Реферат по предмету "Литература"


Идейно – художественное своеобразие романа Дени Дидро "Монахиня"

« Я не думаю, чтобы
когда-нибудь была написана
более ужасная сатира
против монастырей».
Дидро.
Литературноенаследие Дидро составляют две группы произведений. Одна – это сочинения,напечатанные при его жизни и представляющие большой, но по существу лишьисторический интерес; другая – несколько замечательных произведений в прозе,едва известных современникам Дидро, но много говорящих современному читателю.Самое раннее из них – роман «Монахиня» (La Religieuse), в котором содержитсявеликолепное исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ееобличения. По-видимому, Дидро не показывал «Монахиню» своим друзьям, хотя подконец жизни опубликовал роман в «Корреспонданс литерер».
Роман«Монахиня» был написан Дидро во второй половине 1760 года. Однако широкаячитающая публика получила возможность познакомиться с этим произведением лишь в1796 году, спустя 12 лет после смерти его создателя. Отдельныепривилегированные подписчики на знаменитую «Литературную корреспонденцию»Мельхиора Гримма значительно раньше узнали о творческой истории книги, чемпрочли её текст, ибо в 1770 году Гримм подробно рассказал о той мистификации изкоторой выросла «Монахиня».
Историярождения замысла у Дидро и сама судьба его представляет значительный интерес.Конец 50-х годов 18 века во Франции принес сенсационные разоблачения тайнмонастырских стен, частных случаев изуверства, происходящих за ними.Монастырский быт стал предметом оживленного общественного обсуждения, и Дидроне мог не остаться в стороне от этого обсуждения. Будто бы от лица монахини изЛоншанского монастыря, отличавшегося особенной суровостью своих нравов, онвместе со своими друзьями стал распространять письма, разоблачавшие царящие вмонастырях нравы. Последнее письмо появилось в мае 1760 г ода, а уже в сентябретого же года Дидро в своей переписке упоминает о работе над новым романом.Реальным прототипом Сюзанны Симонен из романа «Монахиня» была монахиняМаргарита Деламар, судебное дело которой о снятии с неё монашеского обетаполучило в то время широкую огласку и иск которой судом был отвергнут. ИсторияМаргариты Деламар, которая по воле матери, жаждавшей после смерти мужазаполучить все его состояние, провела в монастырских стенах более полувека (60лет), рассказана в монографии: George May.Diderot et “La religieuse” (New – Haven  — Paris, 1954). Таким образом под пером Дидро привычная в те временаистория «монахини поневоле» стала художественным обобщением судьбы личности вфеодально — абсолютистском обществе, где широко простирается властькатолицизма.
Когда Дидрописал «Монахиню», ему было уже 47 лет. К этому времени у писателя сложиласьсвоя система  эстетических взглядов. Унего была собственная концепция жанра романа, причем лежала она в руслереалистических исканий писателя. По Дидро, роман должен изображать не«химерические и привольные события», а показывать «мир, в каком мы живем»,рисовать «характеры, взятые из гущи общества», утверждать истину, простоту иестественность. Роман – это картина нравов эпохи, воссозданная «правдивымидеталями». Всем этим требованиям роман «Монахиня» отвечал полностью.Жизненность сюжета и реалистичность повествования поражают читателя. Дидросоздал книгу- исповедь, где героиня – не исключительная натура, а жертвасоциальной системы, в которой она живёт. «Монахиня» — социально-психологический роман. В нем Дидро развенчивает монастыри как порождение всегожизненного уклада феодально — абсолютиского общества. Насилие над личностьюбедной девушки есть общее проявление рабства и деспотизма, царящих в данномобществе и уничтожающих в человеке его лучшие человеческие качества, прививая икультивируя в нем противоестественные страсти, заражая его ложью, лицемерием инеспособностью мыслить.
