Муниципальноеобщеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа №20»
Экзаменационный реферат по литературе
Идеал семьи в романе Л. Н. Толстого«Война и мир».
Выполнила
ученица 11 класса В
Селянина ЯнаВалерьевна.
Проверил
учитель русского языкаи литературы
Балуева ЕленаНиколаевна.
г. Новомосковск
2007 г.
Содержание.
I.Введение..................................................................................................................3
II.Идеал семьи в романе Л.Н.Толстого «Война иМир».....................................4 -30
1.Атмосфера семейного мира в романе.
2.Прототипы героев романа
3.Семья Болконских
4. Семья Курагиных
5. Семья Ростовых
6. Отношение между Пьером Безуховым иНатальей Ростовой- идиллия семейного счастья.
III.Заключение.....................................................................................................31- 32
IV.Список использованнойлитературы.................................................................33
I. Введение.
Известно, что семья встановлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье,в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к темесемьи, исследуя обстановку, в которой развивается герой, пытаясь понять его. Вспомним пьесу Д. И. Фонвизина«Недоросль», роман И. А.Гончарова «Обломов», роман-эпопею
Л. Н. Толстого «Война и мир».
Что есть для Л.Н.Толстогоидеальная семья? Для ответа на данный вопрос обратимся а роману писателя «Войнаи мир», где мастер слова раскрываетпсихологию героев, показывая их отношение к другим людям и вечным человеческимценностям: природе, искусству, любви, ихспособность к самоотречению. К проблемесемейных отношений Л.Н.Толстой всегда относился очень серьезно. Он считал, чтов семье самое главное — мир, взаимопонимание и любовь. В романе главнымигероями оказываются не только отдельные личности, но и их семьи, в которыхгерои живут. На страницах «Войны и мира» мы знакомимся с жизньюнескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских, Безуховых, Курагиных.
Л.Н.Толстой писал: “В“Войне и мире” любил я мысль народную, а в “Анне Карениной” – мысль семейную”.[1] Ноэто не значит, что “мысль семейная” не присутствует в ”Войне и мире”. Вообще,”Война и мир”- во многом семейный роман. Главная же его мысль — мысль о мире.Мир – это любовь, согласие, но это также и отдельные миры – человеческиеобъединения. Главное же человеческие объединения – это семьи. Л.Н. Толстой –семейный писатель в том смысле, что он почти не представляет своих героеводиночками. В постоянном развитии наблюдаем мы не только героев романа, но исами семьи, отношения внутри них.
Мне кажется, что, изобразив в романе отношения людей внутри семьи,Толстой хотел сказать этим очень многое. Во-первых, семья очень сильно влияетна духовное развитие человека. На примере семьи Болконских мы видим, как изпоколения в поколение в этой семье передаются все лучшие качества человека.Во-вторых, если бы не было таких семей, то трудно было бы России победитьв войне 1812 года (у подобных людей былаединственно важная цель – спасти Россию).
Выбор мною данной темыреферата обусловлен желанием разобраться, какую семью, изображённую в романе«Война и мир», можно считать идеальной.
Цель данной работы –определить, какая семья в романе « Война и Мир» является лучшей, идеальной.
Анализируя литературу потеме реферата, можно выделить несколько основных источников, с опорой накоторые и велась наша деятельность.
С.Г. Бочаров в своей книге«Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»» пишет о том, что семья в жизни и творчествеЛ.Н. Толстого играла важную роль. Именно семья делает из человека человека,нравственно воспитывает его.
Л.А. Смирнова в книге«Русская литература 18-19 века» сравнивает отношения в семьях в романе «Война имир» и делает вывод, что идеал семьи, по Толстому, семья Наташи и Пьера.
Реферат состоит из введения, 6-и глав основной части, заключения исписка использованной литературы.
