствует Олимп,отсутствуют боги. Более того, все события повести, даже на первый взглядчудесные, писательница пытается объяснить реальным, а не чудесным образом, какбы с учетом особенностей причудливой мифологической формы мышления древнегочеловека. Даже божественный дар Кассандры находит свое, однако, не навязываемоечитателю объяснение в повышенной экзальтированности юной героини. Именно этим иобщим нравственным напряжением и ожиданием можно объяснить явление Аполлона. Отдевочки ждали этого видения, и она внушает его себе. Однако видение быстромеркнет и не появляется больше никогда. Более чудес мы в повести не встретим.Пророчества же Кассандры имеют гораздо более прочную основу — проницательность,ум, умение анализировать, осознаваемые ею и окружающими как дар свыше.
ОбразКассандры сложен и противоречив. В ней постоянно борются два начала: логическоеи чувственное: «Чему я училась всю жизнь: побеждать свои чувства разумом».Лейтмотивом через всю повесть проходит тема несостоявшейся любви. Собственно, иэпиграф к повести из Сапфо: «Эрос вновь меня мучит, истомчивый, горько — сладостнынеоборимый змей». В мифе подобного поворота сюжета не было. Однако именно эталиния повествования делает Кассандру человечнее и понятнее современномучитателю.
ДляКассандры главное — осознание себя личностью, не подчиняющейся никому,индивидуальностью. Ради этого она борется за себя с собой, со своей любовью.Поэтому она выбирает Энея, а не Пантоя, равного ей по силе духа и умугреческого жреца. Жизнь Кассандры наполнена борьбой за собственное утверждение.
Вступаяна жизненном пути в столкновение с людьми, даже любимыми ею, Кассандра нежелала поступиться душевным покоем: «Никому не принадлежала я целиком, толькосебе». Это и обрекло ее на мучительное одиночество и непонимание. Следуетзаметить, что подобный индивидуализм был чужд античности изображаемого периода.В подобной интерпретации самосознания героини сказывается модернизация К. Вольфантичного сюжета и, прежде всего мотивов поступков персонажей повести, чтоделает их более доступными современному читателю, приближает к современнымпроблемам.
ОКассандре мы узнаем только от нее самой и лишь опосредованно от другихперсонажей. Жизненный путь Кассандры — путь потерь: любимая дочь Приама, онанелюбима Гекубой, непонятна Троилу и Гектору, даже Приаму и Энею. Поликсена —несостоявшаяся жрица Аполлона, своеобразный приземленный двойник Кассандры, то,чем она могла бы стать. По мифам о Поликсене мы знаем очень мало: невинная жертва,принесенная на могиле Ахилла. В повести образ переосмыслен, демифологизированбытовыми и натуралистически-отталкивающими деталями. Избранность Кассандры —повод для зависти даже самых близких. Она остается одна: «Вокруг менястановилось пусто. К пустоте вокруг себя я притерпелась с детства… Я будужрицей, чего бы это ни стоило». А стоило это немалого: «Я избегала, как и долгопотом, соприкосновения с людьми. Старалась быть неприступной и преуспела вэтом. Стала жрицей». Кассандра проходит трудный путь познания мира и самоесебя. Она сама воспитала себя жрицей. К. Вольф делает наглядным процесссамовоспитания одаренной личности, наделенной умом, интуицией, то есть на языкедревнего народа — божественным даром пророчицы: «Только после и с трудом я научиласьотличать свойства, которыми наделяешь себя сам, от врожденных и едва уловимых.Что есть подлинное несчастье, я постигла не сразу. Я провидица! Дочь Приама!Как долго я не замечала того, что рядом: я выбирала между моим происхождением ислужением».
Характеризуясвою героиню, К. Вольф использует образы — зеркала. Кассандра как бы познаетсебя через познание окружающих, отражаясь в них, как в зеркалах, что позволяетавтору достигнуть многозначности образа главной героини и одновременно двумя — тремяштрихами создавать яркие образы окружающих. Почти каждый персонаж наделенкаким-то свойством Кассандры в укрупненном виде, и отношение ее к нему, преждевсего, — отношение к себе: так Клитемнестра — это и воплощение желания личногосчастья, и персонификация рока. Поликсена — жажда внешнего совершенства, Гекуба— воплощение всеобщего почтения, Анхис — внутреннего совершенства и покоя, Эней— одиночества и любви. Познавая и создавая себя, троянка шла к своей цели,хотела властвовать над людьми и властвовала: «Я завоевала даже Гекубу, мою всегдасомневающуюся мать», (1. с.373), но неизбежно оставалась одна в своейизбранности и непонятности. Воплощением этого одиночества является любовь кЭнею. Сын Анхиса, как и сам старец, не является центральным героем гомеровскогоэпоса, да и в событиях Троянского цикла мифов они занимал второстепенное место.Однако в повести Анхис и Эней — самые близкие Кассандре люди — мотив,привнесенный Вольф и отсутствующий в мифе.