Личнуюсудьбу героини  Дидро изображает свысоких позиций мыслителя — просветителя, показывая несоответствие этой судьбыидеалам разума и гуманистической морали. Глубокая прозорливость мыслителя ихудожественная правда писателя привели Дидро к выводу, что в абсолюстскойФранции неосуществим просветительский идеал свободы. Сюзанна Симонен вырваласьиз монастырских стен, но нашла вне их, лишь свободу быть бесправной. Художественно воссозданная судьба «монахини поневоле»позволила Дидро с большой впечатляющей силой выступить против мракобесия ифанатизма церковников, показать, что феодально — абсолюстское общество обрекаетличность на духовное рабство. «Работаю я сидя, потому что мне трудно стоять.Тем не менее я страшусь своего выздоровления. Какой я тогда найду предлог невыходить из дому? И какие только опасности не ждут меня, когда я покажусь наулице! Я живу в постоянной тревоге».
Антирелигиозноеи антиклерикальное произведение такой разоблачительной силы, как «Монахиня»,невозможно было опубликовать в то время. При жизни автора с романомпознакомились лишь доверенные друзья Дидро.
Тем не менее роман сыграл большуюроль в развернувшейся в годы революции антиклерикальной и антицерковной  пропаганде. Недаром позже, в 1824 году и 1826году, он дважды запрещался цензурой Франции, где к власти пришла буржуазия,поставившая себе на службу церковь и испуганная смелым, обличительным духом иантирелигиозным пафосом романа Дидро. Сюжет «Монахини» несложен. Это печальныеприключения молодой девушки, насильно заточённой родителями в монастырь,становящейся там жертвой развратных монахинь и, наконец, убегая из монастыря наволю, в надежде начать частную, трудовую жизнь. Основное в романе – острая публицистическая направленность,связанная с убедительной картиной душевных переживаний героини. С большимреализмом показано, как в сердце тихой и покорной в начале девушки появляютсяпервые зародыши сомнения, вскоре переходящие в чувства протеста и гнева,завершающегося открытым бунтом против насилия над влечением к жизни, противмонастырского лицемерия и религиозного обмана, против суеверия, тирании инадругательства над правом женщины на свободную, самостоятельную и радостнуюжизнь. С большиммастерством, которое одушевлено пафосом антиклерикального и обличительногопротеста рисует Дидро типы затхлого монастырского мира. Его героиня отрясаетэтот мир от своих ног прах гниющей мертвичины монастырского склепа. Так романразрешает двойную идейную задачу – задачуразоблачения религиозного фанатизма и задачу утверждения общественных правженщины, в защиту которых Дидро не раз приходилось  поднимать свой взволнованный и гневный голос.
В просветительской литературе жанр романа приобретает свои подлинныечерты, становится эпосом частной жизни. В нём изображаются быт, нравы людейдемократического сословия. В таком духе и пишет Дидро. Новизна реалистическогоромана была в его тематике. Он изображает жизнь современную и частную, поражаясвоей правдивостью ситуаций и деталей.
Положительныеперсонажи в просветительской драме часто схематичны, недостаточно реалистичны.Это объясняется тем, что эстетика Просвещения требовала от драматурга нестолько критики обветшавших форм жизни, устаревших нравственных понятий,сколько создания образа положительного героя, обладавшего моральнымсовершенством. Но такого рода совершенный человек был редкостью в жизни.Реальный человек «среднего сословия» был существом корыстным, далёким отпросветительского идеала. Его реальные черты Дидро воплотил в отце и материСюзанны.
Вромане отражены типичные обстоятельства времени, связанные с пробуждениемчувства свободы в демократической массе, в «Монахине»  — отражение тех сдвигов, которые произошли вумонастроении демократических слоев общества, протестовавших против своегоприниженного положения.  Дидро в известноймере явился в «Монахине»  ученикомРичардсона, основоположника английского романа. Ричардсон был одним из первыхего литературных увлечений. Следы литературной манеры Ричардсона можнообнаружить в языке и в некоторых чертах стиля «Монахини». Однако Дидро посуществу далёк от Ричардского сентиментализма, поскольку заключённый в нем духстрастного протеста выходит далеко за рамки семейного романа, романа мещанскихдобродетелей.
«Монахиня» была опубликована в 1767 году, сразу после первой буржуазнойреволюции тогда как написана ещё в 1760 году. Сам Дидро писал в одном письме освоём произведении: « Я не думаю, чтобы когда-нибудь была написана болееужасная сатира против монастырей».