II. Идеал семьи в романеЛ.Н.Толстого «Война и Мир»
1) Атмосфера семейного мира в романе
Склад психологии человека, его взгляды и судьба, по Толстому, во многомопределяются семейным окружением и родовыми традициями, которые составляют длянего своего рода почву. И не удивительно, что многие главы романа-эпопеипосвящены домашней жизни героев, ее бытовому укладу, внутрисемейным отношениям.Хотя Толстой порой и изображает рознь между кровно близкими людьми ( натянутыеотношения княжны Марьи с отцом в пору их московского житья; отчуждение междуНиколаем и матерью из-за его намерения жениться на Соне), главное в семейныхэпизодах «Войны и мира»- неподдельно-живое общение между людьми, которые дороги и близки друг другу. Семейный мир напротяжении всего романа противостоит как некая активная сила внесемейномуразладу и отчуждению. Это и суровая гармония упорядоченно-строгого укладалысогорского дома, и поэзия теплоты, царящая в доме Ростовых с его буднями ипраздниками ( вспомним охоту и святки, составляющие центр четвертой частивторого тома). Семейные отношения Ростовых отнюдь не патриархальны. Здесь всеравны, все имеют возможность выражать себя, вмешиваться в происходящее,действовать инициативно.
Семья, по Толстому,- это свободно- личностное, неиерархическое единениелюдей. Эту ростовскую традицию наследуют и вновь сложившиеся семьи, о которыхидет речь в эпилоге. Взаимоотношения мужа и жены в романе не регламентированыни обычаем и привычным этикетом, ни вновь вводимыми правилами. Они естественноустанавливаются каждый раз заново. У Наташи и Пьера совсем иначе, чем у Николаяи Марьи: право первого голоса не предопределено ничем, кроме индивидуальныхчерт людей. Каждый член семьи свободно и полно проявляет в ней свою личность.
Для толстовских героев в самом деле неоценимо важны их «фамильная»общность и приобщенность к семейному приданию, традициям отцов и дедов. Когдафранцузы вот-вот должны были подойти к Богучарову, княжна Марья ощущаласебя « обязанную думать за себя мыслямисвоего отца и брата»: «… что бы сделали теперь, то самое она чувствоваланеобходимым сделать». Подробные же заботы всецело овладевают Николаем Ростовымв тяжелую для семьи пору: он не отказывается от обязательства уплаты долгов,так как память об отце для него священна.
Семья, по Толстому,- это не замкнутый в себе, не отъединенный от всегоокружающего клан, патриархально упорядоченный и существующий на протяжении рядапоколений (ей более всего чужда монастырская изолированность), анеповторимо-индивидуальные «ячейки», обновляемые по мере смены поколений,всегда имеющие свой возраст. В «Войне и мире» семьи подвержены качественнымпеременам, порой весьма значительным.
В кризисных обстоятельствах (если того требует жизнь) герои романаготовые не только поступиться своим родовым имуществом (подводы Ростовых,предназначенные для вывоза вещей, отданы для раненых), но и подвергнутьопасности самих себя и близких людей. Как суровую необходимость Болконскиевоспринимают службу в армии князя Андрея, Ростовы – уход на войну Пети.Участвуя в петербургской аппозиции правительству, Пьер сознательно идет навстречу серьезнейшим испытанием для себя и семьи.
В мирный быт Болконских и Ростовых вовлечен широкий круг внесемейныхсвязей. Поездки к соседям, прием гостей, долгое пребывание в домахродственников и друзей, выезды в свет- все это органично входит в «обычность»семьи Ростовых. Повседневность ростовского дома (как московского, так иотрадненского) немыслима без живых контактов господ с дворовыми.
В домашней жизни толстовских героев находится место и обсуждению«общих» проблем, нравственно- философским раздумьям, спорам на военные иполитические темы. Подобный «тон» в семье Болконских задает Николай Андреевич,который несмотря на то, что безвыездно находится в Лысых Горах, знает«положение вещей» в России и Европе лучше, чем многие обитатели столицы. Можновспомнить и рассуждения о войне в домеРостовых, и философическую беседу Пьерас Андреем Болконским в Богучарове. Пытливая, ищущая, встревоженная мысль,нескончаемый нравственный поиск, столь характерные для семьи Болконских,проявляются и в эпилоге: Графиня Марья ведет дневник, записывая свои мысли овоспитании детей. Неприметно и естественно возникает в Лысых Горах 1820 г. Спор- в традицияхБолконских- о современной России, о ее дальнейших путях развития. Нравственно-философские помыслы графини Марьи и гражданское воодушевление Пьера естественновходят в домашнюю повседневность толстовских героев.