Кассандрав повести предвидит судьбу Энея: «… И скоро, очень скоро тебе придется статьгероем… Героя я не смогу любить. Я не смогу пережить твое превращение впамятник» (1. с.469).
Именнопоэтому Кассандра К. Вольф, достаточно вольно обращающейся с мифом, не пошла заЭнеем на чужбину. Предвидя превращение героя в «памятник», она хотела в памятисвоей сохранить Энея таким, каким его любила, но и в памяти любимого она,неизбежно предвидя гибель, хотела остаться не беженкой, пленницей, но царевнойпогибающего народа, жрицей и провидицей. И еще один мотив существовал у героиниК. Вольф: она оставалась до конца со своим гибнущим народом, понимая, что кучкебеглецов под предводительством Энея никогда не возродить Трою. Кассандрапредпочла гибель в родной и некогда чтимой всеми Трое, и, несмотря на всеутраты, она сохранила тягу к жизни: «Я спросила саму себя, из какого жепрочного материала свиты веревки, привязывающие нас к жизни?» (1. с.355). Любяжизнь, Кассандра, однако, сумела преодолеть страх смерти. Пала Троя, погибПриам, лишились рассудка Гекуба и Поликсена, опьянели от вкуса победы греки, аКассандра выстояла. Именно ее перед смертью, пленницу, женщину, потерявшую все,кроме жизни, амазонка Мирина, после гибели Пенфезилеи никого не именовавшаятак, назовет госпожой, инстинктивно почувствовав нравственную силу троянскойцаревны в атмосфере микенской трагедии.
Войнас греками для Кассандры — это прежде всего столкновение с Ахиллом иАгамемноном. Ахилл, Ахиллес, бывший по образному выражению Белинского «апофеозомгероической Греции», символом высшей храбрости, превращается именно благодаряэтому своему качеству в животное. Ахилл — воплощение древней героическойдоблести, необузданность гнева его не нуждается ни в объяснении, ни воправдании. Для современных читателей и писателей, о чем свидетельствуютмногочисленные интерпретации этого образа, необузданность гнева Ахилла неоправдана, но убедительно мотивирована. Наиболее отталкивающий образ в повести— это образ Ахилла. Для Кассандры, от чьего имени ведется повествование, винаОдиссея не в том, что он придумал Троянского коня и тем самым погубил город.Вина его в том, что он помог привести на войну Ахилла, «Ахилла-скота». Так итолько так называет Кассандра героя греков. Образ героя приобретаетнатуралистические, отталкивающие черты, чего не могло быть в мифе, посколькумиф не содержит оценочные моменты: «Ахилл и греки утверждают, будто он сынбогини… Жрецам это представляется сомнительным… Немало оружия и вина раздалАхилл ради распространения этой легенды. Тех, кто осмеливается в нейусомниться, ждут самые жестокие кары, а каждый знает: Ахилл умеет карать, какникто другой… Ахилл—скот. Пусть каждый певец, осмеливающийся воспевать славуАхилла, умрет в мучениях, пусть между потомками нашими и этим скотомразверзнется пропасть презрения или забвения» (1. с.422). Показывая героя сбеспощадным натурализмом, автор отказывает ему в самом святом длядревнегреческого героя — в славной смерти воина, оставляя ему смерть скота. Каки в мифе, Ахилл погибает от стрелы Париса. Однако причина этого совершенноиная. Ахилл умирает не на поле брани в славной битве, а соблазненный Поликсенойв приступе похоти.