Однакоразоблачение монастырства дано Дидро без всякого гротеска и нажима. Сюзанна –нравственно и физически здоровая девушка всем своим существом восстаёт противрелигиозного аскетизма. Природа сама создала её для жизни. Общество,руководствуясь предрассудками обрекает её на отречение от всех интересов,желаний, склонностей. Природа создала её свободной. В монастырских порядках всёпротивно и чуждо Сюзанне. Кликушеское самоистязание или патологическоеизвращение чувств – вот с чем сталкивается Сюзанна, попав в монастырскую среду.Монахини  видят в ней бунтовщицу, еёначинают мучить, терзать, в буквальном смысле топчут ногами, объявляясумасшедшей.
«Япростудилась в сыром подземелье. Вся моя пища за последние дни состояла изнескольких капель воды и кусочка хлеба. Жизнь моя была в опасности, всё телоболело, я думала, что мучения, которые я перенесла, окажутся для меняпоследними».  Игуменья Арпажонскогомонастыря преследует молодую девушку преступными притязаниями, питая к нейпротивоестественную страсть. Монахини, утратившие человеческий облик в мрачномказемате, учреждая во имя Христа, склоняют её на грязное сожительство состарухой. Сюзанна в ужасе. Бежав из монастыря, перед ней снова предстаётгрозная сила предрассудков. Она становится человеком вне закона, преступницей,только потому что не захотела подчиниться преступному закону общества. « Незнаю какая участь ждёт меня, но если бы мне когда-нибудь пришлось вернуться вмонастырь, каков бы он ни был, — я не ручаюсь за себя: повсюду есть колодцы».
Наэтом заканчивается роман Дидро. Автор намеренно оборвал своё повествование.Пусть читатель сам решит судьбу девушки, пусть исполнится он такой же тревогойза её жизнь, как и она сама, и если Сюзанна ещё не нашла в себе силы увидеть всвоей судьбе проявление страшнейшего общественного порока, то это долженсделать читатель. Пусть он видит перед собой не одну Сюзанну, а тысячи идесятки тысяч заживо погребённых людей и загорится ненавистью к социальному иполитическому режиму, который порождает такие ужасные явления действительности.
Сюзаннарешила описать свои злоключения в виде письма к маркизу де Круаммар,  в котором надеялась получить защиту иподдержку. Это философское повествование обязывало Дидро быть скупым на краски.Наивностью и простосердечием дышит каждая строчка повести: все описаниялаконичны, сведены до минимума, здесь нет многоцветных картин природы, какимиполон роман Руссо «Новая Элоиза», нет лирических страниц, раскрывающих поэзиючувств. Перед нами подчас сухая, почти протоколическая запись. И тем не менеепортреты отдельных монахинь очерчены чётко, их повествование и психологияизображены ярко, рельефно. Духовный облик самой героини Сюзанны вырисовываетсятакже весьма выпукло. Это чуткая, отзывчивая, наивная немного склонная крефлексии девушка. Она глубоко религиозна и тем не менее (в этом проявилосьисключительное художественное искусство Дидро) каждый её поступок, каждоедвижение сердца является протестом против религии:
«Добраянастоятельница сотни раз говорила, обнимая меня, что никто не любит бога таксильно, как я, что у меня сердце живое, а у других оно из камня…Какнесправедливы люди!…Лучше убейте свою дочь, но не запирайте в монастырь противволи. Да, лучше убейте её. Сколько раз я жалела, что моя мать не задушила меня,как только я родилась! Это было бы менее жестоко». 
Наивностьеё олицетворяет здравый смысл, «естественность человека». Перед взором этогонаивного, «естественного человека» спадают маски, прикрывающие порокицивилизации. Излюбленный французскими просветителями 18 века приём – судитьсовременную им общественную систему («цивилизацию») судом наивного человека илидикаря (перс Узбек в романе Монтескье, «Персидские письма», наивный юношаКандид в одноименной повести Вольтера.