Атмосфера семейного мира в романе непреходяща, но наиболее яркопредставлена она в эпилоге. «Ростовская» стихия единения (какие бы кризисныеситуации ни подвергали испытаниям жизни детей Ильи Андреевича) здесь заметноупрочивается семьи Николая и Пьера гармонически сопрягают «болконско-безуховскую» духовность и «ростовскую» безыскусственную доброту. Этот синтездвух семейно-родовых традиций мыслится автором как жизнестойкий и прочный.«Ростовская порода», будучи обогощена опытом Болконских и Безухова, в эпилогекак бы преодолевает свою былую узость и беззащитность: Николай как глава новойсемьи Ростовых гораздо жизнеспособнее и практичнее, чем его отец Илья Андреевич.
В «Войне и мире», как видно, опоэтизирована повседневная жизнь с еестабильным укладом. Героям строго неоходимо существовать в некой устойчивойреальности, им близкой и родной, жить, говоря метафорически, в своем доме. ОПьере в тревожные дни 1812 г.Говорится: «Только в обычных условиях жизни он чувствовал, что будет всостоянии понять самого себя и все то, что он видел и испытал. Но этих обычныхусловий жизни нигде не было.
В «Войне и мире», где центральной является «мысль народная», как видно,важна также «мысль семейная», которая в последствии, в « Анне Карененой»,приобретет драматическую остроту.
2) Прототипы героев романа
В 60-е годы семья – в центре внимания Толстого. «Писатель, -отмечаетН.Н. Гусев, —
несчастливый и неспокойный в семейной жизни, никогда не мог бы создатьпроизведение, столь грандиозное по размеру и проникнутое таким мирным,спокойным,
жизнерадостным настроением»1. «Войнаи мир», — утверждает другой биограф Толстого, -создана в семье, она вышла изсемьи. Семья ничем, казалось бы, не способствовала творчеству, а вместе с темименно она порождала его»[2].Прототипамицентральных героев были люди, составляющие ближайшее родственное исемейно-родовое окружение Льва Николаевича. В Ростовых много от Толстых иБерсов (в Николае Ростове -от отца писателя, в Наташе Ростовой – от сестерБерс: Сони и Тани), в Болконских – от Волконских (семья матери писателя);княжна Марья имеет прототипом Марию Николаевну Волконскую-Толстую. Поэтомучтение «Войны и мира» «может дополнить сведение о быте и характерах предков иродителей Льва Николаевича».
Определенные грани личности и деятельности самого писателя воссозданы вобразах Пьера Безухова, Андрея Болконского, Николая Ростого. Главное же,семейные эпизоды «Войны и мира» (особенно посвященные Ростовым) передаютатмосферу дома Толстовых в пору детства и юности писателя, о чемсвидетельствует его позднее «Воспоминания».
Семейная тема «Войны и мира» имела для Толстого не толькопрограммно-мировоззренческое значение (провозгласить идеал), но и глубокийличностный смысл, во многом драматический. В романе писатель говорит о том,чего недоставало ему самому, чего он всей душой хотел для себя, но не могдостигнуть и обрести. В «Войне и мире»косвенно запечатлена одна из самых серьезных и сокровенных проблем судьбысамого автора, всегда тосковавшего по непосредственности. Приобщение ЛьваНиколаевича к манившему его миру безыскусственности и любви было напряженным ирефлективным. В «Воспоминаниях» Толстой признавался, что он «был совершеннолишен» внутренней независимости от мнений о себе окружающих, которая былаприсуща его матери и брату Николаю.
Между близкими писателю людьми и героями «Войны и мира», конечно же,нельзя ставить знак равенства. Тем не менее семья Толстого, близкие ему людиявили собой первообраз жизненной атмосферы Болконских и Ростовых. И это важно иметь в виду читателямтолстовского романа. Публикаторы воспоминаний Софьи Андреевны отмечают:«Социальная, политическая жизнь России того времени нашла в жизни семьиЛ.Н.Толстого свое удивительно глубокое и рельефное отражение». То же самоеправомерно сказать об укладке жизни родителей писателя и их семей – Волконских и Толстых.
Широта интеллектуальных интересов и напряженность духовной жизни материЛьва Николаевича, одержимой нравственной требовательностью к себе и близкимлюдям, отчужденность отца писателя от мира чиновничьей иерархии и присущее емучувство независимости, атмосфера доброжелательности и любви в доме, теплоеотношение к дворовым, крестьянам, юродивым, отсутствие (по тем временамнеобычное) телесных наказаний в семье деда писателя-Ильи АндреевичаТолстого-все это было неповторимо-толстовским, а вместе с тем по-своемухарактерным для русского дворянства первойполовины XIX в.; все это и создало тот нравственный«микроклимат», который сформировал Толстого как личность и отразил в семейныхкартинах «Войны и мира».