Инымявляется отношение Кассандры к Агамемнону — вождю греков, погубивших ее народ.Предвидя трагическую гибель царя и свою собственную судьбу, Кассандра даже невидит в нем врага, а испытывает к нему унизительную для героя жалость: «Жалкийтрус… Если Клитемнестра такова, какой я ее представляю, она не станет делитьтрон с этим ничтожеством… » (1. с.360). Агамемнону война не принесла ничего,кроме смерти. Но и Кассандре война принесла только одни утраты. И самымстрашным открытием для нее стало, что к войне стремится и не желает еепрекратить не только «Ахилл — скот», «Агамемнон — жалкий трус», но и почитаемыйею и народом некогда мудрый царь Приам. За спиной царя в прямом и переносномсмысле постоянно стоит зловещая тень Эвмела — троянского гения войны. Образнемифологический, вымышленный и наименее удачный в повести. Эвмел — слишкомпрямолинейная проекция на историю Германии XX века. Отряды Эвмела напоминаютпечально известные коричневые отряды. Линия Эвмела представляется нам чем-точужеродным в повести: гибель Трои убедительно мотивирована К. Вольф, и безприсутствия Эвмела — троянцы забыли голос разума. Страсть к новым захватампобедила разум, голосом которого и была Кассандра. И потому троянцы карают,прежде всего, Кассандру — ее пророчества мешают, раздражают, повергают всомнение. Страшно не злодеяние, а правда о нем. Кассандра должна погибнуть,потому что она одна из немногих здравомыслящих в этом мире. Став пророчицей,она обрекла себя на гибель заведомо и знала об этом и ни разу не раскаялась. Ивсе же внезапную боль на пороге смерти принесет ей осознание того, что «мир ипосле нашего заката будет продолжать свой путь».
Предначертаниясудьбы для Кассандры воплощаются в действиях Клитемнестры. Кассандра знает своюучасть, но отвратить её не хочет. Поняв тщетность поисков счастья, спокойно и сдостоинством она принимает смерть: «Здесь я умру, бессильная, и ничто из того,чтобы я сделала или не сделала, понимала или подумала, не могло привести меня кдругому концу» (1. с.355). Однако одиночество Кассандры не только ее беда, но иее трагическая вина. Она сама воспитывала в себе избранность. И потому в чассмерти у нее не осталось никакой поддержки, кроме воспоминаний об Анхисе. Вповести К. Вольф он наравне с греком Пантоем, жрецом Аполлона, борется за душуКассандры, олицетворяя собой воплощение человеколюбия, признание радости бытия.Анхису Кассандра обязана неиссякаемым жизнелюбием и душевной стойкостью, так жекак Пантою — гордостью, властностью, высокомерием. Именно эти два герояпомогают ей на тяжком пути жречества. Однако Кассандра зачастую сама являетсяпричиной одиночества, искусственного создаваемого ею: «Я ничего не видела,поглощенная требованиями своего дара провидения, я была слепа. Видела толькото, что было перед глазами, все равно, что ничего. Моя жизнь определяласьпорядком храмовых обрядов и требованиями дворца. Подавляемая ими, я не моглажить иначе. Жила от события к событию, из которых якобы складывалась историяцарского дома. События, пробуждавшие жажду все новых и новых событий, и,наконец, война. По-моему, это было первое, что я предвидела» (1. с.376). Жизньмстит Кассадре именно на стезе столь долгожданного, провидения: Кассандраоткрывает тайны, зачастую не известные ей одной. Троянка жила для себя, жилаодной мыслью — стать богоподобной, жила в выдуманном мире, отражавшем светвнешнего. Вся система образов подтверждает это. Автор как бы избегаетпрямолинейных оценок и выводов, оставляя читателю право самостоятельно судитьгероиню.
Вповести умалчивается о судьбе Кассандры после падения Трои, но чтобы узнать обэтом, обратимся к мифу о греческом царе Агамемноне, погибшего от руки любовникасвоей жены Эгиста.
Действиеего начинается с событий последнего года войны под Троей. Близится ее конец. ВАргосе, на родине Агамемнона, его ждут с нетерпением. На кровле царского дворцалежит сторож, ждущий сигнального огня, который должен оповестить всех о паденииТрои. Но тут он замечает долгожданный огонь. Радостно приветствуя его, сторожспешит известить царицу.
Клитемнестравоздвигает многочисленные алтари богам и приносит благодарственные жертвы.Прекрасная юная дочь Агамемнона, Ифигения, была зарезана отцом на алтаре богиниохоты Артемиды:
Прибываетвестник, радуясь возвращению на родину. Он сообщает о скором прибытиипобедоносного царя и войска, разрушившего Трою.
Появляетсяпобедоносный царь Агамемнон на колеснице, рядом с ним сидит пленница Кассандра,дочь троянского царя. Речь Агамемнона сдержанна и скромна: боги Аргоса дали емупобеду, и он просит, чтобы она была прочной.
