Реферат по предмету "Литература"


Жанровое разнообразие поэмы Пушкина "Руслан и Людмила"

Реферат
Тема: Жанровоеразнообразие поэмы А.С.Пушкина “Руслан и Людмила”.
Выполнила ученица 9-А класса средней школы №2 г.Колпашево
Балашова Саша.
Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным илилирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая,дидактическая, сатирическая, историческая, лирико-драматическая и др.
Существует много различных мнений критиков насчет жанровойпринадлежности “Руслана и Людмилы”. Критик Маймин Е.А. писал, что “по своемужанру “Руслан и Людмила” — шуточная и ироническая поэма-сказка”. “В литературео Пушкине,— считает Б.Бурсов,—достаточно выяснен вопрос о том, что в “Руслане иЛюдмиле”, по своему жанру близкой одно­временно и сказке и исторической поэме,явно преобладает исторический интерес над сказочным…”.
На мой взгляд, “Руслан и Людмила” — оригинальноепроизведение,  в котором черты волшебнойсказки пересекаются с реальными историческими событиями.
Сюжет поэмы —  сказочный, в нём все дышит  молодостью и здоровьем,  печальное    не пе­чально, а страшное не страшно, потомучто печаль легко превращается в радость, а страшное становится смеш­ным.
Похищение не­весты, поиски ее, мотив соперничества, пребывание ге­роинив заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения, счастливый конец— все это похоже на сказ­ку. Но по ходу повествования, внутри сюжета, происхо­дитпостоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического ибытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свире­пыйчародей Черномор — немощным стариком.
Торжество правды над коварством, злобойи насилием — вот содержание поэмы. “Руслан…” — только сказка, с обычным всказках резким противопоставлением добрых и злых персонажей и со счастливой раз­вязкой.
Кар­тины боевыечередуются с мирными, веселые и смешные с мрачными и страшными. Сочетание ихприобретает иногда резко контрастный характер. В поэмах Пушкина действует тотже закон контрастов, что и в его лирике. Вот нежная, трепетная сцена брачнойночи. Стих льется плавно и певуче:
Вы слышите ль влюбленный шепот,
И поцелуев сладкий звук,
И прерывающийся ропот
Последней робости?..
(Песнь первая)
И вдруг резкий переход к страшному и таинственному. Внезапностьсобытия подчеркивается переносами  итемпом стиха; идут быстрые, обрывистые фразы:
… Супруг
Восторги чувствует заране;
И вот они настали…
Вдруг Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом все смерклось, все дрожит,
И замерла душа в Руслане…
Все смолкло. В грозной тишине
Раздался дважды голос странный,
И кто-то в дымной глубине
Взвился чернее мглы туманной...
(Там же)
Или:
В то время доблестный Фарлаф,
Все утро сладко продремав,
Укрывшись от лучей полдневных,
У ручейка, наедине,
Для подкрепленья сил душевных,
Обедал в мирной тишине.
Как вдруг он видит: кто-то в поле,
Как буря, мчится на коне;
И, времени не тратя боле,
Фарлаф, покинув свой обед,
Копье, кольчугу, шлем, перчатки,
Вскочил в седло и без оглядки
Летит — а тот за ним вослед.
(Песнь вторая)
К чертам исторической поэмы относятся имена, которые  восходят к “Истории государства Российского”Карамзина (Рогдай, Фарлаф), и описание реальных исторических событий.
В шестойпесне поэма наиболее приближается к историческому повествованию: осада Киевапеченегами уже представляет собой художественное преображение научногоисточника.
Тон поэмы вшестой песне заметно меняется. Фантастику сменяет история. Сады Черномора заслоненыподлинной картиной стольного города перед приступом неприятеля:
…Киевляне
Толпятся на стене градской
И видят: в утреннем тумане
Шатры белеют за рекой,
Щиты, как зарево блистают;
В полях наездники мелькают,
Вдали подъемля черный прах;
Идут походные телеги,
Костры пылают на холмах.
Беда: восстали печенеги!
Это ужедостоверное и точное описание войны X века с еевооружением, тактикой и даже средствами сообщения. Это уже начало историческогореализма.