Дидропрекрасно изображает физическую и моральную извращённость монахинь, котораяобъясняется как следствие противоестественного стремления подавить свою плоть.Монашество не подавляет животные инстинкты, а, наоборот, усиливает их, жизнь вмонастыре противоестественна. Мысли автора угадываются в словах адвокатаМанури, защищавшего интересы Сюзаннны на суде по поводу расторжения её обета:«Дать обет бедности – значит поклясться быть лентяем и вором. Дать обетцеломудрия – значит обещать Богу постоянно нарушать самый мудрый  и самый важный из законов. Дать обетпослушания – значит отречься от неотъемлемого права человека – от свободы. Есличеловек соблюдает свой обет – он преступник, если нарушает его – он клятвопреступник.Жизнь в монастыре – это жизнь фанатика и лицемера».
Своейповестью Дидро вынес суровый приговор мрачному и бесчеловечному мирумонастырства. Он показал, как враждебные человеческой природе монашеские догмыпроникают в сознание людей  и уродуют ихвнутренний мир. С немалой рассудочностью, реализмом, ясным прозрачным стилем, счувством юмора, а также о без каких-либо словесных украшений. В романе нашлосвоё отражение всё неприятие Дидро к религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженностьгуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге.
В отличие от других произведений Дидро «Монахиня» написана в патетическом тоне.В 1780 году, когда Дидро решил  передать рукопись Мельхиору Гримму тототзывался о ней в письме своему другу швейцарскому журналисту Мейстеру от 27сентября 1780 года: “Это как бы антипод “Жака – фаталиста”, он полонпатетических картин. Он очень интересен, и весь интерес сосредоточен нагероине, от лица которой ведётся рассказ. Я уверен, что он опечалит вашихчитателей больше, чем “Жак – фаталист” заставил их смеяться; поэтому можетслучиться, что они захотят, чтобы он окончился поскорее. Его заглавие –“Монахиня”, и я не думаю, чтобы когда – нибудь была написана более ужаснаясатира против монастырей. Это произведение, в котором живописцы могли отыскатьдля себя много сюжетов, и если бы этому не противилось тщеславие, его истиннымэпиграфом были бы слова: “И я тоже художник (son pittor anch’io)».
    Можно сказать, что «Монахиня» по своимхудожественным качествам стоит даже выше чем известный пространственно-филосовский роман «Жак-фаталист». В «Монахине» почти не ощущается присущаялитературе 17 века «резонерская» манера – изобразительная сторона здесь богата,содержательна и правдива. Рассказ о несчастной девушке перерастает не только вобвинительный приговор монастырству, но и феодальному строю. Дидро показывает,как  равнодушная  мать Сюзанны расплачивается свободой своейдочери за собственный «грех» молодости.( Сюзанна её незаконная дочь и поэтомуне имеет права претендовать на наследство и состояние матери и отчима). УстамиСюзанны говорит земное, плотское начало, инстинкт природы или, как выражалисьпросветители «естественное» чувство. Сюзанна удивляет своей объективностью инаблюдательностью. Её углублённый анализ иногда даже несоразмерен с еёжизненным опытом. Она умеет различать справедливость и чувствительность,абстрактный принцип добродетели и эмоциональное его выражение, антагонизм«рассудка и сердца». Она подвергает остроумной критике докладную запискуведущего её дело формально мыслящего адвоката Манури.
Таккак она сама рассказывает о своей горестной жизни, то нам иногда досадно из еёуст слова и рассуждения, уместные, пожалуй, скорее в устах философа, чемдевушки, никогда не читавшей «Энциклопедии»:
Темне менее, Сюзанна сохраняет облик и душевный строй наивного существа, цельной,непосредственной натуры. Девушка со здоровым душевным складом, она ведётнеравную борьбу против чёрного мира, порождающего истерию, садизм, тайныепороки.
Особенноинтересны те страницы, где описаны моменты внутренней борьбы Сюзанны, когда онас ужасом замечает, что её начинает разрушать изнутри уклад монастырской жизни.
«Монашескаяодежда приросла к моей коже, к моим костям и теперь давит на меня ещё больше…О, поскорее бы дожить до минуты, когда я смогу разорвать их  и сбросить их с себя прочь!»