Еговстречает Клитемнестра обильными изъявлениями любви, называя царя стражем дома,спасительным канатом корабля. Перед Агамемноном расстилают пурпурный ковер, ноон не решается ступить на него, говоря, что такая честь прилична одним богам.
Послекраткого спора он, сняв сандалии, идет. Клитемнестра, повторяя слова любви ипреданности, заканчивает свою речь скрытой угрозой; она обращается к Зевсу спросьбой дать свершиться ее желаниям.
Клитемнестраприглашает во дворец и Кассандру — безумную пророчицу (когда-то в нее былвлюблен Аполлон", но она отвергла его домогательства, за что была наказанабезумием, вместе с которым получила и дар провидения).
Кассандра,застыв на колеснице и вперив взор в статую Аполлона, не слышит зова. Ейгрезятся страшные видения. В бессвязных, но полных ужасного значения словах,она описывает свою предстоящую смерть, пол дворца, обрызганный кровью, плачдетей.
Наступаетновый приступ безумия. Кассандра говорит о трусливом льве, который готовитместь ее властелину, о той, что льстила наподобие собаки, замыслив в душеубийство. В предчувствии близкой смерти ее охватывает прежний горячечный жар.
Готоваяк смерти, Кассандра направляется к дворцу, но, остановившись на пороге,предсказывает гибель и убийце.
Черезнесколько мгновений оттуда доносятся вопли убиваемого Агамемнона. На порогепоявляется торжествующая Клитемнестра, держа в руках окровавленную секиру.Рядом с Агамемноном лежит окровавленная Кассандра. Клитемнестра отомстила задочь, которую Агамемнон принес в жертву, чтобы заклясть фракийские ветры.Эгист, любовник Клитемнестры, радуются тому, что он, наконец, отомстил.
Прошлонесколько лет после описанных событий. Клитемнестру стала преследовать теньубитого ею мужа, и она решила послать женщин во главе с Электрой (дочерью отАгамемнона), чтобы умилостивить его. Жив и сын Агамемнона, Орест, выросший начужбине.
Электраобращается с горячей мольбой к богу Гермесу (это он проводит людей по путямземли) о возвращении Ореста. Но тут она замечает следы жертвоприношения намогиле отца и находит локон чьих-то волос. Она теряется в догадках. ПоявляетсяОрест. Происходит объяснение. Орест рассказывает признавшей его сестре оповелении Аполлона отомстить за отца. Вместе с ней он оплакивает его и молитпомочь им осуществить мщение.
Водежде странника, не узнанный рабами, Орест просит, чтобы его впустили, так какон принес господам важные известия. Навстречу ему выходит Клитемнестра. Орестговорит ей, что сын ее (т. е. он, Орест) погиб вдали от родины. Клитемнестрасчитает своим долгом пожалеть о гибели сына и приглашает странника во дворец,собираясь известить Эгиста. За ним посылают рабыню.
ДоЭгиста уже дошла весть о гибели Ореста. Сожаления его лицемерны. Эгист входитво дворец. Через несколько мгновений оттуда доноситься крик — Эгист пал от мечаОреста.
Клитемнестраумоляющим жестом, раскрывает перед ним вскормившую его грудь и просит о пощаде.
Орестколеблется, но Пилад напоминает ему о данных Аполлону обетах, и мщение совершается.
Разработкатрадиционных сюжетов и образов мифологического происхождения в современнойнемецкоязычной литературе — явление плодотворное, служащее отражениюсоциальных, идеологических и нравственных проблем современности. Взападногерманской литературе и в творчестве писателей ГДР стало традициейиспользование мифов Троянского цикла. Тенденция эта наиболее ярко проявилась втворчестве Кристы Вольф.

Троянскаявойна — это и миф, сказка, это и быль в том же смысле, как русские былины. Древниегреки верили в безусловную её реальность. Современные ученые почти целикомвернулись к взглядам древних греков.
Темакакой-либо воины сама по себе всегда безрадостна, было бы лучше, если бы онавсегда заключалась в повествовании только о войнах прошлого, и не было бынеобходимости говорить и писать об угрозах новых войн. Увы, войны наполняли всюобозримую классовую историю человечества, давно существует и особая наука — военнаяистория. Но если говорить не об отдельных эпизодах борьбы вооруженных людей заобладание теми или иными ценностями, а о столкновениях массовых, в которыевовлекались целые народы и организованные, объединенные общим командованиемармии, то одной из первых была война Троянская. Само же по себе это событие внастоящее время считается историческим фактом.
