Воронежский государственныйуниверситет
Факультет журналистики
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Журнально-публицистическая деятельность
М.Б. Салтыкова-Щедрина
Подготовил:
студент 3-его курса ОЗО
Тюрин Р.Ю.
Публицистическая иредакторская деятельность М.Е. Салтыкова Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той работы,которую он начал еще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирикработал 16 лет, с 1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждойкнижке и во многом определяли характер и на правление журнала.
Начиная свое сотрудничествов «Отечественных записках», писатель опубликовал в 1868—1869 гг. два цикла:«Признаки времени» и «Письма о провинции». И в том и в другом произведенииСалтыков-Щедрин, как бы подводя итог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы: что изменилось в жизни Россиипосле реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х годов не принес ожидаемых результатов? Вчем причина неудачи революционного движения? Эти проблемы волновали всехсотрудников «Отечественных записок» и их читателей.
Салтыков-Щедрин увиделпричину неудачи борьбы против самодержавия в том, что слишком неоднородно было«движение реформаторов», как он условноназывал движение 60-х годов.
Хотя крепостное право юридически было отменено, пережитки феодализма оказалисьнастолько живучими, что сатирик имел полное право признать: крепостное правоживет во всем — «в нашем темпера менте, в нашем образе мыслей, в наших обычаях, в нашихпоступках. Все, на что бы мы ниобратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается» (т. 7, с. 150).
Оценивая другие реформы 60-хгодов, Салтыков-Щедрин так же недвусмысленно раскрыл их крепостническую сущность.
Салтыков-Щедрин вернораскрыл классовую природу земств, антинародный характер многих их начинаний.Никогда не выступая против земств как органов местного самоуправления, он быллишь против засевших в них крепостников-помещиков, которые прилагали все силы ксохранению своих привилегий.
Признаки времени сгосподствующим капиталистическим устремлением к наживе - «хищничеством» — иполитической пассивностью народа, задавленного нуждой, не могут ободрятьписателя. Он сокрушается, что среди «легковесных» нет места идеалам 40—60-хгодов, однако не теряет веры в лучшее будущее: «Как ни обширно кладбище, нооколо него ютится жизнь» (т. 7, с. 94).
В 1872—1876 гг.Салтыков-Щедрин печатает на страницах «Отечественных записок» два новых публицистическихпроизведения: «Дневник провинциала вПетербурге» (1872) и «Благонамеренныеречи» (1872—1876). Оба эти цикла посвящены преимущественно дальнейшему развитию капитализма в России и отражению этого процесса в политическойжизни страны.
Писатель одним из первых врусской литературе создал типические образы представителей русской буржуазии70—80-х годов и ее идеологов — либералов. Разоблачение либерализма становитсяодной из главных тем его литературной деятельности.
На фоне торжества буржуазного предпринимательствастановится отчетливо виден идиотизм запуганного обывателя. Писатель смело осуждаетполитическую реакцию конца 60-х годов, критикует последующие реформы царского правительства, судебную в частности,затеянные для того, чтобы приспособить самодержавный режим к нуждамкапиталистического развития.
Особое место в циклезанимает рассказ о Дерунове, содержащий беспощадную характеристику «опоры» современного общества
«Дерунов не столп! —заявляет в конце очерка Салтыков-Щедрин. — Он не столп относительнособственности, ибо признает священною толь ко лично ему принадлежащуюсобственность.
Рассматривая общественнуюжизнь в годы реакции, Салтыков-Щедрин типичным явлением русскойдействительности называет «молчалинство». Безразличиек насущным вопросам современности, стремление к личному благополучиюгосподствует в либеральном обществе. Молчалины всюду. Их угодливость, карьеризм не означают, однако, что они играют только пассивнуюроль. Все они — люди беспринципные, готовые снести любое оскорбление, если оно будетоплачено. Цинизм, моральная и политическая нечистоплотность, продажностьявляются неотъемлемым качеством преуспевающих адвокатов, журналистов и литераторов. Но именно эти качества иопределяют их будущее поражение.
Салтыков-Щедрин, вернопонимая характер русского капитализма как явления, обусловленного историческимразвитием, не признавал капиталистические отношения вечными и неизменными.
После поездки по ЕвропеСалтыков-Щедрин печатает в «Отечественных записках» цикл очерков «За рубежом» (1880). Симпатизируя передовой,революционной Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, он беспощадноразоблачает современную французскую буржуазию, затоптавшую из алчности истрасти к наживе славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял ореол мнимойреволюционности, возникший вокруг буржуазных республиканцев, которые защищали впрессе и парламенте капиталистическиепорядки.
В очерках «За рубежом»писатель признал милитаризм важнейшей чертой в политике инастроениях немецкой буржуазии. Упоенная победой над Францией в 1870—1871 гг.,Германия мечтала занять главенствующее положение в Европе. Салтыков-Щедринвысмеял эту претензию и заклеймил наглость прусской военщины.
«Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедринапостоянно и тесно переплетается с «отечественным». В аллегорической сцене —диалоге между «мальчиком без штанов» и«мальчиком в штанах» — сатирик ставит вопрос о характередальнейшего развития России и приходит к выводу, что она, так же как многиеевропейские страны, пойдет по пути капиталистического развития. Но русскийнарод, не опутанный мещанским филистерством, еще не пропитанный буржуазнойзаконностью, как это случилось с немецким «мальчиком в штанах», сумеет свести счеты с Колупаевым и добиться освобождения от всякойэксплуатации. Все сопоставления русских и западноевропейских общественныхотношений даны в очерках под углом зрения перспектив революционного развитияРоссии.