«Вмонастыре я привыкла к некоторым обычаям, от которых не могу отучиться».
 «Монахиня» написана в принятой в то времяформе исповеди, в виде дневника героини. Однако функция этой формынеобыкновенна. Мариво и Прево использовали её для того, чтобы обнажить душу,возвеличить то, что казалось самым ценным – способность к любви. Героиня Дидролишина возможности любить и поведать о счастье любви – она монахиня.Повествование от первого лица придает роману не только исповедальный, но ипублтцистический характер. Сюзанна выступает в роли обвинителя. Она заговорилаголосом самого Дидро и многие страницы романа уподобляются просветительскойпублицистике. Правда характеров не соблюдается в таких случаях: вряд ли самойСюзанне доступна зрелость социального мышления, которая обнаруживается в еёречах, в её рассуждениях о «человеке общественном», его нравах и «склонностях,заложенных природой»:
 «Таковы плоды затворничества. Человек создан,чтобы жить в обществе; разлучите его – и мысли у него спутаются, характерожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеипустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.Посадите человекав лесную глушь – он одичает. Из леса можно выйти, из монастыря выхода нет. Влесу ты свободен, в монастыре ты раб. Требуется больше душевной силы, чтобыпротивостоять одтночеству, чем нужде. Нужда принижает, затворничестворазвращает. Что лучше – быть отверженным или безумным? Не берусь решать это, носледует избегать и того и другого».
Попыткигероини обрести свободу вырастают в символическую картину борьбы человека сцелой системой подавления, закабалевания, унижения личности. Сюзанну можно ещёи описать как человека, осознавшего на пороге революции свои права: право насвободу, на семью, любовь и наконец на жизнь. Тем самым её борьба, её вызовприобретает объективно революционный характер. 
КогдаСюзанну насильно заточают в монастырь Дидро не интересует проблема истинностиверы, он не затрагивает догматов христианского учения – его интересует преждевсего вопрос нравственный. Ему важно показать, до какой степени нравственногоодичания доводит монастырская жизнь здоровых и нормальных людей. За стремлениевырваться из монастырского заточения фанатично настроенные монахини,подстрекаемые настоятельницей Христиной, подвергают Сюзанну самым изощрённымпыткам: помещают в карцер, морят голодом, топчут ногами и т.д.
«Янасквозь промокла, вода стекала с моего платья на пол: на меня вылили воду избольшой кропильницы. Полумертвая, лежала я на боку, в луже воды, прислонившисьголовой к стене, с приоткрытым ртом и с закрытыми глазами».
Сюзаннасменила два монастыря, но нигде не нашла покоя. В Арпажонском монастыре онаопять — же столкнулась с развратом, стала предметом сексуальных вожделенийигуменьи. Круг замкнулся для бедной девушки. За монастырскими стенами идётпроцесс не исцеления, а, на самом деле, разложения людей. « В каком другомместе, — пишет Дидро, — печаль и злоба уничтожили все общественные инстинкты?Где обитают ненависть, отвращение и истерия? Где тлеют созревшие в тиши страсти? Монастырь – это темница, кудаввергают тех, кого общество выбросило за борт». В своих философских трудахДидро раскрыл несостоятельность религии с точки зрения требований разума, в«Монахине» – показал гибельность монастырского затворничества, егонесоответствие нормам морали здорового, нормального человека.
 Когда Сюзанне удаётся наконец-то убежать измонастыря она поступает на службу к прачке. «Принимаю бельё и глажу его. Работаочень тяжелая; кормят меня скверно, помещение и кровать очень плохи, зато комне относятся по-человечески. Муж – извозчик, жена его грубовата, но, впрочем,добрая женщина. Я была бы даже довольна своей участью, если бы могла надеятся,что мой покой не будет нарушен».
Встолкновении с хищнической моралью людей — собственников и уставом монастырскойжизни раскрываются положительные черты Сюзанны Симонен. Она свободолюбива, невыносит насилия, человечна, имеет здоровые нравственные понятия. Таковморальный идеал самого автора, прошедшего суровый путь, боровшегося за свободучеловека, за утверждение его естественных стремлений и чувств.