Троянскаявойна далека от современной жизни. Читая повесть К. Вольф, мы оказываемся какбы свидетелями великого рубежа в истории материальной культуры человечества.
Таккак в сознании древних греков религиозное и эстетическое начала были тесно переплетены,то и древнегреческая мифология, позже во многом усвоенная римлянами, вошла вовсем своем изумительном богатстве в эллинскую поэзию, и, прежде всего, втроянский эпос. Значит, Троянская война как основная канва для самой ранней,еще дописьменной народной поэзии сыграла своеобразную роль для сохранения ираспространения мифологии древних эллинов как в древнем мире, так и фактическиво все последующие века, вплоть до современности.
Насколько,однако, нужна древнегреческая мифология в наше время? Дело в том, что греческаямифология наряду с позднейшей христианской мифологией стала богатейшимисточником художественного творчества, да и всей духовной культуры эпохиВозрождения, а позже — века классицизма. Правда, не только вышел, но пошелгораздо дальше. Поэтому считается необходимым знание греческой мифологии любомуобразованному человеку, так как она сама есть необходимая часть образованности,ведь греческой мифологией буквально пронизаны художественная проза и поэзия,живопись, скульптура прошлых веков. Если даже в наш век наблюдается известныйотход от древних классических образцов и сюжетов, то без них все же нельзяобойтись при воспитании эстетического чувства, стремления к прекрасному,способности его сознательно ценить.
Визумительно богатой и разнообразной по содержанию древнегреческой мифологии,наполненной деяниями богов и героев, Троянская война занимает особое и,пожалуй, все-таки главное место. Но это вовсе не значит, что перед нами законченноеи вполне самостоятельное мифологическое целое, оно сложилось из многих какпредшествующих (по времени создания), так и последующих мифов, в истокахкоторых, несомненно, были реальные впечатления военных троянских событий,постепенно обраставшие народной фантазией. Троянский мифологический цикл, вконечном счете — это явление античной культуры, в создании которого принималиучастие как очевидцы осады и гибели Трои, так и вдохновенные народные певцыпоследующих столетий. Поэтому в Троянском цикле нет абсолютной внутреннейцельности и совершенной гармонии в согласованности отдельных частных мифов.Такого и быть не могло. Но вместе с тем Троянский цикл мифов един как созданиесамобытного необыкновенно плодотворного духа древнегреческого народа и в этомсмысле явление национальное.ЛИТЕРАТУРА
1.   К.Вольф «Избранное: Сборник» / Пер. с нем.- М.: Радуга, 1988.- 559с.
2.   ЛосевА.Ф. «Античная мифология в её историческом развитии».- М., 1957.- 620с.
3.   ТронскийИ. М. «История античной литературы: Учебник».- Л., 1957.- 483с.
4.   В.Г.Барухович «История древнегреческой литературы».- М.: Высшая школа, 1962.- 274с.
5.   И.В.Киреева, И.К. Полуяхтова, Т.А. Клопова «Традиции и новаторство в литературахстран Западной Европы и Америки XIX-XXвв.: Межвуз. тематич. сб. науч. тр.».- Горьк. ун-т.,Горький, 1989.- 96с.
6.   Н.А.Флоренсов «Троянская война и поэмы Гомера».- М.: Наука, 1991.- 144с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные мотивы в лирике А А Фета
Реферат Особенности изображения двух миров в поэме АБлока Двенадцать
Реферат Особенности жанра страшного рассказа АГ Бирса
Реферат Основні форми зовнішньоекономічних звўязків їх суть
Реферат Отражение особенностей национального менталитета в пословицах и поговорках русского и английского
Реферат От Барышни-крестьянки к Дубровскому
Реферат Основные показатели макроэкономики english
Реферат Особенности композиции рассказа Чехова Ионыч
Реферат Особенности именной группы в финском языке
Реферат Отцы и дети в русской классике
Реферат Отношения народа и государства в романе АНТолстого Петр Первый
Реферат Офіційно ділова стилістика
Реферат Особый реализм ФМ Достоевский Преступление и наказание
Реферат Отрицание суетного бездуховного образа жизни в рассказе ИА Бунина Господин из Сан-Франциско
Реферат Человек и развитие СМК