«Письма к тетеньке»(1881—1882), «Современная идиллия» (1877—1883) и публицистические произведения, написанные после закрытия «Отечественных записок»,рисуют русское общество в период обострения революционной борьбы и реакции,наступившей вслед за разгромом движения народников.
Яркой сатирой на царский суди расправу является сценка «Злополучный пискарь, илиДрама в Кашинском окружном суде». В наиболее обобщенном виде тупость и реакционность царскойбюрократии была воплощена писателем в образеретивого начальника, который решил закрыть Америку.
Не менее злую сатиру налиберальную прессу, явно повернувшую в конце 70-х годов кмонархизму, содержит цикл «В среде умеренности и аккуратности». Прототипомгазеты «Чего изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, явился Суворин,издатель газеты «Новое время».
Сатирик вводит читателей вовсе тайны редакционной кухни и пародийно раскрывает сущность основных жанровбуржуазной газеты: передовой статьи, фельетона, корреспонденций. Пустословие возведено здесь в принцип, и толькоодна мысль беспокоит редактора: как бы при всем либерализме дать каждойфразе такой оборот, чтобы не осталось и тени недоверия кначальству! Щедринское выражение «Чего изволите?» было очень удачным и прочноукрепилось за газетой Суворина «Новое время».
Позднее, в условиях реакции80-х годов, Салтыков-Щедрин еще не раз обращается кхарактеристикам буржуазной и монархической прессы в России. Редактор «Красы Демидрона», бывший тапер публичного дома Иван Иванович Очищенный («Современная идиллия»), сам признается, что он не имеет никакоговлияния на газету. Все зависит от издателей — содержателей увеселительныхзаведений. Скандальная хроника, порнография, социальная демагогия — вотосновное содержание газеты «Краса Демидрона» в 80-егоды.
ПублицистикаСалтыкова-Щедрина 70—80-х годов - этоподлинная революционно-демократическая летопись всей пореформенной России.Резкость и непримиримость сатиры были отражением убежденности писателя в том, чтонеобходимо решительно покончить с царизмом и эксплуататорами.
Салтыков-Щедрин был иостается непревзойденным мастером публицистической сатиры, замечательнымхудожником слова. В своем творчестве он часто прибегал к иносказанию,гиперболе, иронии, фантастике.
Писатель быстро и верно умел подметить новое вэкономике, политике, литературе. Это умение позволило ему раньше других, уже вна чале 70-х годов, создать яркие, типические образы.
Огромная сила сатирическогообобщения, типизации— яркая индивидуальная особенность стиля Салтыкова-Щедрина.Он мог схватывать явления в их становлении, росте. Недаром Гончаров говорил, что дляизображения не установившегося в жизни нужен талант Щедрина, признав тем самымспособность сатирика верно и своевременно улавливать новое в жизни.
Салтыков-Щедрин былмастером эзоповского языка. Немногонайдется писателей и публицистов, которые могли бы сравниться с ним в искусствеобходить цензурные рогатки. Вслед за Герценом и Чернышевским он блестяще пользовалсяв подцензурной печати иронией и по праву мог повторить слова Герцена,назвавшего иронию «утешительницей» и «мстительницей».
Несмотря на многочисленныеиносказания, на условность употребления ряда слов и оборотов речи, читатель, посвидетельству самого сатирика, хорошо понимал его.
Неистощимоязыкотворчество Салтыкова-Щедрина. Онбыл очень чуток, внимателен к структуреродного языка, идиомам и поговоркам и негодовал на либерально-буржуазныхгазетчиков, коверкавших речь в угоду своим невзыскательным читателям. У негочрезвычайно сильно развито чувство слова, огромен словарный запас, поразительноумение использовать многозначность слов. Как никто, писатель умел выявитьнужный смысловой оттенок в слове и с егопомощью охарактеризовать любое жизненное явление, поведение отдельного человекаили целой социальной группы. Сатирик в совершенстве постиг язык так называемогообразованного общества — язык чиновников, адвокатов, либеральных писателей ижурналистов, законодательных учреждений — и пародировал его в своихпроизведениях. Столь же хорошо знал он речь народа, крестьян, язык русскихлетописей.
Для характеристики различныхсторон русской жизни 70—80-х годов Салтыков-Щедрин охотно вводил в своипроизведения литературные персонажи: Молчалина,Чацкого, Рудина, Глумова, Ноздреваи многих других — и заставлял их действовать. Это избавляло его отнеобходимости подробно характеризовать прошлое «героев» своего времени.Сохраняя первоначальный портрет, литературные персонажи жили в произведенияхСалтыкова-Щедрина второй жизнью. В изменившихся исторических условиях иххарактеры и поведение раскрывались с новых сторон, а литературное прошлоепомогало уяснить классовую сущность и общественную роль живых представителейразличных сословий в 70—80-е годы.
Писатель постоянно стремилсясделать своих противников смешными, ибо смех — великая сила.
В подцензурных же условияхэтот способ борьбы оставался подчас единственно возможным, ибо кто могпозволить себе в легальной прессе патетический гнев или прямое осуждениепозорящего Россию самодержавия?! Смех сатирика, злой и безжалостный, былнаправлен на расшатывание основ существующего строя, что прямо соответствовалотогда интересам народа.