Со сказкой и историей тесно соседствует ирония. Автор нестесняется подшучивать над своей герои­ней даже в самые трагические для нееминуты. Она плачет, — однако “не сводит взора” с зеркала; решила уто­питься — ине утопилась; говорит, что не станет есть,— а затем “подумала — и сталакушать”. Шутки нисколько не нару­шают лирического образа героини — напротив,они при­дают ему “милый” характер.
Рогдай в поэме говорит Фарлафу:
“Презренный, дай себя догнать!
Дай голову с тебя сорвать!”.     
Сцена борьбы Людмилы с Черноморомизображается так:                                                     
Уж он приблизился: тогда,
Княжна с постели соскочила,Седого карлу за колпак
Рукою быстрой ухватила,
Дрожащий занесла кулак
И в страхе завизжала так,
Что всех арапов оглушила.
“Поэма не только иронична в своей основе, — писалСлонимский,— но в ней заметен сильный элемент пародийности. Одно, впрочем,связано с другим. Людмила, например, одновременно и сказочная героиня, исовременная, живая, во плоти и крови, девушка-женщина. Она и героиня, ипрелестная, остроумная пародия на героиню. То же в большей или меньшей степени— и с другими героями. Пушкин весело смеется над своими героями, над читателем,над са­мим собой…”. Ирония автора распространяется даже на замы­сел поэмы, иро­ническии шутливо он обыгрывает сам сюжет поэмы:
Я каждый день, восстав от сна,
Благодарю сердечно бога
За то, что в наши времена
Волшебников не так уж много.
К тому же — честь и слава им!—
Женитьбы  наши безопасны...Их замыслы не так ужасны
Мужьям, девицам молодым.
(Песнь четвертая)
 
Также в “Руслане…” присутствуют черты романтической поэмы:необычный герой — витязь, у которого нет прошлого, необычное место, действиепроисходит то в историческом событии, то в сказке.
“Это была поэма “лиро-эпическая”, или, другими словами,романтическая, потому что внесение в эпос лирического элемента само по себе,—писал А.Слонимский,— было уже фактом романтического значения. Но пушкинский ро­мантизмбыл особого свойства. Это был не абстрактный романтизм Жуковского, уводивший внадзвездные сферы, а романтизм молодости, здоровья и силы, романтизм, в которомбыли уже реалистические задатки. Даже уносясь на “крыльях вымысла”, Пушкин незабывал о земле. Действительность постоянно напоминала о себе, прорываясьсквозь фантастическую ткань рассказа в виде лирических и автобиографическихотступлений и авторских оценок лиц и событий…
В “Руслане” не было еще — и в этом прав Белин­ский —полногоромантизма, проникающего всю ткань произведения, это был только шаг кромантизму. Но там, где авторская лирика вступала в свои права, появлялисьостровками свежие, вновь найденные романтические картины, звучала легкая музыкароман­тизма. Фантастическое проводится через живое восприя­тие — череззрительные, звуковые и моторные ощуще­ния — и тем самым становится почти чтореальностью…”.
В поэме широко используется А.С.Пушкиным возможность внефабульныхавторских отступлений. Таким отступлением, например, открывается третья песняпоэмы “Руслан и Людмила”:
Напрасно вы в тени таились
Для мирных, счастливых друзей,
Стихи мои! Вы не сокрылись
От гневных зависти очей.
Уж бледный критик, ей в услугу,
Вопрос мне сделал роковой:
Зачем Русланову подругу,
Как бы на смех ее супругу,
Зову и девой и княжной?
Ты видишь, добрый мой читатель, 
Тут злобы черную печать!                              
Скажи, Зоил, скажи, предатель, 
Ну как и что мне отвечать?
Лирическая основа “Руслана и Людмилы”—это праздничное чувствожизни, полнота ощущений, игра молодых сил. Позиция автора шаловливоопределяется в посвящении:
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Автор играет сказочными образами, как будто не принимая ихвсерьез. Воображение его скользит по ге­роям, которые обрисовываются легкимиконтурами.
Молодецкая похвальба: “Я еду, еду, не свищу, а как наеду, неспущу!”, и весь этот молодецкий тон в сцене с Головой — плохо вяжутся снастроениями Руслана, потерявшего супругу и только что размышлявшего о “травезабвения”, “вечной темноте времен” и тому по­добных романтических тонкостях.