Семья Толстых, таким образом, не просто дала прототипы автору «Войны имира», она составила важнейший предмет художественного познания, выступила какнекая ценность русской нравственно-бытовой культуры. Эту ценность писатель ипретворил в высочайший образец мирового искусства. Близкие Толстому люди — какжившие с ним рядом, так и предки, известные ему по воспоминаниям,- выступилисловно «сотворцами» романа – эпопеи.
3) Семья Болконских
Роман «Война и мир» – крупнейшее произведение мировой литературы. В немодном сочетается прекрасное изображение исторических событий, с большойточностью показаны исторические личности и, наконец, отлично описаны несколькосовершенно разных семей. Вообще весь роман протекает по нескольким параллельнымсюжетным линиям, так или иначе переплетающимся. Значит, и главных героев в романе несколько: ПьерБезухов, Наташа Ростова, Андрей Болконский. Сейчас, нас интересует семья князяАндрея Болконского. Она поменьше семьи Ростовых, но это не снижает интереса к ней читателя и автора. Наоборот,быт этой семьи описывается даже больше и лучше, нежели аналогичное описание,касающиеся Ростовых. Первый раз мы сталкиваемся с семьею Болконских в полномсоставе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главномимении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой. Уже с этого моментастановится много, можно сказать, что и почти все, ясно про эту семью, про всехих членов, начиная старым князем изаканчивая m-lle Bourienne.
Князь Николай Андреевич Болконский носит звание генерал-аншеф, тоесть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошознаком.
Несмотря на отмену запретавыезда из деревни, которую он получил от нового императора Александра, онникуда уезжать не собирается, поскольку Лысые Горы- его настоящаяимперия, а он в них император, более того, самодержавный диктатор: «С людьми,окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно-требователен, ипотому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких нелегко мог бы добиться самый жестокий человек».
Княжна Марья, дочь - представительница плеядылучших женщин дворянской России началаXIX века. Образ этотнеобыкновенно сложен. Похудожественной яркости он занимает одноиз первых Мест среди героев Толстого. Нравственнаявысота, сила характера, женственность выделяюткняжну Марью среди многих женских персонажеймировой литературы.
Значительностьхарактера княжны, яркость его, сила воздействия на окружающих ее людей раскрываются при анализе тонкой художественнойткани, составляющей этотобраз. Он создан Толстым средствами своеобразными, построен на раскрытии самых глубинных движений души, которыевыявляются в столкновении противоречащих друг другучувств, в переходах одного, чувства вдругое, в неожиданно возникающихвыводах. Эти выводы часто противоречатобщепринятому взгляду, проистекают из логики . внутреннего развития образа. Средства, которыми он создан,отличаются при всей их глубине ясностью и простотой.Это делает образ, несмотря на сложность и противоречивость, необыкновенно поэтическим, цельным,законченным, обаятельным. Княжна Марья— художественное воплощение толстовского идеала женственности сприсущими ей высотой и красотойнравственного чувства.
Историческая основа этого образа — сложная судьба русской женщины, утвердившееся веками ее бесправие. Бесправие во всех сословиях: Бесправие, освященное церковью.
Однако сила образакняжны Марьи не в самоотвержении, а в том, как сквозь негопробиваются сила любви, материнства, тяга кземному счастью. В душе ее происходитнепрерывная борьба между, «божеским» и «человеческим». Из плена религиозных догматов высвобождается мораль человеческая. Конечно, было бы художественно и историческиневерно, если бы в«мировоззрении княжны Марьи произошел коренной переворот. Речь идет о том, что, — несмотря на гнет христианской морали, в душе княжны утверждается высокая человеческая мораль. Происходит формирование сильного характера с твердой волей, пытливыми деятельным умом. Об этом красноречиво говоритразвитие образа.
Княжна Марьявыросла без матери. О детстве ее Толстой не рассказывает, хотя прошлое ее и брата Андрея угадывается в отдельных репликахи, главным образом, понятно, по томусмешанному чувству уважения и страха, котороедети питают к воспитателю — отцу.
