КРАТКИЙ ДОКЛАД
на тему
«Жизнь и творчествоП.И.Мельникова-Печерского»
Студентки 3 курса ФС ВПУ
Кристины Узорко
Павел Иванович Мельников родился в 1818 году вНижнем Новгороде. Семейство его было из старинного, но обедневшего дворянскогорода. До поступления в нижегородскую гимназию воспитывался матерью, многочитал. В 1834 поступил на словесный факультет казанского университета, которыйуспешно окончил. Будучи уже перспективным учёным, попал под подозрение властейи был выслан в Щедринск. После ссылки работал старшим учителем гимназии.
Первое своё произведение Мельников напечатал в журнале«Отечественные записки». Называется оно «Дорожные записки на пути из Тамбовскойгубернии в Сибирь», написано в беллетристическом духе. В 1840 году появилсярассказ писателя «О том, кто такой был Елпидифор Перфильевич и какиеприготовления делались в городе Чернограде к его именинам» («Литературнаягазета») – слабое подражание Гоголю. Одно из крупнейших произведений этого периода– роман «Торин». В этом романе персонажи, по выражению самого автора, «списаныс натуры». Он утверждает, что в Вятке, Перми, Уфе можно найти таких окуньковых,шабуровых. Действие романа происходит в провинциальном городе. Роман состоит из5 очерков и рассказов. По общему мнению, «Торин» не удался Мельникову. Оннедостаточно углубился в изучение быта и нравов народа. Потом Мельников непринимался за беллетристику 12 лет.
Мельникову была интересна история. Ещё в своём родномгороде он был допущен к архивам, изучал старообрядческие предания и легенды.Старообрядческими делами он занимался на службе, будучи чиновником особыхпоручений. Но через 10 лет Мельников оставил служебную карьеру и началлитературную деятельность. Мельников, чтобы не быть тем самым чиновникомМельниковым, берёт псевдоним Андрея Печерского. В 1841 году Мельников получилзвание члена-корреспондента Археологической комиссии. В 1845 – 1850 былредактором неофициальной части «Нижегородских губернских ведомостей», гдепубликовал многочисленные исторические и этнографические материалы, собранныеим самим.
Мельников-Печерский посылает один из лучших своихрассказов «Красильниковы» на суд Далю. Даль дал положительную оценку.«Красильниковы» — рассказ о характере русского купца. Рассказ наполняет массадеталей из реальной жизни, которые могут быть интересны этнографам ифольклористам. На интересном диалекте говорит девка-чернавка купцаКрасильникова: «Лыска! Лыска! Цыма-те! Экой пострел, кабан проклятой!»Красильников – это новый русский купец середины 19 века. Его апартаментыобставлены роскошно, но он не считает роскошь функциональной в своём быту. Самживёт в маленькой комнатушке, где спит, ест и работает. Он интересуетсяполитикой, мыслит масштабно. Вся цель его жизни – деньги, и это прежде всегопагубно влияет на его сына Дмитрия, талантливого мальчика. Печерский признаётза такими купцами силу.
С 1850 года работал в Министерстве внутренних дел,преимущественно по делам раскола. К государственной службе Мельников относилсянеобыкновенно ревностно, был «административным Дон Кихотом», чем вызвалнедовольство начальства и осуждение общественности. Был известен как жестокийразоритель скитов и даже стал «героем» раскольничьего фольклора (о нём слагались песни и легенды – например,будто Мельников заключил союз с дьяволом и стал видеть сквозь стены, или будтов Нижегородской губернии крестьяне видели его верхом на змие). Однако,досконально изучив раскол, Мельников изменил своё отношение к нему. В «Отчёте осовременном состоянии раскола» (1854) он возложил ответственность за раскол нанизкий нравственный уровень православного духовенства.
В 50-е годы Мельников-Печерский пишет рассказы «ДедушкаПоликарп», «Поярков», «Медвежий угол», «Непременный». В этих рассказах писательобличает нравы и порядки николаевского режима. Герои рассказов – губернские иуездные чиновники различных рангов. Они занимаются взяточничеством,вымогательством, грабежом. Мельников, пройдя долгую службу чиновником,досконально изучил тип государственных стяжателей. Именно по причине коррупциив государстве страдает беззащитный народ.
В повести «Старые годы» обсуждается крестьянский вопрос.После отмены крепостного права некоторые помещики продолжают видеть за собойродовое право владеть крестьянами, оправдывая это своими заслугами передотечеством: например, за доблести на войне 1812 года, за становление русскойкультуры. В конце концов, Пушкин и Лермонтов тоже были дворянами и владелидушами.
Повесть «Гриша» (1861) оказалась слабее предшествующих;однако она любопытна разнообразными портретами старообрядцев. Один из них,развязный старец Варлаам, любитель выпить и погулять, близок пушкинскомуВарлааму («Борис Годунов»). Это позволило Мусоргскому использовать чертымельниковского Варлаама и приведённую в повести песню «Как во городе то было воКазани».
В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселилсяв Москву и всецело отдался литературной работе. С 1868 года – постоянныйсотрудник «русского вестника». Встречался с А.Ф.Писемским, А.М.Майковым,К.Н.Бестужевым-Рюминым; Н.А.Некрасова знал, но относился к нему холодно. Одинраз видел Чехова и угадал в нём большой талант. В «московский» период Мельниковсоздал ряд исторических трудов («Княжна Тараканова и принцесса Владимирская»,1867 год) и, наконец, начал своё главное произведение – романную дилогию «Влесах» и «На горах». Последние главы Мельников диктовал жене, будучи уже тяжелобольным. Перед смертью он задумал несколько исторических романов («В пещерах» ид-р). Последние 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, уезжая летом в своё имение,где с увлечением занимался садоводством.
Дилогия Мельникова повествует о старообрядческомЗаволжье середины 19 века, об обычаях местного населения, скитах и тайныхсектах, о заготовке леса, о старообрядческих обычаях и верованиях, о хлебнойторговле, о монастырских нравах, о поверьях, легендах, о еде. В центре романов– жизнь нескольких купеческих семей в переломный исторический момент, когдаторговое сословие обрело в русском обществе реальную силу. Судьбы персонажейтак или иначе связаны с проникновением в патриархальную среду денежныхотношений. Сразу в нескольких сюжетных линиях раскрывается власть алчности истяжательства: поначалу привлекательный, Алексей Лохматый в погоне заматериальной наживой теряет в себе всё человеческое, губит полюбившую егоНастю; Гаврила Залётов продаёт единственную дочь богатому старику.Показана в дилогии жестокостьрелигиозного фанатизма, который ломает судьбы Манефы и её дочери Флёнушки.
Автор показывает и поэтические черты русской жизни.В купечестве он находит верность здоровым устоям народной нравственности,предлагает яркую концепцию национального характера. Мельникова привлекаетисключительно богатый этнографический и фольклорный материал, он реконструируетмотивы славянской языческой мифологии.
Романом «На горах» завершиласьлитературная деятельность Мельникова. В 1881 Мельников переехал на постоянноежительство в Нижний Новгород: там он и умер в 1883 году, и был похоронен наПокровском кладбище в фамильном склепе.