Объясняется все это очень просто: герои еще не по­лучилисовершенно самостоятельного существования, не обособились от авторской лирики.Они составляют предмет лирической игры, и пружины их действий находятся покаеще в руках ав­тора. С этой точки зрения вполне понятно, что древнему витязюприписываются пылкие романтические чувства:
Но, страстью пылкой утомленный,
Не ест, не пьет Руслан влюбленный,
На друга милого глядит,
Вздыхает, сердится, горит
И, щипля ус от нетерпенья,
Считает каждые мгновенья...
(Песнь первая)
Руслан не древний витязь и не былинный богатырь, а романтическийгерой, совершающий подвиги для спа­сения возлюбленной. Подобная модернизациягероев да­вала удобный повод для лирических вторжений автора. Он ставит себя,например, в положение Руслана, ли­шившегося своей возлюбленной в самый разгар“востор­гов”:
И вдруг минутную супругу
Навек утратить… О друзья,
Конечно, лучше б умер я!..
(Песнь первая)
Авторские отступления — то лирические, то иронические,контрастирующие с нею,— придают рассказу личный тон. Автор все время подчеркиваетсвою роль рассказчика. Он играет с чи­тателем и дразнит его любопытство,прерывая повест­вование на самом интересном месте—как, например, во второйпесне, в момент, когда Рогдай настигает Ру­слана:
Руслан вспылал, вздрогнул от гнева;
Он узнает сей буйный глас...
И вдруг:
Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час...
И в  конце песни, послерассказа о Людмиле:
Но что-то добрый витязь наш? 
Вы помните ль нежданну встречу?..
Важно отметить произведенную Пушкиным ре­форму стиха. Он закрепилза поэмой лирический четырехстопный ямб. Пушкин придал ему сво­бодноелирическое движение, не стесненное правиль­ным чередованием рифм. Онупотребляет в “Руслане” тройные и четверные рифмы:
Трепеща, хладною рукой
Он воплощает мрак немой…
О, горе: нет подруги милой
Хватает воздух он пустой;
Людмилы нет во тьме густой,
Похищена безвестной силой.
(Песнь первая)
Одна гуляет по садам,
О друге мыслит и вздыхает,
Иль, волю дав своим мечтам,
К родимым киевским
В забвеньи сердца улетает;
Отца и братьев обнимает...
(Песнь четвертая)
Этот четырехстопный ямб и давал возможность сво­бодногопередвижения интонаций — от шутки и иронии к мягкому, певучему лиризму игероическому пафосу, от литературной полемики к картинам волшебной старины.
   “Руслан” писался три года, и естественно, что каж­дая песня былашагом вперед, имела собственный ха­рактер. Поэт рос вместе со своимпроизведением. Он начинал поэму в духе “веселых снов” и “сердечных вдохнове­ний”юношеской своей лирики, но к концу в ней зазву­чали иные, более серьезные ноты.В эпоху создания поэмы чрезвычайно расширилсякруг исторических представлений Пушкина.
“Эпос окончательно торжествует над иронией и субъек­тивнойлирикой,— считал А.Слонимский,— история над сказкой.
В связи с этим меняется стиль и манера повество­вания. Стихкрепнет, становится более строгим и муже­ственным. Лица и события изображаютсяконкретнее. В первых песнях было много условного, традиционного. Чтохарактерного, например, для поведения Людмилы во второй песне?
Она подходит — и в слезах
На воды шумные взглянула,
Ударила, рыдая, в грудь...
Это традиционный жестотчаяния вообще, не имеющий индивидуальных признаков.
Меланхолические размышления Руслана на поле битвы (в третьейпесне) напоминают сентиментально-медитативную элегию карамзинского типа”.
 Речь Руслана спускаетсяиногда до простой разговорной речи, но такая речь в устах древнего витязястановится мало достоверной, слишком утонченной:
Не спится что-то, мой отец!
Что делать: болен я душою.
И сон не в сон, как тошно жить.
Позволь мне сердце освежить
Твоей беседою святою...
(Песнь первая)
Эти “что-то”, “болен я душою”, “тошно”  звучат слишком изнеженно.
Вшестой песне “Руслана” нет подобных промахов. Здесь чувствуются ужереалистические тенденции. Же­сты и поведение действующих лиц бо­лее  характерны для данного лица и даннойситуации. Волнение старого князя при виде спящей Людмилы выражается иначе, чемволнение Руслана. Видно и то, что это старик, и то, что он ис­пуган и не знает,что делать:
В лице печальном изменись,
Встает со стула старый князь,
Спешит тяжелыми шагами...И старец беспокойный взгляд
Вперил на витязя в молчаньи...