Старый князьвыработал для себя твердые правила и терпеть не мог малейшего от них отступления. Он умен, деятелен. Суеверия ипраздность считает источниками всехлюдских пороков. В этих принципах и воспитывалась княжна. Но, очевидно, их было недостаточно для ее нежной, поэтическойнатуры. Отец, скрывавшийпод внешней холодностью глубокую любовь к детям, страшил княжну. Она росла подавленной, не верящей в свои силы. Гонение против суеверий окончилось утверждением религиозности. Не дали результатов и усилия князя привить дочери стремление к порядку. Резкость, непомерная требовательностьоттолкнули от занятий, любовь к которым прививаласьей с таким упорством.
Те приемы спартанского воспитания,которые были в какой-то мереблаготворными для Андрея, оказались разрушительными для девушки. В постоянном страхе перед отцом проходили ее дни. Она«в урочный час входила дляутреннего приветствия… и со страхом крестилась и читала внутренно молитву. Каждый день она входила и каждый деньмолилась о том, чтобы этоежедневное свидание сошло благополучно».
Можно догадываться, что тепла ичуткости мало видела княжна вдетстве. Потребность в ласке сближала ее со слугами. Немалую роль в ее детстве сыграла, добрая няня Савишна. Няньки,девушки большого барского домапостоянно окружали ее. Они-то и были по-видимому той средой, «которая давала выход ее сердечным привязанностям». Недаромвпоследствии княжна Марьяокружала себя «божьими людьми»; нищими, юродивыми, странниками.
Дружба с братом Андреем, нежнаяпривязанность к нему такжескрашивали ее существование.
Несмотря на вечный страх перед отцом икрайнюю запуганность,княжна Марья всегда чувствовала скрытую, но сильную отцовскую любовь. Этим и объяснялась та стойкость, с которой онавпоследствии переносила отцовскую тиранию. Отец дал дочери возможность изучить положительные науки. О них большинство женщинтого времени не имело никакого представления.Она росла и развивалась в доме, где царилаатмосфера напряженной умственной жизни. Шли постоянные разговоры и споры на политические и военные темы. Как ни чужды были они княжне, все же они расширяли ее умственный мир. Выразительны в этом смысле пространные письма, которые шлет княжна великосветской подруге Жюли Карагиной. Сколько в них мысли, наблюдательности, метких характеристик! Рассказывая об отце, как о единственном человеке в целом мире, не признающем Бонапарта императором, княжна дает обстоятельный анализ отношения народа к войне (в первом письме к Жюли в 1805 г.).
Отцовский гнет, приведший княжну кпугливой замкнутости, чуждые ей практическиенауки, сухие принципы отца обратилиее к христианской морали с проповедьютерпения и всепрощения. Первые ростки этойморали возникают, прежде всего, как внутреннее противодействие духовному гнету отца.
В первую пору молодости христианскоесамоотвержение княжны носит отвлеченныйхарактер. Это скорее близкий ее одинокому сердцу кодекс нравственности, дающий утешение, спасающий в минуты одиночества. Это время, когда надежда на земное счастье еще преобладает в ее душе над религиозным отрицанием счастья. «Я никогда не могла понять страсть,которую имеют некоторые, особы,путать себе мысли, пристращась кмистическим книгам, которые возбуждаюттолько сомнения в их умах, раздражают их воображение и дают им характер преувеличения, совершенно противный простоте христианской. Будем читать лучше Апостолов и Евангелие» — пишет Марья Жюли Карагиной.
Религия для неестановится предметом размышлений. Суждения носят оттенок рационалистичности. Даже в напутствии брату Андрею,уезжающему на войну, в ее речи звучит оттенок риторики:
«—Andre, я тебяблагословлю образом, и ты обещай мне, что никогда не будешь его снимать. Обещаешь?
— Ежели он не в два пуда и шеи неоттянет...»
«— Против твоейволи он спасет и помилует тебя и обратит тебя к себе, потому что в нем одном и истина и успокоение,— сказала она дрожащимот волнения голосом, сторжественным жестом держа в обеих руках перед братом овальный старинный образок...» В этих словах больше рассудочности, чемнепосредственногорелигиозного чувства.
А вот как излагаетсвои взгляды княжна в письме к Ж юл и:
«Мне кажетсятолько, что христианская любовь, любовь к ближнему, любовь к врагам, достойнее, слаще и лучше, чем те чувства, которыемогут внушить прекрасные глазамолодого человек