Такаяубедительность в описании религиозного гнета во многом достигаетя Дидро засчетего твёрдых атеистических убеждений. «Кажется бог нисколько не считается сжеланиями смертных, действуя по своемя собственному (и недоступному ихразумению) усмотрению. Более того, Библия, говорит Дидро, содержитсвидетельства жестокости Бога, если тот существует, — она призывает убиватьтех, кто не разделяет религиозных убеждений, будь то брат, сын, мать, супруга,- «не спорь с ними, а немедленно убей!». «Очаровательная программа, исоставлена она от имени бога!»  — замечает Дидро. Куда более достойными и гуманными, по его мнению, оказвваютсяпринципы терпимости, уважения взглядов других людей, даже если они не совпадаютс твоими собственными. Идеологи буржуазной революции обосновывали принциправенства, из которого вытекало признание каждого члена общества личностью, чтов свою очередь, предполагало уважение образа мыслей каждого, терпимость поотношению к его взглядам, толерантность.
Этойпроблематике Дидро уделяет дольшое внимание как раз в связи с критикойрелигиозного фанатизма. Нетерпимость, убеждает он в статье, написанной для«Энциклопедии», а также в других работах, неразрывно связана с любымрелигиозным учением, в том числе и с христианством. «Священник нетерпим уже посамому своему положению: он превратил бы свой культ в ничто, если бы признал,что и другие культы угодны богу…»
Нетерпимость,продолжает Дидро, погубило множество человеческих жизней; она порождает злобныедоносы и сеет ненависть среди людей, «ограничивает умы и увековечиваетрассудки», «нетерпимость всегда враждебна истине и выгодна лишь лжи», так какистина любит критику, от неё она только выигрывает; ложь боится критики, ибопроигрывает от неё».
Призывывеликого гуманиста – просветителя к терпимости сохраняют свое важное значениевплоть до наших дней, когда необходимость объединения людей различныхнациональностей и верований. В религиозной нетерпимости, полагает Дидро,выражается противоречивость любого религиозного учения: вместо того, чтобыжертвовать своей кровью, проливают чужую кровь, а проповедь любви к ближнемуведётся с помощью «огня и меча». Эта мысль последовательно развивается втворчестве Дидро. Художественной же вершины в изображениии жестоких релтгиозныхфанатиков и жертв этого религиозного фанатизма Дидро достигает в знаменитой«Монахине». Талант писателя в сочетании с остротой ума, меткостью наблюдения,«сократической» оособенностью способа его мышления в целом позволили Дидроразвивать идеи Просвещения в яркой художественной форме, которая обеспечиваласильное эмоциональное воздействие на читателей. Дидро  выразительнейшими красками нарисовал картинутрагической судьбы Сюзанны. Роман стал обличением лицемерия и откровенной лжи,невежества, алчности, жестокости, скрывающихся за монастырскими стенами.Издевательства монахинь доходили до крайней степени бесчеловечности. Её лишилиодежды и обуви, перебиливсю её посуду, забрали из кельи все необходимые вещи,оставив только голый тюфяк; ей плевали в лицо и поливали нечистотами, а пол покоторому она ходила босыми ногами, посыпали толчёным стеклом. К физическимстраданиям добавились нравственные  — Сюзанну объявили одержимой и прокляли. В результате этих мучений девушка тяжелозаболела и  только чудом избежала смертиблагодаря счастливому вмешательству викария.
Счувством крайнего овращения Дидро выводит в этом романе христианок, жестоких ираспущенных; он показывает, что в монастырях течёт жизнь, полная отнюдь нехристианской любви и сострадания к ближнему, а ненависти и злобы. Там, гдепринимаются мрачные обеты, противоречащие естественным влечениям природы, гдегосподствует религиозный фанатизм, убеждает Дидро, там появляются зло иханжество и человек становится несчастен. – спрашивает он у читателя. – Где нет ни отца, ни брата, ни сестры, ниродственника, ни друга?.. Где живут рабство и деспотизм? Где можно встретитьумы, одержимые нечистыми видениями, которые неотступно преследуют их и волнуют?Где можно встретить глубокое уныние, бледность, худобу – всё эти признакичахнущей и изнуряющей себя человеческой природы? Где слышатся по ночамтревожные стоны, а днём льются беспричинные слёзы, которым предшествуетбеспредметная грусть? Где природа, возмущенная принуждением, ломает всепоставленные перед нею преграды, приходит в неистовство и ввергает человека втакую бездну разврата, от которой нет исцеления? Где развиваются жестокость илюбопытство?