Другого рода поведение Руслана: у него волшебное кольцо, и ондействует быстро и энергично, даже не обращая внимания на Фарлафа, бросившегосяк его ногам:
Но, помня тайный дар кольца,
Руслан летит к Людмиле спящей,
Ее спокойного лица
Касается рукой, дрожащей...
Только эта “дрожащая рука” и выдает волнение Рус­лана.
Вот как отзывался А.Слонимский о шестой песне:“Действующие лица не слиты здесь в одну кучу, а обособ­лены друг от друга: укаждого своя позиция. Сцена выиграла в отношении краткости и сталапсихологически и мимически глубже обоснованной”.
Начало первой песни — сжатое, колоритное — обе­щало как будтопоэму историческую:
Не скоро ели предки наши,
Не скоро двигались кругом
Ковши, серебряные чаши
С кипящим пивом и вином.
Они веселье в сердце лили,
Шипела пена по краям,
Их важно чашники носили
И низко кланялись гостям.
Все дышало здесь степенной стариной: медленное круговое движениесосудов (“не скоро...”), важная осанка чашников, низкие их поклоны. Белинскийпред­полагал даже, что первые семнадцать стихов были по­водом для“присочинения” к ним всей поэмы. Далее начиналась сказка, где отсутствовалиреальные исторические события и действие происходило вне времени и про­странства.В шестой песне мы снова возвращаемся на землю. Руслан становится здесь реальнееи психологичнее.
 “В творческой эволюции Пушкина значениепоследней песни “Руслана” огромно. Здесь впервые у него выступает народ какдействующая сила истории. Он показан в своих тревогах, надеждах, борьбе ипобеде. В поэму вступает великая тема всенародной борьбы и славы,— писал Гроссман.— На последнем этапе своих баснословных странствий герой становитсяосвободителем Родины. Весь израненный в бою, он держит в деснице победный меч,избавивший великое княжество от порабощения. Волшебная сказка приобретаетисторическую перспективу. “Преданья старины глубокой” перекликаются ссовременностью: сквозь яркую картину изгнания печенегов звучит тема избавленияРоссии от иноземного нашествия в 1812 году”. Заключительный фрагмент вопределенной мере расходится по стилю с духом поэмы, которую призван завершить.
Сохраняятрадицию волшебно-рыцарского романа, А.С.Пушкин к концу поэмы по-новомусочетает фантастические элементы старославянской сказки с драматическими фактамидревнерусской истории, свободно смешивая жанры создал произведение, которое до настоящего времени вызываетнеподдельный интерес у многих поколений читателей.
                                               Списоклитературы:
1.  Б.Бурсов Судьба Пушкина // Советский писатель Ленингр. отдел. 1986 стр. 602.  Е.А. Маймин Пушкин. Жизнь и творчество.// Изд. “Наука”, Москва 1982стр. 35-39
3.  А. Слонимский Мастерство Пушкина // Гос. изд.худ. лит-ры, Москва 1963 стр. 187-216
4. Степник Ю.В. О роли национальных поэтических традиций XVIII века в поэме Пушкина      
     “Руслан и Людмила” // Русская литература,1968 стр.107 – 122.
5. Пушкин: суждения и споры // Московский рабочий 1997 стр. 17


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ошибки американской разведки которые приводили к войнам
Реферат Вязёмы
Реферат Что такое психология обращения с больными
Реферат Инфляция сущность и социально-экономические последствия
Реферат Политический вопрос в России
Реферат Валютный контроль в России
Реферат Економіка Куби
Реферат Эффективность работы военно-медицинского учреждения
Реферат Теории ЖБ Сэя Ф Бастиа Т Мальтуса Историческая школа в Германии
Реферат «Стратегии развития региона: инфраструктура, экономика, инновации, безопасность, качество»
Реферат Организационно-правовые основы, направления и пределы деятельности полиции ФРГ
Реферат Рецензия на произведение Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Реферат Молекулярные механизмы старения
Реферат Уголовная ответственность за взяточничество 2
Реферат Минеральные типы месторождений