Отвечаяна эти вопросы, Дидро указывает не только на монастыри, но на всю сферуцерковной жизни, порождающей названные социальные пороки. обусловившая их вконечном счёте причина – невежество, суеверие, отсутствие образованности.
Ивсё – таки несмотря на те ужасы, что творились в монастыре у несчастной Сюзанныбыла понимающая душа. Это была монахиня по имени Урсула. Именно она согласиласьпомочь Сюзанне и спрятать у себя провокационные записи  к адвокату Манури против монастыря и техиздевательствах, что там творились. Сюзанна была поистине опечалена и разбита,когда узнала, что Урсула скончалась:
«Яосталась одна у её изголовья. Мне трудно описать вам мое горе, и всё же язавидовала её участи. Я подошла к ней, горько плакала, целовала множество раз,накрыла простыней её лицо, черты которого уже начали меняться… И вот я одна вмонастыре, олна на всём свете, так как я не знаю ни единого живого существа,которое интересовалось бы мною».
По своейразоблачительной силе трагическая повесть Дидро о монахине – невольнице неимеет себе равных в литературе 17 века. Проницательно раскрыв психологиюрелигиозного аскетизма Дидро сумел показать процесс перерождения человеческогосознания под давлением религии, и этим повесть в значительной степени выходитза рамки просветительского мировозрения – она вполне может занять место вреалистической литературе 19 века.
Список используемой литературы:
1.            Энциклопедия литературных героев. Зарубежнаялитература 18 – 19 века.
2.            История зарубежной литературы 17 – 18 веков. С. Д.Артамонов, З. Т. Гражданская Р. М.Самарин.
3.            История французкой литературы. Черневич М.Н. идр.  М. 1965 г.
4.             Историяфранцузской литературы учеб. Андреев Л.Г. и др. 1987 г.
5.            История французской литературы с древнейших времён. М.1946 г.
6.            Яхонтова М. А. Очерки по истории французскойлитературы. М. 1958.г.
7.            Писатели Франции М. 1964 г .
8.            Штейн А. Л. и др. История французской  литературы. М. 1988 г .
9.            Сент – Бёз Ш. Литературные портреты. М. 1970 г .
10.       Кривушкина Е. С. Французская литература 17 – 20 веков.Иваново 2002 г.
11.       Дени Дидро «Монахиня» Москва «Советская Россия» 1984г.
Министерствообразования и науки Российской Федерации.
ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Институт иностранных языков и литературы
Кафедра зарубежной литературы
Контрольная работа.
Тема: Идейно –художественное своеобразие романа Дени Дидро “Монахиня”
Выполнила: студентка ИИЯЛ
Группы№ 3021
МаликоваНаталья
Проверил:
Д.Ф.Н., профессор Аветисян В.Н.
Ижевск
2004 год


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Информационное обеспечение управления на предприятии (таможне)»
Реферат "Толерантность" или "терпимость": о борьбе "красиво" и "понятно"
Реферат Історія митної справи в Україні
Реферат Природно-территориальные комплексы
Реферат Пути повышения эффективности производства молока в ОАО Березинский райагросервис
Реферат Витаминно-минеральные комплексы
Реферат Колер і свет у творчасці А Сала я
Реферат Plato Essay Research Paper Plato was a
Реферат Анализ себестоимости промышленной продукции и ее структура
Реферат Классификация затрат 3
Реферат Експлуатація екскаваторів ЕО-5123 ЕО-6122
Реферат Институт благородных девиц
Реферат Проект термического отделения высокотемпературного отжига анизотропной электротехнической стали
Реферат МОЧЕКАМЕННАЯ БОЛЕЗНЬ
Реферат Сравнительный анализ изменений в основных положениях по составу затрат включаемых в себестоимость